«Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе»

Курсовая работа

Сохранение здоровья подрастающего поколения в Российской Федерации является наиболее актуальным для системы образования, поскольку от уровня состояния здоровья во многом зависит и качество обучения. Впервые вопрос охраны здоровья поднял на государственный уровень выдающийся ученый М. Б. Ломоносов. В 1761 г. он писал: «Начало сего полагаю самым главным делом: сохранением и размножением Российского народа, в чем состоит величество, могущество и богатство всего государства».

Проблема сохранения здоровья детей в общеобразовательных учреждениях приобретает в настоящее время особую значимость, становится приоритетным направлением в государственной политике России.

Современный период развития общества выдвигает проблему здоровья человека в качестве глобальной мировой проблемы. По многочисленным научным данным, в последние время, наблюдается стойкое ухудшение состояния здоровья обучающихся. В документах Министерства образования Российской Федерации говорится о том, что по данным разных исследований за последнее десятилетие, здоровы лишь 5-25% подростков. Минздравом России называются следующие цифры по 2010 году: абсолютно здоровыми (первая группа здоровья) являются 21,4% обучающихся, вторая группа здоровья, то есть дети, которые нуждаются в амбулаторном лечении, — 58% и третья-пятая группы, где уже нужно стационарное лечение, — 20,6%.

В современных педагогических исследованиях достаточное внимание уделяется разработке здоровьесберегающих технологий.

Можно назвать исследования М.В. Антроповой, Н.Н.Куинджи, Н.К.Смирнова, И.Ю.Соколовой, И.В.Чупахи, Е.Н.Дзятковской и др.

Наблюдения, проведенные Н.К. Смирновым, показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет обучающимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности [44].

Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Цель здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе – обеспечить обучающемуся возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые ЗУН по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Цель реферата: изучить здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе.

12 стр., 5625 слов

"Современные образовательные технологии в обучении иностранному языку"

... здоровьесберегающей технологии в организации образовательного процесса на современном этапе развития образования Разработать рекомендации к образовательным технологиям с точки зрения сохранения здоровья обучающихся. Педагогу необходимо повышать своё мастерство путём освоения современных технологий обучения и ... школьника в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки по предмету. ...

Исходя из цели реферата, нами сформулированы следующие задачи:

  • изучить и проанализировать литературу с целью рассмотрения понятия «здоровьесберегающие технологии»;
  • изучить современные здоровьесберегающие технологии, используемые в образовательном процессе.

Для решения поставленных задач использовался такой метод, как: анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы по проблеме изучения.

Теоретико-методологическую основу реферата составили:

  • концепции гуманизации и личностно-ориентированного образования, аксиологического подхода, согласно которым человек, его здоровье является высшей ценностью и самоцелью общественного развития и образовательного процесса в начальной школе (Е.В.Бондаревская, В.В.Давыдов, К.Роджерс, Н.К.Сергеев, В.В.Сериков, И.С.Якиманская и др.);
  • идеи и научные положения, обусловленные концепцией здорового образа жизни и здравотворчества (А.М.Амосов, М.В.Антропова, Э.Н.Вайнер, Л.М.Кузнецова, Ю.П.Лисицын, В.П.Петленко и др.);
  • идеи использования инновационных здоровьесберегающих технологий (Н.Н.Куинджи, Н.К.Смирнов, И.Ю.Соколова, И.В.Чупаха и др.).

Теоретическое значение исследования заключается в обобщении литературного материала об использовании современных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Практическое значение исследования обусловлено тем, что дидактические материалы здоровьесбежения, формы, приемы и методы его реализации могут быть полезны в практической деятельности.

ГЛАВА 1. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

1.1. Значение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе

Центральным в категориальном аппарате психологии здоровья является понятие здоровья. На сегодняшний день существует множество определений этого понятия. Так, в словаре С.И. Ожегова под здоровьем понимается «правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое и психическое благополучие» [37].

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

По мнению Т.В. Карасевой, здоровье — это комплексное и, при этом, целостное, многомерное динамическое состояние, развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его социальные функции [20].

Большинство авторов, изучающих феномен здоровья, соглашаются с тем, что это сложное, многокомпонентное явление и выделяют соматический, психический и социальный его уровень. О.Л. Трещева не соглашаясь с этим, утверждает: «характер проявления психофизических качеств индивида, степень его социальной адаптации не могут не зависеть от личностных качеств человека, осознанности поведения, либо укрепляющего собственное здоровье, либо наносящее ему вред. Поэтому здоровье человека должно определяться и личным уровнем его проявления» [52].

