Нервная анорексия

Работа добавлена на сайт : 2016-03-30

Нервная анорексия и булимия

Определение.

Под нервной анорексией или пубертатным похуданием, понимают значительную потерю массы тела, вследствие отказа от еды и/или хронической рвоты. Заболевание обычно возникает в период полового созревания и почти исключительно у девочек.

В классификации болезней булимии установлены следующие диагностические критерии:

повторяющиеся приступы булимии (потребление большого количества пищи за короткие промежутки времени, обычно менее чем за 2 ч);

как минимум три из следующих симптомов:

а) потребление высококалорийной, легкоусвояемой пищи во время приступов булимии;

б) беспорядочная еда «всего подряд» во время приступа булимии;

в) окончание приступа булимии возникновением абдоминальных расстройств: сном, самостоятельно вызванной рвотой или расстройствами в результате последней;

г) повторные попытки сбросить вес при помощи строгой диеты, специально вызываемой рвоты и применения слабительных или диуретинов;

д) частые колебания в весе с разницей более чем в 5 кг, обусловленные голоданием или избыточным потреблением пищи;

е) нарушение пищевого поведения осознается; одновременно возникает страх потерять над ним контроль;

ж) депрессивное настроение и самообесценивающие мысли после приступов булимии;

з) эпизоды булимии возникают не в рамках нервной анорексии или вследствие известного соматического заболевания.

Симптоматика

Ранние симптомы анорексии проявляются часто необычными изменениями в поведении: в отношениях с окружающими могут появиться замкнутость и стремление к изоляции; к определенным блюдам может развиться отвращение. Может вдруг возникнуть страх потерять контроль над массой своего тела. Для развернутой картины болезни характерны, согласно DSM III R (1989), следующие пять симптомов: ярко выраженный страх растолстеть, который не уменьшается и с потерей массы тела, нарушения собственной схемы тела в смысле искаженного самовосприятия. Например, убеждение в своей излишней полноте, несмотря на отчетливое похудание — потеря минимум 25% исходной массы тела — отказ поддерживать массу своего тела выше минимально нормальной границы в соответствии с возрастом и ростом — отсутствие какой бы то ни было соматической болезни, которая могла бы обусловить похудание (см. Meermann & Vandereyecken , 1987).

6 стр., 2569 слов

Физическая культура». «Основы рационального питания и контроль за весом тела

... физическое развитие, и если к этому времени не было каких-либо нарушений в питании или серьезных болезней, масса тела ... к голоданию. Наиболее эффективное и безопасное для здоровья средство против ожирения – специальное диетическое питание при избыточном ... эту калорийность, т.е. определить качественный состав пищи. Проблема «нормальной» массы тела представляется достаточно актуальной для многих людей. ...

Транскультурный аспект и эпидемиология

Психогенное похудание — заболевание, которое встречается во всех странах мира. Оно возникает даже там, где очень остро стоит продовольственная проблема, например в Индии, что, по мнению Brautigam и Christian (1973), доказывает, что следует различать недоедание и стремление похудеть. Согласно, Jores (1981), в США было установлено, что анорексией чаще заболевает белое, нежели цветное население, и при этом чаще люди из высших социальных слоев.

Нервная анорексия возникает почти исключительно в период от полового созревания до 25 лет, особенно у женщин. Соотношение частоты заболевания среди мужчин и женщин составляет, по Petzolc и Reindell (1980), 1: 10, по Jores (1981) — 1: 20 или 1: 30. Из 100 000 женщин в возрасте от 15 до 25 лет анорексией ежегодно заболевает 15-75.

Обзор литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/referat/nervnaya-anoreksiya/

С точки зрения глубинно-психологической теории, потеря аппетита и отказ от приема пищи являются защитой подсознательных орально-поссесивных и агрессивных тенденций, поскольку бытие ( Existenz ) плохой совести не может предоставить удовлетворение этих потребностей. В этой связи Loch (1971) и Alexander (1971) указывают на значение голодания как наказания. Оба автора также видят в этой симптоматике бессознательную реакцию протеста и сопротивления.

Brautigam и Christian (1973) видят в основе anorexia nervosa амбивалентную установку женщины к половой роли. Jores (1981) считает, что центральное значение имеет мать. Petzold и Reindell (1980) установили, что в семьях, где встречаются anorexia nervosa особенно выражено стремление избежать конфликтов, вследствие чего возникает хотя и скрытое, но перманентное напряжение.

43 стр., 21243 слов

Особенности переживания чувства одиночества овдовевшими женщинами

... оказания психологической помощи овдовевшим женщинам. Особенности переживания чувства одиночества овдовевшими женщинами». Задача исследовательская работа выявить особенности чувства одиночества у овдовевших женщин и обозначить основные ... Меновщиков, 2003, с. 139]. Как показывают приведенные выше данные, количество одиноких женщин значительно превышает количество одиноких мужчин. Это отмечается и ...

По данным Battegey (1982), большую роль в поддержании симптоматики играет вторичное заболевание. По его появлению и развитию пациенты могут заметить, что они «остались эмоционально голодными». Отказывающиеся от еды, согласно Genlinghoff и Backmund (1989), часто являются жертвами своих собственных идей: малая масса тела — это здоровее, чем большая; аскетизм обостряет ум; физическую слабость следует преодолевать закалкой; растительные слабительные средства, не являются настоящими слабительными и т.п. По данным Thoma (1972), около 30% больных поддаются психоаналитической терапии. Достигнуто улучшение пищевого поведения и психосоциального развития. Rosman и др. (1976) наблюдали взаимодействия внутри семьи и на этой основе разрабатывали затем терапевтическую стратегию. По данным Minuchin (1977), семейно-терапевтичес-кие вмешательства изменяют общий жизненный контекст больного. Fichter и Keeser (1980) показали, что при использовании стратегии поведенческой терапии внимание уделяется не только прибавке массы тела, но и изменению социального поведения.

Больные с булимией, согласно Genlinghoff и Backmund (1989), внешне просто совершенны: «у них «идеальная фигура», они успешны и постоянно «действуют» «. Превосходный фасад скрывает, однако, крайне низкую самооценку. Они постоянно спрашивают себя, чего от них ждут другие, правильно ли они себя ведут. Они стремятся к большему успеху и часто путают любовь, которую ищут, с признанием.

Пословицы и народная мудрость

Перебить аппетит (всякая охота пропадает), надоел до дыры в желудке (замучить вопросами, заговорить); я сыт по горло; кожа да кости остались; надоело до тошноты, с души воротит; что-то портит аппетит; голод лучший повар; у кого-либо глаза были не сыты.

Притча: «Вылеченный бред!»

Когда умер король Амирну Самани, ученые воспользовались случаем, чтобы вовлечь в интригу ненавистного Авиценну. Таким образом, Авиценне ничего не оставалось, как покинуть город Горган и отправиться к Рей, которая принадлежала к династии Айламин. Рей был под властью короля Мадцдельдовля. Повелитель страдал меланхолией и анорексией. Авиценна решил помочь ему одним очень своеобразным методом. Древнеперсидский поэт описывает это лечение так:

14 стр., 6652 слов

Социальная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без ...

... дипломной работы - изучить социальное обслуживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В данной дипломной работе поставлены такие задачи, как: 1) Выявить теоретические аспекты социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 2) Определить положение детей-сирот ...

Господин считал, будто он — корова, полностью позабыв, что он человек. Итак, он закричал, как бык, и молился: «Давай, убей меня и используй мою плоть». Он ничего не ел и отправил обратно все блюда, которые ему подали: «Почему бы тебе не отвести меня на зеленый луг, где я мог бы есть, как настоящая корова?» Поскольку он ничего не ел, от него остались только кожа и кости. Никакие методы и лекарства не помогли, поэтому они решили спросить совета у Авиценны. Он попросил передать губернатору, что к нему придет мясник, чтобы убить его, зарезать его тушу и раздать мясо людям. Когда пациент узнал эту новость, он был очень счастлив и с нетерпением ждал своей смерти. В условленный день Авиценна пришел к королю. Он размахивал огромным ножом и страшным голосом крикнул: «Где эта корова, я ее наконец зарежу!» Король простонал достаточно долго, чтобы мясник знал, где его жертва. Авиценна громко приказал: «Принесите животное сюда, свяжите его, чтобы я мог отрезать ему голову». Но перед тем, как пойти на работу, он, как всякий мясник, проверил бедра и живот животного, принесенного на бойню, на предмет количества мяса и жира, и громко крикнул: «Нет, нет, эта корова не готова к убою пока она такая худая, возьми ее и дай поесть. Когда она наберет хороший вес, я приду и зарежу ее». Надеясь вскоре получить ножевое ранение, пациент начал есть все, что ему приносили. Он начал набирать вес, его состояние улучшилось и под наблюдением Авиценны он полностью выздоровел.

Аспекты самопомощи: развитие нервной анорексии и булимии с точки зрения позитивной психотерапии

Описание случая: «Я ощущаю себя словно на карнавальном шествии: 3 шага вперед и 2 шага назад!»

Я страдаю булимией. 1-2 раза в день до свалки ем те продукты, которые мне запрещены из-за веса. Из страха растолстеть я вызываю после этого рвоту. Несмотря на то, что утром я обещаю себе ничего не покупать и «быть благоразумной», меня почти неодолимо влечет после работы в продуктовый магазин, где я покупаю то, что не нужно очень долго готовить, но что я ем, тем не менее, с удовольствием: хлебцы, пирожные, шоколад, готовые порционные блюда. У меня нет желания себе что-то готовить, а так, естественно, быстрее. Уже по дороге домой я начинаю есть. Когда я уже дома, я ем до тех пор, пока не пресыщусь и все не будет съедено. Затем я вызываю рвоту, и мне после этого плохо. Затем я обычно ем что-нибудь «легальное», чтобы поддерживать свой вес, потому что я не хочу ни худеть, ни набирать вес. После рвоты непреодолимое желание поесть и рвота исчезают, но я ужасно боюсь набрать вес, это кажется мне концом света. Когда меня приглашают на ужин, я также устраиваю вечеринку или иду в бар, я также всегда хожу в ванную после еды, чтобы вызвать рвоту.

