Профессиография и виды профессиограмм

Термин “профессиография” происходит от лат. “профессио” – постоянная специальность, служащая источником существования, и греч. “графо” – пишу. Понятие “профессиография” включает профессиографическое исследование и его результат – профессиограмму. Профессиография является разделом двух наук – профессиологии и психологии труда. Предметом профессиографии является научное исследование, описание и проектирование профессий. Результат профессиографического исследования оформляется документом – профессиограммой. В зависимости от целей исследования профессиография (и профессиограмма) содержит данные о проектируемой или о существующей профессии (либо в промежуточном варианте о существующей профессии с проектируемыми изменениями и усовершенствованиями в профессиональной деятельности).

Профессиографическое исследование и составление профессиограммы являются необходимыми этапами всех научно-исследовательских и прикладных работ в психологии труда, инженерной психологии, эргономики и в др. случаях изучения труда в целях его гуманизации. Объектом профессиографии являются все “простые моменты процесса труда” (К.Маркс) – целесообразная деятельность субъекта труда, предмет и средства труда – в их целостности, качественной и количественной определенности и конкретной отнесенности к данной профессии, специальности, рабочему посту и рабочему месту.

С общими вопросами профессиографии, психологической классификацией профессий и профориентации можно познакомиться по работам К.К.Платонова, Е.А.Климова, И.П.Титовой, Е.М.Ивановой и др.

Развитие понятия профессиографии

Издревле считалось, что профессионально важным качеством воина является эмоционально-волевая устойчивость. Этой констатацией не ограничивались. Предлагались конкретные тесты, например, оценка цвета кожных покровов в ситуации опасности. При этом побледнение лица считалось признаком неблагоприятным.

В 1575 г. в Испании вышла книга Хуана Уарте “Исследование способностей к наукам”, которая может считаться первым исследовательским трудом по изучению индивидуальных различий в способностях с целью профессионального отбора.

На рубеже ХХ века индустриальный процесс обусловил зарождение интересы к исследованию проблем профессиональной ориентации. Научный подход к изучению и описанию профессий стал возможен в начале нашего века, одновременно с зарождением психологии труда, в рамках тейлоризма и психотехники (Мюнстерберг и Тейлор), а также психофизиологии труда (И.М.Сеченов).

15 стр., 7143 слов

По предмету: «Психология и педагогика» : «Профессия и профессиональное ...

... им профессии. § 1. Профессиональная ориентация 1.1. Подсистемы профессиональной ориентации Профессиональная ориентация, являясь целостной системой, состоит из взаимосвязанных подсистем, объединенных общностью целей, задач и единством функций. Организационно-функциональная, Логико-содержательная, Личностная Процесс профессионального самоопределения ...

В двадцатые годы основной вклад в профессиографию внесли ученые-психологи. В классических исследованиях Г. Мюнсбергера изучались требования водительских профессий к личности и психическим процессам профессионалов. При этом использовался комплекс методических приемов, включая лабораторное исследование. В экспериментах, организованных непосредственно на производстве, Ф.У. Тейлор показал, что, изучив рабочие движения и отсеяв на этой основе лишние, можно существенно повысить производительность труда при одновременном уменьшении утомляемости.

В это время появляется книга Парсона “Выбор профессии”. Он организовал в Бостоне специальное бюро, в задачи, которого входило: а) помочь личности с помощи психологических тестов получить информацию о своих психологических свойствах и способностях; б) ознакомиться с требованиями, которые предъявляются к психофизиологическим качествам человека различными профессиями; в) сопоставить эти две группы сведений, дать рациональную рекомендацию.

Фундаментальные открытия в области психологического и физиологического нормирования труда сделал основоположник русской физиологии и материалистической психологии И.М. Сеченов.

В. И. Ленин, Н.К. Крупская, П.М. Керженцев, А.Г. Гастев – увидели в научной организации труда, обязательным компонентом которой является профессиография, генеральный путь развития советской науки и практики организации труда. С новой силой была поставлена эта задача в дни перестройки.

Закладывая основы теории профессиографии, С.Г. Геллерштейн писал, что психограмма – это по существу совокупность профессионально важных признаков и их структурное сочетание.

Определенный вред принесла односторонность первых психотехнических исследований, посвященных чуть ли не исключительно профотбору. Сказалось это и на профессиографии. Однако уже в 1930 году тот же автор отмечал: «Одним из показателей нашей эволюции в вопросах профессиографии является тот факт, что мы пытаемся выявить профессионально важные признаки не только в связи с проблемой профессионального отбора. По мере того, как психологическое изучение становится отправным пунктом любого психотехнического исследования, соприкасающегося с профессиональным трудом, дифференцируются наши подходы к психологическому пониманию профессий.»

С 1936 по 1956 годы произошел вынужденный перерыв в исследованиях по психологии труда, но это хотя и ослабило, ныне ликвидировало полностью преемственность в отечественных исследованиях. Наряду с С.Г. Геллерштейном личную преемственность исследований 30-х и 50-х годов обеспечили Ю.В. Котелова, К.К. Платонов, В.В. Чебышева, В.М. Коган, Н.Д. Левитов и другие.

За рубежом, в частность в США, перерыва в исследованиях по профессиографической тематике не было. В США выполнено и выполняется большое количество методически тщательно сделанных, интересных работ. Однако они не лишены и существенных недостатков, главный из которых – методологическая нестрогость и влияние прагматических установок, предопределяющих снижение теоретического уровня исследований. Значительное число американских работ написано с бихевиористских позиций.

8 стр., 3997 слов

Экспериментальные исследования человека

... о теоретической обусловленности современных экспериментальных исследований. На всех этапах экспериментальных исследований весьма важна мыслительная деятельность ... эксперимент - преобразующая внешний мир деятельность человека, а наблюдению свойственны черты созерцательности и ... эксперименту предшествует теоретическая работа, концентрирующая громадный труд большого числа теоретиков и экспериментаторов; ...

На данный момент использование данных методик достаточно развито как в Америке, так и в странах Европы. Появились крупные центры занимающиеся профессиональным отбором и подбором кандидатов по запросам различных организаций. В нашей же стране такая практика плохо развита, а там где получила свое распространение имеет плохую теоретическую основу и работы выполняется не всегда на должном уровне.

Для современных отечественных профессиографических исследований характерен дифференциальный подход в зависимости от ряда факторов, в частности от того, в рамках какой науки они производятся, цели исследования и т.д.

Современные профессиографические исследования достаточно разнообразны. Расширяется и круг их использования. При этом они обогащаются как новыми теоретическими так и практическими положениями. Теоретическими основами современной профессиографии являются системный, деятельностный, личностный подходы и теория общения.

Профессиография

Профессиография является методом, который состоит в изучении предъявляемых профессией требований к психологическим, психолого-физическим и личностным данным человека. Профессиография, главным образом, требуется для разработки методических пособий по взаимодействию человека и профессии. Профессиография позволяет осуществить четкую постановку задачи и её решения для максимальной оптимизации и увеличения эффективности труда. Данный метод позволяет брать во внимание различные стороны отдельно взятой профессиональной деятельности, то есть исторические, технические, социальные, экономические, правовые, технологические, психологические и т.д. Объем изучения каждой из сторон зависит от социального заказа.

Информационная профессиография включает в себя все названные характеристики, она их кратко обобщает. Коррекционная профессиография заключается в повышении безопасности труда, а значит, она занимается только той областью характеристик, которая выступает как основной источник опасного поведения человека в той или иной сфере. Диагностическая профессиография необходима для оказания влияния на конечный результат, воздействуя на показатели скорости, точности и ответственности за выполнение работы. Формирующая профессиография используется в ходе профессионального обучения.

Задача профессиографии заключается в обеспечении профессионального успеха работников, то есть работа состоит в ориентировании на нужное направление. Профессиография является общим методом описания и анализа трудовой деятельности и условий труда. Также это целая технология по изучению требований, которые диктуются профессией к личным качествам, физическим и психологическим способностям. По результатам профессиографирования формируются профессиограммы. Профессиограммы бывают частными и комплексными. Частный вид профессиограмм могут предоставить только частные представления о работе (с точки зрения одной дисциплины или одной науки), к примеру, они могут отображать только психологические или социологические показатели. Комплексный тип профессиограмм позволяет при описании работы охватывать множество сторон, и в них собраны показатели профессиограмм всех дисциплин, начиная от психологии и завершая техникой и т.д.

Профессиограммы по назначению могут подразделяться на специальные и универсальные. Специальные профессиограммы позволяют осуществлять узкий специализированный отбор только тех важнейших характеристик, которые потребуется для выполнения конкретной задачи или конкретной цели (к примеру, при оплате труда, при повышении квалификации и т.д.).

6 стр., 2566 слов

Влияние темперамента на выбор профессии

... успеха в определённом виде деятельности); темперамент; характер. 6. Каждая профессиональная деятельность предъявляет к психике человека и её динамическим особенностям определённые требования, поэтому нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности. Роль темперамента в выборе профессии заключается в том, ...

Универсальные профессиограммы предоставляют картину сведений и характеристик труда, которые можно применить для вех видов работ. Данный тип профессиограмм может отличаться своей обширностью и позволяет ставить перед собой многие цели.

Метод профессиографии

Анализ психологических особенностей трудовой деятельности (профессии) основывается на всестороннем ее изучении и определенной систематизации полученных количественных и качественных данных. Такой комплексный метод изучения и описания содержательных и структурных характеристик профессии в целях установления особенностей взаимоотношения субъекта труда с компонентами деятельности (ее содержанием, средствами, условиями, организацией) и ее функционального обеспечения называется профессиографией. Итогом изучения деятельности должна быть ее профессиограмма — описание различных объективных характеристик профессии, и психограмма — описание психологических характеристик деятельности.

Профессиография – комплексный метод изучения и описания содержательных и структурных характеристик профессии. Профессиограмма – описание различных объективных характеристик профессии. Психограмма – описание психологических характеристик деятельности.

Составление профессиограммы производится в соответствии со следующими принципами:

1) специфичность (конкретность) описания определенной деятельности;

2) комплексность изучения;

3) динамичность изучения (с учетом развития, изменения деятельности);

4) системность (изучение взаимосвязей и взаимовлияний отдельных характеристик деятельности);

5) идентичность приемов (для корректного сравнения профессий);

6) использование качественно- количественных методов.

Профессиограмма должна содержать характеристику:

  • общих сведений о профессии (наименование, назначение, обязанности персонала, показатели результативности труда и т. д.);
  • содержания деятельности (анализ основных задач, особенности потоков информации, анализ ошибок и т. д.);
  • средств деятельности (тип средств отображения информации и органов управления, их размещение, обзор, досягаемость до рукояток и т.

д.);

  • условий деятельности (санитарно-гигиенических, социально-психологических, эстетических и т. п.);
  • организации деятельности (вид и величина рабочей нагрузки, режим труда и отдыха и т. д.);
  • субъекта деятельности (загрузка функций, функциональные состояния, коммуникативные особенности и т. д.);

Психограмма деятельности должна отражать требования и характеристики мотивационных, когнитивных, эмоционально-волевых, характерологических и других профессионально важных качеств субъекта труда.