Клиника интеллектуальных нарушений

Содержание скрыть

Происхождение психического недоразвития

Для понимания и систематизации умственной отсталости используется понятие дизонтогенеза. Выделяют различные типы психического дизонтогенеза: задержка — задержка своевременного развития или созревания одной или нескольких функциональных систем организма, определяемая задержкой развития системы от паспортного, биологического или умственного возраста.

Умственная отсталость (ранее олигофрения) является примером отсталости. В этом случае происходит задержка перехода естественно-психических функциональных систем к более сложным социально-психическим образованиям. Это приводит к отсутствию психосоциальной подготовки, и больше всего страдают когнитивные функции.

Задержка развития когнитивных функций проявляется в: симптомах недоразвития и задержки речи; задержка психомоторных функций: т н. «Двигательная слабость», «двигательный инфантилизм», церебрально-моторная, экстрапирамидная, лобно-моторная недостаточность. То есть клинико-психологическая структура дефекта умственной отсталости обусловлена ​​явлениями необратимого недоразвития мозга в целом и преимущественной незрелостью его коры как наиболее сложного и позднего созревания в онтогенезе.

Согласно МКБ-10, это состояние замедленного или неполного развития психики, которое в основном характеризуется нарушением когнитивных, лингвистических, моторных и социальных навыков, то есть навыков, которые проявляются в процессе созревания и обеспечивают общий уровень развития психики интеллект. Умственная отсталость может развиваться вместе с другими психическими или соматическими расстройствами или без них. Однако умственно отсталые могут иметь полный спектр психических расстройств, частота которых среди них как минимум в 3-4 раза выше, чем у населения в целом. Адаптивное поведение всегда скомпрометировано, но в защищенной социальной среде, где предоставляется поддержка, эта инвалидность у пациентов с легкой умственной отсталостью может быть совсем не очевидна».

Согласно МКБ-10, в разделе «Умственная отсталость» рекомендуется использовать следующие названия: легкая умственная отсталость (F-70), умеренная умственная отсталость (F-71), тяжелая умственная отсталость (F-72), умственная отсталость глубокая умственная отсталость (F-73).

12 стр., 5811 слов

Особенности учебной деятельности учащихся с умственной отсталостью

... заключается в использовании полученных данных о состоянии сформированности мотивации учебной деятельности студентов с задержкой умственного развития. Работа ... как центральное звено в структуре учебной деятельности и анализирует ее особенности в сравнении с задачей конкретно- ... ребенком способами действий. Под способом действий Д.Б. Эльконин понимает «конкретное действие с материалом, заключающееся в ...

Вот как ставится диагноз легкой умственной отсталости, указывающий на тяжесть поведенческого расстройства:

или (F-70.0) — умеренная умственная отсталость, свидетельствующая об отсутствии или легкой степени тяжести расстройства поведения.

или(F-70.01) — умеренная умственная отсталость с указанием отсутствия или небольшой степени тяжести поведенческих нарушений вследствие перенесенных ранее инфекций или интоксикаций.

или(F-70.02) — Легкая умственная отсталость, указывающая на отсутствие или умеренную степень нарушения поведения из-за предыдущей травмы или физического воздействия.

или(F-70.03) — умеренная умственная отсталость вследствие фенилкетонурии.

или(F-70.04) — умеренная умственная отсталость с нарушениями поведения, связанными с хромосомными аномалиями.

Классификация DSM-IV определяет умственную отсталость в виде диагностических критериев:

A. Коэффициент интеллекта (IQ) ниже среднего и равен или ниже 70. Тяжесть расстройства отражает уровень умственной отсталости:

·Легкая умственная отсталость: IQ от 50-55 до 70.

·Умеренная умственная отсталость: IQ от 35-40 до 50-55.

·Тяжелая умственная отсталость: IQ от 20-25 до 35-40.

·Глубокая умственная отсталость: IQ ниже 20 или ниже 25.

Б. Сопутствующие нарушения адаптивного функционирования (т. Е. Несоответствие развития характерным нормам возрастной или социальной группы) проявляются как минимум в двух из следующих областей: общение, уход за собой, домашняя жизнь, социальные (межличностные) контакты, использование ресурсов сообщества, самоконтроль, способность учиться, работать, свободное время, здоровье и безопасность.

Адаптивные навыки предполагают учет как сильных, так и слабых сторон человека в процессе адаптации.

.Коммуникация — это понимание и выражение информации посредством символического поведения.

2.самообслуживание — туалет, умение правильно есть, о(раз)деться, опрятность.

.Возможность жить в домашних условиях — вести хозяйство, бережно относиться, уметь готовить, планировать и вести бюджет, соблюдать правила безопасности дома.

.Социальные навыки — навыки взаимодействия с окружающими, предполагающее умение вступать в беседу, адекватно реагировать на замечания, чувствовать настроение собеседника, регулировать свое поведение.

6 стр., 2760 слов

Методы и приемы работы с умственно отсталыми детьми

... процессы развития умственно отсталых детей и позволяют формировать у них новые положительные качества. Результатом учебно-воспитательной работы является овладение учащимися определенным объемом знаний, конкретных умений и навыков. В результате коррекционной работы у ...

.Умение жить в микросреде — умение передвигаться, делать покупки, пользоваться услугами различных служб (в том числе медицинской), пользоваться общественным транспортом и местами общественного пользования: школами, библиотеками, парками.

.Самонаправленность личности — умение делать выбор, учиться планировать свои действия, следовать плану, инициировать виды деятельности, адекватные месту, условиям, искать и находить в случае необходимости помощь.

.Здоровье и безопасность — умения, связанные с охраной здоровья: правильно питаться, своевременно распознавать наступление болезни, грамотно принимать лекарства.

.Функциональная успеваемость — интеллектуальные способности и навыки, связанные с обучением, имеющие отношение к жизни: письмо, чтение, основные математические понятия, естествоведческие знания.

.Проведение досуга — умение разнообразить досуг (самостоятельно и совместно), отражающий личные предпочтения.

.Работа — навыки, связанные с возможностью работать полный/неполный день. Для диагностических целей определяется уровень адаптации. Основная идея заключается в том, что адаптивное поведение является типичной, повседневной деятельностью, а не способностью. Если индивиды с умственной отсталостью могут заниматься определенной деятельностью, но не делают этого, у них обязательно ухудшается адаптивное функционирование.

В. Возраст начала расстройств — до 18 лет.

Д.Н. Исаев предложил следующее определение: «Психическое недоразвитие (умственная отсталость) — совокупность этиологически различных наследственных, врожденных или рано приобретенных стойких непрогрессирующих синдромов общей психической отсталости; они проявляются в затруднении социальной адаптации главным образом из-за преобладающего интеллектуального дефекта».

2. Этиология умственной отсталости

С достоверностью этиология установлена примерно у 1/3 умственно отсталых. В одних случаях доминируют эндогенные причины. Это изменение наследственных структур (мутации) — в 70-90%, действующие до зачатия и поражающие половые клетки будущих родителей. Генные мутации — изменения внутренней структуры генов.

Хромосомные мутации

Клинически все хромосомные формы умственной отсталости, связанные со структурными перестройками, являются последствиями либо частичных трисомий (трех одноименных хромосом вместо двух), либо частичных моносомий (одной вместо пары хромосом).

Распространенность хромосомных болезней среди новорожденных составляет 0.5%. У человека мутации возникают постоянно — это естественный процесс, происходящий в ходе жизнедеятельности. Кроме того, они происходят под влиянием физических воздействий (ионизирующая радиация: электромагнитные излучения, гамма- и рентгеновы лучи, корпускулярные излучения: быстрые нейтроны, альфа-частицы).

7 стр., 3160 слов

Диагностика умственного развития и общих способностей

... работы является изучение диагностики умственного развития и общих способностей, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи: Рассмотреть понятие интеллекта; Исследовать виды интеллекта; Проанализировать диагностику интеллектуального развития; Выявить методы развития интеллектуальных способностей. Структура данной ...

Вредоносными могут быть химические вещества (инсектициды, фунгициды, гербициды, формальдегид, ароматические углеводороды, противоопухолевые средства. Опасно также действие некоторых биологических факторов (вирусов гепатита, гриппа, краснухи, кори, ветряной оспы, свинки).

Помимо этого, для появления мутаций имеет значение возраст родителей и семейное предрасположение, что может быть связано с нарушением генетического управления делением клеток.

Эндокринные заболевания и метаболические дефекты. Диабет матери может быть причиной отставания в умственном развитии ее ребенка. Фенилаланиновая эмбриопатия возникает в том случае, если у матери имеет место фенилкетонурия, т.е. содержание фенилаланина в ее крови превышает 30 мг/л.

Перезревание половых клеток, Возраст родителей, Врожденные причины

Среди причин, вызывающих нарушение созревания плода, известно более 400 внешних факторов. Так как во внутриутробном периоде ЦНС плода особенно чувствительна, то ее повреждения встречаются часто и приводят в итоге к психическому недоразвитию (в 70%).

Высокий риск рождения умственно отсталых детей связан с гипоксией плода у матерей, страдающих хроническими заболеваниями в тяжелой форме: сердечно-сосудистой недостаточностью, болезнями почек и печени, диабетом, болезнью щитовидной железы. Эти болезни способствуют также недоношенности и осложнениям во время родов.

Несовместимость по Rh-фактору, Внутриутробные инфекции

Для возникновения умственной отсталости очень важно время поражения плода, степень благополучия его развития и наличие неповрежденных тканей, способных компенсировать повреждения или замедление развития, вызванные инфекционным агентом. Чем раньше действует вредность на плод, тем, скорее всего, произойдет выкидыш или возникнут пороки развития. В дальнейшем эти же вредности замедляют развитие плода. Примером может быть вирус краснухи, который в разные сроки беременности действует по-разному. При этом предполагают, что основной механизм повреждения ЦНС плода — аноксия, в результате чего останавливается клеточное деление, что приводит к возникновению уродств или ограничению роста органов.

Вероятность поражения плода зависит также от плаценты, которая не пропускает к нему возбудителей многих острых инфекций. Однако эффективность этого барьера различна. Возбудители сифилиса, токсоплазмоза и других микроорганизмов проникают через это препятствие, а также могут попадать из околоплодной жидкости. Плод защищается от инфекций антителами матери. Но и этот механизм не всегда эффективен. Так, беременная, будучи иммунной к определенному заболеванию, все же способна передать возбудитель эмбриону. Предполагается, что высокая лихорадка беременной также может нарушить нормальное функционирование ЦНС эмбриона.

Вирусные заболевания

Краснуха . Если беременная заболевает ею в первые три месяца беременности, то риск умственной отсталости у ребенка составляет от 15 до 20%. У половины детей развивается глухота; обнаруживается микроцефалия, эпилептиформные припадки, спастические параличи и парезы. Умственная отсталость сочетается с нарушением координации движений, двигательной расторможенностью, импульсивностью.

37 стр., 18119 слов

Образование детей с нарушениями психофизического развития в России

... дипломной работы: 1) определить понятие интегрированного подхода в образовании; 2) изучить проблему интегрированного обучения ... коррекционная школа выделяется главным недостатком, который блокирует своего ученика - ребенка с различными сенсорными нарушениями, с умственными ... с определенными отклонениями в развитии. Интегрированное обучение - естественный этап развития системы общего и специального ...

Цитомегалия, Врожденный сифилис

Листериоз . Листерии (бактерии, поражающие преимущественно нервные ткани) могут проходить плаценту; менингоэнцефалит приводит к грубым органическим поражениям ЦНС. Характерна тяжелая степень умственной отсталости, сочетающаяся с повышенной возбудимостью, склонностью к аффективным вспышкам.

Токсоплазмоз

Наиболее частые химические вредности, приводящие к интеллектуальному дефекту — свинец, алкоголь, лекарственные препараты. Яды могут привести к смерти эмбриона или появлению пороков развития. Частота пороков у умерших в пренатальном периоде развития — от 20 до 40%.

Лекарственные препараты, имеющие тератогенное действие: гормональные препараты половых желез, надпочечников, инсулин; препараты, подавляющие обмен веществ (антиглютамины); препараты, избирательно разрушающие раковые клетки, антибиотики; галлюциногены; азокрасители. Сульфонамиды, например, повреждают мозг, вызывая желтуху плода. Антикоагулянты могут привести к кровоизлияниям в мозге и к его стойким повреждениям.

Важно упомянуть, что тот или иной порок может быть вызван генетической слабостью локуса. Таким образом, генотип определяет, какие ткани или органы будут чувствительны к какому-либо тератогену. Отсюда этиологический полиморфизм заболеваний, т.е. умственная отсталость сочетается с врожденными дефектами органов и систем.

Физические факторы

Механические воздействия. Эти воздействия вызывают пороки: чрезмерное давление матки или опухоли на плод при маловодии или крупной миоме. Воздействие шума на беременную в эксперименте вызывают тератогенный эффект.

Острые или хронические эмоциональные стрессы в течение беременности могут быть причиной пороков развития, малой массы плода и умственной отсталости.

Влияние недоношенности (менее 1.5 кг) и переношенности на психическое развитие ребенка определяется не только недостатком массы тела, но и продолжительностью беременности. Частота неврологических и психических нарушений у таких детей составляет не менее 20%.

Приобретенные причины, Наследственные болезни обмена аминокислот, сопровождающиеся нарушением нервно-психического развития

Наследственные нарушения аминокислот — группа заболеваний, обусловленных дефектами ферментов, участвующих в их обмене. Описано свыше 30 заболеваний. Главный биохимический признак заболеваний состоит в накоплении аминокислот в организме.

Фенилкетонурия

Клиника. Отставание в психическом развитии становится заметным во втором полугодии жизни. Оно прогрессирует в течение 1-5 лет. За это время развивается тяжелая или глубокая умственная отсталость (92%), нарушения поведения (возбуждение, расторможенность, агрессивность, склонность к самоповреждениям), грубое недоразвитие эмоционально-волевых функций, инстинктов.

2 стр., 890 слов

Дети со сложными нарушениями в развитии

... Основная Басилова Т. А. Психология детей со сложными нарушениями развития // ? Основы социальной психологии / Под ред. Л. ... сложный тип нарушений; так, многие дети с выраженной умственной отсталостью имеют множественные нарушения. Сложными нарушениями развития называют наличие двух или более выраженных первичных нарушений у одного ребенка. При этом первичные нарушения, входящие в состав сложного ...

При неравномерном поражении коры и глубоких структур мозга могут возникать черты аутизма, что позволяет выделить шизофреноподобную форму заболевания. Описана и неврозоподобная форма заболевания.

Отмечаются гиперкинезы, нарушения мышечного тонуса и координации. До 50% больных страдают судорожными припадками. Появляются нарушения пигментации (светлый цвет волос и радужки, менее пигментированная кожа).

У половины больных выявляется экзема. Серьезно страдают эндокринные функции. У одних детей ускоряется рост, но нарушается развитие черепа и костей скелета, у других — отставание физического развития сочетается с микроцефалией. Типичен своеобразный «мышиный» запах, обусловленный наличием в моче фенилуксусной кислоты. Лечение ФКУ заключается в диете с резким ограничением фенилаланина с 2-месячного возраста и соблюдением ее в течение 12 лет, что предотвращает развитие умственной отсталости.

Органические ацидемии, сопровождающиеся нарушением нервно-психического развития

Их около 60. Это — нарушения метаболизма органических кислот (продуктов обмена аминокислот, углеводов, липидов) проявляется тяжелыми поражениями нервной системы и нередко угрожают жизни ребенка раннего возраста.

Галактоземия

Клиника. После рождения ребенка возникает отказ от пищи, понос, рвота, падение массы тела, желтуха, поражение печени, почек; водянка живота. Нарастает внутричерепное давление, повышается риск сепсиса. Выживший ребенок страдает умственной отсталостью с нарушениями зрительно-пространственных представлений, недоразвитием речи, расстройствами поведения, тревогой, трудностями в общении. В качестве терапии показана безмолочная диета.

3. Клинические формы умственной отсталости, в основе которых лежат генетические и хромосомные нарушения

Болезнь Дауна

Клиника. У младенца — уплощенное лицо и затылок, мышечная гипотония, косой разрез глаз, разболтанность суставов, диспластические уши. У старших детей обнаруживаются пороки мозгового строения черепа и лица — расширенная и уплощенная переносица, низко расположенные уши, недоразвитие нижней челюсти, складчатый, выступающий изо рта язык, высокое (готическое) небо, неправильный рост зубов. Характерны также пороки костно-мышечной системы: короткая шея, широкие кисти с короткими пальцами, синдактилия, деформация грудной клетки, укорочение конечностей. Они маленького роста. Кожа сухая, румянец на щеках. Почти у всех имеется недоразвитие половых органов, грыжи. Часто выявляются поражения глаз, катаракты.

Более чем у 90% — тяжелая степень умственной отсталости. В связи с тугоподвижностью мышления с трудом переключаются на новый вид деятельности. Они склонны к подражанию и повышенной внушаемостью. Невербальный интеллект выше вербального. Абстрактное мышление резко нарушено. Эмоции поверхностны, не дифференцированы, монотонны. У некоторых обнаруживаются аффективные вспышки, негативизм и импульсивность.

Для других характерно лучшее развитие эмоциональности по сравнению с интеллектуальной отсталостью — они ласковые, добродушные, привязчивые, не склонные к антисоциальным поступкам. Они лучше адаптированы, чем другие умственно отсталые с таким же недоразвитием интеллекта. Исключение составляют больные с аутистическими чертами.

10 стр., 4797 слов

«Особенности развития эмоционально-волевой сферы при умственной отсталости

... умственно отсталых детей формируются в условиях неполноценного чувственного познания, речевого недоразвития, ограниченной практической деятельности, поэтому умственные операции этих детей замедленно развиваются и обладают своеобразными чертами. Умственная отсталость - это выразительное, необратимое системное нарушение ... присущие только человеку высшие эмоции или чувства, которые переживаются в ...

С возрастом их интеллектуальная недостаточность становится все более тяжелой. 23% детей до 3 лет имеют IQ выше 50, тогда как дети старше 9 лет с таким уровнем IQ уже не встречаются.

У части больных после 35 лет развиваются деменция и прогрессирующие неврологические расстройства (сходные с болезнью Альцгеймера), что связывают с расположением гена этого заболевания на 21-й хромосоме.

Меньшая средняя продолжительность жизни лиц с болезнью Дауна (около 36 лет) связана с наличием пороков желудочно-кишечного тракта и сердца, со сниженной сопротивлямостью к инфекциям и частыми болезнями крови и злокачественными новообразованиями.

Синдром Мартина-Белла

Клиника. Макроцефалы. Лицо с акромегалоидными чертами, большие оттопыренные уши, недоразвитие средней части лица, рост небольшой. Кожа необычно растяжима. В подростковом возрасте увеличены яички; у некоторых больных — крипторхизм, а также ожирение. Часто встречаются врожденные пороки сердца. Наблюдается косоглазие, мышечная гипотония, нарушение координации, гиперкинезы, эпилептиформные припадки.

Характерны двигательная расторможенность, тревожность, аффективная возбудимость или боязливость, тормозимость, нарушения внимания. Интеллектуальное недоразвитие чаще умеренное или тяжелое. С возрастом оно может углубляться. Вербальный интеллект выше, чем невербальный. У мальчиков нарушена коммуникабельность, имеются черты аутизма: мутизм, эхолалии, стереотипии, самоповреждающее поведение, трудно устанавливаемый глазной контакт, непереносимость прикосновений. У девочек реже выявляются нарушения контакта, избегание взгляда, дискомфорт при общении. У девочек только в 1/3 случаев бывает легкая степень умственной отсталости. У них меньше проявляется гиперактивность и нарушения внимания. Однако для них более характерны депрессии.

Наиболее специфичны при этом синдроме нарушения речи: ускоренный темп, персеверации, нарушения артикуляции, запинки, затруднения при подборе слов. Бывает телеграфный стиль речи и оральная апраксия.

Терапия. По причине дефицита фолиевой кислоты, участвующей в генезе умственной отсталости при этом синдроме, его лечат с помощью фолатов.

Хромосомные патологии: женские и мужские болезни

Рассмотрим заболевания женщин, определяющиеся нарушениями на хромосомном уровне. Чаще других встречаются изменения в числе половых хромосом.

Так, синдром Шерешевского-Тернера возникает с частотой 1 на 3000 новорожденных девочек, т.е. болеют только женщины. Заболевание развивается при потере одной из половых хромосом, в результате чего остается только одна, всегда женская (и всегда доставшаяся от отца), Х-хромосома. Набор хромосом определяется как 45 Х0.

80 стр., 39957 слов

Особенности работы с умственно отсталыми детьми посредством логопедической ...

... Поэтому в работе с умственно отсталыми детьми педагог становится посредником между ребёнком и создаваемой системой взаимодействия с окружающим миром. актуальной Важным направлением развития речи детей, в том числе и детей с нарушением интеллекта, является ...

Клиника. К типичным признакам болезни относятся: физическое недоразвитие, в частности, низкий рост (к периоду полового созревания равняющегося, в среднем, 150 см), короткая шея и такие аномалии скелета, как сращение позвонков, деформация кистей рук и стоп, а также аномалия развития наружных половых органов с отсутствием менструаций, что ведет к бесплодию. Кроме того, характерными признаками являются крыловидная складка, идущая от шеи к плечам, а также густые волосы. К пубертатному периоду сохраняются детское телосложение, психический инфантилизм. Интеллектуальная сфера больных страдает мало: умственная отсталость встречается относительно редко, хотя ее процент среди больных все же выше, чем в популяции.

Синдромы полисомии (набор половых хромосом может быть ХХХ, ХХХХ, ХХХХХ).

Изредка встречаются женщины, у которых не две, а три Х-хромосомы (набор хромосом определяется как 47 ХХХ).

Внешне они могут не слишком сильно отличаться от нормальных. У них нет каких-то характерных черт, по которым можно было бы заподозрить наличие этой патологии. Умственное развитие таких женщин может быть ниже нормы; отмечаются и странности поведения: замкнутость, боязливость, иногда агрессивность. Очень высока предрасположенность к развитию судорог. По данным некоторых авторов, синдром трисомии ХХХ встречается с вероятностью 1 на 2000 новорожденных девочек. Они отличаются низким ростом и множественными стигмами: высоким (готическим) небом, короткими пальцами, неполной синдактилией. У них выявляется легкая степень умственной отсталости (дебильностью), а также эмоциональная неустойчивость. У некоторых больных девочек в пубертатном возрасте имеются недоразвитие вторичных половых признаков, расстройства менструального цикла.

Болезни мужчин

В детстве лица с этим синдромом внешне не отличаются от здоровых. В пре- и пубертатном возрасте обнаруживается высокий рост, длинные руки и ноги, астеническое телосложение, плоская грудная клетка, синдактилия, узкие плечи, слабое развитие мускулатуры, неразвитая подмышечная и лицевая волосистость. Характерными чертами внешнего облика считаются евнухоидные пропорции тела: относительно широкий таз, уменьшенные размеры яичек и полового члена (сочетающиеся с бесплодием), оволосение по женскому типу. Расстройства в психической сфере при этом заболевании более значительны, чем при синдроме Шерешевского-Тернера. Намного чаще (вплоть до 50%) отмечается легкая умственная отсталость. Типично сочетание интеллектуальных нарушений с эмоционально-волевой незрелостью, астеничностью, снижением инициативы, незрелостью суждений. Нередко возникают колебания настроения, аффективные вспышки. Они с трудом общаются со сверстниками и предпочитают одиночество; у них отсутствует интерес к окружающему. Некоторые авторы находят психические расстройства шизофреноподобного типа; но это может быть связано с наличием аутистических черт.

