Образование является важнейшей сферой социальной жизни, именно оно формирует интеллектуальное, культурное и духовное состояние общества. Проблема качества высшего образования является одной из самых острых на современном этапе развития общества, так, как невозможно рассчитывать на высокую конкурентоспособность в сложном мировом рыночном пространстве без квалифицированных специалистов, которых готовят высшие учебные заведения нашей страны, в том числе и рассматриваемый мною Российский государственный социальный университет. На мой взгляд, анализ и проектирование данной социальной организации является актуальным так, как от того, как функционирует организация, как она осуществляет свои цели и задачи, выполняет свои функции, зависит в целом качество образования студентов, а значит и будущее нашей страны.
Российский государственный социальный университет (РГСУ) (до 1 июля 1994 года — Российский государственный социальный институт) был создан Постановлением Правительства Российской Федерации № 15 от 25 ноября 1991 года. Он был первым и остается единственным государственным социальным университетом России, стран Балтии и СНГ.
В составе РГСУ функционируют 17 факультетов и 60 кафедр. Университет обладает мощной, современной материально-технической базой.
Российский государственный социальный университет ведет подготовку по 63 специальностям и направлениям согласно лицензии Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки на право ведения образовательной деятельности в сфере профессионального образования от 28.04.2008 серия А №282234.
Юридический адрес: 129226, ул. Вильгельма Пика, д. 4, строение. 1
Сайт РГСУ в Интернете: www.rgsu.net
Электронная почта: info@rgsu.net
Цели РГСУ — подготовка высококвалифицированных кадров для системного, инновационного развития социально-трудовой сферы общества в России.
Анализ социальной организации на примере Российского государственного социального университета
Социальная система- целостная структура, основным элементом которой являются люди, их взаимодействия, отношения и связи. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе на основе совместной деятельности людей.
Социальное обслуживание в Российской Федерации. Часть
... 1987 году открылись первые отделения социальной помощи на дому, а в июне 1999 года после реорганизации социальной службы, было создано Санкт-Петербургское государственное учреждение «Центр социального обслуживания населения Выборгского административного района». ...
Как и все системы, данная организация обладает следующими свойствами:
1) Целостность – означает, что относительно окружающей среды система выступает и, соответственно, воспринимается как нечто целое. Целостность данной организации характеризуется:
Ее границами. РГСУ имеет свой юридический и фактический адрес и определенную площадь, которую он занимает.
Наличием Устава о РГСУ, в котором зафиксированы задачи, функции, права, обязанности данной организации.
2) Иерархичность – система может рассматриваться как элемент системы более высокого порядка, в то же время элементы системы могут сами рассматриваться как самостоятельные системы; в результате первого акта разбиения системы образуются подсистемы первого уровня, дальнейшее разбиение дает последующие уровни. Деятельность РГСУ контролируется министерством образования и науки, таким образом он входит в состав системы высшего профессионального образования Российской Федерации. В свою очередь в состав РГСУ входят факультеты, кафедры и филиалы. Данная организация обладает свойством иерархичности так, как элементы этой системы имеют строгое подчинение.
3) Эмерджентность – свойства элементов, составляющих систему, могут отличаться от свойств системы в целом (в организации это проявляется в разделении и кооперации труда), в слабо развитых системах это свойство может не быть ярко выраженным.
Эмерджентность представляет собой возможность каждого отдела организации заниматься своим видом деятельности, которая может отличаться от деятельности организации в целом, что позволяет организации, при нормальном функционировании ее отделов, добиваться поставленных перед ней целей. Например, в структуре РГСУ действуют такие подразделения как учебно-методическое объединение, отдел аккредитации и лицензирования программ, управление по работе со студентами, кафедры и факультеты, данные отделы имеют свои цели и занимаются своим видом деятельности, отличающейся от деятельности РГСУ в целом, но без их существования университет не мог бы добиться, поставленных перед ним целей.
4) Самоуправление – принятие быстрого решения при отсутствии руководящих лиц.
5) Информирование – информационные потоки являются двусторонними и характеризуются своевременностью, достоверностью, актуальностью, полнотой и неперегруженностью.
Типология систем.
Организация является по своей типологии:
1) Открытой, т.к. осуществляется обмен ресурсами с внешней средой и зависит от многих её факторов: изменения законодательной базы, демографическая ситуация.
2) Динамической, т.к. постоянно изменяется под воздействием внешней среды и адаптируется к ее условиям, примером служит постоянное развитие кадрового потенциала организации.
3) Большой, т.к. для изучения организации, её необходимо «разбить» на элементы и изучать каждый отдельно.
Анализ организационной структуры и системы управления
Структура данной системы является линейно-функциональной, линейность системы заключается в наличие иерархии, а функциональность системы обусловлена наличием отделов, имеющих различную функциональную направленность. Структура данной организации является децентрализованной, так как полномочия распределяются по нижним уровням управления.
1
Ректор Жуков Василий Иванович |
|||||||||||||
ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ, НАХОДЯЩИЕСЯ В НЕПОСРЕДСТВЕННОМ ПОДЧИНЕНИИ РЕКТОРА |
(Ректорат) |
||||||||||||
Первый проректор–Шатров Олег Николаевич |
Проректор по научной политике –первый проректор-Волжина Ольга Ивановна |
Проректор по учебно-воспитательной работе Сумской Дмитрий Александрович |
Проректор по инновационному развитию и внедренческой деятельности Митрохин Василий Иванович |
Проректор по социальному развитию и финансово-хозяйственной работе Ильин Андрей Владимирович |
Проректор по контролю качества социального образования – первый проректор Федякина Лидия Васильевна |
Проректор по международному сотрудничеству Демин Юрий Георгиевич |
Проректор по развитию региональных образовательных и социально-прикладных программ Климантова Галина Ивановна |
Проректор по связям с академической наукой Малышев Михаил Львович |
Помощник ректора по связям с государственными организациями (в ранге проректора) Ковалёнок Владимир Васильевич |
Ученый секретарь Тупицына Ирина Николаевна |
Профком Новичкова Валентина Ивановна |
Факультеты университета (в состав ректората входят только деканы) |
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ (УМО) ВУЗов РОССИИ ПО ОБРАЗОВАНИЮ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ |
УПРАВЛЕНИЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РГСУ -Отдел договорной работы -Отдел правового обеспечения образовательной деятельности |
УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНОЙ РАБОТЫ |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ |
ЦЕНТР ИННОВАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ |
ДИРЕКЦИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИЦентрализованная бухгалтерия;
Служба планирования и организации закупок |
УПРАВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ |
УПРАВЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА |
УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ |
ОТДЕЛ СТРАТЕГИЧЕСКИХ СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ |
Ученый совет |
Учебная часть |
||
УПРАВЛЕНИЕ-АППАРАТ РЕКТОРА Секретариат ректора Отдел референтов-консультантов |
УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ |
АКАДЕМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ |
УПРАВЛЕНИЕ ПО РАБОТЕ СО СТУДЕНТАМИ |
УПРАВЛЕНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ И ХОЗЯЙСТВЕННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ |
УПРАВЛЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ |
МУЗЕЙ ИСТОРИИ РГСУ |
УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПРИКЛАДНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ |
Комиссии Ученого совета |
Учебно-методический кабинет |
||||
УПРАВЛЕНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛИЦЕНЗИОННЫХ И АККРЕДИТАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ Отдел анализа, аудита и подготовки итоговой отчетности, Отдел организации лицензирования и аккредитации |
УПРАВЛЕНИЕ ДЕЛАМИ |
АКАДЕМИЧЕСКИЙ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ |
ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИ |
ОТДЕЛ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ |
ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ |
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ РЕИНТЕГРАЦИИ |
ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ «СЕМЬЯ» |
Кафедры |
|||||
АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ |
УПРАВЛЕНИЕ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ |
ЦЕНТР ИНФОРМАЦИОННЫХ И БИБЛИОТЕЧНЫХ РЕСУРСОВ |
ФАКУЛЬТЕТ ДОВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ |
УПРАВЛЕНИЕ АВТОТРАНСПОРТНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ |
ФРАНЦУЗСКАЯ БИБЛИОТЕКА-МУЗЕЙ ФРАНЦУЗСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ |
Лаборатории |
