Почему Сократ предпочел смерть бегству? Правильно ли он поступил, подчинившись несправедливому решению суда?

Эссе

Мое эссе посвящено суду над одним из известнейших древнегреческих философов — Сократом. В нем я хочу рассмотреть вопрос: «Правильно ли он поступил, подчинившись несправедливому решению суда?»

Сократ — оказал огромное влияние на развитие всей древнегреческой, а в последствие и всей мировой философии. Именно с его именем связано первое деление философии на до- и после-Сократовскую. Труды философов VI-V вв. до нашей эры были посвящены изучению понимания устройства природы и мира, последующее же поколение философов начало обращаться к этико-политическим темам, основной из которых было воспитание добропорядочного человека и гражданина. Так же Сократ является одним из основателей софистического движения в философии. Все свое свободное время он проводил в беседах с софистами, политиками, а так же с простыми гражданами. Именно этим обусловлена еще одна особенность деятельности Сократа — все его учение было устным. Его беседы были посвящены темам, которые были традиционны для софистов: что прекрасно, а что безобразно, что есть добро, а что есть зло, что есть добродетель и порок, как приобретаются знания. сократ философ судебный диктатура

Эти беседы нам известны во многом благодаря двум ученикам Сократа — Ксенофонту и Платону. Так же «сократические диалоги» содержатся в комедии Аристофана «Облака» и в ряде замечаний Аристотеля о Сократе.

Малое количество письменных источников, а так же расхождения в повествовании авторов порождают огромное количество научных споров. Платон и Ксенофонт во многих отношениях представляют учение Сократа различно. Например, у Ксенофонта Сократ разделяет общее мнение, что врагам надо делать больше зла, чем они могли бы сделать; а у Платона Сократ, вопреки общему мнению, говорит, что не следует платить обидой и злом никому на свете, какое бы зло ни сделали люди. Эти же два автора и описали знаменитый суд над Сократом в произведениях с одинаковым заголовком «Апология Сократа». Ксенофонт посвятил этому событию своей произведение «Защита Сократа на суде», произведение Платона называется «Апология (Платон)».

Суд над Сократом произошел в 399 году до нашей эры. Ему было предъясвлено обвинение в том, что «он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество». Этому предшествовали следующие события: после поражения Афин в многолетней Пелопоннесской войне в 404 — 403 годах до нашей эры в городе была установления «тирания тридцати» — жесткая спартанская диктатура. В ее главе стоял Критий, бывший ученик философа. Сократ и сам сражался в этой войне: он принимал участие в боях под Потидеей, при Делии и при Амфиполе.

7 стр., 3021 слов

Этика Сократа - Философия - Гуманитарные - Каталог статей - ы Пикабу

... Не менее важную роль играет в философии Сократа — наряду с понятием Бога — и понятие даймона (демона), которым философ обозначает индивидуальный рассудок, единично-конкретный здравый смысл. ... развитии общественного и индивидуального человеческого сознания, первые исторически известные попытки научной этики возникают сравнительно поздно, уже на почве вполне ясно обозначившейся философской ...

Диктатура была установлена в результате деятельности Алкивиада — афинского политика и полководца, наставником которого был Сократ. После свержения диктатуры граждане были обозлены тем, что, когда афинское войско оставило раненого главнокомандующего на поле боя и разбежалось, философ спас жизнь Алкивиада. Если бы не действия Сократа, то Алкивиад бы погиб, и не смог бы вредить Афинам.

Даже не смотря на тот факт, что Сократ саботировал мероприятия диктатуры, а самих тиранов осуждал, ему было предъявлено обвинения, в расшатывании устоев государства, чем самым афиняне пытались объяснить причину упадка демократической власти и ослабления Афин. Формулировка Ксенофонта в «Воспоминаниях о Сократе» звучит следующим образом: «Сократ виновен в том, что не признает богов, признаваемых государством, а вводит другие новые божества; виновен так же в том, что развращает молодежь».

На суде Сократ не стал обращаться к милосердию судей, что было принято в то время. Это можно объяснить тем, что философ считал просьбу о милосердии унижающим достоинство как самого подсудимого, так и всего суда. Вместо этого он говорит о словах дельфийской пифии Херефонту о том, «что нет человека более независимого, справедливого и разумного, чем Сократ». Связано это с тем, что когда Сократ в одиночку с дубиной разогнал вражескую фалангу, собравшуюся, чтобы забросать копьями раненого Алкивиада, ни один из спартанских воинов не захотел сомнительной славы убийства или ранения престарелого мудреца, а за это его сограждане собираются приговорить к смерти.

Все инкриминируемые обвинения Сократ отвергает, как обвинение в богохульстве, так и в развращении молодого поколения.

