Феномен лени в психологии

Эссе

Преддипломная практика является частью учебного процесса и эффективной формой подготовки будущего специалиста к трудовой деятельности. Она имеет важнейшее значение в процессе подготовки высококвалифицированных кадров, способных решать задачи современного производства.

Место прохождение преддипломной практики – подростковый клуб «Ровесник» в городе Агрыз.

Сроки прохождения преддипломной практики –

Цель прохождения преддипломной практики – собрание материалов для исследования феномена лени на примере участников подросткового клуба «Ровесник» в городе Агрыз.

Главные задачи прохождения преддипломной практики:

  • углубить, закрепить и применить теоретические знания по психологическим и педагогическим дисциплинам;
  • обеспечить организацию обучения и воспитания участников клуба с использованием технологий, соответствующих возрастным интересам и особенностям участников клуба.
  • осуществить сбор, анализ и систематизацию информации по проблемам выпускной квалификационной работы.

Подростковый клуб «Ровесник» расположен в городе Агрыз (Республика Татарстан) по адресу Улица Азина улица, 8в. Организационно-правовая форма клуба – муниципальное учреждение.

Главный источник финансирования клуба – средства городского бюджета.

Клуб пользуется широкой известностью и популярностью у молодого поколения.

Целью деятельности клуба является удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных, социально-культурных, образовательных потребностей детей и юношества, создание условий для творческого развития личности, приобщение к культурным ценностям. Принимаются дети с 6-17 лет без конкурсного отбора.

Задачи клуба:

  1. Организация комплекса мероприятий по нравственному, правовому, эстетическому и физическому воспитанию детей и подростков.
  2. Создание социально-культурной среды для развития творческого потенциала детей и подростков;
  3. Работа по профессиональной ориентации, частичной занятости, трудоустройству и социальной защите интересов подрастающего поколения;
  4. Осуществление индивидуальной и массовой работы по профилактике правонарушений, безнадзорности и негативных явлений среди подростков в возрасте до 18 лет; организация тесной связи с ПДН, центром социальной помощи семье и детям, с городским центром занятости молодёжи.

Подростки в клубе учатся полезно и интересно проводить свой досуг, учатся общаться, творить. Многие ребята становятся ведущими мероприятий и даже руководителями детских объединений и секций. Выпускники клуба получают организационные навыки, имеют устойчивые, разнообразные интересы. Ребята принимают активное участие в городских, областных и районных мероприятиях, становятся лауреатами городских выставок прикладного творчества, занимают призовые места на городских выставках.

47 стр., 23014 слов

Логопедическая практика

... были обучены некото­рым коррекционным приемам. 23.03-26.-3 Оформление документации по логопедической практике Перспективное планирование работы логопеда и воспитателя в подготовительной группе I ... 16,03 Проведение индивидуального занятия Согласно перспективному плану работы логопеда и результатами обследования был подобран методический материал для подготовки и проведения индивидуального занятия ...

В работе используются следующие формы: тематические вечера, вечера отдыха, дискотеки, праздники микрорайона, конкурсно-игровые программы, фестивали, выставки, диспуты, семинары, консультации, спортивные соревнования, туристические слеты и т. д.

Клуб позволяет подросткам включаться в различные виды активной деятельности, проверить свои силы, найти свой путь в жизни. Участники клуба принимает активное участие в жизни города: организации новогодних ёлок, праздников Масленицы, Дня Победы и многих других мероприятий.

Среди подростков проводится большая работа по формированию здорового образа жизни, профилактики наркомании и алкоголизма «Ваше здоровье в ваших руках», цикл бесед на тему «Слушается дело о сигарете…», круглый стол «Вредные привычки и закон», акция-концерт «Брось сигарету!». На вечера-встречи приглашаются фельдшеры ФАПов; врачи различных специальностей.

Двери клуба «Ровесник» открыты для всех, кто полон новых идей и инициатив, стремится к познанию нового и интересного.

Понятие и сущность лени

Лень как психологический феномен относительно мало изучена на данный момент, несмотря на свою широкую представленность в обыденном сознании. Определения лени также не отличаются строгостью и проработанностью, а носят, скорее, описательный характер и отражают субъективную позицию автора по данному вопросу. Анализируя то, как понимали лень различные исследователи (философы, теологи, психологи, педагоги, юристы и пр.), представляется уместным выделение двух основных линий видения данного явления. Первое — это объектное, экстравертированное видение, стремление взглянуть на явление со стороны и дать ему независимую оценку. В этом случае лень — личностное качество, характеризующееся немотивированным уклонением от выполнения порученного дела или склонностью к пустому времяпрепровождению и безделью [8, с. 25].

Лень здесь понимается как отрицательная черта характера, выражающая отношение к труду. При таком определении лень часто называют формой или атрибутом тунеядства — отрицательного морального качества, характеризующегося праздным образом жизни, отвращением и пренебрежением к общественному труду. Такая трактовка близка этическому пониманию лени как порока (греха).

Другое видение — субъектное, интровертированное — демонстрирует взгляд изнутри, как если бы говорилось о переживании своего собственного состояния.

Лень в данном случае — это психическое явление, характеризующееся отсутствием желания работать, делать что-либо, требующее волевого усилия, а также переживание удовольствия от безделья. В первую очередь акцентируется процессуальная сторона явления (это, скорее, состояние, нежели свойство, черта характера), допускается влияние ситуационных переменных, в связи с чем происходит увеличение свободы при интерпретации феномена и снимается момент неизменности, постоянства. В любом явлении психической жизни можно выделить его внутреннюю содержательную часть (переживание) и внешнюю формальную (проявление), поэтому тенденции, о которых шла речь выше, не исключают друг друга, а дополняют [6, с. 87-89].

70 стр., 34806 слов

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ...

... «эмоционально богатым», и поэтому изучение эмоционального развития подростков занимает видное место в психологии. В последнее время значительно возрос интерес к проблеме эмоционального развития. Проблема исследования сводится к недостаточной изученности развития эмоционального интеллекта в подростковом возрасте. В настоящее ...

Таким образом, имея дело с феноменом лени, нужно учитывать как внешний нормативно-оценочный аспект, так и его внутреннюю гедонистическую составляющую.

Причины лени подростков

В современной образовательной практике актуальным является противоречие между пониманием подростков несомненной важности учебного труда как условия обеспечения достаточного уровня компетентности в будущей профессиональной деятельности и в повседневной жизни, а также как сферы самореализации творческого потенциала личности, с одной стороны, и низкой мотивацией учения, избеганием затраты усилий в интеллектуальном труде, формализмом в выполнении домашних заданий и имитацией уровня обученности, с другой стороны. Одной из причин негативного отношения к учению и пассивности школьника в учебной деятельности является лень.

Среди индивидуальных и специфически возрастных факторов, связанных с проявлением лени у подростков и выступающих ее причинами, следует выделить:

  • тревожность,
  • склонность к депрессии,
  • демонстративность,
  • астеничность,
  • отсутствие мотивации к какой-либо деятельности [1, с. 42-43].

В первую очередь, лень подростков проявляется в нежелании учиться. В чем причина резкого снижения интереса к учебе? Главная проблема, мешающая подростку учиться, — сдвиг жизненных приоритетов. Если в начальной школе так хотелось порадовать родителей хорошими отметками, потому что именно они были центральными фигурами, от которых ребенок зависел, то в подростковом периоде на первый план вышли такие категории, как умение понять себя и окружающих. Перед этой целью, которая, естественно, не осознается детьми и большинством родителей, не идет ни в какое сравнение освоение школьных премудростей. Именно здесь причина того, что прежде скромного и послушного ребенка, теперь не заставишь делать уроки — он пропадает в социальных сетях или в компании сверстников. Понимание себя, как полноценной личности со своими интересами и индивидуальными качествами, освоение становления себя в коллективе по законам человеческого общества и его природы наступает именно в подростковом возрасте. Как завоевать авторитет; как сделать так, чтобы вызывать симпатию у окружающих; как лучше выглядеть; как выйти из конфликтной ситуации; как оценить поступки, свои и других сверстников — именно эти и еще множество других проблем становятся причиной того, что желание учиться отходит на второй план [7, с. 23-25]. Кроме того, есть и другие причины того, что в школу дети приходят не для учебы, а только для общения:

  • наследственные особенности подростка, тип нервной системы;
  • значительная перегрузка ребенка дополнительными занятиями;
  • неумение учителя заинтересовать своим предметом;
  • предвзятое отношение преподавателей к детям, (зачем хорошо учиться, если подростка все равно воспринимают, как троечника и «заурядную посредственность»);
  • плохие отношения в семье, отсутствие доверия и понимания как между родителями, так и у ребенка со своими родными;
  • умственная лень, или, другими словами, интеллектуальная пассивность;
  • слабая мотивация учения — подростка трудно убедить, что ему в жизни пригодится прилежная учеба в школе и полученные в ее результате знания [2, с. 89].

Причиной подростковой «лени» в учебе могут быть страхи перед неудачами и неуверенность в себе. Так же подросток попросту может не знать, как что-то сделать, а спросить, как нужно, он боится.

28 стр., 13551 слов

Творческая самореализация детей и подростков средствами социально-культурной ...

... у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению и саморазвитию. Творческое самоосуществление личности подростка - актуализация генетически запрограммированных задатков, а также реализация сформированных в процессе социальной деятельности способностей ... Ж.-Ж. Руссо, кто умеет лучше всех выносить блага и бедствия этой жизни, тот и воспитан лучше всех. Вероятно, как преемников такого прочтения ...

Гормональная перестройка, приводящая к вялости, рассеиванию внимания, к усилению сексуальных интересов, по сравнению с которыми школьная рутина — пытка. Происходит снижение учебной мотивации. Мотивация — это двигатель любой бурной деятельности. В подростковом возрасте этот двигатель учёбы абсолютно не исправен. Ценность учёбы рушиться под натиском желания общаться со сверстниками, поскольку взаимодействие с ровесниками в этом возрасте является основной потребностью тинэйджера.

Подросток живёт здесь и сейчас, ему крайне трудно представлять далёкие жизненные перспективы, и то, что необходимо, упорно трудиться -учиться ради счастливого будущего. В настоящий момент ему хочется общаться.

Ещё одна причина подростковой лени — бурная эмоциональная жизнь, характерная для этого возраста. Эмоции захватывают, дестабилизируют, сильно снижается самоконтроль, взять себя в руки и заставить что-то делать становиться почти невозможно, внимание постоянно непроизвольно переключается на то, что наиболее значимо для тинэйджера и приносит ему удовольствие: отношения, любовь, секс, увлечения [5, с. 81-83].

Следует помнить, что лень может быть обусловлена дисфункциями в развитии психических процессов, т. е. не только внешними, социальными факторами, но и внутренними. Лень также обусловлена и биологическими факторами.

Способы борьбы с подростковой ленью

Самым действенным способом борьбы с ленью у подростков является мотивация. Мотивация подростка — это использование стимулов, побуждающих его действовать в определенном направлении. Чаще всего подростков мотивируют для хорошей учебы, развития, инициативности и т.д.

Ни для кого не секрет, что среди подростков часто широко распространяется и легко укрепляется мнение, что систематически и старательно учиться позорно, что так поступают «зубрилы» и «учительские подхалимы», выскочки и карьеристы, «маменькины дети» или инфантильные создания, напоминающие младших школьников. Лень в таких классах коллективно одобряется. Это происходит в связи с господствующим у подростков стремлением быть и казаться взрослыми, овладевать общественно полезной деятельностью. Поэтому учащимся средних классов важно показать общественно полезный характер учебной деятельности, т.е. повысить мотивацию к учебе и труду [2, с. 41].

В развитии и повышении учебной мотивации огромную роль играет учитель. Неинтересные уроки и низкие оценки для такого возраста не допустимы. Так как следствие уроки такого учителя будут прогуливаться, а предмет станет ненавистным на всю жизнь. Следует использовать методы преподавания как дискуссия, диалог, написание работ, сочинений на темы, которые близки подросткам с вкраплениями в них тем уроков. Занятия должны вызывать интерес у подростков и понимание своей нужности и необходимости для жизни. Дело в том, что подростки часто не удовлетворяются далекой перспективой учения: заниматься в школе, чтобы готовиться к взрослой жизни. Они хотят получить практический результат от учебы сегодня, а не через долгие годы. В противном случае многие из них перестают интересоваться учебой в школе, становятся ленивыми учениками. Законны ли требования таких школьников? Безусловно, да. Молодое поколение имеет полное право на то, чтобы не только готовиться к будущему, но и получать радость и удовлетворение от настоящего. Задача учителя — заинтересовать своим предметом учеников, повысить ценность этого предмета в их глазах и обязательно вселить уверенность, что они на практике в своей жизни применят полученные навыки: материал по физике и математике — для технических поделок, географии — для туристских походов, иностранного языка — для переписки со сверстниками за границей и т.д.

13 стр., 6365 слов

Работа педагога с «трудными» детьми

... ребенка и его проблемах, об особенностях его ближайшего окружения, плохо знают условия семейного воспитания и плохо поддерживать контакты детей с семьей. Часто отношения учителей с трудными детьми ... воздействию. В своих работах А. С. Макаренко понятие «трудные» дети использовал без ... принадлежит социально-педагогической деятельности учреждений дополнительного образования детей и общеобразовательных ...

Большую роль в борьбе с ленью призвана сыграть профориентационная работа, умение педагога своевременно выявить умственные задатки школьника, сформировать определенные интересы, развить способности. Известны случаи, когда подросток начинает определять свое место в жизни и решает лучше учиться по нескольким, а то и всем учебным предметам, а учитель мешает ему в этом: занижает оценки, аргументируя это тем, что по остальным предметам у ученика стоят невысокие оценки. В итоге ученик начинает лениться. Специалисты по психологии и педагогике справедливо считают, что начинающему проявлять инициативу школьнику надо помогать и поощрять его даже в большей мере, чем других. Опасность нежелательных последствий от переоценки такого ученика значительно меньшая, чем предвзятая недооценка их.

Случаи нежелания учиться и трудиться вообще встречаются реже, чем проявления лени в определенных условиях. Например, некоторые школьники учатся по настроению: то увлеченно и продолжительно, получая отличные и хорошие отметки, то охладевают к учебе и забрасывают учебные занятия, даже пропускают уроки. Таких подростков надо учить умению побеждать свое плохое настроение, а не быть его рабом. Многие подростки включаются или выключаются из учебной деятельности в зависимости от получаемых отметок. Некоторые из них, получив плохую оценку, не мобилизуются, а расслабляются, снижают прилежание. Другие, напротив, перестают заниматься, получив хорошую отметку. При этом они учитывают последовательность опроса учащихся класса преподавателем. Главное средство искоренения лени в том, чтобы ученикам цели и задачи занятий по данному предмету были ясны и интересны. На этой основе у учащихся можно без больших трудностей выработать привычку работать систематически и прилежно. Причем подобное отношение надо выработать у школьника ко всем учебным предметам, а не только к нравящимся ему. Требуется убедить ученика, что общее образование является фундаментом профессионального; открывает путь к постижению духовных сокровищ человечества.

Многие подростки прекрасно осознают, что лень — отрицательное порицаемое взрослыми качество. Однако искоренять ее у себя они не хотят, а пытаются умело маскировать, внушать о себе мнение как о работящих людях. Некоторые из таких учащихся маскируют свое нежелание трудиться дома учебными заданиями, а в школе — домашними поручениями. Изживается подобная хитрость и леность в коллективе и семье, члены которых умеют своевременно пронаблюдать и оценить степень трудовых усилий растущего человека.

16 стр., 7541 слов

Дети «группы риска» как социально-педагогическая проблема

... трудными» школьниками понимаются, во-вторых, такие дети и подростки, нарушения поведения которых нелегко исправляются, корректируются. В этой связи следует различать термины «трудные дети» и «педагогически запущенные дети». Все трудные дети, ... вообще, стремление утвердить себя любым способом и в любой малой группе. Часто действует совокупность, комплекс всех этих причин. Действительно, нередко ...

Некоторые подростки занимаются самообманом. Лень взяться дома за подготовку трудных для них учебных предметов, они всячески оттягивают время занятий: ищут какой-то другой «срочной» деятельности, то считают, что еще не отдохнули от уроков. Наконец, садясь за стол для приготовления домашних заданий, они начинают с легких предметов, чтобы «раскачаться» и «накопить силы» для трудных. Но на последние, как правило, времени и умственных сил остается мало. Таким подросткам надо прямо сказать, что подобное поведение является проявлением лени. Чтобы ее избежать, надо помочь учащемуся составить разумный распорядок дня и домашних занятий и следовать ему. Причем начинать надо с трудных предметов, в случае необходимости чередуя их с легкими. Важно помочь таким школьникам воспитать у себя настойчивость и целеустремленность [5, с. 31-32].

Родители должны всегда поддерживать подростка своей верой в его силы и успех. О своей работе при ребёнке говорить только положительно, так как плохое отношение к своей работе у родителей убивает любую учебную мотивацию их ребёнка. Кто захочет повторять мученический путь своих родителей, которые учились, учились, а теперь страдают на работе?

В последние несколько лет заметное число подростков и старшеклассников открыто демонстрируют свою лень к учебным занятиям, даже похваляются ею и презирают старательных учеников за прилежание, объясняя это тем, что образованные, интеллигентные люди мало получают денег на производстве. В то же время многие граждане с низким образовательным уровнем зарабатывают значительно больше благодаря коммерческой деятельности. Надо отметить, что большое количество таких подростков сами занимаются продажей и перепродажей газет, сигарет и прочего. Здесь следует объяснить и убедить подростков, что положение с оплатой людей умственного труда в нашей стране временное, вызванное трудностями переходного периода. Ведь в развитых странах оплата труда работников, которые заняты профессиональной интеллектуальной деятельностью (учителей, врачей, инженеров, ученых), не меньше, а то и значительно больше (в 2 с лишним раза) размера средней заработной платы по стране. Кроме того, не лишним будет сказать подросткам, что так называемая коммерция у нас носит отчасти весьма примитивный, а то и криминальный характер. По мере укрепления в России современных форм рыночного хозяйства требования к деловым людям из различных сфер экономической деятельности будут существенно возрастать, в том числе к качеству общей и специальной образовательной подготовки. Начнет расширяться и усложняться деятельность в непосредственно производственной сфере. Достаточно широкие и глубокие знания будут необходимы не только менеджерам, но также квалифицированным рабочим и фермерам [4, с. 18].

В тоже время стоит помнить, что нельзя считать ленью нежелание ребенка учиться, если это связано с возникновением какой-либо болезни. Известен случай, когда родители игнорировали жалобы сына-семиклассника на нездоровье и посылали его сдавать экзамены в школе. Дело едва не окончилось трагически: у мальчика обнаружили запущенную пневмонию. Его с трудом спасли. Часто встречаются случаи, когда родители и учителя побуждают длительно болевшего ребенка побыстрее ликвидировать свое отставание в учебе. Они не понимают того, что организм ребенка ослаблен болезнью, ему трудны сразу большие нагрузки, нужно время для полного восстановления сил. Напротив, отставание такого ребенка в учебе взрослые нередко ложно связывают с развившейся от безделья ленью. В таких случаях взрослым следует поговорить о самочувствии ребенка с ним самим и с врачом и совместно наметить план преодоления трудностей.

47 стр., 23058 слов

Работа с трудными подростками в учреждениях дополнительного образования

... трудными подростками в дополнительного учреждениях образования 1.1 Психолого-педагогические особенности подростков трудных Главное содержание подростковоговозраста составляетего детства от переход к взрослости. Этот переход подразделяется на ... педагогических исследований, в процессе разработки и применения технологий, которые предоставят ребенку ... подготовки. Далее следуют учреждения технической, ...

Часто ленивыми считают детей, стремящихся больше бывать на улице и чаще общаться со сверстниками. О распространенности подобной оценки свидетельствует обследование многих московских и подмосковных школьников различных классов. Оно было проведено в середине 80-х годов сотрудниками кафедр педагогики и психологии Московского педагогического университета. В числе методов изучения школьников было анкетирование. Один из вопросов анкеты гласил: «Что ты хотел бы делать в свободное время?» Преобладающим ответом было: «гулять». Учителя школ объяснили такой ответ по преимуществу леностью современных учащихся, их незаинтересованностью «серьезными» учебными предметами. Однако изучение режима дня этих школьников и беседы с ними показали, что налицо неумение детей и подростков быстро решать учебные задачи, а также перегрузка домашними заданиями почти по всем школьным дисциплинам. Следствием этого являлось длительное нахождение в помещении, нехватка свежего воздуха и движений. Таким образом не удовлетворялась важнейшая потребность людей в физической активности. Поэтому указанное поведение детей: гулять, общаться со сверстниками, следует считать вполне обоснованным и справедливым. К тому же дефицит общения со сверстниками тоже крайне неблагоприятно влияет на психику подростков. Ведь общение в этом возрасте является ведущей деятельностью [3, с. 72-73].

Заметная часть учащихся подросткового возраста даже не делает самостоятельных попыток преодолеть свою лень, считая себя безвольными. Они полагают, что лень — врожденное качество. Поэтому школьникам данного возраста надо разъяснить, что воля воспитуема, хорошо тренируется, но требует систематических и подчас трудных усилий.

Часто ленивыми считают детей, стремящихся больше бывать на улице и чаще общаться со сверстниками. Заметная часть учащихся подросткового возраста даже не делает самостоятельных попыток преодолеть свою лень, считая себя безвольными. Они полагают, что лень — врожденное качество. Поэтому школьникам данного возраста надо разъяснить, что воля воспитуема, хорошо тренируется, но требует систематических и подчас трудных усилий.

Чтобы препятствовать развитию лени, учителям и родителям следует помогать подростку. Например, завоевать авторитет среди сверстников. Это послужит для подростка мотивом дальнейшей самореализации. Нужно показать подростку, как можно выделиться из толпы: стать незаурядной и неординарной личностью, уметь находить выход из любой ситуации. Чтобы развить в нем эти качества, следует поощрять подростка на решение сложных, творческих задач, проявление инициативы, поиск себя в какой-либо области.

41 стр., 20020 слов

Особенности использование волшебной сказки как средства формирования ...

... Гипотеза исследования: определены особенности использования волшебной сказки как средства нравственного воспитания дошкольников в дошкольных образовательных организациях; осуществляется целенаправленная работа по формированию нравственных представлений у детей дошкольного возраста средствами волшебной сказки; в нравственном воспитании дошкольников ...

Прикрепленные файлы: