Предмет экономической социологии как отрасли социологии. Метод социометрических измерений. Сущность и область применения

Контрольная работа

Предмет экономической социологии как отрасли социологии

2. Метод социометрических измерений. Сущность и область применения

1. Предмет экономической социологии как отрасли социологии

Социология по области своих исследований явля­ется одной из наиболее «общих» среди общественных наук. В поисках общих признаков и закономернос­тей, проявляющихся в различных социальных свя­зях, социология должна действовать также в таких сферах и объектах, для изучения которых имеется собственная область пауки. Например, педагогика исследует явления, связанные с воспитанием и препода­ванием; экономика изучает хозяйственные механиз­мы, учение о государстве — политические события и закономерности, психология — психологические феномены. Но за всем этим стоят также социальные отношения, которыми и занимается социология.

Социология является отнюдь не единственной наукой, область исследования которой охватывает всю сферу человеческого поведения. К таким на­укам относятся также философия, история и антро­пология. Социология имеет тесные связи с этими науками и использует накопленные ими знания в своих целях. Как выше уже отмечалось, социоло­гия стала самостоятельной наукой, отделившись от философии или истории, так что она имеет и те­перь естественную связь со своими истоками.

Наиболее близкой к социологии представляется антропология, и в особенности ее отрасль, называ­емая «социальной антропологией». Общая антро­пология изучает человека как физическое существо, уделяя особое внимание биологическим изменени­ям в процессе развития человека, а также раз­личным сторонам физического сосуществования индивидов, приближаясь в этом аспекте к исследо­ваниям социологии. Предмет социальной антропо­логии — ментальные возможности человека, опре­деленные аспекты человеческой культуры; при этом человек рассматривается как член различных групп и культурных общностей. В этом социальная антро­пология и социология совпадают. В этом совпаде­нии нет, однако, ничего методологически порочного, такие случаи известны и в других смежных науках, например, изучение психической системы челове­ка и в психологии и в психиатрии и др. В подоб­ных случаях речь может идти только о совпаде­нии, смежности, но не о дублировании, так как каждая из научных систем акцентирует в одном и том же объекте все-таки разные его стороны для разных же научных и практических целей. Допол­няя друг друга, смежные науки и обогащают друг друга. Одним из макрообъектов социо­логии является духовная культура современного общества.

4 стр., 1880 слов

Международное сотрудничество в области прав человека

... в силу, в том числе для СССР и России, в 1976 году. В настоящее время действуют и многие другие международные соглашения по правам человека. 1.Международное сотрудничество в области прав человека. Важнейшей международно-правовой основой сотрудничества государств по вопросам прав человека ...

Общее название «общественные и социальные науки», которое употребляется по отношению к ис­следованию социальных общностей и социальных отношений, применяется иногда узко только к со­циологии из-за ее обширности. Однако нормально социология считается лишь одной из обществен­ных наук.

Экономика изучает производство и потребление товаров и услуг, спрос и предложение, экономи­ческое поведение человека вообще, использование денег и капитала. Социология, в свою очередь, стремится разработать модели экономического пове­дения различных групп и исследовать экономи­ческие силы, влияющие на жизнь людей. Таким образом, социология интересуется прежде всего со­циальным поведением человека в различных эконо­мических действиях. Эта специальная отрасль со­циологии называется экономической социологией.

Связи социологии с экономикой и экономичес­кими основами традиционно весьма тесны. Маркс и Вебер являются, пожалуй, самыми известными из исследователей этих связей. Многие социоло­ги, особенно в бывших социалистических странах, вышли из сферы экономики.

С точки зрения марксистской социологии и согласно материалистическому пониманию истории, важнейшим содержанием общественного бытия людей является производство материальных благ, благодаря которому удовлетворяются их разнообразные материальные и другие потребности. В конечном счете «способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще». Он в разной степени воздействует на развитие указанных сфер жизни общества. В этом смысле способ производства выступает как материальная основа существования и развития общества – системообразующее начало, связывающее в единое целое все проявления общественной жизни.

Способ производства предстает как единство двух его основных сторон: производительных сил и производственных отношений.

В се­годняшнем обществе есть и «аутсайдеры», люди «не у дел», и люди, попавшие в «ловушку бедности», и так называемые «новые бедные», по­явившиеся в результате непредвиденной потери ра­боты, неспособности справиться с квартирными дол­гами и т. п. «Рекордная» безработица — тяжелое бремя для национальной экономики.

Естественно, что такие перемены прямо или кос­венно затрагивают каждого гражданина и каждую сферу общества. Существующие структуры и по­вседневная деятельность претерпевают изменения, приобретая новые формы, подчиняясь новым тре­бованиям. Новая ситуация требует от индивида и от общества в целом известной гибкости, пересмотра ценностей и адаптации действий соответственно новой обстановке. Такие глобальные проблемы могут решаться только на уровне общества. Эконо­мическая реальность требует целенаправлен­ных усилий хотя бы для отдаления трудностей.

Экономический рост и повышение жизненного уровня — чрезвычайно многогранные показатели качества жизни, включающие в себя компоненты «твердой технологии» (т. е. технологии, на которую индивид не может оказывать влияние; механизмы, станки, машины) и составляющие «мягкой техно­логии»: экология, сельская и городская община, местная культура, удовлетворительная работа, вза­имосвязь труда и досуга, дружеские отношения и др. Таким образом, в условиях благополучия, ког­да твердая технология стабилизируется, становят­ся релевантными и показатели мягкой технологии, как то: «направленность к окружающей среде», «центральное место человека» и «гражданская воля».

4 стр., 1663 слов

Физические качества человека и методы их воспитания

... нагрузки. Физические качества человека Физические качества человека. Средства и методы их воспитания. Под физическими качествами понимают социально обусловленные совокупности биологических и психических свойств человека, выражающие его физическую готовность ... человеческих способностей определяются такими факторами, как длительность человеческой жизни, методы воспитания и обучения и т.д., но вовсе не ...

Факторы перемен экономической жизни.

  • увеличится зависимость от внешних обстоя­тельств (вне страны);
  • станет более разнообразной промышленная структура;
  • увеличится значение ЕС (Европейского со­общества);
  • усилится разделение труда и специализаци
  • так называемые «мягкие» ценности и поз ции приобретут большее значение;
  • усилится значение качества окружают» среды;
  • по мере повышения образования людей буд возрастать их социальная и политическая акти ность, стремление участвовать в принятии реш ний;
  • формы этого участия станут более разное разными;
  • возрастет техническая вооруженность, а значит, люди станут еще более зависимыми от техн логического уровня их повседневной жизни;
  • усилится значение средств массовой инфо мации;
  • изменится структура населения и рабочей силы;
  • увеличится гибкость рабочего времени;
  • возрастут требования к качеству;
  • продолжится безработица и, казалось бы, взаимоисключающее явление — нехватка рабочей сил (работников высокой квалификации, дефицитных профессий);
  • все большее значение будут приобретать переквалификация и дополнительное образование;
  • возрастет удельный вес энергетических решений;
  • еще более повысится роль научных исследований;
  • возрастут требования к качеству производи­мой продукции, и применение новых технологий поможет в достижении требуемого уровня качества;
  • некоторые новые отрасли вытеснят устарев­шие традиционные.

Изложенные выше взгляды прогнозируют мно­госторонние изменения как в социальной отрасли, так и в различных отраслях производства и науки. Развитие международной экономики скажется стремительными изменениями в различных сферах и на разнообразных уровнях общества. От людей потребуется адаптация к переменам, чему может способствовать образование и пере­квалификация. Гибкость и адаптация требуют со­циальных знаний и даже социальной квалифика­ции — это новая черта времени. Возможно, что владение социальной квалификацией, highsos, ста­нет в будущем даже важнее, чем владение техни­кой, hightech .

2. Метод социометрических измерений. Сущность и область применения.

Успешность решения проблемы измерения является одной из главных компонент, составляющих понятие качества социоло­гического исследования. Однако далеко не каждый социолог об этом задумывается. Более того, как показывает опыт, само выра­жение «проблемы измерения» часто вызывает недоумение: а су­ществуют ли такие проблемы? В чем, собственно, они состоят?

Дадим некоторые предварительные определения.

Эмпирическая система

Пример ЭСО — совокупность сотрудников какого-то завода, рассматриваемых как «носителей» удовлетворенности своим тру­дом с заданным бинарным (т.е. определенным на парах объектов) отношением: «респондент А больше удовлетворен работой, чем респондент Б». Для одних пар это отношение может выполняться, для других нет. Но мы полагаем, что, каких бы респондентов мы ни взяли, разговор о выполнении этого отношения будет осмыслен­ным (ниже мы будем подробнее обсуждать вопрос о подобной осмысленности).

