Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), был введён 1 января 2010 года и ориентирован на становление личностных характеристик учащегося. Важнейшим психологическим условием формирования учебной деятельности учащегося является самооценка. Она играет значимую роль в становлении индивидуальных особенностей учащегося и его возрастных характеристик. Поэтому вопрос о формировании самооценки в начальных классах является актуальным в настоящее время [37].
Важным периодом в становлении самооценки является младший школьный возраст. Ребёнок отчётливо начинает понимать самого себя, а также свои потребности, мотивы и отношения со взрослыми, родителями и сверстниками в период младшего школьного возраста. Именно в этот период важно заложить основы для адекватного оценивания себя ребёнку.
В младшем школьном возрасте ведущей деятельность является учебная деятельность. Успех в учебной деятельности ребёнка зависит от уровня самооценки. Также большую роль для детей играет их оценка со стороны сверстников и взрослых. Им важна положительная оценка. Совершенно чётко выявилась необходимость в поиске эффективных способов организации оценочной деятельности учителя и ученика, начиная с первого класса. Для развития у детей чувства правильной самооценки необходимо создавать в классе атмосферу психологического комфорта и поддержки. Учителя, обладающие высоким профессиональным мастерством, должны не просто поставить оценку учащемуся, а дать соответствующие пояснения, донести свои положительные оценки до каждого ученика, создать положительное эмоциональное состояние при любой, даже низкой оценке.
Как отмечала Л.И. Божович, «правильное формирование самооценки – самый важный фактор развития и становления личности ребёнка, поэтому педагог должен овладеть необходимым материалом, который относится к психологии самооценки» [8, с.113].
По словам А.В. Захаровой, гораздо шире изучаются проявления самооценки как личностного воспитания. Самооценка, являясь связующим звеном и центром индивидуальности личности, во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок. Именно поэтому одной из важнейших педагогических задач для учителя стала задача «развитие способностей у учащихся к адекватной оценке и самооценке» [17].
Самооценка имеет ряд измерений: она может быть адекватной или неадекватной, относительно высокой или низкой, стабильно устойчивой или неустойчивой. Характерной чертой личности выступает дифференцированная самооценка: человек не считает, что он вообще добрый, умный и так далее. Он чётко понимает и выделяет те сферы жизни и области деятельности, в которых он силён, может достигнуть высоких результатов, преодолеть значительные трудности там, где возможности его заурядны.
Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности учителя
... самоанализа и самооценки учителя; 2. Рассмотреть метод самоанализа деятельности учителя; 3. Изучить модель самооценки уровня компетентности и уровня профессиональной деятельности учителя. ГЛАВА Ι. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОАНАЛИЗА И САМООЦЕНКИ УЧИТЕЛЯ 1.1. Специфика развития способности учителя к самоанализу в процессе педагогической деятельности Анализ собственной деятельности ...
Важность самооценки не только в том, что она позволяет увидеть человеку сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что, при интерпретации результатов, человек получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности.
Необходимым условием является приобщение ребёнка к мысли, что человек способен оценивать себя сам, эта оценка будет являться самой важной, так как она позволит двигаться дальше самостоятельно, а не оглядываться на окружающих: а что они скажут, а как оценят мои действия.
Самооценка не имеет устойчивого уровня. Она меняется в зависимости от обстоятельств, поэтому многие эмоциональные расстройства, влияющие на самооценку, можно преодолеть или предотвратить. Для этого учителю необходимо знать, как правильно формировать самооценку. Поэтому со своей стороны учителю нужно найти методы и пути, чтобы помочь ребёнку развиваться, соответственно и дифференцированно контролировать свою учебную деятельность и самооценку.
Формирование самооценки является одной из центральных тем в психологии личности. Существует целый ряд причин, влияющих на формирование оценки к самому себе, обусловленных стилем общения в семье, в школе, общением со сверстниками и взрослыми. В младшем школьном возрасте ребёнок наиболее ранимый, что определяется необходимостью исследования процесса формирования самооценки и эмоционального развития ребёнка, также важно в этот период формировать его внутреннее «Я».
Учебная деятельность является основным видом деятельности для детей в младшем школьном возрасте, и если в ней он не чувствует себя осведомлённым, его личностное развитие искажается. Успешная учёба, осознание своих способностей и умений качественно выполнять различные задания приводят к становлению чувства компетентности — нового аспекта самосознания в младшем школьном возрасте [16].
В образовательном процессе у ребёнка складывается оценка своих возможностей, что является одним из важных компонентов самооценки. Именно поэтому ребёнок начинает узнавать о других, его деятельность направлена на осознание своих возможностей и сформировавшихся качеств.
Задача учителя, в первую очередь, заключается в повышении учебной мотивации и её результативности, поэтому адекватная самооценка ученика помогает решить эту задачу достаточно эффективно. Трудность заключается лишь в том, чтобы добиться адекватной самооценки у каждого учащегося. С этой целью уже в 1-м классе необходимо начать формировать такую самооценку. Поэтому важно в этот период заложить основы для формирования стабильно адекватной самооценки. Всё это позволит ребёнку правильно оценить себя, реально рассматривать свои силы к задачам и требованиям социальной среды, в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой цели и задачи.
Л.И Божович выделяет три основных вида самооценки: адекватная самооценка; завышенная самооценка; заниженная самооценка[8].
Под адекватностью понимается соответствие самооценки объективным проявлениям личности, а в учебной деятельности – совпадение самооценки с уровнем практической реализации учебного задания. Если ребёнок недооценивает себя по сравнению с тем, что он есть на самом деле, то речь идёт о том, что у него заниженная самооценка, и, наоборот, когда он переоценивает свои возможности, результаты своей деятельности, личностные качества — о завышенной [4].
Маркетинговые исследования в гостиничном бизнесе
... бизнеса; — причины возникновения проблем и эффективные пути их решения; — рынок потенциальных потребителей услуг; — новые услуги, в которых испытывают потребность клиенты, и т. д. Кроме того, исследования ... фирмы, с которыми работает гостиничное предприятие. Среди них — ... в информации и разрабатывают маркетинговые информационные системы. Маркетинговая информационная система Хорошая маркетинговая система ...
Новые образовательные стандарты вновь подчёркивают актуальность вопроса. Данная тема актуальна, только потому, что в 1 классе учебный процесс осуществляется по безотметочному принципу. Младший школьный возраст – это период осознания себя ребёнком, осознание мотивов, потребностей в мире человеческих отношений. Поэтому в этот период особенно важно заложить основу для дифференцированной, адекватной самооценки. В настоящее время всё более очевидно влияние самооценки младшего школьника на его поведение и межличностные контакты. Низкая самооценка, как и завышенная, мешает ребёнку благополучно учиться, быть уверенным в своих силах, выбирать интересные занятия.
Таким образом, актуальность данной темы обусловлена существующими противоречиями между восприятием и оценкой самого себя со стороны взрослых и реальной оценкой ребёнка другими; между возрастающей потребностью в школьной практике в формировании адекватной и позитивной самооценки младших школьников и недостаточной разработанностью конкретных путей реализации этого процесса. Это и определило замысел выпускной работы.
Объект исследования: самооценка младшего школьника.
Предмет исследования: процесс формирования адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста.
Цель: на основе теоретического анализа и эмпирического исследования определить психолого-педагогические условия и методы работы учителя по формированию адекватной самооценки младших школьников.
Гипотеза исследования: благоприятным условием формирования адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста учителем является создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие самооценки в работах отечественных и зарубежных авторов, определить её место в структуре Я-концепции; систематизировать особенности самооценки младших школьников в исследованиях разных психологов.
2. Проанализировать пути формирования адекватной самооценки младших школьников с помощью диагностирования самооценки детей учителем.
3. Разработать и апробировать программу диагностики самооценки младших школьников.
4. На основе проведенного анализа из задачи2, разработать и апробировать свою программу;
5. П ровести контрольный этап и обобщить результаты.
На основе выведенных задач были определенны следующие методы:
-
теоретический анализ психолого–педагогической литературы по проблеме;
-
эмпирические: исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан, методика «Лесенка» В.Г. Щур, набор субтестов по методике определения эмоциональной самооценки А.В. Захаровой, тест Р. Кеттела, адаптирован Э.М. Александровской; педагогический эксперимент.
14 стр., 6908 словДиагностика критериев самооценки детей младшего школьного возраста
... самооценки младших школьников; 4 изучить факторы, влияющие на формирование самооценки младших школьников; 5 диагностика самооценки младших школьников; 6 проанализировать полученный результат. Методы исследования: 1 теоретические: анализ научной литературы по предмету исследования, метод ... совсем иная форма и иной уровень развития самосознания. Самосознание - сложный психический процесс, особая форма ...
База исследования: МОУ «Лотошинская СОШ №1».
Выпускная работа включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
Во введении обосновывается актуальность работы, определяется аппарат исследования, методы и база проведения.
В главе 1 «Теоретические аспекты исследования самооценки младших школьников» раскрываются сущность понятия самооценки, её место в структуре Я-концепции; особенности самооценки младших школьников.
В главе 2 «Эмпирическое исследование по изучению адекватной самооценки в младшем школьном возрасте» излагается программа экспериментального исследования, и анализируются его результаты.
