Педагогическая деятельность И. Алтынсарина

Х1Х век в истории, науке и культуре Казахстана – особое время.

Характерно оно тем, что в этот период зарождается казахское Просвещение,

активными поборниками которого были Ш.Валиханов, И. Алтынсарин, А.

Кунанбаев и другие.

Именно в Х1Х веке развитие науки Казахстана, привело к появлению новых

ее отраслей, выработке особого языка и научных понятий, которых раньше в

языке не было. Это было чрезвычайно важно еще и потому, что без

разработанной национальной научной терминологии невозможно было наладить

преподавание в школах, средних учебных заведениях на казахском языке.

По мере сближения с Российской культурой появляются настоящие книги,

рукописи, сборники. Некоторые знаменитые поэты наряду с устной передачей

своего творчества оставили и материальные образцы. Наиболее известны в этой

связи имена поэтов Махамбета Утемисова, Абая Кунанбаева, Ибырая

Алтынсарина.

Формулировку целей и задач просветительской деятельности для

казахского народа применительно к тогдашним условиям жизни, когда не было

общеобразовательных школ на казахском языке, дал Абай.: Можешь не женить

сына, не оставлять ему богатых сокровищ, но обязательно дай ему русское

образование, если даже тебе придется расстаться со своим добром. Глубоко

религиозный человек, он утверждал, что и сам Бог – истина, и слово

просвещения будет полезно и для религии. Абай написал много произведений в

виде коротких эссе, текстов песен,, кроме этого он был известен как

переводчик с русского и арабского языков.

Ибрай Алтынсарин, также, был яркой личностью, недаром снискавшего

славу педагога-просветителя, одного из первых учителей казахского народа.

1. Годы жизни и биография И. Алтынсарина

Ибрай (Ибрагим) Алтынсарин (1841-1889 гг.) был казахом родом из

племени кыпчак Среднего Жуза. Дед его Балгожа Ямурчин был в свое время

знаменитым бием во всей округе. В 1846 году Ибрагим при посредничестве

своего деда был зачислен во вновь открывающуюся школу для детей киргиз в

городе Оренбурге. В 1850 году Алтынсарин в с открытием школы поступил в нее

в составе первого курса.

В 1859 году, окончив курс был назначен младшим толмачем (переводчиком)

7 стр., 3421 слов

Казахская философия

... язык есть дом истины бытия), считает, что, не зная языка этноса, невозможно постичь философию. Историю казахской философии ... играла деятельность казахских Просветителей - Чокана Валиханова, Абая Кунанбаева и Ибрая Алтынсарина. Просветителями ... прогрессивных преобразований, которые бы улучшили жизнь народа. Богатая жизненная практика казахов позволила ... о Вселенной, о смене времен года и т. д. На эти ...

Оренбургского областного правления. В 1869 году определен учителем одной из

вновь учреждаемых при степных укреплениях маленьких школ (именно при

Оренбургском укреплении) и переводчиком при том же укреплении.

25 февраля 1865 года за усердную службу произведен в хорунжие.

2 января 1869 года определен письмоводителем Тургайского уездного

управления.

В 1870, 1871, 1872 и 1874 гг. четыре раза по нескольку месяцев, с

разрешения оренбургского генерал-губернатора, исправлял должность

тургайского уездного судьи.

В 1871-1872 гг. был старшим помощником начальника Тургайского уезда.

С сентября 1879 года назначен исправляющим обязанности инспектора

киргизских школ Тургайской области и утвержден в ней 28 октября 1888 года.

За выслугу лет постепенно производился в чины от губернского секретаря

до коллежского советника и к 1 мая 1889 года был представлен в статские

советники. Получил ордена: святого Станислава и святой Анны 3 и 2 степени.

Такая выдающаяся для человека степи карьера не могла не вызывать

уважение к И. Алтынсарину со стороны как своих, так и со стороны царской

администрации. При всем этом И.Алтынсарин по словам современников был

более всего замечателен по своим личным качествам как человек умный,

честный и искренний. Русские сослуживцы ценили в нем живую любознательность

к русскому образованию и постоянную мысль о необходимости этого образования

для киргизов.

При своей деятельности И. Алтынсарин не только высказывал

просветительские идеи в своих трудах, но и начал осуществлять их

практически. Он поставил перед собой задачу подготовить в Казахстане по-

русски образованных людей, которые могли бы понести идеи просветительства в

народные массы. А создать эти кадры можно было по его мнению, только через

светские народные школы.

Как уже упоминалось в 1879 году Алтынсарин получил назначение на

должность инспектора народных школ Тургайской области. Административным

центром Тургайской области был город Оренбург. Однако, будучи инспектором

И. Алтынсарин проживал в г.Тургае а затем в г.Николаевске в скромном

одноэтажном доме на берегу озера, которое сейчас называется инспекторским

озером.

Вступив в должность Алтынсарин сразу же приступил к открытию светских

школ. Он решил прежде всего открыть по одному центральному училищу во всех

уездных городах области. С этой целью он собирал с населения средства, а

затем открыл училища в Илецком, Николаевском, Тургайском и Иргизском уездах

и укомплектовал эти училища учителями и учениками.

Особое значение И. Алтынсарин придавал оборудованию этих училищ, что

видно из его писем и служебных материалов. Он лично заботился о создании

библиотеки при каждой школе, тратил много сил и энергии на открытие

ремесленных и сельскохозяйственных училищ, придавая исключительное значение

подготовке из среды коренного населения специалистов, необходимых для

экономического развития Казахстана. Перед смертью он завещал в пользу

открываемой в г. Кустанае сельскохозяйственной школы принадлежавшие ему

земельные участки.

3 стр., 1072 слов

СПЕЦИФИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СУВОРОВСКОМ УЧИЛИЩЕ

... года с мониторингом их психических проявлений в течение всего периода обучения в училище. 13. Обеспечение условий для трудового воспитания суворовцев в процессе обучения, организации различных форм ... обязанностей педагогов-организаторов и классных руководителей, институализация их как заместителей начальников учебных курсов по учебно-воспитательной работе и как единоначальников в учебном взводе, ...

С именем Алтынсарина связано и начало женского образования в

Казахстане. В Иргизе была открыта специальная школа для казахских девочек с

интернатом. Это было поистине большим событием в жизни казахского народа.

Позже И. Алтынсарин просил у царской администрации разрешения открыть

женские училища во всех уездах Тургайской области. Лишь спустя два года

после подачи заявления было получено разрешение открыть такие училища с

интернатами в г.Тургае – 1891