В афинской судебной практике процессы делились на два вида: «ценимые» и «неценимые». «Неценимыми» были те дела, когда наказание было предусмотрено действующими на территории Афин законами, а «ценимыми» — те, когда вопрос решался судом. В таких случаях после первой подачи голосов, в которой решалось виновен ли подсудимый. В случае, если подсудимый признавался виновным, следовало следующее голосование, где определялась мера наказания или штрафа. Наказание предлагалось как обвинителем, так и обвиняемым, причем обвиняемому не выгодно было выбирать слишком слабое наказание, ведь в таком случае судьи могли принять сторону обвинителя. Подобные пример наблюдается и в суде над Сократом: «Когда ему предложили назначить штраф, он ни сам не назначил его, ни друзьям не позволил, а, напротив, даже говорил, что назначать себе штраф — это значит признать себя виновным. Потом, когда друзья хотели его похитить из тюрьмы, он не согласился и, кажется даже посмеялся над ними, спросив, знают ли они такое место за пределами Аттики, куда не было бы доступа смерти.» Так Ксенофонт приводит слова философа в своей «Апологии». (http://ancientrome.ru/antlitr/ksenoph/socratic/ap-int.htm) Согласно «Апологии» Платона, Сократ городо говорит о том, что он не заслуживает наказания, а наоборот достоин высшей чести древних — обеда в пританее за государственный счет. По древним законам в пританее за счет государства получали питание члены государственного совета (пританы), заслуженные граждане и почетные иностранные гости.

9 стр., 4335 слов

Философия Сократа (2)

... мыслителем, главным образом, как моральное существо. Поэтому философия Сократа по сути представляет собой этический антропологизм. Интересам философа были чужды и мифология, и метафизика. Философия Сократа рождалась и развивалась под двумя основными ...

Перед своей смертью мудрец попросил принести в жертву Асклепию петуха. Обычно в древней Греции этот обряд совершался как благодарность за выздоровление. Тем самым Сократ хотел показать, что свою смерть он символизирует как выздоровление, освобождение души от земных оков, что он спокоен перед ликом смерти. И обстоятельства смерти, и сам процесс были описаны Платоном в его диалоге «Федон», который был целиком посвящен последнему дню его учителя.

Согласно Ксенофонту Сократ был отравлен цикутой, и это мнение бытовало очень долгое время. Однако клиническая картина смерти, описанная Платоном больше походит на процесс отравления ядом болиголов пятнистый, к такому выводу пришли современные ученые. Такие выводы были сделаны при изучении отрывка из диалога «Федон»: «Сократ сперва ходил, потом сказал, что ноги тяжелеют, и лег на спину: так велел тот человек. Когда Сократ лег, он ощупал ему ступни и голени и немного погодя — ещё раз. Потом сильно стиснул ему ступню спросил, чувствует ли он. Сократ отвечал, что нет. После этого он снова ощупал ему голени и, понемногу ведя руку вверх, показывал нам, как тело стынет и коченеет. Наконец прикоснулся в последний раз и сказал, что когда холод подступит к сердцу, он отойдет.<..>Немного спустя он вздрогнул, и служитель открыл ему лицо: взгляд Сократа остановился. Увидев это, Критон закрыл ему рот и глаза.» Сам Платон не упоминает в своем труде чем именно был отравлен Сократ, лишь называя вещество общим словом «яд».

Современная правовая оценка судей на счет этого процесса противоречива. Историки Кембриджского университета пришли к выводу, что приговор, вынесенный Сократу был делом вполне обычным, и его нельзя считать исключительным случаем для Древней Греции. Напротив, Сократ сам заслужил смертный приговор, как за расшатывание нравственных устоев того времени (за инкриминируемое ему обвинение), так и за откровенное издевательство над судьями, когда он просил обед за государственный счет.

Решение Сократа предпочти бегству смерть я считаю правильным. Он поступил как настоящий гражданин, человек, спася жизнь Алкивиада. Через суд философ прошел с высоко поднятой головой, до конца отстаивая свою точку зрения. Сократ пострадал от несправедливости суда, но вышел из этого достойно. «Познай самого себя» Сократ понимал как призыв к моральному самосовершенствованию и в этом видел истинное религиозное благочестие. Философ до последних своих дней был верен своим идеям и принципам, за которые он и пострадал. Жизнь и смерть Сократа стали одним из переломных моментов в истории философии. После казни Сократа началась долгая история интеллектуальных переживаний этой афинской трагедии, отдельные этапы которой совпадали с историей развития философии, в первую очередь, это касается становления платонизма.

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/esse/sud-nad-sokratom/

1. Ксенофонт, Воспоминания о Сократе, Защита Сократа на суде, Пир

2. Нерсесянц В. C. Сократ. — М.: Наука, 1977

3. Платон. Федон, Апология

4. http://www.politnauka.org/person/sokrat.php

5. http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/filosofiya/SOKRAT.html ?page=0,1

6. http://ru.wikipedia.org/wiki/Сократ

7. http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000009/st000.shtml

8. http://www.theosophy.ru/lib/apologia.htm

9. http://www.rg.ru/2009/06/08/sokrat-anons.html

12 стр., 5713 слов

Философия Сократа (3)

... телесной оболочки. Дух и концепция Сократа обретает самостоятельное существование. Сократ не боялся смерти, поскольку человек не есть простой ... собеседника к самостоятельному нахождению истины. В реферате я рассматриваю религиозные взгляды Сократа, его понятие о загробной жизни, ... с именем Сократа, произошел не сразу. Первоначально, как это видно из платоновского "Федона", молодой Сократ был охвачен ...

10. http://pravmisl.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2425

11. URL: