История развития этической мысли

Контрольная работа

Что такое этика? Люди вкладывают разный смысл в это понятие, полагая, что этика — это:

  • учение о нравственности;
  • система правил, осуществляющих контроль и коррекцию поведения людей;
  • способ оценки человеческих поступков, их одобрения или осуждения;
  • «социальный регулятор» поведения и отношений между людьми.

Действительно, этику интересуют вопросы человеческого поведения и отношений между людьми. Еще Аристотель утверждал, что главной задачей этики является исследование человеческих отношений в их наиболее совершенной форме. Со времени своего возникновения в античности она стала выступать как “философия практической жизни”, анализирующая поведение “человека общественного”, “человека общающегося”. Этика — философское учение, предметом которого является мораль (нравственность), а центральной проблемой — Добро и Зло.

Актуальность темы: «Этические учения Нового времени» в том, что для развития изучения современной этики важное значение имеет рассмотреть историю ее развития и исторические взгляды историков и философов. Цель работы: рассмотреть историю этических учений , чтобы материал имел: хронологические рамки, внутреннюю последовательность, информацию о конкретных этапах, направлениях и биографические данные деятелей того времени, чтобы работа раскрывала сущность их учений.

Этика изучает сущность, специфику морали; раскрывает ее место и роль в жизни общества, выявляет механизмы нравственного регулирования человеческой жизнедеятельности, критерии нравственного прогресса. Она рассматривает структуру нравственного сознания общества и личности, анализирует содержание и смысл таких категорий как добро и зло, свобода и ответственность, долг и совесть, честь и достоинство, счастье и смысл жизни. Тем самым этика становится основой создания оптимальной модели гуманных и справедливых отношений, обеспечивающих высокое качество общения между людьми и ориентиром для выработки каждым человеком собственной стратегии и тактики «правильной жизни».

Этические добродетели являются свойствами характера, темперамента человека, их также называют душевными качествами. Для обозначения совокупности этических добродетелей как особой предметной области знания и для выделения самого этого знания как особой науки Аристотель ввел термин «этика». Этику Аристотель рассматривал как «практическую» философию», которая призвана ответить на вопрос: что мы должны делать?

Этап Новой и Новейшей истории человечества охватывает XVII-XX вв. и характеризуется как динамичный, антагонистически-противоречивый (один из типов противоречий, который неизбежно приводит к революции) общественного развития, насыщенный событиями мирового значения период развития общества. Это эпоха становления и господства индустриальной цивилизации со всеми ее пороками и достижениями, классовой борьбой, войнами, глубокими кризисами и революционными потрясениями и в то же время величайшими завоеваниями во всех сферах духовной жизни. Утвердившаяся в результате буржуазных революций XVI-XVII вв. капиталистическая общественно-экономическая система с самого начала своего возникновения была обременена такими социальными проблемами как массовое отчуждение работника, антигуманизм, жестокая эксплуатация.

4 стр., 1860 слов

Семинарское занятие на тему «Этика служебных отношений в системе

... творит себя. Семинарское занятие на тему «Этика служебных отношений в системе «педагог-ученик», «педагог-педагог» «Педагог ... в полиязыковом информационно-образовательном пространстве и на развитие в дальнейшем личностного языкового тезауруса, ... походить не на близких им взрослых людей, а на своих сверстников- Пытаясь ... оказывает влияние на весь образ жизни педагога своим режимом, условиями труда, ...

Выдающийся вклад в этику Нового времени внесли французские просветители XVIII в. Будучи идеологами революционной буржуазии, французские материалисты провозгласили основными положениями своего этического учения: стремление к равенству и свободе личности; отрицание всех форм феодального угнетения и насилия; утилитаризм и практицизм как принципы моральной деятельности; общественное содержание этики и ее атеистическую направленность. Мораль не привносится извне.

Этика как наука исследует, что в жизни и в мире обладает для человека ценностью, ибо этическое поведение состоит в осуществлении этических ценностей. Этика способствует пробуждению оценивающего сознания. Этические ценности, значение которых раскрывается через воспитание, этическое чувство, образуют систему, базис которой образуют бессознательно осуществляемые жизненные ценности а на вершине располагаются высшие ценности.

