Контрольная работа по «Медико – биологические и социальные основы здоровья»

Контрольная работа

Потребность быть здоровым — основная потребность человека. Она обеспечена в обществе конституционным правом. В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года проблема охраны и укрепления здоровья выделена как приоритетная. В качестве стратегической цели модернизации образования определена ориентация на здоровье сберегающие технологии, воспитание потребности в сохранении и обеспечении здоровья как ценности.

В настоящее время существуют многочисленные данные, свидетельствующие о наличии неутешительных тенденций в состоянии здоровья подрастающего поколения. Медицинские обследования показывают, что уже в дошкольном возрасте около 28 % детей имеют различные патологии и отклонения в здоровье. Необходимость поиска эффективных путей оздоровления ребенка приобретает первостепенную социальную значимость, так как более 50% детского населения воспитывается в дошкольных образовательных учреждениях.

В материалах Всероссийского совещания «Пути оптимизации здоровья и физического развития детей в ДОУ» отмечается, что главной задачей ДОУ является выработка у детей разумного отношения к своему организму, научить вести здоровый образ жизни с раннего детства.

В последнее время в ДОУ стало заметно, что дети не стремятся к двигательной активности, не хотят заниматься гимнастикой. Одной из причин отсутствия интереса к движению является то, что детям зачастую предлагают в утренней гимнастике одни и те же виды бега, ходьбы, обще развивающих упражнений. Второй причиной отсутствия интереса к выполнению утренней гимнастики является низкая двигательная активность, недостаточно высокая физическая нагрузка, которая не позволяет младшим дошкольникам удовлетворять свою потребность в движении. Сегодня нужна многофункциональная система, включающая в себя развитие всех физических качеств человека, интеллектуальное и духовное развитие, воспитание характера, уверенности в своих силах. Необходимо, чтобы эта система имела значительный оздоровительный потенциал, обеспечивающий гармоничное развитие личности.

Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима детей. Она направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков.

Необходимость приступить после пробуждения к выполнению упражнений утренней гимнастики требует, а значит и воспитывает, волевые качества ребенка: настойчивость, дисциплинированность, упорство, самостоятельность.

7 стр., 3097 слов

Дети с особыми образовательными потребностями

... инвалидностью ограничения. Особого внимания требует эмоциональное развитие таких детей. Необходимо ... определение социальных, психол., образовательных и проф. параметров ... от других людей, потребность в особых условиях нередко влекут ... слабость побуждений, заниженная самооценка здоровья, неверие в свои возможности ... проф. самоопределению. Аномальные дети с лёгкой интеллектуальной недостаточностью ...

Утренняя гимнастика ценна еще и тем, что у детей вырабатывается привычка каждый день по утрам выполнять различные упражнения. Со временем эта полезная привычка переходит в потребность и сохраняется у человека на всю жизнь.

Конечно, пока ребенок еще маленький, лучше, если он будет делать зарядку вместе со взрослыми. Ребенку надо на кого – то равняться, за кем – то повторять, с кого – то брать пример, кому – то показывать свои достижения и умения.

Совокупность разнообразных форм физического воспитания в дошкольных учреждениях создает определенный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей.

Одной из таких форм являются физкультурно-оздоровительные мероприятия, включающие утреннею гимнастику, физкультурные минутки и закаливающие процедуры.

Актуальность. В наше время утренней гимнастики уделяется достаточно времени для того, чтобы она стала развиваться в старшем дошкольном возрасте в ДОУ, так как здоровье наших детей в это время не самое лучшее.

Целью данной работы является изучение методики проведения утренней гимнастики в дошкольном учреждении.

Задачи:

  1. Раскрыть значение утренней гимнастики для детей дошкольного возраста.
  2. Рассмотреть структуру и содержание утренней гимнастики
  3. Проанализировать методику проведения утренней гимнастики с детьми дошкольного возраста.

Практическая значимость заключается в том, что методические рекомендации помогут работникам ДОУ правильно построить процесс обучения утренней гимнастики с детьми старшего дошкольного возраста.

Научная новизна: подбор наиболее правильных методов обучения детей утренней гимнастики.

1.Определение и значение утренней гимнастики.

Утренняя гимнастика, зарядка, это комплекс физических упражнений, выполняемых после пробуждения. Она активизирует деятельность таких функциональных систем организма, как дыхательная, мышечная, кровеносная, костная, даже пищеварительная, поскольку усиливается перистальтика кишечника. Зарядка помогает скорее проснуться сознанию и всему организму.

Значение утренней гимнастики, прежде всего, определяется повышением жизнедеятельности всего организма. Работа мышечной системы активизирует сердечно — сосудистую, дыхательную системы, растормаживает нервную систему, создает условия для хорошей умственной работоспособности, для перехода к деятельному состоянию всего организма.

Диктантный способ подачи заданий оживляет восприятие и внимание детей. После ходьбы может быть предложен непродолжительный бег в умеренном темпе. Чаще всего он используется, если дети вялы, сонливы или если в помещении прохладно. Бег сменяется ходьбой и перестроением для выполнения общеразвивающих упражнений.

Количество упражнений, их содержание и последовательность соответствуют требованиям входящих в комплекс общеразвивающих упражнений для физкультурных занятий. Но в связи с тем, что необходимо вызвать бодрое, оживленное состояние детей, упражнения должны выполняться в быстром темпе, а поэтому следует включать уже усвоенные движения, не требующие большого умственного напряжения. Важно, чтобы эти упражнения давались живо, интересно, бодро.

11 стр., 5260 слов

Комплекс упражнений № 1 Горизонтальная восьмёрка

... клеток и увеличивающих число нервных связей в мозге. Существует так называемая Гимнастика Мозга, упражнения которой активизируют полноценную деятельность ума и тела, помогают управлять своей эмоциональной, ... происходящие с ним. Для этого оптимально проводить занятия с небольшой подгруппой детей или индивидуально. Кинезиологические занятия дают как немедленный, так и кумулятивный (накапливающийся) ...

После того как проведена разминка всех мышечных групп и повысилась физиологическая нагрузка, наступает пик физиологической кривой, который приходится на прыжки на месте и быстрый бег.

В старших группах можно изменять нагрузку не только за счет числа подпрыгиваний и высоты полета, но и применять прыжки попеременно на одной и другой ноге, прыжки с разным положением ног. После прыжков предлагается ходьба, которая снижает нагрузку.

Для снижения физиологической нагрузки предлагается ходьба или танцевальные движения. В конце утренней гимнастики можно использовать специальные дыхательные упражнения с медленным продолжительным выдохом в виде чтения четверостишия на одном двух вдохах или игровые упражнения («Шина спустилась», «Мяч лопнул» и т.д.).

Утренняя гимнастика может быть проведена в виде игр и игровых упражнений. Например, вначале проводят хороводную игру, общеразвивающие упражнения с включением в них игр «Фотограф», «Затейники» (педагог показывает упражнения, а дети его копируют).

Для пика физической нагрузки используется подвижная игра высокой интенсивности, а заканчивается утренняя гимнастика малоподвижной игрой. Такой тип занятий хорошо применять в праздничные дни, когда проводятся утренники, и дети приходят в детский сад взволнованные, нарядные.

Утренняя гимнастика проводится на воздухе в теплое время года, а при соответствующих условиях — в течение всего года. В этом случае общеразвивающие упражнения могут выполняться в движении.

Прыжки и скоростной бег могут быть заменены бегом на выносливость. К концу года дозировка этого бега может составлять: в младшей группе — 80 м (1 мин), в средней — 160 м (1,5 мин), в старшей — 240 м (2 мин), в подготовительной — 320—340 м (2,5— 3 мин).

Следует учитывать, что целесообразно двигаться, используя всю территорию детского сада. Интерес к такому бегу значительно выше, и дети получают большое удовольствие от смены маршрута перемещения. При этом направляющим назначается ребенок, имеющий опыт бега в умеренном темпе, и остальные не имеют права обгонять впереди бегущего, а сам воспитатель бежит в конце колонны, чтобы держать в поле зрения всех детей.

2. Виды утренней гимнастики.

Двигательная активность воспитанников детского сада должна быть целенаправленна и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребёнку, поэтому регулярная физкультурно-развивающая деятельность начинается с организации утренней гимнастики. На протяжении многих лет в детском саду используются различные формы утренней гимнастики и наиболее эффективная — эмоционально-стимулирующая гимнастика. Так как утро должно всегда начинаться с улыбки, это отличная гимнастика для лица. Когда человек смеётся, его эндокринная система вырабатывает те же гормоны, что и при длительном беге. Во время утренней гимнастики важно следить за настроением и увлеченностью детей, поскольку жизнерадостность и хорошее настроение содействуют разрядке нервной системы, повышают тонус и в значительной степени обеспечивают оздоровительный эффект. Она проводится без принуждения с целью создания у детей хорошего настроения и поднятия мышечного тонуса. Закрепляет положительный эффект, стимулирующий и упорядочивающий психическую и физическую активность детей, приводит в равновесие их эмоциональное состояние, улучшает самочувствие и настроение. Формы организации эмоционально-стимулирующей гимнастики чередуются в зависимости от времени года и погодных условий

12 стр., 5582 слов

Основы обучения гимнастике

... о физическом воспитании и ее практического осуществления. 1. ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО И МЕТОД ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Гимнастика—понятие широкое, определяемое как одно из основных средств и методов всестороннего физического воспитания. Она является обязательным компонентом базового физического воспитания[1] . Гимнастика представляет собой систему специально подобранных упражнений, разносторонне ...

В тёплое время года чередуются: образная гимнастика с использованием имитационных движений и стихов; гимнастика на полосе препятствий; оздоровительно-беговая гимнастика; танцевально-ритмическая гимнастика. Организация этих видов утренней гимнастики нуждается в подготовке удобной одежды и обуви детей, обеспечении обязательного музыкального сопровождения. Характеризуется более высокой моторной плотностью.

Образная гимнастика с использованием имитационных движений, стихов, потешек направлена на развитие артикуляционного аппарата, на развитие мелкой моторики рук, двигательной памяти и координации движений, взаимосвязанных со словами и музыкой. Включение в утреннюю гимнастику считалок, поговорок, пословиц, загадок способствует формированию звуковой культуры речи и развитию интереса к разным движениям. В самом тексте игры заложено содержание разных двигательных действий.

Утренняя гимнастика на полосе препятствий позволяет предлагать детям упражнения с постепенным увеличением нагрузки, усложнять двигательные задания, включать разные виды движений. На занятиях утренней гимнастики на полосе препятствий обязательно введены специальные упражнения, способствующие развитию координационных механизмов нервной системы. Это упражнения в равновесии, прыжки по воображаемой прямой, с обеганием предметов, подлезаниями и многие другие.

Оздоровительно-беговая гимнастика проводится обязательно на воздухе. Упражнения циклического характера составляют основное содержание утренней гимнастики: это бег, прыжки, марш, различные виды ходьбы и игры с бегом, прыжками. Сначала детям предлагается короткая разминка, состоящая из 3-4 упражнений общеразвивающего воздействия. Затем делается пробежка со средней скоростью на расстоянии 100-300 метров в зависимости от индивидуальных особенностей детей. После бега предлагаются дыхательные упражнения, игровые упражнения. Игры на взаимодействие, пальчиковая гимнастика, мимические упражнения.

Танцевально-ритмическая разминка, одна из наиболее любимых воспитанниками детского сада, включает различные виды ходьбы, танцевальные шаги. Подскоки и бег под музыку. Далее проводится музыкально-ритмическая разминка с элементами народных и современных танцев, гимнастические упражнения. В конце гимнастики проводятся музыкальные игры и звуковая дыхательная гимнастика («Бубен», «Микрофон»).

Использование в утренней гимнастике сюжетных упражнений на основе ритмической гимнастики, базирующихся на учете возрастных особенностей детей дошкольного возраста, позволяет повысить эффективность процесса физического воспитания и оказывает положительное влияние на состояние здоровья и динамику физической подготовленности, а также на формирование интереса детей к систематическим занятиям утренней гимнастикой.

11 стр., 5285 слов

ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ИГРЕ

... кур­совую работу. I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ИГРЕ 1.1. Значение игры в воспитании ребенка Игра в детское возрасте - незаменимая деятельность, игра для ребенка - ведущая деятельность, потребность в которой он ... для взрослого имеет работа: "Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит в игре. И вся история ...

Утренняя гимнастика в форме подвижных игр облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка. В неё включены 2-3 подвижные игры разной степени интенсивности («Ровным кругом», «Божья коровка», «Магазин»), легкий бег 1,5-2 минуты, построение в круг, пары, колонны, шеренги. Подвижные игры – наиболее действенный и результативный метод оздоровления и совершенствования организма ослабленных детей.

Утренняя гимнастика смешанного типа позволяет варьировать деятельность воспитанников в зависимости от погодных условий и, прежде всего, с учетом здоровье сберегающей доминанты. Представляется возможность создавать в образовательном пространстве условия, способствующие саморазвитию личности на основе интересов, склонностей, способностей детей к двигательной деятельности.

В содержание утренней гимнастики включаются различные построения и перестроения, различные виды ходьбы, бега, прыжков с постепенным увеличением двигательной активности детей. Предлагаются упражнения на равновесие и развитие координации, подвижные игры и основные развивающие упражнения.

Комплекс утренней гимнастики следует повторять в течение двух недель. Активизация функциональной деятельности организма детей 5–7 лет происходит за счёт увеличения продолжительности утренней гимнастики – 10–12 мин., длительность непрерывного бега – 2-З мин., увеличение количества подскоков – 30–50 и их усложнение, увеличение темпа и их повторение. Каждое упражнение повторяется от 3 до 8 раз из разных исходных положений (стоя, стоя на коленях, сидя, лёжа на спине и животе, с предметами и без предметов).