Молодежная культура

Отчет по практике

Современное научное определение культуры значительно шире. Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для какой-то группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы Социология молодежи. Под ред. В.Т. Лисовский. СПб. 1996. стр. 332..

Как социальная группа молодежь в контексте культурного уровня выступает следующим образом. Молодежь — это социальная возрастная группа молодых людей (иногда до 30 лет), с одной стороны они несут в себе результаты влияние различных факторов, в целом представляют собой сформированные личности, а с другой стороны — их ценности остаются гибкими, подверженными различным влиянием. Жизненный опыт этой группы не богат, представление о морально-этических ценностях часто окончательно не определены. Сегодня юноша рано перестает быть ребенком (по своему физиологическому развитию), но по социальному статусу еще долгое время не принадлежит миру взрослых. Юношеский возраст — время, когда экономическая активность и самостоятельность еще не достигнуты в полном объеме. Психологически молодежь относится к миру взрослых, а социологически — к миру отрочества. Если в смысле насыщения знаниями человек созревает гораздо раньше, то в смысле положения в обществе, возможности сказать свое слово — зрелость ею отодвигается. «Молодежь» как феномен и социологическая категория, рожденная индустриальным обществом, характеризуется психологической зрелостью при отсутствии весомого участия в институтах взрослых.

Молодежь выделяет свою культуру и свою субкультуру, что связано с неопределенностью своих социальных ролей, неуверенностью в собственном социальном статусе.

Но правомерно ли вообще понятие «молодежная культура»? Что это такое — культура самой молодежи или культура для молодежи? И если она ест ь, то со знаком «плюс» или «минус» следует использовать это понятие? Как с ним соотносятся принятые в науке термины «субкультура» и «контркультура»? Сикевич З.В. Молодежная культура: за и против. 1990 . стр. 10

Ответить на эти вопросы поможет социологическое исследование культуры молодежи.

1.

Во-первых возникает вопрос о том, ограничена ли молодежная культура какими-то временными рамками , или же это понятие вневременное? Иными словами, заданы ли некие неизменные черты молодежной культуры в силу того, что она присуща определенной социально-возрастной группе, или же каждое новое поколение приходит со своей собственной культурой и является зеркалом своей эпохи и своего поколения?

22 стр., 10731 слов

Молодежь как группа

... и творческого участия молодежи. Глава II. Молодежь как социально демографическая группа. 2.1. Молодежь (демографическая характеристика) Нижняя возрастная ... как преступность среди молодежи, наркомании, культура современной молодежи, а также проблему социального неравенства. Глава I. Как изучалось понятие «молодежь» ... права, регулировавшими условия достижения "взрослого" статуса. Английский статут о ...

Однозначного ответа на эти вопросы нет и быть не может. С одной стороны, молодежная культура является зеркалом культуры общества с присущими ему ценностями, мировосприятием, социокультурными установками, с другой — она всегда есть большее или меньшее отрицание общепринятых позиций, хотя бы в силу генерационных особенностей, и в этом смысле элементы контркультуры закономерно присутствуют в содержании культуры поколения в целом Сикевич З.В. Молодежная культура: за и против. 1990 . стр. 10..

Отвечая на эти вопросы важно подчеркнуть особенности молодежной культуры

1. Системный кризис, затронувший социальную структуру с началом перестройки и усугубившийся в связи с распадом СССР и переходом к рыночной экономике, закономерно привел к смене социальных ориентиров, переоценке традиционных ценностей. Конкуренция на уровне массового сознания советских, национальных и так называемых «западных» ценностей не могла не привести к состоянию социальной анемии и фрустрации населения, непосредственным образом повлиявшему на ценностный мир молодежи, крайне противоречивый и хаотичный. поиск своего пути в новых социально-экономических условиях, ориентация на ускоренное статусное продвижение и в то же время прогрессирующая социальная неадаптивность все это обусловило специфический характер культурной самореализации молодого человека.

2. Современная российская культура, как на институциональном, так и на субъектно-деятельностном уровне сегодня находится в кризисном состоянии, как и само общество. С одной стороны, значимость культурного развития населения для успешной реализации социальных проектов и выхода из кризиса не в полной мере осознается органами управления, с другой — коммерциализация культурного процесса, все более заметный отход от норм и ценностей «высокой» культуры к усредненным образцам агрессивной массовой культуры, в наибольшей мереявственно проявляющийся в электронных средствах массовой информации, также не может не отразится на системе установок, ориентаций и культурных идеалов молодого человека.

3. Попытки реализации целостной программы гуманитарной социализации в государственном масштабе не увенчались успехом. Сегодня единая система гуманитарной социализации практически отсутствует, а частные инициативы в этой сфере, осуществляемые в экспериментальных или негосударственных учебных заведениях, охватывают лишь немногочисленные группы молодежи крупных российских городов. В большинстве же школ гуманитарная социализация ограничивается стандартным набором гуманитарных дисциплин и так называемой «внеучебной работой», которая не столько приобщает молодых людей к культурным ценностям, сколько отвращает от них в пользу рекреативно-развлекательной самореализации. Нередко гуманитарная социализация носит коммерческий характер (так называемое «элитное образование»), и характер гуманитарной социализации все заметнее обусловлен уровнем доходов родителей школьника или самого молодого человека.

4. Юношеский возраст (15 — 18 лет), а в какой-то мере и весь период взросления отличают черты порывистости, неустойчивости желаний, нетерпимости, дерзости, усугубляемые переживаниями амбивалентности социального статуса (уже не ребенок, еще не взрослый).

4 стр., 1885 слов

Этический аспект культуры речи. Понятие «Речевой этикет»

... нормативный, коммуникативный и этический. В данном реферате, я бы хотела поговорить о третьем аспекте культуры речи - этическом. Правила речевого поведения, этические нормы речевой культуры являются одним из ... данной темы сомнений не вызывает.  1. КУЛЬТУРА РЕЧИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭТИКУ ОБЩЕНИЯ 1.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ "КУЛЬТУРА РЕЧИ" Речь - это деятельность общения - выражения, воздействия, ...

именно эта специфика приводит юношей в однородные по возрасту и социальной принадлежности группы сверстников, которые удовлетворяют типичные юношеские потребности в стиле поведения, моде, досуге, межличностном общении. группы сверстников выполняют социально-психологическую терапевтическую функцию — преодоления социального отчуждения. естественно, в подобных группах складываются собственные культурные нормы и установки, обусловленные в первую очередь эмоционально-чувственным восприятием действительности и юношеским нонконформизмом.

5. Особенности поколения оказывают существенное влияние на молодежную субкультуру, обладающую не столько возрастными, сколько генерационными особенностями. в этом феномене в наибольшей мереотчетливо проявляются молодежные формы сознания и поведения Волков Ю.Г., Добренков В.И. и др. Социология молодежи. 2001. стр. 163 — 165..