Н.К. Смирнов дает следующее определение: «Здоровьесберегающие образовательные технологии это комплексная, построенная на единой методологической основе, система организационных и психолого-педагогических приемов, методов, технологий, направленных на охрану и укрепление здоровья учащихся, формирования у них культуры здоровья, а также на заботу о здоровье педагогов» [46].

7 стр., 3444 слов

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовательном учреждении, ...

... Здоровьесберегающие образовательные технологии - такая организация образовательного процесса на всех его уровнях, при котором качественное обучение, развитие и воспитание детей происходит без ущерба их здоровью. (Н.К. Смирнов) Понятие "здоровьесберегающие технологии" появилось в педагогическом обиходе в ...

Н.И. Соловьева под здоровьесберегающей образовательной технологией понимает функциональную систему организационных способов управления учебно-познавательной и практической деятельностью, учащихся, научно и инструментально обеспечивающая сохранение и укрепление их здоровья [48].

Н.Т. Рылова определяет здоровьесберегающую среду образовательных учреждений как совокупность управленческих, организационных, обучающих и оздоровительных условий, направленных на формирование, укрепление и сохранение социального, физического, психического здоровья обучающихся, педагогов на основе психолого-педагогических и медико-физиологических средств м методов сопровождения образовательного процесса, профилактики факторов «риска», реализации комплекса межведомственных мероприятий по созданию социально-адаптированной образовательной среды [42].

В настоящее время принято выделять несколько компонентов (видов) здоровья (М.В. Антропова, В.Р. Кучма, Н.Н. Куинджи):

  • соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а, во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса;
  • физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции [2];
  • психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию.

Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения [23,24];

— нравственное здоровье — комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра и красоты [24].

В упрощённом виде можно считать, что критериями здоровья являются:

  • для соматического и физического здоровья — я могу;
  • для психического — я хочу;
  • для нравственного — я должен.

Признаками здоровья являются:

  • специфическая (иммунная) и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов;
  • показатели роста и развития;
  • функциональное состояние и резервные возможности организма;
  • наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития;
  • уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок [24].

Под здоровьесберегающими технологиями мы будем понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на здоровье [3].

12 стр., 5952 слов

Авто «Мультимедиа-технология сопровождения процесса обучения ...

... в данном направлении; между теоретическими знаниями педагогов о методах, способах, технологиях реализации инклюзивного образования и не сформированностью компетенций их практического применения. между необходимостью сопровождения процесса обучения ... Технологии тьюторского сопровождения-работы Е.В. Кузьминой, Е.В. Самсоновой, М.В. Максимовой. Применение ассистивных технологий в инклюзивном образовании ...

Цель современной школы, — подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни. Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами — планирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса [4].

Здоровьесберегающие технологии предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью.

Е.П. Ильин считает, что — здоровьесберегающие образовательные технологии — это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Только тогда можно сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровье сберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов [18].

По-разному понимают этот термин и преподаватели общеобразовательных учреждений. Некоторые считают, что здоровьесберегающие образовательные технологии — это одна или несколько новых педагогических технологий, альтернативных всем другим, и поэтому можно выбирать: работать ли, например, по технологиям С. Френе, В. Зайцева, М. Монтессори и т.д. или по «технологии здоровьесбережения» [7].

Здоровьесбережение не может по определению выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только — в качестве условия, одной из задач, связанных с достижением главной цели.

Понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья учащихся [14].

Таким образом, критерием здоровьесберегающих качеств образовательных технологий при решении с их помощью защиты от патогенных факторов будет наличие или отсутствие ухудшения здоровья учащихся и педагогов, находящееся в очевидной связи с воздействием таких факторов.

1.2. Основные принципы здоровьесберегающей деятельности

Задача здоровьесберегающей педагогики — обеспечить выпускнику школы высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья, тогда аттестат о среднем образовании будет действительной путёвкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своём здоровье и бережно относиться к здоровью других людей.

4 стр., 1960 слов

«Использование современных педагогических технологий в процессе ...

... представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе. Технология проблемного обучения: Проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске ...

Для осуществления учебно-образовательного процесса на основании здоровьесберегающих технологий необходимо выделить закономерности педагогического процесса, находящие свое выражение в основных положениях, определяющих его организацию, содержание, формы и методы, то есть принципы.

Для того чтобы отобрать принципы здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, были определены критерии отбора: принципы должны способствовать профилактике, диагностике и коррекции здоровья учащихся в учебном процессе; развитию познавательной деятельности младших школьников; гуманизации образования.

Принципы выступают в органическом единстве, образуя систему, в которую входят общедидактические принципы и специфические принципы, выражающие специфические закономерности педагогики оздоровления.

