проявляет исключительные способности к решению задач.
Чтение: ребенок часто выбирает своим занятием чтение, использует богатый словарный запас и сложные синтаксические структуры, подолгу сохраняет внимание, когда ему читают; способен долго удерживать в памяти символы, буквы и слова; проявляет необыкновенный интерес к написанию имен, букв и слов; демонстрирует умение читать. Математика; ребенок проявляет большой интерес к вычислениям, измерениям, взвешиванию или упорядочению предметов; проявляет необычное для своего возраста понимание математических отношений; демонстрирует легкость в восприятии и запоминании математических символов (цифр и знаков); с легкостью выполняет простейшие операции сложения и вычитания; разбирается: в измерении времени или денег; часто применяет математические навыки: и понятия в процессе занятий, не имеющих отношений к математике. Естествознание: ребенок внимателен к предметам и явлениям; проявляет большой интерес или исключительные способности к классификации; может подолгу сохранять внимание к предметам, связанным с естествознанием и природой; часто задает вопросы о происхождении или функциях предметов; проявляет большой интерес к естественнонаучным опытам экспериментам: демонстрирует. опережающее его возраст понимание причинно-следственных связей; хорошо схватывает абстрактные понятия.
Ребенок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие, paботу; демонстрирует высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес ко множеству разных вещей); часто делает по-своему (независим, неконформен); изобретателен в изобразительской деятельности, в играх в использований материалов и реализации идей; часто высказывает много разных соображений по поводу конкретной ситуации; способен подойди к проблеме или к использованию материалов (гибкость); способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальный результат; склонен к завершенности и точности в художественно-прикладных занятиях и играх.
Ребенок легко приспосабливается к новым ситуациям; другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям; в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе; имеет тенденцию руководить играми или занятиями других детей; с легкостью, общается с другими детьми и со взрослыми; генерирует идеи и решения задач; в общении со сверстниками проявляет инициативу; принимает на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста; другие дети часто обращаются к нему за советом и помощью.
Особенности общения в дошкольном возрасте: популярные и не популярные ...
... интерес к личности ровесника, не связанный с его конкретными действиями. Дети беседуют на познавательные и личностные темы, хотя деловые мотивы остаются ведущими. Главное средство общения – речь. Особенности ... Эмоционально-практическая форма общения побуждает детей проявлять инициативу, влияет на расширение ... демонстрируют сверстникам то, что они умеют делать и как это у них получается. В 5-7 лет дети ...
Изобразительное искусство: ребенок проявляет большой интерес к визуальной информации; в мельчайших деталях запоминает увиденное; проводит много времени за рисованием или лепкой; весьма серьезно относится к своим художественным занятиям и получает от них большое удовольствие; демонстрирует опережающую свой возраст умелость; оригинально использует средства художественной выразительности; экспериментирует с использованием традиционных материалов; осознанно строит композицию картин или рисунков; его произведение включает множество деталей; его работы отличает отменная композиция, конструкция и цвет; работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности. Музыка: ребенок проявляет необыкновенный интерес: к музыкальным занятиям; чутко реагирует на характер и настроение музыки; легко повторяет короткие ритмические куски; узнает знакомые мелодии по первым звукам; с удовольствием подпевает; определяет какая из двух нот ниже или выше.
Ребенок проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики; обладает хорошей зрительно-моторной координацией; любит движения; обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому и т.п.); прекрасно удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений; прекрасно владеет телом при маневрировании; обладает исключительной для своего возраста физической силой», демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков (ходьба, бег и т.п.).
Перечисленные сферы одаренности (таланта), вероятно, не являются исчерпывающими, но полезны в качестве основы для разработки методов поиска и выявления одаренных и талантливых детей.
В зарубежной психологии существует два основных подхода к процессу установления одаренности. Первый основан на системе единой оценки (I35 баллов по шкале Стекфорд-Бйне), Второй — основывается на комплексной оценке.
Система комплексной оценки основывается, на множестве оценочных процедур: результаты группового тестирования; рекомендации классных руководителей, серии опросных листов, заполняемых учителем и родителями (опросные листы заполняются для определения способностей в перечисленных сферах).
Эта система имеет серьезное преимущество над всеми другими.
А.Г. Ковалев и З.Н. Мясищев отмечают, что в системе различных методов изучения способностей и одаренности «по праву первым методом является исследование истории личности»(5), т.е. ведение карты «история развития личности ребенка».
Н.С. Лейтес и ряд других психологов используют метод «срезов».
Из стандартизированных методов измерения интеллекта наиболее распространенными являются следующие:
Шкала интеллекта Станфорд-Бине, которая является индивидуальным тестом, направленным на измерение умственных способностей как у детей, начиная с двухлетнего возраста гак и у взрослых. Этот тест, в основном, исслёдует вербальную сферу, и считать ребёнка одарённым можно при IQ, равном 124 баллам или выше.
Шкала Зеяслера также применяется для измерения общих умственных способностей. Она состоит из двух частей: вербальной шкалы, содержащей 5 субтестов, и шкалы действий, также содержащей 5 субтестов и ряд других тестов.
Театрализованная деятельность как средство развития творческих ...
... искусства и организации театрально-игровой самих деятельности детей. Цель исследования, Объект исследования, Предмет игра 8 Проанализировать: 2.Изучить уровень развития творческих (способностей) актерских. 3.Изучить роль игры - драматизации в актерских развитии способностей детей старшего дошкольного Провести. 4.возраста ...
Из стандартизированных тестов достижений, предназначенных для выявления детей, имеющих исключительные способности к чтению, математике, и естествознанию, наиболее распространенными в стране являются:
Комплекс диагностических методик, позволяющих оценить готовность детей к школе разработанный Б.А. Бугременко, A.Л. Венгера и другими.
Шкалы оценок и контрольные записи наблюдений, как уже говорилось выше, являются дополнительным важным инструментом выявления одаренных детей. И если учителя имеют достаточный опыт в применении оценочных шкал, их мнение можно считать достаточно надежным.
Тест Р. Амтхауэра позволяет получить «тестовый профиль» испытуемого по трем параметрам — выраженности гуманитарных, математических и технических способностей. Тест ШТУР (Школьный тест умственного развития) помогает определить выраженность способностей к общественно-научной, физико-математической, естественнонаучной областям деятельности. Когда область предпочитаемых профессии учащихся намечена, могут использоваться тесты специальных способностей для углублённого изучения индивидуально-психологических особенностей школьника.
Глава 2. практическое исследование одаренности школьников
2.1. Организация и проведение исследования
Экспериментальное исследование построено нами в несколько этапов.1-этап — это, пожалуй, наиболее традиционный, будем так говорить, классический этап в работе психолога — тестирование на “входе”, т.е. психологическая диагностика детей.
Этот этап входит в спектр работы психолога в любом типе учебных заведений — будь это инновационное или традиционное.
Главная проблема всей практической психологии — проблема качества диагностирования. Школа №40 — это многопрофильное учебное заведение, основные профили которой — это гуманитарные, физико-математический и инженерно-технический. В нашем исследовании участвовали учащиеся 3 а (традиционная форма обучения), 3 б класс (обучение по Программа «Иносс -Рекорд — Старт»), 4 а (математический класс, обучение по Программе «Школа 2100»), 4 б (обучение по Программе «Школа 2100», лингвинистический класс), 4 в (обучение по традиционной форме).
Всего участвовало в исследовании 106 учащихся. В прогимназические классы учащиеся поступали на основе психологического тестирования и зачислялись по результатам выше среднего и высокого уровня развития детей. Эти учащиеся обучались по более сложным образовательным программам. Однако по мере обучения в эти классы добавлялись учащиеся без тестирования.
