В настоящее время проблема развития речи у детей привлекает внимание многих психологов [9, с. 169]. Речь — психическая функция, благодаря которой люди получают широкие возможности общения друг с другом. На основе речи и ее смысловой единицы — слова формируются и развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, память. Сензитивный период развития речи — ранний и дошкольный возраст. В это время создаются благоприятные условия для развития речи, закладывается фундамент для письменных форм речи — чтения и письма, и последующего речевого и языкового развития ребенка.
Данная тема достаточно актуальна, так как в современных условиях проблема развития речи у детей дошкольного возраста занимает особое место, потому что современная школа требует от ребенка высокого уровня умственного и речевого развития. Речь человека не только средство общения, но и средство выражения мысли. Чем образнее и правильнее речь, тем точнее выражается мысль. Развитие речи влечет за собой развитие мыслительных операций, и, наоборот, развитие мышления способствует развитию речи. Если уровень речевого развития ребенка высок, то он не только хорошо читает и грамотно пишет, но и лучше понимает и воспринимает изучаемое, четко излагает свои мысли. Овладение речью перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и «социализацию» ребенка.
В психологических, лингвистических, психолингвистических исследованиях детской речи таких ученых как Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, А.М. Шахнарович, Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева, было доказано, что любое нарушение в ходе развития речи отражается на деятельности и поведении детей.
Диагностика психологических особенностей речевого развития дошкольников предполагает подбор инструментария и методик, по которым возможна объективная оценка речевых возможностей детей дошкольного возраста.
Проблемы психологических особенностей развития речи дошкольников рассматривались в исследованиях А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, Д.Н. Узнадзе, П. Давидович, О.С. Ушаковой, А.И. Максаковой, Г.В. Чиркиной и др.
В зарубежной литературе проблемой психологических особенностей развития речи дошкольников занимались Дж. Брунер, К. Бюлер, Г. Бейтс.
Не смотря на исследования отечественных и зарубежных психологов до настоящего времени остаются открытыми вопросы отношения общего уровня речевого развития и уровня развития речи по отдельным критериям.
Особенности развития речи у детей дошкольного возраста с ОНР
... четырех слов, простые и сложносочиненные. Для того чтобы понять, все ли в порядке с речевым развитием малыша, родителям необходимо знать этапы развития речи ребенка. Умения ребенка в различном возрасте: 4 ... фразы используются все основные части речи. В норме ребенок к шести годам овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи. В речи ребенка, как правило, не встречаются ...
Объект исследования — речь детей дошкольного возраста.
Предмет исследования — психологические особенности развития речи у детей дошкольного возраста.
Цель исследования — выявление, обоснование и экспериментальная проверка психологических особенностей развития речи у детей дошкольного возраста.
Для решения поставленной цели сформированы следующие задачи исследования:
Определить понятие речи, рассмотреть функции, виды и свойства речи.
Выявить психологические особенности дошкольного возраста.
Проанализировать психологические особенности речевого развития детей дошкольного возраста.
Подобрать методики для проведения экспериментального исследования психологических особенностей развития речи у детей дошкольного возраста.
Провести экспериментальное исследование психологических особенностей речи у детей дошкольного возраста, проанализировать результаты и сделать выводы.
Теоретическо-методологической основой исследования явились исследования в отечественной и зарубежной психологии: концепция внутренней речи (Л.С. Выготский); концепция личности (С.Л. Рубинштейн); теория деятельности (А.Н. Леонтьев); концепция психического развития ребенка (Д.Б. Эльконин); теория психического развития (Л.С. Выготский); теория высших психических функций (Л.С. Выготский); концепция личности (Д.Н. Узнадзе); теория трех ступеней развития ребенка (К. Бюлер); когнитивная теория (Дж. Брунер); когнитивная теория развития (Ж. Пиаже).
При рассмотрении состояния исследуемой проблемы использовались следующие методы исследования: теоретические — анализ, сравнение, обобщение, синтез, классификация; эмпирические — наблюдение, экспериментальное исследование с применением диагностических методик Е.М. Струниной и Е.А. Стребелевой по обследованию разных сторон речи детей дошкольного возраста («Назови правильно», «Повтори правильно», «Считалки», «Назови», «Эхо», «Будь внимательным», «Назови, что это?», «Кто как двигается?», «Назови животного и его детеныша», «Подбери слово», «Прятки», «Угадай, чего нет?», «Назови ласково») [9, с. 169].
База экспериментального исследования. Исследование проводилось на базе Детского бронхолегочного санатория №15 города Москвы с участием 25 детей 5-6 лет.
Практическая значимость работы. Результаты настоящего исследования могут быть использованы психологами для определения психологических особенностей развития речи детей дошкольного возраста в детских садах, детских развивающих центрах, ЛПУ. Значимость для базы исследования заключается в определении уровня речевого развития в группе по различным критериям и возможности повышения уровня речевого развития целенаправленно по этим критериям.
Структура и объем работы обусловлена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 47 наименований, и 2 приложений. Работа представлена на 75 листах. Основная часть изложена на 47 листах, приложения составляют 15 листов. Работа содержит 6 рисунков и 2 таблицы.
Психолого-педагогическая поддержка детей младшего дошкольного ...
