«Исследования взаимоотношений старших школьников»

Одна из актуальных проблем современного образования — формирование личности, готовой не только адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям, но и активно влиять на существующую реальность, модифицируя ее в соответствии с потребностями времени (А.В. Петровский, З.К. Бектурова, Э. Вахромов, А.А. Реан).

Следовательно, содержание и технология школьного образования должны обеспечивать полноценное (всестороннее) развитие человека, имеющего сформированный домашний склад ума и способного к самореализации (Б.С.Гершунский).

Основным видом деятельности в подростковом возрасте является общение со сверстниками. Общаясь, подростки осваивают нормы социального поведения, морали, устанавливают отношения равенства и взаимного уважения. В этом возрасте формируются две системы взаимоотношений: одна со взрослыми, другая со сверстниками. Отношения со взрослыми оказываются неравными. Отношения между сверстниками строятся как партнерство и регулируются нормами равенства. Подросток начинает больше времени проводить со сверстниками, так как это общение приносит ему больше пользы, удовлетворяются его текущие потребности и интересы. Подростки объединяются в группы, которые становятся более устойчивыми, в этих группах действуют определенные правила. Подростков в таких группах привлекает схожесть интересов и проблем, возможность поговорить, обсудить и быть понятыми. В подростковом возрасте появляются два типа отношений: в начале этого периода — товарищеские, в конце — дружеские. В более зрелом подростковом возрасте появляются три типа отношений: внешние — эпизодические «деловые» контакты, которые служат для удовлетворения интересов и потребностей момента; дружелюбный, способствующий обмену знаниями, навыками и умениями; дружелюбный, позволяющий решать проблемы эмоционального и личного характера.

В процессе межличностных отношений и взаимодействий современный подросток сталкивается с рядом проблем, связанных с созданием новых способов взаимоотношений. При формировании нового образа жизни на школьников невольно накладывается определенный отпечаток в навыках межличностных отношений. Особенно важно развивать навыки позитивного отношения у старшеклассников, поскольку неспособность налаживать связи может быть препятствием на пути к хорошему социальному развитию. Важно учитывать особенности данного возраста и влиять на развитие межличностных отношений с учетом специфики поведения, интересов и ценностей прожитого периода. Исходя из вышесказанного, считаю, что проблема развития у студентов навыков и методов межличностного общения является актуальной темой моего исследования. Класс — одна из самых важных групп для подростка. Отношения в классе могут существенно повлиять на поведение, ценности и характер детей. Следовательно, педагог-психолог, социальный педагог должен изучать систему взаимоотношений в классе.

18 стр., 8890 слов

Особенности влияния подростковой субкультуры на социализацию личности

... к подростковой субкультуре, к состоянию межличностных отношений оборачивается как личными проблемами, так и дестабилизацией организационных структур общества. Вопросы, которые возникают в подростковом возрасте и подростковой субкультуре, касаются ... стиль ведения урока, разное отношение к учащимся. Расширение связей с окружающим миром, широкое всепоглощающее общение со сверстниками, личные интересы и ...

Объект исследования: межличностные отношения старшеклассников.

Проблема (гипотеза) — школьникам выпускных классов характерно тесное взаимодействие с коллективом и интерес к общению с группой одноклассников.

Основное внимание в исследовании уделяется межличностным отношениям старшеклассников.

Предмет исследования — старшеклассники (9 класс).

Цель — изучить особенности межличностных отношений между старшеклассниками, а также степень сплоченности и разобщенности в группе старшеклассников.

В связи с этой целью нужно выполнить следующие действия:

1) изучить общее понимание межличностных отношений;

2) учитывать общую характеристику межличностных отношений старшеклассников;

3) выбрать методику, сформулировать образец;

4) выявить особенности межличностных отношений между старшеклассниками;

5) обрабатывать данные, делать выводы.

Практический смысл исследования: материалы работы могут быть использованы в практике учителей старших классов, в работе практикующего психолога, социального педагога и классных руководителей.

Теоретическая ценность: исследовательская работа расширяет и углубляет существующие представления о межличностных отношениях; возрастные характеристики старшеклассников.

Методологическая основа исследования — 1. «Исследование взаимоотношений в группе». Анкета, предложенная Е.М. Крутовой, модифицированная Д.Я. Богдановой, B.C. Ивашкиным. 2. Выявление психологического климата в классе.

Дипломная работа состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, библиография.

Глава 1. Психологические особенности старшего школьного возраста.

1.1. Характеристика подросткового возраста.

Подростковый возраст – период онтогенеза, соответствующий переходу от детства к юности. В историческом плане выделение подросткового возраста как особой ступени развития произошло в XIX -XX веке. Подростковый возраст относится к числу критических периодов развития, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида. Этот этап характеризуется бурным ростом человека, формированием организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка.

28 стр., 13747 слов

Интеллектуальное развитие подростков

... изучение основных видов деятельности по интеллектуальному развитию подростков. ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ 1.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ Дети в подростковом возрасте находятся в конфликте со ...

Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростков составляет общение в процессе различных видов деятельности (учебной, производственной, творческой).

Для подросткового возраста характерно господство детского сообщества над взрослым. Складывается новая социальная ситуация развития: ребенок – ребенок (детское сообщество).

Интимно-личностное общение со сверстником – ведущий тип деятельности. Именно в ней осваиваются нормы социального поведения, морали, устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. Если подросток не может найти удовлетворения в общении в школе, он «уходит в компанию».

Немецкий исследователь Э. Шпрангер описывал 3 типа подросткового возраста:

  1. тип характеризуется резким, бурным, критичным течением, когда отрочество переживается как второе рождение, в итоге которого возникает новое «Я».

  2. тип развития – плавный, медленный, постепенный рост, когда подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной личности.

  3. тип представляет собой такой процесс развития, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы. Он характерен для людей с высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины.

Центральное новообразование подросткового возраста — возникновение представления о себе как «не о ребенке»; подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими. Д.Б. Эльконин различает в развитии подростков объективную и субъективную взрослость. Объективная взрослость проявляется в готовности ребенка к жизни в обществе взрослых в качестве равноправного участника.

Элементы объективной взрослости в подростковом возрасте можно заметить в отношении подростков к учению и труду, к родителям и сверстникам, к детям и пожилым людям. Они обнаруживают себя:

  • в интеллектуальной сфере — самостоятельность в усвоении знаний, стремление к самообразованию;

  • в социально-моральной сфере — помощь взрослым и их поддержка, отстаивание собственных взглядов, соответствие морально-этических представлений реальному поведению подростка;

  • в романтических отношениях со сверстниками другого пола — формы проведения свободного времени (свидания, вечеринки, танцы);

    37 стр., 18142 слов

    РАЗВИТИЕ И ДИАГНОСТИКА МЫШЛЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

    ... подростковому возрасту и типам мышления. 2. Рассматривайте мышление как один из познавательных процессов подростковой личности. 3. Определить особенности развития и диагностики мышления у детей подросткового возраста. 4. Проведение исследования мышления подростков. 5. Дайте рекомендации по развитию мышления в подростковом возрасте. ...

  • во внешнем облике — следование моде в одежде, в поведении, в речи («модные словечки»).

Субъективная взрослость, или чувство взрослости, характеризуется появлением у подростка отношения к себе не как к маленькому, а как к взрослому. Основными показателями чувства взрослости служат:

  • проявления потребности в уважении, доверии, признании самостоятельности;

  • желание оградить некоторые сферы своей жизни от вмешательства взрослых;

  • наличие собственной линии поведения, несмотря на несогласие взрослых или сверстников.

В общении со сверстниками формируется основное новообразование подросткового возраста — самосознание или, другими словами, социальное сознание, перенесенное внутрь. По Л.С. Выготскому, это и есть самосознание. Самосознание — это общественное знание, перенесенное во внутренний план мышления. Контролирование своего поведения, проектирование его на основе моральных норм, — это и есть личность. Л.И. Божович также отмечала, что к началу переходного возраста в общем психическом развитии появляются новые, более широкие интересы, личные увлечения и стремление занять более самостоятельную, более «взрослую» позицию в жизни. Однако в переходном возрасте еще нет возможностей (ни внутренних, ни внешних), чтобы её занять. Характеризуя подростковый возраст, Л.И. Божович писала, что в течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и к самому себе и развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие, в конечном счете, к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь.

1.2. Психические особенности старшего школьного возраста.

В разных источниках указаны различные возрастные периодизации. В среднем старший подростковый возраст — это период с 13 до 16 лет. Также существуют мнения, что старший подростковый возраст входит в промежуток с 12 до 15 лет; с 14 до 16 и с 14 до 18 лет.

В старшем подростковом возрасте наблюдается некоторое расхождение в смыслах и ценностях. Смысловые жизненные ориентации зависят от выбора профессии. Школьники с профессией еще не определились и чувствуют себя более неуверенно в отличие от учащихся колледжей, которые свою профессию уже выбрали, поэтому более целеустремлены и уверены в себе. Ценности же больше подвержены влиянию возраста. Дружба, любовь — важные проблемы данного возраста, и решение этих проблем наиболее ценно. На втором месте по степени влияния на ценности стоит тип учебного заведения, в котором осуществляется обучение. Также из литературы известно, что между смыслами и ценностями у взрослого человека наблюдается не расхождение, а прямая взаимосвязь. Следовательно, это расхождение с возрастом исчезнет, но чтобы оно исчезло безболезненно и способствовало развитию смысловой сферы, необходима специальная работа [17, с. 231-234].

5 стр., 2384 слов

Основные формы политического поведения личности

... сексуальные влечения и агрессию. Однако признание значения подсознательной мотивации политического поведения, высокой степени его зависимости от состояния психики ... государств, политическая партия или другая политическая организация. Каждый субъект и объект политических отношений, политического процесса характеризуется своим конкретным политическим поведением. О политическом поведении личности ...

В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, всё более развиваются способности проникновения в свой собственный мир, начинается осознание своей особенности и неповторимости. Таким образом, постепенно у подростка формируется своя «Я — концепция». «Я — концепция» способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека. «Я — концепция» в значительной степени определяет социальную адаптацию личности подростка, является регулятором его поведения и деятельности. Как показывают многочисленные исследования, наличие позитивной «Я – концепции» в этом возрасте, самоуважение являются необходимым условием положительного развития и социальной адаптации. Негативная «Я-концепция» у подростка, снижение самоуважения, возникнув, иногда приводят к социальной дезадаптации. Именно в этот период, согласно мнению одного из крупнейших отечественных психологов Б.Г. Ананьева, сознание, пройдя через многие объекты отношений, само становится объектом самосознания и, завершая структуру характера, обеспечивает его целостность, способствует образованию и стабилизации личности. В процессе развития самосознания центр внимания подростков все более переносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от более или менее случайных черт — к характеру в целом. С этим связаны осознание своего своеобразия и переход к духовным, идеологическим масштабам самооценки. В результате человек самоопределяется как личность на более высоком уровне [1].

Старшеклассник сложен, интересен, противоречив. В старшем школьном возрасте завершается физическое созревание индивида. Физическое и психическое развитие постепенно гармонизируется, в отличие от младшего подросткового периода, основной чертой которого была неравномерность развития. Центральным процессом данного возраста, по Э. Эриксону, является формирование личностной идентичности, чувства преемственности, единства, открытие собственного “Я”. Вот почему старшеклассников так привлекает возможность узнать что-то новое о себе, о своих способностях.

В плане умственного развития этот возраст не показывает каких-либо качественных новообразований: здесь укрепляются и совершенствуются те процессы развития формального интеллекта, которые начались в младшем подростковом возрасте. Однако определенная специфика здесь имеется и вызывается она своеобразием развития личности старшего школьника.

Мышление старшего школьника приобретает личностный, эмоциональный характер. Как пишет Л. И. Божович, интеллектуальная деятельность здесь приобретает особую аффективную окраску, связанную с самоопределением старшего школьника и его стремлением к выработке своего мировоззрения. Именно это аффективное стремление создает своеобразие мышления в старшем школьном возрасте.

17 стр., 8187 слов

Жизнестойкость и совладающее поведение личности

... работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. Список литературы включает 32 наименований. жизнестойкость психологический поведение студент Глава 1. Теоретический анализ проблемы жизнестойкости и совладающего поведения личности ... психического и соматического здоровья, для личностного развития, для сложившихся межличностных отношений. Уравновешенность Куликов ...

Самосознание молодых людей преимущественно устремлено в будущее. Этот возраст полон романтизма и в то же время опасений, как сложится жизнь в будущем.

В эмоциональной сфере сохраняется повышенная ранимость, чувствительность, экзальтация (повышенное настроение с оттенком неестественной восторженности) сменяется депрессией. Они осознаются не как результат внешних воздействий, а как состояние “Я”. Очень болезненно воспринимаются и собственная внешность, и собственные способности, хотя способы выражения эмоций стали шире и лучше контролируются. При переходе к юности улучшается коммуникативность, появляются самостоятельность, уравновешенность, самоконтроль [3].

По-прежнему чрезвычайно значимо общение со сверстниками. Но если у младших подростков оно носило поверхностный характер, то теперь общение стало более интенсивным и глубинным. Молодые люди порой одержимы стремлением найти свое второе “Я”. Поиски друга, объекта любви добавляют немало волнений и переживаний в этом возрасте.

Меняются взаимоотношения со взрослыми. Если желание видеть в своих родителях друзей, советников не удовлетворяется, еще больше возрастает стремление найти друга или подругу.

Одновременно старший школьный возраст не лишен трудностей и конфликтов. Это касается в первую очередь несоответствия между физической и психической зрелостью учащихся и их социальным статусом. Старшеклассник, достигший физической зрелости и по интеллектуальному развитию иногда превышающий своих наставников, находится на содержании у родителей, он имеет фактически те же права и обязанности что и любой школьник другого возраста, его деятельность жестко регламентирована взрослыми, а возможности проявления инициативы во многом ограничены современными формами школьной жизни. Такое искусственное затягивание детства чревато, как известно, опасными последствиями. Инфантильность, отсутствие чувства ответственности за свои действия, пассивная общественная позиция, потребительское отношение к взрослым, проявление школярства в учебе — нередкие явления.

Развитие личности в условиях природного и предметного мира происходит через межличностные отношения; в частности, для подростков наиболее значимой становится сфера общения со сверстниками. Для них становится важным:

  • умение познакомится с понравившимся человеком;

  • свободно чувствовать себя в компании, разделяя нормы и интересы значимой для него группы;

    3 стр., 1456 слов

    Экспериментальное изучение конфликтного поведения у детей старшего ...

    ... источников). Глава 1. Проблема конфликтного поведения у детей дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях 1.1 Понятие о конфликте, его характеристика и причины возникновения в исследованиях педагогов и психологов ...

  • ощущать, что при этом он не теряет индивидуальность, а может высказывать свои мысли и выражать чувства;

  • подростку важно, чтобы его взрослость была заметна окружающим;

  • подростку важно, чтобы его форма поведения не была детской;

  • «героем» подростка является активный, целеустремленный, успешный человек;

  • подросток склонен к мечтанию и фантазированию;

  • группе подростков свойственно возникновение кодексов;

  • подросткам свойственно обсуждение поведения взрослых, причем не в лицеприятной форме [13].

Самосознание подростка как новообразование возраста способствует более глубокому пониманию других людей. Социальное развитие, которое приводит к образованию личности, приобретает в самосознании опору для своего дальнейшего развития. Формирование самосознания тесно связано с развитием представлений о времени. У подростка формируется представление о прошлом и будущем, что приводит к открытию конечности существования, вызывая тревогу и страх. Однако в последствии ощущение личностной идентичности предполагает среди прочего чувство стабильности и неизменности во времени, снижает тревогу перед неопределенностью. Идентичность, таким образом, основывается на осознании временной протяженности: «Я» охватывает принадлежащее ему прошлое и устремляется в будущее, осуществляя значимые выборы среди возможных путей развития личности.

Поиск личной идентичности — центральная задача периода взросления. Конфликтным фактором в данном случае является трудность согласования собственных переживаний, переживаний окружающих и приспособления к общественным нормам. Особую трудность создают ситуации принудительной изоляции, когда слишком остро ощущается дефицит социальных норм, порождающий неадекватное поведение.

Источник внутренних конфликтов и девиантного поведения заключается в различии между реальной и идеальной самооценкой, проявляющемся особенно ярко в старшем подростковом возрасте. Большое расхождение между Я — реальным и Я — идеальным считается тревожным симптомом, т.к. нередко ведет к нарушениям поведения и социально — психологической адаптации подростка. Многие проблемы, характерные для старшего подросткового возраста, объясняются увеличением расхождения между Я — реальным и Я — идеальным, а кроме того, выпадением одной из составляющих положительной Я — концепции. Положительная Я — концепция определяется 3 факторами: твердой убежденностью в импонировании другим людям, уверенности в способности к тому или иному виду деятельности и чувством собственной значимости, причем третья составляющая является скорее следствием первых двух. Иначе — появляются утверждения типа: «Меня не понимают», «Меня отвергают», «Меня не любят» и т.д.

3 стр., 1391 слов

Коррекция деструктивного поведения у подростков

... причины и психологические особенности деструктивного поведения подростка. Выявить подростков с деструктивным поведением. Разработать тренинг, направленный на коррекцию деструктивного поведения у подростков. Методологической основой исследования ... его наличие и динамику у конкретного человека. 1. Деструктивное поведение личности — это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально ...