В заключении обобщаются глава 1, глава 2, результаты эмпирического исследования, предложены рекомендации для учителей начальной школы.
Список литературы включает 50 источников.
В приложении содержатся таблицы, диагностирующие методы и методики.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования самооценки младших
школьников
1.1. Понятие о самооценке в отечественной и зарубежной психологии
Проблема изучения самооценки рассматривается в отечественной и зарубежной психологии. Существует множество исследовательских работ по данной проблеме. В отечественной психологии такие авторы, как А.В. Захарова, М.И. Лисина, В.Н. Маркин, М. Розенберг, В.Ф. Сафин, Е.Т. Соколова, А.Г. Спиркин, Е.Ю. Худобина под самооценкой понимают самосознание; также самооценку сводят к Я-образу и Я-концепции (Роберт Бернс, И.С. Кон, В.Н. Маркин, И.И. Чеснокова и др.), а время от времени заостряют внимание на том, что самооценка – самостоятельный элемент структуры самосознания (Л.В. Бороздина, Е.А. Залученова и др.).
В отечественной психологии понятие «самооценка» изучается во взаимосвязи с развитием самосознания. Проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте основной проблемы развития личности. По данному вопросу можно выделить работы таких психологов и педагогов как В.Г. Ананьев [2], А.Н. Леонтьев [22], С.Л. Рубинштейн [32].
Алексей Николаевич Леонтьев [22] определил проблему самосознания как проблему функционирования усвоенных ценностей, регулирующих внешнюю и внутреннюю деятельность личности, утверждал, что именно социально-психологические проблемы остаются в нашей науке наименее разработанными . На самом деле, до настоящего времени не существует более или менее определенного и принятого объяснения этой конкретной объективной действительности. Наиболее часто самосознание рассматривается как ориентирование человека в собственной личности, осознание себя как «Я». Самосознание помогает человеку понимать своё отношение к миру ценностей, различать себя в нём, отражая внешний мир, обдумывать своё отношение к этому миру и себя в своих отношениях с окружающими, познавать собственный внутренний мир, переживать и определенным образом оценивать его. Самосознание – это обобщённая оценка себя самого и своего места в жизни. Благодаря самосознанию человек воспринимает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Он становится личностью не только для других, но и для себя.
Взаимосвязь уровня притязаний и самооценки личности
... самооценки. Первый определяет ту информацию, которую человек узнал о себе от сторонних и внутренних источников. Второй формирует чувственную оценку самого себя и качеств своей личности. перейти наверх Самооценка Самооценка функционирует как часть самосознания ...
Сергей Леонидович Рубинштейн [32] неоднократно подчёркивал тот факт, что человек является личностью, поскольку он выделяет себя из природы, и отношение его к природе и к другим людям дано ему как отношение, потому что есть сознание. Процесс формирования человеческой личности включает в себя неотъемлемую составляющую формирования его сознания и самосознания: это и есть процесс становления сознательной личности. Согласно С.Л. Рубинштейну, самосознание – это осознание себя самого как сознательного субъекта, реального индивида, а вовсе не осознание своего сознания. Исторически сложилось так, что самосознание – это общение человека с самим собой, при этом необходимым условием для него является развитие внутренней речи. Такие свойства мышления, как абстракция и обобщение, позволяют субъекту получить представление понятия о своём «Я», которое отличается от «Я» другого субъекта [32, с.82].
Таким образом, по словам С.Л. Рубинштейна [32, с.741],не сознание рождается из самосознания, из «Я», а самосознание происходит в процессе развития сознания личности, так как личность становится самостоятельным субъектом.
По мнению А.Н. Леонтьева [22], самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид развивается и становится личностью. Она обозначается у индивида как мотив и призывает его соответствовать уровню ожиданий и требований окружающих и уровню собственных притязаний.
По словам Анны Израилевны Липкиной, самооценка — это «отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также внешнему облику» [24, с.34]. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка оказывает влияние на продуктивность деятельности человека и предстоящее развитие его личности.
Самосознание включает в себя множество весомых компонентов, так как является непростой психологической системой, как считал В.С. Мерлин [27], во-первых, сознание своей индивидуальности, во-вторых, сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала, в-третьих, осознание своих психических свойств и качеств и, в-четвёртых, определённую систему общественно-нравственных самооценок. Уже у младенца проявляется «росток» сознания идентичности, когда он начинает различать ощущения, которые вызваны внешними предметами и собственным телом. Когда ребёнок начинает употреблять личные местоимения, приблизительно с 3-х лет, тогда и проявляется сознание «Я». Даже, когда говорят о ребёнке, что он владеет собой, это говорит о том, что большая часть функций его «Я» подчинена его сознанию. Таким образом, сознание постепенно преобразуется в самосознание. Ребёнок, поняв свои способности и возможности, только тогда сможет принимать обдуманные решения.
Результатом процесса самосознания является Я-концепция, понимаемая как совокупность установок, ориентированных на самого себя [5, с. 74]. На этой основе можно выделить разные уровни, которые можно назвать «каков я есть» и «каким бы мне хотелось бы быть». Самосознание имеет способность регулировать поведение, действуя методом постоянного сравнения имеющегося поведения с Я-концепцией. С одной стороны, «жёсткая» структура Я-концепции первообразно кажется силой характера, с другой стороны, слишком «слабая» Я-концепция делает ребёнка бесхарактерным и непригодным для длительных и напряженных усилий для достижения поставленной цели.
Самосознание и самооценка личности
... А.Н.Леонтьев, характеризовавший проблему самосознания как проблему “высокого жизненного значения, венчающую психологию личности “, расценивал в ... внутреннего существа, определяющее мотивы его деятельности и внутренний смысл тех задач, ... но и развитие частичных форм самооценки, которые возникают раньше, чем представления о ... внешними факторами , то, с другой стороны, все явления психики и сознания ...
Наиболее принятой является структура самосознания или Я-концепции (Уильям Джеймс, И.И. Чеснокова, Р. Бернс, Л.В. Бороздина и др.), в которой выделяются следующие аспекты: когнитивный (самопознание), эмоционально-ценностный (самоотношение и самооценка) и поведенческий (саморегуляция).
Когнитивная подструктура – это некий описательный компонент, фиксирующий знания, представления человека о самом себе. Самопознание – первичное звено, основа существования и проявления самосознания. Согласно американскому философу и психологу Уильяму Джеймсу, самооценку, или самоуважение, или чувство собственного достоинства, можно представить в виде дроби, в числителе которой находится успех, а в знаменателе — притязания личности. Следовательно, уровень самоуважения можно повысить, либо повышая успех (числитель дроби), либо понижая требования (знаменатель).
В своем труде «Психология» он первым ввёл понятие «самооценка», «образ самого себя». Он разделил личность на составляющие её элементы, чувства и эмоции, которые эти элементы вызывают (самооценка), и поступки согласно этим элементам (забота о самом себе и самосохранение).
Самооценку он разделял на самодовольство и недовольство собой [13].
Карл Роджерс рассматривал самооценку через «Я-концепцию» личности, которая формируется и развивается в процессе адаптации личности в обществе при взаимодействии с другими. В младенческом и подростковом возрасте происходит процесс становления личности. Через призму своей «Я-концепции» человек видит мир, но она не держит под контролем и не регулирует действия человека, очевидно, что она символизирует главную часть сознательного опыта личности, а поведение человека только согласуется с ней. Сама «Я-концепция» состоит из восприятия такого, какие мы есть, и тот образ, какими, по нашему мнению, мы должны быть или хотели бы быть [49].
Ирина Ивановна Чеснокова выделяет два уровня самопознания [38].
На первом уровне индивид соотносит себя с другими, происходит сравнение «Я» и «другого человека». На данном уровне самопознания складываются определённые образы самого себя и собственного поведения, как бы привязанные к той или иной ситуации. Эти образы богаты непосредственным чувственным содержанием. В конечном итоге формируются некоторые относительно стабильно-устойчивые стороны представления о своём «Я». Но ещё нет целостного, настоящего осознания себя, как правило, уже связанного с понятием о собственной сущности.
Для второго уровня самопознания характерно соотнесение знаний о себе в процессе общения с самим собой, то есть в рамках «Я и Я», когда человек пользуется уже имеющимися знаниями о себе. Ведущими внутренними приёмами данного уровня самопознания являются самоанализ и осмысливание того, что уже имеется в сознании. На втором уровне постепенно у индивида возникает обобщённый образ своего «Я», который складывается из отдельных конкретных образов «Я» в ходе самовосприятия, самонаблюдения и самоанализа. Через самопознание человек приходит к определённому познанию самого себя. Таким образом, результатом процесса самопознания выступает общий Я-образ [34, с. 78] .
Развитие личности в младшем школьном возрасте
... Л.И. Божович подробно исследовала роль учебной деятельности для развития психических процессов и личности младшего школьника. Она писала, что в младшем школьном возрасте ребенок впервые становится как ... подкрепляясь соответствующими событиями и оценками, будут фиксироваться в структуре личности, и влиять на развитие самооценки ребенка, его уровня притязаний. Благодаря обобщению переживаний в 7 ...
Убеждения о себе могут быть как положительными, так и отрицательными (негативными).
Отделить знания от оценки, отношения к ним, крайне трудно, так как они тесно связаны между собой. Результатом самопознания является самооценка.
Самооценка – это то или иное знание о самом себе, а также отражение отношения к себе. Существуют несколько вариантов самооценки: оценка различных сторон своей личности или конкретных действий, а также общая самооценка, которую ещё называют самоуважением. Уточняя, можно сказать, что общая самооценка личности – это определённый вид взаимосвязи всех значимых самооценок, которые младший школьник может получить при оценке со стороны сверстников, родителей, взрослых или оценки себя другими.
Самооценка ребёнка младшего школьного возраста формируется и развивается в учебной деятельности. Младшему школьнику необходимо умение ставить цели и осуществлять контроль над своим поведением, обладать умением управлять собой. Чтобы управлять собой, нужно иметь знания о себе и своей оценке как со стороны окружающих, так с внутренней стороны своего Я-образа. Процесс формирования самоконтроля зависит от уровня развития самооценки. Только под руководством взрослого и с участием сверстников дети младшего школьного возраста могут контролировать себя.
У ребёнка в младшем школьном возрасте постепенно возрастает требовательность к себе, то есть самокритичность, что является показателем развития самооценки. Первоклассники преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают лишь конкретными обстоятельствами. Второклассники и третьеклассники относятся к себе уже более самокритично, оценивая не только успехи, но и свои неудачи в учении. В младшем школьном возрасте происходит переход от оценки своих поступков и действий к тому, что возрастает и самостоятельность самооценки. Если самооценка первоклассника практически полностью зависит от оценок и поведения взрослых, то учащиеся 2-х и 3-х классов оценивают свои достижения более самостоятельно, подвергая критической оценке и оценочную деятельность самого учителя. Становясь самостоятельной и устойчивой, самооценка начинает выполнять функцию мотива деятельности младшего школьника [26, с.87-91].
По мнению Лидии Ильиничны Божович, устойчивая самооценка реализуется под влиянием оценки окружающих и собственной оценки своей деятельности. Если ребёнок не может и не умеет анализировать свою деятельность, а оценка со стороны окружающих меняется в отрицательном для него направлении, возникают острые эмоциональные переживания, отрицательные формы поведения [8].
Анализируя и обобщая исследования отечественных и зарубежных авторов и психологов, Л.И. Божович предлагает структурную модель самооценки как системного образования. Согласно ей, самооценка является формой отражения человеком самого себя как особого объекта познания, показывающей принятые им ценности, личностные смыслы, меру ориентации на общественно выработанные требования к поведению и деятельности. Также самооценка является социальным образованием, функционирующим как компонент самосознания и участвующим в саморегуляции [9].
Изучая научную литературу, следует обратить внимание на то, что самооценка является важной частью Я-концепции. Преобладающей характеристикой любой личности является Я-концепция. Самооценка определяется как комплексная составляющая личностного образования, личностный параметр умственной деятельности.
Совместная деятельность взрослого и детей
... организации работы с воспитанниками. Различают: непосредственно образовательную деятельность, реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей; совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач; совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую ...
Непосредственно, самооценка — это познавательный компонент личности, сформированный на основании эмоционального самосознания. Она формирует разнообразные формы поведения и регулирует их. Но формирование самооценки начинается с помощью эмоционального компонента, а с течением времени идёт приобретение когнитивных характеристик. Она является показателем отношения к себе и продуктом отражения самосознания, которое связано с ней в Я-образе. Ряд учёных по-своему определяют проблему становления самооценки, поэтому для обозначения такого понятия как самооценка, имеет место немало синонимов: чувство собственного достоинства, самоуважение, удовлетворенность жизнью, самоэффективность, самоуважение и прочее. На самом деле эти синонимичные понятия лишь отражают значение самооценки и позволяют наиболее полно понять её сущность. В данном контексте представляется интересным дальнейшее изучение понятия самооценки во взаимосвязи со структурой и мотивацией личности, как с теоретической, так и с практической стороны.
Вывод: самооценка является сложным личностным образованием, в котором находят своё выражение знания младшего школьника о себе, его активность, направленная на открытие своего Я в общении и деятельности.
1.2.Формирование самооценки детей младшего школьного возраста и факторы, влияющие на её развитие
Младший школьный возраст – это первый этап осознания ребёнком себя самого, мотивов и потребностей в мире человеческих взаимоотношений. Младший школьник начинает осознавать факт своего существования, когда поступает в школу. Вследствие этого, важно именно в младшем школьном возрасте заложить основы для формирования дифференцированной адекватной самооценки. Завышенная самооценка, так же, как и заниженная, учитывая мнения многих учёных, требует самого пристального внимания со стороны педагогов и родителей. Помимо положительного влияния, которое проявляется в уверенности ребёнка, завышенная самооценка оказывает также и отрицательное воздействие, в результате которого проявляется высокомерие, пренебрежительное отношение ко мнению окружающих, поэтому у ребёнка проявляется переоценка собственных сил [8].
В самооценке отражается то, что человек узнает о себе от других, и его собственная активность, направленная на понимание своих действий и личностных качеств. Отношение человека к самому себе является наиболее очевидным образованием в системе его мировосприятия.
Лев Семёнович Выготский предполагал, что именно в 7-м возрасте происходит осмысленное, обобщённое восприятие, определённое отношение ребёнка к себе как к личности, именно этот этап и является развитием самооценки. Самооценка помогает выявить отношение ребёнка к самому себе, интегрирует опыт его деятельности, общение с другими людьми. Эта важнейшая личностная точка, позволяющая контролировать собственную деятельность с точки зрения нормативных критериев, строить целостное поведение в соответствии с социальными нормами [10, с.74].
Анализируя большое количество исследований американских авторов, Роберт Бернс, отмечает, что на грани дошкольного и младшего школьного возраста происходит значительный скачок в развитии самооценки. Однако более широкое толкование этого понятия лишает выводы конкретности, не позволяет достаточно охарактеризовать происходящие изменения [5, с.224].
Музыкально-ритмические движения как вид музыкальной деятельности ...
... творчества, изобретательности. В процессе музыкально-ритмического воспитания необходимо осуществить следующие задачи: а) учить детей согласовывать движения с ... воспитания детей. Он способствует тому, что дошкольники активно проявляют себя в музыкальной деятельности (участие в танце, создание определенного образа в игре и т.д.). Содержанием музыкально-ритмической работы является обучение детей ...
Неопровержим тот факт, что самооценка не может существовать отдельно от полученных знаний о себе как со стороны окружающих, так и со своей собственной реальной стороны познания. Поэтому, самооценку следует рассматривать в контексте общего представления о себе. Согласно уже имеющимся в науке данным, составляющими личности выступают такие качества и черты, которыми ребёнок обзавёлся на ранних этапах жизни.
У детей младшего школьного возраста формирование самооценки происходит на протяжении всего учебного года. Поэтому младшему школьнику в учебной деятельности необходимо умение ставить цели и контролировать свое поведение, управлять собой. Чтобы управлять собой, нужны знания о себе, оценка себя. Младшие школьники могут осуществлять самоконтроль, руководствуясь опытом взрослого и не без участия сверстников. Представления о себе — основа самооценки младших школьников [30,с.32].
Липкина А.И. в своей работе «К вопросу о методах выявления самооценки как личностного параметра умственной деятельности» отмечает, что дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты учебной деятельности, личностные качества. Они выбирают задачи, которые выполняются ими с трудом или же вообще невыполнимы. После неуспеха дети продолжают настаивать на своём или тут же переключаются на самую лёгкую задачу, движимые мотивом влиятельности [23,с.60].
Рассмотрим основные факторы, которые влияют на формирование самооценки младшего школьника. По данным исследований (А.В. Захарова, А.И. Липкина и др.), основными факторами, от которых зависит развитие самооценки младших школьников, являются: мнение родителей и стиль семейного воспитания; школьная оценка и особенности общения учителя; оценка сверстников; жизненный опыт; стиль появления и влияния рефлексий [17, с.23-26].
-
Мнение родителей и стиль семейного воспитания. Дети с завышенной самооценкой воспитываются по принципу любимца семьи, в обстановке без критики, всеобщего поклонения. Дети с заниженной самооценкой не имеют с родителями доверительных отношений, не чувствуют их эмоционального участия. Они либо пользуются большой свободой, которая, по сути, является результатом бесконтрольности, следствием равнодушия родителей к детям. Либо дети с заниженной самооценкой испытывают чрезмерное ущемление собственной свободы со стороны родителей, подвергаясь их жёсткому ежедневному контролю, негативной критике.
В семьях, где дети имеют адекватную устойчивую самооценку, внимание к личности ребенка сочетается с достаточной требовательностью, родители не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребёнок того заслуживает. Родители задают исходный уровень притязаний ребёнка в младшем школьном возрасте – то, на что он претендует в учебной деятельности. Уровень притязаний ребёнка в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребёнка вырабатываются те качества, которые больше всего заботят родителей: поддержание престижа, послушание, высокая успеваемость. Уровень притязаний ребёнка, достигаемые цели ребёнком, зачастую не совпадают с требованиями и ожиданиями родителей, тем самым порождая переживания, снижение уровня мотивации, что может нанести ущерб личности школьника. Таким образом, для развития объективной и содержательной самооценки младшего школьника учителю необходимо осуществлять целенаправленную работу с родителями [32,с 44].
-
Оценочный компонент учебно-познавательной деятельности. Ориентируясь на оценку учителя, дети сами считают себя и своих одноклассников, и сверстников отличниками, двоечниками, ответственными или старательными и тому подобное, наделяя представителей каждой группы соответствующими качествами. Оценка успеваемости в младших классах, вероятнее всего, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребёнка. В этом возрасте идёт интенсивный процесс развития учебной деятельности как ведущей. Младший школьник оценивает свои особенности (качества личности, способности, возможности) по отношению к определённому предмету деятельности. Оценка себя как субъекта деятельности – это и есть определение ребёнком своих возможностей планируемого включения различный вид деятельности – общение, игру, учение, труд.
Так, А.И. Липкина пишет о необходимости учитывать при анализе продвижения ребёнка в учении не только его интеллектуальные качества и особенности усвоения системы знаний, но и те сложные процессы умственной работы ребёнка, а также личностные характеристики, которые в содержательной форме выражены в его самооценке. Самооценка ребёнка обнаруживается не только в том, как он оценивает себя, но и в том, как он относится к достижениям других [23].
Структура деятельности включает важный ряд компонентов: мотивы, цели, условия, действия, операции. Опора самооценки на каждый из этих компонентов способствует её объективности. Выделение чётких критериев для оценивания является важным связующим звеном становления объективной самооценки у младших школьников. Поскольку в младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность, необходимо, по мнению Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, формировать самооценку ребёнка, используя возможности этой деятельности. Самооценка представляет собой движение к выполнению учебной задачи в целом. Учащийся должен основываться на конкретном: «да, это я умею и могу двигаться дальше» или «этот способ действия мною еще не освоен, и необходимо еще поработать над некоторыми операциями».
Согласно Л.М. Фридману, оценочный компонент занимает важное место в учебно-познавательной деятельности школьника. Подчеркивая ведущую роль оценки, Л.М. Фридман говорит о двух видах контрольно- оценочной деятельности: внешней и внутренней. Внешняя деятельность осуществляется учителем, внутренняя – учащимися. Эти два вида деятельности непосредственно взаимосвязаны. «Учащиеся же осуществляют внутреннюю контрольно-оценочную деятельность, подражая и ориентируясь на соответствующую деятельность учителя, корректируют свою деятельность в зависимости от результатов контрольно-оценочной деятельности учителя» [38,с.189].
Вследствие этого, самооценка сопровождает весь ход учебно-познавательной деятельности, то опережая выполнение действий и операций, определяя качество, то перепроверяя уже выполненные действия и операции с целью установления их правильности. Чем выше осознание младшим школьником важности учения, тем больше оказывает влияние на него такой компонент, как успех в обучении. Поэтому важно научить младших школьников с помощью учителя вырабатывать конкретные, предельно чёткие критерии оценки, разрабатывать оценочную шкалу.
Среди сверстников создаётся мнение об однокласснике, которое является регулятором при формировании отношений между ним и его одноклассниками. Вследствие этого, можно сказать, что оценочный компонент становится внутренним мотивом в учебно-познавательной деятельности школьника. Именно оценочный компонент вселяет в сознание ребёнка уверенность, бодрость, оптимизм в преодолении трудностей, придает сложным учебным задачам привлекательную силу познания.
-
Оценка сверстников. Научить детей объективно оценивать свои знания возможно только тогда, когда они научатся объективно оценивать знания своих одноклассников. Очень важно научить учащегося оценивать и анализировать свою учебную деятельность и деятельность одноклассника, ставить ученика в позицию учителя, предъявлять ему чёткие критерии для оценки учебной работы с позиции заданных критериев. Следует постоянно акцентировать внимание детей на разных сторонах поведения каждого ребёнка в различных видах деятельности, привлекать всех к активному наблюдению за этим поведением, развивать в детском самосознании объективные критерии оценки, привлекать детей к совместной оценке, в своей же оценке подчёркивать продвижение каждого ребёнка вперед, его внутренний рост.
Первоклассник накапливает словесный опыт оценивания под влиянием оценок учителя и родителей, так как федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования подразумевает безотметочное обучение в первом классе. Во 2-м классе ученик может анализировать результаты своей учебной деятельности под руководством учителя, имея уже первоначальную стадию оценивания своей деятельности со стороны взрослого. В 3-м и 4-м классах учащимся нужно анализировать и обобщать результаты своей учебной деятельности с большей самостоятельностью, по сравнению с второклассниками, разрабатывать пути корректирования результатов своей деятельности под руководством учителя.
-
Собственный жизненный опыт является следующим фактором, влияющим на формирование самооценки младшего школьника. Самооценка складывается под воздействием определённого жизненного опыта, является результатом переживания ребёнком своих успехов или неудач. Поэтому для учителя важно научить младших школьников находить и анализировать свои ошибки, которые способствовали их успеху или неудаче в конкретной ситуации; научить делать выводы и строить свою дальнейшую деятельность с учётом полученных выводов.
-
Влияние и проявление рефлексий. Когда ребёнок приходит в школу у него уже имеется опыт оценивания себя, которым он обзавёлся в семье. В этот момент и начинает складываться опыт рефлексии. Л.С. Выготский отмечает, что именно рефлексия помогает ребёнку наблюдать себя со стороны [10]. С помощью рефлексии ребёнок учиться оценивать свои собственные достижения.
При любых жизненных ситуациях устойчиво выработанная самооценка позволяет личности осуществлять правильный выбор разнообразных видов деятельности. Начав формироваться ещё в раннем детстве, когда ребёнок начинает отделять себя от окружающих людей, самооценка продолжает развиваться на протяжении всей жизни, становясь всё более критичной и содержательной. Переходным периодом для становления самооценки как особого системообразующего компонента самосознания является младший школьный возраст. Именно поэтому представляется необходимым начинать формирование объективной и адекватной самооценки именно в этом возрасте [32,с.44].
Вывод: имеющиеся авторские подходы к проблеме самооценки младшего школьника говорят о том, что, несмотря на многочисленные теоретические аспекты исследований самооценки детей младшего школьного возраста, многие вопросы остаются нерешёнными. На формирование самооценки детей младшего школьного возраста непосредственно влияет и развитие самоконтроля учебной деятельности, так как в первом классе дети познают только словесное оценивание своей деятельности. Дети следующих ступеней образования на уровне начальной школы владеют таким оценочным компонентом как самостоятельное оценивание собственной деятельности на основе имеющихся знаний оценивания со стороны взрослых. Существует множество факторов, которые влияют на становление самооценки младших школьников, такие как стиль семейного воспитания, школьная оценка, оценка сверстников, собственный жизненный опыт, влияние и проявление рефлексии. Теоретическая проблема формирования самооценки у детей младшего школьного возраста в условиях начальной школы ещё недостаточно разработана. Вследствие этого, психологические исследования самооценки ограничиваются либо обусловленным возрастом, либо изучением отдельных качеств личности ребёнка. В этой связи появляется необходимость исследовать проблему самооценки младших школьников в условиях общеобразовательной школы.
1.3. Особенности и виды самооценки, пути стабилизации самооценки детей младшего школьного возраста
Самооценка, как и черты личности, являясь главной составляющей самосознания, это одно из самых важных личностных образований. Согласно структурно-динамической модели самооценки А.В. Захаровой «самооценка включена во множество связей и отношений с другими психическими образованиями, взаимодействие с которыми носит диалектический характер: будучи обусловленной ими, самооценка в то же время сама выступает важнейшей составляющей их дальнейшего развития» [17].
Характер младших школьников, по мнению Е.А. Петровой и М.В. Гамезо, отличается некоторыми особенностями. Прежде всего, они эмоциональны – склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина этого – потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения. Поэтому для учителя в этот период необходимо составить правильное представление о личности ученика и помочь ему полноценно включиться в новую жизнь [12].
Возрастной особенностью младшего школьника является волевой недостаток. Дети младшего школьного возраста ещё не обладают большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Они могут опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и убеждения. Нередко наблюдается капризность, упрямство. Обычная их причина – недостатки семейного воспитания. Ребёнок привык к тому, что все его желания и требования удовлетворялись, он ни в чём не видел отказа. Капризность и упрямство – своеобразная форма протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, чем жертвовать не хочется, во имя того, что требуется [12].
По утверждению К.О. Казанской, младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность проявляется в том, что:
- психическая деятельность младшего школьника обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение;
- младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости, горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия;
— младшие школьники обладают эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений, склонны к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления [18].
Школьники также оценивают себя двумя разными способами: 1) путём сравнения уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности и 2) путём сопоставления себя с другими людьми.