... развитию адаптивных умений ребенка. Цель данного исследования: определение наиболее эффективных путей психолого-педагогической поддержки детей младшего дошкольного возраста ... к особенностям ... ребенка младшего дошкольного возраста с ОВЗ к дошкольной образовательной организации. В связи с этим тема выпускной квалификационной работы — «Психолого-педагогическая поддержка детей младшего дошкольного возраста ...
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1 Исследование подходов к сущности понятия «речь», ее видам и основным закономерностям развития в психологической науке
Речь — это форма общения людей, опосредствованная языком. Для психологии представляет интерес, прежде всего, место речи в системе высших психических функций человека — в ее взаимоотношении с мышлением, сознанием, памятью, эмоциями. Особенно важны те ее особенности, которые отражают структуру личности и деятельности. Большинство психологов рассматривает речь как речевую деятельность, выступающую или в виде целостного акта деятельности или в виде речевых действий, включенных в неречевую деятельность.
Отечественный психолог А.Н. Леонтьев в своих работах [18, с. 211] рассматривал язык и речь, как частное использование языка с точки зрения специфической деятельности человека. В работах [18, с. 211] поднимаются вопросы общения как деятельности, социального смысла коммуникации, корректности и правомерности использования такого термина как «речевая деятельность».
По словам А.Н. Леонтьева: «С одной стороны язык есть продукт специфической, адекватной ему деятельности; он — то, в чем эта деятельность опредмечивается. С другой стороны он — объективная основа речевой деятельности индивида» [4, с. 257].
Л.С. Выготский считает, что речь — это, прежде всего, средство социального общения, средство высказывания и понимания. По его словам: «Речь — не только выразительно-эмоциональная реакция, но и средство психологического контакта с себе подобными». Он отмечал следующее: «Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом)» [24, с. 174].
С.Л. Рубинштейн <#»795835.files/image001.gif»>
Рис. 1. Общий уровень речевого развития дошкольников
Высокий уровень речевого развития характеризуется употреблением разных частей речи точно по смыслу, использованием в речи синонимов, антонимов, существительных с обобщающим значением. Ребенок владеет диалогической и монологической речью; самостоятельно, выразительно, без повторов передает содержание литературных текстов; составляет рассказы о предмете, картине, серии сюжетных картинок, небольшие рассказы из личного опыта, рассказы творческого характера и небольшие сказки.
Средний уровень речевого развития является возрастной нормой. Имея такой уровень, ребенок нечасто использует в речи синонимы, антонимы и обобщающие слова. Владеет диалогической речью, а монологической речью пользуется неактивно. Составляет рассказы с небольшой помощью взрослого о предмете, картине, серии сюжетных картинок. Речетворчество слабо развито. В общении не всегда проявляет инициативу. Выразительность речи недостаточна.
Низкий уровень речевого развития характеризуется бедным активным словарем. Ребенок старается употреблять разные части речи, но допускает ошибки и сам этого не осознает. Испытывает затруднения при составлении рассказов, требуется помощь взрослого. Редко использует в речи синонимы, антонимы и обобщающие слова. Не проявляет речевую активность в общении. Затрудняется самостоятельно составить рассказы о предмете, картинке, серии сюжетных картинок не воспринимает как единый рассказ. Допускает ошибки в словообразовании. Слабо владеет диалогической и монологической речью [9, с. 176].
Влияние музыкального сопровождения на развитие речевого творчества ...
... возникают оценочные суждения о своих действиях и действиях товарищей. Взаимосвязь музыкального воспитания, обучения и развития Гармоничность физического и умственного развития детей, их нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству связана с совершенствованием многих качеств ...
Проводя исследование по данным методикам [9, с. 169], мы выявили средний показатель речевого развития по каждому критерию:
звуковая культура речи — 2,36 балла;
словарь — 2,2 балла;
грамматика — 1,64 балла;
связная речь — 2,04 балла.
Также мы выявили средний показатель общего уровня речевого развития в группе в целом. Этот показатель равен 2,06 балла, что соответствует среднему уровню речевого развития, то есть возрастной норме.
При проведении методик на исследование звуковой культуры речи [9, с. 170-171], было выявлено, что 13 человек имеют высокий уровень речевого развития по данному критерию, 9 человек — средний и 3 человека — низкий уровень речевого развития. Это говорит о том, что у большинства детей устойчивое чистое звукопроизношение, в том числе и трудных звуков (методики «Назови правильно», «Повтори правильно», «Считалки» [9, с. 170-171]).
88 % ( 22 человека) умеют изолированно произносить слова различной слоговой структуры, воспринимают на слух и произносят слоговые ряды в заданной последовательности (методики «Назови», «Эхо», «Будь внимательным» [9, с. 171]).
При проведении методик на исследование грамматического строя речи [9, с. 173], было выявлено, что 3 человека имеют высокий уровень речевого развития по данному критерию, 10 человек — средний и 12 человек — низкий уровень речевого развития. Это говорит о том, что большинство детей допустили более трех измененных слов, составляя неологизмы (методики «Назови», «Угадай, чего нет?» [9, с. 173]).
Стоит отметить, что дошкольники умеют образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом (методика «Назови ласково» [9, с. 173]).
При проведении методик на исследование словаря [9, с. 172], было выявлено, что 8 человек имеют высокий уровень речевого развития по данному критерию, 14 человек — средний и 3 человека — низкий уровень речевого развития. Это говорит о том, что большинство детей умеют обобщать слова, подбирать определения и глаголы (методики «Назови, что это?», «Кто как двигается?», «Назови животного и его детеныша», «Подбери слово» [9, с. 172]).
При проведении методик на исследование связной речи [9, с. 174], было выявлено, что 6 человек имеют высокий уровень речевого развития по данному критерию, 13 человек — средний и 6 человек — низкий уровень речевого развития. Это говорит о том, что большинство детей способны пересказать сказку, но самостоятельное составление рассказа вызывает у них затруднения (методики «Расскажи, какой», «Составь рассказ» [9, с. 174]).
В ходе исследования, используя метод наблюдения, удалось выявить, что дошкольники легко владеют повествовательной, вопросительной и восклицательной формой высказывания, а также легко обнаруживают неправильное произношение звуков и слов.
Проведя экспериментальное исследование с применением диагностических методик Е.М. Струниной и Е.А. Стребелевой по обследованию разных сторон речи [9, с. 169] , а также используя метод наблюдения, выявить следующие психологические особенности развития речи у детей дошкольного возраста:
Речь взрослых как средство развития речи детей
... организация содержательного, продуктивного общения педагога с детьми. В методике принято выделять следующие средства речевого развития детей: общение взрослых и детей; культурная языковая среда, речь воспитателя; обучение родной речи и языку на занятиях; художественная литература; ...
Дети этого возраста способны четко произносить трудные звуки: шипящие, свистящие, сонорные. Дифференцируя их в речи, они закрепляют их в произношении.
У детей совершенствуется слуховое восприятие и развивается фонематический слух. Дошкольники могут различать определенные группы звуков, выделять из группы слов, фраз слова, в которых есть заданные звуки.
В дошкольном возрасте уже легко владеют повествовательной, вопросительной и восклицательной интонациями.
В 5-6 лет дети могут сравнивать речь сверстников и свою с речью взрослых, обнаруживать несоответствия: неправильное произношение звуков, слов, неточное употребление ударений в словах.
Речь дошкольников насыщается словами, обозначающими все части речи. В этом возрасте они активно занимаются словотворчеством, словоизменением и словообразованием, создавая множество неологизмов.
Дети этого возраста умеют самостоятельно образовывать слова, подбирая нужный суффикс.
В дошкольном возрасте появляется критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.
К 5-6 годам прием сравнения и сопоставления сходных и различных предметов (по форме, цвету, величине) прочно входит в жизнь детей и помогает им обобщать признаки, и выделять из них существенные. Дети свободно пользуются обобщающими словами, группируют предметы в категории по родовому признаку.
Развивается смысловая сторона речи: появляются обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, происходит выбор точных, подходящих выражений, употребление слов в разных значениях, использование прилагательных, антонимов.
Дети хорошо понимают прочитанное, отвечают на вопросы по содержанию и способны пересказать сказку, короткие рассказы.
Дошкольники способны выстроить рассказ по серии картин, изложив завязку, кульминацию и развязку. Кроме того, они могут вообразить события, предшествовавшие изображенному на картине, а также и последующие, то есть выйти за ее пределы. Иначе говоря, дети учатся составлять рассказ самостоятельно.
Дети дошкольного возраста могут дать описание игрушки, составить сюжетный рассказ об одной или нескольких игрушках, показать рассказ — инсценировку по набору игрушек.
В диалогической речи дошкольники пользуются, в зависимости от контекста, краткой или развернутой формой высказывания.
Таким образом, проведя экспериментальное исследование с применением диагностических методик Е.М. Струниной и Е.А. Стребелевой по обследованию разных сторон речи [9, с. 169] , а также используя метод наблюдения, мы увидели, что речевое развитие контрольной группы соответствует среднему уровню, то есть возрастной норме, а также выявили психологические особенности речи, соответствующие дошкольному возрасту.
Выводы по Главе 2
В ходе данного экспериментального исследования с применением диагностических методик Е.М. Струниной и Е.А. Стребелевой [9, с. 169], а также с использованием метода наблюдения, были выявлены психологические особенности развития речи у детей дошкольного возраста.
Проанализировав результаты исследования, можно сделать вывод о том, что уже к 5-6 годам дети правильно произносят большую часть звуков, владеют значительным словарным запасом, знают основы грамматического строя речи; владеют начальными формами связной речи (диалогом и монологом), позволяющими им свободно вступать в контакт с окружающими людьми. Дети способны понять закономерности построения развернутого высказывания (монолога), стремятся освоить правила ведения диалога. Формирование элементарного осознания языковых и речевых явлений развивает у детей произвольность речи, создает основу успешного овладения грамотой (чтением и письмом).
«ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ...
... слов произношение окружающих взрослых. 3.ПЕРВЫЕ СЛОВА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. Ряд отечественных лингвистов изучили развитие речи детей. Особенно много в этом отношении сделали Н.А.Рыбников и А.Н.Гвоздев. ... точку зрения поддерживает Е.И.Тихеева. Например, исследуя учебник «Логопедия»Ж.М.Флеровой можно в главе «Развитие речи у детей» найти следующее : «Новорожденный может издавать непроизвольные звуки: ...
С другой стороны, в речи детей 5-6 лет все еще часто встречаются грамматические ошибки и неологизмы.
В ходе диагностики выяснилось, что средний уровень речевого развития в экспериментальной группе соответствует возрастной норме, но полученные данные неоднородны. 24% и 60% детей имеют соответственно высокий и средний уровень развития речи, тем не менее, 16% детей имеют низкий уровень речевого развития, на что следует обратить внимание.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Речь — важная психическая функция человека, которая имеет свои функции, виды, свойства и критерии. На основе речи формируются и развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, память.
Дошкольный возраст — это период в развитии человека, соответствующий переходу от раннего возраста до поступления в школу. Дошкольный возраст является периодом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни. Особенностью этого периода, отличающей его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, которое будет способствовать приобретению в дальнейшем любых специальных знаний и навыков, усвоению различных видов деятельности.
В дошкольном возрасте речь теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения; появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность; ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания. Речь дошкольника превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждения и рассказы; речь становится особым видом произвольной деятельности, формируется сознательное отношение к ней.
В дошкольном возрасте наряду с определенными достижениями очевидными становятся упущения и недостатки в речевом развитии ребенка. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражается на его деятельности и поведении, на формировании личности целом.
В работе было проведено экспериментальное исследование с применением диагностических методик Е.М. Струниной и Е.А. Стребелевой по обследованию разных сторон речи, в ходе которого были выявлены психологические особенности развития речи у детей дошкольного возраста.
В связи с этим необходимо отметить, что в дошкольном возрасте в речевом развитии большинство детей достигают довольно высокого уровня. Они правильно произносят звуки, отчетливо и ясно воспроизводят слова, имеют необходимый для свободного общения словарный запас, правильно пользуются многими грамматическими формами и категориями; высказывания дошкольников становятся содержательнее, выразительнее и точнее.
По специальной психологии «Нейропсихологический подход к ...
... специфику охарактеризовать нейропсихологической диагностики речи детей с развития нарушениями; подобрать диагностический материал для исследования нейропсихологического речи детей с нарушениями развития. Применение: исследования Методы: Структура курсовая: приложений 1. Нейропсихологические аспекты формирования и развития детей речи с нарушениями ...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovoy/izuchenie-psihologicheskih-osobennostey-rechevogo-razvitiya/
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. — М.: Феникс, 2009. — 286 с.
. Ветрова, В.В. Ребенок учится говорить / В.В. Ветрова, Е.О. Смирнова. — М.: Знание, 2008. — 194 с.
3. Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии / Е.Н. Винарская. — М.: Теревинф, 2011. — 212 с.
. Волков, Б.С., Волкова, Н.В. Психология общения в детском возрасте / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. — М.: Педагогика, 2013. — 257 с.
. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. — М.: Педобщество, 2007. — 316 с.
. Выготский, Л.С. Детская речь / Л.С. Выготский. — М.: Педагогика, 2010. — 384 с.
. Гальперин, П.Я. Введение в психологию / П.Я. Гальперин. — Самара: Бахрах-М, 2009. — 345 с.
. Гвоздев, Н.А. Вопросы изучения детской речи / Н.А. Гвоздев. — СПб.: Детство-Пресс, 2007. — 472 с.
. Герасимова, А.С. Уникальное руководство по развитию речи / под ред. Б.Ф. Сергеева. — М.: Айрис-пресс, 2011. — 169 с.
. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада / В.В. Гербова. — М.: Мозаика-Синтез, 2007. — 241 с.
. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации / О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина. — М.: Просвещение, 2007. — 148 с.
. Добрович, А.Б. Общение: наука и искусство / А.Б. Добрович. — М.: Знание, 2009. — 161 с.
. Запорожец, А.В. Психология / А.В. Запорожец. — М.: Речь, 2009. — 254 с.
. Ильин, Е.Н. Искусство общения / Е.Н. Ильин. — М.: Педагогика, 2007. — 165 с.
. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребёнка от рождения до 17 лет / И.Ю. Кулагина. — М.: Айрис-пресс, 2010. — 322 с.
. Лангеймейер, Й., Психическая депривация в дошкольном возрасте / Й. Лангеймейер, З. Матейчек. — М.: Сфера, 2011. — 277 с.
. Леонтьев, А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. — М.: Смысл, 2009. — 365 с.
. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. — М.: Педагогика, 2007. — 211 с.
. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. — М.: Педагогика, 2008. — 204 с.
. Лисицына М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисицына. — СПб.: Питер, 2011. — 194 с.
. Лурия, А.Р., Юдович, Ф.А. Речь и развитие психических процессов ребенка / А.Р. Лурия, Ф.А. Юдович. — М.: Педагогика, 2008. — 405 с.
22. Лямина Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста. / Г.М. Лямина. — М.: Айрис-Пресс, 2009. — 112 с.
. Маркова, А.К. Психология усвоения языка как средства общения / А.К. Маркова. — М.: Речь, 2012. — 341 с.
Быстрота и методика ее развития
... груза, положенного на бедро и др. Особенность силовой подготовки, имеющей целью развитие быстроты, состоит также в ... двигательной деятельности. В методике воспитания быстроты существует два направления: целостное воспитание быстроты в определенном движении и аналитическое совершенствование ... передвижения, гораздо легче проявить предельную быстроту и попытаться превысить ее. Так, в эксперименте бег на ...
. Миронова, Е.А. Развитие речи дошкольников / Е.А. Миронова. — М.: Педагогика, 2011. — 174 с.
