Семья как объект социальной работы

Семья является необходимой ценностью для жизни и развития каждого человека, играет важную роль в жизни общества и государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса.

Семья – важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения, в ней человек рождается, через нее продолжается человеческий род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, тем выше культура семьи[1].

На современную семью оказывает влияние множество факторов: индустриализация, урбанизация, образование, религия и др. Являясь основополагающим институтом в структуре общества, семья особенно чувствительна ко всякого рода реформаторским изменениям государственного масштаба, поскольку их результаты напрямую отражаются на ее уровне жизнедеятельности, ее стабильности и воспитательной дееспособности.

Меняется само представление о семье, сегодня семья – это не только люди, живущие под одной крышей. Современная тенденция во внутрисемейной политике – создание многоядерной семьи, то есть мультифамильной.

Семья во все времена постоянно находится в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древних философов и заканчивая современными реформаторами. Это происходит в виду того, что семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Она находится в движении, меняется не только под воздействием социально-политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. По этой причине она является одной из важных сфер и одним из главных объектов социальной работы.

Знаменитую гамлетовскую фразу: «Распалась связь времен!» можно читать как крик души о распавшейся семье.

Игнорирование, а порой и полный отказ семьи от выполнения какой-либо функции дестабилизирует семейный образ жизни, возникает угроза ее распада. Семьи, социальное функционирование которых затруднено, характеризуются, как семьи социального риска.

3 стр., 1444 слов

Роль семьи в психическом развитии ребенка

... роль в психическом развитии ребенка. Каждый член семьи вносит свою лепту в этот сложный и длительный процесс. Более того, отсутствие в жизни ребенка отца или матери способно негативно повлиять на его развитие. Полное отсутствие семьи, воспитание ребенка в ...

К сожалению, с каждым годом растет число детей, которые воспитываются без одного из родителей. На этот процесс оказывает влияние высокий уровень разводимости и внебрачной рождаемости. Не малую роль играет и повышение уровня смертности в средних возрастах, особенно среди мужчин: это ведет к вдовству и сиротству.

Растет число одиноких матерей и их детей. Так, если в 1993 году доля детей, родившихся в России у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке, составляла 18%, то в 1997 году она превысила 25%. Значит, ежегодно каждый четвертый-пятый новорожденный становится ребенком из неполной семьи, относимой обычно к семье риска.

Ежегодно, по данным Госкомстата, распадается 500-600 тысяч браков, также образуя неполные семьи, и почти столько же детей в возрасте до 18 лет становятся детьми семей риска.

Катастрофические размеры приняло социальное сиротство несовершеннолетних, жестокое с ними обращение. По данным социологических исследований, от 2 до 4 млн. безнадзорных детей заняты попрошайничеством, нищенствованием[2].

Давно стала расхожей фраза: «семья – ячейка общества». Этим аксиоматичным определением обозначены роль и место семьи в обществе, неразрывная связь процессов, происходящих в обществе и его социальном институте-семье. Экономический кризис общества оборачивается материальными проблемами для миллионов малообеспеченных семей.

Социальная работа призвана смягчать эти тяготы, помочь тем, кто самостоятельно не в состоянии справиться с навалившимся кризисом[3].

Принимая семью в качестве объекта социальной работы необходимо учитывать следующее: ее структуру, окружение, функционирование, традиции и обычаи. Что касается предмета курсовой работы, то этим предметом в данном случае, является семья, в которой находят отражение все социальные проблемы, характерные для современного общества.

Актуальность выбранной для курсовой работы темы состоит в том, что в жизни большинства людей семья играет главную роль. Но не все семьи являются благополучными. К ним на помощь и должны приходить социальные работники. Необходимо разобраться со всеми проблемами, возникающими в таких семьях, а также способами их решения, чтобы в дальнейшем помогать их решению.

Цель работы – рассмотреть социальные проблемы, возникающие в семье, исследовать способы их решения.