Тем не менее, некоторые стабильные, неизменные черты молодежной культуры

Молодому человеку в силу его возрастных и общепсихологических особенностей свойственно, прежде своего, эмоционально-чувственное отношение к культуре в целом и к художественной в частности. Молодой человек стремится к глубокому личностному восприятию художественной информации, когда он как бы идентифицирует себя с героями произведений, переносит на самого себя события, происходящие с ними, наяву переживает иллюзорную жизнь созданных воображением автора персонажей.

Сопереживание с одновременным подражанием — знак и сегодняшней молодежной рок-культуры. И как в 60-е, когда все сочиняли песни под Б.Окуджаву , А. Городницкого, так и теперь подростки собираются в свои команды и пытаются играть поп рэпп или рок. Каждое поколение имеет свою массовую культуру и своих кумиров, которым подражает.

Известно, что юношеству

В юношеской психологии кроется причина и того, что молодежь предпочитает

И в более широком плане контекст культурной жизни, культурная атмосфера становятся для юношества возможностью для эмоциональной самореализации и предметом чувственного обожания. В этом одна из причин экстремального, недопустимого с точки зрения общественных норм поведения части молодежной публики на концертах рок-звезд или на стадионах (ведь и посещение спортивных зрелищ есть своего рода эмоциональная разрядка для юного фаната).

Все это психологически закономерная черта молодежной субкультуры, воспринимаемая зрелыми людьми (нередко вполне правомерно) как выражение контркультуры и своего рода общественный вызов.

Чувственное восприятие культуры, стремление к однозначному противопоставлению «добра» и «зла» , ожидание непременной и безусловной победы «своих» над «чужими» приводят у молодежи, особенно в юношеском возрасте, к преобладанию нравственных оценок над художественными, к внеэстетическому восприятию искусства. Молодой человек иногда сознательно, а чаще неосознанно, открывая книгу или отправляясь в кинотеатр, хочет очиститься нравственно, стать лучше, благороднее, свободнее.

Поиски эмоционально-нравственного, с одной стороны, и развлекательного содержания, с другой, в культурной сфере сопровождаются у молодежи явлением группового стереотипа и группового поведения в границах своего поколения.

4 стр., 1875 слов

Приспособление к жизни молодых людей из поселений различных типов

... экономическое самоопределение соотносилось с особенностями интерпретации и решения проблемных экономических задач, предполагающих необходимость актуализации значимых ценностных ориентаций человека, ... выражен. Влияние поселения на межличностные отношения молодых людей Проблема межличностных отношений является одной ... можно наблюдать те или иные эмоциональные предпочтения субъектов по отношению друг ...

Наиболее наглядный пример группового стереотипа — мода, с ее эклектичностью и размытой индивидуализированностью. «Я» как «мы»: «Я люблю или мне нравится кинофильм «Черный Бумер», группа «Авария», крассовки «Адидас»», а «Мы любим или нам нравится «Черный Бумер», «Авария», крассовки «Адидас»». Молодой человек как бы растворяется в группе своих сверстников, а подчас и противопоставляет «свои» «чужим», к которым причисляет родителей, преподавателей, всех «отцов». Сам того не осознавая, он теряет свою индивидуальность, личную неповторимость в компании, в толпе своих.

Как часто можно услышать от молодежи запальчивое: «Вы нас не понимаете», и это «нас» приобретает смысл генерационный: нас — значит «всех моих сверстников». Конечно, этот феномен носит более универсальный характер, чем одно лишь отношение к сфере художественного или даже культурного. Здесь проявляется страх одиночества, отчуждения от ровесников (не случайно постоянные посетители дискотек называют их «средством от одиночества»), наконец, искаженное представление о коллективизме — чувство «толпы», «компании», «команды» вполне искренне понимается как чувство коллектива. но прежде всего групповой стереотип объясняется недостаточным уровнем сформированности самой личности в период прохождение социализации, индивид не приобрел еще личностной определенности и завершенности. А эта «размытость» в толпе не так заметна.

Парадокс подобного явления состоит в том, что противопоставляя себя миру взрослых, молодой человек все равно остается по сути «одинаковым», только эта «одинаковость» — внутри своего поколения и поэтому им самим не воспринимается. Молодежная мода — лучший тому пример. В выборе одежды молодой человек ориентируется, прежде всего, на свое окружение, чтобы соответствовать, не быть хуже или не достаточно модно одетым.

Итак, молодежную культуру как культуру определенной возрастной группы характеризует эмоционально-нравственное самоутверждение молодежи наряду с поисками развлекательного содержания, под воздействием групповых стереотипов отношений, установок и интересов Сикевич З.В. Молодежная культура: за и против. 1990 . стр 11 — 23..

2. Элементы молодежной культуры

Досуг

Сегодня досуг все чаще становится основной сферой жизнедеятельности молодого человека.

Что касается интересов молодежи, связанных с досугом, то они далеко не многообразны

Отношени

Среди студенческой молодежи выявлено 4,3% неверующих, 50% верующих, 45,7% — колеблющихся между верой и неверием.

Что касается групп неверующих, то они в основном относят себя к последователям православия, в Библии читали отдельные места или не читали ее вообще. Церковные богослужения посещали случайно. Эта группа считает, что с помощью науки нельзя ни доказать, ни опровергнуть бытие Бога; что религия человека делает нравственнее, добрее; указывает на положительную и отрицательную роль православия в истории нашей страны, на частичную неоправданность борьбы против религии и церкви в советское время.

3 стр., 1414 слов

Изучение ценностных ориентаций студентов педагогического вуза

... образом: Каковы методы изучения ценностных ориентаций студентов педагогических вузов? Цель данного исследования – изучение особенностей ценностных ориентаций студентов педагогического вуза. Объектом исследования является ценностные ориентации студентов педагогического вуза. Предмет исследования – особенности изучения ценностных ориентаций студентов педагогического вуза. В соответствии с целью, ...

В целом религиозность студентов резко возросла, если учесть такие ее показатели, как посещаемость церковных богослужений для удовлетворения личных потребностей (42,6%), осведомленность о «священной книги» христиан Библии, убежденность в полезности религии в нравственной жизни (65,2%), позитивной роли православия в истории нашей страны (19.5%) и т.п.

Границы между группами верующими и колеблющимися между верой и неверием недостаточно четко выражены. Так, мнение о том, что наука опровергает бытие Бога разделяют 7,6% верующих респондентов и 2,5% колеблющихся между верой и неверием. Среди опрошенных к последователям православия отнесли себя не только 89,3% верующих, но и 73,4% колеблющихся между верой и неверием. В этих двух группах относительно высокий уровень не определивших своего отношения к религии В.Г. Васильев, В.О. Мазеин, Н.И. Мартыненко «Отношение студенческой молодежи к религии». Социологические исследования. 2000 г. №1. стр. 119 — 120.