. Мухина, В.С. Детская психология: Учебник для студентов педагогических институтов / под ред. Л.А. Венгера. — М.: Просвещение, 2007. — 294 с.
. Мухина, В.С. Шестилетний ребенок в школе / В.С. Мухина. — М.: Академия, 2009. — 215 с.
. Немов, Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Р.С. Немов. — М.: Просвещение, 2010. — 588 с.
28. Обухова, Л.В. Возрастная психология / Л.В. Обухова. — М.: Смысл, 2009. — 170 с.
. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми / под ред. М.И. Лисиной. — М.: Педагогика, 2010. — 232 с.
. Павлова, Л.Д. Малыш учится говорить / Л.Д. Павлова. — М.: Просвещение, 2008. — 186 с.
. Павлова, Л.Д. Раннее детство: развитие речи и мышления / Л.Д. Павлова. — М.: Просвещение, 2011. — 237 с.
. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребёнка / Ж. Пиаже. — М.: Инсти, 2008. — 347 с.
33. Психология здоровья дошкольника / под ред. Г.С. Никифорова. — СПб.: Речь, 2010. — 219 с.
. Разенкова, Ю.А. Развитие речи детей раннего возраста / Ю.А. Разенкова, С.Н. Теплюк, И.А.Выродова. — М.: Айрис-Пресс, 2007. — 159 с.
. Психология. Словарь / под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: Политиздат, 2007. — 457 с.
. Развитие личности ребенка / под ред. А.М. Фонарева. — М.: Прогресс, 2007. — 113 с.
. Развитие мышления и умственное развитие дошкольника / под ред. Н.Н. Соловьева. — М.: ВЛАДОС, 2007. — 217 с.
. Розенгард-Пупко, Г.И. Формирование речи у детей раннего возраста / Г.Л. Розенгарт-Пупко. — М.: Просвещение, 2009. — 186 с.
. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2010. — 724 с.
. Рубинштейн, С.Л. Развитие связной речи / С.Л. Рубинштейн. — М.: Академия, 2009. — 560 с.
. Ступени общения: от года до семи лет / под ред. Л.Н. Галигузовой, Е.О. Смирновой. — М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. — 303 с.
42. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей / Е.И. Тихеева. — М.: Смысл, 2008. — 242 с.
. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М.Ф. Фомичева. — Воронеж: Норма-Пресс, 2007. — 114 с.
. Штерн, В. Психология раннего детства / В. Штерн. — СПб.: Стиль, 2012. — 273 с.
. Щелованов, Н.М. Диагностика развития детей раннего возраста / Н.М. Щелованов. — М.: Эксмо, 2013. — 175 с.
Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте / Д.Б. Эльконин. — М.: Просвещение, 2009. — 282 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Методики Е.М. Струниной и Е.А. Стребелевой по обследованию разных сторон речи детей дошкольного возраста [9, с. 169]
Исследование звуковой культуры речи
. Методика «Назови правильно»
Цель: проверка звукопроизношения.
Психологические особенности одаренных детей (2)
... в работе психолога - тестирование на “входе”, т.е. психологическая диагностика детей. Этот этап входит в спектр работы ... ребенка. Попытаемся сделать это не с помощью громоздких методик, направленных, в основном, на диагностирование природных психофизиологических особенностей. Для этого мы взяли методику, ... занятиями других детей; с легкостью, общается с другими детьми и со взрослыми; генерирует идеи ...
Организация: ребенку предлагают рассмотреть карточки с картинками и назвать предметы, нарисованные на них.
С: сад, коляска, глобус.
Сь: василек, такси.
: замок, незнайка.
Зь: земляника, обезьяна.
Ц: цапля, кольцо, индеец.
Ш: шашки, ошейник, карандаш.
Ж: жираф, жук, лыжи.Ц: щука, щенок, плащ.
Ч: чайник, печенье, мяч.
Л: лампа, волк, стол.
Ль: лимон, плита, соль.
Р: рак, марки, мухомор.
Рь: река, пряники, фонарь.
И: лейка, яблоко, еж, крылья.
К: куртка, скрипка, шкаф.
Г: грядка, грелка, виноград.
Х: хлеб, ткачиха, петух.
. Методика «Повтори правильно»
Цель: проверка звукопроизношения.
Организация: ребенку предлагают повторить предложения, написанные на карточках с сюжетными рисунками.
У сома усы.
У Зины зонт.
Кузнец кует цепь.
Шапка да шубка — вот и весь Мишутка.
У ежа ежата.
Дятел долбил ель.
К нам во двор забрался крот.
Майя и Юра поют.
. Методика «Считалки»
Цель: проверка звукопроизношения в процессе проговаривания текста-считалки.
Организация: ребенку предлагается поиграть в считалки: «Я начинаю считалку, а ты слушай, потом повторишь». Взрослый, ритмично произнося текст считалки, в такт словам указывает рукой то на себя, то на ребенка, затем просит ребенка повторить.
«Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять, вдруг охотник выбегает, прямо в зайчика стреляет, но охотник не попал, серый зайчик ускакал».
За стеклянными дверями стоит мишка с пирожками, сколько, мишенька-дружок, стоит вкусный пирожок?» (Каждую считалку можно повторить не более 2-3 раз).
