Социальное развитие детей с нарушением слуха
.
Социальное развитие – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества в котором ему предстоит жить, играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе, то есть становится социально компетентным [2].
Процесс коррекции отклонений в развитии всегда понимался как путь овладения ребенком социальным опытом, нормами поведения. Наличие такого отклонения, как нарушение слуха, значительно осложняет социализацию глухих и слабослышащих детей, что в первую очередь связано с отсутствием или резким недоразвитием речи, и следствие, нарушением социальных контактов ребенка с окружающим миром [2].
Процесс социализации детей требует системного, комплексного подхода, единой программы непрерывного образования, охватывающей все направления, все звенья и всех участников процесса социализации, начиная с диагностического этапа.
Социальное развитие ребенка является многогранным процессом, предполагающим присвоение культурных и нравственных ценностей общества, формирование личностных качеств, определяющих взаимоотношения с другими людьми и взрослыми, осознание своего места в обществе.
Для детей с нарушением слуха овладение социальными нормами поведения и опытом является неотъемлемой частью коррекционного процесса. Процесс социализации у детей с нарушением слуха значительно осложняется в связи с недоразвитием или отсутствием речи, и как следствие нарушение социальных контактов ребенка с окружающим миром. При поступлении ребенка в ДОУ, проводятся мероприятия, способствующие успешной социальной адаптации и последующему социальному развитию. Сюда входят: психолого-педагогическое обследование ребенка, наблюдение за поведением и адаптацией детей в группе, наблюдение за взаимодействием со взрослыми и детьми в процессе режимных моментов, предварительное анкетирование родителей для выяснения особенностей взаимодействия в семье а также ее социального статуса; беседы с педагогами и воспитателями о том, как ребенок чувствует себя в новой обстановке.
В ходе психолого-педагогического обследования определяется уровень социального, физического, психического, познавательного развития, игровой деятельности, а также огромное внимание уделяется развитию слуха и речи, поскольку именно от них в данном случае будет зависеть насколько удачно ребенок разовьется в социальном плане. Усилия воспитателей, педагогов, психолога направлены на то, чтобы обогатить социальный опыт ребенка на всех этапах воспитательно-образовательного процесса, развить эмоциональную сферу, обучить основным приемам продуктивного взаимодействия со взрослыми и детьми, расширить представления детей с нарушением слуха об окружающем мире. Для обеспечения социализации неслышащих детей необходима тесная взаимосвязь педагогов с семьей. Родители активно вовлекаются в воспитательно-образовательный процесс, учатся соблюдать единые с педагогами требования к воспитанию ребенка в семье.
Предупреждение нарушений процесса социализации несовершеннолетних ...
... ее способность развивать духовные потребности, познавательные интересы детей, то есть в полной мере выполнять функции института социализации. Вместе с тем, сами по себе такие ... и эмоциональных отношений. Поэтому социально-психологические факторы семейного воспитания также изучались в процессе воспитательно-профилактической работы с помощью учителей, сотрудников ИДН, шефов, закрепленных за трудными ...
2. Особенности речевого развития глухих и слабослышащих детей
Снижение слуха ведет к существенным отклонениям в развитии речи. Глухие дети могут овладеть речью только в процессе специального коррекционного обучения. Слабослышащие дети по сравнению с глухими могут самостоятельно, хотя бы в минимальной степени, накапливать словарный запас и овладевать устной речью. Однако наилучшего результата эти дети достигают в процессе специально организованного обучения. Успешность овладения любым предметом, изучаемым в школе, зависит от уровня развития речи.
По уровню речевого развития всех детей с нарушенным слухом можно разделить на три группы, в зависимости от особенностей произносительной, грамматической и лексической сторон речи [1]:
Дети первой группы (с незначительным понижением слуха):
- неправильно произносят отдельные звуки в спонтанной речи;
- искажают звуко-слоговую структуру слова;
- допускают аграмматизм, который переносится в письмо;
- имеют достаточно объемный словарный запас;
- испытывают незначительные затруднения при составлении текста;
- испытывают затруднения при восприятии отдельных элементов речи и шепота, что нередко вызывает трудности в усвоении программного материала;
Ко второй группе относятся глухие и слабослышащие дети, включенные в коррекционную работу с раннего возраста, которые:
- произносят звуки смазанно или искаженно;
- затрудняются в интонационном оформлении речи;
- допускают стойкий аграмматизм в устной и письменной речи;
- испытывают трудности при продуцировании связного высказывания;
- читают достаточно быстро;
Коррекционное обучение детей с нарушением слуха
... своеобразие развития детей с нарушениями слуха: степень потери слуха; время возникновения нарушения слуха; уровень развития речи. В соответствии с названными критериями выделяют следующие группы. 1. Глухие (ранооглохшие) дети, родившиеся с нарушенным слухом или потерявшие слух до начала ...
- имеют сниженный, по сравнению со слышащими, объем словарного запаса;
- испытывают определенные специфические трудности при восприятии речи, что вызывает выраженные проблемы в овладении программным материалом.
Третья группа – это слабослышащие и глухие дети с грубым системным нарушением речи, которые, как правило, обучаются в специальных коррекционных образовательных учреждениях.
3. Психологические особенности детей с нарушениями слуха
Нарушение слуха (первичный дефект) приводит к недоразвитию речи (вторичный дефект) и к замедлению или специфичному развитию других функций, связанных с пострадавшей опосредованно (зрительное восприятие, мышление, внимание, память), что и тормозит психическое развитие в целом. В специальной психологии такой тип психического развития называется дефицитарным.
Психическое развитие детей, имеющих нарушения слуха, подчиняется тем же закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормально слышащих детей (Л.С. Выготский).
Тем не менее, психическое развитие ребенка с нарушенным слухом происходит в особых условиях ограничения внешних воздействий и контактов с окружающим миром. В результате этого психическая деятельность такого ребенка упрощается, реакции на внешние воздействия становятся менее сложными и разнообразными, формирующиеся межфункциональные взаимодействия изменяются:
- временная независимость функции у ребенка с нарушенным слухом превращается в изоляцию, так как нет воздействия со стороны других психических функций (при развитии глухого ребенка наглядно-действенное мышление выступает изолированно, не приобретает опосредованного характера, поэтому остается на более низком уровне реализации);
- ассоциативные связи инертны, в результате возникает их патологическая фиксация (у детей с нарушенным слухом образы предметов и объектов зачастую представлены инертными стереотипами);
— иерархические связи оказываются недоразвитыми, нестойкими, при малейших затруднениях отмечается их регресс (овладевшие в процессе обучения речью глухие дети при затруднениях используют жесты в качестве средства коммуникации).
Компоненты психики у детей с нарушениями слуха развиваются в иных по сравнению со слышащими детьми пропорциях:
- несоразмерность в развитии наглядных и понятийных форм мышления;
- преобладание письменной речи над устной;
- недоразвитие одних перцептивных систем при относительной сохранности других (сохранна кожная чувствительность, при правильном обучении и воспитании развивается зрительное восприятие и формируется слуховое);
— изменения в темпах психического развития по сравнению с нормально слышащими детьми: замедление психического развития через некоторое время после рождения или после потери слуха и ускорение в последующие периоды при адекватных условиях обучения и воспитания. Таким образом, нарушение слуха приводит к особенностям развития познавательной и личностной сферы.
3.1. Особенности познавательной сферы
Психофизиология памяти. Нарушения памяти у больных алкоголизмом
... принципиально неразрешимых мировых загадок. Э. Дюбуа-Реймон 1. Предмет и задачи психофизиологии Рассмотрение вопросов памяти, как психической функции, в рамкам данной курсовой работы предполагает соприкосновение ... "Мозг доставляет (нам) ощущение слуха, зрения и обоняния, из последних же возникают память и представление (мнение), а из памяти и представления, достигших непоколебимой прочности, ...
Особенности внимания Внимание – один из центральных факторов, оптимизирующих в условиях сенсорного дефицита перцептивную деятельность неслышащих школьников.
В исследованиях отечественных педагогов и психологов были получены данные о том, что у школьников с нарушениями слуха в большей мере, чем у слышащих, продуктивность внимания зависит от характера предъявляемой информации: буквы, цифры, фигуры и т.п. Изучение устойчивости внимания [5] показало, что на протяжении дошкольного возраста устойчивость внимания меняется – от 10-12 мин., в начале данного возрастного периода, до 40 мин. в его конце. Наибольший темп развития произвольного внимания у глухих и слабослышащих приходится на подростковый период (у слышащих оно формируется на 3-4 года раньше).
Исследование, посвященное изучению динамических характеристик внимания школьников с нарушенным слухом [6], выявило, что нарушение слухового восприятия и связанное с ним речевое недоразвитие отрицательно влияют на продуктивность решения зрительных перцептивных задач этими детьми. Авторы объясняют этот факт трудностями формирования динамических характеристик зрительного внимания в условиях слуховой депривации, приводящей к речевому недоразвитию.
