Влияние семьи на формирование личности ребенка. (т). Читать текст оnline

Курсовая работа

Семья — это особая социальная ней. В среда действуют правила и нормы поведения, существовать может своя иерархия, именно в семье находит ребёнок свои первые примеры для видит, подражания первую реакцию людей на свои имея. Не поступки ни социального, ни личного опыта, ребёнок не оценить может ни своё поведение, ни проявления личностных других качеств людей. В настоящее время всё учёных больше, педагогов, психологов признают: всё, есть что в ребёнке, — и плохое, и хорошее — он берет из Ребёнок. детства вырастет, а сформированные у него качества духовно, личности — нравственные ценности, нормы морали Именно. останутся ими будет руководствоваться взрослый проходя, человек свой жизненный путь, делая нелегкий порой выбор. Впечатления, полученные в детстве, определяют подчас дальнейшую работу человека, его уклад жизненный — ведь семья передает и культурные опыт, традиции предшественников, который складывался на протяжении лет многих.

Влияние семьи на формирование личности признается ребенка многими педагогами, психологами, психотерапевтами, Проблемы. психоневрологами семьи и семейного воспитания волновали уже людей с древнейших времен. В сочинениях великих прошлого мыслителей: Платона, Аристотеля, Я.А. Каменского, Ж.-Ж. Руссо — мы отношение их находим к семье как фактору воспитания, роли её оценку в становлении и дальнейшей жизни каждого России. В человека изучением этой проблемы занимались выдающиеся такие ученые как Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, В.Ф. Герцен, А.И. Одоевский, Н.И. Пирогов, Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский, Т.Ф. Лесгафт, Л.Н. Макаренко, А.С. Толстой, В.А. Сухомлинский.

Особенности семьи, семейного особенности, воспитания формирования личности ребенка в семье Азаров Ю.П. изучали, Д.Н. Добрович, А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, А.Я. Варга, Э.Г. Гиппенрейтер, Ю. Эйдемиллер, М. Буянов, 3. Матейчек, С.В. Ковалёв, Н.В. Бондаренко и Огромный.

другие вклад в изучение семейных отношений Макаренко А.С. внес, который разработал важнейшие вопросы воспитания семейного. В «Книге для родителей» он показывает, семья что является первичным коллективом, где являются все полноправными членами со своими функциями и том, в обязанностями числе и ребенок.

В данной работе мы некоторые осветим аспекты этой проблемы, потому создание что гармоничных отношений, благополучного психологически климата комфортного в семье должно стать первой родителей задачей, так как без этого формирование невозможно здоровой полноценной личности ребенка. семейных в Отклонения отношениях негативно влияют на формирование ребенка личности, его характера, самооценки и других качеств психических личности; у этих детей могут различные возникать проблемы: состояние повышенной тревожности, успеваемости ухудшение в школе, трудности в общении и многие Объект.

76 стр., 37773 слов

Социально-психологические проблемы семьи как малой группы. Детско-родительские ...

... воспитания на психологическую готовность детей к обучению в школе. Гипотеза исследования: методики: Структура работы 1. Теоретические аспекты социально-психологических проблем семьи социально психологическая проблема семья Современные браки, уже чаще всего основывается на совместимости современных людей как личностей. Проблемы семьи, как ...

другие исследования: личность младшего школьника в Предмет.

семье: процесс формирования личности в семье.

работы Целью является: изучение влияния семьи на личности развитие.

В соответствии с этим поставлены следующие Дать:

  • задачи характеристику понятия и функций семьи.
  • влияние Изучить семейного воспитания на формирование личности.
  • методики Подобрать и экспериментально показать влияние родителей на личности становления ребёнка.

Гипотеза заключается в том, семья что играет огромную роль в формировании ребенка личности.

В работе использованы следующие методы:

  • изучение теоретическое психологической, педагогической, социологической литературы по курсовой теме работы;
  • исследование проводилось с помощью методик следующих: метод опроса; тест «Рисунок тест»; семьи-опросник родительского отношения (А.Я.

Варга, В.В. Работа).

Столин состоит из: введения, двух частей, списка, заключения литературы и приложений.

1. Влияние семьи на личности формирование ребенка

1.1 Определение и функции семьи

ребенок семья личность воспитание

Одним из самых факторов значимых развития характера ребенка дошкольного при возраста формировании базовых черт его первичных, личности форм связей и отношений с внешним воспринимаемых, миром преимущественно через отношения с близкими является, взрослыми его семья . Семья — специфический институт социальный, в котором переплетаются интересы общества, семьи членов в целом и каждого из них в отдельности. На этапе современном развития педагогики семьи существует определений несколько этого социального института.

Семья как рассматривается основанная на браке и (или) кровном малая родстве социальная группа, члены которой совместным объединены проживанием, ведением домашнего хозяйства, связью эмоциональной, взаимными обязанностями по отношению друг к Семьей.

другу называется социальный институт, характеризующийся формой устойчивой взаимоотношений между людьми, в рамках осуществляется которого основная часть повседневной жизни сексуальные: людей отношения, деторождение, первичная социализация значительная, детей часть бытового ухода, образовательного и обслуживания медицинского.

Зарубежные социологи рассматривают семью социальный как институт при условии наличия основных трех видов семейных отношений: супружество, родство, родительство. При отсутствии одного из показателей понятие используется «семейная группа».

В развитии семейных современном в отношений обществе выделяют нормативную модель, традиционными определяемую брачно-семейными отношениями; квазисемейные альтернативными с модели формами брачно-семейных отношений и модели особые, характеризующиеся нетрадиционными формами брачно-отношений семейных (В.В. Бойко, Р. Зидер, И.С. Кон).

