Философия и педагогика статья

Философия и педагогика

« Нет у человека иной цели философствовать, кроме как стремления к блаженству», — сказал родитель европейской философии Аристотель. Философия есть наше размышление о сущности мира, о сущности человека, вечное вопрошание – и часто безответное, но оттого не менее волнующее и захватывающее.

Человек не философствующий, человек не размышляющий – есть человек бессмысленный, человек без смысла, без мысли. Мысль есть специфический признак человека, атрибут человечности, и быть человеком, стать человеком – это значит стать человеком мыслящим, думающим, философствующим. Философия, таким образом, становится центром и стержнем педагогики, её смыслообразующей основой, осью, вокруг которой и на которой вращается процесс воспитания и образования человека.

Ведь в чём состоит пресловутый воспитательный процесс, процесс образования, социализации личности? Испокон веков он включал в себя две составляющих – созидание человека как социального существа и сотворение человека как мыслящего существа. Обществу нужны граждане, а человечеству, в полном согласии с самоданным видовым нашим определением (может быть, несколько опрометчивым) – разумные люди, те, кто создаёт человека в самом себе, кто творит в себе свою неотъемлемую, неискоренимую, но такую неуловимую и невесомую разумную сущность, тот дух познания и понимания, который, по слову Евангелия, «веет, где хочет».

Но как Творец мира вдохнул дух живой в человека, так дух познания, страсть мысли, размышления, «вдыхает», вкладывает в человека практикующий философ, тот кого мы знаем ныне как учителя, педагога, наставника. Педагог – тот, кто ведёт. Ведёт детей к знанию, к разуму, к мысли. Наша профессия изначально – профессия философствующих наставников, которые просто (но как непросто!) потому философы, что они занимаются душами и разумом людей. Они – то есть мы, педагоги – лепят формы из Богом данной материи – вот уж воистину, старик Аристотель знал, о чём он говорил, когда писал о соотношении формы и материи, обучая своих последователей в неспешной прогулке по садам Ликея. Разум заложен в нас – задача философа в том состоит, чтобы разбудить его, растормошить, взбудоражить, заставить жить и действовать. Так кто же это и делает, как не учителя – истинные философы по призванию и профессии.

7 стр., 3191 слов

Основные направления развития отечественной философии после 1917 года

... системы ценностей. СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ФИЛОСОФИИ С приходом власти большевиков поле философской ... М. К. Мамардашвили, посвященные процессам анализа и синтеза и ... материализм». Началось идеологическое наступление на немарксистские философские течения, борьба ... Тема «Основные направления развития отечественной философии после 1917 года» актуальна, так как мы можем проследить, как выживала философская мысль ...

Кроме задачи пробуждения, «активации» разума, философия выполняет ещё одну, очень важную роль. Она даёт понимание единства мира и познания, понимание целостности и преемственности знания, она есть тот корень, тот ствол, из которого и растут многочисленные ветви наук. Философия, философское видение мира есть системообразующий фактор познания, обучения, образования. Прежде чем знать – и помимо всякого частного знания – нужно знать, что познаваемое имеет смысл, что оно — часть общей картины мира, что оно не абсурдно и не алогично. Что оно не висит в воздухе, как химера нашего воображения, а укоренено в почве рациональности, культуры и традиции. Философия – это воспитание в культуре, приобщение к культуре.

Вот и получается, что подлинная, истинная педагогика – это и есть подлинная истинная философия. Философия создаёт разум, а педагогика создаёт человека – а это суть одно.