Кодекс профессиональной педагогической этики

Эссе

1. Кодекс профессиональной педагогической этики

Любая профессия связана с выработкой определенного этического кодекса — кодекса профессиональной этики. Такой кодекс, преломляя общечеловеческую этику через специфические условия выполнения, содержание, задачи профессиональной деятельности, образует нравственные ориентиры, которыми должны руководствоваться представители той или иной профессии и с позиций которых эта деятельность оценивается обществом (Гинецинский В.И.).

Кодекс профессиональной этики педагога определяет совокупность нравственных требований, вытекающих из принципов и норм педагогической морали, и регулирует его поведение и систему отношений в процессе педагогической деятельности.

Одной из основ кодекса профессиональной этики учителя является установление основных требований, которые определяют отношение учителя к самому себе, к педагогическому труду, к ученическому и педагогическому коллективам.

1. профессиональный педагогический долг.

Выбранный педагогом образ жизни не наносит ущерб престижу профессии, не мешает исполнению профессиональных обязанностей

Отношение к работе — усердие, ответственность, исполнительность, бережливость, чувство гордости за свою работу.

Отношение к старшим коллегам-педагогам — уважение, учтивость.

Отношение к ученикам — сотрудничество, внимание.

2. педагогическая справедливость;

  • своеобразное мерило объективности педагога, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности), проявляющейся в его оценках поступках учащихся, их отношения к учёбе, общественно полезной деятельности;
  • нравственное качество педагога и оценка мер его воздействия на обучающихся, соответствующая их реальным заслугам перед коллективом;

3 Профессиональная честь

Профессиональная честь в педагогике — это понятие, выражающее не только осознание учителем своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Высокоразвитое осознание индивидуальной чести и личного достоинства в профессии педагога выделяется отчётливо. Если учителем в своём поведении и межличностных отношениях нарушаются требования, предъявляемые обществом к идеалу педагога, то соответственно им демонстрируется пренебрежение к профессиональной чести и достоинству. Честь учителя — общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им профессионального долга.

4 стр., 1731 слов

Контрольная работа «Профессиональная этика в психолого – педагогической ...

... видами профессиональной этики являются: врачебная этика, педагогическая этика, этика ученого, актера, художника, предпринимателя, инженера и т.д. Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические требования в области морали. Так, например, этика ученого предполагает в ...

  • является честным, порядочным человеком, дорожит своей репутацией
  • требователен к себе, стремится к самосовершенствованию, самонаблюдению, самоопределению и самовоспитанию.
  • Не теряет чувства меры и самообладания.
  • соблюдает нормы русского языка, все виды норм культуры речи, не допускает использование грубых и оскорбительных фраз.
  • несет ответственность за физическое, интеллектуальное, эмоциональное и духовное развитие и воспитание обучающихся.
  • несет ответственность за качество и результаты доверенной ему педагогической работы — образование подрастающего поколения.
  • строит свою работу на основе безусловного уважения достоинства

4. Педагогический авторитет

  • зависит от морально-этической и психолого-педагогической подготовки учителя,
  • от глубины знаний, эрудиции, мастерства, отношения к работе.
  • моральный статус в коллективе учащихся и коллег,
  • своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый учитель регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения.

Корпоративная этика педагога подразумевает определенные требования к его поведению по отношению к себе, коллегам, администрации образовательного учреждения, учащимся и их родителям, а также ко всему социальному окружению.

5.Педагогическая мораль:

  • планирование учебной и внеучебной деятельности совместно с учащимися;
  • раскрытие и развитие индивидуальности каждого учащегося в урочной и внеурочной деятельности;
  • выявление и поощрение индивидуальных положительных качеств, достижений учащихся;
  • уважение личности учащегося;
  • обращение к учащимся по имени (звук собственного имени для человека — самая приятная мелодия; услышав его, ученик «автоматически» настраивается на доверительное общение с человеком)
  • исключение в общении с учащимися крика и оскорблений (при восприятии слов ребенок сначала реагирует на интонацию и только потом усваивает смысл сказанного).

    Крик педагога вызывает у ученика реакцию защиты, теряет воздействующую силу);

  • учета мнения учащихся, признания собственной вины во всех возникающих проблемах;
  • реализации на практике права учащихся на собственное убеждение и выбор.

Профессиональная этики педагога к своим коллегам:

  • Педагог стремится к продуктивному и конструктивному взаимодействию с коллегами, оказывает взаимопомощь, уважает интересы других педагогов и администрации образовательной организации.
  • Взаимоотношения между педагогами основываются на принципах коллегиальности, партнерства и уважения.

Педагог защищает не только свой авторитет, но и авторитет своих коллег. Он не принижает своих коллег в присутствии учеников или других лиц.