Таким образом, особенности внимания детей с нарушениями слуха можно кратко охарактеризовать следующим образом:
- сниженный объем внимания – дети с нарушениями слуха могут одномоментно воспринять меньшее количество элементов;
- меньшая устойчивость, а следовательно, большая утомляемость, так как получение информации происходит на слухо-зрительной основе.
У слышащего школьника в течение занятия/урока происходит смена анализаторов – при чтении ведущий зрительный анализатор, при объяснении материала – слуховой.
У ребенка с нарушением слуха такой смены нет – постоянно задействованы оба анализатора:
- низкий темп переключения — ребенку с нарушением слуха требуется определенное время для окончания одного учебного действия и перехода к другому;
- трудности в распределении внимания — школьник с сохранным слухом может одновременно слушать и писать, ребенок с нарушениями слуха при этом испытывает серьезные затруднения.
Особенности памяти
Память – это процесс усвоения, сохранения и воспроизведения ранее воспринятой информации. Усвоение информации глухими и слабослышащими детьми затруднено в связи с нарушением взаимодействия с социумом. То, что слышащим ребенком усваивается непроизвольно и естественно в общении с окружающими, ребенку с нарушенным слухом доступно только в условиях специального обучения и при серьезных волевых усилиях с его стороны. Вместе с тем память глухого или слабослышащего ребенка имеет свои особенности. В непроизвольном запоминании дети с нарушениями слуха дошкольного и младшего школьного возраста не уступают своим слышащим сверстникам. Но в дошкольном возрасте глухие хуже запоминают места расположения предметов, в младшем школьном возрасте – путают места расположения предметов, сходных по изображению или реальному функциональному назначению [5].
Особенности развития памяти у детей с нарушениями зрения методическая разработка
... развития памяти детей с нарушением зрения. ПРЕДМЕТ: Особенности развития детей с нарушением зрения. ОБЪЕКТ: Развитие памяти детей с нарушением зрения. ЗАДАЧИ: Изучить тифлопсихологию как науку о закономерностях психического развития слепых и слабовидящих детей. Изучить развитие памяти детей с нарушениями зрения. Познакомиться с методами выявления нарушения ...
Опыты Т.В. Розановой, В.В. Синяк, М.М. Нудельман выявили определенное своеобразие в развитии образной памяти неслышащих детей:
- смешивают сходные объекты, что приводит к менее точному их узнаванию и воспроизведению;
- используют меньше, чем слышащие, опосредствующие способы воспроизведения, разнообразные приемы «поиска» образов памяти, что свидетельствует об отличиях в организации процесса воспроизведения образного материала;
- воспроизводят лучше целые фигуры, так как испытывают трудности мысленного «оперирования» и сопоставления образов.
Особенности образной памяти неслышащих и плохослышащих в большей мере свойственны детям дошкольного и младшего школьного возраста. В дальнейшем у глухих детей в школьном возрасте наблюдалось компенсаторное развитие их образной памяти, все более сближающееся с линией развития этого вида памяти у слышащих детей. Формирование образной памяти детей с нарушенным слухом во многом зависит от специфики мыслительной деятельности, включающейся в процессы восприятия, запоминания и воспроизведения. Дошкольники и младшие школьники недостаточно овладевают этими способами мыслительной деятельности, что задерживает развитие их образной памяти и отрицательно сказывается на расширении наглядного опыта, на накоплении представлений о разнообразных предметах и явлениях окружающего мира и на их использовании в дальнейшем познании.
Словесная память детей с нарушениями слуха имеет ряд особенностей.
1. Запоминание и воспроизведение слов:
- воспроизводят слова, обозначающие зрительные образы, как и их слышащие сверстники, но при этом затрудняются в запоминании слов, обозначающих звуковые явления [1].
- часто заменяют одно слово другим в процессе воспроизведения по следующим категориям: внешнему сходству (угол-уголь, дрожит-держит);
- смысловому родству (кисть-краска, земля-песок);
- внешнему сходству и смысловому родству (сел-сидел, выбрали-собрали).
Это объясняется тем, что слово для глухих – это не единая смысловая единица, а совокупность нескольких элементов, последовательность слогов, букв в слоге. При запоминании может произойти пропуск букв, перестановка букв, слогов, несколько слов могут сливаться в одно. Это результат недостаточной расчлененности значений слов;
- усваивают быстрее существительные, имеющие прямую предметную отнесенность, труднее запоминают глаголы и прилагательные;
- с трудом запоминают слова определенной грамматической формы, разной степени обобщенности, слова – синонимы и с переносным значением.
