Особенности социально-профилактической работы с детьми с девиантным поведением в условиях общеобразовательной школы

Дипломная работа

Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, психологов, медиков, работников правоохранительных органов и педагогов.

На рубеже XXI века в нашей стране произошли коренные перемены социально — экономического и по­литического характера, повлекшие за собой изменения в сфере морально — нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В на­стоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов.

В эпоху перемен, современная социально — экономическая ситуация резко обострили проблемы, связанные с коррекцией отклоняющегося, девиантного поведения. Изменения, происходящие в нашем обществе, практически разрушили ранее существовавшие представления о норме в поведении. При отсутствии внятных социальных перспектив это не может не влиять на физическое и душевное здоровье детей. Конечно, российское общество не может долго оставаться в таком положении. Девиантное поведение значительной массы населения воплощает сегодня наиболее опасные для страны разрушительные тенденции.

Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально — экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентации молодежи, неблагоприятных семейно — бытовых отношений, отсутствия контроля над поведением и нарушением эмоциональной сферы личности ребёнка, чрезмерной занятости родителей, эпидемии разводов.

В результате у детей искажаются ценностные ориентиры и в силу своего возраста и отсутствия внимания взрослых единственным выходом из такой ситуации они находят в проявлении девиантного поведения, что влечет за собой рост количества детей стоящих на учёте.

Актуальность темы определяется целым рядом обстоятельств, прежде всего тем, что оно относится к подрастающему поколению, состояние которого вызывает обоснованную тревогу общественности, поскольку касается настоящего и будущего. В последние годы в России среди подростков значительно увеличились преступность, алкоголизм, токсикомания, наркомания, антисоциальное поведение, паразитический образа жизни (попрошайничества, бродяжничества) и иные формы девиантных проявлений. Большое количество неблагополучных семей, неспособных справиться с воспитанием детей, попустительское отношение родителей и родственников к проблеме социализации ребенка, недостаточный контроль со стороны государственных учреждений приводит к возникновению и распространению в детской и подростковой субкультуре различных поведенческих девиаций.

49 стр., 24313 слов

Исследование психотерапии и психопрофилактики невротических расстройств у детей

... повышенной робости и тревожности ребенка. Поэтому приводить слишком много сведений, доказывающих наличие большого числа детей и родителей, нуждающихся в психотерапии и подтверждающих важность психопрофилактики ... в случаях, когда невротическое расстройство еще не развилось, но механизмы невротического реагирования и дезадаптивного поведения уже начали складываться. Разделение методов психотерапии ...

Одним из решений проблемы девиантного поведения детей и подростков выступает комплекс мер, методов и форм, направленных на реализацию задачи исключения явлений, способствующих возникновению отклонений поведения среди несовершеннолетних, т. е. их профилактика.

Вопрос о трудных детях не новый. В 20-30 годы 20 века им занимались многие педагоги, психологи, психоневрологи и юристы.

Педагогической наукой, практикой школы накоплен значительный опыт работы с детьми имеющие девиантное поведение.

Оформление проблемы девиантности как относительно самостоятельной начало складываться не в рамках психологии, а в социологических и криминологических трудах, из которых особого внимания заслуживают работы таких отечественных учёных как А.А. Александрова, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, В.П. Кащенко, И.С. Кона, В.Н. Кудрявцева, Ю.А. Клейберга, А.С. Макаренко, Е.В. Руденского, и др. учёных.

При анализе теории вопроса выделилось большое количество определений «девиантного поведения». В теоретической основе по изучению проблемы девиантности поведения можно выделить таких педагогов и психологов как Газман О.С., Галагузова М.А., Шульга Т.И., Мудрик А.В., Олиференко Л.Я., в работах таких ученых как Выготский Л.С., Блонский, П.П., Бехтерев В.М. и др. проявляется большой интерес к отклоняющемуся поведению подростков под влиянием социальных факторов на особенности личности и на ее эмоциональную сферу.

Необходимо отметить рассуждения Аристотеля, рассматривавшего семейное воспитание в качестве способа избавления общества от девиаций ; Ш. Монтескье, Ч. Беккариа и Вольтера, высказывавшихся за необходимость предупреждать преступления, а не только заботиться о возмездии.

Теоретическими и экспериментальными аспектами по решению проблем отклоняющегося поведения выделяются работы в психологии: Беличева С.А., Бочкарева Г.Г., Степанов В.Г., и др.; в педагогике: Гуров Р.П., Мудрик А.В., Волкова Е.М., и др.

Социальная работа с детьми девиантного поведения основывается на соблюдении норм международного и российского законодательства.

Зарубежный и отечественный опыт свидетельствует, что социальную работу с детьми необходимо осуществлять на основе и с учетов нормативно-правовой базы документов мирового сообщества:

Конвенция ООН «О правах ребенка» (1989г.)

Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.)

Поэтому нормативно-правовая база Российской Федерации опирается на международные принципы и стандарты и реализуется посредством:

Конституция Российской Федерации.

Гражданский кодекс Российской Федерации.

Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Уголовный Кодекс Российской Федерации

Семейный кодекс Российской Федерации.

Федеральный Закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».

Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

27 стр., 13260 слов

Правовые основы социального обеспечения детей-сирот в Российской Федерации

... выпускной квалификационной работы является законодательство Российской Федерации по защите прав и социальной поддержке детей-сирот. Предметом исследования выпускной квалификационной работы является процесс правового регулирования реализации стратегии государства по защите прав и социальной поддержки детей - сирот. Методологической основой исследования ...

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации».

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Федеральный закон Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. № 159 – ФЗ

Постановление правительства РФ «Положение о Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав» от 06.05.2006 г. № 272

Закон Пермского края от 10 мая 2017 года N 91-ПК «о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Пермском крае»

Все вышеизложенное свидетельствует о том, что данная проблема является актуальной и требует комплексного исследования в рамках многих наук: психологии, педагогики, социологии и т.д.

Следовательно, темой нашего исследования является: «Особенности социально-профилактической работы с детьми с девиантным поведением в условиях общеобразовательной школы».

Объект исследования: социально-профилактическая работа с детьми девиантного поведения в условиях общеобразовательной школы

Предмет исследования: формы и методы социальной – профилактической работы с детьми с девиантным поведением в условиях общеобразовательной школы

теоретическое обоснование и практическая разработка

Задачи:

Изучить литературу по теме исследования.

