Немецкая классическая философия — это определенный период в развитии немецкой философской мысли (с середины XVIII до середины XIX века), представленный учениями Иммануила Канта, Иоганна Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Гегеля и Людвига Фейербаха. Все они очень разные философы, но, тем не менее, их труд обычно ценится как единое духовное образование. Несмотря на все различия между классиками немецкой философии, их усилия были направлены в одном направлении, которое характеризуется двумя характеристиками: преемственность по отношению к идеям Просвещения и философское новаторство.
Творчество Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831) по праву считается вершиной немецкого идеализма первой половины XIX века.
Ранние годы
Гегель родился в Штутгарте 27 августа 1770 года в семье высокопоставленного чиновника — Георга Людвига Гегеля (1733-1799), министра финансов при дворе герцога Вюртембергского Карла Евгения. Предки Гегеля были лютеранами из Каринтии, изгнанными из Австрии в 16 веке во время Контрреформации и обосновавшимися в Швабии. Отец Гегеля считал, что школьного образования его сыну недостаточно. Он нанял учителей для своего сына, который пошел к ним домой. Гегель хорошо учился и получал награды за успеваемость, переходя из одного класса в другой. С детства много читал. Он тратил свои карманные деньги на книги. Он часто посещал городскую библиотеку, где читал книги по естествознанию и философии.
Между тем, в художественной литературе он мало разбирается. Юность Гегеля прошла на фоне расцвета немецкой литературы. Однако Гегель игнорирует классиков и сам читает бульварную литературу. Гегель тоже любит античную литературу. С уважением относится к трудам Софокла и Еврипида, переводит Эпиктета и Лонгина. Любовь к древности Гегель сохранит до конца жизни.
Он окончил среднюю школу в октябре 1788 года. В 1788-1793 годах он учился в Теологическом институте Тюбингена (духовная семинария) Тюбингенского университета, где посещал философские и богословские курсы и защитил диссертацию. В то же время он имел право на герцогскую стипендию. Среди однокурсников он был другом Шеллинга и поэта Гёльдерлина. С ними был членом студенческого политического клуба, увлеченный идеями Французской революции. Я учился с особым усердием, много времени, как обычно, уделял книгам. Из-за этого одноклассники часто смеялись над ним, что, однако, нисколько его не обижало. Ему были не чужды даже мирские развлечения; он пил много вина, нюхал табак, играл в карты и фанты.
Философия Гегеля (2)
... свидетельствует «Философия права», где Гегель снова возвращается к классикам английской политической экономии. Во Франкфурте Гегель постепенно расстается ... Гегеля. Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился 27 августа 1770г. В Штутгарте в семье высокопоставленного чиновника. В 1777-1787гг. Гегель посещает ... Иена стала центром немецкой прогрессивной мысли той эпохи. В 1801г. Гегель переезжает из Франкфурта ...
В 20 лет Гегель стал мастером философии. Последние три года в университете были посвящены теологии. Гегель успешно сдал экзамены. Однако он не хотел становиться священником. Возможно, причины кроются в нелюбви Гегеля к церкви, которое возникло во время его учебы.
В октябре 1793 года Гегель уехал в Берн. Там он стал воспитателем сыновей патриция Карла Фридриха Штайгера. Было трое детей: 1 мальчик и 2 девочки. Работа не заставила себя долго ждать, что позволило ему продолжить обучение и посвятить себя творчеству. Все время, пока он жил в Берне, Гегель не переставал писать свои произведения, он был погружен в книги. Гегель следил за событиями во Франции. Он не принял ужас якобинцев. Однако в целом Гегель положительно относился к Французской революции и в будущем он не мог представить историю Европы без этого события.
В июле 1796 года он и его друзья совершили многодневный поход в Альпы, от которого он не был счастлив. Жизнь в чужой стране в целом тяжело давила на Гегеля, и в начале 1797 года он вернулся на родину. В 1798 году было опубликовано первое опубликованное произведение Гегеля. В 1799 году умер отец Гегеля. Он оставил сыну небольшое наследство: 3000 флоринов. Наследство вместе с собственными сбережениями позволило ему отказаться от преподавания и перейти на учебу. В январе 1801 года Гегель переехал в Йену.
Философия
Первые произведения Гегеля (незаконченные, опубликованы в 1907 году): «Народная религия и христианство» и «Позитивность христианской религии» были критическими работами. Объектом нападок молодого Гегеля является «система» догматических религиозных институтов и заповедей, навязанная человеку извне, подавляющая его свободу мысли и означающая «непризнание всех способностей человеческого духа, особенно первых среди них — разум »(Сочинения разных лет: В 2 т. М., 1970).
Йенский период жизни и творчества Гегеля (1801 — 1806) отмечен: преподаванием в Йенском университетете, сначала под руководством Шеллинга; чтением курсов по логике, метафизике, натурфилософии, естественному праву, истории философии, а потом по «чистой математике», арифметике, геометрии; исследованиями философских систем непосредственных предшественников и современников («Различие между философскими системами Фихте и Шеллинга», 1801); попытками разработать собственную филосфскую систему и прежде всего поисками основания, теоретического фундамента системы.
Эти поиски нашли отражение в работах: «Вера и знание, или Рефлективная философия, взятая в полноте ее форм — в качестве философии Канта, Якоби и Фихте», «Йенская реальная философия» (1805—1806).
Гегель постепенно пришел к выводу, что первой, фундирующей частью философской системы должна стать новая философская дисциплина, феноменология, разработке которой посвящено итоговое сочинение йенского периода — «Феноменология духа» (1807).
Один из самых продуктивных этапов творчества Гегеля — нюрнбергский (1808—1816).
Гегель был в Нюрнберге директором гимназии. Самое значительное произведение этого периода — «Наука логики» (I ч. — 1812, II ч. — 1813, III ч. — 1816), которой Гегель теперь уже прочно отводит роль первой, основополагающей части системы. Логика при этом понималась и разрабатывалась не как формальная, а как содержательная, философско-метафизическая, одновременно онтологическая и гносеологическая дисциплина, выполняющая также теологическую функцию «изображения Бога в его вечной сущности»; в орбиту логических исследований была также широко вовлечена история философии. С 1816 по 1818 Г. был проф. в Гейдельберге, где в 1817 опубликовал «Энциклопедию философских наук», содержащую абрис всей его филос. системы, которая включала логику как ее основание, а также философию природы и философию духа. С 1818 и до конца жизни Гегель был професором Берлинского университета. Главные сочинения берлинского периода: «Философия права» (1821), второе и третье, значительно расширенные, издания «Энциклопедии» (1828; 1831).
Философия — ы : Кандидатский минимум по философии
... них, - дело философии.” Большая многоплановая проблема “мир-человек” , по сути, выступает как ... также своеобразное эмоциональное состояние души, система мировоззренческих чувств. Есть ли ... угрозой Персии. Знаком с достиж. науки Вав. и Египта. Предсказал солн. ... его специфической особенности. Эта область - дух активности людей, в основе кота ... людьми и миром, то есть, для выяснения внутренних целей, причин ...
Зрелая философия система Гегеля — это «многоэтажное» здание, выстроенное на фундаменте «Науки логики» (не исключающее, а, напротив, предполагающее пропедевтическое значение «Феноменологии духа»).
Система Гегеля в целом и его духовное наследие неотделимы не только от напечатанных при его жизни сочинений, но и от вторичных источников, каковыми являются его многочисленные «Лекции», опубликованные и до сих пор публикуемые преимущественно на основе записей его учеников и слушателей. При этом если лекции по логике, метафизике, философии духа, философии права как бы параллельны и дополнительны к основным сочинениям, то в отношении гегелевских эстетики, философии религии, философии истории, истории философии именно лекции приходится использовать как основной материал.
Система Гегеля задумана как воплощение основных принципов и фундаментальных идей его философии. Эти главные принципы, или основополагающие идеи, философии Гегеля суть: абсолютный идеализм в форме логицизма; системность; историзм; диалектика; теологизм. Более специфические принципы и методологические идеи: тождество бытия и мышления; восхождение от абстрактного к конкретному; «двойной принцип» (разумность действительного и действительность разумного).
Принцип системности реализуется в целостности системы, скрепленной понятийным единством, использующей категориальный каркас, который подробнейшим образом обрисован в гегелевской логике.
Первая часть и одновременно фундамент системы — логика, точнее, «наука логики». Само превращение логики в основание системы, а также — в качестве всеобщей логики понятий, переходов от одной стадии логического мышления к другой — в систематизирующую модель (в метафизическом плане закрепляется как первенство логической идеи перед «идеей природы» и «реального духа») есть воплощение логицизма как важнейшего принципа зрелой философии Гегеля. При этом в рамках логицизма он утверждает исходное первенство мышления, прежде всего мышления в понятиях и понятия как такового в качестве цели и движущей силы духа. Путь понятия мыслится как многоступенчатое восхождение от первых, еще абстрактных его определений в категориальной сфере бытия — через сферу сущности — в лоно понятия в собственном и высшем смысле, понятия как «конкретного», впитывающего все богатство его определенностей (логицизм понятия).
