Воспитание толерантности подростков

В последнее время проблема толерантности стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровне. Это связано с учащающимися случаями нетерпимости по отношению к инакомыслящим людям со стороны враждебно настроенных оппонентов. При этом нередки случаи откровенных конфликтов, выливающихся в жестокие и кровавые столкновения. По мнению большинства аналитиков, подобная тенденция связана с уменьшением уровня терпимости к людям, жесткостью в отношениях, неумением тактично и грамотно излагать свою позицию, не задевая значимые аспекты жизни других людей. Именно поэтому проблема формирования толерантности в современном обществе особенно актуальна. Наибольший акцент следует сделать на подростковом возрасте, так как именно в этот период человек обретает пути и способы грамотной адаптации во взрослом мире. Мышление подростка еще впитывает в себя все с детской непосредственностью, но уже способно к грамотному анализу ситуаций и вынесению соответствующих выводов из нее.

Цель работы заключается в рассмотрении проблем формирования толерантных взаимоотношений и создании эффективного тренинга по формированию толерантности, адаптированного для подростков с учетом их психофизиологических особенностей.

Задачи исследования:

1. раскрыть подходы к пониманию толерантности и путей ее формирования;

2. создать эффективный тренинг формирования толерантного поведения для подросткового возраста;

3. сделать соответствующие выводы.

Объект исследования — дети подросткового возраста., Предмет исследования – формирование толерантных взаимоотношений в подростковой среде.

Гипотеза: Формирование толерантности у подростков наиболее эффективно происходит через игру и дискуссии.

В данном исследовании были использованы работы А.С. Макаренко,

В.А. Сухомлинского, С.Д. Щеколдиной и др.

Данная работа может представлять интерес для учителей старших классов, для людей, интересующихся теоретической стороной данной проблемы, а так же для родителей.

Может быть использована в педагогической или методической литературе как часть исследования, посвященного изучению формирования толерантных отношений подростков.

6 стр., 2989 слов

Маркетинговые исследования в гостиничном бизнесе

... людей в отношении какого-либо объекта. Опрос — лучший способ сбора информации описательного характера. Как метод маркетингового исследования ... организации и фирмы, с которыми работает гостиничное предприятие. Среди них — туристические агентства, ... менеджеров в информации и разрабатывают маркетинговые информационные системы. Маркетинговая информационная система Хорошая маркетинговая система представляет ...

В исследовании были использованы методы: описательный, аналитический, сравнительно-аналитический и метод анкетирования.

Исследовательские методы: анализ литературы, наблюдение, тестирование, опрос, тренинговые упражнения.

1. Понятие толерантности и ее роль в формировании личности.

Проблема толерантности достаточно молода как в Казахстане, так и в зарубежных исследованиях. Первые работы по этой теме появляются лишь в середине 90-х годов. Важным фактором мирового признания необходимости изучения данной проблемы стала Декларация принципов толерантности, утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. Она провозглашает 16 ноября ежегодно отмечаемым Международным днем, посвященным толерантности. Также данная декларация дает международное определение понятию толерантности и противоположное ему — интолерантности.

Из нее следует, что толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Толерантность делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Проявление толерантности не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим. Толерантность означает, что каждый свободен, придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими; означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям, обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность и не могут навязывать взгляды одного человека другим.

Интолерантность — это неприятие другого человека, неготовность к сосуществованию с другими (иными) людьми; интолерантность проявляется через деструктивное, конфликтное, агрессивное поведение.

В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единению или к преобладанию какой-то одной точки зрения. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Толерантность не должна сводиться к индифферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы, готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.

Одним из первых обобщенную характеристику толерантной личности дал Г. Оллпорт. Он выделил следующие параметры:

— «ориентация на себя (толерантный человек больше ориентирован на личностную независимость, меньше — на принадлежность внешним институтам и авторитетам);

12 стр., 5642 слов

Педагогические основы формирования толерантности школьников

... Толерантность становится нравственным и духовным ориентиром формирования личности. О. А. Спицына выделяет следующее компоненты толерантности [4, c. 94]: когнитивный компонент, т. е. представления о проявлениях толерантности в поведении; ... невежливости, пренебрежительного отношения к другим, до умышленного уничтожения людей, это могут быть оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения, игнорирование, ...

— потребность в определенности (признает многообразен, готов выслушать любую точку зрения и чувствует меньший дискомфорт в состоянии неопределенности);

— меньшая приверженность к порядку (толерантный человек менее ориентирован на социальный порядок, менее педантичен);

  • способность к эмпатии (склонность давать более адекватные суждения о людях);
  • предпочтение свободы, демократии (для него не имеет значения иерархия в обществе);

— знание самого себя (толерантный человек хорошо осведомлен о своих достоинствах и недостатках и не склонен во всех бедах обвинять окружающих);

  • ответственность (развито чувство ответственности, не перекладывает ответственности на других);

— защищенность (ощущение собственной безопасности и убежденность, что с угрозой можно справиться).

С.Д. Щеколдина также выделяет критерии и показатели толерантности человека. К ним она относит: социальную активность (готовность к взаимодействию в различных социальных межэтнических ситуациях с целью достижения поставленных целей и выстраивания конструктивных отношений в обществе), мобильность поведения (способность к быстрой смене стратегии или тактики с учетом складывающихся обстоятельств), дивергентность поведения (способность нестандартно решать обычные проблемы, задачи, ориентация на поиск нескольких вариантов решения), эмпатия (адекватное представление о том, что происходит во внутреннем мире человека) и устойчивость личности (сформированность социально-нравственных мотивов поведения личности в процессе взаимодействия с людьми иных этнических и социальных общностей).

