Концепция личностного знания М. Полани

Майкл Полани (1891-1976) — британский ученый, специалист в области физической химии и философ науки, выходец из Венгрии. Основным его сочинением по философии науки является работа «Личностное знание. На пути к посткритической философии».

Основной пафос концепции М. Полани состоял в преодолении ложного идеала деперсонифицированного научного знания, ошибочно отождествляемого с его объективностью. Полани считал, что идеал безличной, беспристрастной истины подлежит пересмотру с учетом глубоко личностного характера того акта, посредством которого провозглашается истина. Обсуждая заглавие своей книги «Личностное знание», он отмечал: «Может показаться, что эти два слова противоречат друг другу; ведь подлинное знание считается безличным, всеобщим, объективным. Для меня знание — это активное постижение познаваемых вещей, действие, требующее особого искусства».

Концепцию науки М. Полани можно представить в виде последовательности следующих основных тезисов.

Науку делают люди, обладающие мастерством.

Искусству познавательной деятельности нельзя научиться по учебнику. Оно передается лишь внепосредственном общении с мастером — от учителя к ученику

Люди, делающие науку, не могут быть отделены от произведенного ими знания и заменены другими людьми, которые приобщились к этому знанию только с помощью книг.

В научной деятельности очень важными являются личный опыт, внутренние переживания, внутренняя вера в науку и ее ценность, страстная заинтересованность ученого в поиске научной истины и его личная ответственность.

Личностное знание, по Полани, — это страстный вклад познающего субъекта, интеллектуальная самоотдача, необходимый элемент научного знания. Он убежден в том, что установление истины становится зависимым от ряда наших собственных оснований и критериев, которые не поддаются формальному определению.

М. Полани последовательно отстаивает тезис о том, что мастерство познания (навыки и. умения познавательной деятельности) не поддается исчерпывающему описанию и выражению средствами языка, сколь бы развитым и мощным он ни был. Явно выраженное научное знание, которое представлено в научных статьях и учебниках, по мнению Полани, всего лишь некоторая часть знания, находящаяся в фокусе сознания. Другая его часть — это так называемое периферийное (или неявное) знание, постоянно сопровождающее процесс познания. Трактовать неявное, периферийное знание можно по аналогии с «краевым опознаванием» ощущений от находящегося в руке инструмента, без которого процесс деятельности как целенаправленный и осмысленный процесс невозможен. Инструмент здесь играет смысло-порождающую роль.

13 стр., 6168 слов

Предмет и проблематика философии науки

... частных наук, помогая им создавать интегральную картину мира. проблема предмета философии науки реферат Наука непрерывно развивается, накапливая знания во всех областях. Эти знания требуют ... деятельность, считает конструктивизм, является конструированием. Очевидно, что в рамках разных эпистемологических схем, на основе разных концепций знания и познания выстраиваются разные версии философии науки ...

Лидеры научных школ оказывают влияние на других членов данных школ, показывая образцы деятельности, которым могут подражать другие ученые, нередко даже не осознавая этого. Да и сам процесс подготовки специалиста, работающего в определенной области науки, предполагает усвоение невербализованных образцов научной деятельности. Полани подчеркивал, что в реальной практике научных сообществ ученый постепенно вживается в ту или иную принятую сообществом теорию. В процессе этого вживания важную роль играет авторитет лидеров сообщества и передаваемые ими неявные знания.

Следует заметить, что навыки различны и индивидуальны, несмотря на их схожесть по схеме деятельности. Попытка копирования чужого навыка неизбежно порождает собственный пласт личностного знания.

Основные новации концепции науки М. Полани заключаются в следующем.

Во-первых, в указании на то, что смысл научных положений обусловливается неявным контекстом скрытого знания, «знания как», имеющего инструментальный характер и задаваемого всей телесной организацией человека. Иными словами, смысл научных утверждений неотделим от инструментального знания, которое осталось неартикулированным.

Во-вторых, согласно этой концепции, смысл научных утверждений неотделим и от той личной уверенности в истинности, которая вкладывается в про возглашаемое научное суждение.

В-третьих, Полани отметил роль невербализуемых традиций в функционировании и развитии научного знания.

По-новому оценивается Полани роль веры в процессе научного познания. Он указывает, что вера является источником знания. Разум опирается на веру как на свое предельное основание, но всякий раз способен подвергнуть ее сомнению. Появление и существование в науке аксиом и теоретических принципов также уходит своими корнями в нашу веру в то, что мир есть совершенное гармоничное целое, поддающееся нашему познанию.

Однако для науки не менее важен и критический анализ неявно принимаемых учеными идеалов и образцов научной деятельности, особенно в периоды, когда происходит изменение ранее сложившихся идеалов и стандартов объяснения и обоснования знаний. Бесспорной заслугой М. Полани является то, что он обратил внимание на технологии операциональных умений и процессы формирования навыков как знания, которые ускользали из поля зрения философов науки. Он также указал на необходимость создания новой модели роста научного знания, в которой учитывались бы личностно-когнитивные механизмы познавательной деятельности.