Еда является для меня утешением, убежищем, защитой. Я осознаю, что мне нужно найти что-то другое, чтобы избавиться от булимии, я только не знаю, как и что. Плохо также и финансовое положение, в которое я буквально «въедаюсь».

4 стр., 1780 слов

Болезнь Жильбера

... неприятных ощущений в области печени. В диагностике синдрома Жильбера ведущим является обнаружение повышенных цифр содержания билирубина ... отмечается лишь у части больных. Прогноз при болезни Жильбера благоприятный, заболевание не отражается на продолжительности жизни; ... следует назвать простудные заболевания, различные операции, повторную рвоту, голодание, погрешности в диете, прием алкоголя и ...

В день мне требуется в зависимости от расположения духа от 20 до 50 DM на продукты, которые я вскоре «выбрасываю» с рвотой. Я бы хотел освободиться от этой навязчивой идеи и, прежде всего, от этого ужаса набора веса… ( 35-летняя медсестра с партнерскими проблемами).

а) Жалобы и физиология

При анорексии происходит экстремальное снижение массы тела, бывает до 25 кг. К этому, главным образом, приводит отказ от пищи. Поскольку отношение к еде амбивалентное, возникают муки голода, которые обычно скрыты и протекают с чувством стыда и вины. Под предлогом физического неблагополучия (например, чувства переполнения) больной пытается, как можно скорее избавиться от пищи, вызывая рвоту или принимая слабительные. Регулярно возникают хронические запоры и могут быть нарушения менструального цикла. Следует отметить повышение физических нагрузок даже при резком упадке сил из-за недостаточного питания. Критичность по отношению к своему состоянию отсутствует. Восприятие тела нарушено, кахектическое состояние отрицается. В тяжелых случаях могут развиться белковая и витаминная недостаточность, электролитные нарушения, прежде всего гипокалиемия; при этом болезненных изменений органов не обнаруживается.

Постоянный признак булимии, по данным Kjhle и Simons (1986), — «эпизоды волчьего аппетита, которые регулярно сопровождаются неукротимой самоиндуцированной рвотой и поносом. Эти эпизоды переедания непосредственно вызывают рвоту, чтобы предотвратить всасывание питательных веществ. В противоположность нервной анорексии, при bulimia nervosa нормальная или немного сниженная масса тела. Аменорея — это не постоянный, а временный симптом. Так же как и при anorexia nervosa , у больных отмечается чрезмерная озабоченность своим телом и страх потолстеть. Относительно часто в этом состоянии наблюдается склонность к депрессии и ярко выраженная потребность в социальном соответствии».

б) Актуальный конфликт: четыре формы переработки конфликта — психосоциальная ситуация перенапряжения

При психогенном голодании меньше говорят о болезни отдельного человека, чем о болезни всей семьи, когда голодный человек становится носителем симптома. Своей болезнью он выражает то, от чего страдает вся семья, но никто не может выразить это или осмелиться подумать об этом. С этой точки зрения пациент — самый сильный в своем семейном кругу, потому что он осмеливается, угрожая своей жизни, обнаруживать семейные проблемы и социальную справедливость. Силы, которыми обладают эти слабые и внешне беззащитные люди, проявляются в последовательности, в которой они отказываются есть и выражают свой протест, а также в своих амбициях, активности и железном самоконтроле. Последний, конечно, часто приводит к противоположным действиям: чтобы не пришлось оправдываться перед собой из-за своего волчьего аппетита (учтивость /искренность), они зачастую поглощают горы еды, чтобы затем исторгнуть из себя.

2 стр., 963 слов

Социальная защита детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

... детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Предметом курсовой работы являются нормативные правовые акты, связанные с правовым регулированием социальной защиты детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Поставленная цель и задачи определили структуру курсовой работы ...

в) Базовый конфликт: четыре модели для подражания — условия раннего развития

Семьи голодных обычно принадлежат к так называемым целым семьям с сильным материальным положением. Обычно в этих семьях или в одном из родителей высоко ценятся чистота, аккуратность, вежливость, успех, а по отношению к религии — послушание. Установка по отношению к телу, чувственности и сексуальности, как правило, односторонняя, говоря словами

Dethlefsen и Dahlke (1983), в направлении «одухотворенности», «дематериализации». В этой связи говорят об «аскетических семьях». Нет радости от чувственного, «инстинктивного» обаяния жизни и нежности. Любовь служит только для взаимного удовлетворения и благополучия, нет времени, нет контакта с окружающим миром. Здесь доминируют концепции типа: «Прежде работа — потом удовольствие», «Если ты что-то умеешь, тогда ты что-то представляешь из себя», «Все, что на столе, следует съесть» и «Что скажут люди» (учтивость).

