Общение. Многоплановый характер общения

Контрольная работа

В психологии установлено, что общение представляет собой сложный и многогранный процесс, в общении можно выделить три взаимосвязанный стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.

Структура общения представлена в таблице

1. Коммуникативная сторона

2. Интерактивная сторона

3. Перцептивная сторона

Коммуникативное общение — это процесс выработки новой информации, общей для общающихся людей и рождающей их общность.

Простейшей моделью межличностного общения являются два человека, которые связаны между собой, вступая в диалог.

Таблица 2. Модель коммуникативного процесса

Виды коммуникации

Вербальное общение —

внутреннюю и внешнюю

Внутренняя речь —, Внешняя речь —, Монологическая речь, Диалогическая речь, Невербальное общение

  1. Акустические:

— экстралингвистические — речевые паузы, смех, плач, вздохи, покашливание и др.;

2. Оптико-кинестетические:

— кинесика — движения рук, головы, туловища, ног, походка;

— поза — осанка, манера держать себя;

— кожные реакции: покраснение, побледнение, вспотение;

— вспомогательные средства общения — подчеркивание или сокрытие особенностей телосложения (признаки пола, возраста, расы); средства преобразования природного телосложения (одежда, прическа, косметика, очки, украшения, татуировки, усы, борода, мелкие предметы в руках).

3. Визуальные:

— выражение лица, выражение глаз;

— «контакт глазами» — знаки, представляемые движением глаз (имеет важное значение в работе педагога).

4. Проксемические

5. Тактильные (такесика)

6. Ольфакторные

— приятные и неприятные запахи окружающей среды;

7 стр., 3184 слов

Техники общения их характеристика назначение

... «техника» и «техники» делового общения; выделить основные техники общения, дать им характеристику и определить их назначение; использовать коммуникативные приемы, позволяющие управлять лояльностью при сохранении позиции. I. История вопроса. Специфика делового общения. Понятия «техника общения» и «техники общения» Деловое общение ...

Взаимодействие

Таблица 5. Виды социальных взаимодействий

три основных стратегии поведения

содействие

противодействие

уклонение от воздействия —

Виды взаимодействий (интеракций)

мотивов взаимодействия.

Социальные мотивы взаимодействия

Существует несколько видов социальных мотивов взаимодействия, по которым человек вступает во взаимодействие с другими людьми:

¾ максимизация общего выигрыша (мотив кооперации);

¾ максимизация собственного выигрыша (индивидуализм);

¾ максимизация относительного выигрыша (конкуренция);

¾ максимизация выигрыша другого (альтруизм);

¾ минимизация выигрыша другого (агрессия);

¾ минимизация различий в выигрышах (равенство).

ведущие стратегии поведения

Сотрудничество

Противодействие

Компромисс

Уступчивость

Избегание

Стиль взаимодействия

1. Властный — лидирующий

2. Независимый — доминирующий

3. Прямолинейный — агрессивный

4. Недоверчивый — скептический

5. Покорно — застенчивый

6. Зависимый — послушный

7. Сотрудничающий — конвенциальный

8. Ответственный — великодушный

С перечисленными классификациями в психологии все виды взаимодействия разделяют на два противоположных вида: кооперацию (сотрудничество) и конкуренцию (конфликт).

Кооперация —, Конкуренция

В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Само взаимопонимание может иметь две формы:

— понимание мотивов, целей, установок партнеров по общению;

— понимание и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок, что позволяет не просто согласовывать действия, но и устанавливать особого рода отношения (близости, привязанности), выражающиеся в чувствах дружбы, симпатии, любви.

социальной перцепции

Социальная перцепция

Функции социальной перцепции:

— познание себя;

— познание партнера по общению;

— организация совместной деятельности на основе взаимопонимания;

— установление эмоциональных отношений.

Механизмы социальной перцепции.

13 стр., 6327 слов

Особенности соуиальной перцепции. Механизмы и эффекты социальной перцепции

... возрастного периода личности. Механизмы социальной перцепции Индивидуум вступает в коммуникативное взаимодействие всегда как личность, аналогично с этим он и воспринимается товарищем по общению как личность. Общение как перцепция предполагает наличие межличностного ...

К механизмам социальной перцепции относятся:

— познание и понимание людьми друг друга (идентификация, эмпатия, аттракция);

— познание самого себя (рефлексия) в процессе общения;

— прогнозирование поведения партнера по общению (каузальная атрибуция).

Идентификация

2. Эмпатия — это эмоциональное вчувствование или сопереживание другому. Через эмоциональный отклик мы понимаем внутреннее состояние другого. Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир.

3. Аттракция (дословно — привлечение) — форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему. Понимание партнера по общению возникает благодаря формированию привязанности к нему, дружеского или более глубокого интимно-личностного отношения.

4. Рефлексия — это механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять то, как он воспринимается партнером по общению.

Каузальная атрибуция

привычные объяснения чужого поведения

¾ люди с личностной атрибуцией в любой ситуации склонны находить виновника случившегося, приписывать причину произошедшего конкретному человеку;

¾ в случае пристрастия к обстоятельственной атрибуции люди склонны прежде всего винить обстоятельства, не утруждая себя поисками конкретного виновника;

¾ при стимульной атрибуции человек видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие или в самом пострадавшем (сам виноват, что попал под машину).

Именно поэтому причину успеха люди чаще всего приписывают себе, а неудачу — обстоятельствам.

Важной сферой исследования социальной перцепции является изучение процесса формирования первого впечатления о другом человеке.

три наиболее типичные схемы формирования первого впечатления о человеке

Фактор превосходства

Ошибка восприятия

Фактор привлекательности

Ошибка восприятия

Фактор отношения к наблюдателю

Ошибка восприятия

Социальный стереотип

Социальный стереотип

Наиболее известны этнические стереотипы — образы типичных представителей определенных наций (чопорный и худой англичанин, легкомысленный француз, эксцентричный итальянец и другие).

Стереотипы ожидания в педагогической практике:

1. Стереотип проявляется в отношении ответов учащихся. Хороших учеников вызывают чаще и активнее поддерживают. «Плохому» ученику учитель своими жестами и фразами с самого начала дает понять, что ничего хорошего он от него не ждет.

2. Стереотип сказывается и на характере помощи при ответах. Незаметно для себя учитель подсказывает и помогает «хорошим», чтобы подтвердить свои ожидания. Однако он убежден, что вытягиваем именно плохого ученика.

10 стр., 4601 слов

Стереотипы и эффекты межгруппового восприятия и поведения

... информация воспронимается и запоминается лучше, чем соответствующая стереотипам. Кроме того, если поведение человека соответствует стереотипам, субъект восприятия: -реже объясняет его поведение, чем если ... члена стереотипизированной группы); -описание типичного дня объекта стереотипа; -характер вопросов к объекту восприятия (носитель стереотипов при общении с их объектом выбирает вопросы, ответы на ...

3. Стереотип порождает характерные высказывания в адрес успевающих и неуспевающих учащихся. Плохих критикуют больше и резче с использованием обобщений.

эффекты, приводящие к ошибкам восприятия

Эффект проекции

Эффект средней ошибки

Эффект ореола —

Эффект порядка

Заключение

В данной контрольной работе рассмотрен вопрос «Общение. Многоплановый процесс общения» следует вывод, что общение это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми. Рассмотрены ряды принципов общения, социально-психические функции. В психологии установлено, что общение представляет собой сложный и многогранный процесс, в общении можно выделить три взаимосвязанный стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Простейшей моделью межличностного общения являются два человека, которые связаны между собой, вступая в диалог. В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kontrolnaya/mnogoplanovyiy-harakter-obscheniya/

  1. Рубинштейн С.А. Основы общей психологии – СПб: Издательство «Питер», 2000 г.
  2. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание, Издательство «Феникс»,1999 г.
  3. Морозов А. В. Основы психологии 2-е издание, Академический проект, 2003 г.
  4. Маклаков А. Г. Общая психология – СПб: Издательство «Пит ер», 2002 г.