Принципы социального государства и их обоснование

Понятие «социальное государство» впервые употребил в 1850 г. Лоренц фон Штейн. Он включил в перечень государственных функций «поддержание абсолютного равенства прав для всех различных социальных классов, для отдельного, самоопределившегося частного лица посредством его власти». Государство, по словам Штейна, «обязано способствовать экономическому и социальному прогрессу всех своих граждан, потому что, в конечном счете, развитие одного является условием развития другого, и в этом смысле оно таковым является что мы говорим о государстве всеобщего благосостояния». условие существование социальный государство

Социамльное госудамрство (нем. Sozialstaat; государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия) — политическая система, перераспределяющая материальные блага в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся.

Борьба за социальное государство — одно из ключевых положений политической программы социал-демократов. Упоминание о социальном государстве содержится в конституциях и других высших законодательных актах многих стран. Теория государства всеобщего благоденствия предполагает, что социальные гарантии обеспечиваются путём государственного регулирования экономики (прежде всего, крупного бизнеса) и налоговой политикой.

В этом эссе обсуждаются основные направления, а также принципы государства всеобщего благосостояния.

1. Социальное государство

Социальное государство (государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия) — политическая система, в которой каждому гражданину гарантирован достойный уровень жизни и широкий набор социальных благ: занятость, жильё, медицинская помощь, образование, пенсия и т.д. Борьба за социальное государство — одно из ключевых положений политической программы социал-демократов. Упоминание о социальном государстве содержится в конституциях и других высших законодательных актах многих стран. Теория государства всеобщего благоденствия предполагает, что социальные гарантии обеспечиваются путём государственного регулирования экономики (прежде всего, крупного бизнеса) и налоговой политикой.

Процесс зарождения и становления государства всеобщего благосостояния имеет долгую и сложную историю. В настоящее время оно существует в трех основных проявлениях и его можно анализировать на следующих трех соответствующих уровнях: на научном — как идею и ее развитие в целом ряде концепций, на нормативном — как конституционный принцип, закрепленный в основных законах все возрастающего числа стран, (пример: Так называется государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности Владимир Карпец Социальное государство и социальное представительство/ «Политическом журнале» №11/12 от 2 апреля 2007 года.

4 стр., 1835 слов

Правовое и социальное государство

... экономическими, социальными и политическими институтами. Целью работы является рассмотрение правового и социального государства, а именно, зарождение и развитие идей правового и социального государства. Основная часть 1 Сущность и критерии социального государства 1.1 Исторические основы социального государства Процесс возникновения и становления социального государства имеет долгую и ...

Конституция Российской Федерации вкладывает в понятие социальное государство то, что оно должно стремиться лишь к максимально возможному в условиях демократической страны равномерному содействию благу всех граждан и к максимально возможному равномерному распределению жизненных тягот.

Государство всеобщего благосостояния стремится обеспечить каждого своего гражданина прожиточным минимумом, достойным человеческого существа. Значит, каждый взрослый должен уметь зарабатывать деньги для себя и своей семьи.

В Конституции Российской Федерации содержится лишь право (ст. 37) «свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию» Конституции российской федерации от 12.12.1993 г( в редакции от 30.12.2008 г.)Российская газета.. Хотя в (ст. 37) говорится о праве на защиту от безработицы.

Одна из важнейших целей государства всеобщего благосостояния — социальное равенство. Правовое государство обеспечивает равенство всех перед законом.

Основная задача социальной политики Российской Федерации — достижение благополучия человека и общества, обеспечение равных и равных возможностей для развития личности. Основные направления социальной политики:

  • охрана труда и здоровья людей;
  • установление гарантированного минимального размера оплаты труда;
  • обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
  • развитие системы социальных служб;
  • установление государственных пенсий, пособий;
  • иные гарантии социальной защиты);
  • на эмпирическом — как реальную практику деятельности государственных институтов по решению социальных проблем общества и социальных групп.

