Анализ статьи «Методы организации учебно-творческой деятельности в процессе формирования творческой самостоятельности студентов-дизайнеров

В статье актуализируется необходимость формирования творческой самостоятельности у студентов-дизайнеров.

Творческая самостоятельность является очень важной и необходимой составляющей профессиональной компетенции выпускника направления «Дизайн», т.к. специфика профессии связана с творческим характером деятельности, требует нестандартных подходов, как к продукту деятельности, так и к процессу ее протекания.

Как известно, успешный дизайнер сочетает высокий профессионализм и талант, эстетическое чутье, особое видение пространства и свежее мышление, он способен создавать по-настоящему индивидуальный стиль любого помещения. Кроме того, дизайнер должен обладать профессиональными навыками: владеть программами компьютерного моделирования, знать свойства различных материалов, разбираться в определенных инженерных технологиях, обладать развитым вкусом, чувством ритма и цвета и др. Овладение творческой профессией дизайнера происходит не только при обучении в вузе, но и продолжается в процессе дальнейшей практической работы. Дизайн-подготовка в вузе, прежде всего, направлена на формирование профессионально-личностной компетенции будущего специалиста, основанной на высоко развитой творческой самостоятельности.

Идея, направленная на разрешение проблемы

По мнению Мереняшевой М.А. «важно развивать воображение обучающихся, учить их ассоциативно чувствовать и ассоциативно мыслить, анализировать. Конечно, художественные ассоциации не рождаются на «голом месте», они возникают на основе представлений, ощущений, чувств, эмоций, знаний и памяти» [4].

Исходя из этого, основная задача метода состоит в активизации творческого мышления; «в необходимости повышения уровня системности, который может быть охарактеризован степенью управляемости, упорядоченностью наличием ассоциативности и иерархичности» [5].

Решение данной задачи обеспечивается через включение студентов в разнообразные формы и виды профессиональной проектной деятельности дизайнера, в рамках самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы.

В процессе обучения должны создаваться условия, побуждающие студента к самостоятельному творческому поиску.

Предметная операционная и ценностная составляющие идеи

3 стр., 1255 слов

Артистическая этика в творческом коллективе

... бодрит. Тогда творческая работа спорится, так как все друг другу помогают. Следует выработать правильную художественную этику и дисциплину». ... его системе и учении о театре является именно этика и этические требования к работникам. Это нужно сделать ... -tvorcheskogo-kollektiva/ 1. Гусейнов А. А., Иррлитц Т. Краткая история этики / А. А. Гусейнов - М. : Мысль,1987. – 178 ...

Предметная составляющая идеи — это творческое мышление.

Операционная составляющая это методы организации учебно-творческой деятельности. К ним относятся:

— эвристические методы раскрепощения дизайнерского воображения, стимулирования творческого мышления (метод аналогии, методы фантазии, метод эмпатии, метод инверсии, а также метод мозгового штурма);

— дискуссионные методы;

— проектные методы;

— методы контроля и оценки.

С помощью идеи будут достигнуты цели:

— нахождение функциональной окрашенности образного решения;

— стремление к оригинальности, запоминаемость решения;

Конструктивная схема реализации идеи

Цели, которые будут достигнуты данным решением:

— создание условий побуждающих студентов к самостоятельному творческому поиску.

Содержание предлагаемых действий, мероприятий:

— конференции, семинары, выставки, мозговой штурм, творческие упражнения.

Особенности технологии дидактического процесса:

— методы контроля и оценки учебно-творческой деятельности, а также организации и управления учебно-творческой деятельности студентов дает возможность организовать, активизировать и провести контроль учебно-творческой деятельности.

Вывод

Осознание студентом себя обладателем большого объёма выученного материала и метода, как этим материалом оперировать, позволяет мотивировать и активизировать творческую самостоятельность студента.

В данной статье были исследованы методы организации учебно-воспитательного процесса, который должен повлиять на активизацию творческой самостоятельности студента. Однако одна учебно-методическая система не определяет успеха работы педагога по формированию у студентов знаний, умений и навыков. Для этого также нужно знать основные принципы, руководствуясь которыми можно обеспечить творческую самостоятельность студента, а также методику руководства отдельными видами самостоятельных работ.

