В психологии установлено, что общение представляет собой сложный и многогранный процесс, в общении можно выделить три взаимосвязанный стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.
Структура общения представлена в таблице
1. Коммуникативная сторона
2. Интерактивная сторона
3. Перцептивная сторона
Коммуникативное общение — это процесс выработки новой информации, общей для общающихся людей и рождающей их общность.
Простейшей моделью межличностного общения являются два человека, которые связаны между собой, вступая в диалог.
Таблица 2. Модель коммуникативного процесса
Виды коммуникации
Вербальное общение —
внутреннюю и внешнюю
Внутренняя речь —, Внешняя речь —, Монологическая речь, Диалогическая речь, Невербальное общение
- Акустические:
— экстралингвистические — речевые паузы, смех, плач, вздохи, покашливание и др.;
2. Оптико-кинестетические:
— кинесика — движения рук, головы, туловища, ног, походка;
— поза — осанка, манера держать себя;
— кожные реакции: покраснение, побледнение, вспотение;
— вспомогательные средства общения — подчеркивание или сокрытие особенностей телосложения (признаки пола, возраста, расы); средства преобразования природного телосложения (одежда, прическа, косметика, очки, украшения, татуировки, усы, борода, мелкие предметы в руках).
3. Визуальные:
— выражение лица, выражение глаз;
— «контакт глазами» — знаки, представляемые движением глаз (имеет важное значение в работе педагога).
4. Проксемические
5. Тактильные (такесика)
6. Ольфакторные
— приятные и неприятные запахи окружающей среды;
Взаимодействие
Таблица 5. Виды социальных взаимодействий
Психологические барьеры общения
... в сфере общения. 1.2. Коммуникативные барьеры. Психологические барьеры В даннойработе будем придерживаться следующего определения. "Барьер" общения – психическое состояние, проявляющееся в ... сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).{9} Выводы: Общение – процесс многогранный сложный и требующий определённых навыков. В общении ... в речи чуждых ...
три основных стратегии поведения
содействие
противодействие
уклонение от воздействия —
Виды взаимодействий (интеракций)
мотивов взаимодействия.
Социальные мотивы взаимодействия
Существует несколько видов социальных мотивов взаимодействия, по которым человек вступает во взаимодействие с другими людьми:
¾ максимизация общего выигрыша (мотив кооперации);
¾ максимизация собственного выигрыша (индивидуализм);
¾ максимизация относительного выигрыша (конкуренция);
¾ максимизация выигрыша другого (альтруизм);
¾ минимизация выигрыша другого (агрессия);
¾ минимизация различий в выигрышах (равенство).
ведущие стратегии поведения
Сотрудничество
Противодействие
Компромисс
Уступчивость
Избегание
Стиль взаимодействия
1. Властный — лидирующий
2. Независимый — доминирующий
3. Прямолинейный — агрессивный
4. Недоверчивый — скептический
5. Покорно — застенчивый
6. Зависимый — послушный
7. Сотрудничающий — конвенциальный
8. Ответственный — великодушный
С перечисленными классификациями в психологии все виды взаимодействия разделяют на два противоположных вида: кооперацию (сотрудничество) и конкуренцию (конфликт).
Кооперация —, Конкуренция
В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между
— понимание мотивов, целей, установок партнеров по общению;
— понимание и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок, что позволяет не просто согласовывать действия, но и устанавливать особого рода отношения (близости, привязанности), выражающиеся в чувствах дружбы, симпатии, любви.
Социальная перцепция
Функции социальной перцепции:
— познание себя;
— познание партнера по общению;
— организация совместной деятельности на основе взаимопонимания;
— установление эмоциональных отношений.
Особенности общения в социальных сетях
... становится основной формой виртуального общения. В данной работе будет рассмотрена тема, касающаяся особенностей общения в социальных сетях. Актуальность выбранной темы объясняется необходимостью изучения общения в социальных сетях, потому как данный вид виртуального общения приобретает большую значимость ...
Механизмы социальной перцепции.
К механизмам социальной перцепции относятся:
— познание и понимание людьми друг друга (идентификация, эмпатия, аттракция);
— познание самого себя (рефлексия) в процессе общения;
— прогнозирование поведения партнера по общению (каузальная атрибуция).
Идентификация
2. Эмпатия — это эмоциональное вчувствование или сопереживание другому. Через эмоциональный отклик мы понимаем внутреннее состояние другого. Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир.
3. Аттракция (дословно — привлечение) — форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему. Понимание партнера по общению возникает благодаря формированию привязанности к нему, дружеского или более глубокого интимно-личностного отношения.
4. Рефлексия — это механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять то, как он воспринимается партнером по общению.
Каузальная атрибуция
привычные объяснения чужого поведения
¾ люди с личностной атрибуцией в любой ситуации склонны находить виновника случившегося, приписывать причину произошедшего конкретному человеку;
¾ в случае пристрастия к обстоятельственной атрибуции люди склонны прежде всего винить обстоятельства, не утруждая себя поисками конкретного виновника;
¾ при стимульной атрибуции человек видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие или в самом пострадавшем (сам виноват, что попал под машину).
Именно поэтому причину успеха люди чаще всего приписывают себе, а неудачу — обстоятельствам.
Важной сферой исследования социальной перцепции является изучение процесса формирования первого впечатления о другом человеке.
три наиболее типичные схемы формирования первого впечатления о человеке
Фактор превосходства
Ошибка восприятия
Фактор привлекательности
Ошибка восприятия
Фактор отношения к наблюдателю
Ошибка восприятия
Социальный стереотип
Социальный стереотип
Наиболее известны этнические стереотипы — образы типичных представителей определенных наций (чопорный и худой англичанин, легкомысленный француз, эксцентричный итальянец и другие).
Стереотипы ожидания в педагогической практике:
1. Стереотип проявляется в отношении ответов учащихся. Хороших учеников вызывают чаще и активнее поддерживают. «Плохому» ученику учитель своими жестами и фразами с самого начала дает понять, что ничего хорошего он от него не ждет.
Стереотипы социального восприятия
... когда стереотипы "не работают". Такое случается прежде всего в ситуации тесного и длительного общения, когда люди взаимодействуют ... и пространстве. Несмотря на то, что стереотипы подразумевают "сопротивляемость изменениям", они в целом достаточно чувствительны к ... перцепции (социального восприятия). Некоторые из этих феноменов имеют самое непосредственное отношение к формированию стереотипов; к их ...
2. Стереотип сказывается и на характере помощи при ответах. Незаметно для себя учитель подсказывает и помогает «хорошим», чтобы подтвердить свои ожидания. Однако он убежден, что вытягиваем именно плохого ученика.
3. Стереотип порождает характерные высказывания в адрес успевающих и неуспевающих учащихся. Плохих критикуют больше и резче с использованием обобщений.
эффекты, приводящие к ошибкам восприятия
Эффект проекции
Эффект средней ошибки
Эффект ореола —
Эффект порядка
Заключение
В данной контрольной работе рассмотрен вопрос «Общение. Многоплановый процесс общения» следует вывод, что общение это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми. Рассмотрены ряды принципов общения, социально-психические функции. В психологии установлено, что общение представляет собой сложный и многогранный процесс, в общении можно выделить три взаимосвязанный стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Простейшей моделью межличностного общения являются два человека, которые связаны между собой, вступая в диалог. В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками.
Литература
[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kontrolnaya/mnogoplanovyiy-harakter-obscheniya/
- Рубинштейн С.А. Основы общей психологии – СПб: Издательство «Питер», 2000 г.
- Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание, Издательство «Феникс»,1999 г.
- Морозов А. В. Основы психологии 2-е издание, Академический проект, 2003 г.
- Маклаков А. Г. Общая психология – СПб: Издательство «Пит ер», 2002 г.