2. Условия существования социального государства

Условиями существования социального государства и его характерными признаками являются:

1. Демократическая организация государственной власти. (пример: Таким называется государство, устройство и деятельность которого соответствует воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина. Демократическое государство является важным элементом демократии гражданского общества, основанного на свободе людей. Источником власти и легитимности всех органов этого государства является суверенитет народа. Это означает, что русский народ ни с кем не делит власть и никто, кроме себя, не может претендовать на власть в Российской Федерации. «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации, — указывается в ст. 3. — Захват власти и присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону» Конституции российской федерации от 12.12.1993 г(в редакции от 09.06.2001)Российская газета.. Концепция демократического государства неразрывно связана с концепциями конституционного и правового государства. В функции демократического государства входит обеспечение общих интересов людей при безусловном соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина.

5 стр., 2202 слов

Власть как социальный феномен (2)

... демократических условиях современной российской государственности эти факторы синтезированы в понятии «народ». Государственная власть, как разновидность социальной власти Для понимания сущности государственной власти, необходимо определение представления власти как социального феномена. Как уже упоминалось, социальная власть – это неотъемлемый ...

Демократия — это владение всей властью народу, а также свободное осуществление этой власти людьми в полном соответствии с их суверенной волей и фундаментальными интересами.

Важнейшие признаки демократического государства:

  • а) реальная представительная демократия;
  • б) обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Народ Российской Федерации осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 3 Конституции).

Представительная и прямая демократия различаются по форме волеизъявления народа.

Представительная демократия — осуществление народом власти через выборные учреждения, которые представляют граждан и наделены исключительным правом принимать законы (парламенты, выборные органы местного самоуправления), наделяемые правом решения наиболее важных вопросов жизни народа (объявление войны, принятие бюджета, введение чрезвычайного и военного положения, разрешение территориальных споров и др.).

Важным условием является независимость представительного института в пределах его полномочий, отсутствие параллельной законодательной власти и невмешательство исполнительной власти в прерогативы представительных институтов.

В Российской Федерации представительная демократия обеспечивается выборами в Государственную Думу и конституционно обусловленным формированием Совета Федерации, а также законодательными и представительными институтами субъектов Федерации и органами местного самоуправления. Единство системы государственной власти закреплено в Конституции РФ (ч. 3 ст. 5).

Великий нравственный смысл представительства делает гражданина ответственным за судьбы его родины, «приучить видеть в государственном интересе не нечто постороннее и чуждое, а известный высший принцип, перед которым должны склоняться все интересы частные» — высказывается Котляровский С.

Прямая демократия — это форма прямого волеизъявления народа или любой группы населения. «Высшим непосредственным выражения власти народа, — указывается в Конституции Российской Федерации (ст. 3), — являются референдум и свободные выборы.

Еще одна важная черта демократического государства — гарантия прав и свобод человека и гражданина. Только в условиях демократического режима права и свободы становятся реальными, устанавливается законность и исключается произвол силовых структур государства, хотя не отрицается принуждения в определенных формах, которые должны иметь четкие пределы и осуществляться только в соответствии с законом. Государство обязано защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и др. правонарушения.

Государство подчиняется закону и требует соблюдения закона всеми своими гражданами.

2. Высокий нравственный уровень граждан и прежде всего — должностных лиц государства (пример: Давно известно, что безнравственность людей, стоящих у власти, неизбежно выливается в большие беды и несчастья. А потому наряду с мерами политической и юридической ответственности все настойчивее шла борьба за подведение нравственных начал под власть, за недопущение и отстранение от власти людей без чести и совести, распутных, жестоких, лишенных чувства долга, справедливости, добра, верности слову. редко бывает, что мы не слышим о том, что в какой-то стране кого-то отстранили или не допустили к высокой государственной должности за алкогольную зависимость, супружескую измену, коррупцию. В некоторых западных странах усиливаются движения «за моральное перевооружение, улучшение и очищение политики и власти». Одним словом, нарастает тенденция усиления спроса с власти соблюдения принципа общечеловеческой и национальной морали).

7 стр., 3017 слов

Стратегия социально — экономического развития России

... граждан. Только имея ясную и понятную для каждого гражданина страны стратегию социально-экономического развития, Россия сможет стать экономически и политически мощной державой, население которой ... между гражданами и государством, между гражданами и бизнесом, между бизнесом и властью. Нашему обществу необходима обновленная система ценностей, отвечающаятрадициям России и требованиям современности: ...

3. Мощный экономический потенциал, позволяющий реализовывать меры по перераспределению доходов без значительного ущерба для положения собственников.

