Межнациональные конфликты в СССР 1991-1993 гг

Актуальность данной темы объясняется тем, что в последние десятилетия именно межнациональные конфликты по разным причинам явились «яблоком раздора» между многими народами и национальностями на территории бывшего Советского Союза. Некоторые из стран постсоветского пространства конфликтуют и по сей день. Возникновение конфликтов не меньше было связано и с реформаторскими процессами, происходившими в стране.

Цель работы – выяснить, по каким причинам возникали межэтнические конфликты между республиками и внутри них в указанный период времени, проследить ход событий, обозначить пути их урегулирования. Для достижения цели поставлены следующие задачи:

Объект исследования – межнациональные конфликты.

Предмет исследования – межнациональные конфликты на Северном Кавказе и в Закавказье в1980-е -1993г.

Хронологические рамки можно объяснить тем, что именно этот период является одним из самых трудных и проблемных в истории СССР. Межнациональные конфликты вспыхивали практически во всех республиках, но именно в Закавказье и на Северном Кавказе они протекали с явно выраженной агрессией, тяжелыми последствиями. Стремление народов к самоопределению дало стимул к распаду Советского Союза. После 1993г. межнациональные конфликты в этих регионах не проявлялись столь динамично, большинство из них были урегулированы юридически, за исключением Чеченской Республики, где военные действия продлились до 2009г. Но и в настоящее время этническая активность порой приводит к появлению разногласий, противоборствам, применению оружия.

Выбранная мною тема является достаточно хорошо изученной такими авторами, как А.Г. Здравомыслов[1], В.А.Тишков[2], В.Г.Смолянинский[3], Ж.Т.Тощенко[4].

А.Г. Здравомыслов исследовал причины, особенности проявления конфликтов, их урегулирование в условиях системной трансформации российского общества[5].

В.А. Тишков рассматривал причины возникновения конфликтов в этнической сфере, определял характер воздействия этнополитического фактора на социальные процессы в СССР в 80-е-90-е г., исследовал цивилизационно — культурную специфику этнополитического устройства, предлагал собственное видение путей достижения этнополитической стабильности[6].

3 стр., 1406 слов

Этнополитические конфликты (2)

... [15, с. 320-321] Г. Лапидус, анализируя ситуацию на постсоветском пространстве выделяет: конфликты с вовлечением в них аборигенных меньшинств (например лезгин в ... работы является исследование особенностей протекания этнополитических конфликтов и проблемы их урегулирования в РФ. Поставленная цель раскрывается через следующие задачи: 1. Исследовать динамику и типологию этнополитических конфликтов. ...

В.Г. Смолянинский обозначил общетеоретические подходы к изучению межэтнических конфликтов и выделил отдельные аспекты, лежащие в основе этнополитических конфликтов в СССР в 1980-е-1990-е г. Основные проблемы в его исследованиях — проблемы федеративного устройства и государственной национальной политики, межэтнических и межконфессиональных отношений[7].

В работах Ж.Т. Тощенко рассмотрены различные стороны последствий региональных конфликтов. Это, касается, проблем беженцев,

миграционных процессов в том или ином регионе, проблем их законодательного регулирования, влияния региональных межэтнических конфликтов на электоральное поведение населения, культурные взаимодействия[8].

В работе использованы общенаучные принципы анализа и синтеза, исторический принцип сравнения.

Глава 1 Межнациональные конфликты

1.1 Понятие «межнациональный конфликт», его характеристики

Само слово «конфликт» берет свое начало от латинского conflictus, что в переводе означает столкновение. Во многих случаях конфликт понимается как одна из форм взаимодействия людей, в основе которой лежат реальные или иллюзорные противоречия между людьми с попытками их разрешения на фоне проявления эмоций.

Профессор Э.А. Уткин в своей книге «Конфликтология » дает интересное определение конфликтной ситуации: «Конфликт — это столкновение противоположных позиций, мнений, оценок и идей, которые люди пытаются разрешить с помощью убеждения или действий на фоне проявления эмоций. Основой любого конфликта являются накопившиеся противоречия»[9].

Важнейшей характеристикой конфликта является неопределенность его исхода, т.е. участники конфликта не знают досконально позиции своих противников, вследствие чего образ действий каждой из сторон является производной только от целей и интересов стороны, не учитывающей мнения другой стороны.

А.Г. Здравомыслов рассматривает особый тип конфликта – этнический. В качестве этнических он подразумевает те конфликты, которые так или иначе включают в себя национально-этническую мотивацию. В такого рода конфликтах действует «сознание Мы» как этнической или национальной общности, выступающие средством или механизмом мобилизации социального, массового действия. В свою очередь социальное действие оказывается средством и инструментом борьбы формирующихся групп политической элиты за доступ к ресурсам и возможность контроля над этими ресурсами. Таким образом, в предлагаемом определении межнациональных конфликтов объединяются ценностный и ресурсный подходы, подчеркивая тем самым и взаимодополняющий характер[10].

В.А. Тишков определяет межэтнический конфликт как любую форму «гражданского, политического или вооруженного противоборства, в котором стороны, или одна из сторон, мобилизуются, действуют или страдают по признаку этнических различий» [11].

Необходимо затронуть такой аспект, как динамика социального конфликта, которая является одной из важнейших особенностей межэтнических конфликтов. Анализ показывает, что этнополитические конфликты имеют некоторые общие контуры своего развития, характеризующиеся порядком выдвигаемых требований. Во многих случаях конфликты начинались с постановки и обсуждения проблемы национального языка (Молдова-Приднестровье).

