Правовое и социальное государство

Идеи, из которых складывается концепция правового государства, возникли давно. Они обусловили возникновение концепции правового государства, родоначальником которой обычно признается немецкий философ И. Кант. Однако термин “правовое государство” был введен в науку только в начале XIX в. Он получил распространение в юриспруденции континентальной Европы; в странах англосаксонского права в употреблении другое выражение с тем же смыслом – rul of law — “правление права”. С момента своего возникновения вплоть до наших дней доктрина правового государства постоянно развивалась, теряя одни идеи и приобретая другие.

Словосочетание “правовое государство” получило несомненную прописку в теории государства и права, хотя признать его полностью удачным не представляется возможным. Неправовых государств в природе не существует. Любое государство является правовым в том смысле, что оно творит право или что оно постоянно каким-то образом с правом взаимодействует. Поэтому выражение “правовое государство” в науке получило специальное значение. Оно употребляется для обозначения особых свойств, которыми обладает не всякое государство. Эти качества оно приобретает в определенной социальной среде, на определенном этапе своего развития.

Право России и ряда зарубежных стран использует выражение “правовое государство”. Однако ни в одной стране оно формально не определено, поэтому относительно набора черт, свойственных правовому государству, амплитуда колебания мнений ученых весьма широка. Объем диапазона определяется различными политическими позициями и субъективным мнением авторов. Например, в западной социологии указывается более тридцати его признаков, в российской юриспруденции — примерно два десятка. Представляется, что перечень характеристик правового государства неправомерно увеличен. Он расширен за счет включения социальных институтов или государственных свойств, имеющих самодовлеющее значение и прямо к правовому государству не относящихся. Последние по отношению к нему выступают либо в виде предпосылок (условий), либо связаны с ним функционально или иным образом. Поэтому следует различать с одной стороны признаки правового государства, а с другой стороны — социальные институты и государственные характеристики, связанные с правовым государством, но представляющие собой самостоятельную ценность.

Свойства правового государства между собой тесно связаны: отсутствие хотя бы одного из них в состоянии обрушить всю

Правовое государство — это государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого — обеспечить свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому обществу и строится на эквивалентности обмениваемых благ, на фактическом соотношении общественного спроса и предложения, ответственно за правопорядок, который гарантирует человеку свободу и безопасность, ибо духовным фундаментом его является признание прав человека.

5 стр., 2095 слов

Государство как ценность философия права

... теорий права. 1. Государство как ценность. Отражение ценностного характера государства в отечественной и зарубежной философско-правовой литературе. 2. Анархическое отрицание ценности государства. 3. Ценность государства и права в теории марксизма. 4. Право как ценность. Отражение ценностного характера права в ...

Актуальность работы заключается в том, что в настоящее время зарубежные страны достигли высокого уровня правового и социального государства. В России аналогичные процессы далеки от своего завершения. Наше общество сейчас характеризуется переходным состоянием, поэтому многие предпосылки правового государства еще в полной мере не сложились. Однако политико – правовая установка на создание правового государства имеется. Статья 2 Конституции России 1993 года определяет государство как “правовое”. Появление последнего возможно только в обществе с устоявшимися отношениями, с окрепшими экономическими, социальными и политическими институтами.

Целью работы является рассмотрение правового и социального государства, а именно, зарождение и развитие идей правового и социального государства.

Основная часть

1 Сущность и критерии социального государства

1.1 Исторические основы социального государства

Процесс возникновения и становления социального государства имеет долгую и сложную историю. В настоящее время оно существует в трех основных проявлениях и его можно анализировать на следующ их трех соответствующих уровнях: на научном — как идею и ее развитие в целом ряде концепций, на нормативном — как конституционный принцип, закрепленный в Основных законах все возрастающего числа стран, на эмпирическом — как реальную практику деятельности государственных институтов по решению социальных проблем общества и социальных групп.

Идейная основа социального государства восходит к представлениям античных мыслителей об идеальном государственном устройстве, обеспечивающем всеобщее благо для всех гражда н, его практическое формирование — отражает объективный процесс возрастания социальной роли государства в регулировании общественных отношений в индустриальном и постиндустриальном обществах. Промышленная революция и индустриализация вызвали новое резкое классовое расслоение общества, породили острый социальный антагонизм между рабочим классом и буржуазией.