4. Структура социально ориентированной экономики, которая проявляется в наличии различных форм собственности со значительной долей государственной собственности в необходимых сферах экономики. (возмём в пример Россию: Единственным путем дальнейшего развития России может быть формирование такого социально-экономического строя, который бы: соответствовал достигнутому уровню развития производительных сил России; не дал возможности низвести страну до положения развивающихся государств; позволил эффективно развивать общество на основе максимальной мобилизации трудовой и общественно-политической активности всех слоев и социальных групп населения; обеспечил активное участие России в международном общественном разделении и кооперации труда и международном сотрудничестве; разрешил накопившиеся за годы советской власти и проведения так называемых демократических реформ социальные противоречия, не порождая новых антагонистических противоречий; сделал удовлетворение потребностей всего населения (а не отдельных классов и социальных групп) в достижении достойной жизни конечной целью общественного производства и всей их жизнедеятельности.

Такой социальной системой может быть только общество, экономической базой которого является социально ориентированная экономика устойчивого развития.

Такая экономика должна обладать рядом основополагающих признаков.

Во-первых, она должна иметь форму рыночной экономики и развиваться под определяющим воздействием закона стоимости как единства трех форм его проявления — закона спроса и предложения, закона взаимной связи цен и закона инерции цен.

Во-вторых, такая экономика должна быть социально ориентированной. Его общая направленность на обеспечение достойной жизни населения страны и повышение качества жизни предполагает, что производство материальных товаров и услуг для потребителей должно составлять основу всего производства. В то же время разные слои общества с разным уровнем доходов должны быть наделены разным ассортиментом и структурой материальных ценностей. Но в любом случае каждый должен получать доход, исходя из своего вклада в общественное производство. В свою очередь, общество должно предоставлять возможность комфортного существования тем своим членам, которые не могут участвовать в производстве.

Социальная ориентация экономики предполагает далее, что проблемы обеспечения каждой семьи, каждого человека не могут быть решены вне решения (и без решения) общероссийских проблем экономического развития страны; что проблемы одних регионов, одних слоев общества, одних наций и национальностей не могут решаться за счет ущемления прав и возможностей других.

6 стр., 2699 слов

Ответы на зачет. Социальное государство условия возникновения и этапы развития

... в правах человека и социальное государство в России не может опереться на фундамент правового государства: создание социального государства у нас не является новым этапом развития правового государства (как это имело место на Западе); 2. В России ...

Наконец, социальная ориентация экономики предполагает, что потребности живого поколения людей не могут быть удовлетворены за счет растраты природных ресурсов и подрыва естественной среды обитания будущих поколений.

В-третьих, социально ориентированная экономика должна обладать свойством непрерывного и устойчивого развития, обеспечивающего возможность растущего потребления (и количественно, и качественно) населения, его прироста без социальных и национальных коллизий.

В-четвертых, социально ориентированная экономика предполагает разрешение накапливающихся в обществе социальных противоречий не путем революций и контрреволюций, не путем навязывания своих методов такого разрешения большинством меньшинству, а путем разрешения этих противоречий на основе консенсуса, такого согласования интересов, которое не приводило бы к разрушению части накопленных производительных сил общества, к периодическому падению трудовой и общественно-политической активности народных масс, а позволяло бы находить оптимальное разрешение неизбежно возникающих противоречий классового общества.

Наконец, социально ориентированная экономика предполагает демократическое правительство государства, которое активно влияет на экономику посредством своей экономической политики.

Демократические преобразования современных российских реформаторов очень быстро вылились в установление авторитарной формы правления при полном господстве исполнительной власти над законодательной, отсутствии всякого контроля общества над деятельностью власти исполнительной на всех ее уровнях и сращивании ее с криминально-мафиозными структурами.)

5. Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства (в конституционном праве характеристика конституционно-правового статуса государства, предполагающая безусловное подчинение государства следующим принципам: народный суверенитет, нерушимость прав и свобод человека со стороны государства, связанность государства конституционном строе, верховенство конституции по отношению ко всем другим законам и подзаконным актам, разделение властей и институт ответственности власти как организационная основа правового государства, независимость суда, приоритет норм международного права над нормами национального права. РФ провозглашается П. г. в ст. 1 Конституции РФ. П. г. является также одной из центральных категорий современных демократических теорий права.)

6. Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики. (Основные функции гражданского общества: социально — компенсаторская и компенсаторно — регенерирующая (воспроизводства и воспитания), солидарная, коммуникативная, непосредственного жизнеобеспечения, социализации, гражданского правопорядка, социальной защиты и гаранта против произвола властей. Принципы жизни гражданского общества — индивидуация, конкуренция и сотрудничество. Основными характеристиками гражданского общества являются его аполитичность и негосударственность, его противоречивость и чередование с политическим государством. Оно носит исторический, открытый (незавершенный) и этнорегиональный характер.)

10 стр., 4525 слов

Социальное общество

... отдельных личностей, а не социальных групп. Социальная политика призвана смягчать социальное неравенство. Социальные группы и общности. Социальные группы – субъективный фактор развития общества. Признаки – возрастной (молод ... тех или иных объектов собственности семье, общине, ассоциации, коллективу, народу, государству, обществу. Это совместное достояние. Все субъекты имеют реальное и равное право ...

7. Ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации (налоговая политика, бюджет и т.д.).

8. Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину: а) достойных условий существования; б) социальной защищенности; в) равных стартовых возможностей для самореализации личности.

9. Наличие развитого социального законодательства (законодательства о социальной защите населения, например Кодекса социальных законов, как это имеет место в ФРГ).

Естественно, что Россия — не Германия, не Швеция и не Япония. Социальное государство в России должно иметь свои особенности. Поэтому разработка и реализация российской модели социального государства — лучший вариант социального развития нашей страны в современных условиях.

Проблемы социального развития России — 78/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. ?2004. — №15 (235).

С.В. Калашников, директор Департамента социального развития и охраны окружающей среды Правительства Российской Федерации, доктор экономических наук.«Создание социального государства в России сопровождается некоторыми трудностями:

1. Россия еще не обрела опоры в праве, в правах человека и социальное государство в России не может опереться на фундамент правового государства: создание социального государства у нас не является новым этапом развития правового государства (как это имело место на Западе);

2. в России не создан «средний слой» собственников: подавляющему большинству населения страны ничего не досталось от стихийно приватизированной партийно-государственной собственности;

3. отсутствует мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно свободы и автономии собственников;

4. не ликвидированы монополии в важнейших видах производства и сбыта, что приводит к отсутствию реальной конкуренции;

5. отсутствует развитое, зрелое гражданское общество;

6. снижен уровень нравственности в обществе, практически потеряны привычные духовные ориентиры справедливости и равенства. В общественном сознании утверждается (не без помощи «профессиональных» идеологов и политиков, а также СМИ) пагубное представление о несовместимости, с одной стороны, нравственности, а с другой — политики и экономики («политика — дело грязное»);

— Несмотря на перечисленные проблемы, развитие социальной государственности — единственно возможный путь для свободного общества, которым хочет стать Россия. Каковы долгосрочные последствия государства всеобщего благосостояния? Стимулы влияют на поведение людей. Если страна платит за бедность, болезни и старость, население через некоторое время становится бедным, больным и старым. Такая формулировка может показаться чересчур прямолинейной. Мы видим долгосрочные последствия внедрения государственной системы социальных гарантий.

8 стр., 3897 слов

По истории России 17 век «Первые Романовы»

... вопросе сыграли первые цари династии Романовых. Каковы были основные направления перемен в политическом, экономическом и социальном строе России при первых Романовых? В данном реферате я ... Романовым начали предприниматься первые попытки установления капиталистических отношений в государстве. Пожалуй, такие же драматические и острые события, какими был насыщен период правления первых Романовых, ...

Возьмем в качестве мысленного эксперимента простейший случай социальной помощи — пособие для бедных. Предположим, что изначально в какой-либо стране пособия не выплачиваются и каждый живет на доход от участия в производстве, за счет родственников или частной благотворительности. Однако всегда существует группа людей, которые в случае получения небольшой государственной субсидии откажутся от участия в экономической деятельности (так называемые «предельные», или «маргинальные» получатели пособия).

Институт пособий по бедности побуждает этих людей получать постоянную заработную плату».

Аналогичный эффект имеет место в случае частной благотворительности, а также при разделении рисков в системе частного страхования. Иное дело — государственная благотворительность или страхование. У государства всегда есть возможность переложить бремя своих расходов на налогоплательщиков.