7 стр., 3367 слов

Контрольная работа: Этническая социология: национально-этнические отношения

... рассмотрим проблемы «национальных отношений» и «межэтнических конфликтов». 1. Этнические общности как предмет социологии. Исторические типы этнических общностей. Социальная структура общества вместе с ... наличием и взаимодействием социально-этнических общностей. Социология изучает генезис, сущность, функции, общие закономерности развития этносов, межэтнические (межнациональные) отношения и ...

Затем требования переходят в политическую плоскость и перерастают в статусные притязания. И, наконец, борьба выливается в территориальные претензии, которые представляют собой конфликты по поводу ресурсов соответствующей этнополитической группы. Примечательно, что именно на этой стадии происходит выделение архаических представлений об «исторической оправданности» выдвигаемых притязаний. Их содержание подтвердить или опровергнуть невозможно.

Архаичные представления подпитывают националистические идеи, что ведет к перерастанию локального насилия в отдельных регионах к повсеместной межэтнической борьбе. Именно такая динамика обнаружилась в противоборстве в Таджикистане. Аналогичные опасные тенденции все более отчетливо проявляются на Северном Кавказе, где плацдарм осетино-ингушских столкновений, не спадающая этнополитическая напряженность в Чечне могут расшириться, включив в себя и Дагестан.

В разных местах наблюдается одна тенденция: вооруженное противоборство вначале из локальной, относительно вялотекущей конфликтности полупартизанского характера перерастает в полномасштабные военные действия. Так было в Нагорном Карабахе, Приднестровье, Таджикистане, Абхазии.

Таким образом, можно сделать вывод, что этнический конфликт – это конфликт, основанный на абсолютно различных типах национального сознания, мнениях этнических общностей. Этнический конфликт обладает динамичным развитием, неопределенностью исхода и может перерасти в вооруженное противоборство, что приводит к печальным и даже ужасающим последствиям.

1.2 Причины межнациональных конфликтов

А.А. Мацнев с статье «Современные этнополитические конфликты и пути их урегулирования» указывает на то, что создано несколько теорий, объясняющих причины возникновения, эволюцию и динамику этнических конфликтов. Вместе с тем достаточно определенно выявились два подхода[12].

Во-первых, социологический, который явно доминирует. В рамках данного подхода причины конфликтов объясняются при опоре на анализ этнических параметров основных социальных группировок. Исследуется взаимосвязь и взаимовлияние социальной стратификации общества и разделения труда с этническими характеристиками региона, переживающего этнополитическую напряженность.

Во-вторых, политологический, также занимающий важное место при исследовании причин этноконфликтогенного развития и межэтнических коллизий. В рамках данного подхода первоочередное внимание уделяется трактовке роли национальных элит, прежде всего интеллектуальных и политических, в мобилизации этнических чувств, в процессе межэтнической напряженности и ее эскалации до уровня открытого конфликта. В качестве ключевого исследуется вопрос о власти, доступе к ресурсам[13].

Выбор в пользу этнополитологического методологического инструмента позволяет предложить соответствующую классификацию причин возникновения этнополитических конфликтов:

2 стр., 928 слов

Природа этнических конфликтов на Северном Кавказе

... проанализировать существующие причины межэтнических конфликтов и их специфику на Северном Кавказе . Объектом исследования является этнические конфликты на Северном Кавказе., Предмет исследования – понятие и формы этнических конфликтов на Северном Кавказе. Теоретической ... такого рода этнического конфликта было стремление Татарстана подняться до уровня союзных республик, а во втором — движение ...

Основополагающими среди них можно считать причины общецивилизационного характера, порождаемые объективным развитием человечества. Выделяя их, американский исследователь Э.Блэк, автор «теории модернизации», считает, неравномерное протекание модернизации (общественной структуры, экономики, национально-государственного устройства) в этносоциальных ареалах может обусловить конфликты между притязаниями этнических групп, с одной стороны, и реальными возможностями государства гарантировать обеспечение прав граждан, – с другой. Конфликты модернизации носят в высокой степени универсальный характер[14].

Еще более категоричен и определен в своих выводах другой американский ученый – А.Дейч. По его утверждению, модернизация неизбежно активизирует этническое сознание, способствует формированию политических устремлений к национальной автономии. В результате в будущем этнические конфликты будут возникать все чаще и охватят, в первую очередь, многонациональные государства, следствием чего, как он считает, станет их распадение на отдельные регионы.

Этнолог из США М.Гектер выдвигает концепцию «внутреннего колониализма», которая, по его мнению, позволяет выделить «триадную модель» возникновения этнополитической коллизии: во-первых, конфликтогенную по своей природе объективную обделенность этнических периферийных групп многонационального государства в процессе его неравномерной модернизации; во-вторых, осознание этой обделенности членами этнической группы как образ коллизийных центро-периферийных взаимоотношений угнетения; в-третьих, формирование этнонационализма как реакции любого угнетаемого этноса на «внутренний колониализм» Центра.

Также многие авторы указывают на то, что одной из важнейших причин является национализм. Национализм – это идеология, психология, социальная практика мировоззрения и политика подчинения одних наций другим, проповедь национальной исключительности и превосходства, разжигания национальной вражды, недоверия и конфликтов[15].

Причины национализма:

Во-первых, корни национализма заключены в определенном типе разделения труда, очень сложном и невероятно изменчивом. Как идея и общественно-политическая практика национализм заявляет о себе, когда процесс развития производительных сил вступает в период индустриализма.

Во-вторых, мощным источником подпитки националистической идеи служит противоречивая диалектика культуры и политики. Э. Геллнер формулирует это положение вполне определенно, считая его одним из важнейших в генезисе национализма.