Зачем учителю психология

Макарова Н.Г.- учитель географии ССШ №2 гор.Актобе

К психологии я шла всю жизнь. Читала Леви в юности, искала в библиотеках статьи по психологии. Что я такое, как можно научиться управлять собой и людьми? Став учителем, я сразу стала искать ответы на сложные вопросы по преодолению неуспеваемости учащихся, повышению мотивации обучения и находила ответы в литературе по психологии.

Как-то на лекции заведующий кафедрой педагогики Актюбинского пединститута Калюжный А. сказал: « В конфликтах учителей с родителями и учащимися только один профессионал- учитель. Родителем учатся быть всю жизнь. Учителя учат в высших учебных заведениях, и только он может предотвратить конфликт или разрешить возникший конфликт грамотно». Я задумалась и согласилась. А как часто мы, учителя, виним родителей и детей, не понимая порой, что наш с вами профессионализм заключается и в создании благоприятной обстановки для обучения или установлении контакта с родителями. Давайте оглянемся и мы увидим, что в любой школе есть педагоги, постоянно конфликтующие с детьми и их родителями, а также есть педагоги, умеющие каким-то непостижимым образом устанавливать доверительные и дружеские отношения с учащимися, родителями. Интересно, что в обоих случаях присутствуют одни и те же родители и дети. Значит причина в нашей профессиональной неграмотности?

Существует принцип движения в психологии, согласно которому наблюдение за любым объектом является взаимодействием наблюдателя с объектом наблюдения. Причем, наблюдение немедленно меняет внутреннее состояние и объекта и наблюдателя. Вся наша работа – соединение своего сегодняшнего «Я» со своим высшим «Я». Эту работу можно разделить на два этапа: первое – осознание несовпадения, несостыковки, второе- выбор возвращения к единству: собрать все знания, впечатления, соединить и сопоставить картину единства.

Иногда, кажется, что учителя свои проблемы переносят на отношения с детьми, а причина в депрессии учителя. Депрессивное состояние проявляется в ощущении оторванности от своей цели, от себя и будущего. Тогда как лечение – это развитие в себе ощущение окружающего мира до такой остроты, чтобы вернуться к единству с миром. И здесь применяется принцип самостоятельной работы. Цель развития личности – в самостоятельном подъеме: если человек желает достичь совершенного существования, он должен стремиться к высшему Я, чтобы внешний и внутренний законы стали тождественны. Отождествление, сравнение свойств происходит постепенно, ступень за ступенью. Раскрытие недостатков существующего приводит к движению вперед со ступени на ступень, к более совершенному состоянию, лишенному каких бы то ни было недостатков.

4 стр., 1504 слов

Причины конфликтов в студенческой среде

... несовместимость может стать причиной эмоционального конфликта (психологического антагонизма) [4]. Понимание природы конфликта в студенческой среде требует уяснение нами понятия «студенческая группа». Студенческая группа, как ... в студенческой группе, в то время как деструктивные (дисфункциональные) конфликты препятствуют эффективному взаимодействию и принятию решений. К примеру, в ходе работы ...

И в той мере, в которой человек меняет свои свойства на свойства мироздания, его общего закона управления, в той мере он становится руководителем себя самого. В этой мере его личность — эта система саморазвивающаяся и открытая. Каждому учителю необходимо саморазвиваться. Только счастливый и гармонически развитый учитель может воспитать счастливых учеников.

Щербаков приводит очень оригинальное сравнение: « Работа психолога чем-то напоминает работу на компьютере оператора, имеющего очень слабое представление о том, что происходит внутри корпуса. Если на мониторе что-то не так, оператор нажимает на разные кнопки, исходя из соображений, что в прошлый раз, в похожем случае, это сработало. Иногда это помогает, иногда — нет». (7) Мне хочется пожелать нашим педагогам нажимать только на нужные кнопки и начать с самого себя.

1. Бодалев А. Вершина в развитии взрослого человека.( )

2. Вахромов Е. Психологические концепции развития

человека:теория самоактуализации. М., 2001

3. Гроф С. «Путешествие в поисках себя: измерения сознания и

новые перспективы психотерапии и внутреннего исследования». М., 1995

4. Маслоу А. Психология бытия . М., 1997

5. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики . СПб., 1997

6. Франкл В. Человек в поисках смысла.( )

7. Щербаков М. Кластерная теория интеграции.(http://www.ipd.ru/articles/kti.shtml )