Толерантность выполняет следующие функции: 1) предотвращает межгрупповые и внутригрупповые конфликты, что способствует формированию и поддержанию стабильности группы; 2) создает имидж стабильной и сплоченной группы, что обеспечивает более продуктивное взаимодействие с государственными структурами, с социальными группами и организациями.

Одним из факторов формирования толерантности является приобретение человеком социально значимых норм и правил поведения. Во всем мире существует определенная система ценностей, закрепленная в большинстве стран на законодательном уровне. В нее включены такие нормы как презумпция прав человека, терпимость к недостаткам и ошибкам других людей, ценность согласия и ненасильственного разрешения конфликтов, следование нормам права, сострадание, сопереживание, сочувствие, ценность человеческой жизни и отсутствия физических страданий.

Другим фактором формирования толерантной личности считают стремление человека к самосознанию, расширение его кругозора, формирование мировоззренческой позиции. Эти качества укрепляют представления человека о самом себе. Делают их более позитивными и адекватными. Сюда же можно отнести и формирование более высокого уровня самооценки у человека. Как отмечает Щеколдина: «В развитии понимания личностью окружающей действительности объектом глубокого понимания становится человек, его внутренний мир. Это вызывает интерес к себе и собственной жизни, качествам своей личности, потребности сравнивать себя с другими. Толерантность личности способствует формированию реального представления о себе и окружающих.

6 стр., 2774 слов

ГИПЕРАКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ЕГО КОРРЕКЦИЯ

... работы является гиперактивное поведение детей младшего школьного возраста. Предметом настоящего исследования явилась возможность выявления гиперактивных детей младшего школьного возраста и коррекция их поведения. Цель: ... распространённость синдрома дефицита внимания с гиперактивностью как в центральном регионе России, так и в других странах мира подтверждает актуальность изучения этого ...

Признаком толерантной личности также можно считать умение выходить из конфликтных ситуаций путем переговоров. Считается, что обладание большим спектром способов разрешения конфликтов приводит к наиболее продуктивному, толерантному взаимодействию.

Учитывая, что толерантность во многом определяется сформированностью социальных норм и правил поведения, то можно сделать вывод о достаточно ранней возможности создания толерантной личности. Так как данные нравственные ценности приобретаются еще в дошкольном возрасте с процессом социализации и адаптации в современном обществе. Однако как показывают множественные наблюдения, не все дети достаточно верно принимают данные нормы поведения. Это естественно обусловлено неправильными подходами в воспитании, деструктивными влияниями общества, повышенной агрессивностью и борьбой за выживание в достаточно жестких мировых условиях.

Все это приводит к тому, что у детей формируются деструктивные стереотипы поведения, которые, как правило, проявляются именно в период подросткового возраста. В это время происходит резкий всплеск гормональной активности. Подросток начинает изменяться физиологически и психологически.

Часто в этом возрасте подросток идет по пути наименьшего сопротивления — становится членом какого-либо религиозного течения, любительского клуба, ищет себе кумира для подражания. Это дает возможность достаточно быстро получить целостную мировоззренческую картину с соответствующими целями и способами их достижения. К сожалению, в настоящее время многие подобные организации действуют нелегально и имеют своей целью деструктивное влияние на психику человека для подчинения и управления им.

Создание комплекса тренинговых упражнений, направленных на формирование толерантности целесообразно именно в подростковом возрасте. Наиболее приемлемым считается адаптировать данный тренинг под структуру работы в школе. Это связано с тем, что подросток проводит большую часть своего времени в образовательной среде. Также проведение тренинга в школе позволит организованно систематически собирать относительно однородную группу, что облегчит сбор наиболее достоверной информации об эффективности тренинга.

Как отмечает Щеколдина С. Д.: «Социальный аспект проявления толерантности в школьном возрасте сопряжен как в отношениях со взрослыми, так и со сверстниками. Однако при еще слишком ограниченном опыте и стремлении к взрослости развитие толерантности происходит, как движение от случайно-ситуативного проявления толерантности (в какой-либо ситуации в результате стечения обстоятельств: хорошее настроение, диалог об интересующем предмете, доброжелательный настрой другого) через признание возможных толерантных отношений, предлагаемых педагогом (проявление толерантности регламентируется рамками, нормами, правилами поведения, принятыми в обществе), к доброжелательным отношениям в малой группе (проявление толерантности к членам своей группы на основе совместной учебной деятельности, в процессе которой учащиеся накапливают опыт толерантного отношения друг к другу)

8 стр., 3507 слов

Воспитание у подростков культуры межнационального общения средствами ...

... -obscheniya/ 2. Рассмотреть основные направления и способы формирования культуры межнационального общения у подростков. 3. Изучить формирование культуры межнационального общения на уроках английского языка. Фрагмент работы для ознакомления Необходимой составной частью формирования патриотического ...

Подростковый возраст является промежуточным между детством и взрослостью. Соответственно, с одной стороны подросток имеет многие характеристики ребенка, в частности склонен к игре и игровым ситуациям. С другой стороны ведущая деятельность подростка — общение. В связи с этим эффективность методов формирования толерантности целесообразны через игру или — на дискуссию и обсуждение.