г) Актуальные и базовые концепции: внутренняя «Динамика конфликта»

Когда дети, выросшие в такой семье, обретя независимость, покидают свой дом, они неизбежно сталкиваются с конфликтом между тем, чему они научились дома, и своими собственными желаниями и взглядами. Путь к соматике означает для них не «побег», а скорее драматическое действие, видимый для всех бунт против условностей и конформизма, демонстрирующий автономию. Так, симптомы иногда могут отражать семейные конфликты (ощущение несправедливости: «Почему именно я?»), а в других хорошо адаптированных к ситуации семьях они могут быть поняты как реакция на социальную несправедливость (например, голод в мире).

Вещественные доказательства заставляют семью положительно реагировать: ставить проблемы, пересматривать концепции. Таким образом, позитивная психотерапия видит в психогенном голодании не столько болезненное отсутствие аппетита или стратегию избегания пищи, сколько способность при помощи голодания обратить внимание на что-то в себе или вокруг себя.

Страдающие анорексией, с одной стороны, своим примером показывают какими малыми средствами можно обойтись (аскетизм и одиночество), с другой стороны, они обладают альтруистической способностью готовить для других и разделять с другими мировой голод.

Терапевтический аспект: пятиступенчатый процесс позитивной психотерапии при нервной анорексии и булимии

Ступень 1: наблюдение/ дистанциирование

Какие симптомы и жалобы предшествовали? Где и как лечили больного до сих пор? Какие объяснения были даны ему по поводу болезни? — Положительная интерпретация, первое появление симптомов, факторы, способствующие возникновению болезни, межкультурные аспекты, пословицы.

13 стр., 6411 слов

Взаимосвязь эмоциональной компетентности родителей с эмоционально-поведенческими ...

... всего, влияет общая семейная атмосфера, отношения ребенка с родителями. Эмоциональную компетентность можно развить, если в семье обсуждаются проявления чувств и последствия поступков ребенка для ... и нормами общества для достижения поставленных целей. Развитию эмоциональной компетентности способствуют такие отношения в семье, когда родители внимательны к личной жизни детей, когда ребенка выслушивают ...

Описание случая: «Способность идентифицироваться с голодающими в мире».

Ко мне на консультацию пришла 17-летняя студентка, уже по внешнему виду можно было сказать, что она страдает анорексией. Ее внешность была настолько незначительной, что это само по себе удивляло, к окружающему миру она относилась серьезно и враждебно. Все ее движения были замедленны, а жесты скупы. У меня сложилось впечатление, что он старался сохранять спокойствие и на расстоянии.

Терапевт: « Как Вам известно, со мной уже говорила Ваша мать, я ждал Вас. Можете ли Вы мне сказать своими словами, что привело Вас ко мне?»

Пациентка: « Мои родители считают, что я мало ем». (Она оставалась при этом спокойной, выжидающей и недружелюбной)

Терапевт: « Вы считаете, что можете обойтись необильной едой?»

Пациентка (заметно заинтересовалась): « Да, именно так. Вы должны сказать моим родителям, что они слишком осторожны, что я ем и сколько».

Терапевт: « Как вы, наверное, знаете, существуют разные культуры, например, в Индии, Китае и Африке, где многие люди привыкли обходиться небольшими деньгами и очень увлечены. Вы интересовались этим?»

Пациентка: « Да, я много слышала об этом и читала, я часто думаю об этом. Меня очень интересует, как этим людям удается, обойтись немногим. Я восхищаюсь ими, ведь в этом отношении они более независимы, чем мы».

Терапевт: « Мне припоминается одна история, которая похожа на Вашу ситуацию. Мать жаловалась на свою дочь: «Не может быть, как плохо ты ешь! Многие были бы счастливы иметь хотя бы половину того, что у тебя есть». На это дочь невозмутимо отвечала ей: «Милая мама, я тоже».

Ступень 2: инвентаризация

Жизненные события, реальные конфликты, какие события происходили с пациентом за последние 5-10 лет? Как они были переработаны? Пациенту необходимо назначить не менее 10 мероприятий.

Четыре формы переработки конфликтов: какое влияние оказали эти события на общее благополучие, профессию, партнерские отношения, семью и другие межличностные отношения и перспективы на будущее? Какие формы переработки конфликтов предпочтительны?

Микротравмы: какие актуальные способности оказывают микротравмирующее действие? Они воспроизводят содержание и условия индивидуальных, семейных и социальных конфликтов (внутренний конфликт).

Модели для подражания («путешествие в прошлое» — базовый конфликт): как было принято реагировать на конфликты и события именно таким способом? Какие концепции и симптомы практиковались в семье из поколения в поколение (становление концепций, первоначальная семья, жизненная философия)?

3 стр., 1287 слов

Отношения в семье между родителями и подростками

... только после возникновения тревожной конфликтной ситуации. А конфликт в отношениях родителей и детей крайне редко возникает случайно и внезапно. В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Это такое тесное общение ...

Чтобы прояснить особенности развития больной и ее установку к приему пищи и рассмотреть эти вопросы с точки зрения всесторонних психологических взаимосвязей, сначала был продолжен диалог:

Терапевт: « Как поступали Ваши родители, если Вы не все съедали?»