Включается «денежный насос», рабочий цикл которого выглядит примерно так:

  • Политическая поддержка получателей пособий ==>
  • увеличение государственных обязательств ==>
  • увеличение налоговой нагрузки ==>
  • увеличение пособий ==>
  • политическая поддержка получателей пособий и так далее.

«Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что для создания в России социального государства необходимо использовать опыт создания и функционирования социального государства в развитых странах Запада, опираясь на многовековой опыт государственного строительства России, учитывая исторические традиции и менталитет русского и других коренных народов России, а также геополитическое положение и природно-климатические условия нашей страны, принцип социального государства в его российской модели должен рассматриваться как методологический, как главный и определяющий принцип строения и всей системы деятельности государства. Применительно к западным демократиям предлагается использовать термин «социальный» в данном случае не в строгом смысле, а в широком смысле слова «Теория государства и права. Курс лекций. Н.И. Матузова и А.В. Малько — М. Юрист — 2004 г.

При такой трактовке понятие социального государства будет обозначать не только его обязательства по решению сугубо социальных проблем, но и предопределять социальную направленность, цели и задачи его деятельности во всех других сферах жизни общества, характер его отношений с гражданами.

С точки зрения социально-политической цели как институт, российское государство всеобщего благосостояния должно стать национальным государством большинства и большинства, гарантирующим и соблюдающим права и свободы каждого отдельного гражданина в соответствии с законом.

Государство обязано и за счет собственных ресурсов, и путем создания необходимых условий для частного отечественного и зарубежного капитала обеспечить дальнейшее развитие наукоемких и высокотехнологических производств, модернизацию промышленности и агропромышленного производства, фактическую замену крайне запущенной технически и морально устаревшей коммунальной, строительной и дорожно-транспортной инфраструктуры.

принципиально важно остановить пропаганду насилия, жестокости, аморализма, индивидуализма и внедрение в массовое сознание иллюзий о широких возможностях случайного счастливого обогащения.

32 стр., 15896 слов

Государственная политика в сфере социальной защиты населения

... РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ 1.1 ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПРИЗРЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ Прежде всего необходимо дать определение понятию «социальное государство». «Социальное государство - это характеристика (принцип), относящаяся к конституционно-правовому статусу государства, предполагающая ...

Воспитание молодежи в духе гуманизма, нравственности, коллективизма и взаимопомощи, служения людям и Отечеству гораздо больше соответствует интересам общества и традициям народов России.

Перед государством и обществом стоят большие задачи в области формирования правовой культуры населения и борьбы с преступностью.

принцип социальный государство

3. Принципы социального государства

«Опыт многих европейских государств, являющихся по Конституции социальными, показывает, что они строят свою социально-экономическую политику, опираясь на такие важнейшие принципы, как:

  • экономическая свобода человека, его право на свободный выбор любого вида деятельности в сфере наемного труда и предпринимательства;
  • доверие к регулирующей роли рынка и, при необходимости, его регулирование с использованием экономических методов;
  • развитие и экономическая эффективность социального рыночного хозяйства;
  • социальная справедливость и социальная солидарность общества, которые обеспечиваются на основе развития акционерной собственности работников, а также путем налогового перераспределения доходов от богатых к бедным и большей загрузки наиболее трудоспособных членов общества для того, чтобы помочь менее трудоспособным;
  • гендерное равенство мужчин и женщин;

— участие всех граждан в управлении государственными и общественными делами, участие работников в управлении производством, развитие системы социального партнерства» Основы социального государства: учебник для вузов под общ.ред.д.е.н.,проф Н.Н.Гриценко,проф А.А.Шулуса:Издательский дом Атисо,2009.-440с..

Система социального обеспечения государства всеобщего благосостояния определяет принцип равенства и механизм перераспределения через преувеличенную концепцию солидарности, превращая ее в догму. Солидарность как цель общества сделала функцию перераспределения основной функцией государства.

Разработка моделей государства всеобщего благосостояния способствовала более глубокому пониманию сущности государства всеобщего благосостояния, что позволило выделить его инвариантные и системные свойства. Именно на этом этапе утвердилось понимание социального государства как родового понятия, фиксирующего принципиальные социальные качества государства, находящиеся в развитии, по-разному проявляющиеся в различных странах, но имеющие в своей основе единый набор принципов.

