Основные моменты философии Фихте

Имя Иоганна Готлиба Фихте принято относить к классической германской философии. Продолжая движение, начатое Кантом, он создал отдельное философское направление, которое было названо субъективным идеализмом. Работы Фихте носят социально-исторический, этический характер. Практическая философия Фихте определяет конечные цели человеческих поступков в масштабах общества, мира.

Биография

фото 914

Иоганн Фихте родился 19 мая 1762 года в маленькой деревушке под названием Рамменау в семье крестьян. Мальчик мог не стать философом, если бы не случайность. Барон Мильтиц не пришел в церковь, и будущий философ сумел точно пересказать проповедь. Барон был так впечатлен, что помог мальчику устроиться в Иенский и Лейпцигский университеты.

Фихте получил образование богослова и хотел по воле матери стать пастором, но Мильтиц умер, и Иоганн остался без влиятельной поддержки. Чтобы поправить трудное финансовое положение своей семьи, после окончания учебы, молодой человек был вынужден давать уроки на дому.

С 1790 года началось знакомство Фихте с трудами Канта, с которым Иоганн почувствовал духовное единство. Пытаясь встретится с Кантом, Фихте выслал ему одну из своих рукописей. Через год им удалось встретиться в Кенигсберге. Тогда, анонимно было опубликовано сочинение Фихте. Первоначально считалось, что авторство принадлежит Канту, но позже Иоганн проснулся знаменитым.

Еще через три года, профессор Иенского университета Иоганн Фихте начал преподавательскую деятельность в области этики, теории права. Через пять лет, философ был обвинен в пропаганде атеизма, из-за чего и переехал в Берлин.

С приходом французской армии, философ переехал в Кенигсберг, где в период с 1807–1808 гг. читал патриотические речи, призывавшие к объединению и реформированию системы образования.

В 1810 году Фитхе получил должность профессора и ректора Берлинского университета. На этом посту он пробыл четыре года, но мог занимать его дольше, если бы не вступил в ряды народного движения против Наполеона. Вскоре заразился тифом от жены, работающей в госпитале, и умер 27 января 1814.

13 стр., 6220 слов

Немецкая классическая философия: И. Фихте и Ф. Шеллинг

... между системами философии Фихте и Шеллинга» («Differenz des ... Фихте помогла молодому философу стать известным. В то же время (1793) Фихте ... основан Берлинский университет, Фихте становится его ... и познавательной автономии человека и динамическое понимание сознания были позитивными элементами, которыми Фихте ознаменовал дальнейший этап философского развития. Иоганн Готтлиб Фихте ... же году умер, учеба Фихте ...

Основные идеи

В начале, во главе других дисциплин мыслитель ставил философию, придерживаясь субъективного идеализма. Фитхе допускал существование определяющей реальности, получившей название «абсолютного Я». Эта реальность разумна, сама создает мир и законы, противоположные по своей сути законам людей. Работа этой реальности направлена на нравственное сознание. В этот период, философия Фихте включает несколько ключевых идей. Рассмотрим их кратко:

  1. Человек — существо, в котором есть духовность, разумность и нравственность. Его главная цель — целенаправленная деятельность.
  2. Человек обладает нравственным разумом, постоянно требующем действия. Мир есть область действия.
  3. Мировое для Фихте было вторичным. Во главе он ставил потребность действовать. Познание — средство действия.
  4. Фихте интересуется о первоначальной природе знания.
  5. Центральная идея философа заключена в человеческой свободе, без которой, он не в состоянии исполнять предназначение — действовать.
  6. Человеческое «Я» выражается в стремлении к исходной точке, где субъект совпадает с объектом, а абсолютное «Я» — с индивидуальным

Следующий период можно ознаменовать философией деятельности Фихте. В этот период происходит идеалистический переворот. Субъективный идеализм остается в прошлом, а на его смену приходит объективный, раскрывающий творческое начало человеческого мышления.

Познание — динамичный и противоречивый процесс. Человек воспринимается в качестве субъекта, объектом выступает внешняя реальность. Результатом взаимодействия субъекта и объекта происходит взаимное преобразование каждого из них. Философ верил в способность человека познать мир и подчинить своей воле.

Диалектика

Фихте исследовал познание с его активной, деятельной стороны. Он рассматривал действие, как реальность. Субстанция рассматривается одновременно и в качестве субъекта. Понимание предмета возможно только через его развитие.

Во взаимодействии противоположностей, философ видит главный закон, по которому происходит движение духа человека. Он не рассматривает диалектику, в качестве отдельных положений и моментов, а развивают ее в качестве самостоятельного философского метода.

Диалектические отношения Фихте раскрыл только в области сознания. Проявление диалектики особенно выражено в наукоучении. Человеческое «Я» выступает в качестве субъекта. Это абсолютная точка, исходя из которой происходит рассмотрение и объяснения явлений, происходящих в реальности. «Я» рассматривается не с позиции вещи, объекта или явления, а как совершенное действие, или работа сознания. Через действия человеческого «Я» находятся противоположности, (тезис и антитезис), которые позднее объединяются в синтезе.

фото 915

15 стр., 7224 слов

Проблема человека в философии (2)

... и высший предмет философии, последнюю цель всей человеческой мысли. Теперь же, в новых условиях, значительно обостривших социально-гуманистические проблемы, к феномену человека, личности обращаются не просто ... тема всей философии”, т.е. как то, что имеет самое видное, важное, первостепенное значение. Можно ли принять такое определение места человека, данной проблемы в системе философского знания? По ...

Назначение человека

Человек обладает нравственностью, разумность, и духовностью — это три его главных качества. Достичь состояния чистого «Я» поможет волевое усилие и осознание себя таковым. Через самосознание человек чувствует свободу и способность определять себя. Свобода достигается только действиями.

Индивид должен преобразовать окружающую реальность, общество и природные условия, привести их в соответствие с понятиями идеала. Подчинение неразумного и разумное владение на законных основаниях — главная цель человеческого существования.

Последняя цель человека должна быть заведомо неисполнимой, чтобы идти до нее всю жизнь. Цель человеческой жизни — получение желаемого, приближение к бесконечности и бесконечное самосовершенствование.

У каждого есть свой идеал человека и стремление стать таковым. Так совершенствуется не только отдельный человек, но и люди в целом. Взаимодействие в идеале проходит, без принуждения.

Совершенные индивиды имеют одинаковые, равные права и связаны между собой. Это недостижимый идеал, поэтому главная цель человека заключается в собственном совершенствовании равных, свободных людей. Это возможно через свободу воли и культуру.

Назначение ученого

Как и многие философы, Фихте рассматривал основные задачи человека и государства, их взаимодействие между собой. Предназначение человека и государства индивидуально и служит средством для наведения нравственного порядка. Главная государственная цель заключается в воспитании стремления исполнить истинный долг — совершенствоваться с точки зрения интеллекта и нравственности. . Под ученым, философ понимает воспитателя и учителя людей.

Истинное назначение сословия ученых — наблюдение за развитием рода человека, и постоянная помощь в этом развитии. Их призвание — указывать человеку направление к его последней цели — нравственному совершенствованию, но прежде он должен самостоятельно дойти до нее и указать другим этот путь.

Человек не нравственный в состоянии злобы, поэтому ученый должен быть добрым и спокойным. Учение заключается не в словах, а в примерах. Ученый подает пример нравственного идеала, во время всей своей жизни.

Определение наукоучения

Философия воспринимается Иоганном не отдельной наукой, а ее первоисточником. Она должна объяснить, насколько возможно само существование науки. Поэтому свое философствование он называл наукоучением, то есть учением о науке.

фото 916

Правдивость и системность — основные качества науки. Все положения должны выводиться из достоверного утверждения, доказуемого в рамках самой науки. Главная задача наукоучения — предоставить основание для развития науки, раскрывая основные положения других дисциплин.

4 стр., 1722 слов

Проблема социализации пожилых людей

... проблемы социализации пожилых людей; определить цели и задачи устранения проблем социализации пожилых людей. Большой вклад в развитие науки в области социального управления, социализации и адаптации личности, в том числе и пожилого возраста, решение проблемы социальной защиты населения как ...

Достоверность других дисциплин гарантирована, так как они выведены через наукоучение. Оно определяет и объясняет положения остальных наук и дисциплин. Наукоучение должно быть исчерпывающим для человеческого знания. Оно должно вмещать все положения, не противоречащие науке. Если одно из них вступает в противоречие, то противоречит всему знанию и исключается из него, потому что не является верным.

Мышление не совершает ошибок, когда находится в процессе действия. Достоверно только одно наукоучение и одна философия. Став основанием для науки, оно исключит ошибки, суеверия, случайности.

Сам Иоганн Фихте называл себя жрецом истины, развивая размышления о разумности и целесообразности мира. Основная задача человека в этом мире, его предназначение заключается в совершении разумных поступков.

Абсолютный разум — источник всего, находящегося на планете. Задача абсолютного разума — творить, используя для этой цели человека. Человек представлялся ему свободным, деятельным существом, главная задача которого реализовывать нравственный идеал, жить в мире и гармонии. Теория познания содержала размышления о неделимости субъекта с объектом и диалектической природе мышления. В деятельности философ видел развитие общества.