Актуальность выбранной темы заключается в том, что воспринимая, человек должен как-то анализировать, обобщать, конкретизировать, другими словами мыслить о том, что отражается в восприятии. Для того чтобы удовлетворять свои потребности — общаться, играть, учиться и трудиться — человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние механизмы.
Восприятие – важнейший психологический процесс, который лежит в основе всей человеческой деятельности. Ни одна деятельность не проходит без восприятия. Поэтому важно знать, что такое время, пространство и движение, психологические механизмы процесса восприятия и его особенности. Это может помочь человеку в организации и реализации его деятельности. Несмотря на то, что ход времени, пространства и движения во всем мире подчиняется одним и тем же законам, для каждого отдельного человека может представляться по разному.
Цель — подробное изучение психологических особенностей процесса восприятия и его видов.
Задачи – дать исторический обзор научного исследования проблем
восприятия;
- определить, что из себя представляет восприятие в целом, как
психически познавательный
- проанализировать особенности восприятия времени, движения
и пространства.
Работа С.Л. Рубинштейна «Основы общей психологии» (СПб., 1999), стала основным литературным источником моей курсовой работы. В книге представлена целостная система общей
В книге М.Д. Ахундова «Концепции пространства и времени» (М., 1982)исследуются концепции пространства и времени в структуре культурно-
В работе Р.М. Грановской «Элементы практической психологии» (СПб., 2000) обсуждаются проблемы прижизненного развития высших психических процессов и общие этапы их формирования. Приводиться более подробное описание каждого их них – восприятие и внимание, памяти и мышления, эмоций и речи, а также сознания как их синтеза.
Деятельность в психологии
... деятельности, которые включены в деятельность. Таким образом, содержание и структура сознания оказываются связанными с деятельностью. Активность, как важнейшая характеристика психического ... передвижение в пространстве, человек приобретает ... исследования по психологии детства, ... объектом эстетического восприятия. Система ... процесс создания человеком материальных и духовных ценностей общества. В психическом ...
Работа А.А. Ершова «время» (СПб., 2000) посвящена теоретическим и практическим проблемам времени. В ней содержаться обзор
Глава I. Исторический обзор исследований проблем восприятия в психологии.
1.1. Гештальтпсихология
История гештальтпсихологии берет начало в Германии в 1912, когда Вертгеймер исследовал т.н. «фи-феномен» – иллюзию движения, которая возникает, когда неподвижные объекты видны в быстрой последовательности смены различных позиций. Такой эффект «движущейся картинки» создает периодическое включение–выключение неоновых или электрических ламп. К Вертгеймеру вскоре присоединились В.Кёлер и К.Коффка, благодаря которым гештальт-подход проник во все области психологии. Этот подход был с успехом использован и в таких областях, как психология научения, психология восприятия и социальная психология. Среди достижений гештальт-психологов следует отметить: концепцию «психофизического изоморфизма» (тождества структур психических и нервных процессов); представление о «научении через инсайт» (инсайт – внезапное понимание ситуации в целом); новую концепцию мышления; представление о «продуктивном мышлении. В литературе имеется много определений понятия «психотерапия».
«Психотерапия — это лечение различных заболеваний с помощью психологических методов».
«Психотерапия — это использование психологических средств для восстановления нарушенной деятельности организма».
Гештальтисты были преемниками европейского функционализма. Они усматривали главную задачу в том, чтобы дать новую интерпретацию фактам сознания как единственной психической реальности. Гештальтистская критика «атомизма» в психологии являлась предпосылкой переориентации эксперимента с целью выявления в сознании образных структур, или целостностей. Достичь этой цели без самонаблюдения было невозможно. Но и два прежних варианта интроспективного метода пришлось отвергнуть. Гештальтисты приняли третий вариант интроспективного метода, получивший название феноменологического. В поисках путей проникновения в реальность душевной жизни во всей ее полноте и непосредственности предлагалось занять позицию «наивного» наблюдателя, не отягченного предвзятыми представлениями об ее строении.
Гештальтисты надеялись создать новую психологию по типу наук о природе. Моделью служила– физика. Понятие о гештальте не считалось уникально-
Многие представители этого направления уделяли
Ведущим психическим процессом, который фактически определяет уровень развития психики ребенка, с точки зрения гештальтистов, является восприятие. Именно от того, как воспринимает ребенок мир, зависит его поведение и понимание ситуаций.
Общая психология» : «Уровень развития восприятия младших школьников» ...
... уровень восприятия младших школьников, по методике Р.С.Немова (дата: 21.12.2012); На втором этапе - проводили упражнения по развитию восприятия младшего школьного возраста, автор Л.Ф.Тихомирова (дата: 24.12.2012); На третьем этапе – выявляли изменения в уровне восприятия младших школьников, по методике ...
Сам процесс психического развития, с точки зрения гештальт-психологии, делится на два независимых и параллельных процесса – созревание и обучение. Один из основоположников этого направления Коффка подчеркивал их независимость, доказывая, что в процессе развития обучение может опережать созревание, а может отставать от него. Тем не менее, обучение не может ускорить процесс созревания и процесс созревания не ускоряет обучение.
Доказательства этого подхода к развитию психики гештальтисты искали как в исследовании формирования познавательных процессов (восприятия, мышления), так и в развитии личности ребенка. Процесс восприятия, они утверждали, что основные свойства восприятия появляются постепенно, с вызреванием гештальтов. Так появляется константность и правильность восприятия, а также его осмысленность.
Понятие об инсайте (от англ. insight – усмотрение) стало ключевым в гештальт-психологии. Ему был придан универсальный характер. Оно стало основой гештальтистского объяснения адаптивных форм поведения, которые Торндайк объяснял принципом «проб, ошибок и случайного успеха».
20-е годы ознаменовались серьезными экспериментальными достижениями гештальт-
Были предложены и другие законы. Так, под прегнантностью имелась в виду тенденция воспринимаемого образа принять законченную и «хорошую» форму. («Хорошей» считалась целостная фигура, которую невозможно сделать более простой или более
Если первоначально свои критические стрелы гештальтисты направляли против традиционной «атомистской» трактовки сознания, то в дальнейшем их главной мишенью стал бихевиоризм. Пытаясь показать его односторонность, неспособность охватить своими объяснительными понятиями образно-смысловую регуляцию поведения, гештальтисты сами оказались беспомощными перед этой регуляцией, так как и их противники, разъединили образ и действие.
Что касается физических структур и полей, то они действительно не имеют другого основания, кроме физического. К сознанию такой подход неприменим. Сознание не является самостоятельным миром, и его динамика не может быть научно объяснена из него самого.
1.2. Исследования психологии восприятия в 20 веке.
Исследования-развития восприятия у детей, которые проводились в лаборатории Коффки, показали, что у ребенка имеется набор смутных и не очень адекватных образов внешнего мира. Постепенно в процессе жизни эти образы дифференцируются и становятся все более точными. Так, у новорожденных детей есть смутный образ человека (голос, лицо, волосы и характерные движения).
Поэтому маленький ребенок одного-двух месяцев может не узнать даже близкого взрослого, если он поменяет прическу или сменит привычную одежду. Однако уже к концу первого полугодия этот смутный образ дробится, превращаясь в ряд четких образов. Развивается и восприятие цвета. Вначале дети воспринимают окружающее только как окрашенное или неокрашенное, при этом неокрашенное воспринимается как фон, а окрашенное – как фигура. Таким образом, единый прежде образ превращается в несколько, уже более точно отражающих цвет. Со временем и эти образы дробятся: в теп лом выделяются желтый и красный цвета, а в холод ном – зеленый и синий. Этот процесс происходит в течение длительного времени, пока, наконец, ребе нок не начинает правильно воспринимать все цвета. Таким образом, Коффка приходил к выводу о том, что в развитии восприятия большую роль играет сочетание фигуры и фона, на котором демонстрируется данный предмет.
Особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественной литературы
... восприятия детьми дошкольного возраста литературных произведений; выделить задачи ознакомления детей с художественной литературой. проверить эффективность использования мероприятий, организованных на формирование восприятия сказки детьми ... анализаторов. В процессах восприятия формируется образ целостного предмета ... восприятия величины, формы, цвета составляет проблему ортоскопического восприятия, ...
Он сформулировал один из законов восприятия, который был назван «трансдукция». Этот закон доказывал, что дети воспринимают не сами цвета, но их отношения.
Исследовал развитие восприятия у детей – Г.Фолькельт. Особое внимание он уделял изучению детских рисунков. Большой интерес представляют его эксперименты по исследованию рисования геометрических фигур детьми разного возраста. Так, при рисовании конуса четырех-пятилетние дети рисовали рядом круг и треугольник. Фолькельт объяснял это тем, что у них еще нет адекватного данной фигуре образа, а потому в рисунке они пользуются двумя похожими образами. Со временем происходит их интеграция и уточнение, благодаря чему дети начинают рисовать не только плоскостные, но и объемные фигуры. Фолькельт проводил и сравнительный анализ рисунков тех предметов, которые дети видели, и тех, которые они не видели, а только ощупывали. При этом оказалось, что в том-случае, когда дети ощупывали, например, закрытый платком кактус, они рисовали только колючки, передавая свое общее ощущение от предмета, а не его форму. То есть происходило схватывание целостного образа предмета, его «хорошей» формы, а затем его просветление и дифференциация. Эти исследования имели большое значение для работ по исследованию зрительного восприятия в России, в школе А.В.Запорожца, и привели психологов этой школы к мыс ли о том, что существуют определенные образы сенсорные эталоны, которые лежат в основе восприятия и узнавания предметов.
Переход от схватывания общей ситуации к ее дифференциации происходит и в интеллектуальном развитии – доказывал гештальт-психолог В.Келер. Он считал, что обучение ведет к образованию новой структуры и, следовательно, к иному восприятию и осознанию ситуации. Келер провел эксперимент, в котором детям предлагалось достать машинку, расположенную высоко на шкафу. Для того чтобы ее достать, надо было использовать разные предметы – лесенку, ящик, стул. Оказалось, что если в комнате была лестница, дети быстро решали предложенную задачу. Сложнее было в том случае, если надо было догадаться использовать ящик. Но наибольшие затруднения вызывал вариант, когда в комнате не было других предметов, кроме стула, который надо было отодвинуть от стола и использовать как под ставку. Келер объяснял эти результаты тем, что лестница с самого начала осознается функционально как предмет, помогающий достать что-то расположенное высоко.
Использование игровых форм работы в физическом воспитании детей
... - соревнование. Объект курсовой работы - занятия по физической культуре дошкольников. Предмет - игровые формы работы в физическом воспитании детей. Цель курсовой работы заключается в комплексном исследовании игровых форм работы в физическом воспитании детей дошкольного возраста. Задачи курсовой работы: обозначить роль и место игры в жизни детей дошкольного возраста; описать ...
Наблюдения и эксперименты свидетельствуют о воздействии цвета на величину предмета[9]: светлые предметы кажутся больше, чем равные им черные или темные предметы. Относительная интенсивность освещения влияет на видимую отдаленность предмета. Расстояние или угол зрения, под которым мы воспринимаем изображение или предметы, влияют на его видимую окраску: цвет на расстоянии существенно изменяется. [16, с.228]