Дипломная работа гиперактивные дети дошкольного возраста

Дипломная работа

Современные интенсивные формы обучения детей, рост психоэмоциональных перегрузок, усиление внутрисемейной напряженности, распространение асоциальных тенденций в обществе – все это способствует нарастанию нервно-психических отклонений и нарушений поведения у детей.

Гиперактивность – распространенное расстройство нервной системы. Только в нашей стране синдром гиперактивности и дефицита внимания зафиксирован у свыше двух миллионов детей. При отсутствии лечения могут развиться хронические формы заболевания, часто сочетающиеся с серьезной психопатологией. Поэтому необходимо проводить своевременное выявление и коррекцию таких состояний.

Наличие расстройства речевого развития у детей с гиперактивностью в значительной степени способно усугублять их дезадаптацию, ограничивая коммуникации и развитие. Дети с гиперактивностью в сочетании с общим недоразвитием речи имеют более выраженные неврологические и нейрофизиологические нарушения. Отмечаются более грубые нарушения мелкой моторики и частота встречаемости данного нарушения несколько выше, чем у детей с гиперактивностью без речевого нарушения и с речевым нарушением без гиперактивности. Среди детей с гиперактивностью в сочетании с недоразвитием речи преобладают дети с преимущественным нарушением развития экспрессивной речи.

По мнению психологов, специально подобранные игры — наиболее эффективный, а порой и единственный метод коррекционной работы с детьми дошкольного возраста. Игровые упражнения — это эффективный метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром — игра. Игровые упражнения позволяют оптимизировать процесс поиска решения в проблемной ситуации и реализуются в процессе игры, где в центре внимания лежат способы коммуникации.

^

^

^

Предмет исследования

^

  • дифференциального подхода в оценке уровня проявлений гиперактивности у детей при подборе игровых упражнений (упражнения на коррекцию либо профилактику проявлений гиперактивности);
  • поэтапного включения детей с проявлениями гиперактивности в коллективную форму проведения упражнений (индивидуальная, подгрупповая, групповая формы).
    3 стр., 1001 слов

    Изобразительная деятельность детей с тяжелыми нарушениями речи

    ... Нетрадиционные формы работы по изобразительному искусству с детьми с нарушениями речи нарушение речь искусство дети Включение в процесс обучения детей с ОНР изобразительной деятельности нетрадиционных техник позволяет корректировать возникающие проблемы. Кроме того, нетрадиционные техники позволяют учитывать индивидуальные особенности развития детей. ...

^

  1. Изучить и проанализировать специальную психолого-педагогическую литературу по проблеме проявлений гиперактивности у детей ОНР старшего дошкольного возраста.

  2. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме использования игровых упражнений как средства коррекции проявлений гиперактивности.

  3. Выявить уровень проявлений гиперактивности у детей с ОНР старшего дошкольного возраста исследуемой группы.

  4. Подобрать и апробировать игровые упражнения, направленные на коррекцию и профилактику проявлений гиперактивности у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.

  5. Определить эффективность подобранных и проведенных игровых упражнений в коррекции проявлений гиперактивности и детей с ОНР старшего дошкольного возраста.

^

  • теоретические (анализ, синтез, обобщение психолого-педагогической литературы);
  • эмпирические (наблюдение, «опросник J. Swanson», методика «Найди и вычеркни»).

^

Количество испытуемых:

Глава 1. Теоретические аспекты коррекции проявлений гиперактивности у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста

«Гипер…» (от греч. Hyper – «над», «сверху») – составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» пришло в русский язык из латинского «activus» и означает «действенный, деятельный». Гиперактивность является одним из основных блоков проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.[24;С.88]

Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность.[30;С.73-74]

Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.

Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности:

  • генетические факторы;
  • особенности строения и функционирования головного мозга;
  • родовые травмы;
  • инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни, и т.д.

Все чаще и чаще представители различных профессий — медики, психологи, педагоги и другие специалисты — обращаются к этой теме. Однако, несмотря на такой интерес теоретиков и практиков, проблема оказания помощи детям и подросткам все еще остается нерешенной, и одна из причин этого — отсутствие комплексного подхода среди специалистов разных областей. Г. Леви считает, что медики не читают психологической литературы, психологи — медицинской, а для родителей и педагогов специальная литература с обилием различных подходов и направлений зачастую оказывается сложной. А между тем практика показывает, что как у психологов, так и у врачей существует острая потребность во взаимообмене накопленной за десятилетия информацией. Изучением детской гиперактивности занимались И.П. Брязгунов, В.Р. Кучма, Л.А. Ясюкова, Н.Н. Заваденко, З. Тржесоглава, О.В. Халецкая и другие.

2 стр., 963 слов

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением речи ...

... открытой ринололией, возникающей вследствие расщелин твердого и мягкого неба. Такому ребенку в дошкольном возрасте показана операция по восстановлению неба. Логопедическая работа начинается еще в дооперационный ... знать, что не позднее 5 лет надо определить все недостатки развития речи ребенка. При исправлении речевых нарушений родители должны всемерно помогать педагогам (логопеду, воспитателю, ...

В основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяет врач-невропатолог и при необходимости назначает лечение. Подход к лечению гиперактивного ребенка и его адаптации в коллективе должен быть комплексным. «Ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное поведение, возникшее в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться…» — отмечает специалист по работе с гиперактивными детьми доктор медицинских наук, профессор Ю.С. Шевченко.

Вопросы изучения гиперактивности у детей волновали врачей и педагогов с середины XIX века. Впервые описал чрезвычайно подвижного ребенка, который ни секунды не мог усидеть на стуле, немецкий врач-психоневролог Генрих Хоффман

Имеются некоторые различия в трактовке синдрома гиперактивности в деятельности людей с разной профессиональной направленностью: педиаторов, невропатологов, психологов и педагогов. Психологи, фиксируя основное внимание на нарушениях пространственной ориентации и моторики, применяют термин «детская диспраксия» или «апраксия (диспраксия) развития»

В СССР применялся термин «задержка психического развития. С 1975 года появлялись публикации с использованием терминов «парциональная мозговая дисфункция», «легкая дисфункция мозга» и «гиперактивный ребенок», «нарушение развития», «неправильное созревание», «синдром двигательной расторможенности», а позднее – «гипердинамический синдром». Большинство психологов использовали термин «двигательное нарушение восприятия».

К сожалению, до сих пор остается много неизученных и необъяснимых фактов, касающихся природы и проявлений гиперактивности. Тем не менее, у всех специалистов, работающих с детьми данной категории, существуют общие цели и задачи: как можно раньше выявить данный синдром, наблюдать за ребенком на протяжении многих лет, адаптировать его к современному обществу и дать ему хорошее подходящее образование. К этому стремятся и родители, которые обращаются за помощью к профессионалам. [22; С.3]

Опыт свидетельствовал, что школьную неуспеваемость гиперактивных детей несправедливо относить на счет их умственной неполноценности, а их недисциплинированность невозможно скорректировать сугубо дисциплинарными методами. Источники гиперактивности следовало искать в нарушениях нервной системы и в соответствии с этим планировать коррекционные мероприятия.

Исследования в этой области привели ученых к выводу, что в данном случае причиной нарушений поведения выступает дисбаланс процессов возбуждения и торможения в нервной системе. Был локализован и «участок ответственности» за данную проблему — ретикулярная формация. Этот отдел центральной нервной системы «отвечает» за человеческую энергию, за двигательную активность и выраженность эмоций, воздействуя на кору больших полушарий и другие вышележащие структуры. Вследствие различных органических нарушений ретикулярная формация может находиться в перевозбужденном состоянии, и поэтому ребенок становится расторможенным.

2 стр., 890 слов

Дети со сложными нарушениями в развитии

... экзогенного фактора. Литература [Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kontrolnaya/psihologiya-detey-so-slojnyimi-narusheniyami-razvitiya/ Основная Басилова Т. А. Психология детей со сложными нарушениями развития // ? Основы социальной психологии / Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М., 2002. — С. 374-397. Мещеряков А. ...

Непосредственной причиной нарушения называли минимальную мозговую дисфункцию, то есть множество микроповреждения мозговых структур (возникающих вследствие родовой травмы, асфиксии новорожденных и множества подобных причин).