По мнению Н.К. Смирнова — общедидактические принципы — это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с общими целями здоровьесберегающих образовательных технологий. Среди специфических принципов, выражающих специфические закономерности педагогики оздоровления, важнейшим можно назвать принцип «Не навреди!» — одинаково актуальный как для медиков, так и для педагогов. Усвоение пользы здоровьесберегающих мероприятий требуют их повторяемости [44].

Так же Н.К. Смирнов выделяет средства и методы здоровьесберегающих технологий.

1. Средства двигательной направленности;

2. Оздоровительные силы природы;

3. Гигиенические факторы [46].

Комплексное использование этих средств позволяет решать задачи педагогики оздоровления.

К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Это движение; физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; эмоциональные разрядки и «минутки покоя»; гимнастика (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующая, дыхательная), для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура; подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой), своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж; самомассаж; психогимнастика; тренинги и др.

Использование оздоровительных сил природы оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляет процесс утомления.

К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, содействующим укрепления здоровья и стимулирующих развитие адаптивных свойств организма, относятся: выполнение санитарно — гигиенических требований, регламентированных СанПиНами. Осуществляется постоянный контроль по таким требованиям: личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т. д.); проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режим питания и сна; привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использование носового платка при чихании и кашле и т. д.; обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ушибах, ожогах, укусах,; организация порядка проведения прививок учащимся с целью предупреждения инфекций; ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления.

22 стр., 10650 слов

Внеклассная музыкально-воспитательная работа с учащимися в начальной школе

... учащихся начальной школы; представить общую характеристику программы по музыке для начальных классов; дать характеристику форм внеклассной работы с учащимися в начальной школе; раскрыть методы преподавания музыки во внеклассной работе в начальной школе; провести опытно-экспериментальную работу по музыкальному развитию младших школьников во внеклассной музыкально-воспитательной деятельности. ...

Несоблюдение гигиенических требований к проведению занятий снижает положительный эффект здоровьесберегающих образовательных технологий обучения [46].

Под методами здоровьесберегающих технологий обучения понимаются способы применения средств, позволяющих решать задачи педагогики оздоровления: рассказ, беседа, дискуссия, работа с книгой, демонстрация, иллюстрация, упражнения, наглядность, практический метод, познавательная игра, обучающий контроль, игровой метод, соревновательный метод, активные методы обучения, воспитательные, просветительские и образовательные программы [29].

Только оптимальное сочетание этих методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.

В работе воспитателя здоровьесберегающие технологии можно представить как системно организованное на едином методическом фундаменте сочетание принципов педагогики сотрудничества, «эффективных» педагогических техник, элементов педагогического мастерства, направленных на достижение оптимальной психологической адаптированности школьника к образовательному процессу, заботу о сохранении его здоровья и воспитание у него культуры здоровья. Это работа учителя, при которой он полноценно выполняет учебную программу, формируя у учащихся интерес к своему предмету, устанавливая с ним доверительные, партнерские отношения, предотвращая возникновение дискомфортных состояний и максимально используя индивидуальные особенности учащихся для повышения результативности их обучения [53].

Перед воспитателем, готовым использовать в своей работе здоровьесберегающие образовательные технологии, на первом этапе стоят следующие задачи:

  • пройти необходимое повышение квалификации по вопросам здоровья, здоровьесберегающих образовательных технологий (ЗОТ);
  • начать целенаправленную реализацию ЗОТ в ходе проведения внешкольной работы, с обучающимися, отслеживая получаемые результаты с помощью объективных методов оценки;

— содействовать формированию в своем образовательном учреждении здоровьесберегающей образовательной среды как эффективному взаимодействию всех членов педагогического коллектива, обучающихся и их родителей для создания условий и реализации программ, направленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья [15].

Итак, в качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий можно выделить следующие:

  • создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса;
  • творческий характер образовательного процесса;
  • обеспечение мотивации образовательной деятельности;
  • построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций;
  • принцип целостности при освоении нового материала;
  • осознание ребенком успешности в любых видах деятельности;
  • рациональная организация двигательной активности;
  • обеспечение адекватного восстановления сил, смена видов деятельности;
  • обеспечение прочного запоминания [16].

Эффективность анализа здоровьесберегающей деятельности в школе зависит от методологических и методических подходов и строится на принципах, отработанных в течение предыдущих десятилетий в Институте возрастной физиологии РАО, а именно:

22 стр., 10931 слов

Физическая культура и здоровый образ жизни учащихся

... значимость работы Практическая значимость работы II. Теоретическая часть. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕД­ПОСЫЛКИ К НОРМАЛЬНОМУ УРОВНЮ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОД­ГОТОВЛЕННОСТИ И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ. Обоснование ... на уроках общей физической подготовки и на занятиях спортивных секций школьного коллектива физической культуры нагрузка может значительно увеличиваться и достигать должных ...