Метафизическое обоснование логицизма понятия — это утверждение об инобытийном «предсуществовании» мышления, соответственно понятия в природе, конкретном духе, реальной истории и его «возвращении к самому себе» в логике. Здесь находит яркое и четкое воплощение объективный идеализм логицистского толка, специфический именно для системы Гегеля.
Аскетизм: понятие, история, виды
... данной работы - изучение понятия аскетизма, его происхождения, видов, направленности, рассмотрения его места в истории и современном мире, ... аскетизм имеет классовый смысл. Возведение церковью аскетизма в принцип добродетели уводит народные массы от борьбы за ... называют множество действующих факторов: страх перед враждебными духами; представление о необходимости ритуальной чистоты для взаимодействия ...
Вторая часть философской системы — философия природы, которая дает «теоретическое», «мыслительное рассмотрение природы и стремится к познанию природного всеобщего».
Третья часть философской системы Гегеля, философия духа, имеет своим теоретико-методологическим фундаментом самое широкое понятие — понятие абсолютного духа, провозглашаемого «окончательной истиной» и завершением всех других понятий, видоизменений и разделов духа — «природы» (трактуемой как инобытие, т.е. несобственное бытие духа), «конечного духа», логической идеи. Здесь находит наиболее яркое проявление абсолютный идеализм.
В философии духа Гегеля имеет место богатая дифференциация «духа», его форм и структур. Членение на субъективный, объективный и (собственно) абсолютный дух учитывает то, где и как дух обретает реальное существование, воплощение: субъективный дух — в человеческом индивидууме; объективный дух реализуется в «объективных формах» права, морали, религиозных и научных сферах активности; абсолютный дух воплощается в формах культуры: искусстве, религии, философии. Соответственно вся сфера философии духа как бы «нанизывает» на развивающиеся и «восходящие» формы духовности самые разнообразные структуры индивидуальной и социальной деятельности человека и человечества. В частности, сфера объективного духа — это богато разветвленная и проработанная социальная философия Гегеля. Философия абсолютного духа объединяет в единый системный комплекс эстетику, философию религии, филос. осмысление самой философии и ее истории, философию истории. Это своего рода философия духовной культуры. Не меньшее значение приобретают структурирование и изучение духа и духовности в таких их «срезах», аспектах, измерениях, которые определяются понятиями «сознание», «самосознание», «чувственное познание», «рассудок», «разум», «мышление», «понятие», «идея». Эти понятия в трактовке Гегеля, в свою очередь, приобретают богатую разветвленность и диалектическую взаимосвязь.
Гегель в следующей формулировке запечатлевает единство принципов системности, историчности, восхождения от абстрактного к конкретному, вместе расшифровывающих исходный принцип абсолютного идеализма: «То же самое развитие мышления, которое изображается в истории философии, изображается также и в самой философии, но здесь оно освобождено от исторических внешних обстоятельств, здесь оно дается в стихии чистого мышления. Свободная и истинная мысль конкретна внутри себя и, таким образом, она есть идея, а во всей своей всеобщности она есть именно идея, идея как таковая, или абсолютное. Наука о ней по существу самому система, потому что истинное, как конкретное, есть развертывающееся внутри себя единство, остающееся во всем процессе этого развертывания таковым, т.е. целостность, и лишь посредством различения и определения ее различий может существовать и необходимость и свобода целого». Все рассмотренные принципы философии Гегеля, в свою очередь, объединяются и пронизываются диалектикой как ее стержневой идеей и главным теоретико-методологическим принципом.
Прагматизм: философия делового человека
... пульса космической жизни», а сама философская направленность обусловлена врожденным темпераментом человека. С точки зрения сторонников прагматизма, философия является методом улаживания споров философов, основанном на практических последствиях наших ... образованием, а практики школьной работы называли ее школой действия Джона Дьюи. Главная идея Дьюи – школа не подготовка к жизни, а сама жизнь в ее ...
Диалектика в философии Гегеля предстает в трех главных ипостасях:
1) как «подлинная, собственная природа» любого конечного вообще, или: диалектическое «является вообще принципом всякого движения, всякой жизни и всякой деятельности в действительности»; так что все, что нас окружает, может быть рассматриваемо как «образец диалектики»; диалектика, например, проявляется в движении небесных светил;
2) диалектика есть также всеобщий способ научного и философского познания, суть которого — преодоление изолированности различных определенностей, приведение их в отношение друг с другом, когда определения переходят друг в друга имманентным образом. «Диалектика есть, следовательно, движущая душа всякого научного развертывания мысли и представляет собою принцип, который один вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость, равно как в нем же заключается подлинное, а не внешнее возвышение над конечным». Диалектика Гегеля нацелена на то, чтобы впитать достижения диалектики в ходе истории философии (начиная с «изобретателя диалектики» Платона до диалектики Канта, воплощенной в антиномиях разума) и преобразовать диалектические подходы, разработки, догадки в систематическую науку разума, в разветвленное учение о диалектических категориях;
3) диалектика у Гегеля есть также одна из специфических сторон, один из «моментов» логики: если рассудок схватывает наличные предметы «в их определенных различиях (и фиксирует вещества, силы, виды в их самостоятельности), если рассудок является существенным моментом всякого образования, а рассудительный человек есть тот, который имеет перед собой определенную цель и твердо ее преследует, то «диалектический момент есть снятие такими конечными определениями самих себя и их переход в свою противоположность». Диалектическое как момент логики подразумевает отрицательное как результат диалектики. С диалектикой же в наиболее полном виде связан спекулятивный, или положительно-разумный, момент, который означает переход от рассудка и «отрицающего» разума к «положительному», спекулятивному разуму. «Это разумное, хотя оно есть нечто мысленное и притом абстрактное, есть вместе с тем и нечто конкретное, потому что оно есть не простое, формальное единство, а единство различенных определений». В результате разумное мышление «содержит внутри себя противоположности как идеализованные моменты». В этом — но только в этом — смысле Гегель называет разумное «мистическим», имея в виду, что результат спекулятивного познания выводит за пределы доступного рассудочному мышлению и постижению.
Все рассмотренные идеи-принципы философии Гегеля объединяются в целое не только диалектикой, но также и теологическим характером как философские системы в целом, так и ее главных разделов.
Теологический принцип философии Гегеля выражается в следующем убеждении: если религия может существовать без философии, то «философия не может существовать без религии, а содержит ее внутри себя». Говоря о религиозном чувстве, религии сердца, о религиозности, упорствующей «в своей узкой и потому бездуховной напряженности», о «религии рассудка», в плену которой находится «современная религиозность», Гегель противопоставляет им «религию духа», тесно связанную с философией и в нее перетекающую. При этом «абсолютный идеализм», являющийся основоположением философии Гегеля, «по существу не представляет собой особенности философии, а является, наоборот, основой всякого религиозного сознания, поскольку именно последнее также рассматривает совокупность всего того, что есть, вообще весь существующий мир как сотворенный и управляемый Богом».
Философия культуры Гегеля
... термин "философия культуры" значит изменение культуры. Второй момент - воплощение рационального начала у Гегеля, он считал, что в основе развития культуры, истории лежит духовное начало - мировой дух, разум. Если ... мире (антитезисе), возникают первые демократические институты, которые создают возможность реализации человека, как свободного существа. Но свобода станет свободной, лишь когда она будет ...
Литература о Гегеле сейчас поистине необозрима. В настоящее время функционируют гегелеведческие общества, объединения, выходят в свет специальные издания. Сильные традиции гегелеведение имело в дореволюционной России и в СССР.
Философская система
Философская система Гегеля триадична. Она включает в себя философию идеи, философию природы, философию духа. Два важнейших понятия гегелевской философии — абсолютна идея и отчуждение. Принцип, лежащий в основе гегелевского понимания мира — принцип триадичности (тезис — антитезис — синтез).
Вот из этих базовых понятий он выстаивает свою философскую систему.
Абсолютная система — это
- единственно существующая подлинная реальность;
- первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений;
- Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить
Отчуждение (термин, идея, взятые Гегелем у Шеллинга) — Гегель понимает отчуждение, как внешнее проявление абсолютной идеи в природе и истории, как опредмечивание, овнешнение абсолютной идеи.
Абсолютный дух отчуждает себя в виде:
- идеи (её изучает логика);
- природы (её изучает натурфилософия);
- человека (эту форму изучает философия духа);
— а затем через мышление и деятельность человека, закономерный ход истории возвращается к самому себе, т. е. происходит круговорот Абсолютного духа по схеме: Мировой дух — отчуждение — окружающий мир и человек — мышление и деятельность человека — реализация духом самого себя через мышление и деятельность человека — возвращение Абсолютного духа к самому себе.