Эффективность самостоятельной работы достигается, если она является одним из составных, органических элементов учебного процесса, и для нее предусматривается специальное время, если она проводится планомерно и систематически, а не случайно и эпизодически.

Только при этом условии у студентов вырабатываются устойчивые умения и навыки в выполнении различных видов самостоятельной работы и наращиваются темпы в ее выполнении.

5 стр., 2107 слов

Взаимосвязь физкультурно-спортивной деятельности и общекультурного ...

... в процессе физкультурно-спортивной, общественной и профессиональной деятельности. Чем богаче и шире круг связей личности в этой деятельности, тем богаче становится пространство ее субъективных проявлений. 2. Взаимосвязь общей культуры студента с его образом жизни Охрана и укрепление ...

Приложение

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Даськова Ю.В. Методы организации учебно-творческой деятельности в процессе формирования творческой самостоятельности студентов-дизайнеров // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 4

Организация учебно-творческой деятельности студентов реализуются через содержание и формы учебных заданий, через характер общения субъектов учебного процесса, посредством профессиональной ориентацией учебного процесса (использование профессиональных этапов проектной деятельности, тем курсовых работ социальной направленности и тем позволяющих овладеть востребованными технологиями декорирования интерьеров).

В данной статье мы сделаем акцент на методах организации учебно-творческого процесса, применяемых нами в процессе изучения учебной дисциплины «Основы производственного мастерства» (здесь и далее: «ОПМ»), и позволяющих эффективно влиять на формирование творческой самостоятельности студентов-дизайнеров. Поскольку творческая самостоятельность является очень важной и необходимой составляющей профессиональной компетенции выпускника направления «Дизайн», т.к. специфика профессии связана с творческим характером деятельности, требует нестандартных подходов, как к продукту деятельности, так и к процессу ее протекания. На основе проведенного теоретического анализа понятий «творчество» и «самостоятельность», «творческая деятельность», ими сделан вывод о том что творческую самостоятельность необходимо рассматривать в двух аспектах: во-первых, как созидающую творческую деятельность; во-вторых, как свойство личности, характеризующееся качеством творческого мышления, наличием сформированных профессиональных знаний, стремлением и мотивацией отклоняться от традиционных способов решения проектной задачи [1].

Г.В. Третьякова рассматривает метод обучения как направление в обучении, реализующее цели, задачи и содержание обучения и определяющее пути и способы их достижения [2].

Выбор практических методов обучения зависит от целого ряда условий: целей образования; особенностей изучаемого предмета; возрастных особенностей учащихся и их уровня подготовленности; уровня профессиональных навыков преподавателя; материальной оснащенности; целей и задач конкретного урока и др. [3].

Каждый метод организации учебной деятельности обладает не только информационно-обучающими, но и мотивационными воздействиями.

Творческая самостоятельность студентов-дизайнеров напрямую зависит от быстроты и гибкости их мышления. Мы соглашаемся с мнением Мереняшевой М.А., что «важно развивать воображение обучающихся, учить их ассоциативно чувствовать и ассоциативно мыслить, анализировать. Конечно, художественные ассоциации не рождаются на «голом месте», они возникают на основе представлений, ощущений, чувств, эмоций, знаний и памяти» [4].

Исходя из этого, основную задачу метода мы видим в активизации творческого мышления, смелости и гибкости в генерировании собственных идей; «в необходимости повышения уровня системности, который может быть охарактеризован степенью управляемости, упорядоченностью наличием ассоциативности и иерархичности» [5].

В рамках учебной дисциплины «Основы производственного мастерства» решение данной задачи обеспечивается через включение студентов в разнообразные формы и виды профессиональной проектной деятельности дизайнера, в рамках самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы.

Мы предлагаем адаптированную классификацию методов обучения Ю. К. Бабанского для организации учебно-творческой деятельности в рамках учебной дисциплины «ОПМ» [6] (см. таблицу 1).