  • комплексность;
  • системность;
  • целостность;
  • динамичность (повторяемость);
  • репрезентативность;
  • методическое единство.

Комплексность подразумевает единовременный охват широкого круга показателей, отражающих как состояние образовательной среды, так и персональные данные, характеризующие уровень и характер учебной и внеучебной нагрузки, а также индивидуальные адаптивные возможности ученика.

Системность означает анализ не только самих по себе качественных и количественных показателей деятельности образовательного учреждения, но также (причем в первую очередь) взаимосвязей между ними, отражающих структуру и эффективность здоровьесберегающей деятельности учреждения общего образования.

Целостность – необходимое условие для полноценного анализа данных, подразумевающее всестороннее представление результатов по каждому учреждению образования.

Динамичность (повторяемость) подразумевает многократное (два раза в год – осенью и весной; в течение ряда лет) обследование одних и тех же учреждений образования, контингентов учащихся, конкретных учеников.

Репрезентативность (представленность) обусловлена требованиями статистики, согласно которым надежность выводов и заключений зависит от объема исследованной выборки. Репрезентативность достигается за счет обследования достаточно больших контингентов учащихся.

Методическое единство – непременное условие сопоставимости данных, полученных на разных этапах исследования, в разных регионах, в различных учреждениях образования [14].

Систематика и взаимосвязь здоровьесберегающих технологий

Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, можно выделить несколько групп, в которых используется различный подход к охране здоровья, а соответственно разные методы и формы работы:

  • медико — гигиенические технологии (МГТ);
  • физкультурно — оздоровительные технологии (ФОТ);
  • экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ);
  • технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ);
  • здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) [16].

Существуют и другие основания для классификации здоровьесберегающих технологий.

По характеру действия они могут быть подразделены на следующие группы:

  • защитно-профилактические;
  • компенсаторно-нейтрализующие;
  • стимулирующие;
  • информационно-обучающие [17].

Наиболее обобщенной из возможных классификаций является выделение 2 типов здоровьесберегающих технологий – организационных и педагогических.

В качестве системообразующего принципа здоровьесберегающей педагогики выступает приоритет заботы о здоровье учащихся, в рамках которого можно выделить такие обязательные условия, как научно – методическую обеспеченность работы, подбор и подготовку педагогических кадров (включая заботу об их здоровье) и, наконец, достаточное финансовое обеспечение всего проекта.

105 стр., 52253 слов

Развитие критического мышления учащихся в процессе обучения географии

... понятия «критическое мышление» и «аналитическое мышление», «логическое мышление», «творческое мышление» и т. д. Хотя термин «критическое мышление» известен очень давно из работ таких ... инновационные технологии в системе образования» отмечает: «Главное, стратегическое направление развития системы образования находится в решении проблемы личностно-ориентированного образования, такого образования, в ...

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно подразделить на три подгруппы:

  • организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиН, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии;
  • психолого – педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников;
  • сюда же относится психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;

— учебно — воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно — воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей [6].

Таким образом, главная задача реализации здоровьесберегающих технологий – такая организация образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.

Выводы по первой главе

Проведя теоретический литературный обзор, касающийся основ реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, мы можем сделать следующие выводы:

Настоящее время характеризуется изменениями природной и социальной среды, а также ведет к физическим, психическим, культурным, нравственным и другим переменам. Поэтому самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей.

Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет ребенку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности.

Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботится о своем здоровье с детства.

Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни.

ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

2.1. Организация учебно-воспитательного процесса с учетом здоровьесберегающих технологий

Сохранение здоровья ребенка начинается с организации всего учебно-воспитательного процесса.

В Основной образовательной программе в содержательном разделе одним из подразделов является «Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни», на которую мы опирались проводя практическую работу.

В вариативном компоненте учебного плана, прежде всего во внеурочной деятельности, границы экологического воспитания, здорового и безопасного образа жизни расширяются в область проблемных экологических ситуаций, выходящих за рамки отдельных школьных предметов. Диапазон таких ситуаций велик: от проектирования экологически безопасной персональной образовательной среды, среды класса, школы до решения реальных экологических проблем в повседневной жизни. Основным документом, определяющим работу образовательного учреждения по данному направлению на этапе начального общего образования, является программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни в рамках основной образовательной программы. В структуре данного документа выделяют 5 разделов.

24 стр., 11656 слов

Технология организации внеклассной воспитательной работы

... 1) изучить теоретические аспекты организации воспитательной работы в условиях общеобразовательных организаций; Мировое сообщество в прошлом ... межнациональные распри; экономическая нестабильность; криминализация жизни; ухудшение экологической обстановки; падение нравственности [1, с.39 ... населения, его ценностей, уровня жизни, образованности, здоровья и других показателей жизни. В учебной литературе ...

Первый раздел Программы – цель и задачи экологического воспитания, здорового и безопасного образа жизни применительно к учащимся младшего школьного возраста.

Приоритетной целью современного начального образования является развитие личности ребенка. Эта цель достигается через гуманизацию процесса обучения, создание устойчивого развития ребенка. Частью такого потенциала является и экологическое воспитание.

Одной из наиболее важных задач экологического воспитания, здорового и безопасного образа жизни учащихся начальной школы является формирование представления об основах экологической культуры по трем составляющим: первоначальные экологические знания, экологическое мышление и практическая природоохранная деятельность.

Работа образовательного учреждения по реализации программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни реализуется в два этапа.

Второй раздел Программы — этапы организации работы образовательного учреждения.

Первый этап — анализ состояния и планирование работы школы. Второй этап — организация просветительской, учебно-воспитательной и методической работы.

Первый этап предполагает анализ состояния работы по данному направлению в образовательном учреждении по следующим показателям:

  • разнообразие видов и форм работы по экологическому воспитанию, здорового и безопасного образа жизни учащихся;
  • организация в учреждении природоохранной работы с учащимися;
  • уровень сформированности экологической культуры здоровьесберегающей деятельности учащихся.

Далее с учетом результатов проведенного анализа и возрастных особенностей учащихся выделяют приоритеты в работе по формированию экологической культуры и здоровьесберегающей деятельности.

На втором этапе осуществляется организация просветительской, учебно-воспитательной и методической работы.

1. Просветительско-воспитательная работа с учащимися включает внедрение в систему работы школы дополнительных образовательных программ.

2. Просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами и родителями (законными представителями) направлена на повышение квалификации педагогических работников и повышение уровня знаний родителей по экологическому воспитанию, здорового и безопасного образа жизни.

При построении системы экологической работы, здорового и безопасного образа жизни школа определяет основные направления деятельности, формы и методы реализации Программы. Это третий раздел Программы.

Системная работа на уровне начального общего образования по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни должна быть организована по следующим направлениям:

  • создание экологически безопасной, здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения;
  • организация учебной и внеурочной деятельности учащихся;
  • организация физкультурно-оздоровительной работы;
  • реализация дополнительных образовательных курсов;
  • организация работы с родителями (законными представителями).

Экологическая здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения на ступени начального общего образования должна способствовать формированию у учащихся экологической культуры, ценностного отношения к жизни во всех ее проявлениях, к здоровью, качеству окружающей среды.

В рамках первого направления создается экологически безопасная инфраструктура образовательного учреждения, которая включает наличие зеленого класса, учебно-опытного участка, кабинета или лаборатории для экологического и здоровьесберегающего образования, организация сотрудничества с экологическими службами города.

Второе направление предусматривает рациональную организацию учебной и внеурочной деятельности учащихся при проведении анализа эффективности деятельности образовательного учреждения по формированию экологической культуры учащихся и мониторинга планируемых результатов.

Третье направление помимо мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся включает организацию работы экологических кружков и создание условий для их эффективного функционирования. Экологический кружок – традиционная форма работы по экологическому воспитанию. Однако, применяя на занятиях такого кружка нетрадиционные формы, можно добиться не только устойчивых знаний по экологии, но и сформировать экологическое сознание, развить мотивацию к природоохранной деятельности. Одним из интересных и эффективных приемов работы на подобном занятии являются игры-имитации. Также эффективной формой проведения занятий являются экскурсии.

Четвертое направление — внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование экологической и здоровьесберегающей грамотности, экологической культуры. Программа предусматривает разные формы организации занятий:

  • интеграцию в базовые образовательные дисциплины;
  • проведение дней экологической культуры;
  • внеклассные занятия;
  • проведение классных часов;
  • занятия в кружках;
  • проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т.

п.;

  • организацию проектной и исследовательской деятельности.

Пятое направление — просветительская работа с родителями, которая обычно проводится в форме:

  • лекций, семинаров, консультаций;
  • совместной работы педагогов и родителей по проведению дней экологической культуры, участию в практических природоохранных мероприятиях и т. п.

Для получения объективных данных о результатах реализации программы и необходимости ее коррекции проводится систематический мониторинг в образовательном учреждении, для осуществления которого образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает критерии и показатели эффективности, принимая во внимание особенности региона, контингента учащихся, социального окружения, направления программы.

Четвертый раздел программы — критерии и показатели эффективности деятельности образовательного учреждения.