Государство — продукт общественного развития. Возникнув на определенной ступени зрелости человеческого общества вследствие экономических, социальных, нравственных, психологических и других закономерностей, государство становится его основной управляющей системой. Государственно — организованное общество приобрело новые (уникальные) возможности для своего существования: развития производительных сил, социальных отношений, нравственных устоев, культуры, науки, международных связей.1

В наиболее общем виде сущность государства может быть определена как его социальное предназначение.

Вплоть до XIX столетия идея социального государства не была сформулирована как научная концепция или самостоятельная правовая теория. Положения о достойном материальном существовании и пагубности неравенства являлись отдельными аспектами философских и политэкономических исследований, направленных на поиск наилучшего государственного устройства 2 .

15 стр., 7275 слов

Значение социального партнерства в решении проблем охраны труда

... выплат и пенсий работников в большинстве случаев вынуждают мириться с опасными и вредными условиями труда, которые приносят огромный ущерб, как здоровью человека, так и государству. Вызывает озабоченность состояния охраны и условий труда женщин и подростков. В ...

Зарождение идеи социального государства связывают, прежде всего, с работами левогегельянцев в Германии. Одни из них, делая свои выводы из гегелевских абстракций, пришли к концепциям диктатуры пролетариата и социалистического государства (К. Маркс, Ф. Энгельс и их сторонники), другие, опираясь в том числе на положения христианского социализма, призывали использовать власть государства для преодоления социального неравенства в обществе. К их числу принадлежал философ, государствовед и правовед Лорену фон Штейн, с именем которого исследователи связывают зарождение идей социального государства. В книге «Настоящее и будущее науки о государстве и праве Германии» (1876 г.) он писал, что государство должно поднять низшие и обездоленные классы до уровня богатых и сильных.

Положения о социальных правах граждан и о социальных обязанностях государства в конце XIX — начале XX в. развивали также другие немецкие и австрийские исследователи, американский государствовед и Президент США Вудро Вильсон (он, правда, писал лишь об обязанности государства создать всем равные условия (шансы) и поддерживать определенный уровень жизни), французский конституционалист Леон Дюги, выдвигавший концепцию «государства-добра». В российской литературе идеи социальных прав и достойного существования человека в наиболее отчетливой форме выражал государствовед П.И. Новгородцев (1909 г.).

Идеи, о которых говорилось выше, были лишь отдельными элементами, набросками к концепции социального государства.

Словосочетание «социальное государство» впервые появилось в Конституции (Основном Законе) ФРГ 1949 г. Позже оно вошло в Конституции Франции 1958 г., Испании 1978 г., Румынии 1991 г., Словении 1991 г., Украины 1996 г., Колумбии 1991 г., Перу 1993 г., Эквадора 1998 г., Венесуэлы 1999 г., ряда других стран. Есть этот термин в ст. 7 Конституции РФ 1993 г. 3 Но во многих новейших европейских конституциях (например, Польши 1997 г., Финляндии 1999 г., Швейцарии 1999 г.) его нет. Содержание этого термина, как правило, не раскрывается. Обычно лишь констатируется, что данное государство — социальное (правда, в дальнейших статьях обычно назван более или менее полный объем социально-экономических прав, присущих современным условиям, говорится о некоторых мерах адресной социальной защиты определенных групп населения).

Положение о социальном государстве занимает в Конституции РФ особое место, поскольку характеризует внутреннюю, содержательную, ценностную сторону деятельности государства, тогда как большинство конституционных норм ориентировано на регулирование внешних, структурно-функциональных аспектов государственности.4 При этом содержание термина «социальное государство» в российской Конституции раскрывается через его цели: «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ст. 7).

В современной российской и зарубежной литературе по вопросу о сущности социального государства существуют неодинаковые взгляды. Некоторые авторы считают, что социальное государство аналогично «государству благоденствия» (welfare state), иногда говорят, что последний термин — это английский вариант первого. Другие усматривают сходство социального государства с «трудовым государством» — workfare state (этот труднопереводимый на русский язык неологизм не является точным термином, он появился, скорее, как игра слов, для противопоставления термину welfare state, чтобы показать, каким на деле должно быть современное государство — основанном на труде, благоприятствующим трудовому человеку), третьи говорят, что «проблематика социального государства в новом контексте постмодернизма перемещается в плоскость легитимного государства», четвертые, констатируя, что «золотое тридцатилетие» государства благоденствия давно закончилось, предлагают вместо него «селективное государство благосостояния», говорят о передающем, перемещающем социальные блага, «взмешивающем государстве» (transfer state, churning state), называя его идеальным типом государства и т.д.

4 стр., 1779 слов

Материалистическая теория происхождения государства

... социальной общности на разные аспекты данного процесса возникновения и развития государства и права. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при формировании и развитии материалистической теории происхождения государства ... обойти вниманием и марксистскую теорию, согласно которой государство есть результат изменения социально-экономических отношений, способа производства. ...

В настоящее время общая идея такого подхода к социальному государству в науке европейских стран заключается в утверждении, что социальное государство сопряжено с введением демократии в сферу экономических и социальных отношений (презюмируется, что в области политики демократия существует уже давно).

«Возрастающая роль государства как источника услуг и социальных благ для городского населения видится естественной реакцией на изменение социальных потребностей и запросов граждан», — отмечает британский исследователь Ф.Дж. Каслс. Изменения, внесенные в 2008 г. в Конституцию Франции Конституционным законом от 23 июля 2008 г. №2008-724 о модернизации институтов пятой республики, и последовавшие за этим другие законы (например, Закон от 20 августа 2008 г. №2008-789 о социальной демократии и реформе рабочего времени) тоже свидетельствуют об этой тенденции 5 .

Определения социального государства в учебных пособиях тоже неодинаковы. М.А. Волгин, Н.И. Гриценко, Ф.И. Шарков в учебнике «Социальное государство» предлагают, по-видимому, наиболее пространное определение, в которое включены формулировки: «социальное государство — это демократическое правовое государство», «самостоятельный тип правового государства», оно устанавливает оптимальные взаимоотношения личности, коллектива и государства, это «наиболее целесообразный способ соединения власти и свободы», оно обеспечивает «минимум социальных рисков» и т.д. 6

На наш взгляд, социальное государство – это, прежде всего, активное, интервенционистское, регуляционное государство, вмешивающееся в сферу социально-экономических отношений и отношений в области культуры, духовной жизни, в конечном счете, в общественных целях, хотя и не всегда на деле равно соблюдающее интересы всех слоев общества и индивидов. Любое государство, прежде всего, выражает интересы социальных слоев и индивидов, доминирующих в обществе экономически, политически и духовно, которые вследствие этого по общему правилу оказывают наиболее сильное давление на юридически и до определенной степени фактически независимую государственную власть, хотя в известных ситуациях решающим может оказаться давление других слоев, под воздействием которых государственная власть может осуществлять иные социально-экономические меры. Последние могут противоречить некоторым интересам доминирующих слоев общества, но, в конечном счете, они необходимы и им, ибо снимают социальную напряженность, которая может привести к непредсказуемым последствиям. Цель активной роли социального государства состоит в обеспечении различными методами условий и процессов повышения качества жизни общества и человека, в обеспечении такого уровня жизни, который считается достойным в международном сообществе, но учитывает конкретные условия данной страны, обычаи и традиции ее народа, реальные возможности общества и данной государственной власти.

6 стр., 2818 слов

По праву: «Происхождение права и государства. Место права ...

... Цель реферата осветить основные теории происхождения государства и права, а также изучить особенности права в системе социального регулирования общества. Глава 1. Основные теории происхождения государства и права Теологическая ... государства и права. Это вполне естественно и понятно, ибо каждая из них отражает или различные взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и других социальных ...

Современное социальное государство по своей природе выступает как социально- политический арбитр в обществе. Это качество в какой-то мере было присуще и государствам прежних эпох. Даже рабовладельческое и феодальное государство выполняло какие-то ограничительные функции по отношению к всевластию хозяина, осуществляло некоторые арбитражные функции в сфере общественных отношений определенных социальных групп. В современных условиях эта роль государства неизмеримо возросла, приобрела новый качественный характер. Современное социальное законодательство развитых стран детально регулирует отношения труда и капитала, роль социально — экономических организаций работников и работодателей, способы мирного давления на государственную власть с целью добиться удовлетворения тех или иных социально-экономических требований различных групп населения. Однако нужно иметь в виду, что социальное государство не является абсолютно беспристрастным арбитром. Как и всякое государство, оно, прежде всего, выражает и защищает интересы экономически, политически и идеологически доминирующих слоев общества7 .

Современные подходы требуют, чтобы государство (социальное государство) обеспечивало основные нужды человека (инфраструктуру, прожиточный минимум, образование, здравоохранение и др.), но человек тоже должен заботиться о себе и своей семье. Условия общественного развития, прогресс науки, культуры, образования, равно как и грозящие опасности (в том числе и из-за ложного или преступного использования научных достижений), требуют формирования новой личности человека, высоко профессионального, морально подготовленного и ответственного. Социальное государство обязано создать, и оно создает условия для этого.