В старшем школьном возрасте одновременно с физическими изменениями происходит глубокая перестройка психики, что обусловливается не только физиологическими факторами, но в значительной мере психосоциальным влиянием. Стремление старшего подростка сравнивать себя со сверстниками усиливает наблюдение за собственным телом, что вызывает озабоченность, тревожность и конфликтные реакции на внешние замечания. Подростки склонны переоценивать действительные и мнимые отклонения от нормы, относительно своего тела особенно [20].

Поскольку подростки отмечают социальную реакцию на изменение их физического облика (одобрение, восхищение или отвращение, насмешку или презрение), они включают его в представление о себе. Многие кризисы и конфликты в этот период связаны с неадекватным, неловким или оскорбительным отношением к ним взрослых людей.

Физические изменения, таким образом, оказывают влияние на самооценку и чувство собственной значимости. Поскольку диапазон нормальной изменчивости остается неизвестным, это может вызвать беспокойство и приводить к острым конфликтным ситуациям, агрессивному или депрессивному поведению, поведенческим нарушениям и даже к хроническим неврозам. На основе созревания своего «Я» происходит пересмотр ценностных представлений и перенос функции образца с родителей на референтную группу, принятие ценностных представлений, культурных традиций. После протеста и мятежа молодые люди принимают многие ценности, свойственные их культурному окружению. По мере взросления и отказа от эгоцентризма моральные обязательства начинают выступать как взаимные, как согласование оценки других и самооценки, цели развития подростков начинают приобретать более оформленный и социальный характер.

Схема целей развития в подростковый период:

  1. Общее эмоциональное созревание — от деструктивных чувств и недостатка уравновешенности и конструктивности к конструктивным чувствам и уравновешенности, от субъективной к объективной интерпретации ситуации; от избегания конфликтов к их решению.

  2. Кристаллизация интересов к другому полу — от интереса к одинаковому полу к интересу к противоположному полу; от мучительного ощущения сексуальности к признанию факта половой зрелости.

  3. Социальное созревание — от чувства неуверенности в группе сверстников к достижению уверенности; от неловкости в обществе к находчивости; от рабского подражания к эмансипации; от неуживчивости в обществе к согласию с ним.

    5 стр., 2022 слов

    Общее представление о процессе общения, его роль в социальных ...

    ... на них опирается, верно формировать свое поведение, свои действия, свое отношение к чему-либо. Они имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, ... на четыре вида, которые основаны на межличностном общении людей: ... поведения в конфликтной ситуации толерантной личности ... человеку общее направление деятельности. Моральные нормы В основу формулирования моральных норм как одобряемых правил поведения ...

  4. Освобождение от опеки родителей — от поиска поддержки у родителей к опоре на собственные силы.

  5. Интеллектуальное созревание — от веры в авторитеты к требованию доводов; от фактов к объяснениям; от многочисленных поверхностных интересов к нескольким постоянным.

  6. Выбор профессии — от интереса к престижным профессиям к адекватной оценке своих возможностей и выбору соответствующей профессии.

  7. Проведение свободного времени — от интереса к индивидуальным играм, где можно показать силу, выносливость к интересу к коллективным играм; от активного участия в играх и соревнованиях к пассивному наблюдению; от интереса ко многим играм к интересу лишь к некоторым.

  8. Формирование жизненной философии — от равнодушия к общественным делам к активному участию в них; от стремления к удовольствиям и избеганию боли к поведению, основанному на чувстве долга [18].

Тенденции социального развития личности в старшем подростковом возрасте:

  1. Развитие когнитивных и эмоциональных функций ведет к тому, что молодые люди используют новые способности в форме критики, сомнений и противодействия ценностям, установкам и образу действий взрослых. Часто это ведет к конфликту с родителями и бунту, особенно если в семье господствует авторитарный стиль воспитания.

  2. В процессе социализации группа сверстников в значительной степени замещает родителей и становится референтной группой.

  3. Перенос центра социализации из семьи в группу сверстников приводит к ослаблению эмоциональных связей с родителями и замене их взаимоотношениями со многими людьми, меньше влияющими на личность как целое, но формирующими определенные формы ее поведения.

  4. Ослабление влияния родителей отражается не на всех формах поведения, взглядах и установках. Хотя у многих подростков родители как центр ориентации и идентификации отступают на второй план, это относится далеко не ко всем областям жизни.

  5. Несмотря на уменьшение влияния семьи в период взросления, она по-прежнему остается важной для подростка группой.

Итак, развивающееся самосознание приводит к относительно устойчивой самооценке и определенному уровню притязаний. Достигнутый уровень психического развития, возросшие возможности подростка вызывают у него потребность в самостоятельности, самоутверждении, признании со стороны взрослых его прав, его потенциальных возможностей в плане участия в общественно значимых делах, приводя к развитию такого характерного для этого возраста новообразования как взрослость.

Общение подростков является своеобразной формой воспроизведения взаимоотношений, существующих в обществе взрослых людей, ориентации в нормах этих отношений и их освоения. Ведущий для подростковой стадии тип деятельности предполагает, что в данной деятельности взаимоотношения самих детей и взрослых должны быть весьма разнообразными и развернутыми и иметь за собой вполне осязаемую значимую объективную цель.

Старший подростковый возраст характеризуется также выраженной эмоциональной неустойчивостью, резкими колебаниями настроения. Бурные эмоциональные вспышки в старшем подростковом возрасте нередко сменяются подчеркнутым внешним спокойствием, ироническим отношением к окружающим. Склонность к самоанализу, рефлексии нередко способствует легкости возникновения депрессивных состояний (вплоть до суицидального поведения).

Целеустремленность и настойчивость у старшеклассников сочетаются с импульсивностью и неустойчивостью, повышенная самоуверенность и безаппеляционность в суждениях сменяются легкой ранимостью и неуверенностью в себе. Потребность в общении — желанием уединиться, развязность соседствует с застенчивостью, романтизм, мечтательность, возвышенность чувств нередко уживаются с сухим рационализмом и циничностью, искренняя нежность, ласковость могут быстро сменяться черствостью, отчужденностью, враждебностью и даже жестокостью [3].

В этот период формируется осознанное отношение к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. Самосознание выражается также в эмоционально — смысловой оценке своих субъективных возможностей, которая, в свою очередь, выступает в качестве обоснования целесообразности действий и поступков.

Выводы.

Старший подростковый возраст — это период принятия ответственности за свою судьбу и близких, начало подлинно взрослой жизни, сложной как внутренне, так и внешне, адаптации к жизни, включая принятие многих условностей, социальных норм, ролей и форм поведения, не всегда соответствующих актуальным внутренним установкам человека в данный момент времени. Становится актуальным поиск спутника жизни и единомышленников, возрастает потребность в сотрудничестве с людьми, укрепляются связи со своей социальной группой, появляется чувство интимности с определёнными людьми. Расширяется диапазон социальных ролей, которые примеряются на себя. Проявляются психологические трудности взросления, противоречивость и нестабильность представления о себе.

Именно поэтому общение подростков со сверстниками и взрослыми необходимо считать важнейшим психологическим условием их личностного развития. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту, компенсировать который не могут никакие объективные высокие показатели в других сферах их жизни и деятельности. Общение субъективно воспринимается подростками как нечто личностно очень важное: об этом свидетельствуют их чуткое внимание к форме общения, его тональности, доверительности, попытки осмыслить, проанализировать свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми [3].

Если ребёнок в школе не может найти системы удовлетворяющего его общения, он «уходит» из школы, чаще психологически, хотя не так уж редко и буквально. Это является проявлением социально-психологической дезадаптации, признаками которой считаются повышенная тревожность и неуверенность личности в себе, агрессивность и чувство малоценности, чрезмерное увлечение курением, компьютерами, длительные внутриличностные и межличностные конфликты, переживаемые без поисков возможных решений [13].

Именно в это время «правильное» поведение сменяется «неправильным». Взрослеющий человек пытается поступать вопреки тому, что предписывают правила или предлагают взрослые. Непокорность — это своеобразная проба пера. Подросток занят важной работой — воспитанием в себе самостоятельности, независимости. Естественно, что подобная работа не проходит без осложнений и ошибок. На этом этапе родители не узнают своего ребенка — настолько сильно он меняется. От почти полного послушания, свойственного малым детям, подростки часто переходят вначале к сдержанному непослушанию, а затем и к скрытому неповиновению родителям. Если раньше, будучи ребенком, он смотрел на мир глазами своих родителей, то теперь у подростка выстраивается параллельная система ценностей и взглядов на мир. Она частично пересекается с позицией родителей, а частично — с взглядами сверстников.

Старший подростковый возраст имеет и другие особенности — повышенная возбудимость, ранимость и обидчивость, резкая смена настроения, иногда рассеянность и неусидчивость доставляют немало проблем в школе и, как следствие, мягко говоря, огорчают родителей. Эта проблема подросткового возраста тоже имеет свое физиологическое объяснение и со временем проходит. Происходит усовершенствование и дальнейшее формирование структуры коры больших полушарий, зон ответственных за мышление, память, поведение, и теперь эти области мозга более активно участвуют в контроле эмоций и инстинктов. Но процессы возбуждения еще сильнее процессов торможения и нервные клетки утомляются быстро, поэтому все вышеназванные трудности подросткового возраста старший школьник контролировать практически не может. При этом нервная возбудимость влияет на работу сердечно — сосудистой системы, а сильные переживания могут отрицательно повлиять на нервную систему и здоровье в целом.

Еще одной причиной повышенной утомляемости и переменчивости подростка являются пресловутые «гормоны». Старший школьный возраст «включает» в более активный режим гипофиз, активизирующий работу многих других желез, в том числе и половых, и рост организма. Активно функционирует и щитовидная железа, отвечающая за протекание процессов обмена веществ и делающая их более интенсивными. Старший школьник в это время даже обычные нагрузки переносит труднее и устает.

Сильную перестройку организма вызывает и начало процесса полового созревания, которое отражается и на внешности, и на работе организма, и на психологическом состоянии подростка. Появляются вторичные половые признаки: меняется голос, появляются волосы на лобке и подмышечных впадинах, меняется физиология, кожа становится более жирной из-за усиленной работы сальных желез. Как бы не было «неловко», родители должны настроить подростка на то, что все происходящие с ним изменения нормальны, чтобы все происходящее было теоретически знакомо ребенку, и он был к этому готов. Как правило, у мальчиков все процессы развития происходят позже, чем у девочек. Беседовать на эту тему лучше тому из родителей, с кем лучше складываются отношения. И, конечно, лучше, если с сыном поговорит отец, а с девочкой — мать.

Все эти бурно происходящие процессы и изменения приводят к изменению поведения: кто-то становится стеснительным, кто-то прячет стеснительность за «наглостью», появляется интерес к противоположному полу. Очень многое в дальнейшем развитии отношений между мальчиками и девочками, между детьми и родителями закладывается сейчас. Помимо навыков личной гигиены и ухода за собой, в этот период важно воспитывать в мальчиках уважение к девочкам, желание их защищать и беречь, помогать им, правильно, естественно относиться к возникающим влечениям и привязанностям.

Глава 2. Структура и значение межличностных отношений старших подростков

Межличностные взаимоотношения — это взаимная готовность партнеров к определенному типу переживаний и действий. Эти отношения реализуются в процессе межличностного общения. Исследователи отмечают, что главным регулятором устойчивости и глубины отношений является привлекательность (физическая, деловая, психологическая) человека для другого человека. В результате формируются отношения симпатии (положительной установки на объект), антипатии (отрицательной установки) или безразличия. Таким образом, на основе взаимных притяжений-отталкиваний (что является результатом психологической совместимости или несовместимости людей) группа активно формирует межличностные отношения.

Н.Н. Обозов выяснил, что, в целом, с привлекательностью связано сходство установок Я — концепций (особенно на первых этапах взаимодействия).

Исследователь обнаружил, что нет случаев, чтобы отвергали друг друга лидеры, что дружат люди различных статусов, но отвергают друг друга сходные и невысокие по статусу. Представление человека о том, как его воспринимают другие, в значительной мере определяет его поведение. У людей, находящихся в благоприятных отношениях друг с другом, усиливается чувство самоидентичности и ощущение собственной личностной ценности.

Самооценка, самочувствие и настроение — это целостная реакция на воздействия микросреды и всего комплекса условий деятельности человека в коллективе. Одобрение товарищей для любого школьника становится критерием собственной значимости и показателем определенной защищенности. Можно с уверенностью сказать, что каждый человек испытывает потребность в общественном признании своей личности, в уважительном отношении к себе.

Польский психолог Е. Мелибруда выделяет 3 основные потребности, которые человек удовлетворяет в различных формах межличностных отношений:

  1. потребность в привязанности к людям (постоянно пребывать в обществе других или находиться в одиночестве); [14]

  2. потребность влиять на других (контролировать окружающих или отказываться от дел по организации других);

  3. потребность в эмоциональной вовлеченности (вступать в близкие, личностно значимые отношения — или сохранять дистанцию).

Совокупность всех этих потребностей, по мнению исследователя, составляет установку личности [13].

Установка — это всегда результат индивидуального опыта оценивания, включающего в себя многообразные оценки данным человеком других людей. Состояние личности в группе характеризуется постоянной сверкой своих поступков, оценок с позициями, ценностными ориентациями и оценками группы, к которой личность непосредственно принадлежит.

В малой группе существует явление избирательной ориентированности в круге значимых для человека лиц и групп. Участники группы в различной мере способны, с точки зрения того или иного члена группы, выступить условием подобной ориентированности, которая определяется через понятие референтности (значимости).

Главное в определении взаимоотношений — это восприятие, понимание, оценка человека и выработка отношения к нему. При этом значимость одного человека для другого связана не только с его высокой референтностью. Она может быть обусловлена и другими факторами (например, сильной властной позицией этого человека в системе межличностных отношений).

Проанализировав основные социально-психологические исследования по проблемам межличностных отношений в малых группах, можно прийти к выводу, что одно из важнейших направлений в изучении данного вопроса связано с анализом внутригрупповых отношений по типу их значимости для каждого участника. Они чрезвычайно информативны для характеристики межличностных отношений, в частности для раскрытия иерархической структуры группы, а также психологического климата в ней.

В отечественной психологии в разработку вопросов межличностных отношений внесли свой вклад в разное время А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов, А.А. Бодалев, И.С. Кон, А.В. Петровский, А.А. Кроник, Е.А. Кроник, Н.Н. Обозов и ряд других исследователей.

Но до сих пор у авторов наблюдаются расхождения во взглядах на то, как понимать термин «значимый другой». Так, одни психологи в качестве значимых рассматривают практически все коммуникативные связи испытуемых, другие характеризуют значимого общения людей по признаку симпатии — антипатии [14].

Исследования показывают, что школьник весьма аффективно, эмоционально переживает свои взаимоотношения с окружающими, свое положение в группе сверстников. Неудовлетворенность в общении с одноклассниками сказывается и в поведении ребенка, оказывает отрицательное влияние на успеваемость, толкает на различные, иногда даже антиобщественные поступки. В связи с этим возникает ряд важнейших педагогических проблем. Прежде всего, проблема изолированного ребенка, которого никто не выбирает, никто в классе не любит. У такого школьника в классе не удовлетворяется одна из важнейших социальных потребностей — потребность в общении, и это формирует у него целый ряд отрицательных черт личности и особенностей поведения. Особую тревогу вызывает тот факт, что именно дети-одиночки, дети, не принятые в своей группе, пополняют число несовершеннолетних правонарушителей. Это совершенно четко выявилось в специальном исследовании М.А. Алемаскина. Подавляющее большинство изученных им подростков, состоящих на учете в детской комнате милиции (92,2%), находились в положении психологической изоляции среди одноклассников. Этих ребят «не от хорошей жизни» потянуло в уличную компанию: здесь они искали удовлетворения потребности в общении, потребности быть на виду, как-то проявить себя перед сверстниками [5].

2.1. Структура межличностных отношений старших школьников.

В детских и подростковых группах могут быть выделены функционально-ролевые, эмоционально-оценочные и личностно-смысловые отношения между сверстниками.

  • Функционально — ролевые отношения выступают при изучении «делового» общения и совместной деятельности, что позволяет ответить на вопросы: «в какой конкретной совместной деятельности разворачиваются эти отношения?» (в игре, в общении по поводу той или иной деятельности) и «что они отражают?» (нормы, образцы, права и обязанности участников совместной деятельности).

    Эти отношения зафиксированы в специфичных для данной общности сферах жизнедеятельности детей (трудовой, учебной, продуктивной, игровой и др.) и разворачиваются в ходе усвоения ребенком норм и способов действий в группе под непосредственным руководством и контролем со стороны взрослого. Функционально — ролевое поведение в группе проявляется и в действиях, соответствующих статусу ребенка или его конкретным обязанностям: дежурного в классе, старосты класса и т. д. Такое поведение обнаруживается и в неформальных группах детей и подростков.

  • Эмоционально-оценочные отношения позволяют ответить на вопросы: соответствует ли поведение детей в группе социальным нормам, какие эмоции оно вызывает, что нравится или не нравится им в сверстниках. Основная функция эмоционально-оценочных отношений в детской и подростковой группе — осуществление коррекции поведения сверстника в соответствии с принятыми нормами совместной деятельности. На первый план здесь выступают эмоциональные предпочтения — симпатии, антипатии, дружеские привязанности. Они возникают в онтогенезе довольно рано, и формирование этого типа отношений либо обусловлено чисто внешними моментами восприятия (например, ребенку нравятся кудрявые девочки), либо опосредствовано оценкой взрослого (хороший мальчик, «потому что хорошо учится»), либо прошлым опытом общения с этим ребенком — негативным или позитивным («он не поделился конфетами, не дал жевательной резинки»).

    В подростковой группе осуществляется взаимная коррекция поведения в соответствии с усвоенными социальными нормами. Если ребенок следует этим нормам, то он оценивается другими детьми позитивно, если отходит от этих норм, то возникают «жалобы» взрослому, продиктованные желанием подтвердить норму.

  • Личностно — смысловые отношения — это взаимосвязи в группе, при которых мотив одного ребенка приобретает для других сверстников личностный смысл, «значение — для — меня». При этом участники совместной деятельности начинают переживать интересы и ценности этого ребенка, как свои собственные мотивы, ради которых они, принимая различные социальные роли, действуют. Личностно-смысловые отношения особенно ярко проявляются в тех случаях, когда ребенок во взаимоотношениях с окружающими берет на себя реально роль взрослого и действует согласно ей. Межличностные отношения подростка со сверстниками, возникающие стихийно или организуемые взрослыми, имеют отчетливо выраженные возрастные социально-психологические характеристики.

Старший подростковый возраст характеризуется уже хорошо сформированными представлениями учащихся о мире межличностных взаимодействий. Старшеклассники, в отличие от младших школьников, способны к детальному анализу личности другого человека.

В межличностных отношениях важную роль играет умение адекватно оценивать другого человека, глубоко видеть и правильно анализировать его поступки — то есть то, что не лежит на поверхности и заметно уже при первом знакомстве, а достигается только как итог большого опыта общения и взаимодействия. В этом плане при выборе для эксперимента в качестве испытуемых именно старших подростков-школьников немаловажным был тот факт, что все испытуемые знают друг друга в течение длительного времени совместного обучения.

В старшем подростковом возрасте перестраивается сама система неформальных отношений. Прежде всего, окончательно закрепляется принципиально отличная от характерной, например, для младших школьников система референтных приоритетов в общении и взаимодействии: определяющей становится система «подросток — сверстник», а зависимой — «подросток — взрослый»; в то время как на более ранних стадиях онтогенеза ситуация, как правило, диаметрально противоположна. Кроме того, опять же к этому возрасту школьники успешно преодолевают условные барьеры, ограничивающие внутриклассное общение рамками однополых компаний. Коммуникативные взаимодействия в этом возрасте носят более разносторонний и устойчивый характер, общение протекает более интенсивно и имеет ярко выраженную эмоциональную окраску. Для старшего подростка неформальные взаимоотношения приобретают особую ценность. В них старшеклассник как бы тренируется перед выходом во взрослую жизнь. Эпоха отрочества — это эпоха индивидуализации. Человек в этом возрасте стремится к наибольшему раскрытию своих личностных качеств и способностей в группе, особенно если эта группа для него является референтной [14].

«Предпочитаемые» («популярные») и «отвергаемые» подростки в классе отличаются разными системами ориентации. «Популярные» в большей степени ориентированы на совместную деятельность. Когда они осознают угрозу утраты статуса, их стратегия поведения становится активной и деятельность приобретает целенаправленный, организованный характер. Ученики с неблагоприятным положением в классе фиксированы главным образом на взаимоотношениях со сверстниками. В случае угрозы их и без того неблагополучному положению в группе они аффективно реагируют на ситуацию и даже готовы вовсе разорвать отношения со сверстниками. Значимость эмоциональных связей в группах сверстников столь велика, что их нарушения, сопровождающиеся стойкими состояниями тревоги и психологического дискомфорта, могут оказаться причиной неврозов. Вместе с тем нормы взаимоотношений подростков зачастую становятся автономными от норм взрослых и в большей степени регулируют поведение в подростковых группах.

Уровень развития коллективных отношений определяет специфику процессов индивидуализации. В классах, где взаимоотношения основаны на доверии, товарищеской взаимопомощи, ответственной зависимости, проявления самобытности, независимо от статуса членов группы, встречают поддержку и способствуют интеграции личности в коллективе. Обогащенной оказывается не только личность, проявляющая творческую инициативу, смелость в отказе от дурных традиций, но и коллектив. В группах с низким уровнем коллективных отношений проявления индивидуальности пресекаются без учета их нравственного содержания. Необычность, уникальность одноклассника воспринимается как нежелательный фактор и несет в себе угрозу для персонализации остальных. В классах с подобным типом межличностных отношений индивидуализация одного происходит за счет других [6].

Из множества сфер общения подростком выделяется референтная группа сверстников, с требованиями которой он считается и на мнение которой ориентируется в значимых для себя ситуациях. Выявление этой референтной группы помогает педагогу понять, кто оказывает наибольшее влияние на психологический климат класса. Опора на авторитет «значимого круга общения» усиливает эффект воспитательных воздействий [5].

В старших классах школы нередко можно встретить объединения детей, которые включают небольшое количество человек, соединенных близкими дружескими связями. Педагог — психолог, изучив межличностные отношения в классном коллективе методом анкетирования и тестирования, может сделать психолого-педагогические выводы о мерах по устранению недостатков в отношениях между детьми.

2.2. Межличностные отношения старшеклассников

Высказывание А.С. Макаренко о том, что истинным объектом педагогической работы являются отношения. В.А Сухомлинский видел задачу воспитания в том, чтобы ученик пережил чувство благодарности коллективу за чуткость, за помощь в трудную минуту. Эти высказывания имеют общую мысль: не построив в детском коллективе нормальных отношений – коллективизма, сотрудничества, дружбы, – не воспитать полноценного в социальном и нравственном смысле человека. Коллектив старшеклассников отличается своей позицией старшего в школе. Для него характерно ценностно-ориентационное единство или расслоение на группы и союзы групп. Конфликты в этом возрасте возникают преимущественно на ценностной основе, имеют затяжной характер и, как правило, скрыты от взрослых.

Все это в значительной мере объясняет, почему эмоционально-смысловой доминантой общения юношеского типа является сам старшеклассник как субъект отношений в значимых сферах жизнедеятельности. Содержание и характер общения старшеклассников со всеми категориями партнеров определяются решением проблем, связанных со становлением юношей и их реализацией как субъектов отношений. Характер содержания общения в этом возрасте ценностно-ориентирующий.

Отличительной особенностью общения детей в юношеском возрасте является, некоторая социально-психологическая изолированность от взрослых, сопровождающаяся образованием не больших замкнутых групп друзей, живущих автономной, обособленной жизнью. Замкнутые возрастные группировки, психологически изолированные от взрослых, подростки и юноши. У детей этого возраста имеется много специфических интересов, удовлетворить которые они не в состоянии только в непосредственном общении друг с другом, так как для взрослых их дела могут оказаться не интересными и не заслуживающими внимания. Среди этих вопросов и интересов не мало таких, которые имеют большое значение для личностного развития детей данного возраста. Ведущая тематика бесед старшеклассников содержит обсуждение «личных дел» (своих и партнеров), «взаимоотношений людей», «своего прошлого», «планов на будущее» (которые, будучи глубоко личными, неизбежно включают в себя широкий комплекс социальных проблем), «взаимоотношений юношей и девушек» «отношений с товарищами», «отношений с учителями», «отношений с родителями», «своего развития – физического, интеллектуального»

Через общения со сверстниками, подростки и юноши усваивают жизненные цели и ценности, нравственные идеалы, нормы и формы поведения. Пробуя себя в контактах друг с другом, в совместных делах, в различных ролях, они усваивают ролевые формы поведения, формируют и развивают у себя деловые качества, обучаются руководить и подчиняться, быть организаторами дела и исполнителями. Общение в этом возрасте является важнейшей школой самовоспитания, которому подростки и юноши уделяют большое внимание. В центр обсуждения всей этой проблематики выдвигается «Я» старшеклассника, которое анализируется в общении в самых различных аспектах. [10]

Для юношеского общения типичны состояния ожидания, поиска и наличие дружеского общения со сверстниками своего и противоположного полов. В старших классах дружеское общение становится типичным. Старшеклассники различают дружбу и приятельство, подчеркивается доверительность в отношениях. Установка на доверительность проявляется особенно явно при обсуждении одних и тех же тем с друзьями и приятелями. Старшеклассники одновременно могут входить в несколько групп: диаду, небольшую приятельскую (5–6 человек), большую компанию (до 12–15 человек).