Основные результаты реализации программы формирования экологической культуры и здоровьесберегающей деятельности оцениваются в рамках мониторинговых исследований.

Одним из важнейших механизмов реализации требований Программы являются планируемые результаты. Это пятый раздел в программе формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Планируемые результаты представляют собой систему обобщенных личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке.

У учащихся младшего школьного возраста должны быть сформированы:

  • ценностное отношение к природе;

элементарные знания о традициях нравственного отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики:

  • первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности;
  • личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Комплексный подход, благодаря которому решаются не только задачи защиты здоровья учащихся и педагогов от угрожающих или патогенных воздействий, но задачи формирования и укрепления здоровья школьников, воспитания у них, их учителей культуры здоровья, может быть назван здоровьесберегающей педагогикой.

В настоящее время возникло особое направление в педагогике «педагогика оздоровления». В основе оздоровления лежат представления о здоровом ребенке, который является практически достижимой нормой детского развития и рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма.

Здоровьесберегающая технология, не может выражаться какой — то конкретной образовательной технологией. В тоже время, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Здоровье ученика в норме, если:

  • а) в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой;
  • б) в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;
  • в) в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
  • г) в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
  • д) в нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать знания в повседневной жизни.

Экологическая культура личности это итог экологического образования; она включает в себя знание основных законов природы, понимание необходимости считаться с этими законами в своей деятельности, выработку чувства ответственного отношения к природе, окружающего человека среде, здоровью людей.

Экологическая культура — это сложная категория, которая развивается на протяжении всей жизни человека, начиная с дошкольного детства, ее становление происходит при участии и под руководством взрослого. Роль среды, как фактора формирования развивающейся личности, подчеркивалось рядом выдающихся педагогов психологов; она обеспечивает разные виды активности ребенка, становится основой для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования ребенка. Непосредственное общение с природой в условиях развивающей среды дает детям более яркие представления, чем книги и рассказы взрослых. Организация развивающей экологической среды создает условия для рационального использования различных методов при организации процесса взаимодействия ребенка с окружающей его природой, а также дает возможность для получения информации об объекте природы всеми органами чувств, что накладывает положительный отпечаток в сознании ребенка о наблюдаемом и изучаемом объекте. Формирование экологической культуры личности и ее проявления всегда связано с деятельностью в процессе наблюдения. Первоосновой возникновения у ребенка осознанно-правильного отношения к природе служит непосредственный контакт с самой природой, пребывание в ней, его визуальное или практическое взаимодействие с живыми существами. Организация развивающей экологической среды обеспечивает включение младших школьников в природоохранную деятельность, что является условием формирования экологической культуры. Формирование отношения к природе, проявление у ребенка эмоционального интереса к ней сопряженное поиском специальных педагогических приемов, вызывающих у него личностные переживания (эмоции).

Любая деятельность ребенка, соприкасающаяся с природой, может быть условно названа природоохранной, так как в процессе ее дети узнают новые знания, осваивают различные умения и навыки, осознают значимость того или иного действия, его роль в природе. Взаимодействие ребенка с природой организует и руководит им воспитатель тем самым ряд задач содействующих формированию осознанно — правильно отношения к природе. Воспитатель организует работу с родителями, так как они являются тоже участниками экологического образования детей младшего школьного возраста, так как отношение взрослого к природе, которое видит ребенок, откладывает отпечаток в сознании ребенка, служит для него примером. Таким образом, целесообразное и планомерное взаимодействие педагога — ребенок — родители приводит к решению основной цели образования, то есть формирование у детей экологической культуры и здорового образа жизни.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Антонова, Л. Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях [Текст] / Л.Н. Антонова, Т. И. Шульга, К. Г. Эрдынеева. — М.: Изд-во МГОУ, 2004.-100с. — (Областная целевая программа «Развитие образования Московской области на 2001-2005 гг.»).

Антропова, М.В. Физиологические аспекты учебной нагрузки учащихся в режиме дня [Текст] /М.В.Антропова // Советская педагогика, -1980 -№ 10. — 13 с.

Ахутина, Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход [Текст] /Т. В. Ахутина // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С. 21-28.

Биология, обучающая энциклопедия: [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.informika.ru/text/database/biology/

Биология: [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.chat.ru/~dronisimo/homepage1/anatom1.htm

Борисова, И. П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе [Текст]/ И.П.Борисова //Справочник руководителя образовательного учреждения.-2005.-№10.-С.84-92.

Бутова, С. В. Оздоровительные упражнения на уроках [Текст]/ С.В.Бутова // Начальная школа.-2006.- № 8. — 98 с.

Вайнер, Э. Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования [Текст]/ Э.Н.Вайнер // Валеология.-2004.-№1.-С. 21-26.

Вашлаева, Л.П. Теория и практика формирования здоровьесберегающей стратегии педагога в условиях повышения квалификации [Текст]/Л.П. Вашлаева, Т.С. Панина // Валеология.-2004.-№4.-С. 93-98.

Волошина, Л. Организация здоровьесберегающего пространства [Текст] / Л.Волошина //Дошкольное воспитание.-2004.-№1.-С.114-117.

Воротилкина, И. М. Оздоровительные мероприятия в учебном процессе[Текст] / И.М.Воротилкина // Начальная школа. – 2005. – № 4. – С. 72–76.

Гаврилова, М.А. Использование интерактивных методик в валеологическом воспитании школьников [Текст]/ М.А.Гаврилова // Гуманитарные технологии в биологическом и экологическом образовании. Сборник материалов У11 международного методологического семинара. Выпуск 6. — СПб.: Теса, 2007г.

Дронов, А. А. Профилактика и коррекция плоскостопия [Текст]/ А.А.Дронов // Начальная школа.- 2005. — № 12 – С. 55.

Дронов, А. А. Профилактика нарушения осанки и укрепление мышечного корсета [Текст]/ А.А.Дронов // Начальная школа.-2006.-№ 3. – С.53

Дыхан, Л. Б.Педагогическая валеология ?Текст?: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Дыхан, Л. Б., Кукушин, В. С., Трушкин, А. Г. Под ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ “МарТ”; Ростов н/Д: Издательский центр “МарТ”, 2005. – 528 с. (Серия “Педагогическое образование”).

Здоровье и образование [Электронный ресурс].-Режим доступа: www.valeo.edu.ru

Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения [Текст] //Школа.-2005.-№3.-С.52-87.

Здоровьесберегающее образование: теорет. и приклад. аспекты [Текст]: сб. ст./ Перм. гос. пед. ун-т и др. — Пермь: Кн. мир; Звезда,2002.-205с.

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе [Текст] /авт.-сост. С. А. Цабыбин. — Волгоград. — Учитель. — 2009.

Зенова, Т. В. Материалы для подготовки комплексно-целевой программы «Школа здоровья» [Текст] / Т.В.Зенова //Практика административной работы в школе. – 2006.-№1.-С.25-28.

Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы [Текст]/ Е.П.Ильин. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с.

Ишмухаметов, М. Г. Нетрадиционные средства оздоровления детей [Текст]/ М.Г.Ишмухаметова // Начальная школа.- 2005. — № 1. – С. 91

Карасева, Т. В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий [Текст]/ Т.В.Карасева // Начальная школа.-2005. — № 11. – 75с.

Каталог образовательных интернет-ресурсов. Распорядительные и нормативные документы системы российского образования: [Электронный ресурс].-Режим доступа:

Кафедра охраны здоровья детей и подростков ПОИПКРО: [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://edu.perm.ru/poipkro/val/n-issldey.htm

Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы [Текст].- М.: «ВАКО», 2004, 296 с. — (Педагогика. Психология. Управление).

Колесникова, М. Г. Здоровьесберегающая деятельность учителя [Текст]/ М.Г.Колесникова // Естествознание в школе.-2005.-№5.-С.50-55.

Куинджи, Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников [Текст]: методическое пособие/ Н.Н.Куинджи. — М.: Аспект Пресс — 2000. – 45с.

Кучма, В.Р. Здоровьесберегающие технологии в школе[Текст]/ Кучма В.Р., Куинджи Н.Н., Степанова М.И.- М.: Просвещение, 2001.

Лебедев, В.В. Образовательная технология «Достижение прогнозируемых результатов» [Текст]/ В.В.Лебедев.- М., 2005г.

Лобанова, Е. А. Здровьесберегающие технологии на уроке музыки [Текст]/ Е.А.Лобанова //Образование в современной школе.- 2005.- №9.- С.44-57.

Лукьянова, В. С.. Сохранение и восстановление здоровья учащихся в условиях педагогического лицея [Текст] / В. С. Лукьянова, А. А.Остапенко, В. В. Гузенко //Школьные технологии.-2004.-№1.- С.76-84.

Львова, И .М. Физкультминутки [Текст]/ И.М.Львова // Начальная школа.-2005. — № 10. – С.86

Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения [Текст] / Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. — М., 2002.

Митина, Е. П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра [Текст]/ Е.П.Митина // Начальная школа.- 2006.- № 6. – С.56.

Москаленко, М. Н. Здоровьесберегающие технологии на уроках математики [Текст]/ М.Н.Москаленко. — М., 2003.

Науменко, Ю. В. Здоровьесберегающая деятельность школы [Текст]/ Ю.В.Науменко // Педагогика.-2005.-№6.-С. 37-44.