. Методика «Назови»
Цель: проверка сформированности умения ребенка изолированно произносить слова различной слоговой структуры.
Оборудование: картинки со следующими словами — свинья, космонавт, аквариум, мотоцикл, квартира, скворечник, телевизор, вертолет, художница, фотограф, земляника, сковородка, мотоциклист, прямоугольник, стрекоза, снеговик, водопроводчик, милиционер.
Ход обследования: взрослый предлагает ребенку назвать изображения на картинках (предметы, персонажи, растения, насекомые, животные), при затруднениях взрослый просит повторить за ним следующие слова: свинья, космонавт, аквариум, мотоцикл, квартира, скворечник, телевизор, вертолет, художница, фотограф, земляника, сковородка, мотоциклист, прямоугольник, стрекоза, снеговик, водопроводчик, милиционер.
. Методика «Эхо»
Цель: проверка слухового внимания, восприятия в умения произнести слоговые ряды в заданной последовательности.
Организация: ребенку предлагается поиграть в игру «Эхо»: взрослый произносит слоговые ряды и просит ребенка их повторить.
Ход обследования: ребенку предлагают поиграть в игру «Эхо»: логопед произносит следующие слоговые ряды: па-ба, та-да, ка-га, па-па-ба, та-да-та, па-ба-па.
. Методика «Будь внимательным»
Цель: проверка уровня сформированности фонематического слуха.
Организация: ребенку предлагается поиграть в игру: «Я буду называть слова, если услышишь звук «ш», хлопни в ладоши».
Взрослый называет слова: домик, зайка, шапка, мишка, лиса, шишка, елка, машина. Затем ребенку поочередно предлагают выделить следующие звуки: «к», «л» из предлагаемых слов: обезьяна, зонтик, кошка, стул, халат, мак; кулак, зайка, майка, мыло, ромашка, лампа.
Обследование словаря детей
Выявление овладения словарем (точность словоупотребления, использование разных частей речи).
1. Методика «Назови, что это?»
Цель: выявление овладения обобщающими словами.
Организация: взрослый предлагает ребенку рассмотреть ряд картинок с изображением и назвать их одним словом (одежда, мебель).
Затем взрослый просит ребенка перечислить цветы, птиц и животных. Далее ребенку предлагают отгадать предмет по описанию: «Круглое, гладкое, сочное, сладкое, фрукт» (яблоко).
Оранжевая, длинная, сладкая, растет на грядке, овощ (морковь); зеленый, длинный, вкусный он соленый, вкусный он сырой, кто же он такой? (огурец); красный, круглый, сочный, мягкий, вкусный, овощ (помидор)
. Методика «Кто как двигается?»
Цель: выявление овладения обобщающими словами.
Организация: ребенку предлагается рассмотреть карточки с изображениями животных и назвать, кто как двигается.
Оборудование: картинки с изображением рыбы, птицы, лошади, собаки, кошки, лягушки, бабочки, змеи.
Ход обследования: взрослый предлагает ребенку ответить на Вопросы: Рыба.,. (плавает) Птица.,. (летает).
Лошадь ..(скачет).
Собака… (бегает) Кошка .. .(крадется, бегает).
Лягушка (как двигается?) — прыгает. Бабочка . ..(летает).
. Методика «Назови животного и его детеныша»
Цель: выявление уровня сформированности словарного запаса.
Оборудование: картинки с изображением домашних и диких животных и их детенышей.
Ход обследования: ребенку показывают картинку с изображением одного из животных и предлагают назвать его и его детеныша. В случаях затруднения взрослый берет картинки и помогает ребенку ответить: «Это кошка, а у нее детёныш — котенок. А это собака, как называется ее детеныш?»
. Методика «Подбери слово»
Цель: выявление умения подбирать слова, обозначающие качество действия.
Обследование грамматического строя речи
. Методика «Прятки»
Цель: диагностика понимания и использования предлогов: между, из-за, из-под.
Оборудование: игрушки — зайка, две машинки.
Ход обследования: ребенку предлагаются выполнить ряд действий с игрушками и ответить на вопросы, связанные с этими действиями. Например: «Спрячь зайку между машинками. Куда спрятал зайку? Спрячь зайку за машинку. Куда спрятал зайку? Откуда выглядывает зайка?».
. Методика «Угадай, чего нет?»
Цель: выявление умения ребенка образовывать имена существительные множественного числа.
Организация: ребенку предлагается рассмотреть картинки с изображениями предметов и назвать один предмет и много. Предлагаются следующие картинки: глаз — глаза; ведро — ведра; рот — рты; лев — львы; перо — перья; окно — окна; дом — дома; кресло — кресла; ухо — уши; дерево — деревья; стол — столы; стул-стулья.
. Методика «Назови ласково»
Цель: выявление сформированности умения образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Организация: ребенку предлагается рассмотреть картинки с изображением большого и маленького предметов, затем просят назвать эти предметы ласково.
Окно-… (окошечко).
Зеркало-… дерево-… Ящик-… Кольцо-…Петля — ..Ухо- …Платье-…
. Методика «Назови»
Цель: выявление сформированности правильного употребления падежных форм существительных.
Ход обследования: ребенку предлагают ответить на вопросы, с употреблением различных падежных форм существительных: «Чего много в лесу? Откуда осенью падают листья? (Род. пад).
К кому ты любишь ходить в гости? Кому нужна удочка? (Дат. пад.) Кого ты видел в зоопарке? цирке? (Вин. пад.) Чем ты смотришь? Чем ты слушаешь? (Тв. пад.) На чем катаются дети зимой? (Пр. пад.)».
Исследование связной речи
.Методика «Расскажи, какой»
Цель: диагностика умений ребенка использовать при описании предметов(игрушек) слова, обозначающие существенные признаки.
Ход обследования: взрослый предлагает ребенку рассказать об игрушке (предмете).
Предлагаются для описания следующие слова: елка, зайчик, мячик, яблоко, лимон. При затруднениях взрослый уточняет: «Расскажи, что ты знаешь о елке? Какая она бывает? Где ты ее видел?»
. Методика «Составь рассказ»
Цель: выявление уровня сформированности связной речи.
Оборудование: три картинки с изображением серии последовательных событий: «Кошка ловит мышку».
Ход обследования: взрослый непоследовательно раскладывает перед ребенком картинки с изображением серии последовательных событий и предлагает рассмотреть их и разложить по порядку: «Разложи картинки так, чтобы было понятно, что было вначале, что потом случилось и чем завершилось действие? Составь рассказ».
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Методические рекомендации по развитию речи детей дошкольного возраста [1, с. 296]
Приемы работы по формированию связной речи:
. Беседы с ребенком с использованием красочных картинок, выразительной интонации, мимики, жестов.
. Чтение рассказов или сказок, после чего следует рассмотреть картинки. Если ребенок понял рассказ, то по просьбе взрослого он может показать изображенных на ней действующих лиц, совершаемые ими действия и т.п. Взрослый может задать вопросы по содержанию рассказа для выяснения понимания ребенком причинно-следственных связей (Почему это случилось? Кто в этом виноват? Правильно ли он поступил? и т.д.) О понимании смысла рассказа свидетельствует также умение пересказать его своими словами.
. Необходимо учить ребенка участвовать в беседе (диалог).
В беседе расширяется словарный запас, формируется грамматический строй предложения. Беседовать можно по различным темам: о книгах, фильмах, экскурсиях, а так же это могут быть беседы по картинкам. Ребенка необходимо научить слушать собеседника не перебивая, следить за ходом его мысли. В беседе вопросы взрослого должны усложняться постепенно, как и ответы детей. Начинаем с конкретных вопросов, на которые можно дать один вариант короткого ответа, постепенно усложняя вопросы, и требуя более развернутые ответы. Это делается с целью постепенного и незаметного для ребенка перехода к монологической речи. Приведем пример «усложненной» беседы (рис. 2)
Рис. 2. Картинка для проведения «усложненной» беседы
Каких животных ты видишь на этой картинке?
Волка, медведя и лису.
Что ты знаешь о волке?
Он серый злой и живет в лесу. Еще он по ночам воет
А что ты можешь сказать о медведе?
Он большой, коричневый, зимует в берлоге.
А что ты знаешь о лисе?
Она очень хитрая, рыжая и у нее большой пушистый хвост.
Где ты видел этих зверей?
В зоопарке, там они живут в клетках
Какие ты знаешь сказки про медведя, лису, волка? и т.п.
. При составлении описательных рассказов ребенок овладевает первыми навыками связного изложения мыслей «на одну тему», одновременно он прочно усваивает признаки многих предметов, а следовательно, расширяется словарный запас. Для обогащения словарного запаса очень важно проводить подготовительную работу к составлению каждого рассказа-описания, напоминая ребенку о признаках описываемых предметов или даже заново знакомя его с этими признаками. Начав с описания единичных предметов, нужно переходить к сравнительным описаниям однородных предметов — учиться сравнивать разных животных, разные фрукты и овощи, разные деревья и т.д. Приведем пример составления описательного рассказа по предложенной схеме (рис. 3).
Рис. 3. Схема описательного рассказа
. Трудность правильного прослеживания ребенком основных моментов развития сюжета проще всего преодолеть, если начать работу с составления рассказа по серии сюжетных картинок, расположенных в той последовательности, в какой происходили события. Количество сюжетных картинок в серии постепенно увеличивается, и описание каждой картинки становится более подробным, состоящим из нескольких предложений. В итоге составления рассказов по сериям картинок ребенок должен усвоить, что рассказы нужно строить в строгом соответствии с последовательностью расположения картинок, а не по принципу Что первое вспомнилось, о том и говори».
. При составлении рассказа по одной сюжетной картине очень важно, чтобы картина отвечала следующим требованиям:
она должна быть красочной, интересной и привлекательной для ребенка;
сам сюжет должен быть понятен ребенку данного возраста;
на картине должно быть небольшое число действующих лиц;
она не должна быть перегружена различными деталями, не имеющими прямого отношения к ее основному содержанию.
Необходимо предложить ребенку придумать название картины. Ребенок должен научиться понимать сам смысл изображенного на картине события и определять свое отношение к нему. Предварительно взрослый должен продумать содержание беседы по картине и характер задаваемых ребенку вопросов. Примеры сюжетных картин (рис. 4)
Рис. 4. Примеры сюжетных картин
. В процессе работы над пересказом у ребенка развиваются и совершенствуются внимание и память, логическое мышление, активный словарь. Ребенок запоминает грамматически правильные обороты речи, образцы ее построения. Знакомство ребенка с содержащейся в рассказах и сказках новой для него информацией расширяет круг его общих представлений и способствует совершенствованию его монологической речи в целом. При работе над пересказом конкретного текста сначала нужно выразительно прочитать или рассказать ребенку интересный и доступный ему по содержанию рассказ и затем спросить, понравился ли он ему. Можно так же задать несколько уточняющих вопросов по содержанию рассказа. Обязательно нужно объяснить ребенку значение незнакомых слов. Важно обратить внимание на «красивые» обороты речи. Можно рассмотреть иллюстрации. Важно упражнять ребенка и в других видах пересказа:
Выборочный пересказ. Предлагается пересказать не весь рассказ, а лишь определенный его фрагмент.
Краткий пересказ. Предлагается, опустив менее существенные моменты и не исказив при этом общей сути рассказа, правильно передать его основное содержание.
Творческое рассказывание. Ребенку необходимо дополнить прослушанный рассказ чем-то новым, внести в него что-то свое, проявив при этом элементы фантазии. Чаще всего предлагается придумать к рассказу начало или конец.
Пересказ без опоры на наглядность. При оценке качества детского пересказа важно учитывать следующее:
полноту пересказа;
последовательность изложения событий, соблюдение причинно-следственных связей;
использование слов и оборотов авторского текста, но не дословный пересказ всего текста (очень важен и пересказ «своими словами», свидетельствующий о его осмысленности);
характер употребляемых предложений и правильность их построения;
отсутствие длительных пауз, связанных с трудностью подбора слов, построения фраз или самого рассказа.
. Переход к самостоятельному составлению рассказов должен быть достаточно хорошо подготовлен всей предшествующей работой, если она проводилась систематично. Чаще всего это бывают рассказы из личного опыта ребенка. Рассказ из личного опыта требует от ребенка умения самостоятельно подбирать нужные слова, правильно строить предложения, а также определять и удерживать в памяти всю последовательность событий. Поэтому первые небольшие по объему самостоятельные рассказы детей обязательно должны быть связаны с наглядной ситуацией. Это «оживит» и дополнит нужный для составления рассказа словарный запас ребенка, создаст у него соответствующий внутренний настрой и позволит ему легче соблюдать последовательность в описании недавно пережитых им событий. Примерными темами для подобных рассказов могут служить
- рассказ о дне, проведенном в детском саду;
- рассказ о впечатлениях от посещения зоопарка (театра, цирка и т.д.);
- рассказ о прогулке по осеннему или зимнему лесу и т.п.
В заключении хочется еще раз напомнить о том, что именно в связной речи наиболее ярко проявляются все речевые «приобретения» ребенка — и правильность звукопроизношения, и богатство словарного запаса, и владение грамматическими нормами речи, и ее образность и выразительность. Но для того чтобы связная речь ребенка смогла приобрести все необходимые для нее качества, нужно последовательно пройти вместе с ним весь тот сложный, интересный и вполне доступный для него путь.
. Называние предметов (существительных) по тематическим группам с опорой на наглядность и без нее. Основные тематические группы:
домашние птицы;
- дикие птицы;
- рыбы;
насекомые;
- деревья;
- грибы;
- ягоды;
овощи;
- фрукты;
- мебель;
- посуда; —
одежда;
- обувь;
- головные уборы;
- транспорт;
игрушки;
- явления природы;
- продукты питания;
Важно знать и такие понятия, как: ( времена года, время суток, названия месяцев и дней недели.) Можно использовать
- «Месяцы осени» Осенью природа засыпает Сентябрь Октябрь Ноябрь С О Н
- «Четвертый лишний» Ребенок должен определить какая картинка лишняя и сказать почему.
- Времена суток.
. Подбор слов-признаков:
- по цвету;
- вкусу;
- температуре;
- форме;
- материалу, из которого сделан предмет;
— принадлежности этого предмета человеку или животному (мамин, папин, медвежий, заячий и т.п.) Люди и животные также различаются по «характерологическим» особенностям (злой, трусливый, добродушный и т.д.) Можно описывать предмет с помощью слов-признаков, загадывать загадки. Красное, круглое, сладкое, садовое. Оранжевая, хрустящая, вытянутая, сладкая. Круглый, полосатый, зеленый, сладкий. Игра «Чей хвост?» Игра «Какой? Какая? Какое? Какие?» желтый желтое желтые кислый яркое пушистые овальный круглое смешные
. Подбор глаголов к существительным. Наиболее распространенные группы глаголов:
- Действия людей; мальчик рисует.
- Способы передвижения животных, птиц, насекомых; летит прыгает ползет.
- Звуки, издаваемые животными, птицами и насекомыми; квакает мычит.
- Явления, происходящие в природе. молния сверкает дождь идет.
. Сравнительные конструкции. Для предупреждения школьных трудностей очень важно уже в дошкольном возрасте научить ребенка сравнивать различные предметы по высоте, ширине, длине, толщине и т.д.
Игра «Большой — маленький» (рис. 5)
Рис. 5. Картинка для игры «Большой-маленький»
Игра для развития связной речи «Собери семейку слов» Снег — снегурочка снежинка снеговик снегирь (рис. 6)
Рис. 6. Картинка для игры «Собери семейку слов»
В итоге запас слов у ребенка не только значительно увеличивается, но и систематизируется, что очень важно.