Пациентка: « Они ругали за это и говорили, что я малоежка. Еще они рассказали мне, сколько усилий они прилагают к этому, какая я неблагодарная. Если же ничего не помогало, и я все равно оставляла еду, то позже ее разогревали и снова предлагали мне». (Пациентка горько улыбнулась и слегка покачала при этом головой)

Терапевт: « Мне кажется, Вы не можете понять, почему Ваши родители считают, что Вы должны съедать все. На Западе, как правило, преобладает обычай: «Мы должны есть все на столе!», Тогда как во многих восточных культурах считается хорошей практикой оставлять еду на тарелке».

Пациентка: ( удивлена и высоко поднимает брови): «Я не знала, что существуют такие различия и что это зависит от культурной среды. Это невероятно!» (Она замолкает и раздумывает)

Терапевт: « Забота о питании очень много значит для Ваших родителей?»

Пациентка: « Да, очень. Когда я был маленьким, я получал от мамы каждую ночь, когда ложился спать, кусок шоколада в качестве «сопровождения» на ночь. На самом деле дома преобладает принцип, что все, что есть на столе, нужно есть. Сегодня, оглядываясь назад, я вздрагиваю: вареные овощи и слишком много других продуктов. У меня было такое отвращение к этому, что некоторые блюда я не могла есть. Кроме того, мои родители не могут примириться с тем, что я хотела бы поддерживать небольшой вес».

Терапевт: « Что для Вас значит быть стройной и обходиться малыми средствами?»

Пациентка: « Это важно для моей независимости. Мне необходима свобода, несвязанность. Я не хочу нести ответственность ни перед кем, кроме себя, своей совести и Бога, за то, что я делаю или не делаю. В споре мой отец всегда говорит нам, что мы это или то понимаем неправильно, и тогда происходит нечто вроде « brein wash «, или как у деревьев, которым снова и снова обрезают ветви, и они, в конце концов, когда-то начинают расти так, как этого хотят люди».

Терапевт: « Какое значение имеет еда для Ваших родителей, и как Вы к этому относитесь?»

Пациентка: « Поскольку моих родителей ничего не интересует, кроме их предпочтений, еда играет для них очень важную роль. Мой отец заботится о нас, детях, больше, чем о своей матери, и делает это как глава семьи. Когда я плохо ем, они заставляют меня понять, что так много людей вынуждены голодать, и что нам повезло, что мы сами не испытали этого».

37 стр., 18340 слов

Основы педагогического сопровождения опекунских семей

... педагогического сопровождения опекунских семей. Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы социальными работниками в профессиональной деятельности. Структура работы. Диплом состоит из ... которые автономны по отношению к другим образовательным учреждениям и связаны с последними только договорами о сотрудничестве. Службы сопровождения — это структурные ...

Терапевт: « У Вас есть способность идентифицироваться с голодающими мира?»

Пациентка: « В известной мере, да. В то время как в мире царит такая несправедливость, все в нашем доме вращается вокруг еды и работы. Меня раздражает, что мои родители за столом всегда разыгрывают грандиозный спектакль, чтобы я съела все, что есть на моей тарелке, а они при этом становятся толще! Они заботятся только о своих собственных интересах, не замечая, что происходит вокруг них».

Терапевт: « Могли бы Вы поговорить со своими родителями о ситуации в мире?»

Пациентка: « Нет, обычно это решается словами: «Они должны винить себя» или «Они не хотят иначе». Мой отец не терпит здесь никакого другого мнения, кроме своего. Главное, что у нас все хорошо, и в семье все в порядке».

Терапевт: « Из Ваших слов я понял, что у Вас еще есть старший брат. Как у него обстоят дела с едой?»

Пациентка: « Да, здесь тоже целая проблема. Когда у моего брата в возрасте двух лет развилась пищевая аллергия и он не мог есть слишком много, мои родители, конечно, были очень счастливы, что у меня нет этой болезни. Родители постоянно говорили мне, особенно когда нас куда-нибудь приглашали, как плохо выглядит мой брат и как хорошо — я!»

Терапевт: « Вы считаете, что родители в заботах о Вас пренебрегают братом?»

Пациентка: « Да, даже очень». (Она, озабоченно кивает головой)

Терапевт: « Как Вы относитесь к Вашему брату?»

Пациентка: « У нас были исключительно хорошие отношения. До учебы мы почти все делали вместе, а теперь даже по выходным всегда куда-то вместе ходим. Мы всегда были похожи с ним, даже внешне».

Терапевт: « Ваш брат служит для Вас положительным примером?»

Пациентка ( заинтересованно улыбается, ее внимание заметно возросло): «Два года назад все было в порядке, я могла говорить с ним обо всем. Потом, однако, я заметила, что становлюсь женщиной. И я боялся, особенно потому, что во всем старался быть похожим на своего брата. Меня также беспокоит, что он и наши общие друзья такие же худые, как и он, поэтому я всегда чувствую себя немного стеснительно между ними… «

Речь идет об анорексии у психастенической личности на базе депрессивно-истерической невротической структуры (потеря массы тела, страх, тревожность и депрессии).

Депрессивные явления, которые многими авторами описывались как фазовые, скорее были реактивными из-за переживаний и как следствие ситуаций напряжения (идентификация с братом, сомнения в правильности семейных концепций с одновременной необходимостью жить в семье, постоянные размышления и сопоставления, какую ответственность она должна будет нести при последующем выборе профессии и партнера).

На эту ситуацию она реагировала регрессивно в сфере тело/ ощущения. Анализ подтверждает этот диагноз, а также терапевтический процесс.

Ступень 3: ситуативная поддержка

Какое позитивное влияние оказывают события и жизненные концепции на пациентку и ее семью? Позитивные (малоконфликтные) сферы пациента и его семьи доводятся до сознания и последовательно поощряются. Медикаментозное лечение? Физикальное обследование? Диета? Релаксационные методы? Интервальный тренинг?

Вместо обычных упреков и замечаний пациентка сначала почувствовала, что у нее есть способность ужиться с небольшим количеством еды. Заложена основа для следующего интервью, в котором выясняются основные аспекты болезни, даже если об этом никогда не спрашивали напрямую.

Толкование, что у нее есть способность идентифицироваться с голодающими мира, произвело на нее особенно большое впечатление, потому что ее очень интересовали проекты социального и экономического развития, которые могли бы помочь широкой общественности стран третьего мира создать лучшие условия жизни.

Наша способность идентифицировать себя с другими и чувствовать, что они являются результатом восприятия нашего органического единства с обществом. Конечно, одним из аспектов болезни является стремление пациентов к этому чувству общности, но они не могут достичь этого вообще или в желаемой форме. В этой связи нельзя оставить без внимания, что развод родителей, развод/ разлука с партнером и сенсибилизация к вопросам справедливость/ несправедливость — в рамках семьи и в мире — играют особенную роль, о чем идет речь и в процессе терапии.

В контексте пятиступенчатой ​​позитивной семейной терапии, основанной на знании этих потенциальных конфликтов, можно разработать проблему пациента. Шутка: «Милая мама, я тоже!» Рассмешила ее и тем самым подготовила почву для изменения точки зрения. Притча: «Вылеченный бред» благотворно подействовала на установление желаемых отношений врач — больной; она была рассказана во время релаксационных упражнений. Таким образом, пациентка смогла увидеть новую концепцию своего заболевания, что облегчило терапевтическую работу. Кроме того, он получал лечение: антидепрессанты в малых дозах, чтобы на уровень активности это не повлияло.

Ступень 4: вербализация

Какие еще проблемы следует решить? Какие три проблемы пациент хотел бы затронуть в ближайшие 3-5 недель? Проблемы и неразвитые сферы конкретизируются, вербализуются и обсуждается коммуникация с партнером по установленным правилам (семейная группа, партнерская группа, профессиональная группа).

После того как на стадии 3 были выяснены позитивные аспекты ее чувства справедливости, на стадии 4 корректировались теневые стороны этого чувства («тик справедливости»), которые постоянно приводили к индивидуальным и общественным коммуникативным проблемам. Например, пациентка сказала о самой себе:

Я могу сказать о себе, что я просто фанатик справедливости. Я вмешиваюсь во все, даже если меня это абсолютно не касается. Если я вижу, что здесь что-то не так, я пытаюсь повлиять на несправедливость…

Затем в связи с невротическими навязчивостями наряду с актуальной способностью единство ( ср. ч. П, гл.39) речь шла о справедливости в индивидуальном и всеобъемлющем смысле: «Вы видите очень большой смысл в справедливости, но можете, однако, еще и научиться переносить несправедливость… «

Актуальная способность «справедливость»

Определение и развитие: справедливость — это способность уравновешивать все интересы в отношении себя самого и других. считается несправедливым, что лечение продиктовано личными предпочтениями и отказами или частичной ориентацией, а не подробными размышлениями. Социальный аспект этой эффективной способности — социальная справедливость.

Каждый человек обладает чувством справедливости. То, как близкие относятся к ребенку, насколько они справедливы по отношению к нему, его братьям и сестрам и другим, отражается на индивидуальном отношении к справедливости.

Как об этом спрашивают? Кто из Вас больше ценит справедливость (справедливость или несправедливость, в каких ситуациях и по отношению к кому)? Считаете ли Вы своего партнера справедливым (по отношению к детям, братьям и сестрам, другим людям, Вам лично)? Как Вы реагируете, если к Вам относятся несправедливо (на работе, в семье)? Есть или были ли у Вас проблемы на почве несправедливости (Вам кого-то предпочитали)? Кто из Ваших родителей больше обращал Ваше внимание или внимание Ваших братьев и сестер на справедливость (ситуация)?

Симптомы и расстройства: соразмерный, заслуженный, объективный, беспристрастный, неприемлемый, необоснованный, в сравнении с…, чувствовать себя обойденным (ущемленным в своих интересах) — тик справедливости, уверенность в собственной справедливости, сверхчувствительность, соперничество, борьба за власть, чувство слабости, несправедливость/ возмездие, месть, индивидуальная и коллективная агрессия, депрессия, пенсионные неврозы.