Глава 1. Этические учения Нового времени

1.1 Содержание этической мысли в Новое время

Эпоха Нового времени ознаменовала собой очередной этап в развитии человечества. Мировоззрение Нового времени формируется на основе своеобразного синтеза духовных достижений античности и Средневековья. Этот синтез обусловлен новыми социально-экономическими условиями. Развитие капитализма вело к доминированию в этической теории таких нравственных принципов, как индивидуализм, рационализм и утилитаризм.

Рационализм представлен в творчестве Рене Декарта (1596-1650), изложившего свое этическое учение в сочинениях «Страсти души» и «Рассуждения о методе». Применение этим философом механики для объяснения телесных и психических функций человека привело к решительному повороту в понимании нравственности, ее естественнонаучному истолкованию.

Сочинение «Страсти души» намечает механистическую модель субъекта и его деятельности. Декарт выделяет в человеке две функциональные области: телесную и чисто духовную, которые противостоят друг другу. Между ними расположено «поле» эмоций, состоящее из чувств, которые образуют одновременно систему рычагов, соединяющих дух с телом и с окружающим миром. Во второй части «Страстей души» дается механико-материалистическая систематизация человеческих чувств в единстве с их телесными выражениями. Человек изображается как автомат, который благодаря психическим процессам приспосабливается к внешнему миру или вступает с ним в конфликт.

В этике Декарта господствует принцип эффективности. Разум так регулирует аффекты (чувства радости, печали, гнева, удовольствия и т.д.), чтобы при минимуме затрат получить максимально полезный эффект. Так, даже любовь, по мнению мыслителя, хороша потому, что полезна для здоровья. Нравственность с такой механической точки зрения выполняет с помощью разума роль инженера при машине-человеке. Человек развивает собственную добродетель как некий метод самоконтроля для выживания в мире. Не будь ее, человек пошел бы по пути страстей — наслаждений, гнева и т.д. — и погиб. Отсюда восприятие телесно-чувственного бытия как неэффективного, не ведающего своей частной выгоды, а следовательно, безнравственного. Таким образом, кроме рационализма в этике Декарта присутствует и элемент утилитаризма. Следует отметить, что человек в учении Декарта рассматривается вне общественного контекста, изолированно.

10 стр., 4918 слов

Этика деловых отношений

... определяющая деловое общение. Без соблюдения этики делового общения между руководителем и подчиненным большинство людей чувствуют себя в коллективе дискомфортно, нравственно незащищенными. Отношение руководителя ... служащих, референтов, руководителей всех уровней. Деловое общение сегодня проникает во все сферы общественной жизни. В коммерческие, деловые отношения вступают предприятия всех форм ...

Этическая концепция Томаса Гоббса (1588-1679) характеризуется тем, что она утверждает сугубо буржуазные моральные ценности: эгоизм, утилитаризм, холодный рационализм. Этические проблемы этот философ изложил в произведениях «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского», «О свободе и необходимости», «Основы философии».

Исходя из идеи, что природа создала людей равными по физическим и умственным способностям, Гоббс показывает эгоистичного индивида, расчетливо ориентированного на власть и личную пользу. Человек, стремясь к самосохранению, вступает в конфликт с другими людьми. По мнению Гоббса, нравственность является результатом целесообразного соглашения, договора между людьми. Правда, многие мыслители, принимая во внимание представления Гоббса об эгоистической природе человека, видели в нем представителя сенсуализма, т.е. приверженца чувственного источника нравственности.

Являясь сторонником механистического подхода, Гоббс считал, что законы человеческого поведения в обществе так же строги и необходимы, как законы естественные, природные. Атомизируя социум, философ рассматривал отношения между людьми как объективно-причинные и, таким образом, доступные научному познанию. В таком представлении, когда изучаемый предмет рассматривается как структура элементов с предсказуемой системой отношений, ярко проявился характерный для эпохи Просвещения тип мышления.