История изучения состояния с увеличением числа Y-хромосом оказалась запутанной; более того, состояние ХYY до сих пор не имеет названия. Такие больные отличаются высоким ростом, они склонны к насилию. Выявляется также относительно мягкий интеллектуальный дефект, благодаря чему такие люди не могут противостоять криминальной среде. Сексуальные возможности таких мужчин значительно снижены, и многие из них страдают импотенцией.

8 стр., 3665 слов

Психология развития личности умственно отсталых детей

... мышления, речи и др.). Для умственно отсталых характерно наличие патологических черт в эмоциональной сфере: повышенной возбудимости или, наоборот, инертности; трудностей формирования интересов и социальной мотивации деятельности. У многих умственно отсталых детей ... индивидуального темпа развития особенностью данного ребенка или это ... социализации, проблемам развития личности ребенка - он чувствует ...

Cиндром Прадер-Вилли

Клиника. У младенцев отмечается снижение мышечного тонуса, низкая активность, отставание в развитии моторики и трудности в сосании во время кормления. У больных в возрасте 2-6 лет появляется булимия, приводящая к ожирению. В продолжение всей жизни больные много едят. Имеются многочисленные диспластические признаки: удлиненная форма головы, короткая верхняя губа, деформированные ушные раковины, миндалевидные глазные щели, косоглазие. Аномалия развития костей проявляется низким ростом, Х-образными ногами, короткими конечностями, синдактилией пальцев стоп. Наблюдается крипторхизм, недоразвитие наружных половых органов.

Почти у всех больных выявляется умственная отсталость, чаще глубокой и реже легкой степени. Особенно страдает вербальный интеллект. Моторика развивается с задержкой. Начиная с 5-6 лет, возникает психопатоподобное поведение с бурными аффектами. У старших детей наблюдаются дисфории, депрессии, агрессивное поведение. Дети малоподвижны, сонливы, недостаточно психически активны, они внушаемы, подчиняемы, беззащитны. У них могут появиться навязчивость, назойливость, импульсивность. Часть из детей имеет аутистические черты. Примерно в 1/6 случаев возникают эпилептиформные припадки.

Синдром «лицо эльфа»

Частота синдрома в популяции 1:25 000. Поражаются оба пола. Синдром обуcловлен наследственным предрасположением плода к повышению витамина D в организме матери под воздействием солнечной радиации. Клиника. У больных наблюдаются пастозные веки, опущение щеки, большой рот, толстые оттопыренные губы, голубые глаза, синеватые склеры, содружественное косоглазие. Характерны низкий голос; удлиненная шея, узкая грудная клетка, повышенная растяжимость связок; пороки сердца, сосудов, почек, грыжи; мышечная гипотония.

Во всех случаях обнаруживается умственная отсталость; в первую очередь страдает целенаправленная деятельность. Вербально-логическое мышление отсутствует. IQ составляет в среднем 40-50. Словоохотливость сочетается с неплохим лексиконом, но это — лишь набор готовых штампов. Тонкая моторика развита плохо. У половины детей наблюдаются разнообразные неврозоподобные расстройства: энурез, головная боль, тревога, страх. У некоторых детей выражена гиперактивность. Отмечаются такие особенности личности, как доверчивость, эмоциональность, стремление к общению, послушание. Терапия направлена на снижение уровня кальция, но это не предотвращает психического недоразвития.

Микроцефалия (истинная

Клиника. Симметричное уменьшение черепа при нормальном лице и уплощенном лбе. Уши увеличены, нос удлинен, косоглазие. Умственная отсталость тяжелой степени (реже легкой) — обязательный признак синдрома. Причинами заболевания могут быть полигенные комплексы, вызывающие семейную микроцефалию.

психический генетический умственный деменция

4. Умственная отсталость

Патогенез умственной отсталости определяется хроногенным фактором, т.е., одинаковые факторы, поражающие мозг плода или ребенка на разных этапах его формирования, могут привести к различным изменениям. Симптоматика умственной отсталости при поражении плода в первые четыре недели беременности отражает грубые нарушения развития всего организма. Действие вредностей в период от четырех недель до четырех месяцев беременности, когда формируются органы и ткани, могут проявиться в патологии не только мозга, но и в дисплазиях сердца, желудочно-кишечного тракта и других органов, а также в тканевых дисплазиях (например, болезнь Марфана — дефект соединительной ткани).

Воздействие вредностей во второй половине беременности, когда только ЦНС продолжает бурно развиваться, проявляется изменениями в наиболее поздно развивающихся структурах мозга и местном недоразвитии отдельных его долей (лобной, теменной).

В последние недели беременности и при родах гипоксия, интоксикация и грубая травма мозга могут привести к внутримозговым кровоизлияниям в коре и подкорковых отделах. Эти вредности и поражения мозга после родов вызывают очаговые органические повреждения. Чем раньше это происходит, тем более вероятны глобальные нарушения психики, которые сопровождаются замедлением всего психического развития.

Умственная отсталость — характеристика интеллекта аномального ребенка, не только и не столько количественная, сколько качественная, показывающая снижение темпа развития интеллекта у такого ребенка.

4.1 Легкая степень умственной отсталости (дебильность)

Наименьшая степень психического недоразвития, наиболее ее распространенная форма, она составляет 75-90% от всей популяции умственно отсталых. Предполагается, что подавляющее количество заболеваний являются эндогенными или семейными по своему происхождению. Подтверждением наследственного происхождения значительного числа умственно отсталых этой группы является то, что у 36% из них один или оба родителя отстают в психическом развитии. В части случаев наследственное предрасположение провоцируется негрубыми экзогенными вредностями. Эти дети обладают удовлетворительным вниманием и памятью, способны к обучению по программе коррекционной школы, основанной на конкретно-наглядных методах обучения. Они осваивают профессиональные навыки низкой квалификации и при определенных условиях самостоятельно трудятся на обычном производстве. Диапазон интеллектуальной недостаточности в показателях IQ = 50-69.

Особенности недоразвития практически всех психических проявлений, Нарушения процессов ощущения и восприятия

Замедленность и суженый объем зрительного восприятия обнаруживается при предъявлении на короткое время картинки; суженый объем отмечается по числу отмечаемых в пейзаже предметов. Вместо симультанного (одновременного схватывания) анализа преобладает последовательный, сукцессивный. Это затрудняет ориентирование. Не усматривают связей и отношений между объектами. Не различают выражение лиц на картинках, не улавливают светотени, не понимают перспективу и значение частичных перекрытий предметов из-за их различной удаленности на картинках.

Недифференцированность восприятия проявляется в неспособности различить сходные предметы при попытке их узнать: кошка ими не отличается от белки, а компас воспринимается как часы. В одну и ту же группу объединяется множество малосходных оттенков. Выявляется агнозия индивидуальных признаков изображения. Они легче относят предмет к категории рода, чем вида. Для них вошедший человек — просто дядя, а не почтальон или садовник. К квадратам относят и треугольники, и ромбы, и прямоугольники, так как у всех у них имеются углы.

Инактивность восприятия прослеживается по отсутствию стремления рассмотреть, разобраться в деталях и во всех свойствах картинки, игрушки или другого предмета. Пример: они неспособны опознать известные, но перевернутые перед показом картинки.

Нарушение константности восприятия величины предмета по мере его удаления

Хуже, чем в норме, происходит узнавание объемных и контурно выполненных предметов ощупыванием (осязанием); это вызывает затруднения в трудовом обучении. Затруднения в ориентировке своего тела в пространстве ведет к плохой координации движений. Недифференцированность мышечных ощущений обнаруживается при неудачных попытках сравнить предметы на вес руками.

Развитие различения звуков происходит замедленно и с затруднениями, сказываясь на формировании речи, ориентировке в звуковом пространстве (например, упавшего предмета, местонахождении говорящего человека).

Эти особенности восприятия сглаживаются и компенсируются в процессе обучения и воспитания. Облегчает этот процесс совершение действий с предметами.

Отсутствие мотивационного компонента восприятия, т.е. личностного отношения у умственно отсталых, сказывается на перцептивной активности. Восприятие включает в себя основную характеристику человеческой психики — пристрастность. Слабость мотиваций у умственно отсталых проявляется в том, что восприятие принципиально не отличается от субъекта к субъекту. Отсутствие разнообразия в активности приводит к примитивизации восприятия. Таким образом, эти изменения зрительных, слуховых, тактильных восприятий препятствуют созданию адекватной ориентировке в окружающем, и установлении наиболее полных связей между объектами реального мира.

Расстройства внимания

Произвольное внимание у них вырабатывается с трудом. Формирование навыков самоконтроля у умственно отсталых детей при чтении и письме, содержавших ошибки, отличается от такового же у нормальных детей. Самостоятельно проверяя текст, дети работают медленно и не замечают ошибок. Обучение детей поэтапной проверке работы уменьшает число ошибок. Таким образом, нарушение внимания является функцией, которой следует обучать.

Уменьшение объема внимания проявляются в том, что дети смотрят и не видят, слушают и не слышат. Воспринимая какой-либо предмет, они видят в нем меньше отличительных признаков, чем нормальные дети. Это одна из причин, затрудняющих их ориентировку вне дома, в малознакомых местах. Если причина умственной отсталости кроется в преобладании последствий органических вредностей, в силу инертности психических процессов происходит увязание в деталях объекта. Именно из-за этого они не охватывают активным вниманием достаточный объем материала. Узость поля внимания умственно отсталых связана с трудностью осуществления мысленного синтеза.

У умственно отсталых нередко наблюдается нарушение переключаемости внимания, т.е. расстройство перехода от одной деятельности к другой. В их деятельности проявляются застревания или «соскальзывания» на уже знакомый способ решения задания. У них снижена способность к распределению внимания между разными видами деятельности. Они, например, не могут сразу выполнять два задания: рисовать и рассказывать стихотворение. Причины этих нарушений:

1.Патологическая инертность нервных процессов, нарушение их подвижности.

2.истощаемость психических процессов, возникает при церебрастении.

.неудачное воспитание, которое не сформировало навыков самоконтроля и критичности

Таким образом, произвольное внимание нецеленаправленно; оно нестойкое, легко истощается, характеризуется повышенной отвлекаемостью и требует больших усилий для фиксации.

Расстройства мышления — первейший признак умственно отсталых. Недоразвитие мышления умственно отсталых определяется тем, что оно формируется в условиях неполноценного чувственного познания, речевого недоразвития и ограниченной практической деятельности.

Снижение уровня обобщения

Отмечается непонимание условности и обобщенности образа при толковании пословиц и метафор. Не понятен перенос смысла пословицы на другие ситуации. Не происходит переноса способа решения одной задачи на другую. Это связано с невозможностью обобщения, а за ним и анализа, взаимосвязанного с синтезом. Пословицы понимаются буквально, и при этом утрачивается их обобщенный смысл. При сравнении предметов умственно отсталым легче установить различия, чем уловить сходство. В процессе обучения слабость обобщений проявляется в плохом усваивании правил и общих понятий. Заучивая правила наизусть, они не понимают их смысла и не умеют их применять. В связи с этим изучение грамматики и математики — предметов, в наибольшей степени требующих усвоения правил, представляет особенную трудность. Они не способны совершать опосредование словом объективных связей между предметами. Это затрудняет им управление своим поведением. Таким образом, несовершенно отражается предметный и человеческий миры и взаимосвязи в них.

Искажение обобщения выражается в «отлете, парении» от конкретных связей в утрированной форме. Оно отражает случайную сторону явлений, предметное содержание которых не учитывается. Проявляется в выхолощенном резонерстве, когда в мышлении доминируют связи, неадекватные жизненным отношениям. Эти нетипичные для умственно отсталых нарушения мышления встречаются, когда имеются аутистические симптомы (как следствие органического поражения головного мозга.

Нарушения динамики мыслительной деятельности в форме лабильности и инертности мышления .

Лабильность мышления, чередование адекватных и неадекватных решений, наблюдается при разных вариантах атонической формы умственной отсталости (см. ниже).

При этом наряду с адекватными обобщениями возникают и конкретно-ситуационные сочетания, подменяя логические связи неправильными сочетаниями. Это бывает при болезненно повышенном настроении, сочетающимся с грубым расстройством внимания. Ассоциации при этом становятся хаотичными. Одно из слов толкуемой пословицы может вызвать такую цепь ассоциаций, что она далеко уведет от начальной темы вопроса. Может возникать повышенная «откликаемость», т. е. чуткое реагирование на любой раздражитель, не направленный на него. Типично введение в контекст заданий случайных слов, обозначающих находящиеся перед ними предметы.

Инертность мышления, затрудненность переключения с одной мысли на другую, т.е. вязкость, проявляется в обстоятельности и излишней детализации. У многих умственно отсталых лиц обнаруживается замедленность, тугоподвижность интеллектуальных процессов. Так, при решении арифметических задач возникает стереотипное мышление в виде попыток решать новую задачу по аналогии. При вязкости мышления неизбежны также нелогичные скачки; длительно задерживаясь на множестве деталей, ребенок все же скачком переходит к следующему суждению, затем снова увязает в деталях. Типичны запаздывающие ответы, следовой раздражитель сохраняет свое значение, иногда даже приобретая большее значение, чем актуальный.

У умственно отсталых лиц отсутствует мотив действия, и, следовательно, нарушается мотивационный (личностный) компонента мышления. При этом мышление становится не только поверхностным и незавершенным, но и перестает быть регулятором поведения.

Разноплановость мышления, т.е. протекание суждений в разных руслах, обнаруживается у некоторых умственно отсталых, которые при выполнении классификации используют то свойства предметов, то личные вкусы и установки; например, они объединяют лопату, кровать, ложку, автомобиль, самолет, корабль, поскольку они «железные».

Нарушение критичности мышления (отсутствие контроля своих действий и коррекции допущенных ошибок) — постоянная характеристика умственно отсталых, которые не умеют оценивать работу мысли, взвешивать все доводы за и против. При выполнении ими заданий обнаруживается масса ошибок из-за бездумного манипулирования предметами, безразличным отношением к собственным ошибкам.

Слабость регулирующей роли мышления возникает в связи с тем, что дети не умеют пользоваться уже усвоенными умственными действиями. После ознакомления с новой задачей они сразу же принимаются ее решать, у них не возникают вопросы, предваряющие действия, отсутствует ориентировочный этап. Они не пытаются представить в уме ход решения новой задачи, не обдумывают своих действий, не предвидят результата. Это — дефект так называемого критического мышления. Иными словами, ослабление регулирующей функции мышления связано с «некритичностью» мышления. Умственно отсталые лица не сомневаются в правильности своих, только что возникших предположений, не замечают свои ошибки. Они даже не предполагают, что их суждения могут быть ошибочными.

Таким образом, мышление умственно отсталых конкретное, ограниченное непосредственным опытом, непоследовательное, стереотипное и некритичное. Регулирующая роль мышления в поведении недостаточна.

Нарушения речи

При легкой умственной отсталости значительно запаздывает развитие речи. Однако степень исправления речи зависит от обучения и воспитания. Двигательный навык речи и слуховое различение звуков возникает позже, чем в норме (в 3-4 года).

Недоразвитие речи может быть обусловлено медленно формирующимися и нестойкими дифференцировочными условными связями в слуховом анализаторе. Поэтому ребенок долго не дифференцирует звуки речи говорящих людей и не способен усваивать новые слова и словосочетания. Звуки речи, несмотря на отсутствие глухоты, воспринимаются неразделенно, выделяются и различаются лишь немногие слова.

Нередко нарушается формирование фонематического слуха. Уже выделенные и знакомые слова воспринимаются нечетко. Плохо различаются звуки, особенно согласные. Дети не различают фонем из-за дефектов развития слухового анализатора. В связи с этим при произнесении ими слов происходит замена одних звуков другими. Это также затрудняет написание слов. Из-за плохого различения окончания слов страдает освоение грамматических форм. В процессе обучения дифференцировочные условные связи в слуховом анализаторе образуются. Однако слишком медленное формирование речи сказывается на общем развитии детей. У них также замедлено развитие артикуляции — всего комплекса движений ротовой, горловой и голосовой мускулатуры.

У умственно отсталых первые слова появляются лишь в 2-3 года, короткие и аграмматичные фразы — в 5-6 лет. Их словарный запас очень беден. Они почти не пользуются глаголами, прилагательными, союзами. Даже в освоенном лексиконе значения слов не ясны. Многие слова остаются не понятиями, а словами-кличками. Переход к освоению понятия совершается долго и с большим трудом.

В начальных классах характерна односложность фраз, нарушение согласованности слов в предложениях. Очень затрудняются в выборе слов для выражения оттенков мысли. В школьном возрасте остаются те формы речи, которые они восприняли еще в 3-4 года. Речь (орудие мышления) у здоровых детей формируется в дошкольном возрасте; у умственно отсталых учащихся она начинает осваиваться с приходом в школу. Дети нередко пользуются ситуативной речью, понятной лишь тем, кто знает обстоятельства дела. Слово не используется в полной мере как средство общения. Часто лица заменяются местоимениями, которые не только обедняют речь, но и делают ее непонятной.

Из-за тугоподвижности ЦНС дети, начиная говорить, не успевают придумать завершение фразы и заканчивают словами, не согласованными с началом. Неудовлетворительный фонематический слух, дефекты произношения и трудности расчленения слова на звуки ведут к тому, что почти каждое слово пишется с ошибками. Нарушения зрительно-пространственной ориентировки приводят к потере строки при чтении и письме; буквы изображаются зеркально. При обучении эти трудности постепенно сглаживаются. В случаях остаточных органических поражений ЦНС может возникать непреодолимое препятствие для освоения устной письменной речи.

Расстройства памяти, а именно нарушения непосредственной памяти, заключаются в том, что они усваивают все новое очень медленно, лишь после многих повторений, быстро забывают воспринятое и, главное, не умеют вовремя воспользоваться знаниями на практике. Замедленность и непрочность процесса запоминания сказывается в том, что программа 4-х классов общеобразовательной школы усваивается ими за 7-8 лет обучения. Для усвоения нового материала, например, таблицы умножения им требуется значительно большее число повторений, чем здоровым.

Нарушение динамики мнестической деятельности проявляется в том, что первоначально хорошее запоминание сменяется нарушением воспроизведения, а затем происходит частичное воспроизведение. Причиной может служить эмоциональная неустойчивость. Эпизодическая забывчивость — явление нередкое. Основное затруднение вызывает метод пиктограмм — интеллектуальная операция по установлению общности в рисунке и в запоминаемом слове. Умственно отсталые не могут выделить cущественные признаки запоминаемого слова, хотят изобразить все детали и потому не запечатлевают их в рисунке. По мере обучения опосредованное запоминание становится лучше. Умственно отсталые лица, плохо понимая материал, лучше запоминают внешние признаки предметов в их случайных сочетаниях.

Нарушение мотивационного компонента памяти состоит в том, что при отсутствии личностного отношения к окружающему миру они запоминают лишь то, что считают нужным. В отличие от нормы, они лучше воспроизводят по памяти завершенные действия. Умственно отсталые лица не способны целенаправленно заучивать и припоминать. Стремясь запомнить, они не вникают в суть материала, поэтому преднамеренное запоминание у них вызывает трудности и не облегчает задачу. Они не умеют припоминать заученный материал, не выделяют из смежных представлений именно то, которое нужно. Механическая память может быть даже хорошо сформированной. Таким образом, при умственной отсталости обычно запечатлеваются лишь внешние признаки предметов, а есть затруднения воспоминания о внутренних логических связях и обобщенных словесных объяснениях.

Расстройства чувств

Эмоции могут быть неадекватными, непропорциональными внешним воздействиям.

Проявление их личностной незрелости сказывается в большом влиянии эгоцентрических эмоций на оценочные суждения. Они высоко оценивают то, что доставляет удовольствие. Эмоциональная косность тесно связана с косностью интеллектуальной.

Слабость интеллектуальной регуляции чувств обнаруживается в том, что умственно отсталые дети ничем не корригируют своих чувств сообразно ситуации. С опозданием и с трудом формируются высшие духовные чувства: совесть, чувство долга, ответственности, самоотверженности. Слабость мысли тормозит формирование высших чувств. Кроме того, у умственно отсталых обнаруживаются болезненные проявления чувств: у одних — слабодушие с вспышками раздражительности, у других — дисфории.

Волевые расстройства

Умственно отсталые внушаемы, некритично воспринимают советы окружающих. Их легко подговорить обидеть слабого человека или близкого, сломать нужную вещь. Наряду с этим могут проявить необычайное упрямство, бессмысленное сопротивление разумным доводам, сделать наперекор тому, о чем их просят.

Эти контрасты проявлений воли — выражение незрелости личности. Незрелость личности, неразвитость самообладания и разумной переработки текущих внешних впечатлений приводит к обилию импульсивных примитивных, непосредственных реакций на внешние воздействия. Ребенок хватает приглянувшуюся ему вещь, не задумываясь о последствиях.

Несамостоятельность умственно отсталых с годами, по мере накопления жизненного опыта становится менее выраженной. Л. Выготский считал, что гипобулия — не следствие самой дебильности, а один из вторичных или даже более связанных с первопричиной синдромов.

Таким образом, произвольная активность лиц с умственно отсталостью отличается слабостью побуждений, недостаточностью инициативы, импульсивностью, внушаемостью и упрямством, слабостью социальных мотивов. Решения принимается по типу короткого замыкания. Поступки недостаточно целенаправленны, отсутствует борьба мотивов.

Формирование самооценки

При столкновении положительной оценки в семье и отрицательной в детсаду, у ребенка возникают обидчивость, упрямство, драчливость. Эти формы поведения становятся чертами личности, если такая ситуация продолжается длительное время. Отрицательные качества личности возникают в ответ на потребность ребенка избежать тяжелых аффективных переживаний (связанных с потерей уверенности в себе).

На помещение умственно отсталого ребенка в общеобразовательную школу, у него формируется отрицательная самооценка. Ситуация осложняется, если отец не скрывает своего раздражения, а мать захваливает своего ребенка.

У некоторых умственно отсталых может формироваться повышенная самооценка как псевдокомпенсаторная в ответ на низкую оценку окружающих. Все же большинство из них достигают независимости в сфере ухода за собой (ребенок умывается, одевается, самостоятельно принимает пищу, овладевает навыками домашних дел).

Несмотря на то, что они усваивают норму поведения, их ролевые функции в обществе ограничены. Они охватывают лишь ограниченное число общественных функций, плохо ориентируются в новой обстановке, а это затрудняет их адаптацию и делает неуверенными.

Недоразвитие психомоторики проявляется в замедлении темпа развития локомоторных функций, в непродуктивности и недостаточной целесообразности последовательных движений, в двигательном беспокойстве и суетливости. Движения бедны, угловаты, недостаточно плавны (кинетическая апраксия).

Особенно плохо сформированы тонкие и точные движения, жестикуляция и мимика.

Школьная успеваемость, Овладение навыками

Выполнение социальных ролей — из-за эмоциональной и социальной незрелости умственно отсталые неспособны к воспитанию детей.

Итак, сниженный интеллект и эмоционально-волевые особенности не позволяют им овладеть программой массовой школы. У этих детей обнаруживается недоразвитие анализа и синтеза, нарушение фонематического слуха и анализа. Ослаблено соматическое состояние. Нарушена моторика, выявляется апраксия губ и языка, заторможенность.

Умственное недоразвитие может сочетаться с аутистическими симптомами, расстройствами развития речи, эпилептиформными припадками, грубыми нарушениями поведения. Нередко отмечается врожденная комбинация интеллектуальных нарушений с пороками развития (непропорционально маленькие конечности, низкий мышечный тонус, искривление позвоночника, гипогенитализм, деформированные зубы, микро- или гидроцефалия.

4.2 Умеренная степень умственной отсталости (легкая имбецильность)

Это — средняя степень психического недоразвития, составляет 10% от всего числа умственно отсталых. Ее этиологией могут быть как наследственные дефекты, так и последствия перенесенных органических поражений головного мозга. Она характеризуется главным образом несформированными познавательными процессами (конкретным, непоследовательным, тугоподвижным мышлением) и неспособностью образовывать отвлеченные понятия. IQ находится в пределах 35-49 или 54.

Статические и локомоторные функции

Расстройства внимания. У всех нарушено внимание. Оно с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью. Крайне слабое активное внимание препятствует достижению поставленной цели. При благоприятных условиях его удается значительно улучшить, можно добиться более активного включения в занятия с воспитателем, переключения в процессе выполнения освоенной деятельности.

Нарушения процессов ощущения и восприятия, Расстройства мышления

Эти расстройства мышления проявляются в крайне неполноценном использовании предметов при решении наглядно-практических задач: жизненно-бытовых, игровых, конструктивных, в которых в качестве средств решения выступает наглядный или представляемый образец. Такие больные не умеют анализировать предмет, применять приемы сравнения, переноса, целенаправленного поиска. Их затрудняет установление связей между отдельными звеньями задачи. Из-за этого отсутствует целенаправленность, быстрота и точность реакций, переключаемость с одного действия на другое; у них не развит самоконтроль.

Составить связный рассказ по сюжету самой элементарной картинки не удается: чаще всего называются отдельные изображенные предметы. Они не могут расположить по порядку картинки, объединенные единым сюжетом, и понять последовательность происходящего. Суждения бедны, и являются повторением услышанных советов, рекомендаций.

Некоторые умеренно умственно отсталые усваивают все буквы, сливают их в слоги и даже читают короткие тексты. Но они не осмысливают прочитанное. Они воспринимают его фрагментарно и потому передают содержание не связанными между собой отрывками. Усваивают материал неосознанно, механически. Овладевают порядковым счетом, совершают простейшие арифметические операции на конкретном материале. Отвлеченный счет в пределах первого десятка им не удается. Не могут решать задачи: условие задачи не удерживается в памяти, а смысловые связи не устанавливаются.

Основные трудности умеренной умственной отсталости при решении задач: 1. слабое принятие задачи, обусловленное отсутствием или недостаточно сильной мотивацией, уход от задачи, психическая пассивность; 2. отсутствие ориентировки в задаче, т.е. понимания связей между звеньями; 3. неспособность к «осмысленной» организации своей деятельности по выполнению задачи, т.е. последовательного перехода от одного действия к другому, осуществления связи между действиями, неумение правильно использовать наглядные средства для решения задачи.

Нарушения речи

В дальнейшем, в особенности под влиянием педагогов, происходит развитие речи, однако ее понимание в конечном итоге определяется личным опытом. Экспрессивная речь ограничивается отдельными словами или короткими предложениями. Лексикон беден, состоит из наиболее часто употребляемых слов и выражений. После нескольких лет обучения они усваивают обозначения предметов обихода, овощей.

Произносительная сторона речи дефектна, речь почти лишена модуляций, выраженное косноязычие, имеются нарушения структуры многих слов и аграмматизмы. Используются наиболее употребительные предлоги, дети путают предлоги, заменяют их.

У них удается выработать умение использовать свою речь в коммуникационных целях. В процессе общения они умеют попросить у окружающих нужные им предметы, отваживаются задавать вопросы. В редких случаях речь ребенка представляет поток бессмысленных штампов, произносимых в услышанной ранее интонации (эхолалическая речь).

Происхождение этого нарушения связывают с преимущественным поражением лобной доли коры головного мозга или с гидроцефалией. У 20% умеренно умственно отсталых детей речь не появляется вовсе в силу поражения речевых зон коры.

Расстройства памяти

Незначительная их часть (главным образом за счет неплохой механической памяти) осваивает основные навыки, необходимые для чтения, письма и элементарного счета. Образовательные программы (в специальных классах коррекционных школ или интернатов) могут дать им возможность для развития ограниченного потенциала и расширения круга навыков самообслуживания и ориентировки в ближайшем окружении. С трудом освоенные знания применяются механически, как заученные штампы.

В результате обучения посредством наглядного многократного показа с постепенным усложнением задания в течение нескольких лет удается подготовить подростков к труду и жизни в трудовом коллективе. Помимо уроков труда приходится закреплять навыки чтения и счета, связанные с трудовыми процессами. Умеренно умственно отсталые взрослые, спокойные и поддающиеся руководству, обычно способны к простой практической работе при постоянных указаниях инструктора. Самостоятельная трудовая деятельность им недоступна.

Эмоционально-волевые расстройства

Наиболее типичные особенности личности умеренно умственно отсталых: отсутствие инициативы, самостоятельности, косность психики, склонность к подражанию другим, сочетание внушаемости с негативизмом, неустойчивость в деятельности в сочетании с инертностью и тугоподвижностью.

Относительная сохранность их аффективной жизни проявляется в чувствительности к оценке их другими людьми. Нарушения эмоционально-волевой сферы включают отсутствие эмоционального многообразия, недифференцированность чувств, а также их косность и тугоподвижность. Их самооценка отличается своеобразием: себя ставят на первое место, товарища — на второе, воспитателя — на третье. Это можно объяснить их лучшим пониманием сверстников, в сравнении с взрослыми. В результате коррекционного процесса их самооценку нередко удается изменить. Они начинают отдавать должное своим учителям.

Побуждения, если даже и возникают по мере созревания личности, слабы и быстро истощаются.

Характерна асинхрония развития разных сфер психики: у одних выше уровень зрительно-пространственных навыков по сравнению с результатами заданий, зависящих от развития речи. У других значительная неуклюжесть сочетается с некоторыми успехами в социальном взаимодействии и элементарном разговоре. Уровни развития речи варьируют: одни больные могут принимать участие в простых беседах, другие — обладают речевым запасом, достаточным лишь для сообщения о своих основных потребностях. Некоторые больные никогда не овладевают способностью пользоваться речью, хотя и могут понимать простые инструкции и обучаться мануальным знакам, позволяющим в некоторой степени компенсировать недостаточность их речи. Такая асихрония развития разных сфер психики умеренно умственно отсталых детей, по-видимому, этиологически связана с последствиями перенесенных органических поражений головного мозга.

У малой части детей отсутствует потребность в общении. У большинства отмечаются такие расстройства развития, которые оказывают большое влияние на клиническую картину: одни добродушны и приветливы; другие дисфоричны, злобны, агрессивны; третьи — упрямы, ленивы; четвертые — вялы, аспонтанны, бездеятельны.

У многих отмечаются повышение и извращение влечений, в том числе и растормаживание сексуальности. Они склонны к импульсивным поступкам. Часто возникают эпилептиформные припадки. У умеренно умственно отсталых детей выявляются неврологические симптомы (парезы, параличи), а также признаки телесных пороков развития: недоразвитие конечностей, пальцев, нарушения формирования головы, недоразвитие внутренних органов, гипогенитализм, дефекты лица, глаз, ушей. Возможны соматические проявления присоединившихся заболеваний (бронхиальная астма, язва желудка).

Большинство лиц с умеренной умственной отсталостью способны обходиться без посторонней помощи. Основные психические нарушения иногда осложняются другой нервно-психической патологией — неврозами, психозами. Однако ограниченность развития их речи затрудняет ее выявление.

4.3 Тяжелая степень умственной отсталости (выраженная имбецильность)

В населении выявляется 3-4 тяжело умственно отсталых индивида на 1000 человек, что составляет 4% от всех умственно отсталых лиц. По клинической картине, наличию грубых органических факторов в этиологии, сопутствующим неврологическим и соматическим расстройствам, тяжелая умственная отсталость во многом сходна с умеренной умственной отсталостью.

У большинства больных наблюдаются выраженные двигательные нарушения и другие сопутствующие дефекты, указывающие на наличие резидуально-органического поражения или аномального развития ЦНС. Коэффициент умственного развития IQ колеблется в пределах от 20 до 34. Тяжелая степень умственной отсталости выявляется рано, либо до года, либо в первые годы жизни. Позднее развитие, выраженные интеллектуальные нарушения и грубые расстройства всех сторон психики: моторики, сенсорной сферы, внимания, памяти, речи, мышления и высших эмоций — общие черты этой степени умственной отсталости.

Недоразвитие двигательной сферы

Они испытывают большие затруднения при переходе от одного движения к другому, даже если темп не очень быстрый. У одних детей наблюдается почти полное отсутствие движений или их бедность, однообразие, резкая замедленность темпа, вялость и неловкость. У других преобладает повышенная подвижность, они находятся в постоянном движении, однако их действия нецеленаправленны, беспорядочны; большей частью эта активность определяется предметами, которые могут случайно попасть в поле зрения. Все они не справляются с необходимостью производить последовательные, координированные действия. Как правило, они не могут себя обслужить. Дифференцированные движения рук и пальцев у многих детей невозможны. Под влиянием ЛФК ритмика движения и координация улучшаются незначительно.

Расстройства чувств, Нарушения восприятия

Недифференцированность восприятия приводит к отсутствию анализа, сравнения, и деятельность становится беспорядочной и неосмысленной.

Недоразвитие мышления и речи

Некоторые из них овладевают порядковым счетом и с помощью наглядного материала производят простейшие математические операции.

Под влиянием обучения у них могут появиться не связанные между собой представления и элементарные понятия. Их суждения бедны и не самостоятельны, основаны на подражании.

Они не способны выявлять и понимать связи между действиями и потому не выполняют некоторые из них. Это можно обнаружить, предложив для выполнения любую игровую или бытовую задачу.

Речь глубоко недоразвита, ее появление очень запаздывает. Cтепень ее недоразвития обычно соответствует тяжести психических нарушений. В очень редких случаях речь представляет поток бессмысленных эхолалических повторений, нередко с сохранением услышанных ранее интонаций. Более чем у четверти тяжело умственно отсталых детей речь не формируется вовсе. Большинство понимает чужую речь приблизительно, примитивно. Все же им удается улавливать интонацию, мимику собеседника и его отдельные слова, главным образом связанные с основными потребностями.

Пассивный словарь постепенно обогащается, однако понимание остается ограниченным. Самостоятельная устная речь больных состоит из отдельных слов и коротких предложений, не подчиняется грамматическим правилам. Она недостаточно модулирована, косноязычна. Из-за недоразвития фонематического слуха они не способны различать разницу между правильным и неправильным произношением звуков. Структура слов нарушена. Многие умственно отсталые субъекты вместо речи используют жесты, нечленораздельные звуки, «слова», имеющие смысл только для них самих. Ухудшают произносительную сторону речи грубые аномалии периферического артикуляторного аппарата. Некоторые дети после настойчивого многолетнего обучения выучивают названия некоторых предметов обихода, животных, овощей.

Между увеличением лексикона и улучшением активной речи нет прямой зависимости. Малая активность, крайне сниженная потребность в обмене информацией, слабый интерес к окружающему препятствуют расширению активного словарного запаса. Умелая организация игровых занятий и обучение навыкам самообслуживания помогают им в некоторой степени овладеть коммуникативными функциями речи. Вырабатывается умение спросить у сверстника необходимый для игры предмет. Потребность в общении вырастает по мере обучения с большим трудом.

Недоразвитие памяти

Препятствия в освоении отдельных элементов трудовой деятельности обусловлены отсутствием мотивации, очень низким уровнем познавательных возможностей, затруднениями в организации деятельности и очень часто грубыми расстройствами моторики. С большими сложностями, осмыслив задание, с трудом овладев навыком, больные часто не могут применить его даже в привычной ситуации.

Типичные черты личности тяжело умственно отсталых лиц — отсутствие побуждений или хаотическое стремление ко всему, что находится в пределах видимости. Все они отличаются большой инертностью и тугоподвижностью психики; с трудом переключаются на что-то новое, они охотно подражают другим, повторяют старые заученные штампы. Эмоциональные реакции характеризуются однообразием и недифференцированностью. Они могут быть вспыльчивыми и агрессивными. Им свойственна тугоподвижность эмоциональных реакций.

4.4 Глубокая степень умственной отсталости (Идиотия)

Встречается в 1% случаев от всех наблюдающихся умственно отсталых лиц. В большинстве случаев в ее происхождении устанавливается органическая этиология. Обычно это последствия тяжелой патологии беременности, родов, мозговых инфекций, или тяжелых черепно-мозговых травм в первые три года жизни. Причиной могут быть также наследственные заболевания в сочетании с поражением ЦНС.

Психологическая диагностика этих детей невозможна; их коэффициент умственного развития IQ ориентировочно оценивается ниже 20. Это означает, что глубоко умственно отсталые субъекты весьма ограничены в способностях к пониманию или выполнению требований и инструкций. У них не развиты даже предпосылки интеллекта: внимание, память, восприятие. В связи с этим отсутствует способность к элементарным процессам мышления. Большинство таких больных неподвижны или резко ограничены в движениях, страдают недержанием мочи и кала. С ними возможны лишь самые рудиментарные формы невербальной коммуникации. Отмечаются все формы апраксий. Они не способны или малоспособны заботиться о своих основных потребностях и нуждаются в постоянной помощи и надзоре.

Понимание и использование речи в лучшем случае ограничивается выполнением основных команд и выражением элементарных просьб. Речь им часто заменяют отдельные нечленораздельные звуки. Могут приобретаться наиболее базисные и простые зрительно-пространственные навыки, и при адекватном надзоре и руководстве больные могут принимать участие в самообслуживании. Наиболее тяжелые из них не плачут, не смеются, не узнают окружающих. Их внимание ничем не привлекается. Они с трудом ориентируются. Реагируют только на боль. Выражение лица тупое. Не отличают съедобное от несъедобного. Отсутствуют элементарные навыки самообслуживания, не умеют играть. Речь и жесты не понимают. Наблюдаются аффекты гнева, аутотравматизация (кусают свои конечности, бьются головой о стену, мебель).

Часты проявления сексуального возбуждения — безудержный онанизм. Одни апатичны, вялы, другие — злобны, раздражительны, агрессивны. Часто имеются тяжелые соматические и неврологические нарушения (такие как эпилептиформные припадки, а также расстройства зрения и слуха).

5. Формы умственной отсталости

Согласно представлениям Д.Н. Исаева, критериями выделения разных форм умственной отсталости являются конституциональные особенности ВНД, на основе которых развивается та или иная форма психического недоразвития.

1 Астеническая форма умственной отсталости

Так, при астенической форме умственной отсталости наследственная отягощенность психозами, эпилепсией и олигофренией обнаруживается в 17% семьях, в 30% — психопатия и алкоголизм. У половины — наблюдается асфиксия в родах. 70% болеют тяжело протекающими заболеваниями грудного возраста: диспепсией, пневмонией и сепсисом. Истощающие заболевания до 3-х лет встречаются в 20%.

% детей происходит из неблагополучных семей. Также часто дети воспитывались только матерями (неполных семей в популяции — 20%).

Почти у всех детей — легкая степень умственной отсталости, у половины из них в раннем возрасте речевое недоразвитие. У 10% в первые годы жизни отмечалась временная остановка психического развития с утратой приобретенных навыков ходьбы, речи, опрятности.

Эти дети отличаются несоответствием уровня развития одних психических проявлений по отношению к другим. У всех наблюдается неустойчивое и легко истощающееся