Особенности проектной деятельности педагогической направленности

Эссе «Особенности проектной деятельности педагогической направленности»

Татьяна Тарасова

Эссе «Особенности проектной деятельности

педагогической направленности»

Проектная деятельность — исследовательская совокупность познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных, действий детей или совместно с педагогом, их родителями. Конечный итог, это презентация результатов.

Проектная деятельность в дошкольном возрасте – это самостоятельная и совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы, имеющая социально значимый результат. Это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды.

Проектная деятельность позволяет реализовать основную образовательную программу дошкольной образовательной организации наиболее полно, с учетом складывающихся условий и требований к образовательному процессу. Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи игровых образовательных ситуаций, изменить их форму.

Проектирование как метод познания должен стать практическим пособием в осознании роли знаний в жизни и обучении, когда они перестают быть целью, а становятся средством в образовании, помогая овладеть культурой мышления.

Я считаю, что проектную деятельность необходимо вводить еще с раннего дошкольного возраста, когда начинает формироваться личность ребенка, его мировоззрение, желание узнать что-то новое. Задача воспитателя использовать в педагогической деятельности такие методы и приемы работы, которые способны повысить мотивацию ребенка, создать условия для успешной деятельности, формировать умение самому находить выходы из поставленных ситуаций делать свои заключения.

Дошкольное проектирование становится популярной формой организации творческой активности детей, соответствующей требованиям ФГОС, так как проект позволяет ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.

Существенной особенностью проектирования как метода обучения является то, что задача, которая решается, выдвигается жизнью, а результат решения переносится на практику. Источником учебного материала для размышлений является сама жизнь, практика, общество. Дошкольники не получают готовых решений, сведений, не тратят усилий на запоминание, а осознают и чувствуют потребность, принимают как свою жизненную потребность и сознательно решают ее.

2 стр., 869 слов

Методы стимулирования и коррекции поведения и деятельности. Характеристика ...

... Стимулировать - значит побуждать, давать толчок, импульс чувству, мысли и действию. К методам стимулирования и мотивации деятельности обычно относят поощрения, запреты, наказания, создание ситуации успеха. ... и действию. В целях подкрепления и усиления воздействия на личность школьника тех или иных факторов применяются различные методы стимулирования. Наилучшей является такая психолого-педагогическая ...

Применение метода проектов, способствует развитию гармоничной личности и отвечает потребностям современного общества:

  • принятия самостоятельных решений;
  • умение ставить задачи и задавать вопросы;
  • поиск нестандартных, оригинальных решений;

способность привлечь, заинтересовать выбранной темой

окружающих;

раскрытие индивидуального потенциала каждого ребенка

Игровые образовательные проекты дают возможность снять перегрузки с дошкольников. Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями. Чтобы дошкольники успешно выполняли различные проекты (творческие, коллективные, индивидуальны и т. д.) надо создавать условия для успешного выполнения проектов, обсуждать выбранную тему на детском совете, вести дневник наблюдений, представить результат своей работы в различных формах, которые будут интересны детям исходя из их потребностей.

В настоящее время наблюдается значительное усиление внимания к использованию метода проектов, а ученые начали относить его к педагогическим технологиям, с помощью которых формируются адаптивные возможности человека к изменениям, происходящие в обществе.

Особенностью проектной деятельности в системе дошкольного образования является то, что ребенок по-прежнему не может самостоятельно находить противоречия в окружающей среде, формулировать проблему, определять цель (план).

Таким образом, проектная деятельность носит характер сотрудничества в учебно-воспитательном процессе дошкольных образовательных учреждений, в которых принимают участие дети и педагоги дошкольных образовательных учреждений, а также на добровольной основе участвуют родители и другие члены семьи.

В рамках проектов дети совместно с родителями занимаются продуктивной деятельностью: рисуют, мастерят, сочиняют, оформляют книжки-малышки, альбомы, готовятся к совместным выступлениям.

Основная цель привлечения родителей к проектной деятельности ребенка – сотрудничество, содействие, партнерство. Привлечение родителей к данной проектной деятельности позволяет, как расширить формы работы с семьями дошкольников, так и формировать у родителей компетенции по организации познавательного развития своих детей дома. Привлекать родителей можно к таким формам организации проектной деятельности, как экскурсии, ярмарки идей, к продуктивной деятельности, фестивалей проектов, презентации проектов и т. д.

Совместная деятельность по проекту позволяет воспитателю определять индивидуальные интересы участников проекта и формировать их компетенцию. Участие в проекте позволяет всем членам семьи стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогащать их педагогический опыт, открывать неизвестные стороны своего собственного ребенка и испытывать чувство удовлетворения от их успеха и успеха ребенка. В этой ситуации воспитатель становится привлекательным партнером по коммуникации.

Взаимодействие со взрослыми оказывает положительное влияние на физическое, психическое и социальное здоровье ребенка.

Поскольку проекты могут иметь разные темы, в процессе их реализации одновременно и параллельно решаются творческие, образовательные, психологические и воспитательные задачи.

29 стр., 14029 слов

Психолого-педагогическое сопровождение родителей детей дошкольного возраста

... психолого-педагогического сопровождения родителей дошкольников, выявлены содержание и оптимальные формы и методы психолого-педагогического сопровождения родителей детей дошкольного возраста. Структура курсовой работы: введение, две части, заключение, список используемой литературы. 1.Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения родителей детей дошкольного ...

Исходя из практики могу отметить что в ходе совместной работы следует отметить, что родители не имеют представления о проектной деятельности, хотя большинство семей с интересом и готовностью воспринимают проектную деятельность как новую форму сотрудничества детского сада. У них появляется возможность раскрыть свои творческие и организаторские навыки. Дети стремятся выполнять оригинальные творческие работы. Тем временем, межличностные отношения значительно меняются, дети приобретают опыт продуктивного взаимодействия, способность слышать другого и выражать свое отношение к различным аспектам реальности. Наблюдаются изменения в отношениях между детьми и родителями. Родители становятся интересными для детей как партнеры в совместных действиях.

Особенность детско-родительского проекта заключается в том, что в проекте участвуют дети, родители, воспитатели. Совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, игр, конкурсов, презентаций раскрывают творческие способности детей, привлекают родителей в учебный процесс, что естественно влияет на результаты. Родители, участвующие в проекте, являются не только источником информации, реальной помощи и поддержки ребенку и воспитателю в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, ощущают чувство принадлежности и удовлетворения от успехов и достижений своего ребенка.

Организуя проектную деятельность в дошкольной образовательной организации, педагог должен изучить интересующие вопросы родителей в воспитании и обучении детей и выбрать тему для проекта, которая заинтересовала бы всех участников проекта (детей, родителей, педагогов) и разработать план для реализации проекта таким образом, чтобы его реализация была интересной, доступной и отвечала всем потребностям детей и родителей.

Таким образом, проектная деятельность, осуществляемая во взаимодействии с родителями, является одним из эффективных средств развития познавательной активности дошкольников на всех этапах дошкольного детства. Родители являются активными участниками при проведении мероприятий в процессе проектной деятельности.

На сегодняшний день образовательная технология — метод проектов в работе с дошкольниками — это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

Использование проектной деятельности в дошкольном учреждении дает возможность поиска, воспитания и обучения талантливых, одаренных и творчески – развитых детей, является условием развития индивидуальных способностей ребенка.