В этике Гоббс придерживается теории Макиавелли, утверждая наличие изначального зла в человеке. Он оценивает естественное состояние индивидов как состояние войны каждого против всех. Из закона самосохранения индивида следует его стремление к пользе. Так как человек живет в обществе, то для реализации своей частной пользы ему необходима власть. Борьба за власть, присущие человеку ненависть и страх требуют неких правил, иначе отношения между людьми могут закончиться их взаимным уничтожением. Вырабатываемые правила — суть негласного общественного договора. Разум помогает в установлении этих правил, научный подход делает их оптимальными (на основе этой идеи Гоббса впоследствии будут созданы буржуазные конституции, в частности Всеобщая декларация прав человека).

Нравственность рассматривается философом как система норм, выражающих реальные изменчивые отношения полезности. Отсюда ее релятивизм. По мнению Гоббса, раньше люди не знали естественных причин своего поведения (власти и пользы), поэтому утверждали абсолютные (неизменные, вечные) нравственные идеи

Термин «Новое время» чаще всего употребляют для обозначения периода развития Европы в ХVII-XVIII веках. Реже к «нововременному» периоду относят и XIX век. Век ХХ обычно рассматривают отдельно, определяя весь его, а иногда и вторую половину (или хотя бы конец) XIX века как «современность».

61 стр., 30249 слов

Историко-философская концепция Гоббса

... философии Гоббса, сложившейся под решающим влиянием математики и механики. Вторая часть "Основ философии", получившая название "О человеке", ... В 1640 г. он издаёт первую работу, посвящённую этим вопросам, - "Элементы ... человека в окружающем мире, об освобождении его мысли от духовной диктатуры церкви и о целях его деятельности. 1. ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭПОХА И ЛИЧНОСТЬ ГОББСА Великий английский материалист Томас ...

К одной из основных особенностей Нового времени следует отнести критику схоластического наследия средних веков и эпохи Возрождения. В отличие от средневековых мыслителей, которые тяготели к комментированию текстов религиозных авторитетов, и от чувственно-эмоционального пантеизма Возрождения, — познавательные усилия в Новое время нацелены на рациональное обоснование земной жизни, поиск естественных оснований порядка и стабильности. Английский мыслитель Ф. Бэкон призывает избавиться от «идолов», порожденных заблуждениями, и стать на твердую почву фактов. Поскольку разум есть природное явление, естественная способность, то законы разума тождественны законам природы. Это значит, что связь вещей в природе такая же, как связь идей в сознании. Разум — «зеркало», отражающее мир.

Таким образом, в центре этической мысли Нового времени — размышляющий субъект или человек разумеющий. Именно такой подход лежит в начале картезианской философии Рене Декарта (1596-1650) — выдающегося философа Нового времени (Р. Декарт в латинском написании Картезий), основателя философского рационализма. Декарт твердо стоит на позиции: «Cogito, ergo sum» («Мыслю, следовательно существую»).

Картезианская критика сенсуализма и религиозных догм принимает у Декарта своеобразную форму методического сомнения, подвергающего все несомненное сомнению, рационально осмысливающего все без исключения общепринятые истины. Независимый разум должен разом отбросить все предположения, независимо от того, какие из них истины, а какие ложны, а затем, подвергнув их одно за другим исследованию, сохранить лишь те из них, которые будут признаны несомненными.

Декарт в своем общем мировоззрении был дуалистом. Он признавал существование двух сотворенных самостоятельных субстанций — материальной, протяженной, и мыслящей, духовной. Коррелятом этих двух субстанций у него выступал бог, как и в античности, затем в средние века. Главное определение духовной — ее неделимость, важнейший признак материальной — делимость до бесконечности. Модусы мышления — воображение, чувство, желание; модусы протяжения — фигура, положение, движение.

Продолжил рационалистическую линию в философии Нового времени — Барух Спиноза (1632-1677).

