По сегодняшний день наиболее непостижимой и столь же притягательной для изучения со стороны языкознания, психологии, лингвистики, психолингвистики, логики и прочих наук является тема соотношения языка и человеческого сознания. Даже не зная законов, по которым осуществляет свою работу мышление, и только примерно догадываясь, как осуществляется наша речевая деятельность, мы нисколько не сомневаемся, что мышление и язык связаны между собой. Сколько раз в жизни каждому из нас доводилось сообщать кому-либо некую информацию. В данном случае, процесс говорения имеет целью породить процесс понимания у получателя информации.
Но существуют случаи, когда мы используем язык не для передачи информации другим людям, а для организации собственного мыслительного процесса: тихонько, шепотом или «про себя» проговариваем слова, а иногда и целые предложения, пытаясь что-то уяснить или понять. И что примечательно — получается! Зачастую мысль, облеченная в слова, как бы материализуется в нашем сознании и становится ясной и понятной.
Актуальность проблемы взаимосвязи языка и сознания не единственная в наше время, существует еще ряд невыясненных вопросов, и один из них, на мой взгляд, наиболее интересный: какой элемент в этой связке является доминирующим — язык и мышление или язык и сознание или язык и психика; мы говорим, потому что так думаем или мы думаем, потому что так говорим.
Итак, цель данной работы — выяснить, насколько это возможно, проблему влияния языка на образ мышления, сознания и психики человека.
Соответственно для достижения этой цели поставлены следующие задачи:, Исследовать работы ученых, связанные непосредственно с темой отношения языка и мышления., Описать механизмы, с помощью которых возможны речевая и языковая деятельности и процессы мышления.
Описать различные точки зрения на проблему связи языка и мышления, языка и сознания, языка и психики, то есть, возможно ли существование без языка.
Выяснить — что тот или другой исследователь считает определяющим в этих отношениях.
2.Общая характеристика языка
Язык — главная из знаковых систем человека, важнейшее средство человеческого общения, способ осуществления мышления. К. Маркс, например, назвал язык «непосредственной действительностью мысли». Знак — это внешнее выражение внутреннего содержания предметов и явлений — их значение. Человек — единственной существо, моделирующее внешний мир при помощи знаковых систем. Знаки — это символы таблицы Менделеева, музыкальные ноты, рисунки, имена и т.д. В любом человеческом сообществе люди реагируют на те или иные знаки в соответствии с культурными традициями, ибо формирование знаковой картины мира и восприятие мира в знаковой системе всегда опосредованно культурой. Знаки, выражающие значения явлений могут иметь либо условный, либо реальный характер (например, местные особенности одежды).
Язык и его роль в культуре
... концепция языка принималась многими представителями философии неопозитивизма. Она основана на преувеличении сходства естественных языков с искусственными и на ошибочном истолковании ряда фактов, касающихся этих языков. Мышление ... в логике. 2. Сознание и язык 2.1 Язык как средство общения и взаимного понимания людей. Язык гак же древен, как и сознание. У животных нет сознания в человеческом смысле ...
Условные знаки, в свою очередь, делятся на специальные и неспециальные. Роль неспециального знака может сыграть, скажем, дерево, используемое как ориентир; специальные знаки — это жесты, знаки уличного движения, знаки различия, ритуалы и т.д.
Важнейшие условные знаки человеческой культуры — это слова. Предметы и явления окружающей действительности редко полностью подвластны человеку, а слова — знаки, которыми мы их обозначаем, подчиняются нашей воле, соединяясь в смысловые цепочки — фразы. Со знаками, со значениями, которые им придаются, оперировать легче, чем с самими явлениями. С помощью слов можно интерпретировать другие знаковые системы (например, можно описать картину).
Язык — универсальный материал, который используется людьми при объяснении мира и формировании той или иной его модели. Хотя художник может это сделать и при помощи зрительных образов, а музыкант — при помощи звуков, но все они вооружены, прежде всего, знаками универсального кода — языка.
Язык — это особая знаковая система. Любой язык состоит из различных слов, то есть условных звуковых знаков, обозначающих различные предметы и процессы, а также из правил, позволяющих строить из этих слов предложения. Именно предложения являются средством выражения мысли. С помощью вопросительных предложений люди спрашивают, выражают свое недоумение или незнание, с помощью повелительных — отдают приказы, повествовательные предложения служат для описания окружающего мира, для передачи и выражения знаний о нем. Совокупность слов того или иного языка образует его словарь. Словари наиболее развитых современных языков насчитывают десятки тысяч слов. С их помощью благодаря правилам комбинирования и объединения слов в предложения можно написать и произнести неограниченное количество осмысленных фраз, заполнив ими сотни миллионов статей, книг и файлов. В силу этого язык позволяет выражать самые разные мысли, описывать чувства и переживания людей, формулировать математические теоремы и т.д.
Кроме того, хотелось бы обратится к определению Фердинанда де Соссюра мы читаем: язык — это, с одной стороны, социальный продукт речевой способности, с другой — совокупность необходимых условий, усвоенных общественным коллективом для осуществления этой способности у отдельных лиц. «Язык есть система знаков, выражающих идеи…». В свою очередь речевой способностью мы можем назвать деятельность, данную нам от природы, т.е. способность воспроизводить звуки.
Язык принадлежит к тем общественным явлениям, которые действуют на протяжении всего существования человеческого общества. История не знает ни одного человеческого коллектива, который бы не пользовался языком. Человек существует только в обществе. Он постоянно связан с другими людьми. Средством, при помощи которого люди общаются друг с другом, передают свои мысли, желания, чувства, и является язык.
Итоговая выпускная работа Развитие критического мышления у младших ...
... образовательном пространстве младшего школьника Технология развития критического мышления - это одна из современных технологий, которая способна решать задачи современного образования. Цель данной работы, Основные ... уровень развития критического мышления у детей и оказать им необходимую помощь. Таким образом, формирование критического мышления в полноценную и применимую структуру в младшем школьном ...
Язык теснейшим образом связан с психикой, мышлением, сознанием людей. В словах, словосочетаниях и предложениях закрепляются результаты работы мышления человека, всё, что люди познают в окружающей их действительности.
Нет единого общепризнанного определения языка. Существующие многочисленные дефиниции разнятся в зависимости от того, с какого ракурса автор рассматривает язык. Первые определения появились еще в рамках философии, а потому носят обобщающий характер, недостаточный для характеристики понятия.
3. Общая характеристика сознания
Пожалуй, нет более сложного вопроса, чем вопрос о том, что такое сознание, что такое разум, какова их природа, их сущность. Обширные данные для понимания сознания дает исследование человеческой деятельности и ее продуктов, поскольку в них реализованы, запечатлены знания, мысли и чувства людей. Наряду с этим сознание проявляется в познании, вследствие чего и этот источник, изучение познавательного процесса, открывает различные стороны сознания. Очень тесно, можно сказать, органически связаны между собой сознание и язык, в силу чего и научный анализ такого явления, как язык во всей его многосложности, немаловажен для осмысления сущности, природы сознания.
Сознание тесным образом связано с речью и без нее в высших своих формах
не существует. В отличие от ощущений и восприятия, представлений и
памяти сознательное отражение характеризуется рядом специфических
свойств. Одно из них — осмысленность представляемого, или
осознаваемого, т. е. его словесно-понятийная означенность, наделенность
определенным смыслом, связанным человеческой культурой.
Другое свойство сознания состоит в том, что в сознании отражаются не
все и не случайные, а только основные, главные, сущностные
характеристики предметов, событий и явлений, т. е. то, что характерно
именно для них и отличает их от других, внешне похожих на них предметов
и явлений.
Сознание почти всегда связано с употреблением для обозначения
осознаваемого слов-понятий, которые, по определению, содержат в себе
указания на общие и отличительные свойства отражаемого в сознании
класса предметов.
Третья характеристика человеческого сознания — это его способность к
коммуникации, т. е. передаче другим лицам того, что осознает данный
человек, с помощью языка и других знаковых систем. Коммуникативные
возможности есть у многих высших животных, но от человеческих они
Внеклассная работа по русскому языку в начальной школе
... значимость изучения данной проблемы и определяют выбор темы: внеклассная работа по русскому языку в начальной школе. Цель: рассмотреть значение внеклассной работы по русскому языку как эффективной формы организации обучения в усвоении знаний, приобретении прочных умений и навыков, воспитании ...
отличаются одним важным обстоятельством: с помощью языка человек
передает людям не только сообщения о своих внутренних состояниях
(именно это является главным в языке и общении животных), сколько о
том, что знает, видит, понимает, представляет, т. е. объективную
информацию об окружающем мире.
Еще одной особенностью человеческого сознания является наличие в нем
интеллектуальных схем. Схемой называется определенная умственная
структура, в соответствии с которой человеком воспринимается,
перерабатывается и хранится информация об окружающем мире и о самом
себе. Схемы включают правила, понятия, логические операции,
используемые людьми для приведения имеющейся у них информации в
определенный порядок, включая отбор, классификацию информации,
отнесение ее к той или иной категории.
Обмениваясь друг с другом разнообразной информацией, люди выделяют в
сообщаемом главное. Так происходит абстрагирование, т. е. отвлечение от
всего второстепенного, и сосредоточение сознания на самом существенном.
Откладываясь в лексике, семантике в понятийной форме, это главное затем
становится достоянием индивидуального сознания человека по мере того,
как он усваивает язык и научается пользоваться им как средством общения
и мышления. Обобщенное отражение действительности и составляет
содержание индивидуального сознания. Вот почему мы говорим о том, что
без языка и речи сознание человека немыслимо.
Язык и речь как бы формируют два разных, но взаимосвязанных в своем
происхождении и функционировании пласта сознания: систему значений и
систему смыслов слов. Значения слов называют то содержание, которое
вкладывается в них носителями языка. Значения включают в себя
всевозможные оттенки в употреблении слов и лучше всего выражены в
различного рода толковых общеупотребительных и специальных словарях.
Система словесных значений составляет пласт общественного сознания,
которое в знаковых системах языка существует независимо от сознания
каждого отдельно взятого человека.
Сознание, однако, существует не только в словесной, но и в образной
форме. В таком случае оно связано с использованием второй сигнальной
системы, вызывающей и преобразующей соответствующие образы. Наиболее
ярким примером образного человеческого сознания является искусство,
литература, музыка. Они также выступают как формы отражения
действительности, но не в абстрактной, как это свойственно науке, а в
образной форме.
4. Общая характеристика психики
Психика-свойство живой высоко организованной материи, заключающееся в способности отражать своими состояниями окружающий объективный мир в его связях и отношениях.
Чем отличается данная форма отражения от других форм процессов и явлений, которые в широком смысле называются процессами отражения? В чем заключаются особенности именно психического отражения? Прежде всего, это явления и процессы, которые представляют собой субъективный образ действительности. Это значит, что они принадлежат живому субъекту. Значит, психическое отражение свойственно только живым существам -животным и человеку. Оно возникает, формируется лишь в ходе развития жизни, в ходе эволюции живых существ, живых организмов, является продуктом процесса развития жизни.
Сознание: происхождение и сущность
... на других понятность своих слов. Язык и сознание едины. В этом единстве определяющей стороной является сознание, мышление: будучи отражением действительности, оно “лепит” формы и диктует законы своего ... речь оторвалась от своей ситуативности, и это была “революция”, породившая человеческое сознание и сделавшая содержанием речи идеальное, опосредованно воспроизводящее объективную реальность. Мимико ...