Дать характеристику социально-психологического статуса детей с отклоняющимся поведением.

Изучить основы социально-профилактической работы с детьми с дивиантым поведением в условиях общеобразовательной школы.

Рассмотреть формы и методы социальной профилактики девиантного поведения в условиях общеобразовательной школы.

Провести социологическое исследование для обоснования необходимости разработки социального проекта «Театральная студия для детей с девиантным поведением «СценА» «.

Разработать проект театральной студии для детей с девиантным поведением «СценА».

Для решения поставленных задач требуются следующие методы исследования: теоретические (изучение литературы по теме исследования, систематизация изученного) и эмпирические (анкетирование, социологический опрос, проектирование).

Работа состоит из ведения, двух глав, заключения, списка использованный литературы и приложений.

Глава 1. Теоретические основы организации социальной работы с детьми с девиантным поведением.

Характеристика социально — психологического статуса детей с девиантным поведением.

Девиантность — социологический термин, обозначающий поведение, отклоняющееся от социально приемлемых стандартов и ролевых ожиданий. Его можно описать как нарушение социальных норм и правил. ( По словарю -справочнику по социальной работе М.А. Гулиной).

По определению Я. Глинского, «девиантное поведение всегда связано с каким-либо несоответствием человеческих поступков, действий, видов деятельности распространенным в обществе или его группах нормам, правилам поведения, идеям, стереотипам, установкам, ценностям». В целом можно подразделить девиантное поведение на две большие категории: во-первых, поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии; во-вторых, девиантное поведение, нарушающее какие-то социальные, культурные, морально — этические, правовые нормы.

9 стр., 4266 слов

Социально-психологические аспекты исследования конфликта

... явлений или иной тип пони­мания уже привычных явлений. Здесь интегрируются такие компоненты как психологический конфликт и социальный конфликт. Психологический конфликт Социальный конфликт понимание конфликта как социально-психологического явления ... Т. е. исследования распадаются на ... как социальную установку на конфликт или состояние предконфликта), но прежде всего само реальное поведение ...

Девиантное поведение (также социальная девиация, отклоняющееся поведение) (лат. deviatio — от­кло­не­ние) — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм. Негативное девиантное поведение приводит к применению обществом определённых формальных и неформальных санкций (изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителя).

О девиантном поведении имеет смысл говорить лишь по достижении определенного возраста, не ранее 6-8 лет. Как правило, маленький ребенок не может достаточно осознавать свое поведение, контролировать его и соотносить с социальными нормами. Только в школе ребенок впервые и по-настоящему сталкивается с принципиальными социальными требованиями, и только с началом со школьного возраста от ребенка ожидается строгое следование основным правилам поведения.

О девиантном поведении как о социально — педагогической проблеме обычно говорят в связи с подростковым возрастом детей.

Подростковый возраст занимает в формировании личности человека особое место. В этот период происходят глубокая перестройка и мощный подъем жизнедеятельности организма, бурное развитие самосознания и энергичный рост физических, моральных и интеллектуальных сил, закладываются основы мировоззрения, начинают формироваться идеалы и убеждения.

Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития ребенка подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования. Этот процесс преобразования и

определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста.

Вспомним некоторые сведения из анатомии и физиологии, психологии и педагогики, которые характеризуют личность подростка. Анатомо-физиологические особенности подростка характеризуются неравномерностью его физического развития, совершенствованием мускульного аппарата, процессом окостенения скелета. У подростков

ярко выражена неустойчивость нервной системы, которая не всегда способна выдержать сильные или длительные раздражители, что вызывает

состояние крайнего возбуждения или торможения, ведет к вспыльчивости, апатии и т.д. Активное половое созревание подростка происходит при заметном отставании в социальном становлении подростка,

что влечет за собой социально — психологические проблемы полового воспитания.

Как правило, в этом возрасте у подростков возникают проблемы со взрослыми, в частности с родителями. Родители продолжают смотреть на своего ребенка как на маленького, а он пытается вырваться из этой опеки. Поэтому взаимоотношения со взрослыми обычно характеризуются повышенной конфликтностью, усиливается критичность по отношению к мнениям взрослых, но при этом становится более значимым мнение сверстников. Изменяется характер отношений со старшими: из позиции подчинения подросток пытается перейти в позицию равенства. Одновременно изменяется и характер взаимоотношений со сверстниками, появляется потребность в общении с целью самоутверждения, что в неблагоприятных условиях может привести к различным формам отклоняющегося поведения. У подростка формируется чувство взрослости, которое проявляется через стремление к независимости и самостоятельности, протест против желания взрослых «поучить» его.

19 стр., 9185 слов

Авто диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.04 ...

... финансового поведения населения, которое представляет собой совокупность социальных групп, существенно отличающихся по уровню финансовой культуры. Актуальность темы исследования заключается также в недостаточной проработанности многих теоретических аспектов социологического анализа финансового поведения социальных групп населения, ...

Особое чувство взрослости, как индивидуальное переживание отношения к самому себе как к взрослому. Физическое возмужание дает подростку чувство взрослости, но социальный статус его в школе и семье не изменяется. И тогда возникает борьба за признание личных прав, независимости, что обязательно приводит к конфликту между взрослыми и подростками.

Подросткам с девиантным поведением, как группе, присущи определенные психические состояния, качества личности, ценности типичные для представителей данного сообщества. Девиантные подростки рассматриваются как специфическая социальная группа по следующим основаниям: нравам, обычаям, традициям как специфическим регуляторам социального поведения в больших социальных группах, отсутствующим в малых группах.

Социально — психологические особенности проявляются в отношении девиантных подростков между собой и отношения к ним общества. Хотя отношение к девиантным подросткам со стороны общества достаточно негативное, важно выяснить: какова специфика этих отношений и в чем проявляются затруднения. Наши отношения к той или иной группе людей зависят от ценности данной группы, чаще всего в подростках с отклоняющимся поведением мы видим «пропащих» людей, без перспективы на будущее. Критерием для суждения о девиации являются нормы и ожидания ближайшего окружения ребенка, где его права могут нарушаться, кроме того, суждение о девиантном поведении выносят взрослые, которые находятся в оппозиции к подростковому возрасту. Это явление «тигмации», заклейменный подросток становится таковым и при этом старается принадлежать «девиантной» среде. По словам И.С. Кона принадлежность к одному виду девиантного поведения повышает вероятность приобщения подростка и в другие, так как, несмотря на то, что девиантное поведение проявляется в разных формах, все они взаимосвязаны. Пьянство, употребление наркотиков, агрессивное, противоправное поведение и пр. образуют единый блок .