Исходный пункт философии Спинозы — учение о субстанции, которую он называет богом. В этом учении — (в основном труде «Этика») он преодолевает дуализм Декарта. В природе вещей, по словам Спинозы, не может существовать двух субстанций, есть только две формы субстанции — материальная и духовная, в основе которых единая сущность.

Онтология и методология Спинозы определили и его этическое учение, в центре которого находится проблема свободы человека. Отвергая идею свободы воли, Спиноза утверждает, что воля совпадает с разумом и доказывает необходимый характер всех человеческих действий. Истолковывая человека с натуралистических позиций, подчиняя его действию природы законов, все же он рассматривает человека как особую часть природы, наделенную разумом, мышлением, В природе господствует жестокий детерминизм, здесь все необходимо. Человек, как часть природы, подчинен природной необходимости. Люди считают свою волю свободной, в то время как на самом деле их волеизъявление зависит от множества аффектов, страстей, переживаний. Свобода воли оказывается мнимой, т. к. человек неосознанно зависит от обстоятельств жизни. Порабощенность человека воспринимается его сознанием как свобода. Но несмотря на господство необходимости в природе и неизбежное подчинение ей человека, свобода возможна, человек может подняться от рабства к свободе. Для этого необходимо достоверное знание, проясняющее аффекты-страсти и их место во всеобщей необходимости.

3 стр., 1223 слов

«История и философия науки» аспирант (соискатель) готовит по ...

... темы реферата по истории и философии науки ключевой оказывается роль научного руководителя, который, имея представление о существующих методологических и когнитивных стратегиях анализа объектов, зная их философские, эпистемологические основания, может уже на этой ...

Понятию свободы воли противопоставляется понятие свободной необходимости, где сняты идеи единства воли и разума и свободы как познанной необходимости.

Моральный идеал Спинозы — общество, в котором люди искали бы «собственной пользы» только «по руководству разума» и в силу этого были бы «справедливы, верны и честны».

Этика Нового времени была существенно ориентирована на выявление натуралистического основания морали. Одна из центральных идей в этическом поиске — идея суверенности морального субъекта, а универсальное средство ее утверждения — разум. В этическом интеллектуализме конца XVII — середины XVIII вв. параллельно сентиментализму и в полемике с ним впервые предпринимается попытка осмыслить уникальную сущность морали, отделить ее от всех других явлений.

Методологические принципы к созданию новой этики были заложены в работах родоначальников философии Нового времени Ф. Бэкона, Р. Декарта, Б. Спинозы, Т. Гоббса. Английский философ Ф. Бэкон (1561-1626 гг.) цель этики, как и всякой науки, видит «не в приукрашивании вещей, а в выявлении в них полезного и истинного». Он подразделяет ее на два учения — об идеале (или образе блага) и об управлении душой и ее воспитании. Ф. Бэкон не писал специальных этических произведений, и поэтому его вклад в развитие этики связан с введением им в философию принципа эмпиризма, который впоследствии послужил основой для разработки этических идей Т. Гоббсом.

1.2 Основополагающие особенности этики Нового времени

Основополагающими особенностями этики эпохи Возрождения явились:

1) антропоцентризм, состоящий в том, что, в отличие от средневековой традиции, в основе моральных концепций того времени лежала человеческая деятельность и ее мотивация;

2) гуманизм, основанный на признании ценности человека как личности, утверждении его прав на свободу, счастье, равенство, справедливость, рассмотрении блага человека в качестве критерия оценки социальных институтов и отношений;

3) индивидуализм, проявляющийся в утверждении самой ценной, свободной и неповторимой творческой личности (возникает понятие индивидуальности, неповторимого авторского своеобразия, творческой новизны).

1.3 «Категорический императив» И. Канта и в чем его сущность

По теории И. Канта, при выборе своего поведения человек должен руководствоваться не только своими желаниями, но и общечеловеческими правилами, являющимися для него категорическим императивом (безусловным повелением).

Суть категорического императива И. Кант формулирует следующим образом: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения, на основе твоей воли, могла стать общим естественным законом». Кант выдвигает три максимы поведения:

7 стр., 3200 слов

Соотношение понятий «этика», «мораль», «нравственность»

... людей, сформулированный ими на основе их опыта, духовного и опыта отношений. Нравственность же выступает как некоторый абсолютный закон (императив) притяжения человеческого духа (И. Кант), а просто этика становится уже духовной этикой. Мораль и нравственность. ...

1) поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим законом;

2) в своих поступках исходи из того, что человек является высшей ценностью, его никогда нельзя использовать только как средство;

3) все поступки должны быть ориентированы на общее благо.

Диалектическая взаимосвязь второй и третьей максимы является основой гармонизации отношений между обществом и индивидом, между государством и гражданином, а первая максима фиксирует абсолютное нравственное требование, состоящее в осознании человеком своего долга.

Основой нравственного долга выступает свободная и разумная воля.

Все вещи в мире, указывает И. Кант, имеют относительную ценность, и только разумная и свободная личность имеет безусловную ценность сама по себе.

Категорический императив, по Канту, является внеэмпирическим, так как он не возникает в результате обобщения человеческого поведения, «он касается того, что должно быть, а не того, что есть», и априорным («И подлец знает, что его поведение не является нравственным »).

Мораль не выводится из чего бы то ни было, она содержит свою причину в себе. Кант вырывает мораль из многообразия жизненных связей, он возвышает ее над миром и противопоставляет ее реальному миру.

По Канту, нравственные требования должны иметь абсолютный характер безусловного веления, что он и называет категорическим императивом.

А таким императивом, как он утверждает, является осознание человеком своего долга, имеющего абсолютное значение, который не может быть средством для чего-нибудь, а только цель сама по себе (все вещи в мире имеют относительную ценность), и только разумная и свободная личность имеет безусловную ценность: человек должен быть свободным и разумным — таков моральный закон.

А моральный закон требует «поступать таким образом, чтобы признавать в себе и других свободную и разумную волю целью, а не средством ». Исходя из этого, Кант требует от каждого «действовать так, чтобы правило, руководящее твоей волей, могло быть так же основой всемирного законодательства». Именно поэтому, по Канту, абсолютное уважение к личности является нравственным основанием морали и права. Однако это в реальной жизни невозможно, поскольку в природе человека существует «изначальное зло», которое он называет эгоизмом, якобы свойственном природе человека (себялюбие, стремление только к собственному счастью, которое неистребимо).

Вместе с тем, следует подчеркнуть, что Кант впервые отделил этику от философии как самостоятельную отрасль и выявил тем самым, что этика имеет огромное значение для государства и политики наряду с правом.

В отличие от предшествующих теорий, усматривающих основу нравственности только в счастье или пользе человека, И. Кант подобную основу видит прежде всего в требовании нашего разума.

1.4 Главные установки этики Ф. Ницше

Ф. Ницше занимает противоположную теории Канта позицию, исходит из того, что не существует ни свободной, ни несвободной воли, а есть воля слабая и сильная. Основой в его теории выступает воля к власти, которая является движущей силой самой жизни.

Этический идеал Ф. Ницше связывает с «человеком воли», исполненном избыточных витальных сил и наслаждающимся любым (не важно, созидательным или разрушительным) проявлением своей воли. Падающего — толкни, униженного — унизь еще больше, оскорбленного — оскорби дважды, добейся того, чтобы он взбунтовался, и тогда убей по «праву сильного».

8 стр., 3549 слов

Философия, ее роль в жизни человека и общества

... характеристики как самого человека и условий его жизни, так и того мира, в котором он живет. В предмет философии входит всеобщее в материальном бытии и всеобщее, характеризующее целостное бытие человека. Но предмет философии в еще большей ...

«Человек воли» — преступник, он сам творит нормы своего поведения, переступая через общепринятое и общепризнанное. По Ницше, любой гений является преступником, поскольку он переступает через то, что принято. Образцом такого человека он считал Наполеона.

Основные идеи этики Ф. Ницше: отрицание общепринятых и обязательных моральных норм; оправдание права сильного; отождествление гения и злодейства; отрицание христианства.

Христианство он критикует за проповедь сострадания к неудачникам и слабым, что недопустимо вследствие разлагающего воздействия, оказываемого на духовно сильные натуры.

В соответствии с учением Ф. Ницше, слабые и неудачники должны погибнуть, и гуманным является помочь им в этом. В мире должна царствовать «мораль господ», людей сильных, злых и гениально-преступных. Подобные теоретические установки выражают позиции антисоциальных и преступных групп населения. В международном масштабе такие теоретические воззрения лежат в основе фашистской человеконенавистнической идеологии, зародившейся в условиях европейской цивилизации, основанной на индивидуалистической психологии, породившей такого жестокого диктатора, как Гитлер и ему подобных «личностей» кровавого XX века, который призывал своих вояк: «Я освобождаю вас от унижающей человека химеры — совести».

Именно в этом заключается наиболее характерная особенность тоталитарного фашистского режима, в котором вождь отвечает за все, а толпа, исходя из всевластия фюрера, может забыть о своей совести.

В ХХ веке представление об этике изменилось. Более того, последние десятилетия ХХ века сама этика существенно трансформировалась. Соответственно, этическое знание приобрело новую историческую форму: оно специализировалось.

Глава 2. Развитие этической мысли Новейшего времени

2.1 Тенденции этической мысли в XIX-XX веке

Новейшую философию XIX-XX вв. называют неклассической и иногда объединяют в один период, а порой разделяют на философию XIX века и XX в. История современной философии начинается с критики ее классических форм.

В XIX веке развиваются следующие направления философии новейшего времени, кратко изложенные:

1. Позитивизм, для которого философия стала инструментом анализа знания.

2. Марксизма, который использовал философию для революционного преобразования мира.

3. Иррационализм, или «философия жизни».

Сохраняются и продолжают развиваться и классические формы философии, например, рационализм.

2.2 Позитивизм

Позитивимзм (фр. positivisme, от лат. positivus — положительный) —философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Позитивизм — основной тезис: все подлинное (позитивное) знание — совокупный результат специальных наук.

Основные положения позитивизма — позитивисты объединили логический и эмпирический методы в единый научный метод. Сущность единого для всех наук метода, обеспечивающего надежным и достоверным знанием закономерностей природы, была выражена в манифесте «Венского кружка», опубликованного в 1929 г.: «Мы охарактеризовали научное миропонимание в основном посредством двух определяющих моментов. Во-первых, оно является эмпиристским и позитивистским: существует только опытное познание, которое основывается на том, что нам непосредственно дано (das unmittelbar Gegebene).

5 стр., 2396 слов

Философия символического мира человека, человек в мире культуры

... процесс самосозидания человека в его общественной жизни. Одновременно культура является и мерой человеческого в человеке. Универсальность, многоплановость культуры выражается в том, что, будучи единой по своей сущности, она проявляется и функционирует в обществе в самых ...

Тем самым устанавливается граница для содержания легитимной науки. Во-вторых, для научного миропонимания характерно применение определенного метода, а именно метода логического анализа»,

Основная цель позитивизма — получение объективного знания.

Позитивизм оказал влияние на методологию естественных и общественных наук (особенно второй половины XIX века).

Позитивизм критиковал натурфилософские построения, которые навязывали науке неадекватные умозрительные образы изучаемых ею объектов и процессов. Однако эту критику позитивисты перенесли на всю философию в целом. Так возникла идея очищения науки от метафизики .

Сущность позитивистской концепции соотношения философии и науки отражается во фразе О. Конта:

«Наука — сама себе философия».

Тем не менее многие позитивисты верили в возможность построения «хорошей», научной философии. Такая философия должна была стать особой сферой конкретно-научного знания, она не должна отличаться от других наук по своему методу. В ходе развития позитивизма на роль научной философии выдвигались разные теории: методология науки (Конт, Милль),научная картина мира (Спенсер), психология научного творчества и научного мышления (Мах, Дюэм), логический анализ языка науки (Шлик, Рассел, Карнап), лингвистический анализ языка (Райл, Остин, поздний Витгенштейн), логико-эмпирическая реконструкция динамики науки (Поппер, Лакатос).