Самооценка тесно связана с уровнем притязаний, то есть с достижением целей, которые школьник перед собой ставит. Первоначально родители младших школьников задают исходный уровень притязаний, то есть то, на что ребёнок может рассчитывать в учебной деятельности и отношениях с окружающими. Согласно этому, у родителей и детей складывается свой уровень достижений. Неудача или успех наиболее тонко переживаются в той деятельности, которую сам ребёнок считает для себя основной, где у него есть высокие притязания. Постоянно сталкиваясь с оценками своей учебной работы и работы товарищей по классу, младший школьник начинает разбираться в своих собственных силах и учебных возможностях. У него складывается определённый уровень притязаний, который носит устойчивый характер, но затем этот уровень устанавливается, он достаточно разнообразен и зависит от того, чем занимается ребёнок и насколько это для него значимо.
Личность ребёнка нуждается в формировании потребности осознания той позиции, которую он начинает занимать, поступая в школу. Новый статус присваивает ребёнку новое место среди социума: ребёнок – ученик, который должен быть ответственным, он осознаёт то, что с ним советуются, считаются. Он знает, как нужно действовать, и действует по своей воле. Ребёнок способен сравнивать себя с другими в той или иной ситуации. Именно младший школьный возраст является переломным моментом в становлении периода самооценки.
Таким образом, по мнению Лидии Ильиничны Божович, у детей младшего школьного возраста проявляются различные виды самооценки [8].
Дети с адекватной самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в учебной деятельности. Их характеризует большая независимость. Они уверены в том, что своими усилиями смогут добиться успеха в учебной деятельности. Это основывается на правильной самооценке своих возможностей и способностей. Так младшему школьнику с адекватной самооценкой свойственна бодрость, жизнерадостность, чувство юмора, коммуникабельность. Они умеют видеть достоинства и недостатки собственной личности. Также эти дети терпимы к критике.
Дети с завышенной самооценкой преувеличивают меру своих возможностей, результаты учебной деятельности, личностные качества. Они выбирают задачи, которые им не по силам. После затруднения продолжают настаивать на своём или тут же переключаются на самую лёгкую задачу.
А.В. Липкина в своей работе «Самооценка школьника» утверждает, что для детей с завышенной самооценкой часто характерна пренебрежительность, стремление любой ценой завоевать аудиторию, нетактичность. Учащиеся с таким видом самооценки болезненно воспринимают критику в свой адрес, считая, что лучшая защита — это нападение. Они любят упрекать одноклассников. Часто преувеличивают собственные возможности [24].
У детей с завышенной самооценкой возникают трудности в общении. Проявление слабости и робость, повышенная ранимость и обидчивость становятся постоянными спутниками. Такие дети не хотят участвовать в играх только потому, что боятся оказаться хуже других, а если участвуют, то часто обижаются, если их начинают сравнивать с другими детьми. Норма поведения таких детей характеризуется презрительным отношением к окружающим. Учащийся, считающий себя несколько умнее других и тем более намеренно это подчеркивающий, действительно вызывает раздражение окружающих. Это будет носить естественный показатель — ведь действие «видите, какой я умный, как я умею» подразумевает пренебрежительное отношение к окружающим.
Завышенная самооценка, как правило, — это чувство, возникающее в ответ на несправедливое к себе отношение окружающих. Завышенная самооценка приводит к обидчивости, нетерпимости к малейшим замечаниям (правда, бывает и другая ситуация: человек с высоты своего «Я» серьёзную критику не принимает близко к сердцу).
Человек с высокой самооценкой более всего конфликтен в ситуациях, когда речь заходит о вознаграждениях и поощрениях за труд. Несовпадение ожидаемой и настоящей наград закономерно выливается в обиду и зависть, которые накапливаются и, наконец, прорываются резким обвинением в чей-либо адрес. Если при этом учащийся не высокомерен к товарищам и рано или поздно сам, или с чье-либо помощью добивается успеха, завышенная самооценка полезна[2].
Дети, имеющие адекватную самооценку, активны, находчивы, бодры, с интересом и самостоятельно ищут ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям. После успеха в решении задачи выбирают такую же или более трудную. После затруднения проверяют себя, стараются отыскать допущенную ошибку.
Ананьев Борис Герасимович пишет, что низкая самооценка сформирована многими причинами. Одной из причин может быть гиперопека, когда ребёнок лишается всякой самостоятельности и инициативы. Или, наоборот, полная бесконтрольность со стороны родителей. В других случаях она развивается у ребёнка из-за плохой успеваемости в школе, что, в свою очередь, является результатом неблагоприятных условий для занятий дома или недостаточного внимания родителей. На самооценке ребёнка могут пагубно отразиться как насмешки сверстников, так и чрезмерная критика со стороны взрослых. Личностные проблемы, неумение вести себя в определенных ситуациях, равно как и неудача, самооценка способствует и такой черте характера, как чрезмерная обидчивость. Обижаясь, младшие школьники сами, не подозревая, также формируют у одноклассника отрицательные чувства о себе [1].
Заниженная самооценка у младших школьников может отложить отпечаток на их поведении и чертах личности. Дети стараются выбирать наиболее лёгкие задачи. Они боятся потерять свой успех, берегут его на соответствующем уровне, поэтому боятся учебной деятельности. Адекватному развитию самооценки у таких детей мешает их самокритика, а также неуверенность в себе. Они ждут только неудачи. Таки учащиеся очень чувствительны к одобрению, похвале, ко всему тому, что повысило бы их самооценку.
Устойчивая самооценка детей младшего школьного возраста формирует его уровень притязаний и потребностей. При этом у младшего школьника возникают потребность сохранить как самооценку, так и основанный на ней уровень притязаний [47].
Обращая внимание на то, что в самооценке ребёнка отражается не только его отношение к уже достигнутому результату, но и то, каким он хотел бы быть, его стремления и надежды, формирование самооценки происходит постепенно. Самооценка теснейшим образом связана с тем, на что человек претендует. Развитие самосознания у ребёнка в младшем школьном возрасте проявляется в том, что у детей постепенно возрастает критичность, требовательность к себе. Первоклассники преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только лишь объективными обстоятельствами, второклассники и третьеклассники относятся к себе уже более критично, оценивая не только успехи, но и свои неудачи в учении. В младшем школьном возрасте происходит переход от оценки своих действий, поступков к более обобщенной форме оценивания, возрастает и самостоятельность самооценки. Если самооценка первоклассника почти полностью зависит от оценок, поведения и устоев взрослых, то ученики 2-х и 3-х классов оценивают свои достижения более самостоятельно. Оценка становится зависимой от мотивов и тех требований, которые сам школьник себе предъявляет. Становясь самостоятельной и устойчивой, самооценка начинает выполнять функцию мотива деятельности младшего школьника.
По мнению Д.Б. Эльконина, младший школьный возраст — это самый важный период в жизни ребёнка. Его не было у тех детей, которые вообще не посещали школу, его не было и у тех, для которых начальная школа была первой и последней ступенью образования. Появление этого возраста связано с введением системы обязательного полного среднего образования. Содержание начального основного образования и его задачи ещё окончательно не определились, по этой причине психологические особенности младшего школьного возраста как начального звена школьного детства также нельзя считать окончательными и неизменными. По словам Д.Б. Эльконина, можно говорить лишь о самых важных и характерных чертах этого возраста [47].
При соотнесении собственной самооценки с той, которая формируется у других, учитывая мнение других, происходит возникновение двухстороннего подхода на пути формирования у учащихся критической самооценки достигнутых результатов учебной деятельности. Важно для младших школьников то, что не только адекватная оценка возможна при оценивании труда учителем самого по себе объективного результата учебной деятельности, но и учёт того, что видит и ценит в этом результате сам учащийся [2].
По мнению Б.Г. Ананьева, устойчивость самооценки определяется стилем и направлением работы учителя, а также глубокими знаниями межличностных отношений младших школьников и их индивидуальных особенностей [1].
Для поддержания планки на достойной высоте следует методически правильно заниматься формированием самооценки, необходима систематически-выработанная работа.
Принцип системности, как утверждает К.О. Казанская, предполагает развитие процесса, ориентированного на формирование личности, который учитывает его конкретные физиологические и психологические особенности, такие как: самооценка, уровень тревожности, уровень притязаний [18].
Возможность оценить себя положительно детям дают:
- игра;
- разнообразные действия с предметами;
- исследование и экспериментирование;
- слушание музыки и сказок;
- беседы о рассказанном, услышанном и прочитанном;
- возможность задавать вопросы и делать выбор [37].
Работая над стабилизацией развития адекватной самооценки младших школьников, учителю следует учитывать такие принципы как, принцип меры и принцип системы. Принцип меры подразумевает фот факт, что любое личностное качество хорошо в определённой степени развития, то есть ребёнок должен работать над самосовершенствованием. Принцип системы помогает обучить ребёнка различным способам снятия эмоционального напряжения.
В начальной школе дети очень любят играть. В игре у них есть возможность наблюдать, исследовать, открывать, оценивать и сравнивать то, что они знают и могут самостоятельно делать. Если в игре дети получают поддержку и поощрение от взрослых, то они становятся более уверенными, у них повышается самооценка, то есть они учатся любить себя. Иногда дети предпочитают играть одни, иногда – в компании других детей и взрослых. И то, и другое важно.
Как правило, дети всегда получают возможность выбрать игру, хотя идею или ход игры могут подсказать взрослые или другой ребёнок, книга, журнал или телепередача. Ребёнок в игре перенимает что-то у человека, которому доверяет, который понимает, что он пытается сделать. Это понимание приходит в процессе наблюдения за детской игрой и осмысления интересов ребёнка. Существует также директивная (прямая) и недирективная игротерапия. Недирективная игротерапия – свободная игра как средство самовыражения ребёнка. Директивная игра – активное участие взрослого в игре ребёнка с целью совместной игры без ситуаций проигрывания.
Часто у детей возникает необходимая потребность делать одно и то же снова и снова. Взрослым иногда бывает трудно понять эти повторяющиеся действия, но наблюдения за ними помогут родителям подобрать ключ к разгадке интересов ребёнка и обеспечить детей в процессе игры тем, что им больше нравится. Взрослый может быть идеальным партнёром по игре и показать, как может развиваться совместная игра. Пусть ребёнок будет лидером, а взрослый зеркально отражает его действия. Если взрослый станет играть заинтересованно, ребёнок будет чувствовать себя комфортно. Также большое значение для повышения самооценки ребёнка и развития его уверенности в себе имеет предоставление ему возможности сделать выбор (игры или какого-либо другого вида деятельности).
Рекомендуется создать ситуацию, в которой ребёнок может принять решение.
Выбор помогает детям:
- почувствовать себя принимаемыми и понимаемыми;
- развить положительное отношение к себе;
- учиться выражать свой выбор;
- понять важность умения слушать и говорить.
Поддержать интерес к игре и повысить самооценку ребёнка помогает совместное изготовление игровых пособий.
Также для повышения самооценки ребёнка родители и педагоги могут использовать следующие приемы:
- как можно чаще называть ребёнка по имени;
- хвалить ребёнка в присутствии других детей;
- отмечать достижения ребёнка на специально оформленных стендах;
- избегать заданий, которые выполняются за определенное фиксированное время;
- не подгонять и не торопить ребёнка.
Следующим методом стабилизации самооценки может выступить арттерапия. Арттерапия – гармонизация личностного развития через самопознание. Артерапия позволяет ребёнку сконцентрировать внимание на ощущения и чувствах, развивая художественные способности и повышая самооценку, так как через рисунок ребёнок может больше раскрыться.
Существует несколько видов арттерапии: изотерапия, музыкотерапия, кинезиотерапия (ритмика), вокалотерапия, библиотерапия.
Психогимнастика также может выступить методом стабилизации самооценки детей младшего школьного возраста. Психогимнастика – это такой метод, при котором дети проявляют себя и общаются без помощи слов [43].
Психогимнастика в узком значении понимается как игра, этюды, которые основаны на установлении контакта и снятия напряжения. В широком смысле – это курс специальных знаний, направленных на развитие различных сторон психики ребёнка как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы.
Следовательно, стоит отметить, что, организуя учебную деятельность, учитель должен сознательно и целенаправленно развивать самооценку школьников. Рекомендуется проводить с детьми игры, повышающие самооценку, а также игры, которые снимают эмоциональное напряжение. Необходимо включать в деятельность детей различные виды арттерапии. Немаловажным фактором является и то, что игры с родителями также имеют положительный характер развития устойчивой самооценки детей. Важно предоставлять детям возможность делать то, чем они могут гордиться. Незаменимы для повышения самооценки поощрения и совместные с детьми дела. Иными словами, для развития адекватной самооценки учителю следует выполнять следующие рекомендации:
-
Методически правильно построить оценочную деятельность, что поможет учащемуся понять положительные и отрицательные качества своей деятельности.
-
Ставить ребёнка в ситуацию выбора. Это важнейшее педагогическое условие становления индивидуальности ребёнка. Когда учитель предлагает ученику совершить осознанный и желанный выбор, он помогает ему формировать свою неповторимость, уникальность.
-
Проводить такие игры и упражнения, которые способствуют снятию эмоционального напряжения, специальные игры и тренинги, способствующие развитию самооценки.
Вывод по первой главе: самооценка является сложным личностным образованием, в котором находят своё выражение знания ребёнка о себе. Виды самооценки определяют особенности поведения деятельности ребёнка и его общения с другими людьми. В младшем школьном возрасте самооценка может быть неустойчивой, при этом у детей проявляются различные виды самооценки: адекватная, неадекватная заниженная и неадекватная заниженная. Следовательно, самооценка формируется в учебной деятельности и в общении с учителем и сверстниками. Важно отметить, что личность ребёнка нуждается в формировании потребности осознания той позиции, которую он начинает занимать, поступая в школу. Новый статус присваивает ребёнку новое место среди социума: ребёнок – ученик, который должен быть ответственным, он осознаёт то, что с ним советуются, считаются. Он знает, как нужно действовать, и действует по своей воле. Именно младший школьный возраст является переломным моментом в становлении периода самооценки.
Организуя учебную деятельность, учитель должен сознательно и целенаправленно развивать самооценку школьников. Рекомендуется проводить с детьми такие игры и упражнения, которые способствуют снятию эмоционального напряжения и которые развивают самооценку младших школьников. Важно предоставлять детям возможность делать то, чем они могут гордиться. Методически правильно построить оценочную деятельность, что поможет ребенку понять положительные и отрицательные качества своей деятельности.
Таким образом, в ходе теоретического анализа были получены характерные знания о связующем звене самооценки – Я-концепции. Необходимыми компонентами самооценки являются мотивы, потребности, достижения, которыми дети младшего школьного возраста «обзаводятся» во время учебно-познавательной деятельности. Основными факторами развития самооценки младших школьников являются стиль семейного воспитания, школьная оценка, оценка сверстников, собственный жизненный опыт, влияние и проявление рефлексии. При первичном формировании у детей возникает самооценка, которая формируется на первичном оценочном компоненте с помощью взрослых. Лишь спустя первый этап обучения дети получают развитую словесную форму самооценки. В течение начального общего образования у детей продолжает формироваться самооценка, которая может выражать в различных видах, таких как заниженная, адекватная и завышенная самооценка.
Глава 2. Эмпирическое исследование по изучению самооценки в младшем школьном возрасте
2.1. Выявление уровня самооценки у детей младшего школьного возраста (констатирующий этап)
В современном образовании недостаточно разработана теоретическая проблема формирования самооценки у детей младшего школьного возраста в условиях начальной школы. У младших школьников наблюдаются все виды самооценок. В связи с тем, что виды самооценок у детей формируются разные, а в теоретическом аспекте проблема формирования самооценки изучается по настоящее время, появляется необходимость более подробно исследовать проблему в условиях общеобразовательной начальной школы.
Наше исследование проводилось в МОУ «Лотошинская средняя общеобразовательная школа №1» в 4 классе. Возраст детей 10 – 11 лет. В классе 5 учащихся. Эмпирическое исследование состоит из констатирующего, формирующего и контрольного этапов.
На первом этапе (апрель 2017–сентябрь 2017 гг.), констатирующем, проводился анализ научной литературы. С целью выявления уровня самооценки у детей младшего школьного возраста, рассматривались современные педагогические методики по формированию самооценки детей младшего школьного возраста; определялись научно-теоретические подходы и общая концепция исследования с целью выявления наиболее эффективных педагогических условий для изучения самооценки личности младшего школьника.
На втором этапе (сентябрь 2017–ноябрь 2017 гг.), формирующем, осуществлялись проверка и уточнение рабочей гипотезы, целей и задач исследования, разрабатывалась программа формирования адекватной самооценки младших школьников в учебно-воспитательной деятельности. Формирующий этап исследования позволил проверить эффективность разработанной программы.
На третьем этапе (декабрь 2017), контрольном, происходила апробация программы формирующего этапа и проверка динамики уровня формирования адекватной самооценки, проводился анализ исследовательской диагностической работы, разрабатывались практические рекомендации для учителя.
Выбранные методики позволяют получить точную и объективную информацию о самооценке детей младшего школьного возраста, а также доступны для младших школьников.
Для выявления различных уровней самооценки, которые формируются у младших школьников в процессе учебной деятельности, был проведен специальный констатирующий этап исследования, который представлен в таблице 1.