Подчеркнем, что ЭС отражает представление ис­следователя об; изучаемой реальности, процесс ее формирования по существу является моделированием. С учетом этого ЭС можно считать фрагментом реальности.

Математическая система, Из­мерение

Подчеркнем, что измерение — это всегда моделирование и осуществляется оно как бы в два этапа: сначала мы строим ЭС, затем математическую модель этой системы. Цель такого моделиро­вания — обеспечение возможности использования математики для решения социологических задач.

Шкала – это правило, определяющее, каким образом в процессе измерения каждому изучаемому объекту ста­вится в соответствие некоторое число или другой математичес­кий конструкт. Каждый такой конструкт будем называть резуль­татом измерения объекта, или его школьным значением. Процесс получения шкальных значений называется шкалированием. Нередко понятие шкалы связывают только с использованием числовых МС.

Подчеркнем, что в соответствии с нашим пониманием изме­рения совокупность шкальных значений — это определенная модель реальности.

Общим местом стало рассмотрение в качестве основной спе­цифической черты социологического измерения активное ис­пользование номинальных, порядковых, интервальных шкал.

номинальная шкала.

порядко­вая шкала.

Совокупность эмпирических отношений, отражаемых с по­мощью интервальной шкалы, богаче, она дает возможность отра­зить еще и порядок расстояний между шкалируемыми объектами.

Предположим, например, что мы измерили отношение сту­дентов к учебе и в результате получили, что четырем респонден­там у4, Бу В и /»оказались приписанными соответственно числа 1, 2, 3 и 8. Если мы знаем, что была использована порядковая шкала, то, интерпретируя результаты измерения, можно бытьуверенными только в том, что респондент А хуже всех относится к учебе, респондент Б — получше и т.д. При использовании же интервальной шкалы мы можем получить дополнительную ин­формацию: различие по отношению к учебе между респонден­тами А и Б меньше, чем различие между респондентами В и Г . А такого рода сведения весьма полезны.

интервальной шкале.

шкалами высокого типа, количественными, числовыми.

латентной

Латентные переменные измеряются косвенным путем, с по­мощью определенных преобразований некоторых наблюдаемых, поддающихся адекватной интерпретации данных. (Представле­ния о том, какой вид эти данные имеют и как они должны преобразовываться, должны опираться на определенные теоретические исследовательские концепции, априорные модельные представления социолога).

Отметим, что только что введенное определение латентной переменной несколько расходится с тем, что под таковой часто понимают социологи. Мы имеем в виду ситуацию, когда латен­тной называют переменную, относительно которой заранее не­известно не только то, как ее измерить, но и то, что она из себя представляет: исследователь догадывается, что наблюдаемое по­ведение респондента (чаще всего — ответы на вопросы предло­женной ему анкеты) объясняется действием одной или несколь­ких скрытых переменных, но не может априори дать им назва­ние (подобная ситуация имеет место, например, при использо­вании факторного анализа).

измерения.

В социологии между указанными дву­мя ситуациями нет непреодолимой пропасти. Для социолога любая переменная, находящаяся в результате производного измере­ния, всегда в той или иной мере является латентной: исследова­тель практически никогда не может быть уверен, что предполо­жение о самом существовании этой переменной адекватно мо­делирует ситуацию, что наблюдаемое поведение отражает имен­но то, что интересует исследователя, и т.д. И продвинутые спо­собы измерения всегда дают возможность пересмотра социоло­гом наименования переменной или вообще отказа от убежденно­сти в ее существовании.

психологического континуума

Так, на практике исследователь иногда забывает о том, что, приписывая числа объектам, т.е. размещая их на указанной пря­мой, он, как правило, не определяет место размещения объекта однозначно, не «прибивает гвоздями» объект к оси. «Числа», используемые социологом, заданы не однозначно, а как бы «пла­вают» на оси. Например, как нетрудно проверить, для опреде­ленных выше типов шкал эквивалентными являются совокуп­ности шкальных значений, представленные в табл. 1.1.

Таблица 1.1. Свойства шкал рассматриваемых типов

Тип шкалы

Отношения, сохраняю-

­щиеся при отображении

ЭСО в ЧСО

Пример эквива-

лентных совокупнос-

тей шкальных значений

Номинальная

а= Ь

1 2 3 4 5

10 31 2 5 118

Порядковая

а = Ь, а > Ь

12345 10 31 44 100 118
Интервальная

а = Ь, а > Ь

а- Ь= с – d

а — Ь> с — d

1 2 3 4 5

10 31 52 73 94

Действительно, если интересуют только эмпирические отношения равенства — неравенства, скажем, если мы измеряем профессию, безразлично, какими цифрами зашифровать наши объекты: с точки зрения смысла решаемой задачи совершенно безразлично, припишем ли мы токарю — 1, пекарю — 2, лекарю — 3,либо же токарю — 10, пекарю — 31, а лекарю — 2. Требуется лишь, чтобы всем токарям было приписано одно и то же число, чтобы это число не совпадало с числом, приписанным пекарям, и т.д. А вот если мы ставим своей целью сохранить в числах некое эмпирическое отношение порядка, то тут уже набор чисел во второй строке не будет эквивалентен набору 1, 2, 3, 4, 5, по­скольку эти наборы отражают разный порядок. Вели же мы учи­тываем порядок расположения по величине неких эмпиричес­ких интервалов между рассматриваемыми объектами, то набору 1, 2, 3, 4, 5 может быть эквивалентен только такой набор, в котором интервалы между последовательными числами равны. В подобных соображениях выражается нечисловая сущность на­ших шкальных значений. И это положение принципиально. Оно вытекает из сути той роли, которую играет число в социологии.

Каждый социолог в наше время знает, что используемые им «числа», отвечающие, скажем, номинальной и порядковой шка­ле, на самом деле не являются обычными числами (хотя бы по­тому, что с ними нельзя обращаться как с таковыми), но нечис­ловой характер данных обычно не ассоциируется с неоднознач­ностью используемых шкальных значений, в то время как такая ассоциация представляется естественной.

Отметим, что хотя шкальные значения, полученные по интервальной шкале, в значительной мере можно считать похо­жими на обычные действительные числа с точки зрения воз­можностей дальнейшей работы с ними (к ним применимо зна­чительное количество традиционных числовых математических методов), все же и они не являются числами в привычном школь­ном смысле этого слова, поскольку они тоже определены не однозначно, а лишь с точностью до преобразований, сохраня­ющих структуру интервалов между исходными числами.

МЕТОДЫ СОЦИОМЕТРИИ

Огромное число социологических задач связано с изучением процессов, происходящих в ма­лых группах (например бригады, небольшие участки, малые предприятия различных форм со­бственности).

Далее — процессы налаживания взаимоотношения в семье или объединении не­скольких семей, участвующих в общем бизнесе. В рамках социологии малых групп традиционно изучаются явления, события, характерные для жизнедеятельности постоянных и временных учеб­ных коллективов: класс в школе, студенческая группа, слушатели курсов, лица, объединенные по интересам в различных кружках, и т. д. Если говорить о внепроизводственных социальных обра­зованиях, при исследовании которых могут успешно применяться логика, процедуры, методы познания механизмов создания и функционирования малых групп, то отметим общественные движения, неформальные группы. Правда, в отдельных ситуациях они объединяют под своими знаменами большое количество людей. Однако в центре или центрах подобных движений стоят относительно небольшие группы, которые в значительной мере определяют лицо всего объедине­ния, разрабатывают всю стратегию его поведения.

социометрии.

Технический аппарат социометрии находит применение в различных сферах микросоциоло­гии, позволяет повысить производительность труда, смягчить конфликты, способствует выработ­ке, принятию групповых, коллективных решений. Методологически оправданное и грамотное использование арсенала социометрических методов позволяет получить серьезные теоретические выводы о процессах функционирования, развития групп, достигать практических результатов в комплектовании коллективов, в повышении эффективности их деятельности.

малая группа.

композицию (состав), структуру и процессы, происходящие в ней.

формальной структуры.

Групповые процессы —

Малая группа имеет одно основополагающее качество: в ней общественные отношения высту­пают в форме непосредственных личных контактов, поскольку се численность ограничена. В настоящее время рад исследователей полагают, что «нижняя» граница «размера» малой группы равна трем человекам, а не двум. В диаде практически не складывается тот тип общения, который опосредован совместной деятельностью. В контактах между людьми в этом случае крайне сильно выступает эмоциональный (неформальный) фактор. Взаимодействие, по сути, становится друж­бой, оно часто простирается за рамки службы, функциональных обязанностей. Наличие третьего человека переносит общение из сферы личностного в межличностное «пространство»; в триаде система взаимодействия становится пронизанной «деятельностным» началом. Пожалуй, еще бо­лее острым является спор о «верхней» границе численности малой группы. Продолжительным было представление о «магическом» числе 7+2, отражающем некоторые особенности оператив­ной памяти человека. Теперь, исходя из практики исследований, оптимальным принято считать численный состав малой группы в 10—20 человек. В некоторых случаях, когда речь вдет о произ­водственной бригаде, участке, учебном коллективе, этот предел увеличивается до 40 человек. При таких условиях методы социометрии еще применимы.

по времени существования

«группа членства»

По степени развития межличностных отношений, несущих в себе групповые интересы и цен­ности, выделяются четыре типа групп. Диффузная группа, в которой взаимоотношения опосреду-ются прежде всего симпатиями — антипатиями, но не характером деятельности. Ассоциация, для которой «цементирующим составом» отношений выступают преимущественно личностные цели. Корпорация, в которой эти личностно значимые цели антисоциальны по своей направленности. Наконец, коллектив, объединяющий людей, связанных между собой личностно значимыми целя­ми и общественно ценными установками. Эта классификация распространяется и на малые группы.

«статус».

персональных и групповых индексов.

социометрического критерия,

Социометрический критерий, будучи одним из вопросов анкеты или интервью, в своем строении, форме должен удовлетворять общим требованиям, предъявляемым к вопросам социологических анкет. Одновременно на него распространяются и другие требования.

Он должен:

— не допускать ограничений на то, кто из членов группы может быть выбран или отвергнут в пределах группы, границы которой субъекту обязательно известны;

  • быть понятным всем членам группы и интересным, если не всем, то большинству;
  • содержать конкретику, особенно понятную, близкую для членов группы;

— включать в себя предложения по выбору или отвержению, сформулированные так, чтобы в реакциях членов группы проступало их эмоционально-психологическое отношение;

— убеждать человека в практической направленности опроса, в возможности участия в создании, реорганизации группы.

Различия в слабых и сильных социометрических критериях покажем на одном примере. Кри­терий: «Кого бы Вы выбрали своим бригадиром?» — относится к «слабому» типу, ибо он не кон­кретизирован, подчеркнуто проекгивсн. В усиленной форме критерий имеет виц: «Помните, те­перь мы сами являемся хозяевами вашего предприятия. Кого бы Вы в этой вовой ситуация выбрали в качестве бригадира?». Здесь каждый респондент начинает четче, определеннее рассматривать ок­ружающих с точки зрения возможности возглавить бригаду, работающую в новых экономических условиях.

коммуникативные

официальные и неофициальные.

В наших примерах критерии сформулированы в положительной форме, то есть ориентирова­ны на определение системы предпочтений, выборов. Вместе с тем существуют отрицательные критерии, фиксирующие негативное отношение одного человека к другому, отвержение.

дихотомический

критерии ранжирования.

Легко понять, что на основе одного социометрического критерия невозможно дать обоснован­ную картину межличностных отношений в группе. С другой стороны, большое число критериев способно утомить отвечающего, внести различные «шумы» в первичную информацию. Поэтому среди других аспектов важен и вопрос о числе социометрических критериев. Практика социомет­рических опросов выработала следующие рекомендации:

  • чем меньше организованы взаимоотношения в группе, тем меньше должно быть предъявлено критериев;
  • особенно это касается изучения групп с серьезными межличностными конфликтами;

— число применяемых критериев зависит от того, насколько давно члены группы знают друг друга, от опыта общения.

простого к сложному.

непараметричеасой.

Параметрическая процедура предполагает выбор с заранее заданными количественными огра­ничениями. Например, по сформулированному критерию предлагается выбрать из пятнадцати человек двоих или троих. Лимит выборов снижает вероятность появления спонтанных реакций, непродуманных ответов. На основании некоторых теоретических построений и обобщения опыта осуществления параметрической процедуры рекомендуются следующие ограничения на число выборов:

Число членов группы Социометркческое огравячеоке

5-7 I

8-11 2

12-16 3

17-21 4

22-26 5

27-31 6

32-36 7

социометрическая анкета

Таблица 1

Критерии

Укажите номера членов

бригады из списка

1. Кого бы Вы хотели видеть в качестве

своего бригадира?

2. Кого бы Вы не хотели видеть в качестве

своего бригадира?

3. Кто может предложить Вас в качестве

бригадира?

4. Кто не предложит Вас в качестве бригадира?

социоматрицу,

Социоматрица

Кто выбирает

Кого выбирают

Число выборов

1

2

3

4

5

6

+

всего

1

Алексеев +

+

+

— 2

3

5

2

Бондарев 0

+

0

+

0

+ 2

0

2

3

Михайлов +

+

+

0

0 2

1

3

4

Нялов 0

0

+

+

0

+ 2

0

2

5

Поляков 0

0

+

+

0 1

1

2

6

Чюков +

+

+

+

0

+ 4

0

4

Число полученных + 2

1

3

5

0

2 13

^

выборов — 0

3

0

0

1

1

5

Всего 2

4

3

5

1

3

18

Самовыбор не предполагался, поэтому по диагонали ставим знак +.

Уже визуальный анализ социоматрицы многое говорит о взаимоотношениях в группе: как члены группы выбирают и кого, кто более активно выбирается, кто чаще отвергается. Удобным способом представления содержания социоматрицы являются сопрограммы, которых имеется мно­жество видов. Укажем только одну из простейших — круговую социограмму. В этом случае все члены группы располагаются симметрично на окружности и соответствующие линии отражают межличностные связи между членами группы.

графическое пред­ставление

Круговые соцнограммы

Круговые соцнограммы 1

1 а. Положительные выборы по критерию
1 б. Отрицательные выборы по критерию

социометрические индексы, или коэффициенты.

Сначала — три наиболее распространенных персональных социомстричсских индекса.

Соиометрический статус.

социо

В табл. 2 приведены расчетные значения указанных выше персональных социометрических индексов для нашего примера.

групповых социометрических индексах.

Индекс, соцнометрической когерентности.

Из формулы понятно, что индекс социометрической когерентности является средней арифме­тической двух выше рассмотренных персональных индексов: социометрического статуса и эмоци­ональной экспансивности.

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ ЗАОЧНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ФГОУ ВПО РГАЗУ) Факультет КИОВР КАФЕДРА ИСТОРИИ СОЦИОЛОГИЯ КУРС ЛЕКЦИЙ студентам 1 курса всех …
  • Бухарина, социологов -марксистов 20-30-х гг. — к современной социологии 60-80-х гг.

48. Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами .

Раздел:

Тип: учебное пособие

НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА Электронная хрестоматия по курсу Социальная психология Составитель — Радина Н.К. Нижний Новгород 2008 …

Социометрическое измерение характеризует субординированность позиций индивидов в системе внутригрупповых межличностных предпочтений и репрезентируется как в классическом варианте …

Была предложена следующая гипотеза: успехам тех, кто на шкале успешности по данному виду деятельности выше испытуемого, приписываются внутренние причины, а неуспеху — внешние …

Раздел:

Тип: книга

Вопросы по социологии 1. Предмет и объект социологии 2. Структура социологического знания 3. Функции социологии 4. Возникновение теоретической …

И в этом отношении все социологи солидарны, что же касается предмета социологии — то здесь мнения ученых расходятся.

Выборочная совокупность — уменьшенная модель генеральной совокупности; те, кому социолог раздает анкеты, кто называется респондентами , кто, наконец, представляет собой объект …

Раздел:

Тип: шпаргалка

1. Социология — это наука, которая изучает современное общество через призму интересов и потребностей тех социальных групп, которые его составляют …

Французский юрист и социолог Гибриэль Тард (1843-1904) был наиболее последовательным приверженцем психологического направления в социологии .

-.. число полученных субъектом выборов в группе будет равно (N-1).

Указанная величина (N-1) полученных выборов является основной количественной константой социометрических измерений .

Раздел:

Тип: шпаргалка

тема 1 Социология как наука, Предмет и функции социологии I/ Предмет и объект познания социологии . Понятие социального 2/ Социология и другие науки об …

Проблематика «критической социологии » придавала ей то «гуманистическое измерение «, в поисках которого движется современная социолог ^еская теория.

По формам и условиям общения социолога с респондентом различаются письменные (анкетирование) и устные (интервью) опросы, по месту жительства, по месту работы и в целевых аудиториях …

Раздел:

Тип: реферат