Политические ориентации

Политические ориентации — это направленность личности на определенные политические идеи и ценности, на те или иные политические силы, в совокупности являющиеся внешними факторами, регулирующими и детерминирующими мотивацию личности и ее поведение в политической сфере А.С. Воторопин. «Политические ориентации студенчества». Социологические исследования. 2000 г. № 6. стр. 40..

Политика не является приоритетной сферой интересов и потребностей с

Основная форма интереса молодежи к политике сегодня — информационная. В среднем интерес к политической информации отметил каждый второй респондент и это весьма весомо. Большинство молодых людей отдают предпочтение демократическим реформам. Даже в условиях, когда многие студенты непосредственно ощущают негативные последствия этих реформ, общедемократическая направленность их ориентации сохраняется. Хотя — и это нужно предвидеть — дальнейшая переоценка ценностей и снижение престижа в глазах студентов демократических партий и движений вполне возможны.

Отношение к политике, когда реальностью становится все большее неучастие в ней, студенты все чаще соотносят с готовностью и способностью властных структур любого уровня решать конкретные социальные проблемы. Вполне нормальной можно считать характерную для молодежного сознания переориентацию с ценностей глобального уровня на конкретные острые и переменные проблемы Ю.Р. Вишневский, Л.Я. Рубина «Социальный облик студенчества 90-х годов». Социс. 1997 г. стр. 89.

Ценностные ориентации

В ряду в наибольшей мерезначимых ценностей (отмечены половиной и более студентов):

— дело по душе, интересная работа;

— высокий заработок, материальное благополучие — этот

— хорошие, верные друзья, хорошие отношения в семье, удовлетворенность в интимной жизни, любви. Эти параметры однопорядковые, эмоционально окрашенные и личностные. В ответах девушек они отмечались чаще.

В целом можно сказать

Наименее значимыми оказались для студентов слава, связи, знакомства, власть, возможность командовать людьми, спокойная жизнь Ю.Р. Вишневский, Л.Я. Рубина «Социальный облик студенчества 90-х годов». Социс. 1997 г..

4 стр., 1507 слов

Многообразие культуры: субкультура и контркультура

... и не способна вступать во взаимодействие с другими культурами. В своей курсовой работе я ставлю цель – изучить сущности субкультуры и ... субкультура не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и ... культуры — процесс сложный и противоречивый. Он постоянно наталкивается на психологические и иные трудности. Это и порождает особые жизненные устремления молодежи, ...

Культурная информированность

На вопрос «Что Вы сейчас читаете?» — ответили: «Ничего» 54% респондентов из политехнического и 36% — из педагогического институтов. Остальные читали на момент опроса в основном развлекательную литературу — детективы, приключения. Только некоторые в тот момент овладели наследием Достоевского, Хемингуэя, Данте, Бальзака (все студенты педагогического института).

Что касается газет и журналов, то вообще не читают ни каких газет 30% опрошенных. Из остальных 70% читающих подавляющее большинство предпочитают газетки рекламно-развлекательного характера.

Информация, получаемая из такого рода прессы

Что касается интереса молодежи к различным видам искусств, то телевидение как вид искусства занимает первое место у студентов политехнического и третье у студентов педагогического института по уровню интереса. В целом респонденты отдают предпочтение передачам игрового характера и различным ток-шоу, а также откровенно развлекательным передачам.

Кино «существует» для респондентов в основном на экранах телевизора. Менее 2% студентов ответили, что ходят в кинотеатр на каждый новый фильм. 37% респондентов никогда не ходят в кино по своей инициативе. Остальные ходят изредка или по возможности.

Несколько иное отношение к театру.

Хуже отношение к изобразительному искусству. Никто из опрошенных не ответил, что посещает каждую новую выставку, 30% отметили, что вообще никогда не посещают выставок по собственной инициативе. Остальные делают это редко или по возможности. Поэтому неудивительно, что взгляды студентов на изобразительное искусство не отличаются широтой. Они мало видели картин и знают только хрестоматийно известных художников Л.С. Щенникова «Духовные ориентиры псковских студентов». Социологические исследования. 1999. № 8..

Культурные потребности

В структуре культурных потребностей молодежи сегодня происходят серьезные изменения. Наряду с их обеднением прослеживается тенденция к прагматизму. Если ранее в потребностях молодежи превалировала ориентация на творческие виды деятельности (художественное, техническое творчество), то сегодня приоритет творческой деятельности и, тем более, нравственных потребностей утрачен. На первый план выходят познавательные потребности (образование, чтение и т.п.) и потребление различного рода художественной культуры (театр, кино, музей, телевидение) А.Л. Маршак. «Особенности социокультурных связей социально дезориентированной молодежи»1998 г. № 12.

Влияние массовой культуры

Как пишет К. Разлогов, для того, чтобы по-настоящему насладиться произведениями массовой культуры, лучше быть художественно необразованным человеком — «художественная образованность здесь не опиум, а препятствие, потому что массовая культура, обращенная главным образом к эмоциональной сфере, по определению не требует каких либо дополнительных знаний, мешающих по достоинству оценить произведения такого типа» О.И. Карпухин «Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации». Социологические исследования. 1998 г. № 12. стр. 93..

Все-таки влияние массового искусства ощущается весьма заметно. Массовая культура, видимо, помогает молодым людям в их стремлении отгородиться и защититься от сложных жизненных проблем. В период общественных катаклизмов важнейшими становятся компенсаторная и развлекательная функции искусства. Именно эти функции выполняет массовое искусство.

При этом «масскульт» наносит большой вред людям, особенно молодым, ибо сознательно обедняет духовный мир человека. Массовая культура преподносит суррогат как подлинное. Это приводит к тому, что у молодежи путаются понятия, портится вкус. Например, музыку Моцарта молодой человек впервые слышит не в исполнении оркестра, а в пародийном исполнении на электрогитаре, а «Джоконду» видит не на хорошей репродукции в художественном альбоме, а на обложке компакт-диска, притом опять-таки в искаженном виде: поработало постмодернистское воображение оформителя обложки Л.С. Щенникова «Духовные ориентиры псковских студентов». Социологические исследования. 1999. № 8..

Культ моды, вещизма и потребления овладевает сознанием и приобретает универсальный характер. Классическая культура начинает терять ценностную привлекательность, становясь чуждой и архаичной О.И. Карпухин «Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации». Социологические исследования. 1998 г. № 12. стр. 93..

Отношение к девиантному поведению

Студенты толерантны к тем формам п

Максимальное неприятие вызывают те форму девиации, которые связаны с насилием, преследуются как уголовные преступления: воровство, «дедовщина», вымогательство, рэкет, наркомания.

Некоторым образом разнятся мнения мужской и женской части студенчества. Мужчины воспринимают как социально приемлемые формы поведения свободные секс-отношения и курение, в то время как женская половина склонна вкладывать в них социально-негативный смысл. Женщины настроены более критично к перечисленным формам девиантного поведения, чем мужчины, за исключением мистицизма и религиозного фанатизма, при оценке которого они проявляют большую толерантность Ю.Р. Вишневский, Л.Я. Рубина «Социальный облик студенчества 90-х годов». Социс. 1997 г..