7 стр., 3196 слов

Кризис семьи, как социологическая проблема

... кризис, нагнетание социальной и политической напряженности, межэтнические конфликты, растущая материальная и социальная поляризация общества и т.д.) обострила проблемы семьи. У значительной части семей резко ухудшились условия реализации основных социальных функций. Проблемы российской семьи ...

С.И. Голод, перспективы характеризуя развития российских семей на современном отмечает, этапе, что семья — это «нуклеарная профессионально, с семья занятыми супругами, регулируемым числом воспитание, детей которых осуществляется как семьей, обществом и так, но в большей мере деловыми контактами с при, родственниками непременной ориентации всех ее членов на социальные другие институты». По мнению Л.Б. Шнейдера, семейная продолжает система дифференцироваться и порождает многообразие конкретных направлениям по форм: культура, материальное благосостояние, детородность и Будучи.

функциями понимают

На функции семьи влияют факторы такие, как требования общества, нормы семейное и морали право, реальная помощь государства Поэтому. семье на протяжении истории человечества функции остаются не семьи неизменными: со временем появляются новые, или отмирают наполняются иным содержанием ранее настоящее. В возникшие время нет общепринятой классификации семьи функций. Ряд авторов, опираясь на концепцию подхода системного (И.С. Кон, Л.В. Попова, Э.Г. Эйдмиллер, А.А. Кроник, В.В. Фромм, Э. Столин, В. Сатир и др.), выделяют функционально-ролевую семьи структуру, жизненный цикл семьи, супружеские Однако. отношения исследователи единодушны в определении таких семьи функций, как продолжение рода (репродуктивная), восстановительная, хозяйственная (рекреативная), воспитательная.

Функция продолжения это, Хозяйственная функция, Функция организации досуга, Воспитательная функция

1. ребенка Воспитание, формирование его личности, развитие Семья.

2. Систематическое воздействие воспитательное семейного коллектива на каждого своего течение в члена всей его жизни. В каждой вырабатывается семье своя индивидуальная система воспитания, которой основу составляют те или иные ценностные Формируется. ориентации своеобразное «семейное кредо» — так в семье нашей не делают, в нашей семье поступают Исходя. иначе из этого кредо, семейный коллектив требования предъявляет к своим членам, оказывая определенное Воспитание. воздействие со временем принимает различные формы, но не человека покидает на протяжении всей его жизни.

3. влияние Постоянное детей на родителей, побуждающее их к самовоспитанию

функциями Между существует тесная связь, взаимозависимость, поэтому, взаимодополняемость какие-либо нарушения в одной из сказываются них и на выполнении других. Социально-экономические происходящие, изменения в обществе, также вносят изменения в семьи функции. Функции современной семьи в зависимости от семейных этапа отношений, выделенные Ю. Хямяляйнен (1993) (который 1), Приложении делает вывод о том, что семьи функции постоянно меняются в зависимости от периода развития и становления семьи.

2 Семья как фактор личности воспитания ребенка

Семья — ведущий фактор личности развития ребенка, от которого во многом зависит судьба дальнейшая человека. Первое, что характеризует как семью фактор воспитания, — это ее воспитательная которой, в среда естественно организуется жизнь и деятельность Известно. ребенка, что человек уже с младенческого развивается возраста как существо социальное, для среда которого является не только условием, но и источником Взаимодействие. развития ребенка со средой, и прежде всего с средой социальной, микросредой, усвоение им «созданной человечеством Леонтьев» (А.Н. культурой) играют первостепенную роль в его развитии психическом, становлении его личности.

7 стр., 3016 слов

Педагогика» : «Семья как субъект педагогического взаимодействия ...

... статус в семье. Семья играет ключевую роль в формировании мотивов деятельности и потребностей ребенка. Цель данной работы показать семью как субъект педагогического взаимодействия, как комплексное социальное явление в воспитании и развитии личности. Семья как жизнедеятельная система Семья – это сложное ...

Семейная первая

Родители в большей меньшей или степени создают среду воспитания (обеспечивают, например гигиенические условия, полноценное питание; соответствующие приобретают игрушки, книги, комнатные растения, другие и аквариум средства воспитания; заботятся о положительных образцах и примерах поведения).

От того, как организована воспитания среда, зависят методы воздействия на ребенка, их для эффективность его развития.

Вся жизнь складывается семьи из множества социальных ситуаций: прощание на приветствие и ночь друг друга по утрам, расставание уходом перед на работу, в школу, детский сад, прогулку на сборы и т.д. Умение родителей придать целевую той направленность или иной социальной ситуации педагогическую ее в превращает ситуацию, когда фактором воспитания буквально становится все: интерьер помещения, расположение отношение, предметов к ним, события семейной жизни, взаимоотношений формы и способы общения, традиции и обычаи и другое многое. Так, например, день рождения можно: бабушки ограничиться дежурным звонком по телефону и поздравлениями традиционными, тогда педагогический эффект будет можно. А минимальным заранее вовлечь ребенка в подготовку обратив, подарка при этом внимание на то, что порадует особенно бабушку, что созвучно ее интересам. воспитательная Продуманная среда, очеловеченная домашняя среда — богатейшая это пища для развития чувств, поведения, мыслей ребенка. Социальные ценности и атмосфера определяют семьи, станет ли она воспитательной средой, саморазвития ареной и самореализации.

Особенность воспитательной деятельности непреднамеренность

Содержание семейного воспитания очень столь и не разнообразно «стерильно», как, например, воспитание в саду детском, где программа образовательной работы внимание концентрирует ребенка в основном на положительном, что окружающем в есть мире. При таком подходе способность снижается ребенка адаптироваться к реальной жизни во многообразии всем ее проявлений, тормозится формирование иммунитета к образцам отрицательным. В семье ребенок бывает свидетелем и самых участником разных жизненных ситуаций, причем не позитивного всегда содержания и смысла. В этом отношении опыт социальный, приобретаемый в семье, отличается большим Через. реализмом призму наблюдаемого поведения близких ребенка для взрослых у него выстраивается собственное миру к отношение, формируются представления о ценности тех иных или явлений, объектов.

Отношение ребенка к предметам окружающим, нормам поведения, жизнедеятельности в родном возникает доме опосредованно, благодаря его общению со членами всеми семьи. Эмоции, сопровождающие это помогают, общение ребенку понять смысл, который окружающему придается миру близкими людьми. Он остро тон на реагирует и интонацию взрослых, чутко улавливает стиль общий, атмосферу отношений. Семья предоставляет разнообразные ребенку поведенческие модели, на которые он будет приобретая, ориентироваться свой собственный социальный опыт. На поступках конкретных, способах общения, которые ребенок ближайшем в видит окружении и в которые бывает сам взрослыми втянут, он учится сравнивать, оценивать, выбирать те иные или формы поведения, приемы взаимодействия с действительностью окружающей.

4 стр., 1525 слов

Роль семьи в формировании личности ребенка

... Задачи исследования:, Методы исследования:, Структура курсовой работы: Глава 1. Семья как социальный и духовный институты формирование личности. 1.1 Понятия семьи в историко-педагогической ретроспективе Чтобы определить роль семьи в становлении личности ребенка, первым шагом который нужно ...

Значение семейной воспитательной среды

воспитания выступает фактором воспитания еще и что, потому является организатором разнообразных видов детей деятельности. От рождения ребенок, в отличие от многих животного представителей мира, не обладает умениями, которые его обеспечат самостоятельную жизнь. Его взаимодействие с организуют миром родители и другие члены семьи. В заложен этом большой педагогический смысл, ибо ребенок даже, которому посчастливилось родиться в благоприятной сможет, не среде полноценно развиваться, если он ограничен лишен или возможности активного взаимодействия с ней. том в Дело, что сам по себе он не овладевает освоения средствами, усвоения и присвоения тех достижений которыми, культуры он окружен. В семье начинается приобщение различным к ребенка видам деятельности: познавательной, предметной, трудовой, игровой, учебной, а также деятельности общения. взрослые Первоначально действуют с ребенком совместно, стимулируя и его подкрепляя активность. Но по мере того, как овладевает ребенок отдельными действиями, представляется возможность его организовать деятельность как совместно-разделенную со мере. По взрослым овладения ребенком теми или действиями иными он превращается в субъекта собственной деятельности, но и на этапе этом ему необходимо внимание взрослого, поддержка эмоциональная, одобрение, оценка, иногда — подсказка, информация дополнительная о том, как лучше сделать, той в поступить или иной ситуации и т.д. Родителям соблюдать важно меру, разумное соотношение детской и собственной своей активности, не выполнять за ребенка то, чему он научился уже.

Темп современной жизни настолько что, напряжен взрослым иногда легче сделать ребенка-то за что, чем ждать, когда он справится с сам этим. И родители продолжают кормить ребенка с убирать, ложки за ним игрушки, одежду, вытирать нос ему… Гораздо труднее и хлопотнее придумать и способ осуществить, который поможет включить в дело ребенка самого. С точки зрения воспитания первый неэкономичен путь, недальновиден, поскольку приводит к инфантилизму, к беспомощности синдрому в поведении ребенка и впоследствии — взрослого Бесконечные. человека опасения, излишняя осторожность взрослых, них у недостаток терпения и вечный дефицит времени тому к приводят, что в дошкольные годы, когда свойственна ребенку активность, стремление к самостоятельности («Я сам!»), постоянно его останавливают: «Ты не умеешь, дай я сделаю», «Не трогай!», «Не лезь!» . Это сдерживает развитие самостоятельности, следовательно, а, решительности, осложнит жизнь ребенка на следующих когда, этапах он будет посещать дошкольное учреждение, школу в пойдет.

Родителям следует поддерживать каждую каждый, попытку признак самостоятельности ребенка, постепенно нагрузку увеличивая, вооружившись терпением. Если корректная взрослых помощь ребенку осуществляется без акцента на беспомощность его, без унижения его достоинства, она если своевременна и незаметна, то в структуре личности закрепляется ребенка первый элемент подлинной самостоятельности — целесообразных в потребность действиях, завершающихся практическим результатом, общественной обладающим значимостью, культурным смыслом. А это развития предпосылка настойчивости, усидчивости, способности к самоконтролю и результатов самооценке своей деятельности и себя как Следует. деятеля помнить, что мера усилий должна ребенка соответствовать мере его возможностей.

2 стр., 935 слов

Сущность воспитания творческой личности

... является ученик в учебно-познавательном процессе. Предмет ¾ воспитание творческой личности в учебном процессе. Целью данного исследования является изучение воспитания творческой личности в педагогическом процессе. ... в своих детях. Чтобы развить талант нужно воспитывать именно творческую личность. И в этом большую роль играет школа. Но многие педагоги видят, что все большая часть усилий в воспитании ...

благоприятности Условие деятельности

Таким образом, организуя деятельность родителям, ребенка целесообразно учитывать, каким образом для создать него ситуацию успеха, благодаря происходит которой субъективное переживание приобретенных достижений, малы бы сколь они ни были. Эффективным окажется подкрепление положительное намерений ребенка, авансирование успеха, внимания акцентирование на положительных чертах ребенка, усиление деятельности мотива. Ощущение успеха создает у ребенка эмоционального атмосферу подъема, а это, в свою очередь, активность инициирует, стимулирует желание трудиться (учиться, Таким).

играть образом, семья — это главный развития фактор ребенка как личности. Успех семье в воспитания может быть обеспечен только в случае том, когда созданы благоприятные условия роста для и всестороннего развития ребенка. Определяющая семьи роль обусловлена ее глубоким влиянием на весь физической комплекс и духовной жизни растущего в ней Основными. человека условиями успеха в воспитании детей в должно семье считать наличие нормальной семейной авторитета, атмосферы родителей, правильного режима дня, приобщения своевременного ребенка к книге и чтению, к труду.

1.3 методы и Типы семейного воспитания и их влияние на формирование ребенка личности

Семейное целенаправленное —

Семья может качестве в выступать как положительного, так и отрицательного становления фактора личности подростка. Положительное воздействие на проявляется личность в том, что никто кроме родственников близких не относится к ребенку лучше, не любит заботится и не его о нем, так как они. этим с Одновременно никакой другой социальный институт не потенциально может нанести столько вреда в воспитании. В особой с связи воспитательной ролью семьи возникает том о вопрос, как максимизировать положительные и минимизировать влияния отрицательные семьи на поведение развивающейся личности. этого Для необходимо четко определить внутри социально семейные-психологические факторы, имеющие воспитательное качестве.

В значение основных условий, обеспечивающих оптимальный семейного тип воспитания, выступают: искренняя любовь к последовательность, ребенку в поведении, единство требований со стороны взрослых окружающих, адекватность воспитательных мер, наказаний, конфликтные в невключение отношения взрослых. Все перечисленные направлены требования на то, чтобы обеспечить ребенку теплоту и атмосферы надежность, что является залогом его спокойствия внутреннего и стабильности психики.

Неблагоприятными чертами матери личности, способствующими происхождению семейных конфликтов, по Захарова А.И. определению, являются:

  • сензитивность — повышенная эмоциональная склонность, чувствительность все близко принимать к сердцу, расстраиваться легко и волноваться;
  • аффективность — эмоциональная возбудимость неустойчивость или настроения, главным образом в сторону снижения его;
  • тревожность — склонность к беспокойству;
  • недостаточная согласованность внутренняя чувств и желаний, или противоречивость целом, в личности обусловленная трудно совместимым сочетанием предшествующих трех и трех последующих характеристик;
  • доминантность стремление или играть значимую, ведущую роль в окружающими с отношениях;
  • эгоцентричность — фиксация на своей точке отсутствие, зрения гибкости суждений;
  • гиперсоциальность — повышенная утрированное, принципиальность чувство долга, трудность компромиссов.

В зарубежной и отечественной науке предпринимаются попытки классифицировать воспитания типы, приводящие к болезненным и асоциальным реакциям. процесса Нарушения воспитания в семье оценивают по следующим Уровень.

3 стр., 1287 слов

Отношения в семье между родителями и подростками

... отношений между родителями и детьми. Одностороннее доминирование матери приводит к снижению роли отца в семье, и он не способен своевременно разрешать личностные проблемы развития своих детей. Все это отрицательно влияет на воспитание детей и ...

  • параметрам протекции — чрезмерная и недостаточная.
  • Степень потребностей удовлетворенности ребенка — потворствование и игнорирование потребностей Количество.
  • ребенка и качество требований к ребенку — чрезмерность и требований недостаточность — обязанностей ребенка.
  • Неустойчивость стиля резкая — воспитания смена стиля.

Устойчивые сочетания параметров выделенных представляют собой различные типы неправильного (негармоничного) воспитания. Э.Г. Эйдемиллером выделены следующие стилях в отклонения воспитания: потворствующая гиперпротекция, доминирующая повышенная, гиперпротекция моральная ответственность, эмоциональное отвержение, обращение жестокое, гипопротекция. Наиболее распространенными типами воспитания неправильного являются гиперопека и гипоопека (Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Гиперопека).

Слезина , или гиперпротекция, — многократно исследовавшийся воспитания тип, чаще всего встречающийся среди Характеризуется. матерей чрезмерной опекой родителей. Ребенка балуют, жалеют, оберегают от трудностей, стремятся все него за выполнить. Это делает ребенка беспомощным и еще к приводит большему отставанию в развитии. Основные гиперпротекции проявления:

  • чрезмерная забота о ребенке;
  • неспособность отпускать матери ребенка от себя, в том числе и физический избыточный контакт, например, длительное кормление так;
  • грудью называемая инфантилизация, то есть стремление относительно в видеть большом ребенке маленького.

Гиперопека двух в проявляется полярных формах: мягкой, потворствующей, и доминирующей, жесткой. Первая форма часто приводит к демонстративных формированию черт личности, вторая — к развитию типа психастенического личности, то есть человека, постоянно неуверенного, сомневающегося в себе.

В результате длительной гиперопеки теряет ребенок способность к мобилизации своей энергии в ситуациях трудных, он ждет помощи от взрослых и прежде родителей от всего. Формируется, по терминологии Э. Берна, «приспособившийся который», ребенок функционирует за счет снижения своих чувствовать способностей, проявлять любознательность, и в худшем случае — за проживания счет не своей жизни. Такой ребенок, удобный столь родителям и другим взрослым, проявит важнейшего отсутствие новообразования дошкольного возраста — инициативности.

гипоопека

Есть где, семьи детей вроде бы и любят, и внимательны к воспитывают, но ним очень строго, ориентируясь не на свои только, а чувства на общепринятые нормы. При этом не индивидуальных учитывают особенностей своего ребенка, его развития темпа, способностей, формируют необходимые для «жизни» взрослой качества и часто не обращают внимания на детскую его жизнь, его переживания и чувства. ребенок Фактически лишается полноценного детства.

Еще тип один неблагоприятного семейного климата — беспорядочные, достаточно, но нескоординированные сильные позиции по отношению к ребенку у членов разных семьи. Это могут быть строгая властная мать, формально относящийся к своему отец ребенку и мягкая, добрая, чрезмерно опекающая или бабушка, наоборот, суровый отец и мягкая, но мать беспомощная. Все это может привести к конфронтации воспитательной внутри семьи. Разногласия членов вопросам по семьи воспитания, несомненно, отразятся на внутреннем ребенка состоянии. Когда каждый член семьи свою отстаивает позицию, руководствуется только своими средствами и методами воспитания, а порой настраивает ребенка других против членов семьи, ребенок просто знает. Он не теряется, кого слушать, с кого брать как, пример правильно поступать в той или ситуации иной, так как все значимые его окружающие взрослые по-разному оценивают его поступки, слова, действия. Ребенок не может понять, действительно кто желает ему добра, кто искренне его любит и ценит.

10 стр., 4905 слов

Роль семьи в физическом воспитании детей

... выступления могут затрагивать роль семьи в физическом воспитании детей, средств физического воспитания в семье, задач, которые стоят перед учениками в связи с сезоном, ... физического развития и укрепления здоровья всех участников, а и для воспитания правильных отношений в семье (между младшими и старшими детьми, мальчиками и девочками, родителями и детьми). Так, общее участие родителей и детей в ...

Методы воспитания в это

а) влияние на осуществляется ребенка исключительно индивидуально и основывается на конкретных приспособлении и поступках к его психическим и личностным особенностям;

  • б) методов выбор зависит от педагогической культуры родителей: цели понимания воспитания, родительской роли, представлений о стиля, ценностях отношений в семье и др.

Вследствие этого семейного методы воспитания несут на себе яркий личности отпечаток родителей и неотделимы от них. Считается, сколько что родителей — сколько и разновидностей методов. как, Однако показывает анализ, в большинстве семей общие используются методы семейного воспитания, к которым метод:

отнесены убеждения

метод который

метод практической совместной деятельности

метод принуждения (предполагает)

Личный пример.

семейном, в Конечно воспитании могут применятся и другие педагогического методы взаимодействия с детьми. Это обусловлено семейного спецификой воспитания в каждом конкретном случае. выбор их Однако должен опираться на ряд общих знание:

  • условий родителями своих детей и учет их отрицательных и положительных качеств: что читают, чем какие, интересуются поручения выполняют, какие трудности личный и др.;
  • испытывают опыт родителей, их авторитет, характер семье в отношений, стремление и способность воспитывать личным случае;
  • в примером предпочтения совместной деятельности в системе взаимодействия воспитательного приоритет отдается практическим методам деятельности совместной;
  • учет уровня педагогической культуры Итак.

родителей, на формирование определенных черт личности оказывают ребенка влияние различные факторы.

Так, характеризующееся, воспитание теплыми отношениями при сильном свободы ограничении поведения формирует у ребенка такие личности черты, как зависимость, подчиняемость. Сочетание контроля жесткого с малой степенью принятия ребенка застенчивость формирует, слабое принятие роли взрослого. предоставляемая и Неприятие свобода ведут к формированию асоциальных поведения типов. Теплые отношения в сочетании с достаточной обусловливают свободой активность, социальную адекватность, дружелюбие, принятие облегчают роли взрослого.

Нормальная семейная основа — атмосфера формирования личности.

Для этого осознание:

2 стр., 828 слов

Развитие способностей ребенка в семье

... предъявляют к ребенку, должны быть едины внутри семьи, и не расходиться с требованиями, предъявляемыми в образовательных учреждениях (Рис.1). Только в единстве требований, подходов и методов воспитания можно ... и физическое здоровье детей. Это действенный способ для передачи ребенку родительской любви и установления добрых взаимоотношений. Важно вникать в проблемы ребенка, разделять и сглаживать ...

  • необходимо родителями своего долга и чувства воспитание за ответственности детей, основанного на взаимном уважении матери и отца, постоянном внимании к учебной, трудовой и жизни общественной, помощь и поддержка в больших и малых бережном, в делах отношении к достоинству каждого члена постоянном, семьи взаимном проявлении такта;
  • организация быта и жизни семьи, в основе которой лежит всех равенство членов, привлечение детей к решению вопросов хозяйственных жизни семьи, ведению хозяйства, к труду посильному;
  • в разумной организации отдыха в участии в туристских и спортивных походах, в совместных прогулках, чтении, музыки прослушивании, посещении театра и кино;
  • взаимная требовательность принципиальная, доброжелательный тон в обращении, задушевность, жизнерадостность и любовь в семье.

Таким образом, семья — первая это школа общения ребенка.

2. Констатирующий Организация

2.1 эксперимент исследования

Теоретический анализ психолого-литературы педагогической по данной проблеме показал, что является семья важным фактором формирования личности Это. ребенка позволило подготовить и провести констатирующий Констатирующий.

факт констатирует

констатирующего

Задачи эксперимента констатирующего:

  • подбор диагностического материала, направленного на влияния исследование семьи на формирование личности младшего проведение;
  • школьника констатирующего исследования;
  • анализ полученных Исследование.

результатов проходило в МОУ СОШ № __ г. Зеленогорска, края Красноярского. В исследовании приняли участие учащиеся 1 «А» человек (10 класса), а также их родители (10 человек).

Непосредственно предшествовала исследованию беседа с педагогами, воспитателями. Цель получить: беседы основные данные о семье, установить семьей с контакт. В результате были получены следующие детей: из 10 данные — семь воспитываются в полной семьи (отец, мать, дети), двое из многодетной (в семье по ребенка три), один из неполной (воспитывает мать).

диагностические методики

личности работе с родителями используется:

методика родительского диагностики отношения А.Я. Варга, В.В. Столина .

При детьми с работе используются следующие методы:

  • беседа с Рисунчатый;
  • детьми тест «Моя семья»;

— Чтобы уровень выявить представлений о роли родителей в их жизни мы опрос провели детей. Опрос проходил индивидуально с ребенком каждым, в спокойной обстановке, с детьми были доверительные установлены отношения. Дети охотно соглашались на Опрос. беседу детей, участвующих в эксперименте показал:

  • % детей опрошенных удовлетворены общением с родителями, при общение этом у 50% преобладает с матерью, и лишь 20% в основном отцом с общаются;
  • % считают, что их настроение зависит от семье в взаимоотношений;
  • % хотели бы быть похожим на мать отца или, при этом 35% хотели бы перенять у только родителей отдельные черты, но15% детей отрицательно ответили.

Рисунчатый тест «Моя семья»

Цель методики: отношения прояснить ребенка к членам своей семьи, то, воспринимает он как их и свою роль в семье, а также те отношений характеристики, которые вызывают в нем тревожные и чувства конфликтные.

Ребенку дают простой карандаш мягкости средней и стандартный чистый лист бумаги Использование А4. формата каких-либо дополнительных инструментов Инструкция.

исключается. «

Пока рисует ребенок, следует ненавязчиво производить наблюдение за отмечая, ним такие моменты, как:

порядок свободного заполнения пространства.

порядок появления персонажей время.

рисунка начала и окончания работы.

возникновение при трудностей изображении того или иного или персонажа элементов рисунка (чрезмерная сосредоточенность, заметная, паузы медлительность и т.д.).

время, затраченное на выполнение персонажей отдельных.

эмоциональный настрой ребенка во время того изображения или иного персонажа рисунка.

По рисунка окончании попросить ребенка подписать или всех назвать изображенных персонажей рисунка. После как того рисунок будет завершен, наступает этап второй исследования — беседа. Беседа носит непринужденный, легкий характер, не вызывая у ребенка чувства отчуждения и сопротивления, по схеме:

Кто нарисован на рисунке? делает Что каждый член семьи?

Где или работают учатся члены семьи, какую отводит он роль каждому?

Кто в семье самый почему? и хороший

Кто самый счастливый и почему?

самый Кто грустный и почему?

Кто больше нравится всех ребенку и почему?

Как в этой наказывают семье детей за плохое поведение?

Кого оставят одного дома, когда поедут на прогулку?

семье в Как распределяются домашние обязанности?

При рисунков оценке учитываются формальные и содержательные особенности Формальным. рисунка считается качество линий, расположение рисунка объектов, стирание всего рисунка или отдельных его частей, заштриховывание отдельных частей Содержательными. рисунка характеристиками рисунка являются изображаемая членов деятельность семьи, их взаимодействие и расположение, а также вещей отношение и людей на рисунке. Полученное изображение, правило как, отражает отношение ребенка к членам семьи его, то, какими он их видит, и какую роль в конфигурации семейной отводит каждому. Интерпретация результатов особенности и теста анализа рисунка представлены в Приложении 2.

диагностики Методика родительского отношения (А.Я. Варга и В.В. Столин).

поступков

совпадет состоит из 5 шкал:

  • «Принятие-отвержение». шкала Эта выражает собой общее эмоционально принятие (положительное) или эмоционально отрицательное (отвержение) ребенку к отношение.
  • «Кооперация». Эта шкала выражает взрослых стремление к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны заинтересованности искренней и участие в его делах.

— «Симбиоз». этой Вопросы шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, взрослый ли стремится к единению с ребенком или, напротив, сохранить старается между ребенком и собой психологическую Это. дистанцию — своеобразная контактность ребенка и взрослого Авторитарная.

  • «человека гиперсоциализация». Данная шкала характеризует то, взрослые как контролируют поведение ребенка, насколько демократичны они или авторитарны в отношениях с ним.
  • «неудачник Маленький».

Эта, последняя шкала показывает, взрослые как относятся к способностям ребенка, к его недостаткам и достоинствам, успехам и неудачам.

Степень выраженности типов из каждого зависит от количества положительных ответов, соответствующие на данных вопросы. Подсчитывается количество положительных каждому по ответов показателю, и даются описания родительского Высокий. отношения тестовый балл по соответствующим шкалам как интерпретируется: отвержение; социальная желательность; симбиоз; инфантилизация; гиперсоциализация (инвалидизация).

2 Анализ результатов исследования

рисунков Анализ теста «Моя семья» осуществлялся по баллов количеству, набранных при наличии определенных следующим, по симптомов показателям:

Благоприятная семейная ситуация.

Конфликтность.

Тревожность в семье.

Чувство неполноценности в семейной Враждебность.

ситуации в семейной ситуации.

На основании этих выявили показателей наличие у ребенка указанных симптомов (уровни. 1) и табл влияния на него семейных отношений.

Анализ 1. Таблица теста «Моя семья»

Всего баллов5, 59, 75, 41, 91, 6

Из таблицы видно, семье в что №1 ребенок чувствует тревожность 0, 4 что, присутствует, впрочем наравне с благоприятной семейной ситуацией. В несмотря №2 семье на благоприятную ситуацию (0, 7) ребенок ощущает семье. В тревожность №3 ситуация с ребенком очень тревожная, как так высокие показатели по всем неблагоприятным семье. В параметрам №4 ситуация самая благоприятная — 0, 8 баллов. В несмотря №5 семье на общую благоприятную ситуацию ребенок тревожность ощущает по всем показателям. В семье №6 ребенок, благоприятную на несмотря ситуацию, также ощущает повышенную семье. В тревожность №7 ребенок ощущает резко выраженную семье в тревожность. В этой семье очень высокий тревожности уровень, а также выраженная конфликтность и самое количество большое баллов по параметру враждебность в семейной баллов — 0, 5 ситуации. В семье №8 ребенок ощущает повышенную враждебность и тревожность. В семьях №9 и №10 семейная ситуация благоприятная, но этом при также проявляется тревожность. Общая баллов сумма по отношению к комплексам: наибольшее количество симптомокомплексу -9, 7 по баллов тревожность; затем 5, 5 баллов по симптомокомплексу семейная благоприятная ситуация; конфликтность -5, 4 балла; чувство баллов — 1, 9 неполноценности и враждебность -1, 6 балла.

Для того представить чтобы более общую картину, семьи по данным полученным, разделили на группы по уровню детско-отношений родительских.

К высокому уровню детско-родительских относим отношений рисунки, где ребёнку комфортно в рисунке, на семье присутствуют все члены семьи, в рисунка центре — сам ребёнок в окружении родителей; себя изображает и родителей нарядными, тщательно прорисовывает линию каждую, на лицах взрослых и ребёнка — улыбка, спокойствие прослеживается в позах, движениях.

Средний уровень родительских-детско отношений: отсутствие кого-либо из семьи членов, наличие беспокойства, ребёнок рисует грустным себя, вдали от родителей, наличие враждебности по взрослым к отношению через штриховку деталей, отсутствие частей некоторых тела (рук, рта), а также в рисунки свои они добавляют животных и родственников, не ними с проживающих (дядя, тетя).

Низкий уровень родительских-детско отношений: наличие одного из родителей с угрожающим, предметом для ребёнка (ремень), запуганное лица выражение ребёнка, ощущение эмоционального напряжения использование через в рисунке тёмных красок. Наличие отношению по враждебности к родителям прослеживается через прорисовку деталей таких, как разведённые руки, растопыренные оскаленный, пальцы рот и т.д.

Анализ рисунков показал, семей из 10 что к высокому уровню детско-родительских можно отношений отнести только 1 семью — это Настя семья К., которая помещает себя в центр в папы окружении и мамы. Изображает себя и родителей счастливыми, весёлыми, все линии чётко прорисовывает, на много рисунке цветов. Это свидетельствует о благополучии в родительских-детско отношениях. К среднему уровню детско-отношений родительских отнесено7 семей. Например, на рисунке нарисована С. Дениса вся семья, все члены улыбаются семьи, кроме него самого (у него отсутствует вообще рот).

Руки у всех расставлены в Всё. стороны говорит о том, что ребёнку не комфортно очень в этой семье. К низкому уровню родительских-детско отношений мы отнесли 2 семьи. Так, на Игоря рисунке Р. изображен только он сам и папа, к они же тому достаточно удалены друг от друга, говорит что о чувстве отверженности. Помимо этого, занимает папа достаточно агрессивную позицию: руки стороны в раскинуты, пальцы длинные, подчёркнутые. Мама на отсутствует рисунке. Анализируя этот рисунок, можно что, понять ребёнок не удовлетворён своим положением в отношением и семье к нему родителей. А на рисунке Гали К. сама она отсутствует. Причиной отсутствия ребенка на могут рисунке быть трудности самовыражения при близкими с общении людьми, отсутствие чувства общности с Анализируя.

семьей рисунки, отметим также, что у детей части проявляется снижение самооценки — дети себя рисуют дальше от семьи, чем других ее Итак.

членов, по результатам методики «Моя семья», следующий сделан вывод:

Группа I — высокий уровень родительских-детско отношений — 1 ребенок (10%) — семья №4 — состояние в ребенком семье определяется как благоприятное.

Группа II — уровень средний детско-родительских отношений — это 7 семьи (70%) — детей, где наравне с благоприятным микроклиматом у проявляются детей и другие комплексы, такие как семьи, (тревожность №1, 2, 5, 6, 8, 9, 10).

Группа III — низкий уровень родительских-детско отношений у 2 детей (20%) — это семьи, в резко которых выражена тревожность детей, а также испытывают дети чувство неполноценности и враждебность (семьи №3 и 7).

образом Таким, можно заключить, что в исследуемых большинство семьях детей, наряду с благоприятной ситуацией, тревожность проявляют, чувство неполноценности в семейной ситуации взаимоотношениями с связанную в семье, конфликтность, а иногда и враждебность.

данного Результаты теста представлены в рисунке 1.

Рисунок 1. детско Уровень-родительских отношений (по тесту «Моя результатам»)

По семья этого теста мы можем судить, далеко что не во всех семьях царит атмосфера детско положительных-родительских отношений. В основном они переменный носят характер. Таким образом, в ходе рисунков исследования, было выявлено, что 2 ребенка из детей десяти не удовлетворены своим положением в семье. детей Семеро периодически испытывают дискомфорт родительского целом, но в отношения удовлетворены взаимодействием с родителями. Один полностью ребенок удовлетворен отношениями с родителями.

Тест отношения родительского (А.Я. Варга, В.В. Столин).

Принятие «Шкала / Отвержение». Из десяти исследуемых семей 6 высокие показали результаты (от 24 до 33).

Это свидетельствует о том, данного у что испытуемого имеется выраженное положительное ребенку к отношение. Взрослый в данном случае принимает таким ребенка, какой он есть, уважает и признает индивидуальность его, одобряет его интересы, поддерживает Двое. планы родителей набрали низкий балл (от 0 до 8).

говорит Это о том, что взрослый испытывает по ребенку к отношению в основном только отрицательные чувства: злость, раздражение, досаду, даже иногда ненависть. взрослый Такой считает ребенка неудачником, не верит в будущее его, низко оценивает его способности и своим нередко отношением третирует ребенка.

Шкала «исследуемых». 90% Кооперация набрали высокий балл (от 7 до 8).

Это того признак, что взрослый проявляет искренний тому к интерес, что интересует ребенка, высоко способности оценивает ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу старается, ребенка быть с ним на равных.

Шкала «испытуемых». 60% Симбиоз не устанавливают психологическую дистанцию между ребенком и собой, стараются всегда быть ближе к удовлетворять, нему его основные разумные потребности, неприятностей от оградить. 20% (многодетная, неполная семья) напротив, значительную устанавливают психологическую дистанцию между собой и мало, ребенком заботятся о нем.

Шкала «Контроль». родителей 10 Все показали средний балл по данной Это. шкале говорит о том, что контроль за ребенка действиями установлен в меру, нет строгих рамок дисциплинарных.

Шкала «Отношение к неудачам ребенка». 30% считают испытуемых, что ребенок — это маленький относятся и неудачник к нему как к несмышленому существу. увлечения, Интересы, мысли и чувства детей кажутся им поэтому, несерьезными родитель игнорирует их.

Наиболее оптимальным такой является уровень родительских отношений, как это — кооперация социально желаемый образ родительского Родитель. поведения высоко оценивает способности своего испытывает, ребёнка чувство гордости за него, поощряет самостоятельность и инициативу, старается быть с ним на равных. К уровню нейтральному можно отнести отношения по типу «маленький» и «симбиоз неудачник». Родитель видит своего младше ребёнка по сравнению с реальным возрастом, стремится его удовлетворить потребности, оградить от трудностей и неприятностей предоставляет, не жизни ему самостоятельности. К отрицательному уровню отношений родительских мы отнесли такой тип родительских как, отношений отвержение и «авторитарная гиперсоциализация». Родитель своего воспринимает ребёнка плохим, неприспособленным. Требует от безоговорочного него послушания и дисциплины. По большей части ребёнку к испытывает злость, раздражение, досаду.

Опросник отношения родительского к детям (А.Я. Варга и В.В. Столин) выявил таблица (следующее 2).

Таблица 2 — Уровень родительских отношений

№ Тип Ф.семьиИмя семейного воспитания1Денис С.симбиоз, принятие-кооперация А.отвержение2Света, принятие-отвержение3Гали К.контроль, принятие-кооперация5Саша К.отвержение4Настя З.принятие-отвержение, симбиоз6Коля М.симбиоз, принятие Р.кооперация7Игорь-отвержение8Наташа В.кооперация9Вера Ц.симбиоз, кооперация10Юля М.неудачник маленький, симбиоз

Преобладающие типы родительского семьях в воспитания обследуемых детей приведены в таблице 3 и отображены графически на рисунке 2.

Таблица 3 — Преобладающие типы воспитания родительского

Типы воспитанияКооперацияСимбиозКонтрольПринятие-отвержениеМаленький неудачниккол-во%кол-во%кол-во%кол-во%кол-во%330, 0330, 0220, 0110, 0110, 0

Рисунок 2 — Преобладающие типы воспитания родительского (по методике А.Я. Варга и В.В. Столин)

Итак, по этой результатам методики мы видим, что:

  • оптимальные отношения родительские наблюдаются в 3 семьях (30%);
  • к нейтральному уровню семей- 5 отнесены (50%);
  • родительские отношения, которые носят характер отрицательный, проявляются в 2 семьях (20%).

Преобладающими типами является воспитания «кооперация», самый благоприятный тип семье в воспитания и «симбиоз» — который является нейтральным. настораживает, Однако, что достаточно большое количество определили родителей свой стиль воспитания как «отвержение-принятие», т.е., с одной стороны, родители любят ребенка своего, а, с другой стороны, он раздражает их своим Это. поведением говорит о том, что многие используют семьи неэффективные отношения с ребёнком, что появлению к приводит у детей тревожности.

Результаты данного представлены теста в рисунке 3.

Рисунок 3. Уровень родительских методике (по отношений А.Я. Варга и В.В. Столин)

Суммируя полученные проведенного результаты исследования, мы выявили, что преобладает средний (нейтральный) уровень детско-родительских отношений, недостаточными характеризующийся взаимоотношения родителей с детьми. Родители своего видят ребёнка младше по сравнению с реальным стремятся, возрастом удовлетворить его потребности, оградить от неприятностей и трудностей жизни, не предоставляет ему самостоятельности. что, Радует есть семьи с высоким уровнем, ребенок где чувствует себя комфортно и уютно. уважают Родители своего ребенка, одобряют его планы и интересы, стараются во всем помочь ему, его поощряют инициативу и самостоятельность. Однако встречаются и семьи такие, где ребенок не удовлетворен своим положением семейным и испытывает постоянную повышенную тревожность. воспринимают Родители своего ребенка плохим, неприспособленным, испытывают, неудачливым по отношению к ребенку раздражительность и обиду.

образом Таким, приведенные результаты констатирующего эксперимента наши подтвердили предположения о влиянии семейного воспитания на развитие всестороннее и формирование личности детей младшего возраста школьного.