Социально-культурная деятельность является одним из основных способов повышения культурного и образовательного уровня людей, а также развития их творческих способностей. Изменения в политической, экономической и духовной сферах значительно повлияли на содержание и формы социально-культурной деятельности, которая в кризисные периоды обладает огромным потенциалом эмоционального и смыслового воздействия на личность. Разнообразие средств, методов и форм социально-культурной деятельности способствует духовному возрождению общества. Содержание социально-культурной деятельности обусловлено потребностями различных категорий населения в совершенствовании социальных отношений, развитии способностей и навыков самостоятельного мышления, выявлении дарований и талантов, духовном становлении, продуктивном и интересном проведении досуга. Данный вид деятельности призван объединять людей, дает им возможность почувствовать себя свободной и независимой личностью.
При рассмотрении социально-культурной деятельности работы учреждений социального обслуживания населения">учреждений культуры важное значение имеет определение методов, средств и форм, составляющих в системе методику, которая позволяет субъекту достигать социально-педагогических целей в распространении социальной информации, знаний среди посетителей.
Содержание деятельности должно обязательно облекаться в определенную форму. Форма работы клубных учреждений — это способ реализация их деятельности, а также способы и приёмы организации клубной аудитории. При использовании различных форм работы необходимо учитывать одно непременное условие: форма должна соответствовать содержанию, чтобы оно могло раскрыться наиболее полно. Средства — это инструменты, с помощью которых осуществляется социальная — культура деятельность. В неразрывной связи с формами и средствами находятся методы. Методы — это пути достижения поставленной цели, способы и приёмы практической реализации деятельности. Предназначение этих методов — предельно донести информацию, заложенную в программе, добиться эмоционального восприятия действия и включить в него аудиторию.
МИРОВОЙ ОПЫТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ОТРАСЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ
... необходимо предложить пути решения кардинальных проблем функционирования отраслей социально-культурной сферы в переходной экономике. Перечислим основные. 1. Размеры ... последовательных этапов развития социальной сферы. Сначала сказались причины переходного периода. Были сохранены прежние методы управления, не хватало ... у них как по сути, так и по форме есть свои плюсы и минусы. С положительной ...
Итак, можно сделать вывод, что применение современных форм, методов и средств социально-культурной деятельности в практике учреждений культуры имеет достаточно большое значение. Данные понятия являются базовыми и ключевыми как в теории, так и в практике всей социально-культурной деятельности.
Все вышесказанное подтверждает актуальность выбранной темы «Формы социально-культурной деятельности. Общая характеристика».
Цель данной работы – дать характеристику
Задачи:
1. Описать средства социально-культурной деятельности.
2. Изучить формы социально-культурной деятельности.
3. Рассмотреть методы
4. Проанализировать работу учреждений… (по второй главе)
Глава 1. Теоретическое изучение технологии социально-культурной деятельности
1.1. Средства социально-культурной деятельности
Содержание деятельности, которое заключено в определенную форму, невозможно реализовать без использования определённых средств. А.Д. Жарков определяет средства как «инструменты», с помощью которых раскрывается содержание социально-культурной деятельности, своеобразный «механизм» доведения содержания деятельности до аудитории.
Средства социально-культурной деятельности — это пути (каналы) или способы передачи содержания (идей, научных взглядов, событий, фактов, образов художественных произведений, жизненных примеров и так далее) в целях оказания влияния на сознание, чувства и волю посетителей учреждения культуры.
Средства социально-культурной деятельности подразделяются на следующие группы:
1) Художественно-выразительные средства: живое слово, музыка.
— Живое слово — форма литературного, а иногда и ораторского искусства, художественное выступление, в котором текст, стихи, истории, эссе больше говорятся, чем поются. В социально-культурной деятельности слово выступает как ведущее средство.
- Музыка — вид искусства, художественным материалом которого является звук, особым образом организованный во времени.
2) Хореография, пение, драматургия.
- Хореография — танцевальное искусство в целом. Один из древнейших видов творчества, выразительным средством которого служат движения человеческого тела, связанные с музыкальным сопровождением.
— Происхождение пения связано со стремлением человека выразить своё настроение в звуках голоса. Постепенно развиваясь, пение становится предметом особого искусства. Пение применяется не только в соло, но и в совместном исполнении (дуэт, трио, квартет, квинтет, хор, ансамбль, то есть пение солистов с хором).
— Драматургия — теория и искусство построения драматического произведения, а также сюжетно-образная концепция такого произведения. Драматургией называют также совокупность драматических произведений отдельного писателя, страны или народа, эпохи.
Полномочия органов местного самоуправления в социально-культурной сфере
... работы является рассмотрение полномочий органов местного самоуправления в социально-культурной сфере. Задачами данной работы является непосредственно рассмотрение полномочий местного самоуправления в сферах образования, культуры, физической ... детей; 9)другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс. Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется ...
3) Изобразительные средства:
- оформление клубного пространства (сцены зала, фойе, вестибюля, кружковых комнат и т.п.);
- декорации, костюмы, видеоряд (слайды, видео, телевидение).
4) Технические средства: световая, аудио и видеоаппаратура.
— Свет — электромагнитное излучение, испускаемое нагретым или находящимся в возбуждённом состоянии веществом, воспринимаемое человеческим глазом. Нередко, под светом понимают не только видимый свет, но и примыкающие к нему широкие области спектра.
- Аудио — общий термин, относящийся к звуковыми технологиями. Зачастую под термином аудио понимают звук, записанный назвуковым носителем;
- реже под аудио подразумевается запись и воспроизведение звука, звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура.
— Видеоаппаратура — множество технологий записи, обработки, передачи, хранения и воспроизведения визуального или аудиовизуального материала, а также распространённое название для собственно видеоматериала, телесигнала или кинофильма, в том числе записанного на физическом носителе (видеокассете, видеодиске и т.п.).
5) Материальные средства: оборудование, инвентарь, музыкальные инструменты, канцелярские принадлежности, поделочные материалы (ткань, бумага, дерево, металл, глина, краски, пластилин и т.п.)
6) Финансовые средства — это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежные средств. Обычно речь идет о целевых фондах государства или хозяйствующих субъектов (предприятиях).
7) Основное место занимают средства массовой информации, которые делятся на печатные и электронные. Они являются основным источником информации о событиях в мире политике, экономики, социальной сферы, науки, культуры, образования, спорта, используемой в культурно-досуговой деятельности.
Для успешного применения средств социально — культурной деятельности необходимо соблюдение следующих требований:
— средства воздействия всегда индивидуальны, их выбирают с учетом объекта воздействия — подросток, пенсионер, верующий, домохозяйка — ко всем этим людям или их группам необходим свой подход, свое средство идейно-эмоционального воздействия;
- выбор средств, всегда зависит от цели какого-либо мероприятия, то есть цель определяет средство;
— количество и характер выбранных средств воздействия должны соответствовать художественно-постановочным задачам, недостаток средств и их избыток одинаково вредны;
— при выборе того или иного средства необходимо в совершенстве владеть методикой их применения, знать их слабые и сильные стороны;
- имеющиеся в распоряжении средства должны быть всегда под рукой и в полной исправности.
Таким образом, все средства между собой тесно взаимосвязаны и выбираются с учетом определенного объекта воздействия и тематической направленности конкретного мероприятия.
Сервисная деятельность как форма удовлетворения потребностей человека
... потребителя. Примечание - По функциональному назначению услуги, оказываемые населению, подразделяются на материальные и социально-культурные ... Человек и его потребности ... работ. 2 Общие понятия 1 услуга: Результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности ... как ...
1.2. Характеристика форм социально-культурной деятельности
Понятие «форма» употребляется в различных смыслах. В широком смысле форма — это устройство, структура, внешнее выражение чего-либо, система организации чего-либо.
По словам М.А. Ариарского, форма социально-культурной деятельности — это утвердившаяся на практике система применения совокупности определенных средств и методов вовлечения людей в процесс создания, освоения, сохранения и распространения культурных ценностей.
Содержание деятельности должно обязательно облекаться в определенную форму. Формы работы клубных учреждений — это способы и приёмы организации клубной аудитории. По способам реализации содержания клубной деятельности различают лекции и беседы, диспуты и вечера вопросов и ответов, дискотеки и шоу — программы и так далее.
В зависимости от способов организации клубной аудитории формы разделяют на индивидуальные, групповые и массовые.
1 . Индивидуальные формы:
- Беседы — литературная или театральная форма устного или письменного обмена в разговоре между двумя и более людьми;
- специфическая форма и организация общения, коммуникации.
Противопоставляется монологу.
Консультации — объяснение, разъяснение каких либо понятий. Ответы на вопросы.
2. Групповые формы:
- Лекции — устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме вопроса и так далее.
- Встречи — это хорошая возможность организовать людей в определённом месте, пообщаться, обсудить и проанализировать ситуации, проблемы и успехи.
- Тренинги — метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок.
3. Массовые формы работы, предполагают включение в действие большого числа участников., Массовые формы:
- Праздники: день торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь, чего-нибудь;
- день или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или святого;
- выходной, нерабочий день;
- день радости и торжества;
- день игр и развлечений.
Праздник является особым элементом в структуре социального времени. Главная функция праздника — социокультурная интеграция той или иной общности людей. Разные праздники осуществляют разные виды интеграции. Праздник — это инструмент маркетинга. К тому же, праздник выполняет важную функцию релаксации. Праздник делает перерыв в рутинной жизни человека.
— Семинары — форма учебно-практических занятий, при которой учащиеся (студенты, стажёры) обсуждают сообщения, доклады и рефераты, выполненные ими по результатам учебных или научных исследований под руководством преподавателя. Научные семинары — в научных коллективах традиционная форма повышения квалификации, ознакомление с работами коллег, форма коллективного, публичного рабочего обсуждения научной информации коллегами для формирования компетенции участников коллектива в объёме новых знаний, методов, для оптимизации взаимодействия по проектам и программам. Используются, в основном, в работе школ, студий, народных университетов.
Сущность и методология социально-культурного проектирования
... культурной жизни посредством стимулирования механизмов самоорганизации, осмысленного сочетания и поддержки исторически сформировавшихся и новых социокультурных технологий, элементов, явлений. Задачи проектной деятельности: ... проекта или программы. Социально-культурные проблемы, характерные для ... своего образа жизни, форм и методов взаимодействия с ... и определение на этой основе: а) приоритетных сфер ...
Каждое средство воздействия требует соответствующих форм организации людей. Большое значение имеет зависимость форм от их правильного использования. Формы обладают известной самостоятельностью, они могут оказать и оказывают обратное влияние на содержание деятельности. От выбора форм часто зависит результат деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод, что при использовании различных форм работы необходимо учитывать одно непременное условие: форма должна соответствовать содержанию, чтобы оно могло раскрыться наиболее полно. Важно заметить, что для повышения эффективности социально-культурной деятельности необходимо использовать не отдельные формы работы, а научно-обоснованную и логично выстроенную систему форм. Такая система позволяет лучше обеспечивать преемственность, последовательность процесса культурного формирования личности. Важное, значение в этом плане имеют оптимальные взаимосвязи между индивидуальной, групповой и массовой работой.
1.3. Методы социально-культурной деятельности, В неразрывной связи с формами и средствами находятся методы культурно-досуговой деятельности.
Методы культурно-досуговой деятельности, как и формы, всегда связаны с содержанием, определяются целями, которые ставятся перед специалистами. Методы социально-культурной деятельности применяются в работе учреждений культуры и досуга с целью эффективного использования популярных у населения форм и средств организации свободного времени. Существует большое разнообразие в подходе к классификации педагогических методов. Для социально-культурной деятельности представляет интерес классификация, предложенная профессором Новаторовым В.Е. Он предлагает следующую структуру методов социально-культурной деятельности:
а) методы учебно-познавательной, самообразовательной деятельности:
— работа с литературными источниками, изучение материалов прессы, взаимный обмен информацией, дискутирование по поводу услышанного и прочитанного;
- изложение или рассказ лектора, обозревателя;
— просмотр слайдов, учебных плакатов, структурно-логических схем, видеофильмов, телевизионных передач, кинофильмов и тому подобное, а также их показ, демонстрация специалистами культурно-досуговых учреждений или самими участниками мероприятий;
- упражнение (в кружках, студиях, народных коллективах, музыкальных классах и т.д.);
— иллюстрация (использование произведений искусства или их фрагментов при проведении массовых мероприятий);
— театрализация (уподобление документального, жизненного материала произведению искусства, его художественное обобщение);
б) методы формирования общественного сознания личности:
- убеждение (доказательство какой-либо идеи путем обращения к научным фактам и аргументам);
— внушение (авторитетное заявление или заключение, рассчитанное на некритическое его восприятие одним человеком, их группой или массовой аудиторией);
Важнейшие исторические этапы становления и развития социально-культурной ...
... XIV в. бумаги, заменившей пергамент. 2. Социально-культурный уклад России в XV-XVII веках XV-XVII века - период, когда в России интенсивно развиваются феодальные отношения. В то же время ... На протяжении XIV в. в Русском государстве создавались условия для расширения форм культурной деятельности в сфере досуга. Укрепление могущества Российского государства содействовало развитию духовной культуры ...
— пример (обращение к позитивному или негативному опыту других людей, побывавших в ситуациях, подобных рассматриваемым сейчас);
в) методы включения в социально-культурную деятельность и формирования опыта общественного поведения:
- практическое задание;
- вовлечение в деятельность;
- индивидуальное поручение;
- педагогическое требование;
- наставничество;
- выдвижение почина и его поддержка другими и т.д.;
г) методы стимулирования социально-культурной активности:
- моральное поощрение (награждение дипломами, грамотами и т.п.);
- материальное поощрение (награждение памятными подарками, сувенирами, призами и т.п.);
- общественное порицание.
д) методы социологических исследований социально-культурной деятельности:
— опрос;
- интервью;
- эксперимент;
- анкетирование
- тестирование и другие.
Данная классификация методов условна. Практически во всех случаях социально-культурным работникам приходится иметь дело одновременно с несколькими методами, что соответственно, и рождает общую отраслевую методику социально- культурной деятельности.
Таким образом, анализ основных подходов к изучению методов социально-культурной деятельности позволил сформулировать следующее определение. Методы социально-культурной деятельности — пути и способы достижения поставленных целей, при которых наиболее полно достигаются намеченные результаты.
Глава 2.
2.1.
2.2.
Заключение
Изучение форм, средств и методов социально-культурной деятельности позволило прийти к следующим выводам:
1. Современная технология социально-культурной деятельности характеризуется большим разнообразием средств, форм и методов организации досуга.
2. Приоритет учреждений культуры и досуга сегодня направлен на развитие региональной культурной политики и целенаправленную поддержку культурных инноваций.
3. Технологические инновации обладают огромным педагогическим и культурологическим потенциалом, будучи воплощенными конкретными методами и содержательными формами социально-культурной деятельности, они способствуют не только развитию личности, но и противостоят снижению значимости культуры.
Профессиональное мастерство специалиста учреждения культуры состоит в том, что бы из всего многообразия средств, форм и методов выбрать, те которые в каждом конкретном случае дадут возможность наилучшим образом решить стоящие задачи. В одном случае это будет тематический вечер, в другом — лекция, в третьем — концерт художественной самодеятельности и т.д. Нужны поиски новых, более эффективных сочетаний содержания, форм, методов и средств с целью вызвать у людей интерес, привлечь их в учреждение культуры.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kontrolnaya/formyi-sotsialno-kulturnoy-deyatelnosti/
1. Дуликов В
2. Жарков А.Д.
4. Новаторов В.Е. Культурно-досуговая деятельность: словарь-справочник / В.Е. Новаторов. — Омск, 1992. – 182 с.
Социально-культурная деятельность в малых поселениях
... являются формы и методы организации досуга в малых поселениях. Реализация цели предполагает решение следующих задач: 1. Анализ научной и научно-методичной литературы по теме исследования. 2. Изучение основных подходов в социально-культурной деятельности. ...
5. Сборник нормативных документов для культурно-досуговых учреждений и организаций / Сост. Горушкина С.Н. – М.: Экономические новости, 2003. – 840 с.
6. Социально-культурная деятельность учреждений культуры клубного типа / Под общ. ред. Н.П. Гончаровой. — М.: Тверь, 2011. — 222 с.
7. Тульчинский Г. Л., Шекова Е. Л. Менеджмент в сфере культуры / Г.Л. Тульчинский, Е.Л. Шекова. — СПб.: Лань, 2009. — 528 с.: