План самообразования педагога план работы по самообразованию воспитателя Кожевниковой Ирины Владимировны

Что заставляет людей постоянно работать над собой, пополнять свои знания, занимаясь самообразованием? Наука, техника, производство развиваются и совершенствуются непрерывно. Ученые утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые 10 лет. Следовательно, знания, полученные ранее, могут устаревать. В современном мире отмечается заметное повышение социальной роли образования, которое становится главным ресурсом общества. Усиление интеллектуального потенциала, в основе которого заложен приоритет самоценности человека, способного к саморазвитию, – ­одна из важных задач образования.

Формы повышения квалификации педагогов

Чтобы не отстать от времени, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания, овладевать прогрессивными педагогиче­скими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечить возможность для своего развития. Система непрерывного повышения квалификации педагогов предполагает разные формы:

  • обучение на курсах (один раз в пять лет);
  • самообразование;
  • участие в методической работе школы, города, района.

Самообразование – это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека. Как процесс овладения знаниями, оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью. Самообразование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде и вписаться в контекст происходящего.

В период между обучением на курсах необходимо заниматься самообразованием, которое расширяет и углубляет знания, полученные на курсах, способствует осмыслению опыта на более высоком теоретическом уровне.

Выбор тем для самообразования

Темы для самообразования могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого педагога. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы.

Система методических мероприятий должна быть подчинена главной цели – стимулированию педагогов в профессиональном самосовершенствовании. Можно объединить нескольких воспитателей в работе над темой, близкой к содержанию годовой задачи. Если учреждение готовится к инновационной или экспериментальной работе, то вопросы самообразования включаются в тематику экспериментальной деятельности.

12 стр., 5695 слов

Особенности работы социального педагога с семьями группы риска в микрорайоне

... основная тема курсовой работы, раскрываются причины, по которым семья попадает в группу риска, особенности работы социального педагога с этими семьями в микрорайоне. В третьей главе разработан вариант работы с ... участие в социальной педагогической работе с семьями из группы риска. Курс состоит из трех глав. В первой главе исследуется социальный портрет социального учителя и, в основном, ...

Руководитель – стратег развития своего учреждения. Он создает целый комплекс условий для профессионального роста каждого педагога, первое из которых – это мотивационное условие постепенного вхождения и приучения педагогического коллектива к постоянной работе в плане самообразования.

План самообразования педагогов

Ежегодно к годовому плану составляется план самообразования педагогов, который может быть представлен в форме таблицы:

Фамилия, имя, отчество

Тема ­

самообразования

Форма

и срок отчета

В плане четко определяется, кто, над какой темой работает и в какой форме отчитывается. Отчеты по самообразованию могут заслушиваться на педагогических советах, а также быть частью любого методического мероприятия. Формой отчета руководителей могут быть консультации или семинары для педагогов. Отчет на рабочем месте предполагает включение в оперативный контроль данной тематики и последующее наблюдение пе­дагогического процесса, с целью оценки применения на практике полученных знаний путем самообразования. Это наиболее демократичная форма отчета.

Очень важно, чтобы организация самообразования не свелась к формальному ведению

дополнительной отчетной документации (планы, выписки, конспекты).

Подводя итог, еще раз подчеркнем, что формы самообразования многообразны:

  • работа в библиотеках с книгами, периодическими изданиями;
  • участие в работе научно-­практических конференций, семинаров;
  • ведение собственной картотеки по исследуемой проблеме.

Результатом усилий педагога являются совершенствование работы с детьми,

рост его профессионального мастерства.

Несколько советов занимающимся самообразованием

ВАЖНО, чтобы знания по какому-­либо вопросу, приобретаемые из одного источника,

дополнялись сведениями из другого документа.

Это заставляет занимающегося сравнивать, анализировать, делать выводы и формировать

свое собственное мнение по данному вопросу.

ВАЖНО научиться пользоваться библиотечными каталогами.

Это сократит время поиска нужной литературы, так как многие карточки содержат краткую аннотацию

или перечисление основных вопросов, раскрываемых в книге.

ВАЖНО уметь собирать, накапливать и хранить сведения, факты, выводы.

Они пригодятся для выступления на семинарах, педагогических советах, участия в дискуссиях и т. д.

Организация самоконтроля.

«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить.» А. Дистервег

Совершенствование качества обучения и воспитания в средней школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя. Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности.

В основе самообразования — интерес занимающегося в сочетании с самостоятельным изучением материала.

Если процесс образования:

1. Осуществляется добровольно;

2. Осуществляется сознательно;

3. Планируется, управляется и контролируется самим человеком;

4. Необходимо для совершенствования каких-либо качеств или навыков, то речь идет о самообразовании.

Самообразование педагога – это необходимое условие его профессиональной деятельности. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. Причем он должен иметь знания в различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога. Однако, как бы ни были высоки способности человека к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике должным образом. Причины – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др., т.е. отсутствие потребности.

основные направления

  • психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей)
  • психологическое (общение, искусство влияния, лидерские качества)
  • методическое (педагог. технологии, формы, методы и приемы)
  • правовое
  • эстетическое (гуманитарное)
  • информационно-компьютерные технологии
  • охрана здоровья

Суть процесса самообразования заключается в том, что педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности.

Каковы же , и где их искать?

  • Телевидение

  • Газеты, журналы

  • Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)

  • Интернет

  • Видео, аудио информация на различных носителях

  • Платные курсы

  • Семинары и конференции

  • Мастер-классы

  • Мероприятия по обмену опытом

  • Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты

Все формы самообразования можно условно поделить на две группы:

1. индивидуальная

2. групповая.

В индивидуальной форме инициатором является сам педагог, однако руководители методических структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации и др.

Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится : читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать.

Что для этого необходимо делать?

Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения.

  • Посещать мероприятия коллег и участвовать в обмене опытом.
  • Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.

Теперь сформулируем конкретные виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту педагога:

  • Чтение конкретных педагогических периодических изданий
  • Чтение методической, педагогической и предметной литературы
  • Посещение семинаров, тренингов, конференций, мероприятий
  • Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами
  • Систематическое прохождение курсов повышения квалификации
  • Проведение открытых мероприятий для анализа со стороны коллег
  • Организация кружковой и внеклассной деятельности
  • Изучение информационно-компьютерных технологий

На основании этого каждый педагог составляет личный план самообразования для профессионального роста.

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов , которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования учителя на некотором этапе?

  • разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования
  • разработка новых форм, методов и приемов обучения
  • доклады, выступления
  • разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей
  • выработка методических рекомендаций по применению новой технологии
  • разработка и проведение открытых мероприятий по собственным темам самообразования
  • проведение тренингов, семинаров, конференций , мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)

Продуктивность процесса самообразования :

Самообразование педагога будет продуктивным, если:

  • В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.
  • Педагог понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, а следовательно, является открытым для изменений.

— Педагог обладает развитой способностью к рефлексии (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов).

  • Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.
  • Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

Организация процесса самообразования

Тема, над которой работает учитель.

В начале каждого учебного года все педагоги выбирают тему самообразования и фиксируют ее в планах методического объединения. Возможных вариантов тем огромное количество, но любая тема должна быть направлена на повышение эффективности воспитательной работы, выработке новых педагогических приемов и методик или созданию научных работ.

Личный план самообразования учителя.

На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:

  • название темы
  • цели
  • задачи
  • предполагаемый результат
  • этапы работы
  • сроки выполнения каждого этапа
  • действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой
  • способ демонстрации результата проделанной работы

По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей . В отчете отражаются все пункты плана работы по самообразованию.

Таким образом, организация самоконтроля дает возможность:

  • Четко планировать свою работу;
  • Осуществлять систематический контроль за своей работой;
  • Организовывать дифференцированный подход к деятельности обучающихся;
  • Более эффективно осуществлять работу по самообразованию;
  • Улучшить самоорганизацию, повысить качество своей работы;
  • Найти потенциальные возможности для собственного роста и роста обучающихся.

Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует педагог, тем больше эффект от его работы. Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет не обеспечить, самое главное – это желание работать над собой и способность творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.

Компоненты готовности педагога к самообразованию.

Компоненты готовности педагога к самообразованию  1

Алгоритм работы над темой самообразования

  • Подбор темы
  • Определение целей и задач
  • Дата начала работы над темой
  • Подбор видов деятельности в рамках работы над методической темой
  • Результаты самообразования и их трансляция на учрежденческом, городском, региональном уровне

По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.

Формы представления результатов самообразования.

¨ Доклад

¨ Защита исследовательской работы

¨ Показ воспитанниками новых форм взаимодействия в процессе обучения

¨ Брошюра,

¨ листовка,

¨ буклет

¨ Открытое занятие

¨ Проведение семинара

¨ Обучения коллег новым методикам

¨ Практикум (тренинг)

¨ Лекция

Карта

оценки уровня профессионального мастерства педагогов

Вопросы для изучения

Да

Нет

Частично

Итог наблюдения

1

Использование педагогами современных программ

2

Использование педагогами современных технологий

3

Использование педагогами разнообразных форм организации работы с детьми

4

Участие педагогов в методической работе

5

Участие педагогов в открытых мероприятиях

Инновационная карта

Педагога _______________________________________________

Образование____________________________________

Специальность__________________________________

Стаж___________________________________________

1. Проблема______________________________

2. Цель инновации, нововведения______________________________

Нововведение одноцелевое, многоцелевое (подчеркнуть).

3. Сущность инновации___________________________________

4. Прогнозируемый результат нововведения: ___________________

4. Область применения инновации: управление, дидактика, психология, частные методики, социология, гигиена и физиология (подчеркнуть).

5. Инноватор является разработчиком, распространителем, пользователем инновации (подчеркнуть)

6. Нововведение прошло стадии: формирования идеи, целеполагания, разработки, освоения на стадии опытного внедрения или эксперимента, распространения, диффузии (многократного повторения), рутинизации (реализации в сложившихся структурных единицах) (подчеркнуть)

7. Нововведение прошло экспериментальное апробирование: однократное, многократное (подчеркнуть).

8. Препятствия на пути разработки и внедрения ____________________________________________

9. Экспериментальный контроль осуществляется: специалистами, общественностью, самоконтроль (подчеркнуть).

10. Оценка инновации: критическая, допустимая, оптимальная (подчеркнуть)

11. Какие проблемы предстоит решить_______________________________________

Дата заполнения _______________________

План самообразования педагога

Учебный год

Содержание обучения, тема самообразования

Форма представления результата

2009 – 2010

2010 – 2011

2011-2012

Дата заполнения «____» ___________________ 200 ____ год

План работы

по самообразованию воспитателя

Кожевниковой Ирины Владимировны.

Тема:

Актуальность темы.

Цель :

Задачи:

  • Инициирование и позитивное, уважительное отношение к самостоятельности мнений, суждений и выводов.
  • Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала.
  • Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения задания.

Предполагаемый результат:

  • Повышение степени самостоятельности в учебной и внеучебной деятельности.
  • Организация сотрудничества педагога и воспитанников, воспитанников между собой.
  • Творческая активность воспитанников.

Этапы работы.

Содержание работы

Сроки

1

Теоретический этап.

  1. Изучение методической литературы * по данной проблеме:
  • Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. – М., 2005 г.
  • Никишина И.В.

Инновационная деятельность современного педагога. – Волгоград, 2007 г.

  • Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е. Современный урок: инновационные уроки. – Ростов н/Д, 2007 г.
  • Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е.

Современный урок: альтернативные уроки. – Ростов н/Д, 2007

2. Поиск материалов в Интернете.

В течение года

В течение года.

2

Практическое решение проблемы.

  1. Проведение мониторинговых исследований.
  2. Организация и работа кружка «Лучик»
  3. Проведение практических занятий:
    • «Профессия – журналист».
    • «Искусство речи».
    • «Почему мы так говорим?»
    • Диспут «Телевидение и дети»
    • Лаборатория творчества «В мире поэзии»
    • Коллоквиум «Нужна ли в наше время духовность?»
  4. Подготовка к фестивалю «Созвездие»
  5. Участие в областном эпистолярном конкурсе.
  6. Участие в Славянском фестивале.

Сентябрь.

В течение года.

Октябрь

Ноябрь

Апрель

Декабрь

Март

Февраль

Март

Ноябрь

Апрель – май

3

Оценочный этап.

  1. Сравнительный анализ за два года.
  2. Анализ работы по теме самообразования.
  3. создание буклета

Апрель – май

Апрель

* наименование методической литературы представляется в соответствии с требованиями (смотри образец)

АНАЛИЗ

работы по самообразованию воспитателя

Кожевниковой Ирины Владимировны

за 1 полугодие 2009-2010 уч.год.

Тема самообразования

Над данной темой работаю третий год.

Актуальность темы.

Президент Российской Федерации Д. Медведев в Послании к Федеральному собранию 12.09.2009г указал, что главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

В связи с этим тема, над которой я работаю, становится очень актуальной. У каждого ребенка разные способности, интересы, возможности. И педагог должен помочь ему реализовать свой потенциал, т.е. проявить и развить личностные смыслы обучения и воспитания. Образовать человека – значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству, что предполагает вовлеченность в этот процесс самого ребенка.

Цель : заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания.

Задачи:

  • Инициирование и позитивное, уважительное отношение к самостоятельности мнений, суждений и выводов.
  • Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала.
  • Стимулирование воспитанников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения задания.

Предполагаемый результат:

  • Повышение степени самостоятельности в учебной и внеучебной деятельности.
  • Организация сотрудничества педагога и воспитанников, воспитанников между собой.
  • Творческая активность воспитанников.

Диагностика:

  • Выявление детей, имеющих склонность к журналистике;
  • Численность детей, занимающихся в кружке.
  • ……………………………………………………

Основание:, Изучение теоретического материала.

За два предыдущих года изучила следующую литературу:

  • Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. – М., 2005 г.
  • Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога. – Волгоград, 2007 г.
  • Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е. Современный урок: инновационные уроки. – Ростов н/Д, 2007 г.
  • Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е. Современный урок: альтернативные уроки. – Ростов н/Д, 2007 г.

В 2009-2010 учебном году

  • Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М., 1983
  • Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992
  • Подборка журналов «Вестник образования»
  • Смолина Ю.В. Личностная ориентация как основа современного образования. – Ростов н/Д, 2008 г.
  • Широко используется Интернет.

В 2008 – 2009 уч.году организовала кружок «Лучик», к работе в котором привлекла обучающихся, проявляющих склонность к журналистике.

На занятиях кружка большое внимание уделяется духовному воспитанию личности. В этом году помимо практических занятий проведены теоретические занятия «Профессия – журналист», «Искусство речи», которые могут помочь воспитанникам проявлять свои творческие способности на уроках русского языка и литературы в школе, а также во внеурочной деятельности.

«Выявление детей, имеющих склонность к журналистике»

В учебном году 1

С января 2009 года силами кружка выпускается школьная газета «Лучик». На данный момент выпущено 7 номеров, среди них спецвыпуск, посвященный профилактике потребления наркотиков; готовится к выпуску восьмой номер.

В кружке занимаются 7 человек, однако в течение 1 полугодия 2009-2010 уч.года к выпуску газеты привлекаются и другие воспитанники. Помимо прочего кружок посещают на конец декабря 2009г 9 человек.

Численность детей, занимающихся в кружке

Численность детей 1

Помимо этого готовлю обучающихся к участию в различных областных, региональных и городских конкурсах. На данный момент идет подготовка к участию во Всероссийском детско-юношеском литературно-художественном конкурсе творческих работ «Я помню, я горжусь!», посвященному 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

За два предыдущих года участие в областных и региональных конкурсах можно представить в виде следующей таблицы:

Всероссийские конкурсы

Областные конкурсы

Число призеров

2007-2008

1

2

2

2008-2009

5

4

Все выше перечисленное считаю результатами работы по самообразованию.

В ноябре по данной теме выступала с докладом «Особенности исследовательской деятельности» на семинаре «Исследовательская и проектная деятельность – технологии развивающего обучения».

Форма отчета по проделанной работе:

  • в мае 2010г. издание буклета по теме самообразования;
  • выступление на заседании методического совета.

В процессе работы мною были выявлены отдельные недочеты:

  1. Не все воспитанники, проявляющие склонность к журналистике, привлечены к работе в кружке «Лучик»;
  2. Необходимо в работу включить больше мероприятий, рассчитанных на самостоятельную деятельность обучающихся.

Перспективы:

В связи с этим во втором полугодии планирую провести дополнительную работу по привлечению одаренных детей к выпуску школьной газеты (отразить в мониторинге), а также на занятиях кружка нацеливать детей на большую самостоятельность.

Воспитатель _________________Кожевникова И.В.