Основные факторы психологического развития

Контрольная работа

Введение, Возрастная психология, Задание 1.Основные факторы психического развития

1.1.Основные понятия психологии развития и факторы психического развития

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ — развитие психических процессов и психических свойств личности под влиянием обучения и воспитания; Психическое развитие протекает по определенным стадиям (этапам), соответствующим определенному возрастному периоду.

Основными принципами психического развития являются: 1. Принцип устойчивого динамического неравновесия (источник развития любой системы) – начальным этапом любого развития является сложный спектр индивидуальных противоречий и действий, запускающих развитие; 2. Принцип взаимодействия тенденций к сохранению и изменению (условия развития системы) – тенденция к сохранению осуществляется наследственностью, которая без искажений передает информацию из поколения в поколение, а противоположная ей тенденция к изменению проявляется в приспособлении вида к среде обитания; 3. Принцип дифференциации (расширение) – интеграции (суммирование) (критерий развития структуры) – развитие идет от состояния относительной глобальности… к состояниям дифференцированности и иерархической интеграции; 4. Принцип цельности (критерий развития функции) – успешность функционирования всей системы в целом обусловлена тем, насколько согласованно взаимодействуют элементы системы, т.е. цельность показывает меру связности элементов целого и уровень развития ее функции. Развитие обусловлено общим эволюционным процессом, конкретными историческими условиями, деятельностью, многообразием отношений, а также взаимообусловлено развитием социальной среды. В целом развитие осуществляется по цепи переходов через кризисы и преодоления противоречий, через временное предвосхищение более высоких способов действия и возвращения на более низший уровень. Источником развития является общество, именно оно ставит задачи развития, определяет набор деятельности человека и определяет возможности развития человека. При этом природные свойства человека являются органическими предпосылками данного процесса. Психологическими предпосылками развития являются условия восприятия и конкретной реакции на взаимодействия с внешним миром.

Одним из важных теоретических понятий , связанных с психическим развитием, является факторы, которые способствуют или препятствуют, ускоряют или замедляют процесс развития человека.

3 стр., 1018 слов

Волевые качества личности и их развитие у человека

... процессе становления личности. Развитие воли у человека связано с преобразованием непроизвольных психических процессов в произвольные, то есть с приобретением человеком контроля над своим поведением, с выработкой волевых качеств личности в ...

К факторам психического развития относятся : наследственность; среда; время; активность; познание; общение; труд. Психическое развитие человека происходит под влиянием двух групп факторов: биологических и социальных. Среди них наиболее важными являются наследственность (биологический фактор), среда, обучение, воспитание, деятельность и активность человека (социальные факторы).

1.2 . Средовые и генетические факторы развития.

Я бы выделила, два вопроса психологии развития адресованных генетическим исследованиям. Первый вопрос состоит в том, изменяется ли наследуемость в процессе развития? Второй вопрос: как генетические факторы распределены на разных возрастных отрезках. Когда оцениваются эффекты наследуемости, то важным является представление о том, возрастает ли роль наследственности в процессе жизненного цикла, либо она становится, менее значительна. Большинство людей и даже специалистов, профессионально занимающихся проблемой развития, ответят, что роль наследственности становится менее важной в жизни человека с возрастом.

Мне кажется, что жизненные события, образование, работа и другой опыт аккумулируются в течение жизни. Этот факт предполагает, что окружающая среда, особенности образа жизни оказывают возрастающее влияние на фенотипические различия, что с необходимостью ведет к уменьшению роли наследуемости. Наследуемость большинству людей представляется раз и навсегда заданной, а генетические эффекты неизменными от начала жизни до ее конца. Также я хотел бы отметить, что генетические факторы становятся возрастающе важными, особенно для общей когнитивной способности в течение жизни. Другим важнейшим фактом, для понимания природы психического развития являются данные об уменьшении эффектов общей среды в развитии. Примером этого служит мировая литература по близнецам, в которой говорится, что общая среда для интеллекта становиться незначительной во взрослом возрасте, тогда как ее вклад в индивидуальные различия в детстве оценивается на уровне 25%.

Ответ на второй вопрос: постоянна ли величина генетических эффектов в процессе развития, анализируется в области психогенетики при помощи лонгитюдных исследований. Психогенетические исследования показали, что влияние генетических и средовых факторов неравномерно представлено как в различных аспектах психического развития, так и по своей интенсивности в течение жизни человека. Так, например, данные, полученные современными учеными, позволяют выделить два важных переходных периода генетических влияний в развитии интеллекта. Первый — это переход от младенчества к раннему детству и второй — от раннего детства к младшему школьному возрасту. Все теории когнитивного развития выделяют эти периоды как важнейшие. Данные психологии развития и психогенетики указывают на то, что генетические и средовые факторы определяют становление человека. Большой вклад наследственности в интеллектуальное развитие является результатом того, что активизированы все генетические программы, тогда как незначительный вклад генетического на раннем этапе развития интеллекта указывает на то, что для реализации потенциала человека, среда (а значит и возможности и формы обучения, и родители, и общество) должны максимально способствовать реализации генетических возможностей ребенка. Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей, заложенных в его генетическую программу.

12 стр., 5656 слов

Движущие силы и условия развития личности 3

... среды», «ситуации», «общества», «объективной» я «внешней» детерминации развития личности, как бы ни различались их позиции в интерпретации всех этих понятий, находят множество аргументов в пользу того, что человек ... представляет собой продукт воздействующих на него обстоятельств, из анализа которых можно вывести общие закономерности жизни личности. Кто будет отрицать самые ...

1.3 Проблема влияния среды и наследственности на развитие личности.

Сторонники представлений о главенствующей роли «среды», «ситуации», «общества», «объективной» и «внешней» детерминации развития личности, как бы ни различались их позиции в интерпретации всех этих понятий, находят множество аргументов в пользу того, что человек представляет собой продукт воздействующих на него обстоятельств, из анализа которых можно, вывести общие закономерности жизни личности. Кто будет отрицать самые обычные факты того, что поведение личности ребенка изменяется в саду, школе, на спортплощадке, в семье. Под влиянием других людей ребенок начинает копировать их манеры, усваивает в обществе разные социальные роли, получает из школьной «среды» массу новых знаний. У людей разных культур — разные обычаи, традиции и стереотипы поведения. Без анализа всех этих «внешних» факторов вряд ли удастся предсказать поведение личности. В сфере этих фактов и черпают свои аргументы сторонники различных теорий «среды», начиная со старых позиций «эмпиризма», согласно которым пришедший в мир человек — «чистая доска», на которой «среда» выводит свои узоры, — до концепции современного «ситуационализма» (В.Мишель) в теориях личности. В этих появившихся в 70-х гг. XX века концепциях личности с упорством отстаивается мнение о том, что люди изначально не делятся на честных и бесчестных, агрессивных и альтруистичных, а становятся таковыми под давлением со стороны «ситуации». Был проведен ряд подтверждающих эту позицию экспериментальных исследований, варьирующих «независимые» внешние переменные.

Как правило, одни и те же факты интерпретируются по-разному представителями противоположных направлений в решении проблемы соотношения наследственности и среды в личности. Представления о «наследственной» и «средовой» детерминации развития личности сохранились и в настоящее время. Отечественный психолог (А.Г. Асмолов) считает, что в их основе лежит механистический «линейный» детерминизм, вызывающий резкие возражения. В конце 20-го дискуссия о соотношении «средового» и «наследственного» факторов была переведена в плоскость экспериментальных исследований, в частности исследований проблемы устойчивости и изменчивости свойств человека в изменяющихся ситуациях. Раскрывая ограниченность этих противоборствующих подходов, (А.М.Эткинд) обращает внимание на результат, ставший итогом экспериментальных исследований в этой области: за реальную изменчивость поведения различия между ситуациями, взятые сами по себе, отвечают лишь в 10% случаев. Подобный итог исследований, за которыми стоит постановка проблемы «среда или диспозиция», лишний раз убеждает в том, что проблема исходно поставлена в некорректной форме. Но если ни ситуация сама по себе, ни личность сама по себе не определяют большинство человеческих поступков, то что же их определяет? Ответ на этот вопрос в самых разных подходах к исследованию причин поведения личности звучит следующим образом: взаимодействие между личностью и ситуацией, взаимодействие между средой и наследственностью. Выход в различного рода двухфакторных теориях детерминации развития личности, которые определяют постановку проблемы о соотношении биологического и социального в человеке, а также методы ее изучения. Существует два наиболее распространенных варианта двухфакторных теорий, или, как их иногда называют, «концепций двойной детерминации развития» личности человека: теория конвергенции двух факторов (В.Штерн) и теория конфронтации двух факторов (З.Фрейд).

3 стр., 1199 слов

Роль духовной культуры в развитии личности

... исследования является изучение роли духовной культуры в развитии личности. 1. Духовная жизнь общества «В отличие и от природы, и от общества, и от самого человека, культура оказывается системой, ... обретаемые в ходе освоения богатств, накопленных историей мировой культуры, и порождаемые оциальным строем общественной среды, в которой протекают его жизнь и деятельность». ВВЕДЕНИЕ в культурологию. ...

Мне бы хотелось отметить теорию В.Штерна, он писал, что её концепция представляет компромиссный вариант между теориями «среды» и теориями «наследственности»: «Если из двух противоположных точек зрения каждая может опереться на серьезные основания, то истина должна заключаться в соединении их обеих: душевное развитие не есть простое воспроизведение прирожденных свойств, но и не простое восприятие внешних воздействий, а результат конвергенции внутренних данных с внешними условиями развития. Эта «конвергенция» имеет силу, как для основных черт, так и для отдельных явлений развития. Ни о какой функции, ни о каком свойстве нельзя спрашивать: «Происходит ли оно извне или изнутри?», а нужно спрашивать: «Что в нем происходит извне? Что изнутри?» Так как и то и другое принимает участие — только неодинаковое в разных случаях — в его осуществлении». Иными словами, В.Штерн считает, что личность выступает как продукт социальной среды, то есть социального фактора, так и наследственных диспозиций, которые достаются человеку от рождения, то есть биологического фактора. Социальный фактор (среда) и биологический фактор (диспозиция организма) приводят к возникновению нового состояния личности.

Впоследствии Г.Олпорт специально подчеркнул, что предложенная В.Штерном схема или принцип «конвергенции» не является собственно психологическим принципом, а взаимодействие сил «среды» и «сил», исходящих из организма, является выражением диалектического взаимоотношения организма и среды. Схема конвергенции, предложенная философом и психологом В.Штерном, является по своему характеру методологической схемой, выходящей за рамки психологии. Дискуссии о соотношении биологического и социального, длящиеся более ста лет между биологами, социологами, психологами, медиками и т.п. после выделения схемы «конвергенции» двух факторов («сил»), опирались на эту схему как на нечто само собой разумеющееся. Нередко независимо от В.Штерна и Г.Олпорта эта схема характеризовалась как «диалектическое» взаимодействие двух факторов. Но, А.Н.Леонтьев предостерегал против легкомысленной «псевдодиалектики», за которой стоит признанная самим В.Штерном эклектическая позиция, исходный дуализм механистически сложенного биологического и социального в жизни человека. А в другой теории, был поднят вопрос о детерминации развития личности и вопрос о взаимодействии биологического и социального, является теория конфронтации двух факторов, их противоборства. Эта теория выступила в психоанализе (З.Фрейда), а затем в индивидуальной психологии (А.Адлера), аналитической психологии (К.Юнга), а также многих представителей неофрейдизма (Э.Фромм, К.Хорни и др.).

15 стр., 7032 слов

По психологии «Мотивы учебной деятельности и поведения младших ...

... мотивы, лежащие в основе учебной мотивации младших школьников; подобрать диагностические методики по выявлению уровня учебной мотивации младших школьников; рассмотреть психолого-педагогические условия развития мотивации в младшем школьном возрасте; 1. Теоретические основы формирования учебной мотивации младших школьников 1.1 Мотивация учебной деятельности и ...

В менее явной форме идея о конфликте между биологическим и социальным проявилась в большинстве направлений изучения личности в современной психологии. Теория конфронтации двух факторов неоднократно подвергалась критическому анализу в психологии и философии. При этом подчеркивалось, что в мировоззренческом плане предложенные З.Фрейдом схемы влекут за собой резкое противопоставление: «личность» и «общество». По мнению (А.Г. Асмолова), пансексуализм психоаналитической теории (З.Фрейда), его настойчивое стремление видеть в метаморфозах либидонозных первичных порывов объяснительный принцип любых проявлений не только жизни личности, но и общественных движений в истории человечества, привел к появлению «отступников» в рядах сторонников психоанализа. Многочисленные попытки вначале К.Юнга и А.Адлера, а затем К.Хорни, Э.Фромма и многих других неофрейдистов ограничить сферу действия либидозных порывов как объяснительного принципа развития личности шли по пути «социологизации» психоанализа, а также поиска фактов, доказывающих ограниченное значение сексуальных влечений в жизни личности.

Задание 2. Построить модель социальной ситуаций развития младшего дошкольника.

2.1. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте.

С поступления ребенка в школу устанавливается новая социальная ситуация развития. Центром социальной ситуации развития становится учитель.

2.2. Учебная деятельность — как ведущая деятельность дошкольного возраста.

Итак, в младшем школьном, возрасте учебная деятельность становится ведущей.

Учебная деятельность — особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта учения.

Это необычайно сложная деятельность, которой будет отдано много сил и времени — 10 или 11 лет жизни ребенка. Структура учебной деятельности по Д.Б. Эльконину:

— МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ — система побуждений, которая заставляет ребенка учиться, придает учебной деятельности смысл.

— учебная задача, т.е. система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия;

— учебные действия, те, с помощью которых усваивается учебная задача, т.е. все те действия которые ученик делает на уроке (специфические для каждого учебного предмета и общие);

— действия контроля — те действия, с помощью которых контролируется ход усвоения учебной задачи;

— действие оценки — те действия, с помощью которых мы оцениваем успешность усвоения учебной задачи.

2.3. Развитие психических функций в младшем школьном возрасте.

Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится МЫШЛЕНИЕ.

Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем такого рода занятий сокращается. Образное мышление все меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности.

3 стр., 1017 слов

Влияние развода на развитие личности ребёнка

... по психологии полагают, то что в некоторых случаях расторжение брака может расцениваться как благо, в случае если он изменяет к лучшему условия развития личности ребенка, кладет окончание негативному влиянию на ... заболевший неврозом, ребенок ощутил в раннем возрасте разлуку с отцом. Результаты развода родителей могут негативно отразиться на всей дальнейшей жизни ребенка. Развод родителей приводит ...

В конце младшего школьного возраста (и позже) проявляются индивидуальные различия: среди детей психологами выделяются группы «теоретиков» или «мыслителей», которые легко решают учебные задачи в словесном плане, «практиков», которым нужна опора на наглядность и практические действия, и «художников» с ярким образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления.

Важное условие для формирования теоретического мышления — формирование научных понятий. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения.

Развитие теоретического мышления зависит от того, как и чему учат ребенка, т.е. от типа обучения. (Система, разработанная Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым; , Л.В. Занкова).

В начале младшего школьного возраста ВОСПРИЯТИЕ — недостаточно дифференцированно. Из-за этого ребенок «иногда путает похожие по написавию буквы и цифры (например, 9 и 6 или буквы d и b).

Хотя он может целенаправленно рассматривать предметы и рисунки, им выделяются, так же как и в дошкольном возрасте, наиболее яркие, «бросающиеся в стаза» свойства — в основном, цвет, форма и величина. Для того чтобы ученик более тонко анализировал качества объектов, учитель должен проводить специальную работу, обучая его наблюдению.

Если для дошкольников было характерно анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект создает возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого. Это легко прослеживается при описании детьми картины. Стадии:

2-5 лет — стадия перечисления предметов на картине;

6-9 лет — описание картины;

  • после 9 лет — интерпретация (логическое объяснение).

ПАМЯТЬ развивается в двух направлениях — произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями и т.д. Но, в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память.

Младшие школьники так же, как и дошкольники, обладают хорошей механической памятью. Многие из них на протяжении всего обучения в начальной школе механически заучивают учебные тексты, что приводит к значительным трудностям в средних классах, когда материал становится сложнее и больше по объему. Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте даст возможность освоить достаточно широкий круг мнемонических приемов, т.е. рациональных способов запоминания (деление текста на части, составление плана, приемы рационального заучивания и др.).

6 стр., 2955 слов

Вербальное и невербальное общение в психическом развитии ребенка

... оратор, выступающий перед аудиторией, может казаться ярким и уверенным в себе человеком, однако в жизни быть тихим и стеснительным. Вербальное и невербальное общение – это 2 половины одного целого, роль ... тела» позволяет выявлять ложь в речи собеседника, находить скрытые мотивы и истинные чувства. Невербальные средства подразделяются на несколько видов. Кинетические В эту группу относятся жесты ...

В младшем школьном возрасте развивается ВНИМАНИЕ. Без достаточной сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время. Младший школьник может сосредоточено заниматься одним делом 10-20 минут. В 2 раза увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, переключение и распределение.

2.4. Особенности личности младшего школьника.

МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА, как считает А.Н. Леонтьев, — ядро личности.

Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, главное место занимает мотив получения высоких отметок. Высокие отметки для маленького ученика — источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости. А) Внутренние мотивы:

1) Познавательные мотивы — те мотивы, которые связаны с содержательными или структурными характеристиками самой учебной деятельности: стремление получать знания; стремление овладеть способами самостоятельного приобретения знаний;

2) Социальные мотивы — мотивы, связанные с факторами, влияющими на мотивы учения, но не связанные с учебной деятельностью (меняются социальные установки в обществе -> меняются социальные мотивы учения): стремление быть грамотным человеком, быть полезным обществу; стремление получить одобрение старших товарищей, добиться успеха, престижа; стремление овладеть способами взаимодействия с окружающими людьми, одноклассниками. Мотивация достижения в начальных классах нередко становится доминирующей. У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха — желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. Мотивация избегания неудачи. Дети стараются избежать «двойки» и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, — недовольства учителя, санкций родителей (будут ругать, запретят гулять, смотреть телевизор и т.д.).

Б) Внешние мотивы — учиться за хорошие отметки, за материальное вознаграждение, т.е. главное не получение знаний, какая-то награда. САМОСОЗНАНИЕ.

От оценки зависит развитие учебной мотивации, именно на этой почве в отдельных случаях возникают тяжелые переживания и школьная дезадаптация. Непосредственно влияет школьная оценка и на становление самооценки. Дети, ориентируясь на оценку учителя, сами считают себя и своих сверстников отличниками, «двоечниками» и «троечниками», хорошими и средними учениками, наделяя представителей каждой группы набором соответствующих качеств. Оценка успеваемости в начале школьного обучения, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка. У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки снижают их уверенность в себе, в своих возможностях.

Полноценное развитие личности предполагает формирование чувства компетентности, которое Э. Эриксон считает центральным новообразованием данного возраста. Учебная деятельность — основная для младшего школьника, и если в ней ребенок не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается. Для развития у детей адекватной самооценки и чувства компетентности необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки. Учителя, отличающиеся высоким профессиональным мастерством, стремятся не только содержательно оценивать работу учеников (не просто поставить отметку, а дать соответствующие пояснения).

13 стр., 6145 слов

Потребности и мотивы деятельности человека

... мотивы деятельности человека. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: 1. Исследовать теоретические основы потребностей и мотивации деятельности человека; 2. На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о. системе потребностей и мотивов профессиональной деятельности человека; ...

Они оценивают только конкретную работу, но не личность, не сравнивают детей между собой, не призывают всех подражать отличникам, ориентируют учеников на индивидуальные достижения — чтобы работа завтрашняя была лучше вчерашней.

2.5. Группа риска в младшем школьном возрасте.

1. Дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивные): чрезмерная активность, суетливость, невозможность сосредоточить внимание. У мальчиков встречается чаще, чем у девочек. Гиперактивность — целый комплекс нарушений. Необходимо формировать произвольное внимание. Учебные занятия необходимо строить по строгому графику. Игнорировать вызывающие поступки и обращать внимания на хорошие поступки. Обеспечивать двигательную разрядку. 2. Леворукий ребенок (10% людей).

Сниженная способность зрительно-двигательных координаций. Дети плохо срисовывают изображения, имеют плохой почерк, не могут держать строчку. Искажение формы, зеркальность письма. Пропуск и перестановка букв при письме. Ошибки при определении «право» и «лево». Особая стратегия переработки информации. Эмоциональная неустойчивость, обидчивость, тревожность, сниженная работоспособность. Для адаптации необходимы особые условия: правонаклонный разворот в тетради, не требовать безотрывного письма, рекомендуется сажать у окна, слева за партой. 3. Нарушения эмоционально-волевой сферы. Это агрессивные дети, эмоционально расторможенные, застенчивые, тревожные, ранимые.

Причины: особенности семейного воспитания, тип темперамента, отношения учителя.

Заключение.

Развитие человека – неравномерный процесс становления разных психических функций, способностей, формирования характера и личности. В этом процессе важно учитывать как генетические возможности человека, так и воздействия среды, общества и культуры. Следует помнить, что генетика – это только возможность, которая реализуется в конкретной среде. Поэтому генетическая предрасположенность к тем или иным нарушениям развития есть только возможность, которая может быть реализована, а может быть и нет.

В развитии человека выделяются возрастные циклы. Это периоды качественных изменений в психической организации человека и его поведения. Возрастные циклы психического развития человека отражают универсальные закономерности возникающих изменений. Однако существует и индивидуальный темп развития человека, который может быть смещен относительно общего хода жизненных изменений.

Учитывать индивидуальный темп развития необходимо при любых взаимодействиях с ребенком. Это является залогом его психического здоровья. В тоже время решить вопрос является ли рассогласование индивидуального темпа развития особенностью данного ребенка или это отклонение, деформация или задержка его развития может только специалист в области психологии развития.

9 стр., 4047 слов

Основные проблемы психологии развития и возрастной психологии

... проблем в психологии человека. Изменения процессов психической жизни ребенка (и вообще человека) происходят не независимо одно от другого, но внутренне связаны друг с другом. 1. Основные проблемы психологии развития и возрастной психологии психический ... отношением социальной ситуации развития и новообразованиями (структурой личности, сознания), а в теории деятельности - отношением места ребенка в ...

А так же в независимо от возрастного периода развития ребенка социальная ситуация является определяющей и обуславливающей процесс жизни ребенка. В ходе которого у него проявляются новые свойства личности и развиваются психические новообразования, что в свою очередь приводит к перестройке всей структуры сознания ребенка, к изменениям системы его отношений к миру, другим людям, себе самому. Социальная ситуация являясь единицей позволяет наиболее точно отследить возникновение и изменения структуры личности ребенка на каждом возрастном этапе.

Таким образом, социальная ситуация развития является системой отношений субъекта в социальной действительности, реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми. При первоначальном вхождении в школьную жизнь у ребенка происходит существенная психологическая перестройка: он приобретает некоторые важные привычки нового режима, устанавливает доверительные отношения с учителем, одноклассниками, на основе появившихся интересов к содержанию учебного материала у него закрепляется положительное отношение к учению.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kontrolnaya/faktoryi-psihicheskogo-razvitiya/

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М., 1998.

2. Авдеева Н. Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец. М., 1991.

3. Анцыферова Л.И. Новые стадии поздней жизни: время теплой осе-

ни или суровой зимы. // Психологический журнал. – Т. 15. – 1994. – № 3.

4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.,

1968.

5. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. Статьи: «Кризис 3 лет»,

«Младенческий возраст», «Ранний возраст». М., 1984.

6. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 1996.

7. Дьяченко О.М. Развитие воображения у дошкольников. М., 1996.

8. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1986.

9.Особенности психологического развития детей 6-7-летнего возрас-

та / Под. ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М., 1988.

10.Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. М., 1977.

11.Психология зрелости. Хрестоматия. Сост. Д.Я. Райгородский. –

Самара: Изд.дом БАХРАХ-М, 2003.

12.Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы ста-

новления личности. – М.: Мир, 1994.

13.Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб-

ное пособие. – Л.: Изд-во Ленингр.ун-та, 1990.

14.Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения. – СПб.: Питер, 2002.

15.Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и

их педагогов. М.; Рига, 1995.

16.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.

17.Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития де-

тей. М.,1984.