Таблица 1. Методы организации учебно-творческой деятельности по изучению дисциплины «ОПМ»

  1. 1. Методы организации и стимулирования учебно-творческой деятельности

дискуссионные

эвристические

проектные

— конференции

— семинары

— беседы

— круглый стол

— проблемные ситуации

— мозговой штурм

— творческие упражнения

— выставки достижений

— экспертные комиссии

— деловые игры

— самопрезентации

— олимпиады

  1. 2. Методы контроля и оценки учебно- творческой деятельности

по способу протекания деятельности:

— клаузура

— эскизирование

— консультации

по результату:

— просмотр

первичный

промежуточный

итоговый

Представленная классификация методов контроля и оценки учебно-творческой деятельности, а также организации и управления учебно-творческой деятельностью студентов дает возможность организовать, активизировать и провести контроль учебно-творческой деятельности. Рассмотрим более подробно представленные методы [7].

Особое значение в учебно-творческой деятельности составляют эвристические методы. По мнению В.И. Андреева, эвристические методы – это система эвристических правил деятельности педагога (методы преподавания) и деятельности ученика (методы учения), разработанные с учетом закономерностей и принципов педагогического управления и самоуправления в целях развития интуитивных процедур деятельности учащихся в решении творческих задач [8].

Ю.К Кулюткин выделяет две основные характеристики эвристических методов: функция «наведения» на правильное решение и функция «сокращения» вариантов при переборе возможных путей решения задач [9].

Задачи профессиональной деятельности заставляют дизайнера-профессионала такие как:

— нахождение функциональной окрашенности образного решения;

— стремление к оригинальности, запоминаемость решения;

— броскость, яркость формальных решений, нацеленная на привлечение внимания, делают необходимым выйти за пределы привычного, создавая в своем воображении новые образы предметности, используя различные сферы творческой деятельности и области человеческого знания.

Поэтому актуально принять на вооружение эвристические методы раскрепощения дизайнерского воображения, стимулирования творческого мышления. К ним относятся: метод аналогии, методы фантазии, метод эмпатии, метод инверсии, а также метод мозгового штурма и др.

Дискуссионные методы в учебно-творческом процессе могут выступать как метод обучения в процессе постановки проблемы, поиска путей ее решения, выбора оптимального решения и т.д., то есть практически на каждом этапе разработки курсовой работы. Дискуссионные методы становятся актуальными, когда появляются два (или более) варианта развития событий и имеются люди, поддерживающие противоположные точки зрения. Этот метод помогает студентам-дизайнерам учиться точно, формулировать свои мысли, выступать публично, преодолевая стеснения, уметь убеждать и приобретать сторонников, высказывать критические суждения.

Проектные методы направлены на раскрытие в изучаемом материале различных проблем и демонстрации способов их решения. Их задачу мы видим в повышении мотивации и актуализации творческого проявления самостоятельной деятельности через создание условий здоровой конкуренции. Деятельность обучающихся при этом проявляется не только в воспроизведении, и запоминании способов творческой деятельности, но и в самостоятельном осмысленном их применении. Такие проектные методы как выставки достижений, экспертные комиссии, самопрезентации и олимпиады мы предлагаем использовать на различных этапах контроля учебно-творческой деятельности.

Управление любым процессом предполагает осуществление контроля, т.е. определение систем проверки эффективности его функционирования. Контроль направлен на получение информации, на основе анализа которой преподаватель вносит необходимые коррективы в образовательную технологию. Данные коррективы могут касаться изменения содержания, пересмотра подходов к выбору форм и методов педагогической деятельности или же пересмотру всей системы педагогического взаимодействия.

Методы контроля и оценки. Дизайн – проектная практика, требующая от профессионального мышления органичного совмещения образного и системного, начал и вносящая в реальность новые социокультурные смыслы. Профессиональная деятельность дизайнера связана с ее творческим характером, требующим нестандартных подходов, как к продукту деятельности, так и к процессу ее протекания. В основе учебного проектирования студентов-дизайнеров всегда лежит созидательность, что позволяет говорить о нем, как о процессе, который учитывает особенности профессии, а именно необходимость оценивать, как сам результат курсовой работы, так и всю логическую цепочку деятельности, направленную на его выполнение. Контроль и оценка курсовой работы имеют следующие подходы:

— по результату учебно-творческой деятельности

Критерии оценки:

соответствие поставленным задачам, выбор композиционного, цветового, стилевого решения; отображение идейного замысла; соблюдение технологии выполнения; степень индивидуальности (новизны);

— по протекания учебно-творческой деятельности

подготовка домашних заданий в рамках курсовой работы; полнота сбора дополнительной информации и аналогов; качество выполнения творческих и контрольных клаузур; эскизирование; участие в круглых столах; выступление на семинаре; защита творческой работы.

Критерии оценки: полнота раскрытия идеи; наличие графического и аналогового электронного материала; грамотное обоснование собственной позиции в выборе композиционного и цветового решения; наличие знаний по данной теме; степень самостоятельности в организации деятельности по выполнению курсовой работы.

Итоговая оценка за работу в семестре выставляется в соответствии с рейтинговой системой оценки знаний студентов [10].

Выявленные нами методы стали основой разработанной автором модели формирования творческой самостоятельности. Данная модель успешно опробирована на базе Пензенского государственного университета архитектуры и строительства в процессе изучения учебной дисциплины «ОПМ». В ходе эксперимента выявлен и охарактеризован комплекс педагогических условий, определяющих эффективного формирования и развития творческой самостоятельности студентов-дизайнеров:

— профессионально-практическая направленность учебной дисциплины «ОПМ» в рамках когнитивно-деятельностного, рефлексивно-творческого, мотивационно-личностного компонентов творческой самостоятельности студентов-дизайнеров;

— использование деятельностного и личностно-ориентированного подходов к организации процесса изучения учебной дисциплины «ОПМ», а именно последовательное усложнение изучаемого материала, определенный порядок построения занятий, использование технологий активизации творческого мышления, собственной активности и самостоятельного поиска студентов, создание среды диалогического взаимодействия субъектов учебно-творческого процесса;

— внедрение групповых, индивидуальных, коллективных способов организации учебного процесса и методов активизации и стимулирования самостоятельной творческой деятельности, а также методов контроля и оценки творческой деятельности, адекватных компонентам творческой самостоятельности.

Данные эксперимента свидетельствуют о результативности разработанной модели формирования и развития творческой самостоятельности студентов-дизайнеров средствами учебной дисциплины «ОПМ».

Библиографический список

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kontrolnaya/metodyi-tvorcheskogo-myishleniya-v-proektnoy-deyatelnosti-dizaynera/

1. Даськова Ю.В. К вопросу творческой самостоятельности как значимого компонента в содержании профессиональных компетенций выпускника по направлению «Дизайн»// Перспективы науки и образования сетевой научно-практический журнал. — 2014. № 1 (7).

С. 165-168. [Электронный ресурс]. http://pnojournal.wordpress.com/

2. Торшина И. Б. Формирование профессиональной компетентности будущего дизайнера по костюму (На материале художественного проектирования школьной одежды): Дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 : Курск, 2002 246 c. РГБ ОД, 61:03-13/341-8

3. Григорович Л.А., Марциковская Т.Д. Педагогика и психология: учеб.пособие, — М.: Гардарики, 2003. – 480 с.

4. Мереняшева М.А. Метод проекта в обучении школьников языку архитектуры и дизайна // Современные научные исследования и инновации. – Март 2014. — № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/03/33077

5. Саркисов С.К. Основы архитектурной эвристики: Учебник — М.: Архитектура-С, 2004. – 352 с.

6. Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. – М.: Знание, 1981. – 96 с.

7. Даськова Ю.В. Роль методов активного обучения в процессе формирования творческой самостоятельности студентов-дизайнеров // Современные научные исследования и инновации. – Март 2014. — № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/03/32125

8. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития/ В.И. Андреев. – Казань, 2000. – 287с., с.217

9. Кулюткин, Ю.К. Эвристические методы в структуре решений/ Ю.К. Кулюткин. – Н.: Наука, 1970 – 282с

10. Даськова Ю.В. Подходы к контролю и оценке творческой самостоятельности студентов-дизайнеров [Текст]/ Даськова Ю.В. // Ежемесячный научный журнал «Молодой ученый» — 2011. — №7, том II,.www.moluch.ru, с. 98 — 100