Феномен лени в психологии

Эссе

Преддипломная практика является частью учебного процесса и эффективной формой подготовки будущего специалиста к трудовой деятельности. Она имеет важнейшее значение в процессе подготовки высококвалифицированных кадров, способных решать задачи современного производства.

Место прохождение преддипломной практики – подростковый клуб «Ровесник» в городе Агрыз.

Сроки прохождения преддипломной практики –

Цель прохождения преддипломной практики – собрание материалов для исследования феномена лени на примере участников подросткового клуба «Ровесник» в городе Агрыз.

Главные задачи прохождения преддипломной практики:

  • углубить, закрепить и применить теоретические знания по психологическим и педагогическим дисциплинам;
  • обеспечить организацию обучения и воспитания участников клуба с использованием технологий, соответствующих возрастным интересам и особенностям участников клуба.
  • осуществить сбор, анализ и систематизацию информации по проблемам выпускной квалификационной работы.

Подростковый клуб «Ровесник» расположен в городе Агрыз (Республика Татарстан) по адресу Улица Азина улица, 8в. Организационно-правовая форма клуба – муниципальное учреждение.

Главный источник финансирования клуба – средства городского бюджета.

Клуб пользуется широкой известностью и популярностью у молодого поколения.

Целью деятельности клуба является удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных, социально-культурных, образовательных потребностей детей и юношества, создание условий для творческого развития личности, приобщение к культурным ценностям. Принимаются дети с 6-17 лет без конкурсного отбора.

Задачи клуба:

  1. Организация комплекса мероприятий по нравственному, правовому, эстетическому и физическому воспитанию детей и подростков.
  2. Создание социально-культурной среды для развития творческого потенциала детей и подростков;
  3. Работа по профессиональной ориентации, частичной занятости, трудоустройству и социальной защите интересов подрастающего поколения;
  4. Осуществление индивидуальной и массовой работы по профилактике правонарушений, безнадзорности и негативных явлений среди подростков в возрасте до 18 лет; организация тесной связи с ПДН, центром социальной помощи семье и детям, с городским центром занятости молодёжи.

Подростки в клубе учатся полезно и интересно проводить свой досуг, учатся общаться, творить. Многие ребята становятся ведущими мероприятий и даже руководителями детских объединений и секций. Выпускники клуба получают организационные навыки, имеют устойчивые, разнообразные интересы. Ребята принимают активное участие в городских, областных и районных мероприятиях, становятся лауреатами городских выставок прикладного творчества, занимают призовые места на городских выставках.

59 стр., 29289 слов

Отчет по педагогической практике в ДОУ Светлячок

... практики. Беседа с администрацией учреждения. Знакомство с сотрудниками. Перспективное планирование работы. 04.02.14 Изучение документации ДОУ. Анализ примерно-основной общеобразовательной программы дошкольного образования, применяющейся в ДОУ 05.02.14 Участие в ... яркими игрушками и развивающими играми по возрасту детей. Воспитатели оснащают игровые зоны в соответствии с современными требованиями и ...

В работе используются следующие формы: тематические вечера, вечера отдыха, дискотеки, праздники микрорайона, конкурсно-игровые программы, фестивали, выставки, диспуты, семинары, консультации, спортивные соревнования, туристические слеты и т. д.

Клуб позволяет подросткам включаться в различные виды активной деятельности, проверить свои силы, найти свой путь в жизни. Участники клуба принимает активное участие в жизни города: организации новогодних ёлок, праздников Масленицы, Дня Победы и многих других мероприятий.

Среди подростков проводится большая работа по формированию здорового образа жизни, профилактики наркомании и алкоголизма «Ваше здоровье в ваших руках», цикл бесед на тему «Слушается дело о сигарете…», круглый стол «Вредные привычки и закон», акция-концерт «Брось сигарету!». На вечера-встречи приглашаются фельдшеры ФАПов; врачи различных специальностей.

Двери клуба «Ровесник» открыты для всех, кто полон новых идей и инициатив, стремится к познанию нового и интересного.

Понятие и сущность лени

Лень как психологический феномен относительно мало изучена на данный момент, несмотря на свою широкую представленность в обыденном сознании. Определения лени также не отличаются строгостью и проработанностью, а носят, скорее, описательный характер и отражают субъективную позицию автора по данному вопросу. Анализируя то, как понимали лень различные исследователи (философы, теологи, психологи, педагоги, юристы и пр.), представляется уместным выделение двух основных линий видения данного явления. Первое — это объектное, экстравертированное видение, стремление взглянуть на явление со стороны и дать ему независимую оценку. В этом случае лень — личностное качество, характеризующееся немотивированным уклонением от выполнения порученного дела или склонностью к пустому времяпрепровождению и безделью [8, с. 25].

Лень здесь понимается как отрицательная черта характера, выражающая отношение к труду. При таком определении лень часто называют формой или атрибутом тунеядства — отрицательного морального качества, характеризующегося праздным образом жизни, отвращением и пренебрежением к общественному труду. Такая трактовка близка этическому пониманию лени как порока (греха).

Другое видение — субъектное, интровертированное — демонстрирует взгляд изнутри, как если бы говорилось о переживании своего собственного состояния.

Лень в данном случае — это психическое явление, характеризующееся отсутствием желания работать, делать что-либо, требующее волевого усилия, а также переживание удовольствия от безделья. В первую очередь акцентируется процессуальная сторона явления (это, скорее, состояние, нежели свойство, черта характера), допускается влияние ситуационных переменных, в связи с чем происходит увеличение свободы при интерпретации феномена и снимается момент неизменности, постоянства. В любом явлении психической жизни можно выделить его внутреннюю содержательную часть (переживание) и внешнюю формальную (проявление), поэтому тенденции, о которых шла речь выше, не исключают друг друга, а дополняют [6, с. 87-89].

9 стр., 4092 слов

Жизнь и педагогическая деятельность К.Д. Ушинского

... развитие национальной культуры. Ребенок, считал Ушинский, начинает усваивать элементы народной культуры уже в раннем возрасте, и прежде всего путем познания родного языка: “ Дитя входит в духовную жизнь ... деятельность К.Д.Ушинского в Смольном институте вызвала большое недовольство у придворных, руководивших учреждением. Ушинского стали обвинять в атеизме, в ... в процессе воспитания. “Если педагогика ...

Таким образом, имея дело с феноменом лени, нужно учитывать как внешний нормативно-оценочный аспект, так и его внутреннюю гедонистическую составляющую.

Причины лени подростков

В современной образовательной практике актуальным является противоречие между пониманием подростков несомненной важности учебного труда как условия обеспечения достаточного уровня компетентности в будущей профессиональной деятельности и в повседневной жизни, а также как сферы самореализации творческого потенциала личности, с одной стороны, и низкой мотивацией учения, избеганием затраты усилий в интеллектуальном труде, формализмом в выполнении домашних заданий и имитацией уровня обученности, с другой стороны. Одной из причин негативного отношения к учению и пассивности школьника в учебной деятельности является лень.

Среди индивидуальных и специфически возрастных факторов, связанных с проявлением лени у подростков и выступающих ее причинами, следует выделить:

  • тревожность,
  • склонность к депрессии,
  • демонстративность,
  • астеничность,
  • отсутствие мотивации к какой-либо деятельности [1, с. 42-43].

В первую очередь, лень подростков проявляется в нежелании учиться. В чем причина резкого снижения интереса к учебе? Главная проблема, мешающая подростку учиться, — сдвиг жизненных приоритетов. Если в начальной школе так хотелось порадовать родителей хорошими отметками, потому что именно они были центральными фигурами, от которых ребенок зависел, то в подростковом периоде на первый план вышли такие категории, как умение понять себя и окружающих. Перед этой целью, которая, естественно, не осознается детьми и большинством родителей, не идет ни в какое сравнение освоение школьных премудростей. Именно здесь причина того, что прежде скромного и послушного ребенка, теперь не заставишь делать уроки — он пропадает в социальных сетях или в компании сверстников. Понимание себя, как полноценной личности со своими интересами и индивидуальными качествами, освоение становления себя в коллективе по законам человеческого общества и его природы наступает именно в подростковом возрасте. Как завоевать авторитет; как сделать так, чтобы вызывать симпатию у окружающих; как лучше выглядеть; как выйти из конфликтной ситуации; как оценить поступки, свои и других сверстников — именно эти и еще множество других проблем становятся причиной того, что желание учиться отходит на второй план [7, с. 23-25]. Кроме того, есть и другие причины того, что в школу дети приходят не для учебы, а только для общения:

  • наследственные особенности подростка, тип нервной системы;
  • значительная перегрузка ребенка дополнительными занятиями;
  • неумение учителя заинтересовать своим предметом;
  • предвзятое отношение преподавателей к детям, (зачем хорошо учиться, если подростка все равно воспринимают, как троечника и «заурядную посредственность»);
  • плохие отношения в семье, отсутствие доверия и понимания как между родителями, так и у ребенка со своими родными;
  • умственная лень, или, другими словами, интеллектуальная пассивность;
  • слабая мотивация учения — подростка трудно убедить, что ему в жизни пригодится прилежная учеба в школе и полученные в ее результате знания [2, с. 89].

Причиной подростковой «лени» в учебе могут быть страхи перед неудачами и неуверенность в себе. Так же подросток попросту может не знать, как что-то сделать, а спросить, как нужно, он боится.

28 стр., 13551 слов

Творческая самореализация детей и подростков средствами социально-культурной ...

... у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению и саморазвитию. Творческое самоосуществление личности подростка - актуализация генетически запрограммированных задатков, а также реализация сформированных в процессе социальной деятельности способностей ... Ж.-Ж. Руссо, кто умеет лучше всех выносить блага и бедствия этой жизни, тот и воспитан лучше всех. Вероятно, как преемников такого прочтения ...

Гормональная перестройка, приводящая к вялости, рассеиванию внимания, к усилению сексуальных интересов, по сравнению с которыми школьная рутина — пытка. Происходит снижение учебной мотивации. Мотивация — это двигатель любой бурной деятельности. В подростковом возрасте этот двигатель учёбы абсолютно не исправен. Ценность учёбы рушиться под натиском желания общаться со сверстниками, поскольку взаимодействие с ровесниками в этом возрасте является основной потребностью тинэйджера.

Подросток живёт здесь и сейчас, ему крайне трудно представлять далёкие жизненные перспективы, и то, что необходимо, упорно трудиться -учиться ради счастливого будущего. В настоящий момент ему хочется общаться.

Ещё одна причина подростковой лени — бурная эмоциональная жизнь, характерная для этого возраста. Эмоции захватывают, дестабилизируют, сильно снижается самоконтроль, взять себя в руки и заставить что-то делать становиться почти невозможно, внимание постоянно непроизвольно переключается на то, что наиболее значимо для тинэйджера и приносит ему удовольствие: отношения, любовь, секс, увлечения [5, с. 81-83].

Следует помнить, что лень может быть обусловлена дисфункциями в развитии психических процессов, т. е. не только внешними, социальными факторами, но и внутренними. Лень также обусловлена и биологическими факторами.

Способы борьбы с подростковой ленью

Самым действенным способом борьбы с ленью у подростков является мотивация. Мотивация подростка — это использование стимулов, побуждающих его действовать в определенном направлении. Чаще всего подростков мотивируют для хорошей учебы, развития, инициативности и т.д.

Ни для кого не секрет, что среди подростков часто широко распространяется и легко укрепляется мнение, что систематически и старательно учиться позорно, что так поступают «зубрилы» и «учительские подхалимы», выскочки и карьеристы, «маменькины дети» или инфантильные создания, напоминающие младших школьников. Лень в таких классах коллективно одобряется. Это происходит в связи с господствующим у подростков стремлением быть и казаться взрослыми, овладевать общественно полезной деятельностью. Поэтому учащимся средних классов важно показать общественно полезный характер учебной деятельности, т.е. повысить мотивацию к учебе и труду [2, с. 41].

В развитии и повышении учебной мотивации огромную роль играет учитель. Неинтересные уроки и низкие оценки для такого возраста не допустимы. Так как следствие уроки такого учителя будут прогуливаться, а предмет станет ненавистным на всю жизнь. Следует использовать методы преподавания как дискуссия, диалог, написание работ, сочинений на темы, которые близки подросткам с вкраплениями в них тем уроков. Занятия должны вызывать интерес у подростков и понимание своей нужности и необходимости для жизни. Дело в том, что подростки часто не удовлетворяются далекой перспективой учения: заниматься в школе, чтобы готовиться к взрослой жизни. Они хотят получить практический результат от учебы сегодня, а не через долгие годы. В противном случае многие из них перестают интересоваться учебой в школе, становятся ленивыми учениками. Законны ли требования таких школьников? Безусловно, да. Молодое поколение имеет полное право на то, чтобы не только готовиться к будущему, но и получать радость и удовлетворение от настоящего. Задача учителя — заинтересовать своим предметом учеников, повысить ценность этого предмета в их глазах и обязательно вселить уверенность, что они на практике в своей жизни применят полученные навыки: материал по физике и математике — для технических поделок, географии — для туристских походов, иностранного языка — для переписки со сверстниками за границей и т.д.

10 стр., 4560 слов

Особенности сестринской деятельности при бронхитах у детей

... теоретические аспекты бронхита у детей. 2. Изучить особенности сестринской деятельности при бронхитах у детей. Методы исследования: анализ и обобщение специальной, медицинской и научной литературы; анализ статистических данных. Практическое знание курсовой работы: подробное изучение ...

Большую роль в борьбе с ленью призвана сыграть профориентационная работа, умение педагога своевременно выявить умственные задатки школьника, сформировать определенные интересы, развить способности. Известны случаи, когда подросток начинает определять свое место в жизни и решает лучше учиться по нескольким, а то и всем учебным предметам, а учитель мешает ему в этом: занижает оценки, аргументируя это тем, что по остальным предметам у ученика стоят невысокие оценки. В итоге ученик начинает лениться. Специалисты по психологии и педагогике справедливо считают, что начинающему проявлять инициативу школьнику надо помогать и поощрять его даже в большей мере, чем других. Опасность нежелательных последствий от переоценки такого ученика значительно меньшая, чем предвзятая недооценка их.

Случаи нежелания учиться и трудиться вообще встречаются реже, чем проявления лени в определенных условиях. Например, некоторые школьники учатся по настроению: то увлеченно и продолжительно, получая отличные и хорошие отметки, то охладевают к учебе и забрасывают учебные занятия, даже пропускают уроки. Таких подростков надо учить умению побеждать свое плохое настроение, а не быть его рабом. Многие подростки включаются или выключаются из учебной деятельности в зависимости от получаемых отметок. Некоторые из них, получив плохую оценку, не мобилизуются, а расслабляются, снижают прилежание. Другие, напротив, перестают заниматься, получив хорошую отметку. При этом они учитывают последовательность опроса учащихся класса преподавателем. Главное средство искоренения лени в том, чтобы ученикам цели и задачи занятий по данному предмету были ясны и интересны. На этой основе у учащихся можно без больших трудностей выработать привычку работать систематически и прилежно. Причем подобное отношение надо выработать у школьника ко всем учебным предметам, а не только к нравящимся ему. Требуется убедить ученика, что общее образование является фундаментом профессионального; открывает путь к постижению духовных сокровищ человечества.

Многие подростки прекрасно осознают, что лень — отрицательное порицаемое взрослыми качество. Однако искоренять ее у себя они не хотят, а пытаются умело маскировать, внушать о себе мнение как о работящих людях. Некоторые из таких учащихся маскируют свое нежелание трудиться дома учебными заданиями, а в школе — домашними поручениями. Изживается подобная хитрость и леность в коллективе и семье, члены которых умеют своевременно пронаблюдать и оценить степень трудовых усилий растущего человека.

Некоторые подростки занимаются самообманом. Лень взяться дома за подготовку трудных для них учебных предметов, они всячески оттягивают время занятий: ищут какой-то другой «срочной» деятельности, то считают, что еще не отдохнули от уроков. Наконец, садясь за стол для приготовления домашних заданий, они начинают с легких предметов, чтобы «раскачаться» и «накопить силы» для трудных. Но на последние, как правило, времени и умственных сил остается мало. Таким подросткам надо прямо сказать, что подобное поведение является проявлением лени. Чтобы ее избежать, надо помочь учащемуся составить разумный распорядок дня и домашних занятий и следовать ему. Причем начинать надо с трудных предметов, в случае необходимости чередуя их с легкими. Важно помочь таким школьникам воспитать у себя настойчивость и целеустремленность [5, с. 31-32].

46 стр., 22518 слов

Педагогически запущенные дети как объект деятельности социального педагога

... разработать и внедрить программу для социальных педагогов по организации коррекционной работы с педагогически запущенными детьми; проверить эффективность реализованной коррекционной программы. ... трудный подросток» (Э.Г. Костяшкин, А.Ф. Никитин), «социально-педагогически запущенный» (А.С. Белкин), "дети с отклонением в нравственном развитии" (В.М. Обухов), «учащийся с проблемами» в работах ...

Родители должны всегда поддерживать подростка своей верой в его силы и успех. О своей работе при ребёнке говорить только положительно, так как плохое отношение к своей работе у родителей убивает любую учебную мотивацию их ребёнка. Кто захочет повторять мученический путь своих родителей, которые учились, учились, а теперь страдают на работе?

В последние несколько лет заметное число подростков и старшеклассников открыто демонстрируют свою лень к учебным занятиям, даже похваляются ею и презирают старательных учеников за прилежание, объясняя это тем, что образованные, интеллигентные люди мало получают денег на производстве. В то же время многие граждане с низким образовательным уровнем зарабатывают значительно больше благодаря коммерческой деятельности. Надо отметить, что большое количество таких подростков сами занимаются продажей и перепродажей газет, сигарет и прочего. Здесь следует объяснить и убедить подростков, что положение с оплатой людей умственного труда в нашей стране временное, вызванное трудностями переходного периода. Ведь в развитых странах оплата труда работников, которые заняты профессиональной интеллектуальной деятельностью (учителей, врачей, инженеров, ученых), не меньше, а то и значительно больше (в 2 с лишним раза) размера средней заработной платы по стране. Кроме того, не лишним будет сказать подросткам, что так называемая коммерция у нас носит отчасти весьма примитивный, а то и криминальный характер. По мере укрепления в России современных форм рыночного хозяйства требования к деловым людям из различных сфер экономической деятельности будут существенно возрастать, в том числе к качеству общей и специальной образовательной подготовки. Начнет расширяться и усложняться деятельность в непосредственно производственной сфере. Достаточно широкие и глубокие знания будут необходимы не только менеджерам, но также квалифицированным рабочим и фермерам [4, с. 18].

В тоже время стоит помнить, что нельзя считать ленью нежелание ребенка учиться, если это связано с возникновением какой-либо болезни. Известен случай, когда родители игнорировали жалобы сына-семиклассника на нездоровье и посылали его сдавать экзамены в школе. Дело едва не окончилось трагически: у мальчика обнаружили запущенную пневмонию. Его с трудом спасли. Часто встречаются случаи, когда родители и учителя побуждают длительно болевшего ребенка побыстрее ликвидировать свое отставание в учебе. Они не понимают того, что организм ребенка ослаблен болезнью, ему трудны сразу большие нагрузки, нужно время для полного восстановления сил. Напротив, отставание такого ребенка в учебе взрослые нередко ложно связывают с развившейся от безделья ленью. В таких случаях взрослым следует поговорить о самочувствии ребенка с ним самим и с врачом и совместно наметить план преодоления трудностей.

8 стр., 3681 слов

Проблемы подросткового возраста

... в современной российской школе со временем обучения детей в V-XI классах. Пубертатный период – время ускоренного физического развития и полового созревания, характеризующееся важными изменениями в организме подростка, в ... Основные проблемы подросткового возраста Выделяется несколько проблем подросткового возраста: 1. Общение со сверстниками. Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка, ...

Часто ленивыми считают детей, стремящихся больше бывать на улице и чаще общаться со сверстниками. О распространенности подобной оценки свидетельствует обследование многих московских и подмосковных школьников различных классов. Оно было проведено в середине 80-х годов сотрудниками кафедр педагогики и психологии Московского педагогического университета. В числе методов изучения школьников было анкетирование. Один из вопросов анкеты гласил: «Что ты хотел бы делать в свободное время?» Преобладающим ответом было: «гулять». Учителя школ объяснили такой ответ по преимуществу леностью современных учащихся, их незаинтересованностью «серьезными» учебными предметами. Однако изучение режима дня этих школьников и беседы с ними показали, что налицо неумение детей и подростков быстро решать учебные задачи, а также перегрузка домашними заданиями почти по всем школьным дисциплинам. Следствием этого являлось длительное нахождение в помещении, нехватка свежего воздуха и движений. Таким образом не удовлетворялась важнейшая потребность людей в физической активности. Поэтому указанное поведение детей: гулять, общаться со сверстниками, следует считать вполне обоснованным и справедливым. К тому же дефицит общения со сверстниками тоже крайне неблагоприятно влияет на психику подростков. Ведь общение в этом возрасте является ведущей деятельностью [3, с. 72-73].

Заметная часть учащихся подросткового возраста даже не делает самостоятельных попыток преодолеть свою лень, считая себя безвольными. Они полагают, что лень — врожденное качество. Поэтому школьникам данного возраста надо разъяснить, что воля воспитуема, хорошо тренируется, но требует систематических и подчас трудных усилий.

Часто ленивыми считают детей, стремящихся больше бывать на улице и чаще общаться со сверстниками. Заметная часть учащихся подросткового возраста даже не делает самостоятельных попыток преодолеть свою лень, считая себя безвольными. Они полагают, что лень — врожденное качество. Поэтому школьникам данного возраста надо разъяснить, что воля воспитуема, хорошо тренируется, но требует систематических и подчас трудных усилий.

Чтобы препятствовать развитию лени, учителям и родителям следует помогать подростку. Например, завоевать авторитет среди сверстников. Это послужит для подростка мотивом дальнейшей самореализации. Нужно показать подростку, как можно выделиться из толпы: стать незаурядной и неординарной личностью, уметь находить выход из любой ситуации. Чтобы развить в нем эти качества, следует поощрять подростка на решение сложных, творческих задач, проявление инициативы, поиск себя в какой-либо области.

37 стр., 18244 слов

Влияние семейного воспитания на формирование личности ребенка ...

... соразмерна возрасту, то есть представлена в той мере, в какой человек владеет своими силами. Наиболее трудная задача в семейном воспитании - это вопрос дисциплины в семье. Если ребенок приучен иметь много прав и ...

Прикрепленные файлы: