Х1Х век в истории, науке и культуре Казахстана – особое время.
Характерно оно тем, что в этот период зарождается казахское Просвещение,
активными поборниками которого были Ш.Валиханов, И. Алтынсарин, А.
Кунанбаев и другие.
Именно в Х1Х веке развитие науки Казахстана, привело к появлению новых
ее отраслей, выработке особого языка и научных понятий, которых раньше в
языке не было. Это было чрезвычайно важно еще и потому, что без
разработанной национальной научной терминологии невозможно было наладить
преподавание в школах, средних учебных заведениях на казахском языке.
По мере сближения с Российской культурой появляются настоящие книги,
рукописи, сборники. Некоторые знаменитые поэты наряду с устной передачей
своего творчества оставили и материальные образцы. Наиболее известны в этой
связи имена поэтов Махамбета Утемисова, Абая Кунанбаева, Ибырая
Алтынсарина.
Формулировку целей и задач просветительской деятельности для
казахского народа применительно к тогдашним условиям жизни, когда не было
общеобразовательных школ на казахском языке, дал Абай.: Можешь не женить
сына, не оставлять ему богатых сокровищ, но обязательно дай ему русское
образование, если даже тебе придется расстаться со своим добром. Глубоко
религиозный человек, он утверждал, что и сам Бог – истина, и слово
просвещения будет полезно и для религии. Абай написал много произведений в
виде коротких эссе, текстов песен,, кроме этого он был известен как
переводчик с русского и арабского языков.
Ибрай Алтынсарин, также, был яркой личностью, недаром снискавшего
славу педагога-просветителя, одного из первых учителей казахского народа.
1. Годы жизни и биография И. Алтынсарина
Ибрай (Ибрагим) Алтынсарин (1841-1889 гг.) был казахом родом из
племени кыпчак Среднего Жуза. Дед его Балгожа Ямурчин был в свое время
знаменитым бием во всей округе. В 1846 году Ибрагим при посредничестве
своего деда был зачислен во вновь открывающуюся школу для детей киргиз в
городе Оренбурге. В 1850 году Алтынсарин в с открытием школы поступил в нее
в составе первого курса.
В 1859 году, окончив курс был назначен младшим толмачем (переводчиком)
Казахская философия
... язык есть дом истины бытия), считает, что, не зная языка этноса, невозможно постичь философию. Историю казахской философии ... играла деятельность казахских Просветителей - Чокана Валиханова, Абая Кунанбаева и Ибрая Алтынсарина. Просветителями ... прогрессивных преобразований, которые бы улучшили жизнь народа. Богатая жизненная практика казахов позволила ... о Вселенной, о смене времен года и т. д. На эти ...
Оренбургского областного правления. В 1869 году определен учителем одной из
вновь учреждаемых при степных укреплениях маленьких школ (именно при
Оренбургском укреплении) и переводчиком при том же укреплении.
25 февраля 1865 года за усердную службу произведен в хорунжие.
2 января 1869 года определен письмоводителем Тургайского уездного
управления.
В 1870, 1871, 1872 и 1874 гг. четыре раза по нескольку месяцев, с
разрешения оренбургского генерал-губернатора, исправлял должность
тургайского уездного судьи.
В 1871-1872 гг. был старшим помощником начальника Тургайского уезда.
С сентября 1879 года назначен исправляющим обязанности инспектора
киргизских школ Тургайской области и утвержден в ней 28 октября 1888 года.
За выслугу лет постепенно производился в чины от губернского секретаря
до коллежского советника и к 1 мая 1889 года был представлен в статские
советники. Получил ордена: святого Станислава и святой Анны 3 и 2 степени.
Такая выдающаяся для человека степи карьера не могла не вызывать
уважение к И. Алтынсарину со стороны как своих, так и со стороны царской
администрации. При всем этом И.Алтынсарин по словам современников был
более всего замечателен по своим личным качествам как человек умный,
честный и искренний. Русские сослуживцы ценили в нем живую любознательность
к русскому образованию и постоянную мысль о необходимости этого образования
для киргизов.
При своей деятельности И. Алтынсарин не только высказывал
просветительские идеи в своих трудах, но и начал осуществлять их
практически. Он поставил перед собой задачу подготовить в Казахстане по-
русски образованных людей, которые могли бы понести идеи просветительства в
народные массы. А создать эти кадры можно было по его мнению, только через
светские народные школы.
Как уже упоминалось в 1879 году Алтынсарин получил назначение на
должность инспектора народных школ Тургайской области. Административным
центром Тургайской области был город Оренбург. Однако, будучи инспектором
И. Алтынсарин проживал в г.Тургае а затем в г.Николаевске в скромном
одноэтажном доме на берегу озера, которое сейчас называется инспекторским
озером.
Вступив в должность Алтынсарин сразу же приступил к открытию светских
школ. Он решил прежде всего открыть по одному центральному училищу во всех
уездных городах области. С этой целью он собирал с населения средства, а
затем открыл училища в Илецком, Николаевском, Тургайском и Иргизском уездах
и укомплектовал эти училища учителями и учениками.
Особое значение И. Алтынсарин придавал оборудованию этих училищ, что
видно из его писем и служебных материалов. Он лично заботился о создании
библиотеки при каждой школе, тратил много сил и энергии на открытие
ремесленных и сельскохозяйственных училищ, придавая исключительное значение
подготовке из среды коренного населения специалистов, необходимых для
экономического развития Казахстана. Перед смертью он завещал в пользу
открываемой в г. Кустанае сельскохозяйственной школы принадлежавшие ему
земельные участки.
СПЕЦИФИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СУВОРОВСКОМ УЧИЛИЩЕ
... года с мониторингом их психических проявлений в течение всего периода обучения в училище. 13. Обеспечение условий для трудового воспитания суворовцев в процессе обучения, организации различных форм ... обязанностей педагогов-организаторов и классных руководителей, институализация их как заместителей начальников учебных курсов по учебно-воспитательной работе и как единоначальников в учебном взводе, ...
С именем Алтынсарина связано и начало женского образования в
Казахстане. В Иргизе была открыта специальная школа для казахских девочек с
интернатом. Это было поистине большим событием в жизни казахского народа.
Позже И. Алтынсарин просил у царской администрации разрешения открыть
женские училища во всех уездах Тургайской области. Лишь спустя два года
после подачи заявления было получено разрешение открыть такие училища с
интернатами в г.Тургае – 1891