В работах отечественных ученых изучающих девиантных подростков даны следующие общие социально — психологические характеристики: Д.И. Фельдштейн считает, что подростки девианты инертны, агрессивны, вспыльчивы, отличаются грубостью, необычайной для данного

возраста склонностью к слезам, у подавляющего большинства отмечается лживость и безответственность. С.А. Кулаков , отмечает, что большая часть подростков с девиантным поведением, свойственны определенные искажения в различных сферах. В поведенческой сфере — это избегания решения проблем, нестабильность отношений с окружающими, однотипный способ реагирования на фрустрацию и трудности, отсутствие критической оценки своих действий; в аффективной сфере — это эмоциональная лабильность, быстрое возникновение тревоги и депрессии; в мотивационно-потребностной сфере: блокировка потребности в защищенности, свободе, принадлежности к референтной группе, в когнитивной сфере наблюдается нарушение построения заключений, наличие «глобальных» выводов, формирование выводов при отсутствии доводов в его поддержку и перфекционизм.

46 стр., 22608 слов

Социально–психологический портрет современного подростка как ...

... в развитии ребенка; 2. Рассмотреть социально – психологические особенности подростка и закономерности их развития; 3. Проанализировать проблемы подросткового возраста; 4. Определить роль социального педагога в социализации подростков; 5. Подобрать анкету для диагностики социально – психологических особенностей современного подростка; 6. Изучить социально – психологические ...

Изучение личностного развития подростков из территориальных группировок И.А. Семикашева показывает, что у участников группировки сильнее выражены идентификация с родителями и слабее с учителями, кроме того, они сильнее ориентированы на недифференцированную группу, а неконкретных людей. Сильнейшее воздействие большой группы связано с ощущением собственной анонимности, поступая «как все», подросток утрачивает чувство ответственности за свои действия.

Ю.А. Клейберг связывает девиантное с виктимностью (склонность субъекта к поведению, повышающему шансы на совершение преступления в отношении него) и определяет девиантное поведение подростков, как специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним, с использование собственных приемов самовыражения: сленг, стиль, манеры, мода и т. д.

У большинства криминальных подростков, как мальчиков, так и девочек, отмечено отрицательное отношение к школе и одноклассникам, с которыми они если и общаются, то больше негативно, чем хорошо; ненависть к отличникам; негативную установку к другим людям, чести и достоинству. Для подростков с асоциальным и антисоциальным поведением характерно отчуждение от общепринятых правил социального общежития; отторжение от позитивных социальных ценностей. Им не трудно ударить незнакомого человека, причем как юноши, так и девушки; для достижения собственной цели нанести другому имущественный ущерб.

Критерием для суждения о девиации являются нормы и ожидания ближайшего окружения ребенка, где его права могут нарушаться, кроме того, суждение о девиантном поведении выносят взрослые, которые находятся в оппозиции к подростковому возрасту. Это явление «стигмации», заклейменный подросток становится таковым и при этом старается принадлежать «девиантной» среде.

Исследователи отмечают, что на отклонения в поведении подростка оказывают влияние следующие особенности взаимоотношений: положение изгоя в классе, отвержение со стороны учителей, ярлык девианта в школе. Возможно, что отчуждение подростков от школы происходит вследствие нетактичности, раздражительности по отношению к подростку со стороны педагогов, равнодушия учителей, у которых отсутствуют элементарные знания о причинах и формах проявления, педагогической запущенности подчеркивает, что низкий статус школьника в классе, невозможность индивидуализироваться, а затем интегрироваться в классе, неудовлетворенная потребность самоутвердиться в рамках школы ведут к тому, что подросток начинает активный поиск других сообществ, где он мог бы компенсировать личностные неудачи.

В психологии С.А. Беличева выделяет такие типы отклонений в поведении как:

  • социальные отклонения агрессивной ориентации, проявляющиеся в действиях, направленных против личности (оскорбления, хулиганство, побои, изнасилование, убийство);
  • социальные отклонения корыстного и агрессивного типа носят как вербальный (оскорбление словом), так и невербальный характер (физическое воздействие) и проявляются на уровне как докриминогенном, так и посткриминогенном в виде проступков и аморального поведения, вызывающих моральное осуждение, и в виде преступных уголовно — наказуемых действий;

— отклонения социально — пассивного типа выражаются в стремлении к отказу от активной жизнедеятельности, уклонении от своих гражданских обязанностей, долга, нежелании решать, как личностные, так и социальные проблемы: уклонения от работы, учебы, бродяжничество, употребление алкоголя, наркотиков, токсических средств, погружающих в мир искусственных иллюзий и разрушающих психику, самоубийство, суицид.

20 стр., 9958 слов

Профилактика девиантного поведения подростков (2)

... направлением. Задачи профилактики сводятся к предупреждению отклонений, где наиболее важным является недопущение первого опыта правонарушений, а также минимизация социального вреда девиантного поведения подростков для общества. ... Е.В. Змановской, Ю.А. Клейбергом и др., анализ работ которых позволил выделить в числе основных факторов девиантного поведения подростков такие, как отклонения от нормы в ...

Отклоняющееся поведение является результатом неблагоприятного психосоциального развития и нарушений процесса социализации, что выражается в различных формах детско-подростковой дезадаптации уже в достаточно раннем возрасте.

Проявление детско-подростковой дезадаптации основывается в усвоении социальных ролей, учебных программ, норм и требований социальных институтов (семьи, школы и т.д.), выполняющих функции институтов социализации.

Причины девиантного поведения находятся в нарушении процесса социализации и первые проявления отклоняющегося поведения видны в детском и подростковом возрасте и объясняются такими факторами как: относительно низкий уровень интеллектуального развития; незавершенность развития личности; отрицательное влияние семьи и ближайшего окружения; зависимость от требований группы и принятых в ней ценностных ориентаций.

У подростков такое поведение нередко служит средством самоутверждения, выражает протест против действительной или кажущейся несправедливости взрослых.

Следовательно, девиантное поведение детей и подростков имеет свою специфическую природу. Причинами отклонений в поведении подростков являются и реалии настоящего периода в жизни общества. Подростки

остро переживают социальное расслоение, невозможность для многих получить желаемое образование, жить в достатке, в последние годы у несовершеннолетних изменяются ценностные ориентации.

Девиантные подростки рассматриваются как специфическая социальная группа по следующим основаниям: нравам, обычаям,

традициям как специфическим регуляторам социального поведения в больших социальных группах, отсутствующим в малых группах.

Таким образом, к социально — психологическим характеристикам детей и подростков с девиантным поведением, как специфической социальной группы можно отнести:

  • повышенная тревожность;
  • жестокость по отношению к взрослым и сверстникам;
  • агрессивность;
  • конфликтность , которая принимает устойчивый характер обычно в процессе стихийно — группового общения, складывающегося в разного рода компаниях.

1.2. Основы социальной — профилактической работы с детьми с девиантным поведением в условиях общеобразовательной школы.

Прогрессирующая тенденция непрерывного роста различных проявлений девиантного поведения несовершеннолетних ставит перед обществом в качестве одной из основных задач необходимость концентрации усилий, направленных не только на борьбу с вредными последствиями отклонений от социальных норм, но и, главным образом, на их профилактику, т. е. устранение коренных причин и условий, прямо или опосредованно оказывающих отрицательное воздействие на поступки и действия человека.

3 стр., 1434 слов

Технологии социальной работы с девиантными подростками

... социального обслуживания населения Ростовской области «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Волгодонска». Настоящая курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Глава 1. Теоретические аспекты социальной работы с девиантными подростками ...

Понятие профилактики раскрывается в законе РФ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Согласно данному Федеральному закону, профилактика правонарушений несовершеннолетних — это система мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и их семьями.

Профилактика является одной из наиболее распространенных технологий работы с подростками девиантного поведения.

Профилактика — это совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих социальные отклонения в поведении подростков (М.А. Галагузова).

Психологом В.В.Ковалевым социальная профилактика определена как деятельность по предупреждению социальной проблемы, социального отклонения или удержанию их на социально терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих их причин.

Профилактика девиантного поведения — это комплекс мероприятий, направленных на предупреждение отклоняющегося поведения.

Поэтому в социальной педагогике под профилактикой понимаются, прежде всего, научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных обстоятельств у несовершеннолетних, входящих в группу социального риска; сохранение, поддержание и защита нормального уровня жизни и здоровья ребенка, содействие ребенку в достижении социально значимых целей и раскрытие его внутреннего потенциала .

Предупреждение отклоняющееся поведение подростков и преодоление школьной дезадаптации обучающихся с целью недопущения дальнейшего углубления девиации — это профилактическая деятельность социального педагога, которая занимает важную роль в его деятельности.

Профилактику можно подразделить на первичную, вторичную и третичную.

Первичная профилактика, рассматривается как комплекс социальных, образовательно-воспитательных и психолого-медицинских мероприятий, предупреждающих зарождение поведенческих отклонений у несовершеннолетних:

  • изучение механизмов формирования материнского и отцовского поведения, типа семьи и воспитания;
  • изучение и коррекция нарушения детско-родительских отношений, которые служат причиной снижения эмоционального благополучия ребенка и отклонений в его оптимальном психическом развитии.

Вторичная профилактика — комплекс социальных, образовательно-воспитательных, психологических и правовых мер, направленных на предупреждение формирования отклоняющегося поведения несовершеннолетних и перехода к уголовно-наказуемым:

  • исследование генографии семьи;
  • коррекция семейных отношений, физических и эмоциональных связей;
  • определение детско-родительских границ;
  • наличие четких семейных ролей.

Третичная профилактика — комплекс социальных, образовательно-воспитательных, психологических и нормативно-правовых мер, направленных на предотвращение рецидивных отклонений в поведении и способствующих восстановлению личностного и социального статуса несовершеннолетнего, имевшего проблемы с отклонениями в поведении и возвращении его в семью, образовательное учреждение и к общественно-полезной деятельности.

38 стр., 18993 слов

Социально-педагогическая работа с подростками группы риска в ...

... поведение. Определить возможности использования социальных технологий как помощи личности. Выявить экспериментальным путем особенности личностного развития и эмоционального состояния подростков, относящихся к «группе риска» Разработать и апробировать программу социальной работы с подростками ...

проводится в отношении подростков, совершивших правонарушение, и ее целью является коррекция поведения подростка и его развитие, а не само преступление и его наказание.

Выделяют также раннюю и позднюю социальную профилактику:

Ранняя профилактика — рассматривается как деятельность по созданию условий для успешной социализации, приобщению к социальным нормам, ценностям, культуре, сознательной активной деятельности, а также нейтрализации или устранению причин девиаций у подростков.

Поздняя профилактика — как меры по коррекции и исправлению подростков, которых уже приобрели формы девиантного поведение.

Основные направления работы в школе определены проблемами, возникающими в процессе обучения и воспитания детей. Основной целью работы является социализация личности ребенка в современных условиях. Решаются задачи формирования социально — активной личности, формирования у подростка знаний и опыта социально — полезной деятельности.

В работе с подростками используются индивидуальные беседы, консультации с учащимися, посещение уроков, работа с семьей. С целью профилактики девиантного поведения проводятся мероприятия по возрастным группам. На каждого ребенка составляется индивидуальная карта, совместно с классными руководителями и психологом школы проводится диагностика, которая показывает уровень развития и адаптации подростка.

Организуя процесс социальной профилактики отклоняющегося поведения подростков в школе, социальный педагог может использовать следующие способы: психолого-педагогическое изучение и отслеживание ребенка на протяжении всего периода его обучения в школе, своевременное выявление состояния обучающихся; просветительская деятельность в вопросах обучения и воспитания, психического развития детей и подростков, направленная на повышение уровня компетентности взаимодействующих с ребенком взрослых; организация психолого-педагогических консилиумов для анализа поведения и развития школьников с отклонениями в поведении; комплексные консультации специалистов для педагогов и родителей, проводимые на основании данных социально психологической, психолого-педагогической и медицинской диагностики; совместные семинары и психолого-педагогические практикумы для учителей, родителей; разработка индивидуальных программ коррекционной работы и их реализация на уровне образовательного учреждения.

Профилактическая работа предполагает взаимодействие социального педагога с учителями, родителями, специалистами социальных служб в оказании необходимой помощи учащемуся и его семье, где социальный педагог выполняет роль координатора воспитательных усилий школы, семьи и социальных служб. Проводится разносторонняя работа не только с детьми, но и семьями. Однако профилактика девиантного поведения реализовывается не в полном объеме, так как родительская общественность пассивна в работе по данному направлению.

В общеобразовательных организациях проводят мероприятия по правовому воспитанию, где информируют детей об их правах и о обязанностях, так же проводят родительские собрания по правам ребенка, о правах и обязанностях родителей, об административной ответственности родителей за ненадлежащее выполнение ими родительских обязанностей. Так же проводят мероприятия по формированию здорового образа жизни, информированию о пагубных последствиях вредных привычек с медицинской точки зрения (наркомания, алкоголизм и табака курение).

Одним из важных факторов профилактики является занятость обучающихся в свободное время, поэтому в школе большое внимание уделяется развитию системы дополнительного образования, вовлечение подростков в кружки и секции. В школе функционируют кружковые объединения.

В деятельности социального педагога школы, осуществляющего профилактику девиантного поведения, можно выделить определенный алгоритм работы (по С.С. Гилю) .

Диагностика проблем личностного и социального развития девиантных подростков.

Разработка профилактической программы. По результатам диагностики социальный педагог определяет суть проблемы или совокупности проблем и подбирает психолого-педагогические, социальные средства для их эффективного разрешения. Индивидуальные профилактические программы разрабатываются в рамках индивидуальных программ комплексной профилактики.

Реализация программ профилактики девиантного поведения обучающихся школы. На протяжении актуального периода осуществляется социально-психолого-педагогическое сопровождение подростка с трудностями в воспитании. Отслеживается динамика развития позитивных форм поведения, оказывается психологическая помощь во взаимоотношениях с педагогами, учащимися и родителями. Организуется работа Совета профилактики, тематических педагогических советов по наиболее актуальным проблемам профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних с привлечением различных субъектов профилактики. Проводят беседы с социальным педагогом, с психологом, с классным руководителем, с администрацией школы, с инспектором ОДН. Проводится профилактическая работа с родителями. Реализация данного этапа включает в себя: работу с родителями, работу с педагогическим коллективом, работу с учащимися.

Итогово — оценочный. Направлен на оценку эффективности проведения профилактической работы, внесение в нее необходимых корректив.

Проблема профилактики девиантного поведения подростков — многофакторная проблема, для решения которой требуется кропотливая совместная работа субъектов профилактики.

Таким образом, школа играет основную роль в профилактике отклоняющегося поведения подростков. Для ее эффективного осуществления необходимо тесное взаимодействие специалистов внутри системы, а также самого образовательного учреждения с другими социальными институтами.

1.3. Формы и методы социальной – профилактической работы

В современной теории социальной педагогики изучение форм и методов деятельности социального педагога по профилактике девиантного поведения у обучающихся занимает одно из важных мест в проблеме нарушений поведения подростков.

Метод — способ теоретического исследования или практического выполнения чего-нибудь (В.И. Ожегов).

Рассмотрим основные методы работы социального педагога школы с девиантными подростками (Т.А. Шишковец).

Использование диагностических методов в работе социального педагога необходимо для выявления специфических социальных качеств, особенностей развития и поведения ребенка, уточнения его социальной ситуации развития, определения степени имеющихся отклонений, составления социального портрета личности несовершеннолетнего и формулировки социального диагноза.

Социально-педагогические методы включают в себя: педагогические (методики изучения воспитанности личности, изучения мотивов учебной деятельности), социологические методы (картографирование, социологическое обследование, социологический опрос), психологические методы (проективные тесты, тесты профессиональных намерений и др.).

Социально-психологические методы в его работе с целью предупреждения и преодоления социально-психологических проблем — коррекции коммуникативной, эмоциональной сфер личности, преодоления поведенческих отклонений у несовершеннолетних, укрепления детско-родительских отношений.

Методы воспитания, реализуемые социальным педагогом в работе с девиантными подростками, направлены на формирования качеств личности.

Социальный педагог в работе с девиантными подростками использует следующие методы:

Метод психологического консультирования.

Наиболее эффективным методом индивидуальной психокоррекционной работы с агрессивными подростками является метод психологического консультирования.

Психологическое консультирование — это нестандартный процесс. Его протяженность, форма, глубина будут определяться, прежде всего, необходимостью и достаточностью для разрешения затруднений подростка. При этом, в ходе психологического консультирования реализуется индивидуальный подход, суть которого состоит в коррекции комплекса качеств, связанных с агрессивностью подростка.

Метод разговорной психотерапии.

Метод разговорной психотерапии — это разговор с подростком, направленный на вербализацию эмоциональных состояний, словесное описание эмоциональных переживаний. Вербализация переживаний вызывает положительное отношение к тому, кто разговаривает с подростком, готовность к сопереживанию, признание ценности личности другого человека. Данный метод предполагает появление совпадения словесной аргументации и внутреннего состояния подростка, приводящего к самореализации, когда подросток делает акцент на личных переживаниях, мыслях, чувствах, желаниях.

Наиболее широко используются такие методы, как убеждение и упражнение.

Убеждение может реализовываться через такие известные в педагогике методы, как рассказ, лекция, беседа, диспут, положительный пример.

Метод упражнения связан с формированием у детей определенных нравственных умений и привычек. Воспитание привычек требует многократных действий и многократных повторений. Под нравственными упражнениями понимается многократное повторение действий и поступков детей в целях образования и закрепления у них необходимых в жизни навыков и привычек. Эффективность использования метода упражнения повышается, если социальный педагог прибегает к таким формам организации метода упражнения, как игра: творческая, сюжетно-ролевая и другие виды игр.

Методы работы социального педагога школы с детьми девиантного поведения реализуются в различных формах социально-профилактической деятельности.

Форма — внутренняя организация содержания, охватывающая систему устойчивых связей предмета (В.И. Ожегов).

Индивидуальная форма работы социального педагога по профилактике девиантного поведения обучающихся предполагает непосредственный контакт социального педагога и обучающегося. Данная форма активно используется в современной социально-педагогической практике профилактики девиантного поведения обучающихся: позволяет оказаться подростком «один на один».

Групповая форма работы. Выделяют следующие критерии эффективности групповой формы работы: осознание ответственности за данное социальным педагогом задание, действует такое разделение труда, когда учитывает интересы и способности школьника и позволяет себя лучше проявить в общей деятельности, товарищеская взаимопомощь, распределение обязанностей и функций среди членов группы. Групповая работа широко используется с целью оказания учащемуся помощи через передачу группового опыта, для развития его физических и духовных сил, формирования социального поведения .

Коллективная форма работы.

Формы социально-профилактической работы социального педагога школы с детьми девиантного поведения:

Социально-педагогическая консультация (групповая, индивидуальная) — применяется с целью оказания квалифицированной помощи ребенку в правильном понимании и решении стоящих перед ним конкретных социально-педагогических проблем.

Социально-психологический тренинг — направлен на коррекцию и развитие у несовершеннолетних социально необходимых умений и навыков. Преимущественно реализуется в форме групповых тренингов. Тренинг резистивности (устойчивости) к негативному социальному влиянию. В ходе тренинга изменяются установки на девиантное поведение, развивается способность говорить «нет» в случае давления сверстников и т.д. Тренинг формирования жизненных навыков. Прежде всего — это умение общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты в межличностных отношениях. Также это способность принимать на себя ответственность, ставить цели, отстаивать свою позицию и интересы. Наконец, жизненно важными являются навыки самоконтроля, уверенного поведения, изменения себя и окружающей ситуации.

Информирование обучающихся — это наиболее привычное для нас направление работы в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео- и телефильмов. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений. Для этого обычно широко используется информация, подтвержденная статистическими данными, например о пагубном влиянии наркотиков на здоровье и личность. Нередко информация имеет запугивающий характер. При этом перечисляются негативные последствия употребления наркотиков или описываются драматические судьбы девиантов, их личностная деградация.

Коррекционно-развивающие занятие (индивидуальное, групповое) — форма социально-педагогической деятельности, представляющая собой целесообразную совокупность социально-педагогических приемов и средств. В зависимости от целей и содержания занятия может представлять разновидности игры (ролевой, деловой, профориентационной), организованную дискуссию, практикум и др.

Коллективные и массовые формы работы с детьми реже, но также имеют место в работе социального педагога школы. Так, социальный педагог совместно с другими специалистами учреждения организует собрания и конференции школьников, культурные мероприятия, (тематические или посвященные календарным датам), социальные акции.

Цели и содержание деятельности школы определяют основные формы и методы работы социального педагога. Следует отметить, что при выборе методов и форм социальный педагог должен исходить из цели и актуальных задач воспитания, учитывать возрастные, индивидуальные и личностные особенности подростка, их социальное окружение, уровень квалификации педагогов. Наиболее эффективной является групповые и коллективные формы работы с данной категорией детей.

Глава 2. Практические аспекты организации социально — профилактической работы

Социологическое исследование востребованности социального проекта театральная студия для детей с девиантным поведением «СценА» .

В данном параграфе раскрыто социологическое исследование по изучению мнения педагогического состава о необходимости разработки и готовности участия в социальном проекте театральной студии для детей с дивиантным поведением «СценА» на базе общеобразовательной школы №29 г.Березники.

Цель исследования: определение востребованности социального проекта театральная студия для детей с девиантным поведением «СценА».

Задачи исследования:

Подобрать инструментарий для проведения социологического исследования.

Определить уровень социальной заинтересованности общественности в социальном проекте театральная студия для детей с девиантным поведением «СценА».

Дать оценку готовности участия и в социальном проекте.

Для решения поставленных задач были использованы: социологический опрос, беседа с педагогическим составом школы.

В исследовании принимали участие специалисты общеобразовательной школы № 29: 23 педагога данного учреждения, 5 членов администрации, музыкальный руководитель, психолог, социальный педагог.

Респондентам было задано 4 вопроса, на которые они должны были ответить. По ответам были составлены диаграммы.

Для проведения социологического опроса были предложены следующие вопросы:

Считаете ли вы что девиантное поведение подростков это социально значимая проблема?

Как бы вы оценили необходимость социального проекта по социальной профилактики девиантного поведения обучающихся на базе школы?

Если бы на базе школы был реализован социальный проект театральной студии «СценА», приняли бы вы в нем участие?

Как вы считаете поможет ли данный социальный проект решить проблемы социализации девиантных подростков и повысить их духовно-нравственную культуру?

Результаты социологического опроса выглядят следующим образом:

Проблемы социальной профилактики детей с девиантным поведением волнует педагогов и они заинтересованы в данном направлении.

Диаграмма 1

Из диаграммы видно, что 74 % респондентов не отрицают, что дети с девиантным поведением — это социальная проблема современного общества. 10 % опрошенных достаточно равнодушно относятся к этой проблеме. Встречались комментарии, связанные с тем, что проект востребованный и интересный, но навряд ли его будут финансировать. (Диаграмма 1)

Оценивая необходимость социального проекта «СценА» и анализируя ответы, можно сделать вывод о том, что в целом преимущественно больше специалистов позитивно оценивают необходимость данного социального проекта на базе общеобразовательного учреждения. (Диаграмма 2)

Диаграмма 2

Анализируя ответы, можно сделать вывод о том, что педагоги приняли бы участие в социальном проекте театральной студии для детей с девиантным поведением. (Диаграмма 3)

Диаграмма 3

Результаты опроса доказывают, что социальная профилактика детей с девиантным поведением, посредствам театральной студии на базе школы актуальна.

Данный социальный проект по мнению большинства преподавателей вполне мог бы решить проблему социализации и духовно-нравственного воспитания детей с девиантным поведением. (Диаграмма 4)

Диаграмма 4

г. Березники

Подводя итоги проведенного социологического исследования, следует отметить положительное отношение подавляющего большинства участников опросов к разработке и реализации социального проекта театральной студии для детей с девиантным поведением «СценА».

2.2. Описание социального проекта »

1. Ресурсное и кадровое возможности организации, реализующей проект.

Проект театральной студии «СценА» рассчитан на 11 месяцев. Целевая аудитория — это детьми подросткового возраста (13 — 15 лет).

Театральная студия требует от педагога перехода от позиции руководителя на позицию партнерства с учащимися, эта работа направлена на погружение участников проекта в процесс поиска, познания и самопознания.

Театральная студия «Сцена» имеет свои принципы, свой алгоритм работы. Мотивационный этап занятий отражен в предъявлении индуктора — побудителя познавательной деятельности. Индуктор — предмет, побудитель познавательной деятельности — помогает учащимся пробиться через опыт, через заслон своих знаний, убеждений, которые показывают ему только ту реальность, которая им соответствует, а все остальное делает невидимым. Прозреть, увидеть, озадачить, а затем уже организовать поиск — желанная цепочка действий, в которую руководитель включает обучающегося, придумывая индуктор. Мотивацию усиливает и афиширование — предъявление своих идей, планов, результатов своей работы, заканчивается занятие студии всегда рефлексией на уровне мысли, анализа своего пути, своих ощущений, впечатлений.

Значимым моментом при работе с детским объединением является воспитательная работа. Главным звеном этой работы является создание и укрепление коллектива. Этому способствует общие занятия, занятия по изучению актерского мастерства, сценической речи, сценического движения, правильного нанесения грима, подготовка и проведение общих праздников, выступлений.

Очень важны отношения в коллективе. Коллективная работа

способствует не только всестороннему эстетическому развитию, но и формирование нравственных качеств ребят, обучает нормам достойного поведения. Одна из задач педагога — создать комфортный микроклимат. Дружный творческий коллектив не только помогает детям обогащать себя знаниями и умениями, но и чувствовать себя единым целым.

Большое значение придается на занятиях играм. В игре нередко возникают достаточно сложные ситуации, требующие от ребят нравственных решений и действий. Выполнять правила игры обязаны все, и дети чувствуют, что победа победе — рознь. В игре недопустимы оскорбления друг друга, грубость, нечестность. Они всегда ценят взаимопомощь, доброту, честность, поддержку, внимание и чуткость. Воспитательное значение игры трудно переоценить. Другая функция игры, физическое развитие, в игре совершенствуются двигательные навыки.

Школа в целом, так же как и каждый педагог заинтересована в решении проблемы с девиантными подростками, а данный проект помогает решать эту проблему.

Данная занятость в театральной студии учит детей планировать своё время, их профореинтирует, повышает их культуру, улучшает культуру речи, воспитывает эстетический вкус, повышает социальную активность, воспитывает ответственность, так же решает проблему социализации детей. Это то чего не хватает детям с дивиантным поведением, которые сами себе предоставлены и в основном бродяжничают.

В работе с детьми будут задействованы различные методы работы это игра, лекция, тренинги, мастер-классы, экскурсии, выходы в театр, рукоделие.

В данном проекте будут задействованы такие педагоги школы : педагог ИЗО, технологии, музыки. Так же имеются партнёры проекта это транспортная компания — она поможет привозить детей в дальние поездки, из учреждения дополнительного образования (УДО) будет привлечен педагог театрального искусства и дом культуры (ДК) поможет с декорациями и костюмами.

Педагог театрального искусства непосредственно работает с детьми, проводит лекции, мастер-классы, тренинги, пишет совместно с детьми сценарии (учит детей писать сценарии мероприятий и спектаклей), учит мастерству театрального искусства и присутствует на всех репетициях.

Социальный педагог контролирует работу театральной студии. Закупает все билеты в театры, а так же договаривается о необходимых костюмах с представителем из Дома культуры.

Социальный педагог или педагог театрального искусства сопровождает детей в театр, библиотеку, музей, на мастер-классы в ДК, так же совместно сопровождают детей в театр города Перми на спектакль.

Совместно с учителем ИЗО и технологии дети будут делать декорации для своих спектаклей и костюмы. При необходимости учитель музыки будет помогать с музыкальной частью спектакля.

2. Постановка проблемы

Театр — зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных видов искусств — литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства и других, и обладающий собственной спецификой: отражение действительности, конфликтов, характеров, а также их трактовка и оценка, утверждение тех или иных идей здесь происходит посредством драматического действия, главным носителем которого является актёр.

В работах отечественных ученых изучающих девиантных подростков даны следующие общие социально-психологические характеристики: Д.И. Фельдштейн считает, что подростки девианты инертны, агрессивны, вспыльчивы, отличаются грубостью, необычайной для данного возраста склонностью к слезам, у подавляющего большинства отмечается лживость и безответственность.

Подростковый возраст занимает в формировании личности человека особое место. В этот период происходят глубокая перестройка и мощный подъем жизнедеятельности организма, бурное развитие самосознания и энергичный рост физических, моральных и интеллектуальных сил, закладываются основы мировоззрения, начинают формироваться идеалы и убеждения.

Дети дошкольного возраста обязательно заняты в УДО, но после постепенно начинают реже посещать занятия пока совсем не перестают этого делать. В итоге дети 7 — 9 класс уже ни какой деятельностью внешкольной не заняты, у них много свободного времени, которое в итоге тратят на бродяжничество, у них нет обязательства в планировании своего времени, они предоставлены сами себе. У дети в силу подросткового возраста и других факторов формируется дивиантное поведение.

В силу изменившихся ценностей за последние десятилетия театр ушёл на 2 план. Дети не знают что такое театр, не имеют представление о его искусстве. Не каждый ребёнок был в театре.

Театр это не только сцена и постановка, театр это целая школа жизни. Такая база знаний поможет ребёнку определится со своим будущим (выбор профессии), научится красиво разговаривать, держать себя на публике, ни чего не боятся и не стеснятся, а такие навыки нужны не только в театре, но и, например, для работы учителем или даже адвокатом.

Театральное искусство рассматривается не только как средство достижения некоего художественного результата, т.е. создание спектакля. Очень важно, чтобы занятия театральным искусством активизировали у обучающихся мышление и познавательный интерес, пробудили фантазию и воображение, любовь к родному слову, научили сочувствию и сопереживанию.

Данный проект вовлечёт девиантных подростков в дополнительное образование и в сферу культуры посредством театра.

3. Цели и задачи проекта

подростка,

Задачи проекта:

  • Обеспечение необходимых условий для личностного творческого развития подростка;
  • Формирование общей культуры подростка;
  • Способствовать развитию эстетического вкуса, социальной и творческой активность;
  • Обеспечить условия для профилактики девиантного поведения подростков;
  • Повысить навыки социализации подростков;

4. Описание проекта.

Проект «СценА» направлен на профилактику девиантного поведения у детей стоящих на внутришкольном учёте.

Театральная студия «СценА» для детей с дивиантным поведением создаётся для того, что бы организовать досуговую деятельность детей, понизить процент детей стоящих на учёте в школе, повысить социальную активность детей. Способствует решению проблемы духовно-нравственного воспитания посредством приобщения детей к культуре.

Срок реализации программы — 11 месяцев. Занятия в театральной студии проводятся в групповой форме. Группа будет состоять от 15 до 20 человек, в возрасте от 13 до 15 лет. Продолжительность одного занятия будет 2 академических часа. Расписание занятий кружка строится из расчета два занятия в неделю. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.

На подготовительном этапе формируется группа из детей стоящих на внутришкольном учёте. Планируется провести социологический опрос (состоящий из 4 вопросов) педагогического состава об их мнении о социальном проекте театральной студии «СценА» (Приложение 1).

Создается интернет страница в социальных сетях ВКонтакте и Instagram, для размещения информации о работе театральной студии «СценА». В интернет страницах будут размещаться главные новости, фото и видео отчёты, расписание занятий для участников проекта, статьи, информация о предстоящих спектаклях и другая полезная информация для детей и их родителей, для педагогов, для субъектов профилактики, для спонсоров и партнёров. Так же будет создана беседа-конференция в социальной сети ВКонтакте для связи между участниками группы и их руководителем.

Для проведения занятий в

На протяжении реализации социального проекта будут проводится диагностические мероприятия по оценке личностных результатов у подростков принимающих участие в проекте. (Приложение 2)

Базой нашего проекта будет являться кабинет МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 29» г. Березники, улица Свердлова 65. Заключается договор об аренде помещения.

В рамках проекта запланированы дополнительные услуги преподавателя ИЗО и технологии: изготовление декораций которые будут необходимы в ходе проекта, для проведения тренинговых занятий привлекаются преподаватели музыки, психолог, а так же мастер-классы от актёров ДК.

В разработке и реализации проекта предполагается активное участие социальных партнёров, которые будут вносить посильный вклад в развитие проекта:

Социальные партнёры

Возможности

Дом Культуры (ДК)

Предоставление необходимых декораций и костюмов, мастер-классы для детей.

Транспортная компания

Перевозка участников проекта.

Учреждение дополнительного образование — УДО ( Дворец Творчества )

Мастер-классы, тренинги, педагог.

На основном этапе данного проекта начинается непосредственная работа с детьми (Сентябрь — май).

В проекте будут задействованы различные методы работы с детьми:

Групповые тренинги будут проводить преподаватели школы или педагог из УДО. Например, тренинг «Я не боюсь», цель которого является — научить подростка не боятся сцены, не стеснятся друг друга и научится изображать различные эмоции.

Ещё возможны мастер-классы с актерами в доме культуры.

Походы в театр и музей играют роль вдохновителя для детей, цель этих походов вдохновить детей на творческую деятельность и приобщить их к культуре. Так же научить детей правильно вести себя в обществе.

Лекции.

Занятия в театральной студии «СценА» ведутся по программе, включающей несколько разделов. (Приложение 3)

Раздел «Культура и техника речи» объединяет игры и упражнения , направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии.

В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

Раздел «Ритмопластика» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки.

Раздел «Театральная игра» предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.

Раздел «Этика и этикет» включает осмысление общечеловеческих ценностей с задачей поиска учащимися собственных смыслов и ценностей жизни, обучение культуре общения, нормам достойного поведения (этикет), воспитание эстетических потребностей (быть искусным читателем, зрителем театра), индивидуальную диагностику нравственного развития обучающегося и возможную его корректировку. В данном разделе кроме лекций и упражнений обучающиеся с педагогом будут посещать театры и музеи, где они будут демонстрировать навыки своего поведения, общения, будут осмыслять и анализировать увиденное.

Так же будет показательное выступление в ДК. Будут приглашены представители субъектов профилактики. На этот спектакль смогут прийти все желающие города Березники, за символическую сумму 50 рублей. Собранные деньги со спектакля преподаватель с детьми отправит их в благотворительный фонд.

На заключительном этапе проекта проводится мониторинговое исследование целевой группы, участников проекта. С помощью различных диагностик, таких как опрос целевой группы, а так же с помощью интервью мы анализируем и даём оценку дальнейшей жизни проекта.

5. Рабочий план реализации проекта

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Средства (в рублях)

Запраши-ваемые

Имеющиеся собственные и партнёрские ресурсы

Лекции и занятия

73 часа

Педагог театрального искусства.

12 000

Мастер классы

2 часа

Соц.педагог, педагог театрального искусства.

4 000

Поход в театр

4 часа

Педагог театрального искусства, соц.педагог.

9 800

Поездка в Пермский театр на спектакль

9 часов

Педагог театрального искусства, соц.педагог.

20 000

21 000

Тренинги

8 часов

Педагог театрального искусства.

Экскурсии в музей

4 часа

Педагог театрального искусства, соц.педагог.

6 300

Мастерство грима

8 часов

Педагог театрального искусства

15 000

Подготовка декораций и костюмов

12 часов

Педагог театрального искусства, изо, технологи.

29 500

Репетиции

24 часа

Педагог театрального искусства.

Спектакль в ДК

2 часа

Соц.педагог, Педагог театрального искусства.

6. Дальнейшее развитие проекта

Собранный опыт в ходе реализации проекта можно будет в дальнейшем использовать в практике. Проект будет продолжать свою деятельность в школе №29, г. Березники, как дополнительное образование для детей с дивиантным поведением. Ежегодно после годового обучения дети будут давать отчётный спектакль в ДК.

После реализации проекта можно написать методические рекомендации по работе с данной категорией детей.

В дальнейшем можно будет создать площадку театральной студии на город, т.е театральная студия отделится от школы станет самостоятельным учреждением, которое будет взаимодействовать не только с одной школой, но и с другими школами города. В такой студии будет не одна группа подростков, а несколько.

7. Бюджет проекта

Название статьи

Средства (в рублях)

Запрашиваемые средства

Собственные средства

Всего

Оплата труда

Оплата труда штатным сотрудникам

Социальный педагог (организатор)

50 000

Оплата труда внештатным сотрудникам

Педагог театрального искусства (совместитель)

91 800

Мастер-класс

4 000

Всего по оплате труда

95 800

50 000

145 800

Прямые расходы

Оплата коммунальных услуг (аренда и содержание помещения) за весь период

(9 месяцев)

55 060

20 800

Приобретение расходных материалов (на декорации, канцтовары, бумага для принтера материалы на грим)

35 500

15 500

Костюмы

Партнёр проекта

Оплата транспортных услуг

Партнёр проекта

Оплата услуг связи (телефон, интернет)

4 500

Прочие расходы

Походы в театр

30 000

20 800

Экскурсия в музей

6 300

Всего расходов по проекту

229 160

107 100

336 260