При этом грубые очаговые повреждения мозга отсутствуют. В зависимости от степени поражения ретикулярной формации и нарушений со стороны близлежащих отделом мозга возникают более или менее выраженные проявления двигательной расторможенности. Именно на моторном компоненте этого нарушения и сосредоточили внимание отечественные исследователи, назвав его гипердинамическим синдромом [11;С.4]

В последние годы этому заболеванию начинают уделять все больше внимания во всех странах, в том числе и у нас. Об этом свидетельствует растущее число публикаций по данной теме. Если в 1957-1960 гг. их было 31, то в 1960-1975 гг. — 2000, а в 1977 -1980 гг. — 7000. В настоящее время ежегодно по этой проблеме публикуется 2000 и более статей и книг.

Ребенок с таким синдромом не способен усидеть на одном месте, постоянно в движении, непоседлив, извивается, бесцельно хватает различные предметы, наблюдается раскачивание ног, кручение тела, он постоянно надоедает окружающим. Нередко таких детей называют «вечным двигателем». [5;С.332] Основные проявления гипервозбудимости наблюдаются в различных формах двигательной расторможенности, которая бесцельна, ничем не мотивирована, бесситуативна и обычно не управляема ни взрослыми, ни сверстниками.

Одной из характерных особенностей детей с гиперактивностью являются нарушения социальной адаптации. Для этих детей типичен более низкий уровень социальной зрелости, чем обычно бывает в их возрасте. Аффективная напряженность, значительная амплитуда эмоционального переживания, трудности, возникающие в общении со сверстниками и взрослыми, приводят к тому, что у ребенка легко формируется и фиксируется негативная самооценка, враждебность к окружающим, возникают неврозоподобные и психопатологические расстройства. Эти расстройства усугубляют клиническую картину состояния, усиливают дезадаптацию и ведут к формированию негативной «Я-концепции». [25;С.25-26]

В последнее время, по наблюдениям психологов, все чаще встречаются случаи гиперактивности. Специалисты считают, что во многом гиперактивность обуславливается социальной средой и эмоциональной атмосферой, окружающей ребенка в семье.

Семьи, воспитывающие детей с гиперактивностью, отличают «удовлетворительные» семейные взаимоотношения с жесткой, порой с завышенной требовательностью к ребенку, удовлетворением в первую его биологических потребностей. Социальное окружение не компенсирует нарушение симптоматики, а наоборот, детерминирует отклонения в личностном развитии, способствует возникновению вторичных дефектов. Наиболее тяжелыми для растущего организма детей с гиперактивностью являются неблагоприятные микросоциальные условия воспитания – конфликтные ситуации в семье, безнадзорность или, наоборот, излишняя опека.

Из работ С.Г. Якобсона известно, что в возрасте от 5 до 7 лет происходит формирование основных морально-этических чувств. В этот период ребенок развивает навык произвольной регуляции эмоций, а повреждающие воздействия в это время могут способствовать возникновению и проявлению психопатологических особенностей характера: злобности, раздражительности, склонности к внезапным колебаниям настроения. Также наблюдается снижение самооценки, приводящей к повышенной тревожности. Анализ интервью по генограмме показал, что в 26% семей наблюдается алкогольная зависимость. Алкоголизм родителей или отягощенная по алкоголизму наследственность – одна из причин нервно-психических нарушений у детей, т.к. в подобных случаях дети постоянно находятся в конфликтной атмосфере, безнадзорности, являются свидетелями аморального, асоциального поведения родителей.

9 стр., 4329 слов

Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей ...

... многообразных факторов, обусловливающих нарушения их речи, отмечая, что основной причиной аномального развития и нарушений речи у умственно отсталых детей является недоразвитие познавательной деятельности. Снижение уровня аналитико-синтетической деятельности проявляется в нарушении фонематического восприятия, ...