Для общения в этих группах характерно то, что предмет их занятий выступает лишь как повод, фон общения. Содержание общения этих групп не совпадает. Содержание общения старшеклассников совершенно явно связано с той жизнедеятельностью, в которую включены юноши и девушки в воспитательных коллективах. От содержания, интенсивности. Привлекательности и форм ее организации зависит объем и интенсивность общения старшеклассников. Круг общения старшеклассников растет за счет включения в него все большего числа сверстников противоположного пола. Общения между юношами и девушками имеет довольно интенсивный и регулярный характер. Общение между юношами и девушками на товарищеском уровне происходит главным образом в тех коллективах, в которые входят старшеклассники. Содержание этого общения, его интенсивность определяется во многом жизнедеятельностью коллектива, формами ее организации. Приятельское общение может складываться и за пределами коллектива. Оно основывается на избирательности предпочтений. Развитость приятельского общения в различных коллективах не одинакова: в одних – ее практически нет, в других – она очень интенсивна. Приятельское общение порой возникает как эпидемия: стоит в классе или в группе появиться такому общению у лидера или привлекательного члена коллектива, как приятельскому общению начинают стремиться и другие члены класс, группы. Среди друзей и приятелей старшеклассников резко увеличивается число тех, с кем они не учатся вместе и не связаны территориальной близостью. Круг общения старшеклассников расширяется и за счет включения в него взрослых людей. Смысл доверительного общения со взрослыми для старшеклассников состоит главным образом не в получении от них той или иной информации, а в возможности найти понимание своих проблем, сочувствие и помощь в их решении. В старших классах происходят изменения в ориентации на предпочитаемые места общения. Достигает максимума число юношей и девушек, ориентированных на общение дома и в школе минимальным становится число ориентированных на общение на улице. У большинства старшеклассников происходит дальнейшее освоение социального пространства. Они интенсивно осваивают свой регион и центр города, определяя в них предпочитаемые места общения. Наиболее явно это прослеживается у юношей и девушек, ориентированных на общение на улице и в общественных местах.

Выводы

Проблема межличностных взаимоотношений относится к числу важнейших для подростка сфер ж изнедеятельности. Межличностное взаимодействие имеет значение в формировании личности подросткового возраста. Для социализации человека важен каждый возрастной период. И все же подростковый возраст занимает особое место в педагогике и психологии. Подростничество — это самый трудный и сложный из всех возрастов, представляющий собой период становления личности.

Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослой жизни. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста. От того, как будет складываться межличностное взаимодействие подростков, зависит формирование будущей личности. Актуальность резко возрастает на данном этапе развития общества, когда идет резкая смена социальных отношений, характера личностных взаимодействий, моральных норм, ценностей и т.д.

Глава 3. Практическая часть.

Для изучения межличностных отношений учащихся старших классов было проведено анкетирование среди учащихся 9 класса на базе МАОУ «Лицей №7 г. Черняховска» по двум методикам.

Цель и задачи исследования:

Цель – подтвердить или опровергнуть гипотезу «

Задачи исследования:

  1. Выявить особенности взаимоотношений в классе с помощью 4-факторной шкалированной анкеты.

  2. Выявить психологический климат в классе

Организационно — методическое обеспечение социально-психологического исследования:

1. Исследование взаимоотношений в группе учащихся.

Исследование проводилось с помощью 4-факторной шкалированной анкеты. Она предназначена для выявления количественной оценки в виде числовых показателей четырех видов взаимоотношений в школьных группах по шкалам: социальной дистанции (СД), дружбы (Д), альтруизма (А) и ответственности (О).

Анкета позволяет решать две взаимосвязанные задачи: исследование детей в группе и группы через сформированность социально-психологических характеристик школьников.

Инструкция к тесту.

Внимательно прочитайте анкету и в шкале «СД» распределите одноклассников по перечисленным пунктам, написав в правой стороне число лиц, с которыми у вас сложились указанные отношения. В шкалах «Д», «А», «О» обведите кружком порядковый номер утверждения, наиболее сходного с вашим мнением.

Тестовый материал.

Шкала СД – социальная дистанция

п/п

Мое отношение к одноклассникам

Число лиц

1

Самые близкие люди, с ними мне не хотелось бы никогда разлучаться.

2

Не являются моими друзьями, но я иногда приглашаю их к себе и провожу с ними свободное время.

3

Я не дружу с ними, но они меня очень интересуют и мне хочется сблизиться с ними.

4

Те, с кем у меня нет никаких личных и деловых отношений.

5

Я общаюсь с ними только в деловой обстановке по необходимости. Общаться с ними в свободное время не желаю.

6

Мне не симпатичны эти люди, общаться с ними избегаю

7

Мне очень неприятны эти люди, я не хочу иметь с ними ничего общего

Шкала Д – дружба

п/п

Мое мнение о классе

1

Очень недружный, постоянно происходят ссоры.

2

Не дружный, часто возникают споры

3

Нельзя назвать конфликтным, но ссоры иногда бывают

4

Нет ссор, но каждый живет сам по себе

5

Дружный класс

6

Очень дружный и сплоченный.

Шкала А — альтруизм

п/п

Мое мнение о классе

1

Ребята отказываются помогать друг другу

2

Не принято помогать друг другу

3

Помогают друг другу только по требованию учителей.

4

Помогают друг другу по просьбе

5

Помогают только своим друзьям

6

Охотно помогают друг другу без просьбы и напоминания

Шкала О – ответственность

п/п

Мое мнение о классе

1

В классе нет взаимной ответственности

2

Ответственно относятся к делам класса и других учеников только отдельные лица.

3

Каждый отвечает только за себя перед учителями, а до других никому нет дела.

4

Плохие поступки и недостатки беспокоят большинство учеников

5

Большинство ответственно относится к неудачам и недостаткам всего класса.

6

Каждый несет ответственность за класс и за других товарищей.

Обработка данных:

1. Найти суммы показателей всех анкет по каждому утверждению.

2. Вычислить показатели шкалы СД в процентах к общему числу оценочных суждений:

Глава практическая часть  1

где Сi = общее число оценок, совпадающих с утверждением шкалы; n – число учащихся в классе; i – 1,2,3,4,5,6,7.

2. Выявление психологического климата в классе (благоприятная атмосфера, неблагоприятный психологический климат).

Инструкция.

а – совершенно согласен с этим – 5 баллов;

  • б – согласен с этим – 4 балла;
  • в – согласен, но не совсем – 3 балла;
  • г – не согласен с этим – 2 балла;
  • д – совершенно не согласен с этим – 1 балл.

Тестовый материал.

п/п

Вопросы

Ответы

1

Ученики нашего класса любят и хотят учиться вместе

а б в г д

2

Ученики нашего класса хорошо относятся друг к другу

а б в г д

3

Ученики нашего класса готовы выполнить любую необходимую работу

а б в г д

4

Ученики нашего класса редко ссорятся друг с другом

а б в г д

5

Ученики нашего класса всегда помогают друг другу в учебе

а б в г д

6

Ученики нашего класса часто бывают все вместе в свободное от занятий время

а б в г д

7

Ученики нашего класса довольны результатами своей учебы

а б в г д

8

Ученики нашего класса всегда считаются с мнением товарищей

а б в г д

9

Все внеклассные мероприятия у нас проходят весело и оживленно

а б в г д

10

Ученики нашего класса остро реагируют на успехи и неудачи друг друга в учебе

а б в г д

11

Ученики нашего класса дружны и доброжелательны

а б в г д

Обработка данных., На основе полученных данных вычисляется коэффициент, характеризующий

K = ( n – 11 N ) :44N,

где n – общее количество баллов; N – число учащихся, принявших участие в эксперименте.

Если К больше или равен 0,5, можно сделать вывод о том, что в классе царит благоприятная психологическая атмосфера. Если К принимает значения от 0,3 до 0,5, то однозначные выводы делать нельзя, необходимо провести дополнительные исследования или наблюдения. Если К меньше 0,3, это говорит о неблагоприятном психологическом климате в классе.

Теоретическое обоснование основного предмета исследования – межличностные отношения старших школьников.

Подростковый возраст (отрочество) — период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации (от 11-12 до 14-15 лет).

В этот самый короткий по астрономическому времени период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности. Однако раскрывающееся его сознанию общество жестоко инициирует его.

Отрочество — это период, когда подросток начинает ценить свои

В отрочестве общение со сверстниками приобретает совершенно исключительную значимость. В отношениях исходного возрастного равенства подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений. В своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. Взаимная заинтересованность, совместное постижение окружающего мира и друг друга становятся самоценными. Общение оказывается настолько притягательным, что дети забывают об уроках и домашних обязанностях. Связи с родителями, столь эмоциональные в детские годы, становятся не столь непосредственными. Подросток теперь менее зависит от родителей, чем в детстве. Свои дела, планы, тайны он доверяет уже не родителям, а обретенному другу. В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Чтобы осуществлять эти стремления, ему нужны личная свобода и личная ответственность. И он отстаивает эту личную свободу как право на взрослость. Успехи в среде сверстников в отрочестве ценятся более всего. В подростковых объединениях в зависимости от общего уровня развития и воспитания стихийно формируются свои кодексы чести. Конечно, в целом нормы и правила заимствуются из отношений взрослых. Однако здесь пристально контролируется то, как каждый отстаивает свою честь, как осуществляются отношения с точки зрения равенства и свободы каждого. Здесь высоко ценятся верность, честность и караются предательство, измена, нарушение данного слова, эгоизм, жадность и т.п. Нормативность в подростковых группах формируется стихийно, контроль за ней осуществляется в максималистских формах. Если подросток подвел, предал, бросил, он может быть избит, ему могут объявить бойкот и оставить в одиночестве. Подростки жестко оценивают сверстников, которые в своем развитии еще не достигли уровня самоуважения, не имеют собственного мнения, не умеют отстаивать свои интересы [12].

Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем. Именно активность личности, её деяния являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений [10, с. 54].

Взаимодействие между людьми может быть охарактеризовано как межличностное, если оно удовлетворяет следующим критериям:

  • в ней учувствует не большое число людей;

  • это непосредственно взаимодействие: его участники находятся в пространственной близости, имеют возможность видеть, слышать, касаться друг друга;

  • это так называемое, личностно-ориентированное общение; предполагается, что каждый из его участников признает не заменимость, универсальность своего партнера, принимает во внимание особенности его эмоционального состояния самооценки, личностных характеристик

Н.Н. Обозов считает, что межличностные отношения – это всегда «субъект-субъектные» взаимосвязи. Они характеризуются постоянной взаимностью и изменчивостью [14].

Развитие межличностных отношений может быть обусловлено следующими особенностями общающихся: пол, возраст, национальность, свойства характера, состояние здоровья, специальность, опыт общения с людьми и прочее [14].

В многочисленных трудах, посвященных изучению групп и коллективов, групповой динамики и т. д., представлено влияние организации совместной деятельности и степени развития группы на становление межличностных отношений, на становление сплоченности, ценностноориентационного единства членов коллектива [16].

Исходя из критериев глубины отношений, избирательности в выборе партнеров, функций отношений, Н.Н. Обозов предлагает следующую классификацию межличностных взаимоотношений [14].

  • отношения знакомства;

  • приятельские;

  • товарищеские;

  • дружеские;

  • любовные;

  • супружеские;

  • родственные;

  • деструктивные отношения.

По мнению Е.И. Ильина межличностные отношения это отношения, складывающиеся между отдельными людьми. Они часто сопровождаются переживаниями эмоций, выражают внутренний мир человека [9, c. 194]. По мнению Г.М. Андреевой межличностные отношения это особый вид общественных отношений, реализация безличностных отношений в деятельности, актах общения и взаимодействия индивидов [1, с. 174].

В психологической литературе высказывается большое число точек зрения по поводу того, какую роль занимают межличностные отношения в действительной системе жизнедеятельности людей. И это еще раз доказывает, что предмет нашего исследования выбран не случайно, так как, межличностные отношения старших школьников не однозначны и роль их актуальна в наше время.

Таким образом, межличностные отношения можно определить как взаимные ориентации, которые развиваются и кристаллизуются у индивидов, находящихся в длительном контакте. У каждого человека в системе отношений своя межличностная роль, которая налагает на него особые права и обязанности. Большинству межличностных ролей не обучают специально. Каждый человек развивает свой собственный тип обращения с партнером, приспосабливаясь к требованиям тех, с кем он вступает в контакт. Следовательно, межличностные отношения старших школьников представляют собой сложное образование.

В психологии малой группы принято выделять две основные структуры отношений в коллективе:

  • ФОРМАЛЬНУЮ (официальную) — это соотношение позиций членов группы друг относительно друга, заданное извне, не зависящее от членов данной конкретной группы и примерно одинаковое для всех групп этого типа. Элементом формальной структуры в школьном классе может быть позиция старосты, какие-то другие должности», которые в конкретной школе или классе придуманы для организации обучения или для внеклассных дел.

  • НЕФОРМАЛЬНУЮ (неофициальную) – это стихийно возникающая в процессе жизнедеятельности группы система отношений ее членов друг к другу. Неформальная структура может быть чисто эмоциональной, т. е. отражать, кто кому в группе симпатичен, а кто кому не нравится. В основе неформальной структуры могут лежать и другие критерии (например, отношение к общему делу или какие-то другие важные для группы моменты).

    Существенно то, что неформальная структура всегда является результатом взаимодействия конкретных людей, включенных в определенный коллектив.

Формальная и неформальная структуры, как правило, не совпадают. В школьном классе формальная структура почти отсутствует, зато неформальные отношения играют очень большую роль. Как уже говорилось, неформальная структура отношений есть результат опыта взаимодействия членов группы друг с другом. Естественно, что неформальная структура не возникает одномоментно с возникновением группы, а формируется постепенно.

В анкетировании принимали участие ученики 9 класса в возрасте 15–16 лет. В классе обучается 25 человек, 15 девочек и 10 мальчиков. В анкетировании приняло участие 25 человек. Анкетирование проводилось анонимно, указывали только пол и возраст.

Заключение

Для школьников подросткового возраста имеет высокое значение роль коллектива, большинство старшеклассников нацелены на построение дружеских отношений с другими членами класса.

Межличностное отношение – это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе совместной деятельности и общения.

Говоря о межличностных отношения старших школьников необходимо развивать у них чувство коллективного начала, сотрудничества и дружбы. Обращать особое внимание на специфику возраста и возрастные особенности, на ведущую деятельность в данном возрасте и поощрять стремление учеников к совместной деятельности, способствовать их взаимодействию между друг другом.

В проведенном исследовании межличностных взаимоотношений старших школьников была выдвинута гипотеза о том, что для учеников старших классов характерно тесное взаимодействие с коллективом и заинтересованность в общении с группой одноклассников.

В исследовании использовались две методики: «Исследование взаимоотношений в группе учащихся» и «Психологический климат класса». Мне удалось достичь основной цели нашего исследования: выявить особенности отношений в старшем школьном возрасте.

Таким образом, были достигнуты цели и задачи, поставленные ранее, а именно:

  • рассмотрено общее представление о межличностных отношениях;

  • выявлена общая характеристика межличностных отношений учащихся старших классов;

  • изучены особенности межличностных отношений учащихся старших классов.

Проведенное исследование позволяет нам утверждать, что для старшеклассников характерно тесное взаимодействие с коллективом (дружба) и заинтересованность в группе одноклассников. Но, социальная дистанция – нейтральная, т.е. преобладают эпизодические «деловые» контакты в этом классе, служащие для сиюминутного удовлетворения интересов и потребностей.

Библиография

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/diplomnaya/psihologicheskie-osobennosti-yunosheskogo-vozrasta/

  1. Аверин, В. А. Психология детей и подростков/ В. А. Аверин. — СПб, изд-во Михайлова В. А., 1998. — 379с.

  2. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 2008. 376 с.

  3. Асмолов, Александр Григорьевич. Личность как предмет психологического исследования [Текст] : учеб. / А. Г. Асмолов. — М. : МГУ, 1984

  4. Битянова М.Р. Как измерить отношения в классе. М., 2005.

  5. Бурлачук, Леонид Фокич. Психодиагностика: учеб. / Л. Ф. Бурлачук. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2012.

  6. Волков, Б. С. Психология подростка/ Б. С. Волков. — Москва, Речь, 2001. — 357с.

  7. Веракса, Николай Евгеньевич. Методологические основы психологии: учеб. пособие / Н. Е. Веракса. — 2-е изд., испр. — М. : Акад., 2013.

  8. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: учеб. Пособие для студентов всех специальностей пед. Вузов. – М.: Педагогическое общество России, 2003г.

  9. Дорфман, Л. Я. Методологические основы эмпирической психологии: от понимания к технологии: Дорфман Л. Я. — М.: Смысл, 2005

  10. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. -Минск, 2000.

  11. Коломинский Я.С. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. — Минск Изд-во «Народная Асвета», 1969

  12. Кон И. С. Открытие «Я». — М.: Политиздат, 1978.

  13. Кондратьев М. Ю. Подросток в замкнутом круге общения. М.—Воронеж, 1997.

  14. Кушаев Н.А. Юность. – М.: Педагогика, 1988

  15. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М.: межличностное общение

  16. Михальчик Т.С., Гурьянова Е.Я. Семинарские и практические занятия, контрольные и курсовые работы по психологии. М., 1987

  17. Немов Р.С. Психология В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. — М., 1997.

  18. Обозов Н. Н. Межличностные отношения. — Л., 1979.

  19. Общение и формирование личности школьника. / Под ред. Бодалева А.А. — М. «Педагогика», 1987.

  20. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология/ Л. Ф. Обухова. — Москва, Просвещения, 1999. — 164с.

  21. Психологические исследования общения. Издательство «Наука» М., 1985.

  22. Словарь практического психолога/ Сост. С.Ю. Головин. — Минск: Харвест, 1998.

  23. Снайдер Ди Курс выживания для подростков. Волгоград, 1992

  24. Социальная психология: Учеб. пособие для студентов пед. Ин-тов/ Под ред. А.В. Петровского. — М.: Просвещение, 1987.

  25. Технология формирования социальных навыков/ под ред. С. В. Березина. — Самара, 1999. — 345с.

  26. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Практическое пособие для педагогов и школьных психологов. — Москва “ГЕНЕЗИС” 1998.

  27. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. — М.: Просвещение, 1991.

  28. Фролов, Ю. И. Психология подростка/ Ю. И. Фролов. — Москва, Российское Педагогическое Агентство, 1997. — 526с.

  29. Чернышев А.С. Социально — психологические основы организованности коллектива. М., 1987.

  30. Чудновский, В. Э. Становление личности и проблема смысла жизни/ В. Э. Чудновский. — Москва, МОДЭК, 2005. — 375с.

  31. Яницкий, М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система/ М. С. Яницкий. — Кемерово, Кузбассвузиздат, 2000. — 204с.

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», Приложение 1.

Исследование взаимоотношений в группе учащихся. (Авторы Крутова Е.М., Богданова Д.Я., Ивашкин В.С.)

Таблица 1.1. Шкала Д — дружба

Респондент

вопроса

1

2

3

4

5

6

1

+

2

+

3

+

4

+

5

+

6

+

7

+

8

+

9

+

10

+

11

+

12

+

13

+

14

+

15

+

16

+

17

+

18

+

19

+

20

+

21

+

22

+

23

+

24

+

25

+

Итого

0

0

0

2

17

6

Таблица 1.2. Шкала А — альтруизм

Респондент

вопроса

1

2

3

4

5

6

1

+

2

+

3

+

4

+

5

+

6

+

7

+

8

+

9

+

10

+

11

+

12

+

13

+

14

+

15

+

16

+

17

+

18

+

19

+

20

+

21

+

22

+

23

+

24

+

25

+

Итого

0

0

0

14

2

9

Таблица 1.3. Шкала О — ответственность

Респондент

вопроса

1

2

3

4

5

6

1

+

2

+

3

+

4

+

5

+

6

+

7

+

8

+

9

+

10

+

11

+

12

+

13

+

14

+

15

+

16

+

17

+

18

+

19

+

20

+

21

+

22

+

23

+

24

+

25

+

Итого

0

5

1

7

9

3

Выводы:

Шкала Д — дружба:

  • 2 человека считают классный коллектив не конфликтным, но считают, что каждый член класса живет обособленной жизнью

  • 17 человек считают свой класс дружным

  • 6 человек считают свой класс очень дружным и сплоченным

Шкала А – альтруизм

  • 14 учащихся рассматривают свой класс как коллектив помогающий друг другу по просьбе

  • 2 человека считают, что учащиеся в коллективе помогают только своим друзьям

  • 9 человек считают, что в классе охотно помогают друг другу без просьбы и напоминания

Шкала О – ответственность

  • 5 человек считают, что ответственно относятся к делам класса и других учеников только отдельные лица

  • 1 человек считает, что каждый отвечает только за себя перед учителем, а до других никому нет дела

  • 7 человек считают, что плохие поступки и недостатки беспокоят большинство школьников

  • 9 человек считают, что большинство ответственно относятся к неудачам и недостаткам других

  • 3 человека считают, что каждый несет ответственность за класс и за других товарищей.

68% учеников 9 класса, участвовавших в опросе считают, что их класс дружный. 56 % рассматривают свой класс как коллектив помогающий друг другу по просьбе, но 36% считают, что это не так и ученики помогают друг другу без просьб и напоминаний. 36% учеников данного класса считают, что большинство школьников ответственно относятся к неудачам и недостаткам других и 28% считают, что плохие поступки и недостатки беспокоят большинство учащихся данного класса. Следовательно, можно сделать вывод, что класс дружный, но помогают друг другу без энтузиазма, по просьбе, ответственно относятся к неудачам. Проблема ответственности присутствует.

Шкала СД – социальная дистанция

Таблица 1.4. Общее число оценок (С

п/п

Число лиц

итого

1

4

3

0

8

1

1

5

4

3

2

2

2

3

2

3

3

1

1

2

3

3

6

0

2

1

65

2

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

10

0

7

10

1

5

3

0

5

4

3

2

0

5

0

56

3

2

6

0

0

14

0

0

0

3

2

2

0

0

0

0

2

7

4

0

2

0

2

6

2

10

64

4

1

0

25

0

0

0

14

18

20

20

4

3

3

10

20

5

20

23

13

10

10

0

0

0

25

244

5

4

7

25

0

10

25

1

5

13

13

3

2

2

1

2

6

4

20

6

4

5

2

0

7

5

172

6

1

4

25

1

1

10

1

1

3

2

0

0

2

0

3

3

10

10

3

2

2

1

0

3

4

92

7

3

3

25

0

1

0

2

0

2

2

0

2

1

5

2

2

0

0

2

0

0

2

2

2

0

58

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Номер респондента

Результаты исследования по шкале СД — социальной дистанции представлены в табл. 1.5.

Таблица 1.5.

утверждения

Ki

1

11%

2

9,33%

3

10,67%

4

41%

5

28,66%

6

15,33%

7

9,66%

Соотношение коэффициентов (

Ш позитивные

Ш нейтральные

Ш негативные

Выводы:

По полученным данным исследования можно сделать вывод о том, что в этом классе преобладает нейтральный тип взаимоотношений. Наибольший показатель Ki (коэффициента) 41% приходится на утверждение №4 (те, с кем у меня нет никаких личных и деловых отношений).

Наименьший Ki (коэффициент) 9,33% приходится на утверждения №2 (не являются моими друзьями, но я иногда приглашаю их к себе и провожу с ними свободное время) и №7 (мне очень неприятны эти люди, я не хочу иметь с ними ничего общего).

Каждый участник опроса отметил наличие у них близких людей в классе, число которых варьируется от 1 до 8 человек. Ученики №3,6,18 отметили большое количество учеников с которыми они общаются только в деловой обстановке по необходимости. Общаться с ними в свободное время не желают. Ученики №2,23,17,25,5 выбрали большое количество учащихся, с которыми они не дружат, но они их очень интересуют и им хочется сблизиться с ними. В тоже время ученики всего класса ответили на вопрос о дружности класса положительно. Это может говорить о том, что данные ученики не чувствуют близкого общения с членами класса, но хотели бы лучше узнавать друг друга.

Т.е. можно сделать вывод, о том, что ученики данного класса не имеют никаких личных и деловых отношений, т.е. они общаются только потому что состоят в классе в школе, за пределами школы многие не общаются или общаются только со своими друзьями.

Приложение 2.

Выявление психологического климата в классе (благоприятная атмосфера, неблагоприятный психологический климат).

Данные по классу:

Суждение (номер вопроса)

Количество ответов

Сумма

а

б

в

г

д

Ученики нашего класса любят и хотят учиться вместе

5

11

8

1

0

25

Ученики нашего класса хорошо относятся друг к другу

10

12

3

0

0

25

Ученики нашего класса готовы выполнить любую необходимую работу

5

9

9

2

0

25

Ученики нашего класса редко ссорятся друг с другом

4

14

7

0

0

25

Ученики нашего класса всегда помогают друг другу в учебе

11

8

5

1

0

25

Ученики нашего класса часто бывают все вместе в свободное от занятий время

2

6

6

11

0

25

Ученики нашего класса довольны результатами своей учебы

2

13

10

0

0

25

Ученики нашего класса всегда считаются с мнением товарищей

1

9

13

1

1

25

Все внеклассные мероприятия у нас проходят весело и оживленно

5

9

6

4

1

25

Ученики нашего класса остро реагируют на успехи и неудачи друг друга в учебе

4

11

7

1

2

25

Ученики нашего класса дружны и доброжелательны

10

13

2

0

0

25

Количество ответов

92

115

76

21

4

Количество баллов

460

460

228

42

4

На основе полученных данных вычисляется коэффициент, характеризующий

K = ( n – 11 N ) :44N, где n – общее количество баллов; N – число учащихся, принявших участие в эксперименте.

К= (2388-275)/44*25=0,5 (в классе царит благоприятная психологическая атмосфера)

Выводы: В результате проведенного исследования межличностных отношений старших школьников в 9 классе можно сделать следующие выводы:

  • В классе благоприятная психологическая атмосфера;

  • В этом классе преобладает нейтральный тип взаимоотношений;

  • Эпизодические «деловые» контакты.