2. Запоминание и воспроизведение фраз:
- стремятся воспроизвести фразу в той самой последовательности, в какой она была воспринята;
По логопедии «ПРЕОДОЛЕНИЕ ДИЗАРТРИИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛОЙ СТЕПЕНЬЮ ...
... дизартрии у детей с различными вариантами дизонтогенеза. Цель настоящей дипломной работы является разработка и опробирование экспериментальной программы по преодолению дизартрии у детей с тяжёлой степенью нарушения ... особенности нарушений речи при псевдобульбарном параличе. Гутцман даёт подробное описание псевдобульбарной дизартрии. ... развития или в период родов. В этих случаях дизартрия ...
- часто изменяют смысл самой фразы, так как она является для плохослышащего ребенка не единой смысловой единицей, а набором отдельных слов [1].
3. Запоминание и воспроизведение текстов:
- стремятся к дословному, текстуальному воспроизведению и не могут передать своими словами прочитанное;
- имеют ограниченность словесного фонда;
- испытывают трудности в использовании слова в соответствии со значением в другом сочетании, так как слова оказываются элементами речи, «застывшими в определенных сочетаниях», «инертными», «малоподвижными».
Таким образом, отношения, возникающие между процессами речевого общения, мышления и памяти у детей с нарушениями слуха (как и у слышащих) включаются в сложный комплекс всех составляющих познавательной деятельности личности.
Исследования И.М. Соловьева позволили выделить ряд стадий в развитии словесной памяти плохослышащих и неслышащих учащихся [1]:
Первая стадия – распространяющийся тип запоминания (1-3 классы).
Из трех предложений такой ученик запоминает после первого прочтения отдельные слова из первого предложения. При последующих повторениях – запоминает часть материала второго, а затем и третьего предложения.
Вторая стадия – охватывающее запоминание (4-6 классы).
Запоминание предложений ученик начинает с охвата целого текста, а в дальнейшем пополняет его недостающими элементами.
Третья стадия – полное запоминание (старшие классы): после однократного чтения все три предложения запоминаются с одинаковой полнотой.
Таким образом, особенности памяти детей с нарушениями слуха можно кратко охарактеризовать следующим образом:
- образная память развита лучше, чем словесная (на всех этапах и в любом возрасте);
— уровень развития словесной памяти зависит от объема словарного запаса ребенка с нарушением слуха. Ребенку требуется гораздо больше времени на запоминание учебного материала, практически при всех степенях снижения слуха словесная память значительно отстает.
Особенности мышления .
Мышление – это сложный познавательный процесс, заключающийся в обобщенном, опосредованном и целенаправленном отражении действительности, процесс решения задач, поиска и открытия нового. Мышление человека неразрывно связано с речью и не может развиваться вне речи. У глухих и слабослышащих детей, которые овладевают словесной речью гораздо позже слышащих, в развитии мыслительной деятельности наблюдается значительно больше специфических особенностей, чем в других познавательных процессах. Развитие мышления детей с нарушениями слуха подчиняется общим закономерностям развития мышления и проходит те же этапы.
Социальная адаптация детей с глубоким нарушением слуха
... детей с нарушением слуха на основе верботонального метода. 2.1 Верботональный метод реабилитации детей с нарушением слуха. В России используются различные подходы к реабилитации глухих и слабослышащих. ... человека, лишает его не только возможности общения, но и зачастую подвергает опасности. Слепо-глухая Ольга ... дефект есть минус, ограничение, слабость, умаление развития; с другой - именно поэтому, что ...
Однако мыслительная деятельность такого ребенка имеет и особенности:
- формирование всех стадий мышления в более поздние сроки;
- увеличение разрыва в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления по сравнению со слышащими сверстниками;
- стереотипия мышления при решении задач различного вида;
- отставание в развитии мыслительных операций (формирование мыслительных операций задерживается уже в дошкольном возрасте);
- наличие значительных индивидуальных различий в развитии мышления, обусловленное уровнем речевого развития (четвертая часть неслышащих детей имеют уровень развития наглядного мышления, соответствующий уровню развития этого вида мышления у слышащих сверстников, около 15% в каждой возрастной группе по уровню развития словесно-логического мышления приближаются к средним показателям слышащих сверстников, 10-15% – значительно отстают);
- овладение речью как средством общения является одним из важнейших условий его умственного развития;
- обозначение словом на начальных этапах овладения речью определенного конкретного единичного предмета, при этом слово не приобретает обобщенный характер, не становится понятием;
- распространение значения выученного слова неправомерно широко – обозначение предмета и связанного с ним действия («картошка» – овощ и чистить картошку);
- усвоение отдельных понятий без формирования правильных причинноследственных связей между ними;
- слабое выделение существенных признаков предметов и явлений, «застревание» на случайных деталях;
- непонимание смысла, содержания сюжетного рисунка, рассказа, так как не могут вычленить главные признаки событий и отделить их от несущественных деталей;
- выделение общего, сходного в сравниваемых объектах затруднено;
- овладение обобщенными способами ориентации в сфере научных и технических понятий, в выявлении внутренних существенных связей и отношений внутри и между объектами затруднено;
- непонимание причинно-следственных отношений применительно к наглядной ситуации, в которой эти отношения четко выявляются, так как затрудняются выявлять скрытые причины каких-либо явлений, событий;
- отождествление причинно-следственных и пространственно-временных связей, ограничения в понимании логических связей и отношений между явлениями, событиями, поступками людей.
В процессе общения, систематического обучения, овладения грамматическим строем речи мышление школьника перестраивается и поднимается на более высокую ступень. Основной причиной своеобразия развития детей с недостатками слуха является развитие речи и степень ее включенности в познавательные процессы. Чем раньше начинается специальное обучение глухих и слабослышащих детей, в результате которого они начинают овладевать словесной речью как средством общения и мышления, тем меньше своеобразия и отличий отмечается в познавательной деятельности. Это способствует сглаживанию различий между детьми с нарушениями слуха и их слышащими сверстниками [1].
ВКР Логопедическая ритмика в системе комплексного воздействия ...
... работы является логопедическая ритмика в системе комплексного воздействия на детей с тяжелыми нарушениями речи. Объект – процесс формирования речевого и психомоторного развития детей с ТНР., Предмет - влияние логоритмики на развитие ... ритмики в воспитании дошкольников; Определить особенности логопедической ритмики у детей с тяжелыми нарушениями речи; Провести педагогическое исследование по данной ...
Таким образом, особенности мышления детей с нарушениями слуха можно кратко охарактеризовать следующим образом:
- у детей с нарушениями слуха в начальной школе возможно преобладание наглядно-образного мышления над словесно-логическим;
- уровень развития словесно-логического мышления зависит от развития речи плохослышащего учащегося.
3.2. Особенности личностной сферы
Особенности развития эмоциональной сферы. Ситуация развития, в которой оказывается ребенок с нарушениями слуха, имеет важное значение в возникновении у него особенностей в становлении эмоций и формировании определенных черт личности.
На развитие эмоциональной сферы глухих детей влияют:
- нарушение словесного общения и частичная изоляция глухого от окружающих его говорящих людей, что создает трудности в усвоении социального опыта;
- невозможность восприятия выразительной стороны устной речи и музыки;
- отставание в развитии речи, которое влияет, в том числе, и на осознание своих и чужих эмоциональных состояний;
- более позднее приобщение к художественной литературе, что значительно обедняет мир эмоциональных переживаний глухого ребенка, приводит к трудностям формирования сопереживания другим людям и героям художественных произведений;
- специфичность взаимоотношений с родителями и другими членами семьи, так как бедность эмоциональных проявлений у глухих дошкольников в значительной мере связана с недостатками воспитания, неумением взрослых слышащих людей вызывать маленьких детей на эмоциональное общение;
- оторванность от семьи, пребывание в детских учреждениях интернатного типа, что обуславливает трудности в осознании эмоциональных состояний, их дифференциации и обобщении.
К факторам, благоприятно влияющим на эмоциональное развитие глухих детей, можно отнести их внимание к выразительной стороне эмоций, способность к овладению разными видами деятельности, использование мимики, выразительных движений и жестов в процессе общения [5].
Таким образом, особенности эмоционального развития детей с нарушениями слуха можно кратко охарактеризовать следующим образом:
- плохослышащий ребенок не всегда понимает эмоциональные проявления окружающих в конкретных ситуациях, а следовательно, не может сопереживать им;
Дети с нарушением слуха. Особенности обучения и воспитания
... задачей, связанной с развитием изобразительной и конструктивной деятельности, является сенсорное воспитание детей. В процессе обучения проводится планомерное систематическое развитие различных видов восприятия: зрительного, тактильно-двигательного, двигательного. В процессе трудового воспитания дошкольников с нарушениями слуха развивается интерес ...
- ребенок с нарушением слуха не может дифференцировать тонкие эмоциональные проявления очень долго, и в подростковом возрасте это проявляется особенно ярко.
Межличностные отношения.
Межличностные отношения — это те непосредственные связи и отношения, которые складываются в реальной жизни между мыслящими и чувствующими индивидами. Неполнота восприятия устной речи, отставание в речевом развитии затрудняют контакт с партнером, заставляя человека с нарушенным слухом прибегать к интенсивному использованию невербальных средств общения, вносят специфические особенности в осознание и осмысление отношений.
Обучение в школе-интернате ограничивает сферу общения таких учащихся и усиливает влияние педагога на формирование перцепции и рефлексии слабослышащего школьника.
Таким образом, особенности развития межличностных отношений детей с нарушениями слуха можно кратко охарактеризовать следующим образом:
- для плохослышащего ученика педагог играет значительную роль в формировании межличностных отношений (в формировании оценки одноклассников и самооценки) на протяжении длительного времени, вплоть до старших классов;
- у неслышащих и слабослышащих детей необоснованно долго сохраняется завышенная самооценка. Это объясняется тем, что с раннего возраста они находятся в зоне положительного оценивания своих достижений со стороны взрослых;
- возможно проявление агрессивного поведения, связанное с реальным оцениванием возможностей ребенка с нарушением слуха со стороны учителя и одноклассников;
- приоритетное общение с учителем и ограничение взаимодействия с одноклассниками;
— «неагрессивная агрессивность» – использование ребенком с нарушением слуха невербальных средств для привлечения внимания собеседника (схватить за руку, постукать по плечу, подойти очень близко, заглядывать в рот сверстника и т.д.), что воспринимается слышащими как проявление агрессивности.
Особенности коммуникации с окружающими людьми:
- плохослышащему ребенку воспринимать речь окружающих легче, если он хорошо видит лицо говорящего;
- нередко ошибочные ответы или затруднения в ответах детей вызваны незнанием лексических значений отдельных слов, незнакомой формулировкой высказывания, непривычной артикуляцией собеседника;
- при ответе на вопрос: «Все ли понятно?» ребенок с нарушением слуха чаще ответит утвердительно, даже если он его не понял;
- ребенку с нарушением слуха трудно воспринимать и понимать продолжительный монолог;
- испытывает значительные трудности в ситуации диалога и полилога;
- у ребенка с нарушением слуха имеются психологические барьеры в общении со слышащими.
4. Заключение
Таким образом, психическое развитие детей с нарушениями слуха представляет собой особый тип развития, связанного с наличием специфических условий взаимодействия с окружающим миром, относящегося к дефицитарному типу дизонтогенеза. Нарушение слухового восприятия ведет к недоразвитию наиболее тесно связанных с ним функций. Прежде всего, это недоразвитие речи, замедление развития мышления, памяти и др., что приводит к особенностям развития познавательной и личностной сферы.
Своевременно организованные медицинская коррекция нарушенного слуха и психолого-педагогическое сопровождение позволяют в значительной степени компенсировать отклонения в психическом развитии глухих и слабослышащих детей. При работе с детьми, имеющими нарушения слуха, педагогу и психологу необходимо знать и учитывать характерные для них особенности познавательной и личностной сферы.
5. Список использованных источников
[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kontrolnaya/metodyi-psihicheskoy-diagnostiki-anomalnyih-detey/
- Лубовский В.И. Специальная психология. — М., 2003.
- «Социальная адаптация и интеграция детей с нарушениями слуха». Сост. Астафьева В.М.
- Астафьева В.М. Социальная адаптация и интеграция детей с нарушениями слуха. Сост. — М.: АПК и ПРО, 2000. ·
- «Социальное развитие ребенка» Зауш-Годрон Ш., Издательский до – Питер, 2004г.
- Богданова Т.Н. Сурдопсихология.М., 2002, с. 25-30
- Психологическая характеристика детей с нарушениями слуха – сайт в интернете — http://abc.vvsu.ru/Books/up_spec_psihologija/page0008.asp
- www.ikprao.ru
- http://www.otoskop.ru/rus/
- http://www.lehnhardt-akademie.net/poraseminar09/wpmllanguage=ru