Философия софистов

Контрольная работа

В 5 в. до н. э. во многих городах Греции на смену политической власти старинной аристократии и тирании пришла власть рабовладельческой демократии. Развитие созданных ее господством новых выборных учреждений — народного собрания и суда, игравшего большую роль в борьбе классов и партий свободного населения, — породило потребность в подготовке людей, владеющих искусством судебного и политического красноречия, умеющих убеждать силой слова и доказывать, способных свободно ориентироваться в различных вопросах и задачах права, политической жизни и дипломатической практики. Некоторые из наиболее продвинутых людей в этой области — мастера красноречия, юристы, дипломаты — стали учителями политических знаний и риторики. Однако нерасчлененность тогдашнего знания на философскую и специально научные области, а также значение, которое в глазах образованных людей греческого Запада успела в 5 в. до н. э. получить философия с ее вопросами о началах. вещей, о мире и его возникновении, привели к тому, что эти новые преподаватели обычно учили не только технике политической и юридической деятельности, а связывали эту технику с общими вопросами философии и мировоззрения.

Так, Гиппий обучал, по свидетельству Ксенофонта и Платона, астрономии, метеорологии, геометрии и музыке; Пол был сведущ в учениях физики; Критий разделял, по свидетельству Аристотеля, психологические взгляды Эмпедокла; Антифонт занимался задачей квадратуры круга и пытался объяснить метеорологические явления — то по Гераклиту, то по Диогену, то по Анаксагору. Новые учителя получили наименование «софистов». Первоначально слово «софист» использовалось для обозначения людей, сведущих в любом деле: поэтов, музыкантов, законодателей, мудрецов. Впоследствии консервативные и реакционно настроенные писатели, отрицавшие демократическую систему, ее институты и практику ее лидеров, перенесли свою вражду на новых учителей, которые готовили молодых людей к политической и судебной карьере. «Софистами» они стали называть тех, кто в речах, обращенных к слушателям, стремились не к выяснению истины, а к тому, чтобы ложь выдавать за правду, мнение — за достоверную истину, верхоглядство — за знание.

На практике это название было распространено именно на людей новой профессии учителя. Эта характеристика была частично основана на том факте, что новые учителя философии начали доводить идею относительности всех знаний до крайности. Говоря словами Ленина, они субъективно применяли всестороннюю, универсальную «гибкость понятий, гибкость», доходящую «до тождества противоположностей» [3, т. 29, с. 99]. Отчасти враждебная характеристика софистов была основана на том факте, что, обучая технике ораторского искусства и политической деятельности, новые учителя иногда обучали приемам и формам убеждения и доказательства, независимо от вопроса об истинности доказываемых утверждений. Противники демократических нововведений также сильно пострадали из-за того, что новые учителя взимали со своих учеников плату за обучение, зачастую очень высокую.

13 стр., 6255 слов

Мотивированное поведение как характеристика личности

... личность мотивация индивидуальный психологический Овладение разнообразными способами действий приводит, в свою очередь, к обобщению психической деятельности, посредством которых предметные действия и деятельность регулируются. Высшими интегративными характеристиками человека как ...

Первые школы красноречия возникли в городах Сицилии, где Эмпедокл прославился как примерный оратор и где Павел уже был настоящим софистом. Из сицилийских Леонтин был родом также софист Горгий. Развитие в 5 в. до н. э. демократии в Афинах и особенно развитие связей с другими городами греческого мира сделало Афины ареной для выступлений и преподавательской деятельности ряда софистов — Протагора из Абдер, Гиппия из Элиды, Продика с Кеоса и Горгия из Леонтин, хотя афинские государственные люди самых различных убеждений относились к софистам в общем неприязненно. Софист Протагор из Абдера был даже приговорен к изгнанию за то, что выразил сомнения в существовании богов.

Софистика

К концу IV в. до н.э. только зародившаяся новая форма знания — философия — подошла к своему первому кризису. Его проявлением стало философское движение софистов . Софисты — представители философского направления 2-й половины V — 1-й половины IV в.в. до н.э. — полностью отошли от исследования природы («физиса», космоса) на том основании, что ни одна из ранее существовавших философских систем, изучавших начала природы, не смогла дать ее картину, однозначно приемлемую для всех. Каждый философ предлагал свою концепцию и полностью отвергал чужую. Но тогда неизбежно вставал вопрос о том, какое из предлагаемых объяснений порядка вещей является истинным? И может ли в принципе суждение мысли о мире быть истинным, соответствовать действительности? И это был уже совершенно новый философский вопрос — вопрос о природе мышления и об условиях его истинности (достоверности), т.е. о соответствии мыслимого содержания — содержанию реальности. Первый ответ в истории философии на вопрос о возможности истинного знания был пессимистическим. Философы, давшие этот ответ — софисты — отрицали универсально достоверное знание по отношению к естественным принципам и универсально достоверное знание в целом.

Древнегреческое слово «софист» первоначально означало учителя, художника, творца, изобретателя или мудреца — одним словом, способного и разумного человека, исключительного в своем уме или таланте.

Со 2-й половины V в. до н.э. это слово приобретает специальный смысл. Софистами стали называть платных учителей философии, риторики (красноречия) и эристики (искусства спора).

Негативное значение слова «софист» связано с обвинениями в построении софизмов (греческое «софизма» — измышление, хитрость), в увлечении формальной стороной слов и понятий. (В качестве примера можно привести несколько софизмов, давно ставших хрестоматийными.

1. То, чего ты не терял, ты имеешь. Ты не терял рогов. Следовательно, ты имеешь рога.

2. Учитель хочет, чтобы его ученик стал мудрым и перестал быть невеждою. Это означает, что он хочет, чтобы его ученик стал тем, кем он не является, и перестал быть тем, чем он является. Следовательно, учитель хочет увести его из бытия в небытие или разрушить.

4 стр., 1712 слов

Основной вопрос философии

... всей философии. "Великий и основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии, - писал Энгельс, - есть вопрос об отношении мышления к бытию". Основной вопрос философии, следовательно, это ценностно-смысловая доминанта философии как "жизненного разума". Основной вопрос философии раскрывает ...

3. Этот пес — отец тех щенят. Но это твой пес, значит, это твой отец, и ты — брат щенят.

4. Вор никогда не желает приобрести дурного. Но приобретение хорошего есть дело хорошее. Следовательно, вор желает только хорошего.

5. Сидящий встал. Кто встал, тот стоит, следовательно, сидящий стоит.

6. 5 есть 2 + 3. 2 — четное, 3 — нечетное. Следовательно, 5 — и четное, и нечетное).

О софистах сохранились в основном негативные свидетельства. Очень часто софистов осуждали за интеллектуальную и моральную безответственность. Большинство упреков в их адрес было высказано Платоном. Английский историк философии XIX в. Дж.Г.Льюис сообщает. «Софисты были богаты, они были в силе, блистали в обществе, питали страсть к риторике, но не отличались глубокомыслием. Люди с серьезными убеждениями всегда презрительно относятся ко всем, кто щеголяет только внешними дарами, в данном случае — ораторскими или эристическими. Мыслитель убежден, что миром управляет идея, но на самом деле он видит торжество приговора. Он, может быть, считает себя первооткрывателем идей, которые должны принести счастье человечеству, но тем временем перед ним — такая податливая толпа, которая восхищается какой-нибудь надуманной ложью, облаченной в хорошую речь».

На самом деле софисты не притязали на обладание истиной. Они принципиально сомневались в ней, были скептиками. Софисты лишь учили искусству вести споры. И это их искусство было очень актуальным.

Во-первых. Склонность греков к обману и судебным тяжбам, их крайняя любовь к судебным тяжбам способствовали расцвету этого искусства. Софисты учили греков быть своими собственными адвокатами. Любому рядовому гражданину требовалось искусство убеждения относительно природы закона, существовавшего в греческих городах-государствах. Судопроизводство было гласное и публичное, в особенности в Афинах. Никто не мог отправить в суд нанятого вместо него адвоката, но каждый должен был явиться в суд лично, если он хотел получить сатисфакцию за причиненный ему вред или если он сам в чем-то обвинялся.

Во-вторых. Любой член дворянства, желающий достичь влиятельного положения, должен обладать хотя бы некоторой способностью убеждать других или опровергать мнение других. Таким образом, умственная изобретательность, которую практиковали софисты и которая была способна создать белое из черного, стала в определенной степени добродетелью, искусством владения аргументами, к которому стремились все афиняне. Но именно в этом отношении Сократ выразил упрек софистам у Платона: «Они учат только тому, что практикуется самими людьми на собраниях, но они называют это мудростью». Некоторые, подобно Сократу и Платону, полагали знания софистов поверхностными и неэффективными, т.к. у них отсутствовала бескорыстная цель поиска истины как таковой, взамен которой обозначилась цель обогащения. Платон подчеркивал опасность идей софистов с моральной точки зрения: они утверждали относительность общих истин и правильность произвольных мнений.

Своим появлением софисты стали свидетелями начала кризиса философии. Их позиция — это отрицательный выход из того тупика, в котором оказалось философское знание (оппозиция учений Гераклита и элеатов; логический волюнтаризм физиков-эклектиков; множество разных, но равно хорошо обоснованных ответов на один и тот же вопрос и т.д.), и положительный выход из которой указал (в области гносеологии и этики) Сократ.

4 стр., 1660 слов

принцип относительности знаний: «Ничье мнение не бывает ложным»;

... не только ученику, но и учителю. Система строится на следующих принципах: принцип относительности знаний: «Ничье мнение не бывает ложным»; принцип «знающего незнания»: «Я знаю, что ... является возможность творческого развития учеников через самостоятельную работу и экспериментальное подкрепление своих знаний и умений. Данную систему критикуют за отсутствие последовательности в изучении материала ...

онтологии

Философия софистов

Как философское течение софисты не представляют собой полностью однородное явление. Наиболее характер — ной чертой, общей всей софистике, является утверждение относительности всех человеческих понятий, этических норм и оценок; оно выражено Протагором в его знаменитом положении: «Человек есть мера всех вещей: существующих — в том, что они существуют, — и несуществующих — в том, что они не существуют».

Старшая группа софистов. В развитии софистики различаются старшая и младшая группы софистов. К старшей относятся Протагор (481-413), Горгий, Гиппий и Продик. Учение Протагора сформировалось на основе учений Демокрита, Гераклита, Парменида и Эмпедокла, переработанных в духе релятивизма. Согласно характеристике Секста Эмпирика, Протагор был материалистом и учил текучести материи и относительности всех восприятий. Развивая позицию атомистов о равной реальности бытия и небытия, Протагор утверждал, что любое утверждение может быть противопоставлено утверждению равного, которое ему противоречит.

Весьма прославилось развитое на почве элейской критики понятий небытия, движения и множества учение Горгия, посетившего в 427 г. Афины в качестве посла и выступавшего в Фессальских городах. Горгий разработал рассуждение, в котором доказывал:

1) ничто не существует;

2) если и есть нечто существующее, то оно не познаваемо;

3) если даже оно и познаваемо, то его познание невыразимо и неизъяснимо.

Гиппий привлек внимание не только своими геометрическими исследованиями кривых, которые послужили толчком для более поздних работ Архита, но и своими размышлениями о природе законодательства.

Наконец, Продик, который с большим успехом преподавал в Афинах, развил релятивистское представление о том, что «как люди используют вещи, так и вещи». Софисты старшей группы были великими мыслителями в вопросах права и социополитики. Протагор написал законы, которые определили демократическую форму правления в афинской колонии Фурия на юге Италии и обосновали идею равенства свободных народов. В своем определении права Гиппий указал на принудительное принуждение как на условие возможности принятия закона. Сами софисты старшей группы пытались критически исследовать религиозные верования. Работа Протагора о богах была публично сожжена и стала причиной изгнания философа из Афин, несмотря на крайне осторожную формулировку религиозного скептицизма. Продик, развивая взгляды Анаксагора и Демокрита, начал трактовать религиозные мифы как олицетворение сил природы.

Софисты младшей группы. В учениях младших софистов (4 в. до н. э.), о которых сохранились крайне скудные данные, особенно выделяются их этические и социальные идеи. Таким образом, Ликофрон и Альцидамант выступали против разделения между социальными классами: Ликофрон утверждал, что благородство — это вымысел, а Альцидамант — что природа никого не создала рабами и что люди рождаются свободными. Антифон не только разработал материалистическое объяснение происхождения природы и происхождения ее тел и элементов, но также попытался критиковать культурные феномены, защищая преимущества природы над институтами культуры и искусства. Фразимах распространил учение об относительности на социально-этические нормы и свел справедливость к полезному для сильного, утверждая, что каждая власть устанавливает законы, полезные для нее самой: демократия — демократические, а тирания — тиранические и т. д.