Поэтому на первом этапе, на “входе”, нами не ставилась задача отследить все типы одаренности.
А их основных шесть.
1. интеллектуальная
2. академическая
3. творческая
4. специальная
5. художественная
6. психомоторная
Мы взяли за основу 2 аспекта — выявление превалирования образного или логического типа мыслительных операций у ребенка. Попытаемся сделать это не с помощью громоздких методик, направленных, в основном, на диагностирование природных психофизиологических особенностей.
«Подготовка детей к школе»
... к обучению в школе. Подготовка к школьному обучению является сложным по структуре, многокомпонентным понятием, в котором можно выделить следующие «пласты». а) интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка ... в себя готовность ребенка к принятию позиции ученика. Сюда входит определенный уровень развития мотивационной сферы, способность к произвольному управлению собственной деятельностью, ...
Для этого мы взяли методику, которая включает в себя 7 тестов, каждый из которых направлен на определение уровня развития свойств мышления -групповой интеллектуальный тест (ГИТ).
Данная методика выявляет, насколько к моменту исследования ребенок овладел предлагаемыми в заданиях словами и понятиями, а также умением выполнять с ними некоторые логические действия. И здесь, чтобы качественно с помощью этой методики на групповом тестировании произвести отбор, нужна предварительная консультативная работа. Она носит характер собеседования психолога с каждым.
На этом предварительном собеседовании консультации надо уметь расположить к себе ребенка и родителей, не напугать, а наоборот дать почувствовать значимость, ценность его личности. И само тестирование должно носить характер групповой консультации.
В ходе всего тестирования соблюдается покой и тишина.
Инструкции зачитывает психолог и говорит напутственное слово и настраивает только на хорошую и благоприятную атмосферу.
Весь смысл работы психолога — это бережное отношение к душе ребенка и особенно, неординарному обострению чувствующего мир.
Как известно, в младших классах все учебные предметы (иногда за исключением таких, как рисование, пение и физкультура) ведет один педагог, чаще всего — учительница. Она изо дня в день учит и воспитывает своих питомцев, дисциплинируя и развивая их. Личные особенности учительницы младших классов — ее культура, педагогические способности, отношение к детям и даже черты характера — становятся фактором биографии учеников. Параллельные классы (их при формировании обычно стремятся уравнять между собой, учитывая знания детей и занятие родителей) в дальнейшем нередко начинают настолько отличаться друг от друга — в соответствии с особенностями учительницы, что даже в самых старших классах сказывается это различие.
Ученики вторых, как и первых, классов — дети в возрасте 7-9 лет — нуждаются в покровительстве старших, следование указаниям учительницы для них в высшей степени естественно. Для них велик, несомненен учительский авторитет. Они довольно легко или даже охотно приобщаются к общему порядку и дисциплине (отдельные случаи иного поведения не могут заслонить характерной для этого возраста податливости воздействиям педагога).
Им присуще по-своему очень ответственное отношение к занятиям.
Возраст учеников и характер начального обучения в школе в большой степени определяют особую роль учителя и расположенность детей к послушанию, которая заметно снижается в последующих классах.
Ученики начальных классов, за очень редким исключением, любят заниматься в школе. Им нравится быть в положении учеников, их привлекает и самый процесс учения. Удовольствие от узнавания нового обычно превышает трудности и огорчения. Они с готовностью встречают очередную порцию грамматики и арифметики, терпеливо осваивают технику письма.
Учение означает для них осваивать и закреплять преподносимое им. Они пока почти исключительно вбирают, впитывают и, судя по всему, имеют для этого поистине необыкновенные данные.
Известно, что дети отличаются свежестью, яркостью детского восприятия и чрезвычайной отзывчивостью детей на окружающее. Ученики начальных классов всем существом откликаются на отдельные моменты высказываний учительницы; они очень живо реагируют на все новое, на каждую шутку, на какой-нибудь пример из жизни. По самому незначительному, казалось бы, поводу у них возникает состояние полной заинтересованности и умственной активности. Ни один эпизод урока не оставляет их безразличными.
Для них характерна готовность детей реагировать сразу же. Время на уроках в начальных классах очень уплотнено: ученики с такой непосредственностью и поспешностью откликаются на все, что происходит в классе, что каждый урок для них насыщен многими действиями и некоторыми происшествиями.
Младшие школьники особенно активно реагируют на непосредственные впечатления, доставляемые органами чувств. Достаточно учительнице принести в класс книжку в новой обложке или начать рисовать на доске какие-нибудь иллюстрации к задаче, чтобы каждому захотелось это поскорее рассмотреть. Наглядные пособия, применяемые на уроках, всегда вызывают жадное любопытство.
Умственное развитие, развитие мышления является важной стороной в развитии личности младших школьников, в частности ее познавательная сфера. Мышление школьника характеризуется активным поиском связей и отношений между разными событиями, явлениями, вещами, предметами. Именно направленность на отражение прямо не наблюдаемых связей и отношений, на выделение в вещах и явлениях главного и неглавного, существенного и несущественного и отличает мышление как познавательный процесс от восприятия и ощущения.
В процессе обучения в младшей школе ученик овладевает умениями не только наглядно-действенного, наглядно-образного, но и, главное, в младшем школьном возрасте интенсивно развивается и словесно-логическое, отвлеченное мышление. При решении учебных задач у детей формируются такие приемы логического мышления, как сравнение, связанное с выделением в предметах общего и различного, анализ, связанный с выделением и словесным обозначением в предмете разных свойств и признаков, обобщение, связанное с отвлечением от несущественных особенностей предметов и объединением их на основе общности существенных особенностей.
По мере обучения в школе поведение детей становится более произвольным, более программируемым, более сознательным. Поэтому произвольность к концу обучения в начальной школе становится одним из главных новообразований этого возраста.
С учетом выше изложенного группой специалистов: М.К. Якимовой, Е.М. Борисовой, В.Т. Козловой, Г.П. Логиновой в 1993 году в Городе Обнинске был разработан групповой интеллектуальный тест развития интеллектуальных способностей. Он предназначен для диагностики интеллектуальных способностей учащихся 10-12 лет.
Данная методика выявляет, насколько к моменту исследования ребенок овладел предлагаемыми в заданиях словами и понятиями, а также умением выполнять с ними некоторые логические действия.
Её применение позволяет решать следующие задачи:
анализ успешности и развитие по мере перехода из класса в класс;
сравнение эффективности различных программ и методик обучения;
оценка результативности работы педколлектива и отдельно взятых педагогов;
отбор в спецклассы и спецшколы;
установление причин школьной неуспеваемости;
выявления учащихся, нуждающихся в индивидуальных программах обучения.
Методика включает в себя 7 тестов (см. Приложение 1).
Каждый тест данной методики проводится по строго фиксированному времени:
Тест 1 «Инструкции» — выявляет сформированность у учащихся умения анализировать текст. Время работы — 4 мин. Максимальное количество баллов — 20.
Тест 2 «Математика» — выявляется уровень овладения программными знаниями по математике, способность к рассуждению. Время работы — 6 мин. Максимальное количество баллов — 20.
Тест 3 «Предложения» — определяются некоторые стороны речевого развития: понимание, сформированность письменной речи. Время работы — 5 мин Максимальное количество баллов-20.
Тест 4 «Различия» — определяется умение учащихся сравнивать понятия. Время работы — 2 мин Максимальное количество баллов — 40.
Тест 5 «Числовые ряды» — определяется уровень развития логического мышления. Время работы — 4 мин. Максимальное количество баллов — 20.
Тест 6 «Аналогия» — определяется уровень развития анализа отношений понятий. Время работы — 3 мин. Максимальное количество баллов — 40.
Тест 7 «Символы» — выявляется уровень развития произвольности деятельности у учащихся. Время работы — 4 мин. Максимальное количество баллов = количество баллов х 0,2= в баллах.
Исследование может проводиться в индивидуальной и групповой формах. Количество в группе не должно превышать 12-15 человек. Задания выполняются в специально приготовленных тестовых тетрадях, дается общая инструкция.
Подготовка к проведению исследования: тестовая тетрадь на каждого ученика, простой карандаш, ластик и лист для записей. Каждый ученик сидит за отдельным столом.
Нормативы:
Тест 10-5 б. = низкий уровень
6-9 б. = средний уровень
10 и выше = высокий уровень
Тест 2: 0 — 4 б. = низкий уровень
5-7 б. = средний уровень
8 б. и выше = высокий уровень
Тест З: 0 — 5 б. = низкий уровень
6 — 8 б. = средний уровень
9 б. и выше = высокий уровень
Тест 4: 0 — 24 б. = низкий уровень
25-29 б. = средний уровень
30 б. и выше — высокий уровень
Тест 5: 0-9 б. = низкий уровень
10-14 б. = средний уровень
15 б. и выше = высокий уровень
Тест 60-12 б. = низкий уровень
13 — 20 б. = средний уровень
21 б. и выше = высокий уровень
Тест 7до 80 знаков = низкий уровень
81 — 100 знаков = средний уровень
более 100 знаков = высокий уровень. Возрастные нормы интеллектуального развития:
3 класс = 70-90 баллов,
4-5класс = 80-100 баллов, 6 класс = 90 — 110 баллов,
если в 4 — 5 классе — 60 — 79 б. = близкий к норме
40 — 59 б. = низкий уровень
если в 6 классе — 70 — 89 б. = близкий к норме
50 — 69 б. = низкий уровень
Если набранное количество баллов превышает возрастную норму можно говорить о высоком уровне интеллектуального развития учащегося.
2.2. Результаты исследования
Проведем психологическое тестирование по ГИТ учащихся третьих и четвертых классов, обучающихся по разным образовательным программам. Результаты психологического тестирования детей по ГИТ в начальных классах следующие.
Таблица 1
Средние значения исследуемых классов по ГИТ
С/тесты |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Общий итог |
|
3 «А» |
4,89 |
3,56 |
3,94 |
18,50 |
6,06 |
10,61 |
15,04 |
62,59 — низкий |
|
3 «Б» |
6,40 |
3,36 |
5,84 |
21,00 |
7,64 |
10,16 |
20,48 |
74,88-норма |
|
4 «А» |
7,41 |
5,77 |
5,64 |
18,36 |
8,23 |
15,14 |
27,88 |
88,43-норма |
|
4 «Б» |
7,53 |
3,79 |
6,11 |
25,79 |
8,37 |
11,79 |
17,54 |
80,91-норма |
|
4 «В» |
5,14 |
5,05 |
4,91 |
20,91 |
7,77 |
11,23 |
22,77 |
77,77-низкий |
|
Среднее значение |
6,274 — средний |
4,306 — низкий |
5,288 — низкий |
20,912 — низкий |
7,614 — низкий |
11,786-низкий |
20,742 — средний |
76,916-низкий |
|
Как видно по таблице №1, лишь по субтесту №1 и №6 средние значения исследуемых классов показывают средний уровень, по другим субтестам эти показатели низкие. При этом общий итог (его среднее значение) на класс в 3 а и 4 в на низком уровне (классы с обучением по традиционной форме), а в других классах в пределах нормы.
Рассмотрим каждый субтест отдельно.
Диаграмма 1
Как видно по диаграмме №1, в 1 с/тесте средние значения 3 а класса ниже, чем в 3 б классе. В 4 а классе и в 4 б классе среднее значения примерно одинаковые и они выше, чем в 4 в классе. При этом надо отметить, что 3 а и 4 в класс являются обычными, не прогимназическими классами по сравнению с другими классами. По данному субтесту можно говорить о том, что сформированность умения анализировать текст у детей обучающихся по традиционной форме ниже, чем в прогимназических классах.
Диаграмма 2
Как видно по диаграмме №2, уровень овладения программными знаниями по математике, способность к рассуждению в третьих классах существенно не различается. В 4 а — математическом классе, безусловно, этот параметр выше всех в 4 б (лингвистический) и 4 в (традиционная форма) классах. При этом в 4 в классе, выше, чем в 4 б классе.
Диаграмма 3
Как видно по диаграмме №3, речевое развитие, его понимание, сформированность письменной речи в 3 б выше, чем в 3 а классе; а в 4 в ниже, чем в других 4-х классах. То есть, обучение по традиционной форме обучения менее способствует речевому развитию учащихся.
Диаграмма 4
Диаграмма № 4 позволяет нам увидеть, что умение учащихся сравнивать понятия выше в 3 б и 4 б классе. То есть, программа обучения не влияет на данную способность учащихся.
Диаграмма 5
По диаграмме №5 можно увидеть, что уровень развития логического мышления выше в прогимназических классах.
Диаграмма 6
По диаграмме №6 выявляются различия уровня развития анализа отношений понятий: в 3-х классах эта способность примерно одинакова, в 4 а (математическом) она выше, чем в других 4-х классах. При этом традиционная форма обучения развивает эту способность не хуже, чем инновационные программы обучения.
Диаграмма 7
Диаграмма №7 также выявляет различия между классами по уровню развития произвольности деятельности у учащихся: в 3 б и 4 а она выше, чем в других классах.
Поскольку изучение классов позволило выявить нам различия по их уровню, для изучения особенностей одаренных детей сгруппируем в отдельную группу (основную группу) детей с высоким общим показателем по ГИТ и отдельно с низким показателем (контрольная группа независимо от их принадлежности к классу.
Таблица 2.
Средние значения по ГИТ в основной и контрольной группах
С/тесты |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Общий итог |
|
Основная группа |
9,57 |
6,52 |
7,67 |
29,76 |
10,43 |
20,95 |
28,03 |
112,93 |
|
Контрольная группа |
5,48 |
3,78 |
4,75 |
18,67 |
6,96 |
9,52 |
19,31 |
68,48 |
|
Как видно по таблице №2, в основной группе по всем субтестам имеет выше средние значения, чем в контрольной группе. Проверим данные основной и контрольной группы на наличие достоверных различий между ними по t-критерию Стьюдента. критерий Стьюдента
— среднеарифметическое значение
— среднеквадратическое отклонение
— стандартная ошибка
Таблица 3.
класс |
группа |
m2 |
tрас |
|||
3 А |
Основная группа |
117,4 |
0 |
0 |
3,79 |
|
Контрольная группа |
59,37 |
63,05 |
223,86 |
|||
3 Б |
Основная группа |
112,93 |
24,03 |
96,31 |
4,76 |
|
Контрольная группа |
62,86 |
16,49 |
14,31 |
|||
4 А |
Основная группа |
111,72 |
9,26 |
10,8 |
7,34 |
|
Контрольная группа |
75,11 |
14,03 |
14,06 |
|||
4 Б |
Основная группа |
115 |
12,73 |
81 |
3,93 |
|
Контрольная группа |
76,89 |
14,86 |
12,99 |
|||
4 В |
Основная группа |
113,2 |
12,74 |
40,6 |
5,82 |
|
Контрольная группа |
69,9 |
16,28 |
14,72 |
|||
итог |
Основная группа |
112,93 |
14,46 |
9,96 |
12,22 |
|
Контрольная группа |
68,48 |
16,63 |
3,25 |
|||
По таблице находим t-табличное, которое равно 1,98. Таким образом, по всем классам основной и контрольной группах прослеживается наличие достоверных различий средних значений.