Особенности поведения: справедливость без любви видит только достижение и сравнение; любовь без справедливости теряет контроль над действительностью. Научись объединять: справедливость и любовь. Столкнуться лицом к лицу с двумя одновременно — несправедливо столкнуться с одним.

На этапе 4 оба родителя неоднократно принимали участие в лечении, а брат отказался. Мать неоднократно говорила о трудностях, которые у нее были с мужем на протяжении многих лет. Муж не хочет иметь много контактов вне семьи. Конфликтная тема в семье — «порядок» у детей. В то время как отец упорно настаивал на порядке, мать все убирала сама. Обсуждение этого по большей части бессознательного решающего момента и возможностей его решения привело к ощутимому улучшению атмосферы в семье.

Ступень 5: расширение системы целей

Какая цель у пациента и его семьи на ближайшие 3-5 лет (дней, недель, месяцев)? Что бы он стал делать в отношении здоровья, профессии, семьи и общества, если бы у него не стало больше проблем?

На этой стадии пациентка выразила желание стать после выпускных экзаменов международной корреспонденткой, чтобы познакомиться с представителями различных культур. Выяснилось также, что у нее был страх стать взрослой не потому, что она не хотела реализовать свою половую роль, а потому, что она опасалась в партнерских отношениях и будущей семье столкнуться с теми задачами, для решения которых она еще не ощущала себя достаточно взрослой. При этом подразумевалась целая сумма «мелочей» вроде аккуратности и обращения с деньгами (бережливость).

Кроме того, хотя у нее и было желание общения, она еще не научилась устанавливать и поддерживать отношения. Обсуждался вопрос как она может найти «нужного» партнера в «нужный» момент.

После того, как через 28 сеансов пациентка избавилась от болезни и сдала абитуру, она окончила различные заграничные учебные заведения. Она достигла своей профессиональной цели. Когда ее брат увидел, что его сестра прошла такой путь позитивных преобразований, он сам обратился с просьбой о психотерапии по поводу своих аллергических расстройств. Пациентка так описала результат лечения:

На первый вопрос — что изменилось для меня и моей семьи — можно ответить очень обнадеживающе. Атмосфера в семье заметно разрядилась, стала дружелюбнее, искреннее, конфликты между моими родителями в большей степени разрешились. Мой отец и моя мать даже планируют сейчас большие совместные поездки.

Кроме того, коренным образом изменилось мое отношение к ним. Я встречаю их с меньшим упрямством и доверяю им намного больше. То, что я раньше испытывала как агрессию, страх, меланхолию, жалость или ненависть к себе, и прочие негативные чувства, медленно, но верно превращается в любовь, доверие, защищенность, благодарность. Возможно, не все, но мне сейчас легче выразить словами эти неприятные ощущения, вместо того, чтобы направить их на самоуничтожение. Я приобрела также опыт вообще держаться на расстоянии от тех вещей, которые неприятны или которые меня лично не касаются, — я думаю, это как минимум. Я также не стремлюсь, как прежде, подражать моему брату, напротив, стараюсь относиться к нему критично, что ничуть не изменяет наши с ним отличные отношения. В остальном у меня много меняющихся, нестойких, почти поверхностных, а также некоторое число лучших, глубоких контактов (среди них даже два очень важных), которые я установила еще в ходе лечения. Отчасти, я стараюсь при этом немного помочь другим, делясь своим опытом, или вообще оптимизировать общение в моей профессиональной деятельности. Поскольку я на себе испытала, как ощутимо может улучшиться качество жизни, если не подходить ко всему очень оптимистично и в то же время с достаточной степенью реальности, как тяжело учиться на своих ошибках, я бы была рада помочь другим в достижении этого ощущения счастья. Точно так же я безумно рада, что снова могу ходить в церковь, не предаваясь там каждый раз рыданиям от сильнейшего чувства вины, как это было некоторое время назад. Я действительно еле-еле могла это переносить, по крайней мере, после этого я всегда была подавлена. Терапия также повлияла на мой эндокринный фон, так что я теперь не настолько зажата, как это было раньше, и у меня лишь очень редко синеют руки. Прежде всего, я теперь могу лучше концентрироваться и не отказываюсь от своих мыслей. Я даже привыкла немного к ответственности.

Второй вопрос состоит в том, какие симптомы побудили моих родителей — ведь я сама никогда не собиралась и не видела в этом необходимости — проконсультироваться у психотерапевта. Я думаю, что эти симптомы уже можно отнести к легкой степени анорексии: явления фанатичного отказа от еды или психопатическое пищевое поведение, задержки менструаций, постоянно синие мерзнущие руки, появляющаяся временами «апатия», неуспех в школе, депрессивные или язвительные высказывания (почти постоянно), бессмысленные попытки задержать свое физическое развитие. Я и теперь, похожа на любую девочку, страдающую этим заболеванием, или мальчика, думающего аналогично. Нормально ли все это? Само собой разумеется, что в результате того, что я отказалась от моих прошлых саморазрушительных и, с точки зрения позитивного толкования бессмысленных возможностей ухода от проблем и их переработки, я реагирую теперь совершенно иначе… Так, например, — поскольку я теперь обычно стараюсь постичь психосоциальные причины — теперь я могу лучше понимать других людей или выражаю свой протест словами. Еще очень часто я демонстрирую (причем непроизвольно) свою беспомощность слезами или скрываю свои комплексы, погружаясь в молчание или холодность.

Так как я придерживаюсь мнения, что каждый должен иметь право умалчивать о том, о чем он считает нужным молчать или не хочет рассказывать, я применяю это правило к моей семье и любопытным. Разумеется, есть у меня и негативные качества: я очень необязательна, несамостоятельна, непунктуальна, забывчива, достаточно невнимательна, нецелеустремленна, подвержена колебаниям настроения, искренна, но в то же время закрыта (что, по-моему, не приносит ущерба), легко увлекающаяся и восторгающаяся (точно так же быстро все меняется, как «флажок на ветру»), внешне недоверчива и на многих произвожу впечатление, поскольку часто стремлюсь сделать что-нибудь необычное, заносчивой, высокомерной. Но тем не менее, у меня такое впечатление, что я больше и больше соответствую волевой модели, доверяю моим способностям, стала реалистичнее смотреть на них, растет мое честолюбие! С другой стороны, я стала несколько безвольнее в отношении того, что касается моей внешности, и это создает мне большие проблемы. У меня нет естественного ощущения в этой области или, по крайней мере, оно не стойко. Это так же, как я беру много денег и думаю, что позднее верну своим родителям вдвое больше, свои желания, я откладываю на будущее.

Нет, параллельно с этой терапией, я не думала о дальнейшем лечении. Я только прошла обследование кровообращения у невропатолога и принимала участие в недельных Exercicien Св. Георгия, что принесло мне много разочарований и шокирующих открытий в себе. Я длительное время не знала, что мне думать.

Приложение

Опросник к анорексии и булимии:

Ф. И.О. № Дата.

Тело/ ощущения — профессия /деятельность — контакты — фантазии/ будущее

Бывают ли у Вас такие состояния, как будто «дыра в желудке» появилась или «Вам перебили аппетит»? Бывает что-то противно «до тошноты» или Вы «сыты по горло»? Приходят ли Вам на память еще какие-нибудь пословицы или крылатые выражения, связанные с Вашим состоянием?

От кого Вы впервые узнали о Вашем заболевании?

Знаете ли Вы, что длительное соблюдение «диеты» может стать причиной избыточной массы тела в последующем, так как после диеты при обычном питании жировые клетки не только заполняются, но и начинают размножаться?

Регулярно ли Вы принимаете предписанные Вам лекарства? Знаете ли Вы, как действуют эти лекарства, что Вы можете от них ожидать и какие побочные эффекты возможны?

Знаете ли Вы, как относятся к еде люди других культурных традиций?

Какое место занимают в Вашей жизни школа, профессия, достижения?

Обсуждаются ли в Вашем кругу другие темы, помимо профессиональных проблем?

Важно ли для Вас, что подумают люди?

Цените ли Вы в профессиональной деятельности аккуратность, опрятность, достижения, послушание, бережливость, обязательность?

Приходит ли признание только за добродетельное поведение и достижения? А конфликты складываются «под ковер»?

Портится ли у Вас аппетит, когда Вы находитесь в кругу своей семьи? Положительно ли относится Ваша семья к вкусной трапезе, нежности? Или речь идет об «аскетической» семье?

Важно ли для Вас, как выглядит Ваш партнер? Каким Вы представляете себе партнера? Какими качествами он должен обладать, чтобы быть Вам приятным?

Интересует ли Вас проблема голода в мире?

Что бы Вы стали делать, если бы вдруг нас всех постиг голод?

Какими духовными или культурными потребностями Вы обладаете? Можете ли Вы представить себе интеграцию духовных и материальных потребностей в повседневной жизни?

Задумываетесь ли Вы о глобальном будущем человечества (война-мир, экологический кризис. .)?

В чем для Вас смысл жизни (стимул, цель, мотивация, жизненный план, смысл болезни и смерти, жизни после смерти)?

Можете ли Вы воспринимать свое страдание как шанс познать неведомые до сих пор сферы (тело/ ощущения, профессия/ деятельность, контакты, фантазия/ будущее)?

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/referat/nervnaya-anoreksiya/

  1. Adler R, Heтmler W (1986) Praxis und Theorie der Anamnese. Fischer, Stuttgart
  2. Akerbloт НК (1989) Zit in:. Arzte Zeitung Nr.228. Verlagsgesellschaft, Neu Isenburg
  3. Alexaпder F (1993) Functional disturbances. JAМA 100: 469
  4. 473. Zit. in: Schuffei и. Uexkull: Funktionelle Syndrome im gastrointestinalen Bereich. In: Uexkull Т von (1986): 523-534
  5. Alexaпder F (1934) The inf1uence of psychological factors ироп gastrointestinal disturbances: а symposion. General principles, objectives and preliminary results. Psa Qu 3: 501-539.
  6. Zit. in: Schuffei и. Uexkull: Funktionelle Syndrome im gastrointestinalen Bereich. In: Uexkull т von (1986): 523-534