Самообразование: сущность, пути развития

Тема моей контрольной работы «Самообразование: сущность, пути развития». Образованность — качество развившейся личности, усвоившей опыт, с помощью которого она становится способной ориентироваться в среде, приспосабливаться к ней, охранять и обогащать ее, приобретать о ней новые знания и посредством этого непрерывно совершенствовать себя, т.е. опять же повышать свою образованность.

Человек рождается без знаний и умений, но через воспитание и образование и самообразование получает все это в соответствии с возрастом. На каждом возрастном этапе развитие получает свою степень сформированности, не исчерпывая себя. Так поэтапно формируются идеалы, мотивы поступков, отношения и другие свойства человека.

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». Характер самообразования предопределяется социально-политическими и общественными условиями.

Самообразование — это самостоятельное приобретение учащимися знаний с учетом их интересов и склонностей из различных источников дополнительно к тем, которые получены в стационарных или заочных учебных заведениях.

Самообразование как процесс овладения знаниями тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью.

Что заставляет людей постоянно работать над собой, пополнять и расширять свои знания? Дело в том, что в век научно-технической революции, в век атомных электростанций и завоеваний космоса наука, техника, производство не стоят на месте, а непрерывно развиваются и совершенствуются. Объем научных знаний с каждым годом увеличивается.

Ученые утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые десять лет. Это и обязывает любого специалиста независимо от ранее полученного образования, профессии, возраста, если он хочет быть на уровне современных достижений науки и техники и не желает отстать в духовном развитии, заниматься самообразованием.

Главная задача самообразования — это самостоятельное развитие и совершенствование личности.

Красота ее проявляется в единстве духовности и реальных отношений к миру. Культурно-образовательная характеристика идеального человека состоит в том, что он непрерывно обогащает себя знанием духовных богатств, умениями и навыками самосовершенствования. Всем этим и достигается гармония истины, добра и красоты, реализуется идеал всесторонне развитого и подготовленного к реальной жизни человека.

13 стр., 6379 слов

Самообразование как условие профессионального роста педагога

... исследования является самообразование педагога, как основа для его профессионального роста. Предметом исследования является уровень профессионально-педагогического роста педагога. Целью работы является выявление условий профессионального роста педагога., В связи с целью, в дипломной работе поставлены задачи: ...

В отличие от идеала, цель самообразования состоит в том, чтобы сформировать из себя реальную, устойчивую личность, способную в новых социально-экономических и политических условиях вносить ощутимый вклад в совершенствование общественной жизни и самого себя. Это достигается, возможно, более полным развитием ее сущностных духовных и физических сил, способностей, дарований и талантов.

1. ПОНЯТИЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

На сегодняшний день нет необходимости убеждать преподавателей в важности разработки и внедрения в педагогическую практику более совершенных методик обучения, обеспечивающих повышение качества учебного процесса, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, развитие их умственных способностей. В решении этой проблемы значительная роль отводится формированию у них умений и навыков самостоятельного мышления и практического применения знаний. Немаловажным является и формирование навыков самостоятельного умственного труда. Это тем более важно, что, какие бы знания и в каком объеме не получали обучаемые, эти знания имеют необратимую тенденцию устаревать, отставать от потребностей жизни.

Самостоятельность является наиболее существенным признаком человека и как личности, и как субъекта деятельности. Быть самостоятельным – это, значит, «стоять самому», делать что – либо без посторонней помощи, без внешнего побуждения, по своему намерению. В этом смысле самостоятельность может быть понята и как свойство личности, и как критерий его зрелости в той или другой области социальной практики. В области познавательной деятельности можно говорить о научной самостоятельности. Один из признаков учения состоит в том, что познавательная деятельность учащихся, студентов осуществляется под руководством учителя или преподавателя. По мере интеллектуального развития степень вмешательства и внешней помощи со стороны педагога должна сокращаться, а уровень самостоятельности обучаемых возрастать. Однако пока в сложившейся реальной практике обучения не наблюдается желаемой степени самостоятельности школьников и студентов.

Самообразование определяется как овладение знаниями, навыками, умениями по инициативе самого обучающегося в отношении предмета знаний (чем заниматься), объема и источника познания, установления продолжительности и времени проведения занятий, а также выбора форм удовлетворения познавательных интересов и потребностей.

В обществе доминирует утилитарный взгляд на образование, отрицающий его внутренние ценности. Согласно современной точке зрения, образование является ценностью, имеющей огромное самостоятельное значение, а также ценностью, которая имеет огромное значение, как для личности, так и в развитии всего общества.

Процесс образования, в котором участвует личность, может быть организован с помощью социальных инструментов, в основном школой, семьей, предприятием, отдельными личностями. Образование может быть получено и самостоятельно. Под самообразованием понимается получение образования в ходе самостоятельной деятельности, цели, условия и средства которой устанавливает сам субъект. Особые достоинства самообразования обусловлены именно его стихийностью, спонтанностью и динамикой. У настоящих самоучек эту динамику легко заметить: они не удовлетворяются достигнутыми целями, они их оценивают и оптимизируют. Самообразование достигает оптимального уровня в том случае, когда оно превращается в постоянную жизненную потребность человека, в принцип обучения в течение всей жизни.

17 стр., 8282 слов

Самообразование как условие профессионального роста

... Самообразование как условие профессионального роста педагога 1.1. Теоретические основы самообразования и саморазвития самообразование Л.П.Вишневская под самообразованием понимает «деятельность ... более эффективно, потому что знания, добытые человеком самостоятельно, ... жизнь. « Потребность в самообразовании определяется спецификой самого обучения, социальной ролью учителя. Также поток профессиональная ...

2. СТРУКТУРА САМООБРАЗОВАНИЯ

2.1. ФУНКЦИИ САМООБРАЗОВАНИЯ

Самообразование можно рассматривать в двух значениях: как «самообучение» (в узком смысле – как самонаучение) и как «самосозидание» (в широком – как «создание себя», «самостроительство»).

М. Князева выделяет несколько функций самообразования: экстенсивная – накопление, приобретение новых знаний; ориентировочная – определение себя в культуре и своего места в обществе; компенсаторная – преодоление недостатков школьного обучения, ликвидация «белых пятен» в своем образовании; саморазвития – совершенствование личной картины мира, своего сознания, памяти, мышления, творческих качеств; методологическая – преодоление профессиональной узости, достраивание картины мира; коммуникативная – установление связей между науками, профессиями, сословиями, возрастами; сотворческая – сопутствие, содействие творческой работе, непременное дополнение ее; омолаживания – преодоление инерции собственного мышления, предупреждение застоя в общественной позиции (чтобы жить полноценно и развиваться, нужно время от времени отказываться от положения учащего и переходить в состояние учащегося); психологическая (и даже психотерапевтическая) – сохранение полноты бытия, чувства причастности к широкому фронту интеллектуального движения человечества; геронтологическая – поддержание связей с миром и через них жизнеспособности организма.

Таким образом, самообразование – необходимое постоянное слагаемое жизни культурного, просвещенного человека, занятие, которое сопутствует ему всегда.

Профессиональное самообразование будущего учителя — целенаправленная самостоятельная деятельность студента по усовершенствованию имеющихся и приобретению новых психолого-педагогических и методических знаний и их творческое использование в соответствии с характером выполняемой работы.

Профессиональное самообразование выполняет следующие функции: дополняет, углубляет, расширяет имеющиеся знания; компенсирует недостатки базового образования и является средством его приобретения; способствует формированию индивидуального стиля педагогической деятельности; является средством самопознания и самосовершенствования.

В профессиональное самообразование включаются 4 вида самообразовательной деятельности: фоновое общеобразовательное самообразование; фоновое педагогическое самообразование; перспективное профессиональное самообразование и актуальное педагогическое самообразование.

Фоновое общеобразовательное самообразование — самостоятельная познавательная деятельность, часть естественной жизни студента, не требует специальной организации и планирования: чтение художественной литературы и периодических изданий, детской литературы, просмотр отдельных телепередач, слушание радио, посещение кино, театров, музеев, выставок; участие в экскурсиях самого разного характера и направленности, лекториев, всевозможных курсов.

10 стр., 4724 слов

План самообразования педагога план работы по самообразованию ...

... опытом. Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности. Теперь сформулируем конкретные виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту педагога: Чтение конкретных педагогических периодических изданий Чтение методической, педагогической и предметной ...

Фоновое педагогическое самообразование — просмотр и чтение педагогической периодики и новых книг по педагогике, психологии, методикам, создание личной библиотеки и ее систематизация, накопление и классификация различных материалов для использования в учебной работе.

Перспективное профессиональное самообразование – работа студента над определенной предметной или психолого-педагогической, методической проблемой, рассчитанная на достаточно длительный срок: написание рефератов, курсовых и дипломных работ.

2.2. Самообразование: формы, виды, результативность

Самообразование индивида — необходимое условие профессиональной деятельности, это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; самостоятельное приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п.

Способность к самообразованию определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.

Составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие индивида к самообразованию: ежедневная работа с информацией; креативность; стремительный рост современной науки, особенно психологии и педагогики; изменения, происходящие в жизни общества; конкуренция; общественное мнение; материальное стимулирование; интерес.

Направления самообразования: профессиональное (предмет преподавания); психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей); психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.); методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения); правовое; эстетическое (гуманитарное); историческое; иностранные языки; политическое; информационно-компьютерные технологии; охрана здоровья; интересы и хобби; иное.

Источники самообразования: телевидение; газеты, журналы; литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.); интернет; видео, аудио информация на различных носителях; платные курсы; семинары и конференции, мастер-классы; мероприятия по обмену опытом; экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты; Курсы повышения квалификации; путешествия.

Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам индивид, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации, творческих групп обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим индивидом.

Конкретные виды самообразования: систематический просмотр определенных телепередач; чтение конкретных профессиональных периодических изданий; чтение методической, профессиональной и предметной литературы; обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету; изучение информационно-компьютерных технологий; ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями.

7 стр., 3488 слов

«Совершенствование педагогического мастерства учителей школы ...

... информации не только растет, но и качественно обновляется, поэтому саморазвитие признается ведущей ценностью образования. Необходимость в самообразовании как особом профессионала, как образе жизни ... классы; 8. Мероприятия по обмену опытом; 9. Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты, путешествия ; 10. Курсы повышения квалификации; - Если представить деятельность учителя в области самообразования ...

Результаты самообразования: повышение качества выполняемой работы; разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования, разработка новых идей и тому подобное.

3. МЕТОДЫ САМООБРАЗОВАНИЯ

Общая стратегия самообразования гуманной, демократической максимально подготовленной личности заключается в обеспечении себе возможности всестороннего духовного развития, формирующего внутреннюю, интеллектуально-нравственную свободу выбора поведения и способность отстаивать свои жизненные позиции.

Достигается это в результате постоянной самостоятельной работы человека над литературой, в которой он находит примеры для подражания и саморазвития. Важное значение, в связи с этим, приобретает умение ориентироваться в потоке информации. Оно складывается из знания источников информации, их сильных и слабых сторон, умения находить нужную информацию, быстро и правильно ее оценивать, оперативно определять пути и условия использования полученных данных в теоретической или практической деятельности.