Объектом исследования в курсовой работе является семья, ее виды и формы существования.

Предмет исследования – социальная работа с семьей, ее основные направления и методы.

Основные задачи курсовой работы:

  • дать понятие семьи, основные признаки и типы;
  • раскрыть социальные функции семьи;
  • охарактеризовать социальные проблемы семьи и определить причины их возникновения;
  • рассмотреть особенности социальной работы с семьей;
  • показать формы и методы социальной работы с семьей;
  • охарактеризовать специфику социальной работы с российскими семьями.

Гипотезой исследования будет являться признание того факта, что хотя социальная забота государства и общества по отношению к семье становится все более действенной и реальной, существуют вопросы и проблемы, в которых необходимо разбираться непосредственно социальному работнику, помогающему найти адекватные способы и методы их решения.

7 стр., 3075 слов

«Инклюзивное образование: организация работы с детьми с ...

... педагогически. В семье он тоже не находит сочувствия, родители сами говорят, что им некогда заняться ребенком. В начальной школе велась разъяснительная работа с родителями, советовали показать детей узким специалистам. В школе ...

Для написания курсовой работы были использован методы исследования: описание, сравнительный анализ, обобщение результатов.

Методической основой при выполнении курсовой работы являются работы Дорохова М.В., Шеляга Т.В., Дивицыной Н.Ф., Гребенников И.В., Антонова А.И., Меткова В.М.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, содержащих подпункты, заключения и списка литературы.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в рациональном обосновании вопросов повышения качества социальной помощи семье и применения на практике опыта имеющейся деятельности по этой проблеме.

Глава 1. Семья: понятие и основные проблемы

1.1 Сущность понятия «семья» и тенденции ее развития

Семья – это основанная на браке и кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями друг к другу. Так же семей называют социальный институт, то есть устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которой осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания[4].

Семью можно рассматривать с разных позиций, но главным простым определяющим для нас является то, что сама семья выделилась как историческая определенная малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Как малая социальная группа семья:

  • реализует естественные (витальные) потребности своих членов;
  • создает условия для непосредственных контактов;
  • не имеет жестко структурированной системы взаимоотношений на вертикали;
  • социализирует своих субъектов чувством родства, любви, привязанности и ответственности друг за друга, накопленным социальным опытом.

Семья, по-видимому, всегда будет важнейшей первичной социальной средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания, которую не смогут заменить общественные воспитательные институты в способности давать ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержки, безусловного, безоценочного приятия. Семья также отвечает за социальное воспроизводство населения и за воссоздание определенного образа его жизни. Будучи особой самостоятельной частью, она в то же время тесно взаимодействует с определенной социальной средой и от нее зависит. В семье находят отражения все основные достижения, трудности и противоречия общественной жизни, но вместе с тем сама семья влияет на жизнь общества. В наше время невозможно представить семью без четкого разграничения на определенные типы.

1.2 Типы и социальные функции семьи

В современной литературе встречаются различные типы семей, но все она характеризуются следующими признаками:

По количеству детей: бездетная или инфертильная семья, малодетная, многодетная.

По составу: неполная, отдельная, простая или нуклеарная, сложная (семья нескольких поколений), большая, материнская, семья повторного брака.

По структуре: с одной брачной парой с детьми или без детей, с одним из родителей супругов и другими родственниками, с двумя и более брачными парами с детьми или без них, с матерью (отцом) с детьми, с одним из родителей и другими родственниками, прочие семьи.

4 стр., 1927 слов

Удовлетворенность браком и супружеская совместимость

... удовлетворенности браком, относятся: стадия жизненного цикла семьи, супружеский стаж, сходство ценностей у супругов, гендерные различия, трудовая занятость, наличие в семье детей. Ю. Е. Алешиной установлено, что удовлетворенность браком зависит от стажа семейной жизни. ...

По структуре лидерства в семье: эгалитарная (демократическая) и традиционная (авторитарная);

  • По семейному быту, семейному укладу: семья – «отдушина», семья детоцентрического типа, семья типа спортивной команды или дискуссионного клуба и семья, ставящая на первое место комфорт, здоровье, порядок.

По однородности социального состава в зависимости от нации, уровня образования, профессии и т.д.: социально-гомогенная (однородная) и гетерогенная (неоднородная).

По семейному стажу: молодожены, молодая семья, семья, ждущая ребенка, семья среднего супружеского возраста, старшего супружеского возраста, пожилая супружеская пара.

По качеству отношений и атмосфере в семье: благополучная, устойчивая, неблагополучная, педагогически слабая, нестабильная, дезорганизованная.

По географическому признаку: городская, сельская, отдаленная семья (проживающая в труднодоступных районах).

По типу потребительского поведения: семья с «физиологическим» типом потребления, семья с «интеллектуальным» типом потребления, семья с промежуточным типом потребления.

По особым условиям семейной жизни: студенческая, «дистантная», «внебрачная».

По характеру проведения досуга: открытая и закрытая (ориентированная на внутридомашний досуг).

По социальной мобильности: реактивная, семья средней активности и активная.

По степени кооперации совместной деятельности: традиционная, коллективистская и индивидуалистическая.

По состоянию психического здоровья: здоровая семья, невротическая, виктимогенная.

Остановимся подробнее на некоторых типах семей:

Молодая семья – это семья на начальной стадии её развития, на стадии реализации супружеского выбора. В ней проявляются обычный феномен открытия другого человека и «притирка» характеров, то есть изменение всего образа жизни.

Семья среднего супружеского возраста. Представляет собой своеобразный коллектив, отношения в котором можно определить как воспитание воспитателей. Большинство родителей убеждаются на собственном опыте, что воспитывают не только слова, но и образ жизни, поступки. Если родители хотят развить у ребенка какое-либо качество, они, прежде всего, должны сами обладать им. Одной из проблем семей среднего супружеского возраста являются однообразие, скука, рутина семейной жизни.

Пожилая семья – это зрелая супружеская диада, проживающая со своими детьми или самостоятельно. Это период, когда супруги выходят на пенсию. Возникает ряд объективных условий для решения тех или иных проблем в жизни семьи, когда она должна адаптироваться к новым условиям (смена образа жизни, социального статуса, режима работы и социальной среды и т.д.).

Бездетная или инфертильная семья – считается, если в течение десяти лет супружеской жизни нет детей. В нашей стране таких семей около 16% (во всем мире их не более 30%).

Обычно бездетными бывают поздние браки. Всего лишь 1% всех семей не хотят вообще иметь детей (даже если они могут их иметь).

Многодетная семья – к этой категории относят семьи, имеющие 3-х, а в ряде регионов России – 4-х детей. Эти семьи отличаются большой сплоченностью. Разводы в них довольно редки и происходят в основном из-за несостоятельности мужей в воспитании детей и невыполнения ими других семейно-бытовых обязанностей.

2 стр., 863 слов

Особенности супружеских отношений

... каждой семьи свой собственный. Психология супружеских отношений, беря за основу семейный стаж, делит брачные союзы на следующие группы: Молодожены; Молодая семья; Семья в ожидании ребенка; Семья среднего возраста; Семья старшего возраста; Пожилой супружеский возраст. ...

Малодетная семья – это довольно распространенная категория семей, состоящих обычно из мужа, жены и двух или чаще всего одного ребенка. Семьи с одним ребенком отмечают еще как однодетные семьи. В таких семья благоприятная возможность формирования у детей и родителей социально-психологических качеств (привязанность, сплоченность, лидерство), но, в то же время, специалисты отмечают в однодетной семье отрицательную сторону социально-психологического свойства, связанную с воспитанием единственного ребенка. У него ограниченные возможности общения со сверстниками, а потому хуже условия для развития эмоциональных качеств.