Однако все указанные выше варианты позитивной философии были раскритикованы прежде всего самими позитивистами, так как, во-первых, как оказалось, они не удовлетворяли провозглашенным самими позитивистами критериям научности, а, во-вторых, опирались на явно (а чаще — неявно) определенные «метафизические» предпосылки.

2.3 Теоретические основы марксистской этики

Марксистская этика базируется на социально-историческом подходе к анализу морали, что позволяет понять соотношение частных, классовых и общечеловеческих моральных позиций, дает возможность выявить в противоречивом характере формирования морали в классовом обществе единую линию общечеловеческого нравственного прогресса.

Мораль охватывает все виды деятельности и общественные отношения.

Она оценивает политические, экономические, духовные позиции с точки зрения их справедливости или несправедливости, гуманности или антигуманности, добра или зла.

Большое внимание в марксистской этике уделяется определению критериев морали, важнейшими из которых являются:

  • законы социального развития, конкретизирующиеся в соответствующих общественных потребностях и в общем виде определяющие нравственное содержание моральных норм и принципов;

— конкретные моральные нормы, принципы и идеалы, порождающиеся общественными потребностями и выступающие формой универсального отражения высоконравственных личностей, формируемых на основе осознания общественных интересов, в отличие от человека буржуазного общества, формируемого главным образом на основе либеральных ценностей.

3 стр., 1118 слов

Внутренняя и внешняя этика науки

Задачи работы: Изучить общее понятие об этике науки. Изучить понятие и сущность внешней этики науки. Изучить понятие и сущность внутренней этики науки. Объект изучения – сущность этики науки, понятие внутренней и внешней этики науки. Предмет изучения – особенности и аспекты внутренней и внешней этика науки. При написании работы была ...

С этой точки зрения в основе марксистской этики, вобравшей в свое содержание все ценное, что было выработано начиная от эпохи Античности с позиции гуманистического миросозерцания, лежит задача формирования личности как активного носителя моральных обязанностей перед обществом, которые она осознает и которыми регулирует свою деятельность и поведение.

При этом учитывается, что не только личность зависит от общества, но и общество от личности. И в этой диалектической взаимосвязи вырабатывается так называемый нравственный долг как совокупность обязанностей личности перед обществом и общества перед личностью, на что обращали важное внимание классики марксизма.

2.4 Философия жизни

Предметом философии жизни является некая активная духовная сущность. Постулируя эту сущность, мыслители остаются на монистических и частично на идеалистических позициях, однако резко расходятся с традиционным рационализмом. В отличие, например, от гегелевского Духа природа этой сущности иррациональна. Она принципиально не познается разумом: он имеет дело лишь с продуктами ее деятельности. Такая сущность познается человеком интуитивно, путем непосредственного внутреннего переживания. Представителей данного направления можно условно разделить на две группы. Одна из них видит в этой сущности чистую иррациональную волю (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше и др.), другая — жизнь в натуралистическом (биологическом или психобиологическом) смысле, зачастую распространяя его и на нравственность (А. Бергсон, З.Фрейд, А. Швейцер и др.).

Иррационалистический монизм основоположника философии жизни Артура Шопенгауэра (1788-1860) последовательно раскрывается в его этических произведениях «О свободе воли» и «Об основе морали».

В основе нравственности, по мнению мыслителя, лежит сострадание другому, т.е. чистый неэгоистический мотив. Эгоизм, уверен Шопенгауэр, разъединяет людей, так как человек дан себе непосредственно, а остальные люди — опосредованно. Поэтому в существовании необъяснимого чувства сострадания, интегрирующего живых существ в одно целое, заключена тайна, указывающая на единую сущность объективного мира. Мыслитель называет эту сущность «волей к жизни».

Из сострадания мыслитель выводит два основных нравственных принципа:

1) справедливость, т.е. непричинение страдания при реализации какого-либо эгоистичного интереса;

2) человеколюбие, бескорыстная помощь в преодолении страдания.

Шопенгауэр считает нравственность врожденным качеством, характеризующим всех живых существ, не только людей, но и, например, животных. Мыслитель критикует религиозную (загробное воздаяние и наказание) и рационалистическую нравственность как псевдоморальные, основанные на эгоизме. Под этим же углом зрения он критикует «золотое правило» нравственности — «не делай другим того, чего себе не желаешь». По мнению Шопенгауэра, это правило базируется на эгоистичном принципе взаимности — «ты мне, я тебе».

Заключение

Новое время — это время грандиозных общественных преобразований, которые происходили на фоне десакрализации общественной и личной жизни, переориентации ценностей с религиозных, потусторонних — на земные, человеческие. Важнейшим устремлением этой эпохи было желание опустить нравственность на землю, связать ее с условиями реальной жизни, найти объяснение кризисных явлений в нравственной жизни не действиями абсолютных детерминант, типа изначальной греховности человека, а проблемами и событиями реальной жизни. Этика Нового времени отказывается от идеи сверхъестественного источника морали, а апеллирует к эмпирии, чувственно воспринимаемым явлениям общественной и личной жизни, а также ищет рационального обоснования на принципах разума.

В ХХ веке представление об этике изменилось. Более того, последние десятилетия ХХ века сама этика существенно трансформировалась. Соответственно, этическое знание приобрело новую историческую форму: оно специализировалось.

Как изменилось представление о предметной области этики? Э. Фромм в работе «Человек для себя» дает следующее широкое определение этики: «Этика есть гуманистическая наука об искусстве жить…». Мыслитель выделяет два типа этических систем. В авторитарной этике авторитет определяет, в чем благо человека. Он же устанавливает законы и нормы поведения. В гуманистической этике человек сам и творец норм, и их исполнитель; он их создает, он их регулирует, и он их соблюдает. Гуманистическая этика основывается на принципе самоопределения человека, а не на трансцендентном авторитете. «Благо» — это то, что хорошо для человека, а «зло» — это то, что человеку вредит; единственный критерий этической оценки — благополучие человека. Гуманистическая этика — это прикладная наука «искусства жить», основанная на теоретической «науке о человеке».

Если рассматривать этическую мысль XX-го столетия под другим углом зрения, то становится очевидной ее поляризация на два типа, которые можно обозначить как «прикладной» и «теоретический». Первый нацеливает на обсуждение конкретных проблем, имеющих статус частных в сфере этического знания; другой направлен на рассмотрение нравственных ценностей в максимально большом, вселенском масштабе (например, работа Альберта Швейцера «Культура и этика»).

Таким образом, рассмотрев основные этапы в историческом развитии этики, мы можем сформулировать следующее определение: «Этика — это практическая философия морали и нравственности, изучающая их происхождение, сущность, специфику и закономерности исторического развития».

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kontrolnaya/istoriya-vozniknoveniya-i-razvitiya-eticheskoy-myisli/

1. Гусейнов, А.А. Античная этика : научное издание / А.А. Гусейнов ; Ин-т философии РАН, Филос. фак. МГУ им. М.В. Ломоносова. — М. : Гардарики, 2004. — 270 с.

2. Гусейнов, А.А. Этика : Учеб. для студентов вузов / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. — М. : Гардарики, 2002. — 472 с.

3. Золотухина-Аболина, Е.В. Современная этика : учеб. пособие для студентов вузов / Е.В. Золотухина-Аболина. — М.; Ростов н/Д : МарТ, 2005. — 413 с.

4. Иодль, Ф. История этики в новой философии. Кант и этика в девятнадцатом столетии / Ф. Иодль ; пер. с нем. под ред. В.С. Соловьева. — М. : [ЛИБРОКОМ], 2011. — 516 с.

5. Этика : энцикл. слов. / [С.С. Аверинцев, И.Ю. Алексеева, Р.Г. Апресян и др.] ; под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова ; Ин-т философии Рос. акад. наук. — М. : Гардарики, 2001. — 669 с.