Таких детей называют трудными, упрямыми и неуправляемыми, однако все их поведение основывается на эмоциях. Чрезмерно беспокойные, суетливые, драчливые, они постоянно кричат, сильно возбуждаются, долго не могут успокоиться, при малейшей неудаче плачут, пускают в ход кулаки. Не зная и не понимая истинных причин сложного, необычного поведения, окружающие объясняют это избалованностью, капризами и непослушанием. Отсюда, естественно, и неправильная тактика воспитания родителей. Чувство вины, за «неправильное воспитание» побуждает родителей бессознательно создавать стрессовую ситуацию: частые наказания, окрики, желание настоять на своем родительском праве, во что бы то ни стало. Созданная ситуация способствует формированию у ребенка чувства тревожности и враждебности по отношению к родителям, провоцирует конфликты.

Результаты по параметру «конфликтность в семье» показывают, что при воспитании в семьях детей с гиперактивностью, где обычными являются постоянные ссоры, конфликты, пьянство, у детей не вырабатывается умение сдерживать свои эмоции. Как правило, возбудимые и конфликтные, они, наблюдая за взрослыми, переносят наблюдения на своих сверстников.

По данным И.П. Брязгунова и Е.В. Касатиковой матери, наиболее часто контактирующие с гиперактивным ребенком, излишне раздражительны, импульсивны, у них часто снижено настроение.[25;С.56-60]

Таким образом, можно сделать вывод, что гиперактивность – это сочетание общего двигательного беспокойства, неусидчивости, импульсивности поступков, эмоциональной лабильности, нарушений концентрации внимания. Только в нашей стране синдром гиперактивности зафиксирован у свыше двух миллионов детей. При отсутствии лечения могут развиться хронические формы заболевания, часто сочетающиеся с серьезной психопатологией. Поэтому необходимо проводить своевременное выявление и коррекцию таких состояний.

Для полноценного и гармоничного развития личности речь является одним из решающих факторов, поскольку осуществляет одну из важнейших потребностей человека – потребность в общении. В период дошкольного возраста у ребенка происходит социализация, то есть ориентированность на общество. В возрасте от года до трех лет среда общения ребенка – семья. Далее круг общения расширяется, и, более того, основной массой коммуникации становятся сверстники. В связи с этим проблема нарушения речи сильно затрудняет процесс общения и, следовательно, в дальнейшем ведет к нарушению социальных ролей, так как именно в данном возрасте у ребенка формируются и отрабатываются на практике поведенческие клише.

12 стр., 5628 слов

По специальной психологии «Нейропсихологический подход к ...

... охарактеризовать нейропсихологической диагностики речи детей с развития нарушениями; подобрать диагностический материал для исследования нейропсихологического речи детей с нарушениями развития. Применение: исследования Методы: Структура курсовая: приложений 1. Нейропсихологические аспекты формирования и развития детей речи с нарушениями развития История формирования и нейропсихологии развития в ...

Речь лежит в основе процесса становления и развития таких функций психики, как восприятие, память, мышление и прочее. Речевая функция формируется во время общего психофизиологического развития ребенка. К факторам, благоприятным для полноценного развития речи, можно отнести нормальную деятельность нервной системы, наличие зрения и слуха без каких-либо патологий, полноценное словесное общение ребенка с окружающими. [17;С.55]

К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. От других категорий детей с особыми нуждами их отличают нормальный биологический слух, зрение и полноценные предпосылки интеллектуального развития.

В настоящее время речевые нарушения классифицируются в зависимости от различных факторов: клинической картины речевого нарушения, степени тяжести и распространенности дефекта, принципов, методов и форм логопедической коррекции. Патологии речи приводят к нарушению деятельности других психических функций (например, внимания, памяти, различных форм мышления), что еще больше усугубляет речевые расстройства.[17;С.57] Нарушения речи часто возникают вследствие органических или функциональных повреждений головного мозга. В связи с этим у детей с расстройствами речевой функции зачастую наблюдаются различные сопутствующие нарушениям мозга нарушения психической деятельности: нарушения и задержки психического развития, эмоционально-волевой сферы, умственного развития, нарушения памяти, внимания, познавательной деятельности. Такие дети часто характеризуются:

  • повышенной возбудимостью и двигательной активностью. Ребенку трудно усидеть на одном месте и заниматься длительное время одним и тем же видом деятельности, руки и ноги его находятся в постоянном движении. Ребенок встает и ходит во время занятий, не реагируя на педагога, в перерывах между занятиями ведет себя чрезмерно активно, с трудом переключается с физической деятельности на умственную. Иногда наоборот встречаются дети с заторможенностью и вялостью;
  • эмоциональной неустойчивостью.

Настроение таких детей может резко и часто изменяться от радостного к плаксивому, от печального к агрессивному и т.д., иногда появляются признаки агрессии, беспокойства, настороженности. Нелестное замечание, плохая оценка, конфликт с другими детьми могут вызвать вспышки гнева. Ярости и даже психические расстройства;

  • низкой работоспособностью, в том числе и умственной. Ребенок способен работать только в определенном темпе, специфичном только для него, и довольно непродолжительное время, затем наступает утомление;
  • повышенной утомляемостью. Дети быстро устают, утомление может накапливаться и приводить к вспышкам раздражительности и плохому самочувствию;
  • плохим самочувствием. Такие дети могут страдать головными болями, тошнотой и головокружением, плохо переносить жару и духоту;
  • нескоординированностью движений и нарушением равновесия;
  • нарушениями памяти, внимания, понимания;
  • ослаблением контроля над собственными действиями. [17;С.23-24]

Дети с общим недоразвитием речи могут быть условно разделены на три основные клинические группы:

8 стр., 3676 слов

Коррекционная работа по развитию речи детей дошкольного возраста ...

... задержкам в умственном развитии. У детей с нарушением интеллекта развитие речи существенно отличается от развития речи детей дошкольного возраста с нормой. Отставание в развитии речи начинается у них с младенчества и продолжает накапливаться ...

  • дети с моторной алалией;
  • дети с недоразвитием речи церебрально-органического генеза;
  • дети с неосложненным вариантом общего недоразвития речи. [6;С.55-56]

Выделяется три уровня речевого развития у детей с общим недоразвитием речи.

Первый уровень. Отсутствие общеупотребительной речи. Такие дети используют целый ряд вербальных средств: обрывки слов, звукоподражания, отдельные звуки. Звукоподражания и слова могут определять как предмет, так и действия предмета (например «биби» или «ввв» обозначают и транспорт и ехать).

Все это указывает на скудность словарного запаса. Ребенок вынужден использовать интонацию и паралингвистические средства: жесты, мимика. Речь детей первого уровня малопонятна окружающим и имеет ситуативную привязанность.

Второй уровень. Появляются зачатки общеупотребительной речи (двух-трехсловные, а иногда даже четырехсловные фразы).

Объединяя слова в словосочетания и фразу, ребенок может правильно использовать способы согласования и управления, может и нарушать их. По сравнению с первым уровнем наблюдается значительное улучшение словарного запаса. Речь детей второго уровня малопонятна вследствие нарушения слоговой системы и звукопроизношения.

Третий уровень. Появляется развернутая фразовая речь с недоразвитием лексики, грамматики и фонетики. Звуко-слоговый анализ и синтез недостаточно сформирован, что служит препятствием для овладения чтением и письмом. [3;С.7-10]

В целом у детей с общим недоразвитием речи имеются вторичные нарушения эмоциональной сферы. Из-за нарушения речи ребенок попадает в условия социальной депривации, в результате чего усвоение социального опыта затрудняется, специфичным путем идет усвоение эмоционального словаря. Дети не способны осознавать эмоции как свои, так и чужие. Это приводит к тому, что они не могут выразить свое и осознать чужое эмоциональное состояние. Более чем у половины детей с общим недоразвитием речи преобладают отрицательные эмоции. Такие дети имеют склонность к стрессовым состояниям. Основной причиной снижения эмоционального состояния является чувство собственной неполноценности. Дефект речи, несформированность отношений со сверстниками, дезадаптация не позволяют им быть более общительными и счастливыми. [6;С.74-75]

Эмоциональная сфера детей с нарушением речи проявляется в форме различных переживаний, среди них особое место занимает тревога, от которой зависит успешность различных видов деятельности. Дефект речи и переживания по его поводу находятся в сложных взаимоотношениях. В одних случаях тревожность рассматривают как предрасполагающий к заболеванию фактор, в других речь идет только о реакции личности на самостоятельно возникающее заболевание.

Примером вариативности таких отношений при дефекте речи может служить работа В.С. Кочергиной, которая несет на себе отчетливую печать времени, т.е. трактует взаимоотношения личности и речевого дефекта с психофизиологических позиций, а точнее с позиций физиологии высшей нервной деятельности. Автор разделила детей на группы в соответствии с особенностями их личностей, соотнеся эти особенности с речевым нарушением по времени их возникновения.

К первой группе были отнесены дети, у которых неуравновешенное поведение (повышенная возбудимость или тормозимость) возникло из-за развившегося нарушения речи. До нарушения речи эти дети были практически здоровы и уравновешенны.

13 стр., 6110 слов

Формирование экологической воспитанности у детей дошкольного возраста

... детей старшей группы в возрасте 5-6 лет, родители детей. Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1 Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ Теоретические основы экологического воспитания дошкольников представлены в ... формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни; формирование умения и желания ...

У второй группы детей неуравновешенное поведение отмечалось с раннего детства, и было особенностью их личности. Развитие нарушения речи обычно сопровождалось усилением присущей им неуравновешенности и появлением черт общей детской нервности.

Третью группу составили дети, у которых повышенная возбудимость (или тормозимость) была выражена наиболее значительно и наблюдалась также с раннего детского возраста. Однако в анамнезе этих детей имелись указания на соматические расстройства различного происхождения: неблагоприятные условия внутриутробного развития, родовая травма, острые и хронические инфекционные заболевания, а также некоторые формы сердечнососудистых заболеваний, дистрофия и т.д.

В четвертую группу были включены дети, у которых задолго до развития дефекта речи наблюдались признаки тяжелого невроза – склонность к истерическим реакциям, к навязчивым страхам, представлениям и действиям.[13;С.57-60]

Нарушения речевого развития являются одним из наиболее частых сопутствующих расстройств при гиперактивности. Наличие расстройства речевого развития у детей с гиперактивностью в значительной степени способно усугублять их дезадаптацию, ограничивая коммуникации и развитие. Дети с гиперактивностью в сочетании с общим недоразвитием речи имеют более выраженные неврологические и нейрофизиологические нарушения. Отмечаются более грубые нарушения мелкой моторики и частота встречаемости данного нарушения несколько выше, чем у детей с гиперактивностью без речевого нарушения и с речевым нарушением без гиперактивности. Среди детей с гиперактивностью в сочетании с недоразвитием речи преобладают дети с преимущественным нарушением развития экспрессивной речи. [18;С.3]

Гиперактивный ребенок искренне хочет сдержаться, но не может. В его поведении нет злого умысла – он собой действительно не владеет. Наоборот, это им владеют противоречивые желания, неосознанные влечения, тревога, страх, агрессия. Он подобен щепке, влекомой неизвестно куда бурным потоком. Конечно, каждый ребенок может на какое-то время стать неуправляемым, но для гиперактивного ребенка это не редкие эпизоды, а привычное состояние.

Ребенок часто не задумывается о последствиях. Не редко проявляет агрессивность, и даже жестокость в отношении того, кто мешает ему получить желаемое. Плохого в себе он не замечает и наказание для него – незаслуженная несправедливость. Часто в детских коллективах такому ребенку отводят роль «дурачка», «шута», в которую он зачастую охотно вживается, существуя в своем мире фантазии.

Характерной особенностью мыслительной деятельности гиперактивных детей, является цикличность. Дети могут продуктивно работать 10-15 минут, а потом 3-7 мин. Мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В такие моменты ребенок отвлекается и не реагирует на учителя. Потом мыслительная деятельность возобновляется, и ребенок снова готов к работе 5-15 минут. У гиперактивных детей внимание не сосредоточено, они могут «впадать» и «выпадать из состояния сосредоточенности, особенно при отсутствии двигательной стимуляции. Им необходимо двигаться, чтобы оставаться активными.[1;С.16]

В старшем дошкольном возрасте максимальная выраженность гиперактивности совпадает с критическими периодами психоречевого развития детей. [26;С.24]

16 стр., 7875 слов

Коррекция гиперактивности посредством игровой деятельности

... профилактической работы с детьми младших школьников с гиперактивным поведением. Объект исследования: гиперактивность как явление, встречаемое в педагогическом процессе. Предмет исследования: коррекция гиперактивности посредством игровой деятельности. Гипотеза исследования: В связи с тем, что гиперактивные дети начальных классов, в частности ...

Таким образом, можно сделать вывод о том, что общее недоразвитие речи является одним из наиболее частых сопутствующих расстройств при гиперактивности. Наличие расстройства речевого развития у детей с гиперактивностью в значительной степени способно усугублять их дезадаптацию, ограничивая коммуникации и развитие.

Специалисты, работающие с проблемными детьми (психологи, социальные работники и педагоги), уже давно заметили, что ребенку намного проще выражать свои переживания, потребности, мечты в игровом процессе.

Для коррекции проявлений гиперактивности у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста можно использовать различные средства, одним из них могут быть игровые упражнения.

Игровые упражнения — это эффективный метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром — игра. Игровые упражнения позволяют оптимизировать процесс поиска решения в проблемной ситуации и реализуются в процессе игры, где в центре внимания лежат способы коммуникации.[16;С.22]

Игровое упражнение – осуществляемое в игровой форме повторное действия с целью его усвоения. Также игровое упражнение можно определить как прием обучения, с помощью которого в процессе игровой деятельности у детей формируются умения практического использования полученных знаний.

Основными задачами игровых упражнений в работе с детьми с нарушениями речи старшего дошкольного возраста является:

1. Научение детей свободному выражению эмоциональных состояний, чувств, осознанию их;

2. Научить определять эмоции других людей и ощущать эмоциональное состояние игровых персонажей;

3. Научить находить конструктивный выход из ситуации;

4. Обучить навыкам эффективного взаимодействия друг с другом

Кроме того, взрослый в игре с ребенком может открыть для себя совершенно незнакомый мир малыша, установить с ним более доверительные отношения и понять, в какой помощи он больше всего нуждается. Именно в игре ребенок отражает то, что происходит с ним в реальной жизни. Здесь сразу становятся заметны его конфликты с окружающим миром, проблемы контактов со сверстниками, его реакции и чувства. Играть с гиперактивным ребенком нужно много: дома, в образовательном учреждении, но лучше всего начать со специальных занятий в кабинете психолога или социального педагога, где бы родители вместе с ребенком научились это делать правильно.

Игровые упражнения так же, как игра и учебная деятельность, формирует в детях чувство ответственности. Необходимо помнить, что игровые упражнения должны исключать малейшую возможность угрозы здоровью играющих. Также важно помнить о психическом здоровье участников игры. Она не должна унижать их достоинства. Надо беречь эмоции и переживания детей. В процессе игровых упражнений нужно способствовать установлению непринужденных дружеских отношений. Каждого участника следует принимать таким, какой он есть.

Главное и существенное различие игровых упражнений от игры, заключается в том, что упражнения не содержат правила в отличие от игры, которым должны подчиняться все участники.

Игровые упражнения применяются в работе с гиперактивными детьми для того, чтобы помочь им преодолеть поведенческие проблемы, зачастую возникающие вследствие импульсивности, сложности саморегуляции. Игровая деятельность активизирует формирование произвольности психических процессов: произвольного внимания и памяти, способствует развитию умственной деятельности, совершенствованию опорно-двигательной и волевой активности. В процессе игры ребенок с проявлениями гиперактивности начинает лучше понимать свои чувства, учится принимать самостоятельные решения, делать выбор. Кроме того, повышается самооценка, улучшаются коммуникативные навыки.

При наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера игровые упражнения могут стать основным методом лечебно-коррекционного воздействия. В других случаях данный метод применяется как вспомогательный или профилактический. [22;С.27]

Подбирая игровые упражнения для гиперактивных детей, необходимо учитывать следующие их особенности: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях), быструю утомляемость. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать гиперактивных детей в коллективную работу целесообразно поэтапно: сначала играть с ребенком индивидуально, затем привлекать его к играм в малых подгруппах и только после этого включать в коллективные игры. Желательно использовать игровые упражнения с четкими правилами, способствующие развитию внимания.

Тренировку слабых функций тоже следует проводить поэтапно. На первых порах надо подбирать такие упражнения и игры, которые способствовали бы развитию только одной функции. Например, игровые упражнения, направленные на развитие только внимания или игровые упражнения, которые учат ребенка контролировать свои импульсивные действия. Отдельным этапом в работе может стать использование игровых упражнений, которые помогут ребенку приобрести навыки контроля двигательной активности. [21;С.27]

Проведя работу по тренировке одной слабой функции и получив результаты, можно подбирать игры на тренировку сразу двух функций. Как уже отмечалось, начинать лучше с индивидуальных форм работы, чтобы ребенок мог четко усвоить требования педагога, а затем постепенно вовлекать его в коллективные игры. При этом надо стараться увлечь ребенка, сделать так, чтобы ему было интересно. Когда же у него появится опыт участия в играх и упражнениях, направленных на развитие фазу двух слабых функций (внимание и контроль импульсивности, внимание и контроль двигательной активности и др.), можно переходить к более сложным формам работы по одновременной (в одной и той же игре) отработке всех трех функций.

Традиционно при работе с детьми с синдромом гиперактивности выделяют следующие группы игровых упражнений:

  • игровые упражнения для развития внимания – неумение сосредотачиваться на одной деятельности в течении долгого времени;
  • игровые упражнения для релаксации – это упражнения, основной целью которых является развитие у ребенка навыков снятия мышечного и эмоционального напряжения. Релаксационные упражнения и упражнения на телесный контакт способствуют лучшему осознанию своего тела и впоследствии помогают осуществлять двигательный контроль;
  • игровые упражнения, развивающие навыки волевой регуляции, — то есть упражнения, помогающие ребенку развить навыки самоконтроля и воли к выполнению не всегда приятных, но необходимых действий;
  • игровые упражнения, основной целью которых является развитие умений общения в коллективе. [19;С.119]

Зарубежные психологи предлагают еще одну тактику работы с гиперактивными детьми. Они рекомендуют использовать два основных приема: сглаживание напряжения и следование за интересами ребенка. Снятие или сглаживание напряжения достигается через тихие игры. Следование за интересами ребенка предполагает внимательное наблюдение за тем, что интересует и волнует ребенка в данный момент, что его увлекает, что кажется занимательным, а что, наоборот, скучным. Предполагается немедленное использование результатов таких наблюдений.

В. Оклендер считает, что наличие эмоционального контакта между гиперактивным ребенком и взрослым уже может снизить проявление симптомов гиперактивности. Он пишет: «Когда таким детям уделяют внимание, слушают их и они начинают чувствовать, что их воспринимают всерьез, они способны каким-то образом свести до минимума симптомы своей гиперактивности». [19;С.59]

Социальные игры, коллективные игры очень важны для развития ребенка. Их значение просто огромное. Но ребенку с гиперактивностью также необходимо развивать устойчивость внимания, способность сдерживать себя, с помощью игровых упражнений.

Поэтому можно сделать вывод, что игровые упражнения являются действенным методом коррекции и профилактики проявлений гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

^

Гиперактивность – комплексное нарушение поведения, проявляющееся в неуместной двигательной активности, нарушении концентрации внимания, неспособности к организованной, целенаправленной деятельности.

У дошкольников с общим недоразвитием речи часто наблюдаются проявления гиперактивности. Социальная адаптация детей нарушена. Аффективная напряженность, значительная амплитуда эмоционального переживания, трудности, возникающие в общении со сверстниками и взрослыми, приводят к тому, что у ребенка легко формируется, фиксируется негативная самооценка, враждебность к окружающим. Такие дети ведут себя фамильярно, не учитывая конкретные обстоятельства, не могут приспособиться и принять правила поведения в конкретной ситуации.

Для коррекции и профилактики проявлений гиперактивности старших дошкольников с ОНР можно использовать различные средства, одним из них могут быть игровые упражнения. Игровые упражнения – это эффективный метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром – игра.