Таблица 1
Программа констатирующего этапа исследования
Задачи констатирующего этапа |
Название метода, методики |
Цель каждого метода, методики исследования |
Выявить уровень осознания своего положения и положения товарищей в классе |
Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан |
Изучение уровней сформированности самооценки |
Выявить системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой |
Методика «Лесенка» В.Г. Щур |
Определение особенностей самооценки ребёнка (как общего отношения к себе) и представлений ребёнка о том, как его оценивают другие люди |
Выявить уровень самооценки учащихся |
Набор субтестов по методике определения эмоциональной самооценки А.В. Захарова |
Определение эмоционального уровня самооценки |
Диагностировать психологические характеристики личности ребёнка |
Тест Кеттела, адаптирован Э.М. Александровской |
Оценка индивидуально-психологических особенностей личности |
-
Методика Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан
Полученные результаты представлены в следующей таблице 2:
Таблица 2
Ф.И. |
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
Уровень притяз. |
Высота самооц |
Кол. показ. |
Алина А. |
61 |
63 |
72 |
87 |
88 |
86 |
87 |
78 |
Выс. |
|
100 |
77 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
97 |
Оч. выс. |
||
Аня К. |
89 |
60 |
91 |
83 |
62 |
45 |
68 |
71 |
Сред. |
|
55 |
80 |
70 |
28 |
81 |
72 |
37 |
60 |
Выс. |
||
Настя К. |
57 |
56 |
75 |
56 |
72 |
81 |
75 |
67 |
Сред. |
|
79 |
94 |
98 |
49 |
100 |
99 |
100 |
88 |
Оч. выс. |
||
Света К. |
62 |
22 |
35 |
45 |
41 |
53 |
42 |
43 |
Низк. |
|
80 |
45 |
47 |
55 |
52 |
62 |
56 |
57 |
Сред. |
||
Матвей С. |
50 |
68 |
70 |
43 |
72 |
82 |
95 |
67 |
Сред. |
|
92 |
85 |
98 |
97 |
81 |
96 |
100 |
93 |
Оч. выс. |
||
Катя С. |
56 |
29 |
68 |
30 |
85 |
83 |
83 |
62 |
Сред. |
|
98 |
93 |
100 |
82 |
60 |
98 |
100 |
90 |
Оч. выс. |
||
Дима К. |
52 |
61 |
65 |
42 |
57 |
68 |
88 |
62 |
Сред. |
|
94 |
78 |
100 |
92 |
84 |
94 |
100 |
92 |
Оч. выс. |
Шкала I – здоровье, шкала II – ум, способности, шкала III – характер, шкала IV – авторитет у сверстников, шкала V – умелые руки, шкала VI – внешность, шкала VII – уверенность в себе.
По итогам данной методики можно сделать вывод, что у 7 человек завышенная самооценка, что составляет 100%. Учащихся с низкой самооценкой не выявлено.
Уровень притязаний, т.е. некритичное отношение детей к собственным способностям, у 1 учащегося, что составляет 14%. У девочек заметно, что уровень притязаний содержит средний показатель, а самооценка содержит либо высокую степень, либо очень высокую. Почти у всех мальчиков средний уровень притязаний, а самооценка завышена у всех.
Как видно из таблицы 2, Аня К. имеет заниженную самооценку по показателям «авторитет у сверстников» и «уверенность в себе». Адекватную самооценку по показателю «здоровье», завышенную самооценку по показателям «ум», «характер», «внешность», «умелые руки».
Настя К. по показателям «авторитет у сверстников» — адекватную самооценку. По остальным показателям — завышенную самооценку.
Алина А., Катя С. И Дима К.имеют завышенный показатель самооценки по всем параметрам.
Света К. по показателю «ум», «характер», «авторитет у сверстников», «умелые руки» и «уверенность в себе» имеет адекватную самооценку и по показателю «здоровье» — завышенную самооценку.
Итак, три ученика обладают завышенной самооценкой по всем показателям. Один испытуемый (Аня К.) имеет заниженные, адекватные и завышенные самооценки по разным показателям. Один ребёнок имеет адекватные самооценки по показателям.
Следовательно, при разработке программы по формированию адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста для учителя следует учитывать такие показатели, по которым учащиеся имеют наименьшее количество баллов: способности, характер, авторитет у сверстников и уверенность в себе.
-
Методика «Лесенка»
Полученные результаты представлены в таблице 3.
Таблица 3
№ ступеньки |
Уровень самооценки |
|
Настя К. |
8 |
Высокий (завышенный) |
Алина А. |
8 |
Высокий (завышенный) |
Дима К. |
10 |
Высокий (завышенный) |
Аня К. |
7 |
Средний (правильный) |
Катя С. |
4 |
Средний (правильный) |
Таким образом, 4 детей не определили для себя друзей или знакомых, которых они считают плохими, с которыми им неуютно. Две девочки имеют средний, адекватный уровень самооценки. У троих детей завышенный уровень самооценки, что составляет 60%.
А) на четвёртое место себя определил 1 ребенок, что составляет 20% от выборки;
- Б) на седьмое место – 1 ребенок, что составляет 20% от выборки;
- В) на восьмое место – 2 детей;
- что составляет 40% от выборки;
- Г) на десятое место – 1 ребенок, что составляет 20% от выборки.
Аня К. поставила себя на 7 ступень. Вследствие этого, она обладает адекватной самооценкой. Аня является общительным человеком, активна и находчива.
Настя К. и Алина К. — 8 ступень. У девочек сформирован высокий уровень удовлетворения школьной деятельностью.
Катя С. поставила себя на 4 ступень. Следовательно, она, как и Аня К. обладает адекватной самооценкой. Катя общительный ребёнок, легко идёт на контакт.
Дима К. выбрал 10 ступень. Он имеет завышенную самооценку. Ребёнку свойственна повышенная активность, конфликтность, твёрдость и требовательность. Мальчик во всём старается быть лучше других. Во время игр он стремится быть лидером. Главным мотивом учебной деятельности часто является высокая отметка, полученная любым путём. А также у мальчика проявляется высокий уровень притязаний. Таким образом, выделились две группы школьников: с заниженной самооценкой и завышенной.
При анализе результатов данной методики «Лесенка», прежде всего, обращаем внимание, на какую ступеньку ребёнок себя поставил сам. Позитивным признаком считается, если дети ставят себя на ступеньку «очень хорошие» или даже «самые лучшие». В любом случае это должны быть средние ступеньки, так как положение на нижней ступени говорит о явном неблагополучии в самооценке и общем отношении к себе.
Хотя в этом возрасте у ребёнка только формируется устойчивая самооценка, мы можем говорить о неадекватно завышенной самооценке, особенно, если ребёнок не может обосновать свой выбор.
-
Набор субтестов по методике определения эмоциональной самооценки Полученные результаты представлены в следующей таблице 4:
Таблица 4
Ф.И. |
Уровень самооценки |
Отношение с близкими |
Соц. заинтересо-ванность |
Степень эгоцент-ризма |
Индиви-дуализауция |
Катя С. |
Завыш. |
Допускает давление матери, отца и дедушки |
Заинтересована в соц. контактах |
Высокая |
Признает сходство с другими |
Света К. |
Занижен. |
Допускает давление матери, отца и бабушки; оказывает давление на дедушку, учителя и сестру |
Заинтересована в соц. контактах |
Высокая |
Считает себя уникальной |
Дима К. |
Завыш. |
Допускает давление матери, отца; оказывает давление на учителя и друзей |
Заинтересована в соц. контактах |
Высокая |
Признает сходство с другими |
Матвей С. |
Завыш. |
Допускает давление матери, отца и дедушки; оказывает давление на учителя |
Заинтересована в соц. контактах |
Высокая |
Признает сходство с другими |
Настя К. |
Норма |
Допускает давление матери, отца и дедушки; оказывает давление на сестру и брата |
Заинтересована в соц. контактах |
Высокая |
Признает сходство с другими |
Аня К. |
Норма |
Допускает давление матери, отца и дедушки |
Заинтересована в соц. контактах |
Высокая |
Признает сходство с другими |
Алина А. |
Норма |
Допускает давление матери, отца и дедушки |
Заинтересована в соц. контактах |
Высокая |
Признает сходство с другими |
Анализируя полученные результаты, можно сделать следующий вывод: у Кати С., Димы К., Матвея С. — завышенный уровень самооценки, у Насти К., Ани К., Алины А. — адекватный уровень и у Светы К. — заниженный уровень. Таким образом, все дети, кроме Светы К., признают своё сходство с другими детьми в классе. То есть, согласно данной методике завышенный уровень самооценки у 43%, норма – 43%, а низкий у 14% учащихся. В учебной деятельности учителю следует обратить внимание на группу детей с завышенным уровнем самооценки и группу детей с заниженным уровнем самооценки.
-
Тест Кеттела, адаптирован Э.М. Александровской
Полученные результаты представлены в следующих таблицах 5-1 и 5-2 в приложении 1.
Сравнивая результаты, которые можно увидеть в таблицах 5-1 и 5-2, по данной методике, можем сказать, что при разработке программы по формированию адекватной самооценки младших школьников следует обратить внимание на следующих детей: Свету К., так как по показателю фактора А девочка замкнута в общении. Катя С., по показателю фактора В, имеет низкую степень сформированности интеллектуальных функций. Настя К., Катя С. И Алина А., по показателю фактора С, неуверенны в себе. По показателю фактора D 5 детей неторопливы и сдержанны, в то время, как Дима К. является скромным ребёнком. Также следует отметить, что по выявленным результатам фактора F Дима К. безалаберный и импульсивный ребенок, а Аня К. осторожная, Катя С. и Алина А. проявляют чувствительность и являются зависимыми от других.
Таким образом, дети, у которых развит фактор D (эмоциональная возбудимость), а именно 5 детей имеют высокую самооценку, так как нетерпеливы и достаточно импульсивны, в то время, как у одного учащегося фактор D показывает низкий показатель самооценки – самокритичный ребёнок. Результаты фактора С (эмоциональная устойчивость) также показывают, что 2 детей неторопливы и сдержаны, что указывает на низкую самооценку. Именно первичные описания по данным факторам, набравшие самые высокие и самые низкие показатели самооценки, будут учитываться при повторном исследовании и разработке программы на формирующем этапе.
Исходя из приведённого выше исследования, можно сделать вывод о группе детей в целом, что учащиеся обладают эмоциональной возбудимостью, а также имеют неуравновешенный показатель самооценки: завышенный и заниженный.
Таким образом, эмоциональная возбудимость и эмоциональная устойчивость влияет на положительную характеристику самооценки, так как с помощью этих показателей выявились личностные свойства учащихся, характеризующие их индивидуальность. Дети не могут найти взаимопонимания, что может способствовать формированию агрессивности, недоверия. Исходя из нашего исследования, можно сделать вывод, что тест Р. Кеттела позволяет выявить факторы, говорящие о разных сторонах личности, их самооценке.
Учитывая индивидуально-психологические особенности каждого ребёнка, с помощью данной методики, на формирующем этапе следует учитывать такие динамические факторы как: мотивы, потребности, интересы и ценности детей, что требует применения и других методов исследования. Тест Раймонда Кеттела показывает, что при повторном исследовании на контрольном этапе важно соблюдать условия по созданию в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки, так как реализация установок на адекватную самооценку зависит от потребностей и характеристик данной ситуации. В ходе нашего исследования, с помощью данной методики и учётом последующих, будет разработана программа формирования адекватной самооценки, с учётом фактора эмоциональной возбудимости и устойчивости. Программа будет разработана для учителя по формированию адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста, которая будет положительно влиять на групповую сплоченность и позитивное отношение детей друг к другу в условиях создания в классе психологического комфорта и поддержки.
Сводные результаты по всем методикам представлены в таблице 6.
Таблица 6
Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн |
Методика, направленная на определение эмоционального уровня самооценки (автор А.В. Захарова) |
Исследование самооценки по методике «Лесенка» |
Тест Кеттела, адаптирован Э.М. Александровской |
|
Аня К. |
Высокая |
Норма |
Средний уровень самооценки |
Открыта, неуверенна в себе, нетороплива, высокий уровень самоконтроля |
Настя К. |
Очень высокая |
Норма |
Высокий уровень самооценки |
Легка в общении, неуверенна в себе, нетороплива, высокий уровень самоконтроля |
Света К. |
Средняя |
Заниженная |
— |
Скрытна, самоуверенна, следует «Я-образу» |
Матвей С. |
Очень высокая |
Завышенная |
— |
Открыт в общении, уверен в себе, недисциплинирован |
Катя С. |
Очень высокая |
Завышенная |
Средний уровень самооценки |
Легка в общении, неуверенна в себе, чувствительна, целенаправленна |
Дима К. |
Очень высокая |
Завышенная |
Высокий уровень самооценки |
Открыт, доброжелателен, уверен в себе, скромный, низкий уровень самоконтроля |
Алина А. |
Высокая |
Норма |
Высокий уровень самооценки |
Открыта, неуверенна в себе, чувствительна, следует «Я-образу» |
Общий вывод по всем методикам: Алина А. и Аня К. имеют высокий уровень самооценки, Катя С., Дима К., Матвей С., Настя К. – завышенный уровень самооценки. Именно эти учащиеся и стали той группой, ради которой был разработан формирующий этап исследования.
2.2. Программа формирования адекватной самооценки младших школьников (формирующий этап)
С целью формирования адекватной самооценки младших школьников, нами был проведён формирующий эксперимент, в основу которого положен принцип создания благоприятных условий формирования адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста учителем является создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки. С помощью факторного личностного теста Р.Кеттела, а также шкалированного теста Дембо-Рубинштейн в разработке программы использовались результаты показателей, которые влияют на становление заниженной или завышенной самооценки.
Сложно найти правильный путь воздействия на детей с завышенным уровнем самооценки, поскольку он возникает чаще всего под влиянием оценки родителей. В переживании ситуации успеха также нуждаются учащиеся, которые испытывают затруднения в учении, с заниженной самооценкой. В связи с этим необходимо подбирать такие задания, с которыми учащиеся той или иной категории могли бы справиться без каких-либо затруднений. Дифференцированный подход является наиболее надёжным путём создания ситуации успеха. Важным показателем при создании ситуации успеха являются благоприятные условия, созданные во время занятий.
При формировании групп дети с завышенной или заниженной самооценкой попадают в одну группу, то есть создаются условия, дающие каждому ребёнку возможность увидеть себя в сравнении с другими детьми. В ходе эмпирического исследования была выявлена группа детей с завышенным и заниженным уровнем самооценки. Это влечёт за собой проблемы в межличностном отношении в классе, а также влияет на учебную деятельность детей. Поэтому возникла необходимость разработать программу по формированию адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста. А также необходимо дать рекомендации учителю по оптимизации условий учебной деятельности учителю.
Исходя из собственного опыта работы психологом в общеобразовательной малокомплектной школе, для формирования адекватной самооценки далее представляю модель программы по схеме тренинговой программы, построенную на основании соответствующего «Дерева целей». Данная программа позволит дать рекомендации учителю для формирования адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста. Дерево целей – стандартный структурированный и стандартный граф, центром которого является главная проблема, для которой требуется найти решение. Структурой является дерево и «ветви»-задачи, расположенные на различных уровнях, которые следует преодолеть или найти решение [14].
Реализация данной программы – классные часы, внеурочная деятельность.
В ходе реализации психологического обеспечения указанной модели работа должна осуществляться в следующих направлениях:
- расширение знаний о формировании заниженной, завышенной самооценки у младших школьников;
- обучение приёмам, способствующим развитию самооценки и путей её стабилизации;
- обучение технологиям, способствующим развитию эмоционально-волевой сферы;
- вооружения знаниями, которые являются показателями развития завышенной и заниженной самооценки.
Данная программа составлена, в первую очередь, исходя из возрастных особенностей, а также выявленной проблематики.
Данная программа предназначена для школьного психолога. Работа с детьми, с тем условием, чтобы дать рекомендации учителю по формированию адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста. Разработка данной программы велась с учётом полученных результатов формирующего эксперимента, основывалась на показателях индивидуально-психологических особенностей личности детей по указанным выше факторам, полученным в ходе исследования самооценки с помощью теста Кеттела, а также с учётом шкалированных показателей методики диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн.
В основу данной программы легли такие факторы как исполнительность, тревожность, самокритичность, активность в общении, психическое напряжение, потребность в общении, эмоциональность. Для улучшения показателей по данным факторам необходимым условием нашей программы является создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки. Психологический комфорт – это важное условие при разработке программы, так как именно при данном условии ребёнок будет чувствовать себя спокойно. Атмосфера доброжелательности позволит школьнику снять эмоциональную напряженность. Следовательно, с помощью психологической поддержки ребёнок может улучшить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Адекватный уровень самооценки возможен, если школьнику помочь поверить в себя и свои способности. Учителю же важно научить ребёнка справляться с различными задачами, дав установку «ты сможешь с этим справиться», то есть важно помочь ребёнку почувствовать свою нужность.
В программе использованы следующие развивающие методы: сказкотерапия (чтение и продолжение сказки), изотерапия (рисование, коллаж), музыкотерапия (прослушивание), игротерапия (ролевые, подвижные игры), танцетерапия (психогимнастика).
Цель данной программы – формирование адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
1. Снизить уровень эмоционального напряжения;
2. Повысить уверенность в себе, в своих силах;
3. Развивать способность видеть «хорошее» в себе;
4. Накопление положительного эмоционального опыта;
5. Формировать коммуникативные навыки;
6. Способствовать формированию благоприятных условий для развития адекватной самооценки.
Организационные рекомендации, учитываемые в работе:
1. При формировании группы учитывать принцип добровольности.
2.На все время проведения занятий, должно быть одно и то же помещение.
3. Общее время реализации программы – 8 недель (1 раз в неделю).
4. При выполнении упражнений в парах, желательная схема партнёров, для обогащения индивидуального познавательного опыта, общения, понимания, наработки большей стратегии обучения
5. Материал должен готовится заранее.
6. Время проведения занятия 30 минут.
7. Все занятия должны проводиться в атмосфере психологического комфорта и поддержки с целью формирования групповой сплоченности и позитивного отношения детей друг к другу.
Структура занятия:
1. Приветствие (3минуты).
2. Разминка (7 минут).
3. Основная часть (15 минут).
4. Релаксация, рефлексия (5 минут).
5. Ритуал прощания (5 минуты).
План проведения программы (таблица 7).
Развернутый план занятий по данной программе представлен в приложении 3.
Таблица 7
№ занятия |
Цель занятия |
Игры и упражнения |
Цель игры или упражнения |
Мотивационный этап |
|||
1 |
Знакомство с классом, расширение представлений учащихся о себе |
«Смена ритмов» «Слушай себя» «Ладошки» «Рисуем себя» «Зарядись солнышком» «Сказочные дома» «Аплодисменты» |
Поприветствовать друг друга;
Помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива |
2 |
Создание положительного эмоционального настроя и атмосферы принятия каждого |
«Ревущий мотор» «Как расселить людей в доме» «Превращения» «Поймай мяч» «У костра» «Сказочные дома» «Аплодисменты» |
Пожелать хорошего настроения;
Научить агрессивных детей быть менее обидчивыми |
3 |
Осознание ценности и уникальности каждого учащегося |
«Корабль и ветер» «Ласковое имя». «Свет мой, зеркальце, скажи…» |