Профессиональное самоопределение

Обратим внимание на мотивацию выбора студентами своей специальности, вуза. В пятерке приоритетных мотивов — интерес к профессии, возможность проявить свои способности , авторитет вуза, перспектива хорошей работы по окончании вуза и влияние семейной традиции, совет родителей. Ясно, что имеется специфика мотивации по направлениям подготовки и отдельным вузам.

В университете, медицинском, архитектурном, юридическом вузах на первое место среди мотивов поставлены «интерес к профессии» — от 50 до 66% ответов, в политехническом и экономическом на первом месте — «престиж вуза» (40 — 45% ответов), в педагогическом — «наилучшие способности в этой области» (52%), в горном — «стремление избежать армии» — 31% ответов.

Важное место в мотивации студентов отводится надежде в перспективе найти хорошую работу. В наибольшей степени эта ориентация выражена у юристов (51%), несколько меньше — у экономистов (39%).

Семейная традиция в наибольшей степени проявляется у студентов-медиков (39%), у юристов (30%).

Такой мотив, как «совет учителей, специалистов по профориентации» теряет свой вес.

В число мотивов выбора вуза включен и такой как «стремление продлить беззаботный период жизни». В тех вузах, где интерес к профессии и желание реализовать свои способности в наибольшей меревысоки, соответственно и меньше доля тех, кто настроен на беззаботный образ жизни. Снижение же интереса к профессии сопряжено с увеличением почти в два раза тех, кто настроен продлить трудовой период жизни, либо уклониться от службы в армии.

В среднем 4 из 5 опрошенных студентов своим выбором вуза и специальности удовлетворены.

Профессиональное самочувствие третьекурсников уже обращено и к перспективам. Как планируют респонденты свою жизнь после окончания вуза? В целом четвертая часть студентов планирует работать в государственном секторе; 42 % — в коммерческих структурах, по избранной специальности. Соотношение желающих работать в госструктурах и в коммерческих структурах составляет 1 : 2, по специальности и не по специальности 5 : 1.

Около 16 % студентов планируют продолжить образование и заняться научно-исследовательской деятельностью.

Нужно отметить, что от 18 до 20 % студентов различных вузов уже сейчас не намериваются работать по специальности, 14 % студентов собираются посвятить себя семье, дому. Особенно высок последний показатель у женщин — 21 %. Хотели бы уехать за границу учиться и работать — 16 % студентов Ю.Р. Вишневский, Л.Я. Рубина «Социальный облик студенчества 90-х годов». Социс. 1997 г. стр. 89.

3. Молодежная субкультура

В широком смысле под

субкультура

Фролов С.С. предложил следующую типологию субкультур:

1. Романтико-эскапистские субкультуры — ориентированы на уход от реальной жизни, построение собственных философских систем (хиппи, толкиенисты, индианисты, байкеры).

2. Анархо-нигилистические группы — отвержение общепринятых стандартов, критическое отношение ко многим явлениям жизни (анархисты, панки).

3. Развлекательно-гедонистические — ориентированны на обеспечение досуга («золотая молодежь», рейверы, сноубордисты, рэпперы).

4. Криминальная субкультура — ориентирована на противостояние закону и правопорядку (готы, скинхеды, банды, гопники, люберы).

Характеристика отдельных субкультур

Хиппи.

движение растоманов

Толкиенисты

Можно констатировать, что субкультура толкиенистов и ролевиков развивается в последние годы в наибольшей мереактивно и динамично.

Панки

Язык, жаргон: характерно употребление слов из воровского жаргона («маза», «хавать», «лабать») и маргинальное употребление «умных» слов («параллельно» в значении «все равно», «сугубо» в значении «безразлично»).

Развлечения: в отличие о хиппи панки из алкогольных напитков предпочитают водку, охотно употребляют наркотики. Интересно еще одно развлечение — «ходить по ништякам», т.е. доедать остатки пищи, недоеденной кем-то, подбирать и докуривать сигаретные бычки. Идеология Панков довольно близка к хипповской во всем, что касается пренебрежения материальными ценностями, однако, если идею хиппи выразить как «зачем деньги, мир и так бесконечно прекрасен», то у Панков скорее это «мир все равно г…о и ничего ему не поможет». В отличие от хиппи панки довольно агрессивны по политическим пристрастиям считаются анархистами (с легкой руки «Sex pistols», написавший культовую для панков пенсию «Anarchy in the UK»).

Места встреч: в начале и середине 90-х годов основными местами в Москве была Пушкинская площадь и рок-магазин «Давай-давай».

скинхедов,

байкеры

металлисты

алисоманы и киноманы

индеанисты

Хакеры

Криминальная молодежная субкультура.

«гопников

Футбольные болельщики.

Субкультура сатанистов

Субкультура рэйва

Среди относительно недавно появившихся в России субкультур следует отметить следующие четыре: роллеров, рэпперов и скейтбордистов.

Роллерами

Субкультура скейтбордистов

Субкультура рэппа.

3. Молодежная контркультура

Контркультура — форма выражения ограниченными социальными группами, прослойками своей культурной специфики и образа жизни, от личающихся от общепринятых в данном обществе.

Контркультура — определенное мироощущение и мировосприятие, схема образа жизни, принципов поведения молодежи.

Имеет место три направления молодежной контркультуры:

1. Левоэксцентристская направленность (критика образа жизни).

2. Смесь экзистенциализма, фрейдизма, анархизма, марксизма (критика массовой культуры)

3. Раскрепощение сферы бессознательного, в том числе и с помощью наркотиков; нарушение общественных приличий.

Выделяют следующие причины возникновения контркультуры:

1. Противоречия внутри капиталистической системы

2.

3. Несовершенство системы образования

4. Духовный разрыв между поколениями

5. Буржуазно-мещанский образ жизни

6. Утилитаризм, конформизм массовой культуры

7. Угнетение индивидуальной свободы

8. Отсутствие общения с природой

9. Буржуазное общество — общество организованного насилия

10. Угнетение творческих порывов, жизненной энергии.

Ценности молодежной контркультуры:

  • акцент на бессознательной, эмоциональной сфере;
  • сексуальные влечения;
  • переоценка кожных и слуховых чувствований с помощью музыки, наркотиков;
  • отрицание дисциплины и науки;
  • утверждение неограниченной свободы и любовно-дружеских отношений;
  • общение с природой;
  • выступление против насилия, за неограниченные творческие порывы, за революцию с помощью сознания

Заключение

Какой же смысл надо вкладывать в понятие «молодежная культура»? Это прежде всего возрастная ассимиляция, переработка общей культуры, присущей обществу на данном этапе социального развития, это культура определенного молодого поколения, но в то же время это и культура определенного возрастного этапа в жизни каждого человека, когда происходит формирование личности, самоопределение и самореализация индивида, которые не могут не включать и культурный аспект.

Вместе с тем молодежная культура обусловлена и социумом, в котором она функционирует, общественной психологией, нормами, потребностями, идеалами социального организма. Таким образом, молодежная культура носит одновременно временной и вневременной характер, отражая социальный и психологический облик своего времени и общества.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/otchet/molodejnaya-subkultura-i-massovaya-kultura/

1.

2.

3. В.А. Луков «Особенности молодежных субкультур в России». 2002 г. № 6.

4. В.А. Попов, О.Ю. Кондратьева «Изменение мотивационно-ценностных ориентаций учащейся молодежи». Социологические исс ледования. 1999 г. № 6.

5. В.Г. Васильев, В.О. Мазеин, Н.И. Мартыненко «Отношение студенческой молодежи к религии». Социологические исследования. 2000 г. №1.

6. Волков Ю.Г., Добренков В.И. и др. Социология молодежи. 2001.

7.

8.

9. Сергеев «Молодежные субкультуры в республике». Социологические исследования 1998 г. № 11

Сикевич З.В. Молодежная культура: за и против. 1990 .

11.

12. Социология молодежи. Под ред. В.Т. Лисовский. СПб. 1996.

13. Суртаев В.Я. Молодежная культура. 1999.

14.

Вторичный анализ

Смысложизненные и этические предпочтения студентов

Таблица 1

Варианты ответов

1993 г.

1995 г.

1997 г.

1999 г.

1. Иметь хорошую профессию2. Иметь хорошую семью, детей3. Иметь много друзей4. Встрерить большую любовь5. Иметь много денег6. Открыть свое дело, предприятие7. Иметь квартиру, много вещей, квартиру

8. Стать сильным и независимым

48573937211418

10

67634135251924

18

84776352403040

24

84786454383635

19

Первые четыре позиции, представленные в Таблице 1, можно отнести к классическим ценностям нормального здорового общества. При этом прагматизм последних лет жизни нашего общества прямо коснулся и студенческой молодежи, о чем свидетельствует распределение ответов по следующим четырем позициям. С одной стороны мы убеждаемся, что усиливается прагматизм, стремление к материальному достатку среди молодежи, а с другой, эти тенденции не доминируют, не отодвигают на задний план ценности нашего общества.

Приведем и другую шкалу ценностей, ориентированную на выбор предпочитаемых человеческих качеств (см. табл. 2).

Здесь также очевидна традиционная иерархия ценностей, что отражает доминирование первых трех позиций.

Следует отметить рост предпочтения добра и терпения, умения дружить и жертвовать ради Друга; устойчивое понижение рейтинга индекса «физическая сила», упавшего вдвое за 6 лет, и повышение рейтинга позиции

«интеллект, образование». Значимыми выглядят индексы «духовная сила, сила характера», «самостоятельность, независимость», «честь, достоинство». Отметим, что значимость параметров «красота» и «физическая сила» несколько снижается с возрастом, школьники отдают им предпочтение в два раза чаще чем студенты. При этом с возрастом вдвое возрастают значение параметров «интеллект» и в четыре раза — «напористость и энергичность.

Вторую группу предпочтений составили позиции 13-16 таблицы 2. Нужно заметить, что рейтинг позиции «свобода и раскрепощенность» резко упал при введении позиции «самостоятельность и независимость». Быстро возвращает свои позиции, постоянно возрастая, «утонченность, чувство прекрасного», снижается рейтинг оказавшегося модным принципа «умение жить красиво», еще в 1993г. занимавшего 7-е место.

Варианты ответов

1993 г.

1995 г.

1997 г.

1999 г.

1. Красота2. Доброта, терпение3. Умение дружить, жертвовать ради Друга4. Духовная сила, сила характера5.Любовь к детям6. Интеллект, образование7. Самостоятельность, независимость8. Скромность9. Вежливость и интеллигентность10. Честь, достоинство11. Физическая сила12. Аккуратность и точность13. Утонченность, понимание прекрасного14. Умение жить красиво (роскошно)15. Напористость, энергичность

16. свобода и раскрепощенность

625047_3523_2921_45259269

15

535755_3726_2633_3130122312

18

465855373733322134_262815179

3

54,954,15340303028272324232116138

_

Таблица 2

Отношение студентов к негативным, девиантным формам поведения

Таблица 3

Формы поведения

Индекс (пятичленная шкала от (+2) до (-2))

Ранг

Доля тех, кто осуждает (в %)

Воровство«Дедовщина»Шантаж, вымогательствоНаркомания, токсикоманияМошенничество, обманРелигиозный фанатизмРешение конфликтов с помощью силыНационализмМат, сквернословиеЗлоупотребление алкоголемАзартные игры на деньги (в т.ч. карты)МистицизмПроституцияКурение

Свободная сексуальная жизнь

+1,81+1,80+1,80+1,70+1,63+1,36+1,35+1,33+1,18+0,96+0,85+0,84+0,83+,079

+0,04

I-IIII-IIII-IIIIVVVIVIIVIIIIXXXIXIIXIIIXIV

XV

9696969291808683776760566456

27

Обратим внимание на отношение студентов к различным формам поведения, оцениваемым в обществе как негативные, девиантные, не одобряемые (см. табл. 3).

Мы видим, что студенты города толерантны к тем формам поведения, которые распространены в студенческой среде и характеризуют сегодня лицо постсоветского общества вообще: пьянству, свободной сексуальной жизни, курению, азартным играм, проституции, мистицизму.

Максимальное неприятие вызывают те форму девиации, которые связаны с насилием, преследуются как уголовные преступления: воровство, «дедовщина», вымогательство, рэкет, наркомания.

Профессиональное самоопределение студентов

Таблица 4

Мотивы выбора

Весь массив

Направления обучения

технич.

естеств.

экон.

гуман.

1. Желание получить диплом

2. Престиж, авторитет вуза

3. Интерес к профессии

4. Наилучшие способности именно в этой области

5. Учеба в специализированном классе, техникуме

6. Семейная традиция, желание родителей

7. Совет учителей, специалистов по профориентации

8. Перспектива найти хорошую работу после вуза

9. Стремление продлить беззаботный период жизни

10. Нежелание идти в армию

11. Другие мотивы

9

32

45

33

15

22

5

30

15

17

14

32

31

23

23

20

6

25

19

33

5

7

22

56

47

20

26

6

18

13

12

3

8

50

38

24

11

18

2

41

14

8

4

6

24

60

43

5

26

6

36

14

8

2

Обратим внимание на мотивацию выбора студентами своей специальности, вуза (см. табл. 4).

В пятерке приоритетных мотивов — интерес к профессии, возможность проявить свои способности, авторитет вуза, перспектива хорошей работы по окончании вуза и влияние семейной традиции, совет родителей.

Важное место в мотивации студентов отводится надежде в перспективе найти хорошую работу. Такой мотив, как «совет учителей, специалистов по профориентации» теряет свой вес.

В число мотивов выбора вуза включен и такой как «стремление продлить беззаботный период жизни». В тех вузах, где интерес к профессии и желание реализовать свои способности в наибольшей меревысоки, соответственно и меньше доля тех, кто настроен на беззаботный образ жизни. Снижение же интереса к профессии сопряжено с увеличением почти в два раза тех, кто настроен продлить трудовой период жизни, либо уклониться от службы в армии.

Профессиональное самочувствие третьекурсников уже обращено и к перспективам. Как планируют респонденты свою жизнь после окончания вуза (см. табл. 5).

В целом четвертая часть студентов планирует работать в государственном секторе; 42 % — в коммерческих структурах, по избранной специальности. Соотношение желающих работать в госструктурах и в коммерческих структурах составляет 1 : 2, по специальности и не по специальности 5 : 1.

Около 16 % студентов планируют продолжить образование и заняться научно-исследовательской деятельностью.

Нужно отметить, что от 18 до 20 % студентов различных вузов уже сейчас не намериваются работать по специальности, 14 % студентов собираются посвятить себя семье, дому. Особенно высок последний показатель у женщин — 21 %. Хотели бы уехать за границу учиться и работать — 16 % студентов.

Таблица 5

Виды занятий

Направление обучения

технич.

естеств.

экон.

гуман.

Весь массив

1. Работать по специальности в госструктурах

2. Работать по специальности в коммерческих структурах

3. Работать не по специальности в госструктурах

4. Работать не по специальности в коммерческих структурах

5. Продолжить образование

6. Заняться научно-исследовательской работой

7. Работать преподавателем в школе, вузе

8. Основать свое дело

9. Посвятить себя дому, семье

10. Поехать за границу работать или учиться

11. Другие планы

12. Еще нет планов на будущее.

18

41

5

14

5

3

2

23

11

17

7

17

32

35

3

6

18

13

13

15

19

15

4

9

18

55

4

12

14

2

2

28

16

17

5

6

31

37

0

3

10

3

3

23

12

14

4

10

24

42

3

9

11

5

23

14

16

5

11

Политические ориентации студентов

Политика не является приоритетной сферой интересов и потребностей современных студентов. Важнейшей детерминантой отношения молодежи к политике становится ухудшение ее материального положения. Политическая заинтересованность современной молодежи имеет «избирательный» характер и появляется от случая к случаю.

Основная форма интереса молодежи к политике сегодня — информационная. В среднем интерес к политической информации отметил каждый второй респондент и это весьма весомо. Большинство молодых людей отдают предпочтение демократическим реформам. Даже в условиях, когда многие студенты непосредственно ощущают негативные последствия этих реформ, общедемократическая направленность их ориентации сохраняется. Хотя — и это нужно предвидеть — дальнейшая переоценка ценностей и снижение престижа в глазах студентов демократических партий и движений вполне возможны.

Отношение к политике, когда реальностью становится все большее неучастие в ней, студенты все чаще соотносят с готовностью и способностью властных структур любого уровня решать конкретные социальные проблемы. Вполне нормальной можно считать характерную для молодежного сознания переориентацию с ценностей глобального уровня на конкретные острые и переменные проблемы.

Досуг студенческой молодежи

Самые доступные социальные площадки для конкретных дел молодежи — досуг, где можно проявить собственную самостоятельность: умение принимать решение и руководить, организовывать и организовываться.

Досуг — это не только общение, но и своего рода социальная игра, отсутствие навыков таких игр в юности приводит к тому, что человек и в зрелом возрасте считает себя свободным от обязательств.

Для молодёжной культуры характерны преимущественно развлекательно-реактивная направленность в проведении досуга, приоритет потребительских ориентаций. Исследования, проведенные в 1997г. в Беларуси, показали, что 26% опрошенных молодых людей предпочитают «ничегонеделание», а 32% — рассматривают стремление «оттянуться» как лучший вариант проведения свободного времени. Если мы к тому же примем во внимание, что 57% молодых людей Беларуси предпочитают основную часть свободного времени отводить просмотрам телепередач, то станет ясно, что одним из каналов распространения стандартов культуры студенчества является вестернизация, главным образом американизация, суженных культурных потребностей и интересов под влиянием видеотриллеров и героинь так называемых «мыльных опер».

Постановка проблемы

Основным противоречием в исследуемой области является противоречие между культурными стереотипами студенческой молодежи и культурными стереотипами взрослых — противоречия между понятиями отцов и детей. Есть «наша» мода, «наша» музыка, «наше» общение, а есть — «папино», которое предлагается институциональными средствами гуманитарной социализации. Здесь прослеживается культурное отчуждение культуры студенческой молодежи от культуры общества в целом.

Необходимо социологическое исследование данной проблемы для определения уровня культуры среди студентов, их культурной самоидентификации. Исследования в области социологии молодежи могут помочь понять причины происходящего в нашем обществе культурного конфликта поколений.

ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

1.

Объект — студенческая молодежь, получающая высшее образование.

Предмет — культура студентов.

Цель — выяснить содержание и уровень культуры студенчества, и факторы, влияющие на ее формирование.

Задачи:

1. Выяснить существенные региональные и национальные различия студентов и их влияние на студенческую культуру.

2. Выяснить особенности поколения и их влияние культуру студентов.

3. Выяснить влияние имущественного расслоения молодежи на культуру студентов.

4. Определить как меняются ценностные ориентации студентов за годы обучения в вузе.

5. Выяснить уровень осмысления студентами своего места в современной социокультурной среде.

6. Определить место этнокультурной самоидентификации в культуре студентов.

2.

и интерпретация осно

Студенческая молодежь, Культура студентов

Ценности — 1) Этические идеалы и убеждения. 2) Основные убеждения и цели индивидуума либо общества.

Ценностные ориентации

Досуг — время, свободное от работы, учебы и рутинных домашних обязанностей и пригодное для восстановление, расслабления, хобби, отдыха, а также культурных и художественных занятий.

Мотив — внутреннее побуждение к определенной деятельности.

3.

«КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ»

Су

Ш Моральные нормы

Ш Семейные ценности

Ш Религиозные ориентации

Ш Политические ориентации

Ш Смысложизненные ориентации

Ш Профессиональное самоопределение

Ш Этические, нравственные предпочтения

Ш Отношение к девиантным формам поведения

Объективные показатели

Ш Проведение досуга

Ш Встречи с друзьями

Ш Интерес к живописи

Ш Предпочтения в музыке

Ш Занятия физкультурой и спортом

Ш Занятия творческой деятельностью

Ш Частота посещения театров, кино, музеев…

Ш Частота чтения художественной литературы

Ш Умение играть на каком-либо музыкальном инструменте

Ш Просмотр культурных, научно-познавательных телепередач

4.

Структурный анализ

Типология культур:

Элитарная культура, Народная культура -, Массовая культура, Субкультура

Функциональный анализ

Общие факторы:

1) Социально-экономическая и политическая обстановка в стране

2) Государственная политика в области культуры, досуга и спорта

Специфические факторы:

1) Объективные факторы

а) пол

б) возраст

в) уровень получаемого образования

г) специальность, факультет

д) социальное положение

е) семейное положение

ж) место жительства (территориальное положение)

з) курс

и) уровень культуры родителей

к) материальное положение

2) Субъективные факторы

а) ценностные ориентации

б) жизненные потребности и интересы

5.

1. Культурные ценности студентов отличаются от культурных ценностей взрослых.

2. Уровень культуры студентов крупных городов выше, чем уровень культуры студентов небольших городов, провинций.

3. Традиционные ценностные ориентации студентов полностью уступили место ценностям западного общества.

4. Профессиональное образование воспринимается студентами как основная сфера жизнедеятельности, и от удовлетворенности им зависит общая удовлетворенность жизнью молодого человека.

5. Большинство студентов полагают, что высшее образование не является залогом жизненного успеха.

6. Чем выше уровень материальной обеспеченности, тем выше культурный уровень студента.

7. Студенты гуманитарного факультета более высокой культурной информированностью.

Процедурный раздел программы:

Исследование имеет пилотажный характер и проводится для проверки качества инструмента исследования. Требование репрезентативности при формировании выборочной совокупности не соблюдается, но в выборку должны войти представители всех основных групп, которые должны участвовать в массовом исследовании: представители студенческой молодежи, получающие высшее образование.

Методом сбора информации является анкетный опрос. Анкета, разработанная в соответствии с программой, включает в себя следующие смысловые блоки:

Ш Социально-демографический

Ш Проведение досуга

Ш Культурная информированность

Ш Отношение к художественной культуре

Ш Отношение к политике

Ш Отношение к учебе

Ш Ценностные ориентации

Результаты будут обрабатываться на компьютере.

При анализе результатов будут использоваться следующие методы:

1. Вычисление частот и частностей

2. Ранжирование

3. Вычисление величин средней тенденции

4. Укрупнение группировок

5. Анализ двухмерных зависимостей между высшим образованием и жизненным успехом, между возрастом и ценностями, между территориальным положением и уровнем культуры, между уровнем материальной обеспеченности и уровнем культуры, между направлением обучения (факультет) и уровнем культурной информированности.

АНКЕТА

Уважаемый респондент!

Вам представлена анкета на тему: «Культура студентов». Целью анкеты является выяснить уровень культуры студентов . Вам предлагается ответить на представленные вопросы. Просим Вас принять участие в нашей анкете потому, что нам важно мнение каждого из вас.

Анкета анонимная, т.е. свое имя писать не нужно., Правила заполнения анкеты:

Обведите кружком или подчеркните тот ответ, который вы считаете более совпадает с Вашем мнением. Обведите кружком, подчеркните или впишите ответ в отведенном месте.

Заранее благодарны за работу., Раздел 1. Несколько слов о себе

1. На каком факультете вы уч

2. На каком курсе вы учитесь?______________________________________________________________

3. Ваш возраст?

1) до 20 лет

2) до 25 лет

3) до 30 лет

4) до 35 лет

4. Ваш пол?

1) мужской

2) женский

5. Вы поступили в институт?

1) сразу после окончания школы, училища, техникума

2) после работы, службы в армии

6. В данный момент Вы получаете:

1) первое высшее образование

2) второе высшее образование

3) иное, поясните _________________________________________________________________

7. Где вы проживаете сегодня?

1) имею отдельную квартиру

2) живу с родителями, у родственников

3) снимаю квартиру, комнату

4) живу в общежитии

8. Образование Ваших родителей? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. В какой местности Вы проживаете?

1) в крупном городе

2) в небольшом городе

3) в пригороде

4) в сельской местности

10. Ваше семейное положение?

1) холост (незамужем)

2) женат ( замужем)

3) вдовец (вдова)

4) разведен (разведена)

11. Есть ли у Вас дети?

1) да

2) нет

Раздел 2. Как Вы проводите свой досуг

12. Каковы Ваши любимые занятия в свободное время? (можно отметить несколько ответов)

1) посещение театров (оперы, балета, драмы и т.п.)

2) посещение картинных галерей, выставок картин, скульптур, графики, художественной фотографии

3) посещение кино (просмотр кинофильмов по телевидению)

4) посещение спортивных зрелищ

5) посещение танцевальных клубов, дискотек

6) хождение в гости

7) посещение баров, ресторанов

8) азартные игры, посещение казино

9) занятия в спортивных секциях

10) чтение книг, журналов, газет

11) коллекционирование книг, картин, марок, значков и т.п.

12) разведение рыб, птиц, собак

13) ничего неделание, пассивный отдых

14) какие-то еще, укажите________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

13. Если Вы занимаетесь физкультурой и спортом, то в каких формах?

1) делаете зарядку

2) регулярно ходите на лыжах, катаетесь на коньках, совершаете пешие прогулки и т.п.

3) участвуете в соревнованиях

4) занимаетесь в спортивной секции

5) занимаетесь туризмом, альпинизмом

6) не занимаетесь ни физкультурой, ни спортом

14. Как часто Вы употребляете спиртные напитки?

1) редко (по праздникам, особым случаям)

2) примерно 1-2 раза в месяц

3) примерно 1 раз в неделю

4) 2-3 раза в неделю и чаще

5) ежедневно или почти каждый день

6) не употребляю совсем

15. С кем Вы обычно употребляете спиртные напитки?

1) с друзьями

2) с товарищами по учебе

3) с родными

4) с любимым человеком

5) в одиночку

16. Как часто вы встречаетесь со своими друзьями?

1) постоянно, каждый день в институте

2) постоянно, каждый день после занятий

3) постоянно, каждый день на занятиях и после них

4) довольно регулярно — несколько раз в неделю

5) довольно регулярно по выходным дням

6) редко, по праздникам, дням рождения и т.д.

7) редко, от случая к случаю

17. Где Вы чаще всего встречаетесь с друзьями?

1) у себя дома

2) дома у друзей

3) в кафе, баре, на дискотеке

4) в институте

5) на улице, во дворе

6) в театре, кино, на концертах

7) на спортивных мероприятиях

8) где-то в другом месте. Напишите, где _________________________________________________ __________________________________________________________________________________

Раздел 3. Ваша культурная информированность

18. Сколько книг художественной литературы Вы прочитываете за месяц?

1) регулярно свыше 10 книг

2) регулярно более 5 книг

3) регулярно более 2 книг

4) регулярно 1-2 книги

5) нерегулярно 1-2 книги (иногда не каждый месяц)

6) не читаете совсем

19. Какого характера литературу (кроме учебников) вы читаете?

(можно отметить все подходящие варианты, а один — главный подчеркнуть)

1) научную литературу по специальности

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/otchet/molodejnaya-subkultura-i-massovaya-kultura/

2) научно-популярную

3) философскую, экономическую, политическую и т.п.

4) научно-фантастическую

5) художественную

6) литературу по искусству

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/otchet/molodejnaya-subkultura-i-massovaya-kultura/

7) документальную

8) приключенческую, детективную

9) спортивную

20. Как часто Вы бываете в кино?

1) совсем не бываю

2) очень редко

3) примерно один раз в месяц

4) 2-3 раза в месяц

5) еженедельно

6) несколько раз в неделю

21. Как часто Вы бываете в театрах?

1) не были в театрах 2-3 года

2) бываете примерно 1 раз в год

3) бываете 3-4 раза год

4) бываете обычно ежемесячно

5) бываете почти каждую неделю

22. Как часто вы посещаете симфонические и камерные концерты?

1) не хожу совсем

2) несколько раз в год

3) 1-2 раза в месяц

4) почти еженедельно

23. Как часто вы посещаете эстрадные концерты?

1) не хожу совсем

2) несколько раз в год

3) 1-2 раза в месяц

4) почти еженедельно

24. Вспомните, пожалуйста, сколько раз Вы посещали художественные галереи, выставки и музеи в прошлом году?

1) не посещали совсем

2) 1-2 раза

3) 4-6 раз

4) почти каждый месяц

5) несколько раз в месяц

25. Интересуетесь ли вы живописью?

1) да

2) нет

26. Умеете ли Вы играть на каком-либо музыкальном инструменте?

1) да

2) нет

27. Коллекционируете ли Вы что-либо?

1) да

2) нет

28. Если да, то что именно? Напишите _______________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________

1) в художественных кружках сольным пением или танцами

2) в художественных кружках художественным чтением

3) в художественных кружках игрой на музыкальных инструментах

4) дома и в различных кружках по интересам прикладным творчеством (рисованием, лепкой, резьбой по дереву и т.п.)

5) дома и в различных кружках по интересам литературным творчеством (сочинением рассказов, стихов и т.п.)

6) дома и в различных кружках по интересам художественной фотографией и кино

7) научно-исследовательской работой (участвуете в конкурсах студенческих работ, имеете печатные работы, изобретения и внедрения)

Раздел 4 . Ваше отношение к художественной культуре

30. Каким видам искусства Вы отдаете предпочтение?

1) литература, поэзия

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/otchet/molodejnaya-subkultura-i-massovaya-kultura/

2) театр

3) кино

4) избирательное искусство

5) музыка

6) архитектура

7) телевидение

8) другое, что именно_________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________

31. Кинофильмы какой тематики Вы предпочитаете смотреть?

1) исторические

2) историко-биографические

3) политические

4) военно-патриотические

5) производственные

6) нравственно-психологические

7) приключенческо-детективные

8) научно-фантастические

9) комедийные

10) фильмы ужасов

11) боевики

12) музыкальные

13) другое, что именно _________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________

32. Что влияет на ваше решение посетить учреждение художественной культуры?

1) советы однокурсников

2) советы преподавателей

3) советы родных и друзей

5) известность и популярность мастеров искусства

6) собственные эстетические наклонности

7) другое, что именно_________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

33. Назовите, пожалуйста, Ваших любимых поэтов и писателей:

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

34. Картины каких художников Вам нравятся?

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Раздел 5. Ваше отношение к политике

35. Интересуетесь ли Вы политикой?

1) да

2) нет

36. Если да, то какое участие принимаете в общественно политической жизни страны?

1) являюсь членом политической партии

2) являюсь членом неформальной организации

3) являюсь депутатом

4) занимаюсь политической пропагандой

5) участвую в выборах

6) беседую на политические темы

7) не принимаю участия

8) другое, что именно________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

37. Ваше отношение к демократическим реформам нашей страны и ее последствиям. Напишите

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

Раздел 6. Ваше отношение к учебе

38. Какие общеобразовательные предметы в школе способствовали Вашему эстетическому и художественному развитию?

1) математика

2) физика

3) химия

4) биология

5) география

6) иностранный язык

7) физкультура

8) уроки труда

9) история

10) другие, какие именно _____________________________________________________________________________

11) никакие

39. Каковы причины поступления в вуз?

1) интерес к данной профессии

2) возможность научной работы по данной специальности

3) общественная значимость данной профессии

4) престижность данного вуза

5) престижность высшего образования

6) престижность данной профессии

7) семейные традиции, выбор родителей

8) нежелание идти в армию

9) наилучшие способности именно в этой области

10) перспектива найти хорошую работу

11) совет учителей, специалистов по профориентации

12) другие мотивы ________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

39. По той ли специальности Вы учитесь, на которую собирались поступать?

1) да

2) нет

40. Изменилось ли ваше представление о специальности за время учебы в институте?

1) не изменилось

2) изменилось в лучшую сторону

3) изменилось в худшую сторону

4) затрудняюсь ответить

41. Если Вы разочаровались в своей профессии, ответьте, пожалуйста, почему?

1) Вы считаете, что выбранная специальность не соответствует вашим склонностям и способностям

2) Вы утратили интерес к специальности

3) Вас пугает производство

4) Вы считаете, что данная специальность не дает возможности для профессионального роста

5) данная специальность, по Вашему мнению, не пользуется уважением в обществе.

6) как оказалось, работа по данной специальности низко оплачивается.

7) почему-то еще, напишите, пожалуйста, почему_________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

42. Как в целом Вы относитесь к своей специальности?

1) очень нравится

2) в общем нравится

3) безразлична

4) не нравится, но терпима

5) совершенно не нравится

6) затрудняюсь ответить

Раздел 6. Ваши ценностные ориентации

43. При каких условиях Вы лет через 10 сможете сказать, что Ваша жизнь удалась?

1) интересная, содержательная работа

2) высокооплачиваемая работа

3) ощущение себя человеком, полезным обществу

4) хорошая семья, дети

5) хорошие жилищные условия

6) интересный, разнообразный досуг

7) успешная профессиональная карьера

8) материальный достаток

9) постоянное саморазвитие

10) хорошие друзья

11) уважение окружающих, авторитет

12) внутренняя свобода, самостоятельность

На вопрос отвечают только девушки.

Предположим, что у девушки есть возможность выйти замуж за любящего ее человека, хотя сама она подобных чувств к нему не испытывает. По этому поводу может быть ряд мнений, к какому из них Вы бы присоединились?

1) если упустить такую возможность, можно остаться одинокой на всю жизнь.

2) нельзя просто так оттолкнуть любящего человека, причинить ему боль

3) лучше остаться одной, чем жить не любя

4) нужно любить самой, чтобы сделать счастливым другого человека

5) мало ли кто кого любит, главное собственные чувства.

6) другое мнение, какое______________________________________________________________

_________________________________________________________________________________