|||||||
ПРИЁМНАЯ КОМИССИЯ |
УПРАВЛЕНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ |
НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА |
УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ |
КАФЕДРА ЮНЕСКО/ИНКОВУЗ ПО РАЗВИТИЮ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ (НЕКОММЕРЧЕСКИХ) ОРГАНИЗАЦИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ |
Научные центры |
||||||||
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ОХРАНЫ ТРУДА |
УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ |
УНИВЕРСИТЕТСКАЯ СЛУЖБА СОЦИАЛЬНОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО РЕЙТИНГА |
АНАПСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО- |
Общеуниверситетские кафедры |
|||||||||
ИНСТИТУТ РЕСУРСОВ ЧЕЛОВЕКА И УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМ ЗДОРОВЬЕМ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ |
УПРАВЛЕНИЕ УЧЕБНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА |
СТУДЕНЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК |
СЛУЖБА ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ, ОХРАНЫ ТРУДА И ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ |
||||||||||
АКАДЕМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОГО СЛУЖЕНИЯ |
УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦНОЙ ПОЛИТИКИ |
||||||||||||
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЦЕНТР ШАХМАТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ |
ИЗДАТЕЛЬСКО-ПОЛИГРАФИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС “СОЮЗ” |
||||||||||||
ЛИЦЕЙ ОДАРЁННЫХ РОССИЙСКИХ ДЕТЕЙ |
ОБЪЕДИНЕННАЯ РЕДАКЦИЯ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ |
1
Анализ внутренней и внешней среды организации
Среда организации — это совокупность субъектов и сил, активно влияющих на положение и перспективы организации и на их эффективность её функционирования.
Среда организации бывает двух видов:
1. Внутренняя среда- это управленческо — производственный потенциал.
2. Внешняя среда-это условия и факторы, возникающие за пределами организации, действующие независимо от фирмы и оказывающее существенное влияние на ее функционирование.
Внутренняя среда организации включает в себя структуру организации, процессы функционирования структурных подразделений и элементов, организационную культуру, разработку программ, квалификацию персонала, систему передачи информации и т.д. Внутренняя среда организации формируется под влиянием внешнего окружения, которое определяет ее миссию, цели и основные подсистемы.
К основным подсистемам можно отнести следующие:
- социальную – в основе этой подсистемы лежит работа с кадрами: подбор, обучение, переподготовка, расстановка, планирование карьеры и т.п.
- экономическую обеспечивает совокупность экономических процессов в организации: движение денежных средств, соотношение затрат и доходов. В рассматриваемой организации данную функцию выполняет управление финансовой политики и планирования;
- информационную – представляет собой средства, обеспечивающие организацию и ее подсистемы информацией, необходимой для принятия решений.
- производственную – призванную обеспечить переработку получаемых организацией ресурсов в готовую услугу;
- Данная организация является формальной – это предварительно спланированное распределение полномочий и функций и зафиксированной в документах (Устав РГСУ), определяющее построение организации.
Внешняя среда – часть множества не входящих в систему элементов, которые могут влиять на поведение системы или подвергаться ее влиянию.
Внешняя среда состоит из двух видов факторов:
1. Прямые факторы внешней среды (непосредственно влияют на операционную деятельность организации и испытывают на себе влияние): трудовые ресурсы РГСУ, законодательные органы (Министерство Образования), студенты.
2. Косвенные факторы внешней среды (факторы, не всегда оказывающие прямое и немедленное воздействие на операционную деятельность организации, но все же влияющие на них): экономические условия в современной России, научно-технический прогресс, социокультурные и политические изменения, демографическая ситуация.
Степ-анализ.
Наименование фактора |
Значение фактора |
Тенденции к изменению |
Влияние на орг-ию |
Реакция орг-ии |
Политический |
Зависит от законодательной базы |
Незначительная |
Минимально |
Незначительная |
Экономический |
Большая зависимость от бюджетного финансирования |
Положительная |
Расширение образовательных услуг, повышение статуса |
Стремление к развитию |
Технический |
Высокое |
Минимальная |
Введение новшеств приводит к затруднениям в работе |
В связи с добавлением новых функций увеличивается объем работы |
Социально-психологический |
Стабильно |
Минимальная |
Стабильно |
Стабильно |