Высшая точка развития Мирового духа — это Абсолют, проявляющийся в искусстве, религии, философии.
Как же Гегель разворачивает свою онтологическу картину?
Первый ее раздел образует «Логика», в которой прослежен весь путь развития абсолютной идеи, начиная с самых простейших ее логических форм («бытие вообще» и «ничто») и кончая абсолютной идеей. Более сотни категорий, вытекая одна из другой, сплетаясь в законы, разворачиваясь в систему, создают удивительный логический каркас мира, его динамическую модель. Это, по Гегелю, как бы мысли Бога до возникновения мира.
В самой «Логике» мы также имеем три части («Бытие», «Сущность», «Понятие»), которые в свою очередь также распадаются на три части.
Основанием его онтологии является принцип триадичности (тезис, антитезис, синтез).
Главная идея онтологии — отождествление бытия и мышления, из которой он выводит особое философское понятие — абсолютной идеи. гегель философия идеализм триадичность
Второй раздел гегелевской, системы — «Натурфилософия». Здесь Гегель представил уже известный нам по «Логике» ряд категорий в формах природных процессов и образований. Последние выступают в качестве материализации, «овнешнения» чисто логического содержания. Все сущностное содержание абсолютной идеи развернулось в пространстве под чуждой ему оболочкой телесного и материального.
Абсолютный идеализм Г. Гегеля
... философская система абсолютного идеализма Гегеля изложена в таких его фундаментальных трудах, как «Феноменология духа», «Энциклопедия философских наук» («Философия природы», «Философия духа» и др.), «Философия права», «Философия религии», «Философия истории» и др. Философские идеи Гегеля считаются наиболее ...
Материальный мир — это как бы окаменевший дух. И Гегель своей философией природы показывает, как дух «просыпается» в природе, сбрасывает с себя мертвое оцепенение: свет, звук, химические реакции, биологические свойства — это все пути возрождения духа, его все более совершенные попытки вырваться из природы и вернуться к самому себе. И этот возврат происходит в человеке.
Итак, Гегель показывает как происходит «овнешнение» абсолютной идеи — через процесс отчуждения. Это второе ключевое понятие гегелевской онтологии.
Отчуждение включает в себя:
- творение материи из воздуха, её диалектическое шествие от примитивных форм неживой материи до человека;
- ложные отношения между объектом (окружающим миром) и субъектом (человеком) — через человеческую деятельность Мировой дух опредмечивает себя;
- искажение, неправильное понимание человеком окружающего мира
Философия Гегеля диалектична, абсолютная идея находится в постоянном развитии.
Почему же происходит развитие?
Гегель находит источник движения — внутренние противоречия, их единство и борьба(смотри законы диалектики).
Следующий раздел: философия духа. Дух выступает в трех формах: субъективный дух (индивидуальное развитие человека), объективный дух (дух народа) и абсолютный дух (искусство, религия и философия — высшая ступень развития мирового духа).
Человек в онтологии Гегеля играет особую роль. Он — одна из форм «овнешнения» абсолютной идеи. Сознание каждого человека — частица Мирового духа. Именно в человеке абстрактный и безличный мировой дух приобретает волю, личность, характер, индивидуальность.
Мировой дух через человека:
- Проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов;
- Целенаправленно и закономерно движется- действия, поступки человека, ход истории;
- Познаёт себя через познавательную деятельность человека;
- Творит — в виде результатов материальной и духовной культуры, созданной человеком.
Философия субъективного духа распадается на:
- антропологию, где предметом анализа является человеческая душа;
- феноменологию, анализирующую историю сознания в его продвижении от самосознания к разуму;
- психологию, рассматривающую душевные способности человека.
Особый интерес богатством мыслей представляет вторая часть философии духа — объективный дух. Эта часть гегелевской системы получила свое развернутое изложение в его знаменитой работе «Философия права» (1821).
Философия объективного духа изучает такую форму социального бытия человека, как государство.
Государство —
Завершающая форма объективного духа. К государству поверхностная философская мысль относится суетно, не отдавая отчет в том, что оно — плод тысячелетнего труда и истории. «Все дело в том, чтобы в видимости временного и преходящего познать субстанцию, которая имманентна, и вечное, которое присутствует в настоящем».
Свою собственную задачу Гегель определяет как постижение и изображение государства как разумного в себе. Дело философа состоит не в том, чтобы конструировать государство таким, каким оно должно быть, но лишь показать, как государство, этот нравственный универсум, должно быть познано. Ведь задача философии постижение того, что есть, ибо то, что есть, есть разум. «Познать разум как розу на кресте современности и возрадоваться ей — это разумное понимание есть примирение с действительностью, которое философия дает тем, кто услышал внутренний голос, требовавший постижения в понятиях и сохранения субъективной свободы не в особенном и случайном, а в том, что есть в себе и для себя».
Учение Гегеля о государстве и праве
... по Гегелю, есть идея, предметом философии права оказывается идея права – единство понятия права и его осуществления, наличного бытия. Идея права, которая и есть свобода, развертывается в гегелевском учении в мир государства и права, и сфера объективного духа предстает ...
Это гегелевское кредо в понимании отношения философии и действительности прекрасно гармонирует с его высочайшей оценкой государства, «как действительности нравственной идеи», «реализации свободы» и т.п. Государство, по гегелевскому определению, как действительность субстанциальной воли, которой оно обладает в возведенном в свою всеобщность особенном самосознании, есть в себе и для себя разумное. Это субстанциальное единство есть абсолютная неподвижная самоцель, в которой свобода достигает своего высшего права, и эта самоцель обладает высшим правом по отношению к единичным людям, чья высшая обязанность состоит в том, чтобы быть членами государства. Государство в отношении индивида обладает первичной реальностью. Оно есть объективный дух, и потому сам индивид обладает объективностью, истиной и нравственностью лишь постольку, поскольку он член государства. Тем самым Гегель возвышает откровенно этатистскую позицию как единственно верную. Отклоняя все концепции государства, которые исходят из отдельных индивидов как от своей отправной точки (теория договора и пр.), Гегель делает заключение относительно таких концепций, что их рассудочные выводы неминуемо уничтожают «в себе и для себя сущее божественное, его абсолютный авторитет и величие». В свободе, по гегелевскому убеждению, надо исходить не из единичности и самосознания единичности. Главное — сущность самого самосознания, и она «независимо от того, знает ли об этом человек или нет, реализуется в качестве самостоятельной силы, в которой отдельные индивиды не более, чем» моменты: «…государство — это шествие Бога в мире; его основанием служит власть разума, осуществляющего себя как волю».
1. Исходное понятие здесь — свобода, тождественная с практическим разумом.
2. Мораль, по Гегелю, есть субъективное осознание права.
3. Ячейкой общества он называетсемью, целью которой является рождение ребёнка, со временем создающим свою собственную семью.
4. Множественность семей создают «гражданское общество» как сферу частных интересов. Чтобы их упорядочить возникают различные корпорации и полиция. Гражданское общество не является у Гегеля высшей формой социальной жизни.
Заключение
Гегелевская философия — это попытка свести все достижения человеческого духа в единую систему, стремление обосновать возможность свободы через доказательство неограниченного творческого потенциала разума, способного к тому же существовать автономно от индивидуального сознания. В рамках гегелевской философии новоевропейский рационализм приобретает завершенный вид, поскольку вне разума и без разума ничто не существует и ничего не совершается. Активность разума становится беспредельной, а гегелевская философия приобретает девиз «Разум вперед!». Вместе с тем ряд идей философской системы Гегеля, таких как диалектическая логика, принцип историзма, глубокое понимание роли культуры в жизни человека и общества, социокультурная обусловленность и творческий характер познания, были весьма плодотворны и оказали значительное влияние на дальнейшее развитие философской мысли.
Философия — ы : Аристотель
... Аристотеля о государственном устройстве различных городов-государств полностью утрачен, чудом найден почти полный текст входившей в него Афинской политии. Утрачены и несколько трактатов на исторические темы. Философия Аристотеля. Аристотель ... предметам, причем эти курсы зачастую повторялись из года в год. По-видимому, Аристотель имел обыкновение составлять письменный вариант лекции и читал его ...
Список используемой литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kontrolnaya/gegel-georg-vilgelm-fridrih/
1. Основы философии: Учеб. пособие/ В. Н. Калмыков. 2-е изд., перераб. и доп. Мн.: Выш. Шк., 2003. 541 с.
2. История философии в кратком изложении. М.: Мысль, 1994.
3. Мир философии. ч. 1. М., 1991.
4. Философский словарь. М.: Политиздат, 1987.
5. Современная западная философия. Словарь. М.: Изд-во полит. литературы, 1991.
6. Большаков А. В., Грехнев В. С., Добрынина В. И. Основы философских знаний. М. Общество “Знание” России, 1997.