Пониманию природы государства всеобщего благосостояния также способствовало развитие, в то же время, других его моделей, не подпадающих под определение «государства всеобщего благосостояния». Одна из таких моделей, которую П. Розанваллон назвал «обществом всеобщего возмещения убытков», представлена в США.

Исторически обусловленный упор на либеральные ценности протестантской морали, абсолютизация гражданских прав и свобод привели к приоритету принципа компенсации за ущерб над принципом солидарности. В этом случае справедливость понимается как компенсация и возмещение ущерба; социальные риски подменяются понятием «жертва». Только получив признание потерпевшего, человек имеет право на компенсацию. Практика реализации этого принципа привела к появлению тенденции переориентации индивидуального подхода с социальной поддержки на групповую. Представляя себя потерпевшими, некоторые социальные группы просят социальной помощи и бюджетных трансфертов. В то же время широко распространена практика расширенного понимания вреда, который может включать несправедливость, совершенную по отношению к прошлым поколениям.

15 стр., 7335 слов

Экономика и социальная политика

... экономической системы". Конечно, развитие рыночной экономики объективно сопровождается повышение материального благосостояния большей части трудящихся, без этого экономика просто не может развиваться. Это ... еще являются уделом большого количества людей в этих государствах. Многовековая проблема человечества, проблема социальной справедливости, остается не решенной. Острота этой проблемы ...

С 1989 г. этот принцип широко внедряется и в российское социальное законодательство, вступая в сложные коллизии с системой социальной защиты, базирующейся на принципах солидарности, и подрывая ее.

С точки зрения функций государства как принцип солидарности, так и принцип компенсации ущерба в равной степени реализуются через принятие государством определенной социальной ответственности. Однако разный характер этой ответственности и, как следствие, разные способы перераспределения общественного богатства определяют разные механизмы социальной политики и могут вызывать противоположное отношение в обществе.

Конституция Российской Федерации в ст. 7 закрепляет принцип социальности государства: «1. Российская Федерация — государство всеобщего благосостояния, политика которого направлена ​​на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное человеческое развитие. 2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты» Конституции российской федерации от 12.12.1993 г(в редакции от 09.06.2001)Российская газета. Однако пока Россия может быть определена только как страна, находящаяся на переходном этапе к государству всеобщего благосостояния, и вышеупомянутое положение Конституции можно рассматривать как программный подход.

Принципы системы управления государством всеобщего благосостояния, выражающие основные правила управленческой деятельности государственных органов и политических организаций, делятся на общие и частные. К первым, действующим во всех видах управления, относятся принципы объективности, конкретности, оптимальности, основного звена, эффективности и др. К специфическим принципам управления социального государства относят принципы социальной справедливости, солидаризма, социального партнерства и социального мира (согласия), социальной меры и в известное мере принцип социального равенства. Последнее действует в смысле обеспечения равенства социальных условий, социальной защиты и гарантий социальных прав, исключая простое уравнение.

Заключение

Подлинно социальное государство возможно лишь в условиях демократии, гражданского общества и должно быть правовым в современном значении этой характеристики. В настоящее время правовое государство должно быть социальным, а социальное государство не может не быть правовым. Между тем исторически, а также в некоторых современных концепциях, например в подходе австрийского экономиста и политолога Ф.А. Хайека (Хайек Фридрих фон Август, Нобелевский лауреат, род. в 1899 г.), между принципами правового и социального государства можно фиксировать определенное противоположение.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kontrolnaya/printsipyi-sotsialnogo-gosudarstva/

1. Владимир Карпец Социальное государство и социальное представительство/ «Политическом журнале» №11/12 от 2 апреля 2007 год

2. Конституция РФ Принята всенародным голосованием 12.12.1993

3. Основные проблемы социального развития России — 78/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. ?2004. — №15 (235).

С.В. Калашников, директор Департамента социального развития и охраны окружающей среды Правительства Российской Федерации, доктор экономических наук.

4. Основы социального государства: учебник для вузов под общ.ред.д.е.н.,проф Н.Н.Гриценко, проф А.А. Шулуса: Издательский дом Атисо,2009.-440с.

5. Теория государства и права. Курс лекций. Н.И. Матузова и А.В. Малько — М. Юрист — 2004 г.