  • Педагогов объединяют взаимовыручка, поддержка, открытость и доверие.
  • Педагог имеет право открыто выражать свое мнение по поводу работы коллег. Критика, высказанная в адрес другого педагога, должна быть объективной и обоснованной.
  • Педагог в процессе учебно-воспитательной деятельности активно сотрудничает с психологами, врачами, родителями для развития личности и сохранения психического, психологического и физического здоровья обучающихся.

— Критика решений, взглядов, поступков, профессиональной деятельности коллег или представителей администрации не должна унижать подвергаемое критике лицо. Она обязана быть обоснованной, конструктивной, тактичной, необидной, доброжелательной. Важнейшие проблемы и решения в педагогической жизни обсуждаются и принимаются в открытых педагогических дискуссиях.

18 стр., 8828 слов

«Развитие познавательной самостоятельности у учащихся 2 ...

... особенности развития познавательной самостоятельности учащихся 2 класса. 3. Рассмотреть условия развития познавательной самостоятельности учащихся 2 класса. 4. Описать методики диагностики и определить уровень развития познавательной самостоятельности у учащихся 2 класса в образовательном процессе. 5. Провести работу по развитию познавательной самостоятельности учащихся 2 ...

  • Педагог имеет право получать от администрации образовательной организации информацию, имеющую значение для его работы.
  • Администрация образовательной организации не имеет права скрывать информацию, которая может повлиять на работу педагога и качество его труда.
  • За свои профессиональные заслуги педагог имеет право на поощрение от администрации образовательной организации.
  • Инициатива педагога в вопросах совершенствования качества образовательного процесса приветствуется в образовательной организации.

Профессиональная этики педагога к родителям учащихся:

  • уважительно и доброжелательно общается с родителями обучающихся;
  • консультирует родителей по вопросам образования обучающихся. Отношения педагога с родителями основываются на согласовании оценки личности и достижений ребенка;
  • контакты педагога с родителями учащихся носят постоянный характер. Причины нежелания педагога устанавливать контакты с родителями учащихся могут лежать в области высокой самоуверенности в своих педагогических возможностях, равнодушии, отсутствии чувства сознания и ответственности сознание и нравственная ответственность перед родителями учащихся за результаты обучения и воспитания;
  • не разглашает высказанное ребенком мнение о своих родителях или мнение родителей о своем ребенке;
  • повышает авторитет родителей в глазах детей,

— оценивает и показывает детям наиболее значимые качества их родителей, приобщает детей к важной стороне нравственности, заставляет их задуматься, с какими интересными и уважаемыми людьми они живут. Иногда педагогу приходится прибегать к усилиям, дабы преодолеть отчуждение, которое могло возникнуть в отношениях между ребёнком и его родителями. Педагог, который смог повлиять на рост авторитета родителей в глазах своих детей, поднимает и свой авторитет.

  • тактично предъявляет необходимые требования к родителям с целью улучшения воспитания детей и совершенствования педагогических взглядов их родителей, но без перекладывания на них своих обязанностей.

Педагогический такт — это чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, нравственная культура учителя. уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду.

  • Самокритичен к оценке своего труда;
  • приходит вовремя на работу, деловые встречи, внешний вид;
  • своевременно возвращает то, что одалживал;
  • не повторяет слухов, непроверенных фактов, тем более, если они могут нанести ущерб окружающим.
  • даёт оценку действиям и поступкам, их корректирует.
  • быстро и правильно оценивает сложившуюся обстановку , не торопиться с выводами о поведении и способностях обучающихся;
  • умеет сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;
  • знает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
  • моральный “барометр” учителя — его педагогическая совесть — должен быть чувствительным;
  • Нравственное самовоспитание.

“Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам — всё это имеет первостепенное значение для духовно — нравственного развития и воспитания обучающихся. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения” (“Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России”)

4 стр., 1836 слов

Доклад Педагог-Родители. доклад Педагог-родители. Отношения в ...

... взрослых в этом процессе. Родители и педагоги — воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками. В ... «Отношения в системе «Педагог – родители»» Разработчик: Силантьева Д.С., Курс: 4 группа № 41Ф, Специальность: 49.02.01, Физическая культура, Михайловка, 2020 г. Организация сотрудничества с родителями учащихся - один ...

На современном этапе модернизации образования соблюдение педагогами норм корпоративной этики является остро необходимым условием — условием эффективного существования.

2. Этические заповеди современного педагога

Педагогический процесс основывается на наших взаимоотношениях с детьми. Именно эти взаимоотношения придают каждому «педагогическому движению» неповторимый личностный смысл, окрашивают учебный материал или педагогическое требование неповторимой гаммой чувств, без которых никогда не постигнуть тайн детской души.

Ниже приведены этические заповеди современного учителя, которыми необходимо руководствоваться в процессе общения. Безусловно, недостаточно знать их и механически реализовывать. Это не догма, а руководство к действию, которое поможет вам наиболее эффективно осуществлять самый главный фактор в воспитательно-образовательном процессе — фактор человеческий: сердечность, понимание педагогом состояния своих воспитанников (боль, радость, горе, печаль и т. п.), умение говорить об ошибках и недостатках других без издевки и насмешек, высокомерия и поучительства, педагогическая уравновешенность, наблюдательность, умение соблюдать дистанцию, не допускать фамильярности и уважать мнение собеседника, в том числе и своего ученика, терпимость к недостаткам, от которых воспитанник старается избавиться, принципиальная требовательность, основанная на справедливости и взаимном понимании и уважении, умение сдерживать проявление чувств негодования, возмущения с учетом конкретной ситуации, умение не демонстрировать своей неприязни к одним ученикам и непроявлять чрезмерной симпатии к другим, умение не допускать чрезмерного любопытства к тем делам воспитанников и коллег, которые составляют их личную тайну, а это является нарушением норм морали, стараться не разглашать то, что стало известно вам о неловком положении, в котором оказался воспитанник, или о его случайной ошибке, поддерживать унижаемых и обиженных, не выставляя это напоказ, не выставлять своих заслуг и не демонстрировать превосходства в знаниях, жизненном опыте перед молодыми коллегами, воспитанниками и их родителями, нужно обладать чувством меры в иронии, шутке и знать при этом индивидуальные особенности психики каждого ученика, никогда не следует напоминать детям об их физических недостатках, не следует часто говорить и о приобретенных детьми дурных привычках, если они учеником осознаются и если упоминание о них больно ими переживается, нужно запрещать себе таить зло по отношению к тем ученикам, которые доставляют неприятности, если учитель совершил педагогическую ошибку и виноват перед учащимися, то должен иметь смелость извиниться.

21 стр., 10297 слов

Особенности развития личности одаренного ребенка и его проблемы социализации

... личности необходимо одобрительное отношение к ней со стороны социума. Актуальность работы.Одаренные дети ... данного исследования: выявить особенности развития личности одаренного ребенка и его проблемы ... а также умение ставить вопросы. Многие одаренные дети с удовольствием ... учителя до сих пор требуют четкого, правильного ответа, отрицая в ответах оригинальность, гибкость. В результате у одаренных детей ...

3. Программа формирования этики педагогического профессионализма

Проблему воспитания педагога, который должен обладать высоким уровнем нравственно-этическойкультуры, невозможно разрешить только с помощью теоретических курсов по общей педагогике и практических курсов по педагогическому мастерству и педагогической технике, так как задача нравственной переориентации личности будущего учителя данными учебными дисциплинами не решается. А профессиональная подготовка будущих учителей как раз и приходится на возраст сложившихся каких-либо моральных норм, правил, стереотипов, которые ломать уже достаточно сложно, но порой необходимо, если они не отвечают требованиям нравственно-этической подготовки современного педагога.

Решить задачу нравственной переориентации будущих учителей на уровне сознательного понимания и постижения внутреннего мира воспитанника можно на основе методик, активизирующих возможности неосознаваемого канала восприятия (память, эмоциональные чувства и переживания, реакции на восприятие окружающей действительности в детстве и в школьные годы).

Педагогическая этика способствует формированию положительных нравственных чувств у будущего учителя по отношению к воспитаннику. Воспитательный принцип опоры на положительное диктует необходимость подбора таких методик, где бы студент почувствовал свои положительные качества. Однако период четкого определения и сознательного усвоения нравственных категорий относится к детскому возрасту, поэтому необходимо активизировать механизмы подсознательной памяти в процессе практических занятий. педагогический учитель этический профессионализм

Задачи нравственного перепрограммирования личности :

  • развить способность нравственного выбора на основе эмоциональной оценки: понимание добра и зла по отношению к детям,
  • сформировать потребность взаимопомощи (помощь ребенку, практик действенная помощь (система тренингов),
  • воспитать привычку к чувству равенства в общении (уважение маленькой растущей личности).

Возрастное развитие ребенка — это история его переживаний. Постичь мир детства возможно, лишь как бы заново прожив некоторые моменты своей жизни. Это один из ключей понимания внутренних переживаний растущей личности. Вырастая, мы часто забываем мир детских грез и фантазий, мир радости и горя, страха, отчаяния и победы… Став взрослыми, мы часто боимся признаться в душе, что нас тоже в детстве мучили сомнения, что мы также шалили и были неоднократно наказаны. Но мы взрослые, педагоги и родители, порой реагируем на поведение ребенка с позиции строгой категоричности, требуя четкого и беспрекословного выполнения всех наших требований, не пытаясь понять ребенка и разделить с ним радость или поддержать его в моменты неудач, неуспеха, горькой обиды.

8 стр., 3625 слов

Педагогические условия формирования у будущего учителя социальной компетентности

... будущего учителя в процессе преподавания дисциплин педагогического цикла. 2.Представить теоретико-практическую модель «социальной компетентности» личности. 3.Выявить педагогические условия ... становления педагогического менталитета современного педагога. Наблюдения показывают, что 73,4% выпускников педагогических ... учреждений. Разработка методик диагностики исследуемого процессапроведение ...