Профориентационное консультирование: особенности работы, применяемые методики

В исследованиях и практических разработках по профориентации с середины прошлого века до наших дней, особенности человека характеризовались исходя из требований профессии, а не из природы индивидуальности: обладает ли человек тем мышлением, которое нужно профессии, тем вниманием и памятью, моторикой, скоростью реакции. То есть отношение «человек — профессия» анализировалась только в направлении от профессии к человеку; на этом строились отбор и профессиональная тренировка. Понятия и термины, которые характеризовали бы индивидуальные особенности, как природные, так и приобретённые человеком до вступления в данную профессию и независимо от неё, популярностью не пользовались.

Выбор профессии долгое время рассматривался как поиск соответствия между требованиями профессии и индивидуальностью. Такой подход стали называть «диагностическим» и отнесли к разряду директивных форм профконсультации и профориентации. [4,c.138]

При этом полностью игнорировался тот факт, что мир профессий чрезвычайно динамичен, изменчив, и требования, предъявляемые или к человеку, неуклонно меняются. И наряду с этим, сама индивидуальность человека так же рассматривается, как нечто застывшее и неизменное, раз и навсегда заданное и связанное с профессиональными требованиями. [4, с.139]

В настоящее время экономической и политической нестабильности в обществе, человек вынужден полагаться на самого себя, необходимо быть мобильным и гибким, способным быстро и правильно ориентироваться в общем характере любой специальности и определять свою пригодность к ней. Незнание содержания профессиональной деятельности и соответственно неудовлетворённость полученной специальностью, в свою очередь, является одной из причин текучести кадров, низкой производительности труда, смены трудовой деятельности.

Осознанный выбор профессии влияет на дальнейшую жизнь, определяет успешность самореализации, социализации, карьерного и профессионального роста. Необходимость организации эффективного профессионального консультирования направленного на помощь подростку в осознанном выборе профессии, отвечающей общественным и личностным требованиям, делает эту проблему актуальной.

  1. Проблемы в оказании профориентационной помощи

В психологической науке и практике проблематика профессионального самоопределения человека, или профориентации имеет достаточно неоднозначный характер. С одной стороны, она является достаточно изученной областью, проработанной многими авторами и исследователями с теоретической точки зрения. Создано большое количество разнообразных методов, методик и инструментов оказания профориентационной помощи людям, в ней нуждающимся. Однако, с другой стороны, существует и ряд проблем, которые существенно ограничивают эффективность практического приложения имеющихся знаний и наработок.

39 стр., 19302 слов

Профессиональное выгорание социальных работников и пути его предупреждения

... Теоретические аспекты синдрома профессионального выгорания работников социальной сферы 1. Синдром профессионального выгорания: понятие, сущность, история Понятие «эмоциональное или психическое выгорание» появилось в психологических исследованиях сравнительно недавно. Однако мысли о зависимости состояния человека от характера ...

Первая проблема носит социально – экономический характер, и связана с глобальными изменениями, произошедшими в нашей стране за последние десятилетия, осознанием этих изменений и адекватностью существующих методов и концепции профориентации новых условиям жизни.

Вторая проблема связана с отсутствием системных технологий оказания профориентационной помощи. Профориентация носит зачастую частный характер, организовывается по инициативе лишь лично заинтересованных специалистов, не производится целенаправленной информирование населения о важности и пользе данных мероприятий. Это существенно ограничивает возможности людей в получении квалифицированной помощи по разным причинам: из-за недостатка информации (а где ее можно получить, а что это такое), из-за отсутствия в месте проживания специалистов и т.п.

Третья проблема вытекает из первых двух и связана с недостатком практических наработок в данной области: как организационного характера по созданию системы профориентации, так и содержательного характера самой услуги, которая удовлетворяла бы запросам современности. Частично данная проблема может быть решена за счет использования огромного опыта западных специалистов по организации центров профориентации, центров карьеры и т.п., но для корректного применения этот опыт должен быть адаптирован под специфику нашей культуры.

При этом именно сейчас актуальность профориентации высока как никогда ранее. Многообразие выбора профессий и специализаций, возможности для образования и обучения, новые экономические условия жизни – вот лишь небольшая часть тех причин, побуждающих людей уделять все более пристальное внимание вопросам собственной профессиональной жизни и карьеры. Поэтому несомненна важность адекватного обеспечения этого запроса со стороны психологической практики в рамках различных учреждений (в том числе и образовательных).

2.Основные принципы работы профконсультанта

Профконсультирование является специальной деятельностью по оказанию помощи клиенту в решении проблем индивидуальной занятости с учетом его особенностей и реальной ситуации на рынке труда. Эти проблемы связаны с выбором профессии, определением профиля профессионального обучения, трудоустройством, сменой сферы деятельности.

Последствия общения с консультантом имеют большую личностную значимость для клиента. Каким будет вмешательство консультанта – развивающим или разрушающим личность клиента – зависит от соблюдения им этических принципов профессиональной деятельности:

1. Ответственность. Консультант несет персональную ответственность за адекватность используемых методов, правильность проведения диагностических процедур, обоснованность суждений, выводов, рекомендаций.

2. Компетентность. Профконсультант должен иметь необходимую специальную теоретическую и практическую подготовку, использовать приемы и методы, соответствующие его квалификации и личным возможностям, постоянно повышать свою квалификацию, знакомиться с новыми разработками в области своей профессиональной деятельности, выбирать методы адекватно конкретной ситуации консультирования.

3 стр., 1253 слов

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В РАБОТЕ ШКОЛЬНОГО ...

... правового воспитания в деятельности классного руководителя. Была проведена проверка эффективности разработанной методики правового воспитания старшеклассников. Базой для исследования послужила: МОУ гимназия г. Арзамас. Дипломная работа ... и правового воспитания школьников накоплен значительный опыт, необходимый для постановки и решения проблемы морального развития старшеклассников в деятельности ...

3. Добровольность. Клиент участвует в профконсультации по собственному желанию и имеет право отказаться от какого-либо вида работы с консультантом (тестирования, анкетирования и т.п.) без объяснения причин.

4. Конфиденциальность. Информация, полученная профконсультантом в процессе работы с клиентом, не подлежит разглашению (сознательному или случайному), а передача её другим лицам возможна лишь с согласия консультируемого и если это соответствует его интересам.

5. Активность. Консультируемый самостоятельно принимает решение по проблеме, с которой обратился к профконсультанту или в службу занятости. Профконсультант оказывает информационную и психологическую помощь в ответ на запрос клиента, создает условия и поощряет активность и самостоятельность консультируемого в принятии им решения. Суждения и оценки профконсультанта в процессе работы с клиентом не должны ограничивать свободу последнего в принятии им решения.

6. Позитивный эффект. Профконсультант интерпретирует полученные результаты с позиции соответствия индивидуально-психологических особенностей клиента требованиям конкретной профессии с учетом перспектив ее развития и возможностей компенсации. Он акцентирует внимание на возможностях консультируемого, поддерживает и стимулирует его поисковую активность.

7. Лояльность. Профконсультант уважает личность клиента и защищает его право на свободу в профессиональном самоопределении. Интересы консультируемого, даже не соответствующие интересам службы занятости, являются приоритетными. В общении с любым клиентом профконсультант должен проявлять доброжелательность, тактичность независимо от своего эмоционального и физического состояния и субъективного отношения к нему. [3,c.86]

Следовательно, профконсультант может реально помочь прежде всего в решении проблемы выбора профессии и в определении профиля профессионального обучения. Для большинства клиентов актуальны также проблемы психологической и социальной адаптации.

3.Формы и содержание

Профконсультирование характеризуется двумя признаками: количеством консультируемых и целями. По количественному признаку консультации могут быть индивидуальными и групповыми (размер группы зависит от целей консультаций и организационных возможностей, но не должен превышать 30 человек).

Групповой профконсультацией

Групповая консультация имеет свои преимущества. Она позволяет экономить время консультанта в тех видах деятельности, которые не требуют обязательной индивидуальной работы (сбор отдельных данных о консультируемых, некоторые виды диагностики).

39 стр., 19029 слов

Методика психосоциальной деятельности в системе социальной работы

... учреждений, в различных сферах социальной работы, 6) понимание взаимосвязей методов и содержания социальной работы, взаимосвязей различных слоев и аспектов психосоциальной помощи: социального, психологического и т.д., 7) формирование представлений о месте психологической помощи клиентам в системе социальной работы, ...

Групповая профконсультация эффективна как средство профессионального просвещения и информирования, для повышения уровня психологической компетентности в вопросах выбора профессии и поиска работы.

Вместе с тем групповая форма консультации предъявляет определенные требования к профконсультанту: он должен иметь навыки с группой, ораторские способности, уметь донести информацию, чувствовать настроение аудитории, поддерживать интерес слушателей.

Группы могут включать: учебный класс, если инициатора ведения консультации является школа или другое учебное заведение; клиентов службы занятости с примерно одинаковым уровнем информированности в сфере профессиональной деятельности; клиентов, с которыми проводится первичная профконсультация для подготовки к индивидуальной консультации, или тренинг.

По целевому признаку консультации могут быть справочно-информационными, диагностическими, медико-психологическими, корректирующими, развивающими, формирующими. Поскольку профконсультант в ходе консультации решает, как правило, не одну, а несколько задач, такое разделение имеет условный характер.

Справочно-информационная консультация выполняет прежде всего функцию просвещения клиента по основным вопросам выбора профессии, профессионального обучения и трудоустройства. [2,c.76]