27 стр., 13466 слов

По курсу «Концепции современного естествознания» «Софисты и софизм» » Мы с АГНИ

... философии (Протагор опирался на идеи Гераклита, Горгий и Антифонт – на идеи элейской школы), ни по их собственным философским идеям. Между самими софистами, а также между ними и их противниками ... (обозначение одной вещи разными словами) и омонимию (обозначение разных вещей одним словом). Законы с точки зрения софистов тоже явление полностью искусственное, и поэтому их положения далеки от истины. ...

Хотя некоторые софисты действительно были великими мыслителями, развитый ими релятивизм часто приводил их к открытому отрицанию познаваемости вещей и субъективности. Ленин отмечает, что, например, учение Горгия — это «не только релятивизм», но и «скептицизм». В этом своем качестве софисты должны быть признаны философами, подготовлявшими не только, как думал Гегель, диалектику, но также беспринципные и порой даже совершенно нигилистические учения, которые теперь называются «софистикой» и которые надо строго отличать от подлинной материалистической диалектики, рассматривающей познание как бесконечное движение и приближение через относительно истинные знания к знанию объективному и абсолютному.

В 5 в до н.э. на смену политической власти аристократии и тирании во многих городах Греции пришла власть демократии. Развитие созданных ею новых выборных учреждений — народного собрания и суда, игравшего большую роль в борьбе партий и классов свободного населения, породило потребность в подготовке людей, владеющих искусством судебного и политического красноречия, умеющих убеждать. Некоторые из наиболее выдвинувшихся в этой обл. людей становились учителями риторики, политических знаний… Однако неделимость знаний того времени и та большая роль, которую приобрела философия в то время, привели к тому, что эти новые мыслители обычно учили не только политической и правовой мудрости, но связывали ее с общими вопросами философии и видения мира. Их стали называть «софистами» т.е. мудрецами, учителями мудрости. Позже тех, кто в своих выступлениях пытался продемонстрировать предвзятость, иногда заведомо ложную точку зрения, стали называть софистами. Такая характеристика опиралась на то, что нов. учителя ф. стали доводить до крайности мысль об относительности всякого знания. Начало в исследовании проблемы человека положили софисты Протагор(480-410 гг. до н.э.), Горгий (480-380 гг. до н.э.).

Сначала софистом называли человека, посвятившего себя умственной деятельности или сведущего в любой мудрости, в том числе в учености. Таким почитали Солона и Пифагора. Впоследствии смысл этого понятия сузился, хотя и не заключал еще негативного смысла («софия» — мудрость).

В своем стремлении убедить софисты пришли к мысли, что можно и часто необходимо доказывать что-либо и даже опровергать что-либо, в зависимости от интересов и обстоятельств, которые привели к безразличию к истине в доказательствах и опровержение. Так сложились методы мышления, которые стали называть софизмами….

Наиболее полно суть воззрений софистов выразил Протагор. У него известная позиция: «Человек есть мера всего: существующего, существующего и несуществующего, которого не существует». Впервые обратились к проблеме человека. Он говорил об относительности всякого знания, утверждая, что каждое утверждение может быть противопоставлено утверждению равенства, которое ему противоречит. Критерием оценки любого явления выступают чувства человека. Во главе софистов стоит отдельный человек, который объявляет его — со всеми его характеристиками, предметом познания.

4 стр., 1824 слов

Софисты: человек – мера всех вещей

... тезис: "Человек есть мера всех вещей, существующих что ... Софисты не представляли собой единой группы ни по социально-политической ориентации (например, Протагор тяготел к рабовладельческой демократии, а Критий был врагом демократии), ни по отношению к предшествующей древнегреческой философии ... вещи разными словами) и омонимию (обозначение разных вещей одним словом). Законы с точки зрения софистов ...

Продик проявлял исключительный интерес к языку, к назывной (номинативной) функции слов, проблемам семантики и синонимии, т.е. идентификации совпадающих по смыслу слов, правильному употреблению слов. Он составлял этимологические гроздья родственных по значению слов, а также анализировал проблему омонимии, т.е. различения смысла графически совпадающих словесных конструкций с помощью соответствующих контекстов, и очень большое внимание уделял правилам спора, приближаясь к анализу проблемы приемов опровержения, что имело огромное значение в дискуссиях.

софист философский отрицание достоверность