Науменко, Ю.В. Современная практика здоровьесберегающего образования [Текст]/ Ю.В.Науменко // Валеология. – 2006. — №3. – С. 44-51.

Недоспасова, Н. П. Использование здоровьесберегающих подходов при создании муниципальной образовательной сети предпрофильного образования [Текст]/ Н.П.Недоспасова // Валеология.-2004.-№4.-С.43-45.

Никифоров, Г. С. Психология здоровья [Текст]: учеб. пособие / Г. С. Никифоров. — CПб.: Речь, 2002. – 256 с.

Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей [Текст]: [гендер. подход в обучении и воспитании: психол. аспект]/ С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности.-№2.-С.171-187.

Ожегов, С. И.Толковый словарь русского языка [Текст]/ Ожегов, С. И., Шведова Н. Ю. –М.: Издательство: ИТИ Технологии, 2008г. – 994 с.

Опыт реализации комплексной стратегии образования, формирующего здоровье школьников [Текст]: сб. статей и научно-методических разработок/ Под ред. Ю.В. Науменко. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2005.-236с.- (Приложение к журналу «Учебный год», №8. Серия «Здоровьесбережение». Вып.2).

Ощепкова, Т. Л. Воспитание потребности в ЗОЖ у детей младшего школьного возраста [Текст]/ Т.Л.Ощепкова //Начальная школа.-2006.- № 8. – 90с.

Павлова, М. Методические рекомендации по интеграции программы «Основы здорового образа жизни» в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения: [Электронный ресурс]/ М.Павлова; Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.- Режим доступа.-//http://health.best-host.ru.-Саратов, 2003г.

Петров, К. Здоровьесберегающая деятельность в школе [Текст] / К.Петров//Воспитание школьников.-2005.-№2.-С.19-22.

Поляков, С. Не ходите, дети, в школу…: Портит ли система образования здоровье учащихся и если да, то как этого избежать? [Текст]/ С.Поляков // Школьное обозрение.-2004.-№1.-С.2-7.

Рылова, Н.Т. Организационно-педагогические условия создания здоровье сберегающей среды образовательных учреждений [Текст] :автореф. канд. Дис/ Н.Т.Рылова.- Кемерово: КГУ.-2007.- 21 с.

Севрук, А. И. Здоровьесберегающий урок [Текст] / А. И. Севрук, Е. А. Юнина// Школьные технологии.-2004.-№2.-С.200-207.

Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе [Текст]/ Н.К.Смирнов. — М.: АПК и ПРО,2002.-121с.

Смирнов, Н. К. Ориентировочная оценка состояния здоровья обучающихся в школе [Текст]/ Н.К.Смирнов //Практика административной работы в школе.-2006.-№1.-С.30-38.

Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе [Текст]/ Н.К.Смирнов. – 2-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2006. – 320 с.

Советова, Е. В. Эффективные образовательные технологии [Текст]/ Е.В.Советова. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007.

Соколова, О.А. Здоровьесберегающие образовательные технологии: [Электронный ресурс] .-Режим доступа: http://www.shkolnymir.info/.

Соловьева, Н.И. Концепция здоровье сберегающей технологии в образовании и основы организационно-методические подходы ее реализации [Текст]. /Н.И. Соловьева// ЭКО.-2004. — № 17. — С 23-28.

Степанова, М. Инновации в образовании: размышления гигиениста [Текст] / М.Степанова//Народное образование.-2006.-№1.-С.29-33.

Степанова, М.С позиций сбережения детского здоровья: новые шкалы трудности учебных предметов [Текст]/ М Степанова, И. Александрова, А. Седова//Директор школы.-2004.-№4.-С.87-91.

Тверская, Н. В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика[Текст]/Н.В.Тверская//Образование в современной школе.- 2005.-№2.-С.40-44.

Трещева, О.Л. К вопросу системного обоснования индивидуального здоровья индивидуального здоровья и его компонентов. Здоровье и образование: Матер. Междунар. конгресса валеологов/ О.Л.Трещева. – СПб,1999. – 140с.

Фокина, В. Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта / В. Фокина // Дошкольное воспитание. – 1996. — № 7. – с. 11-14.

Чупаха, И. В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно- воспитательном процессе [Текст]: научно-практический сб. инновац. опыта/ И.В. Чупаха, Е.З. Пужаева, И.Ю. Соколова. — М.: Илекса; Ставрополь: Сервисшкола,2001. – 400с.

Чурекова, Т. М.Содержание здоровьесберегающего сопровождения в системе непрерывного образования [Текст]/ Т. М.Чурекова, Н. Г. Блинова, А. В. Сапего // Валеология.-2004.-№4.-С.67-70.

Адрес публикации: