Методы изучения развитости личности ученика

Курсовая работа

означает путь, способ. Понятие метод есть теоретическое (идеальное) представление (модель) о системе норм, правил, требований, разработанных и сформулированных на основе знаний сущности и объективных закономерностей того, что человек собирается изменить в соответствии со своей целью.

Обобщенно в характеристики личности выделяют: статус, позицию, роли, функции, цели, ценности, мотивационную сферу, характер, способности.

Проблемы исследования личности:

1. Свойства личности всегда индивидуально своеобразны. Для выявления своеобразия необходима индивидуальная ситуация. Однако условия эксперимента должны быть общими для всех. Выход – формирующий эксперимент.

2. Свойства личности – это свойства нравственно оцениваемые; поэтому испытуемый чрезвычайно напряженно контролирует свои проявления и, стремясь к положительной оценке, может обнаруживать не те свойства, какие ему в действительности присущи.

Методы борьбы с тестовой установкой:

  • создание различных шкал личности (только в опросниках);
  • введения ограничения времени;
  • обмена объекта оценки;
  • создание мнимой безоценочности (испытуемый не знает о присутствии экспериментатора).

3. Экспериментатор заинтересован в более полном проявлении активности. Но всякий эксперимент предполагает ее ограничение. Частично это устраняется в проективных методиках и анализе продуктов деятельности. [15]

1.1. Тестирование

Тест — это совокупность заданий, ориентированных на определение (измерение) уровня (степени) развития определенных аспектов психических процессов личности. В литературе определяются классические тесты облученности или школьные тесты.

Правильно составленные тесты должны отвечать требованиям:

  • относительно краткосрочными, т.е. не требовать больших затрат времени на ответы на пункты теста;
  • однозначными, т.е. не допускать произвольного толкования тестовых заданий;
  • правильными, т.е. исключать возможность формулирования многозначных ответов;
  • относительно краткими (требующими сжатых ответов);
  • информационными, т.е. такими, которые обеспечивают возможность соотнесения количественной оценки за выполнение теста с порядковой или даже интервальной шкалами измерений;
  • удобными, т.е. пригодными для быстрой математической обработки результатов тестирования;
  • стандартными, т.е.

пригодными для широкого использования — измерения уровня развитости возможно более широких контингентов обучаемых, овладевающих одинаковым объемом знаний на одном и том же уровне развитости. [17, С. 121]

2 стр., 948 слов

Тест на оценку самоконтроля в общении

... и интересным этапом в изучении языка. Она позволяет апробировать свои умения и возможности передать знания учащимся, самой научиться новому, развить творческий потенциал. За прошедший месяц мне ... языка. Также я довольна результатами выполнения тестов, которые оправдали мои ожидания. Считаю, что они важны для самоконтроля и оценки ситуации общения, для оценки психологического климата в аудитории.

Тест, который является приемлемым для решения задач, должен иметь определенную структуру. Появление новообразований происходит во времени. На данный момент искомых новообразований еще нет, а через некоторое время они появляются. Поэтому наблюдатель должен сначала зафиксировать у учащегося тот объем знаний и умений, который у него имеется на данный момент, а затем, через некоторый промежуток времени, посмотреть то новое, которое приобрел учащийся в процессе обучения. Следствием этих рассуждений является мысль о повторном использовании одного и того же теста, то есть о тесте — ретесте.

Метод теста — ретеста известен в психометрии как способ повышения степени надежности теста, измерения психологических характеристик учащихся. Суть этого метода заключается в том, что один и тот же тест предъявляется ученику дважды через некоторый промежуток времени. Психологи обратили внимание на тот факт, что если ретест предъявляется повторно через значительный промежуток времени, то он отражает изменения, произошедшие в ученике за этот период. С этой точки зрения ретест мало пригоден для повышения степени надежности измерений психологических характеристик ученика. Однако легко усмотреть положительную сторону ретеста: он позволяет выявлять новообразования, появившиеся у ученика через некоторое время в результате обучения.

Применение ретеста в обучении является полезным как для диагностики развития учащихся, так и для планирования этапов обучения и коррекции результатов обучения, то есть для его использования в качестве руководящего документа. Метод ретеста представляет собой, прежде всего, метод диагностики развития, включающий в себя контроль знаний и умений на двух уровнях. Первичный сбор данных позволяет учителю сделать вывод о состоянии готовности учащихся к приобретению новых для них знаний. Это помогает учителю планировать и осуществлять коррекционную работу с классом в целом и отдельными учениками. Вторичный сбор данных выявляет качество обученности учащихся, что также может быть использовано для коррекционной работы по новой теме. Отсюда следует, что диагностика с помощью теста — ретеста, составленного на основе проекций изучаемого материала в зоне актуального и ближайшего развития позволяет учителю осуществлять на практике теоретически обоснованное дифференцированное управление обучением учащихся. Диагностирование по методу теста — ретеста позволяет получить три характеристики для обучаемого.

В процессе тестирования устанавливается рейтинг каждого учащегося, что является особенно актуальным в условиях современной жизни. Доступность ретеста позволяет учащемуся давать себе самооценку, а также прогнозировать возможность повышения рейтинга за счет прироста знаний и умений. Это в свою очередь нацеливает учащихся на приобретение знаний, на развитие и саморазвитие. Различные способности учащихся (обучаемость, владение мыслительными операциями, развитость психических процессов, акцентуация характера) приводят к качественным и количественным различиям в ответах на пункты теста. Неполные ответы сигнализируют о возможном появлении новых разрывов, нежелательных для дальнейшего обучения. В этой связи естественна постановка вопроса о необходимости вторичной коррекционной работы, целью которой является исправление возникших в ходе учения деформаций (неадекватное отражение) и пополнение объема знаний и умений учащихся по изученной теме. Такая работа повышает уровень обученности отдельных учеников.

18 стр., 8693 слов

Особенности проведения практических уроков с учащимися 6-х классов ...

... человека XXI века. Формирование навыков безопасного поведения у учащихся достигается через общее образование. Детям и подросткам легче прививать мотивы, побуждающие к соблюдению норм и правил безопасного поведения в природной и техногенной средах. ...

1.2 Беседа

В практической деятельности педагога беседа используется как метод обучения, как метод изучения личности воспитанников. Исследовательская функция беседы способствует обнаружению научных фактов, психолого-педагогических закономерностей. Беседу сочетают с другими методами. Эффективность беседы зависит от опыта исследователя, его психолого-педагогической подготовки, искусства вести беседу, даже его личной привлекательности. Результат беседы зависит от того, с кем беседуют, меру его откровенности, доверчивости. Важна эмоциональная и мотивационная значимость тех предметов, которых касаются в беседе. Беседа по сравнению с другими методами имеет более неопределенную структуру, проведение беседы – искусство.

Стержнем беседы должна быть цель исследования. Материал, собранный в процессе беседы, будет подтверждать гипотезу или опровергать ее. Исследователь постоянно наблюдает психологическое состояние испытуемого (мера откровенности, паузы, мимики и др.).

Подготовка к беседе заключается в составлении вопросов целевых и поддерживающих. Первые из них направлены на решение задач исследования, вторые помогают вести беседу, поддерживают разговор. При использовании этого метода надо уметь вступить в контакт с испытуемым и поддерживать нужное направление разговора. Этим беседа отличается от интервью, т.е. односторонней беседы, где один задает вопросы, а собеседник только отвечает.

Для беседы необходима атмосфера доверия, должен соблюдаться педагогический такт. Этот метод лучше использовать в естественной среде, там, где испытуемый воспитывается, учится, живет, отдыхает. Результаты беседы надо фиксировать на магнитофоне с дальнейшим анализом записи. Лучше использовать скрытый магнитофон. Стенографию делает кто-то другой. Результаты беседы самому экспериментатору не рекомендуется записывать. Надо запомнить услышанное и впоследствии воспроизвести. Отдельные результаты беседы могут быть представлены в виде таблицы. Она может послужить исходным материалом для проверки гипотезы с помощью статистических критериев. Возможна математическая обработка результатов беседы.

1.3. Наблюдение

Основные исследовательские методы психологии развития и возрас­тной психологии — это методы сбора фактов, выяснения тенденций, динамики психического развития, которое разворачивается во вре­мени.

На начальном этапе развития детской психологии (во второй половине XIX — начале XX в.) это был, прежде всего, метод на­блюдения. Исследователи (среди которых биологи и психологи Т. Тидеман, И. Тэн, Ч. Дарвин, В. Прейер) прослеживали индиви­дуальное развитие собственных детей, стремились фиксировать ре­альный ход детского развития в естественных условиях.

Длительное систематическое наблюдение за одним и тем же ребенком, ежедневная регистрация поведения, доскональное зна­ние всей истории развития ребенка, близость к ребенку, хороший эмоциональный контакт с ним — все это составляет положительные стороны проводившихся наблюдений. Однако наблюдения разных авторов проводились с разными целями, поэтому их трудно сопо­ставлять друг с другом. К тому же, как правило, в первых дневниках отсутствовала единая техника наблюдений, и их интерпретация часто носила субъективный характер. Например, нередко уже при регистрации описывали не сам факт, а отношение к нему.

6 стр., 2989 слов

Маркетинговые исследования в гостиничном бизнесе

... экспериментов, среди которых наиболее распространены полевые (проводятся в реальных условиях: гостинице, ресторане, магазине) и лабораторные (проводятся в искусственных условиях с целью исключения побочных факторов). 3. В любом маркетинговом исследовании ... информации, — наблюдение, опрос и эксперимент. Наблюдение — наблюдения Опрос — ... с которыми работает гостиничное предприятие. Среди них ...

Советский психолог М. Я. Басов разработал систему объектив­ного наблюдения — этого основного, с его точки зрения, метода детской психологии. Подчеркивая значение естественности и обыч­ности условий наблюдения, он описал как карикатурную такую ситуацию, когда в детский коллектив приходит наблюдатель с бумагой и карандашом в руках, устремляет свой взгляд на ребенка и постоянно что-то записывает. «Сколько бы ребенок ни изменял своего положения, как бы он ни перемещался в окружающем пространстве, взор наблюдателя, а иногда и он всей своей персоной следует за ним и все что-то высматривает, при этом все время молчит и что-то пишет». М. Я. Басов правильно считал, что исследователь­скую работу с детьми должен вести сам педагог, воспитывающий и обучающий детей в коллективе, в который наблюдаемый ребенок входит. Им была составлена специальная схема, в которой были соотнесены особенности психических функций (двигательной сферы, восприятия, памяти, воображения, мышления, речи, сферы чувств, волевых процессов) детей дошкольно­го возраста и поведенческие моменты, в которых эти особенности, как правило, проявляются. Например, утомляемость (работоспособность) предлагалось оцени­вать по длительности того усилия, которое обычно прикладывает ребенок при дос­тижении цели, настойчивости или же большей характерности порыва, одномо­ментного усилия. При оценке сферы чувств Басов выделял признаки, доступные объективной регистрации, а именно: легкость возбуждения; устойчивость; обилие или бедность внешних проявлении. [5, С. 81]

В настоящее время большинство психологов к методу наблю­дения как основному способу исследования детей относятся скеп­тически. Но, как часто говорил Д. Б. Эльконин, «острый Психологический глаз важнее глупого эксперимента». Экспериментальный метод тем и замечателен, что он «думает» за эксперимен­татора. Факты, полученные методом наблюдения, очень ценны. В. Штерн в результате наблюдений за развитием своих дочек подготовил двухтомное исследование о развитии речи. А. Н. Гвоздев также опубликовал двухтомную монографию о развитии речи детей на основе наблюдений за развитием своего единственного сына.[3, С. 37]

Необходимые условия науч­ного наблюдения:, Трудности использования метода объективного наблюдения:

В процессе наблюдения исследователь фиксирует только внеш­ние проявления поведения ребенка, симптомы (действия с предме­тами, высказывания), а интересуют его скрывающиеся за ними пси­хические процессы, состояния, о которых он может строить только догадки, предположения. Наблюдатель должен быть весьма осторо­жен в выводах и принимать во внимание то обстоятельство, что у испытуемого в ходе какой-либо деятельности может сложиться осо­бая мотивация, способная оказать значимое влияние на результат.

В работе В.И. Аснина «Об условиях надежности психологического эксперимен­та» (1941) [6, С. 103] было показано, что младшие и старшие дети, решая на первый взгляд одинаковые задачи, на самом деле понимают их по-разному. При предъявлении ин­теллектуальной задачи, типа келлеровской, дошкольники действительно, не мудрст­вуя лукаво, пытаются достать удаленный предмет с помощью палочки. А старшие дети 7—12 лет как будто не в состоянии решить задачу, они даже не пытаются ис­пользовать палку, находящуюся в поле зрения. Оказывается, они для себя пере­формулировали задачу, усложнили ее, ибо очевидный способ показался им слишком легким.

10 стр., 4897 слов

Метод наблюдения в социологии

... Объект исследования. Объектом исследования в нашей работе является метод социологического наблюдения и его виды. 4.Предмет исследования. Предмет исследования – особенности метода наблюдения в социологии и процедура его проведения. 5.Цель исследования. Целью нашего исследования является изучение метода наблюдения и его особенностей в социологии. 6.Задачи исследования: ...

сплошное и выбо­рочное.

Ценность метода наблюдения

Современные исследователи чаще используют наблюдение как метод сбора данных на начальном этапе. Однако иногда он исполь­зуется и как один из основных.

1.4.Эксперимент, Педагогический эксперимент

Педагогический эксперимент — научная постановка опыта в точно учитываемых условиях. При этом устанавливается зависимость между тем или иным педагогическим воздействием и ее результатом.

Существуют различные виды эксперимента: по времени действия он может быть кратковременным или длительным; от характера структуры изучаемых педагогических явлений простым и сложным; в зависимости от цели исследования преобразующим, контролирующим т.д.; по организации — естественным, лабораторным, комплексным. Существует ряд требований к методике проведения педагогического эксперимента: предварительное, целенаправленное наблюдение над изучаемыми педагогическими явлениями; создание необходимых условий; подбор объектов; разработка хода эксперимента; систематические наблюдения в процессе его, регистрация полученных фактов разными средствами; переход от наблюдения фактов к логическому их осмыслению.

Успех эксперимента зависит от теоретической и практической готовности исследователя, проявления интереса и желания исследовать ту или иную проблему.

Эксперимент предполагает активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых вы­является психологический факт. Исследователь намеренно создает и изменяет условия, в которых протекает деятельность человека, ста­вит задачи и по результатам судит о психологических особенностях испытуемого.

лабораторный и естественный эксперимент.

естественного эксперимента

обучающее исследо­вание.

Техника проведения диагностического обучающего эксперимента состоит в следующем. Подбирается задание, несколько превышающее уровень доступности для ученика, не слишком трудное и не слишком легкое, находящееся в зоне ближайшего развития. Задание должно быть первично недоступным для данного ученика, но и таким, чтобы обучение было возможным. Другим условием является использование дозированной помощи, систем подсказок. Количество подсказок, необходимых для продвижения ученика, определяет величину зоны ближайшего развития. [8, С. 72]

Экспериментальная модель формирования

Особой разновидностью психологической диагностики стали широкие психолого-диагностические эксперименты по выявлению динамики развития в ходе особым образом организованного обучения (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.).

Основой этой работы является формирующий эксперимент, протекающий в реальных условиях учебно-воспитательного процесса, тесно примыкающий к длительному изучению. При этом эксперимент строится следующим образом: сначала изменяются школьные программы (или разделы программы) по определенному психологическому замыслу, затем проводят обучение по этим программам и прослеживают изменения в умственном, психическом развитии учащихся. Конструирование школьных программ как разновидность формирующего эксперимента имеет ряд преимуществ сравнительно с другими видами формирующего воздействия.[8, С. 74]

8 стр., 3549 слов

Качественные и количественные методы психологических исследований ...

... сопоставлялся с данными, полученными другими методами. Успех в использовании биографического метода в психологии зависит от его дальнейшего развития. Б.Г. Ананьев указал пути его усовершенствования в понятийном и операциональном аспектах. Так, феномены жизненного ...

2. Вспомогательные методы исследования

Помимо основных методов эмпирического исследования, мож­но выделить ряд дополнительных. Вспомогательные мето­ды исследования (в огромном разнообразии конкретных методик и методических приемов), как правило, используются в комплексе[10, С. 168]

2.1. Опрос

Цель опроса состоит в получении информации об объективных и субъективных фактах со слов опрашивающих. Все разнообразие методов опроса, можно свести к двум основным типам: 1) опрос «лицом к лицу»- интервью, проводимое исследователем по определенному плану; 2) заочный опрос – анкеты, предназначенные для самостоятельного заполнения. Устный опрос является методом, традиционным для психологических исследований, и издавна используется психологами различных научных школ и направлений. В тоже время существует множество сторон, изучение которых невозможно без использования опросов. Область применения опросов в педагогических исследованиях довольно обширна:

  • На ранних стадиях исследования, в процессе работы по разведывательному плану, используется только интервьюирование. С помощью данных интервью устанавливаются переменные, относящиеся к изучаемой проблеме, и выдвигаются рабочие гипотезы;
  • Опрос выступает как основное средство сбора первичной информации для получения данных, позволяющих измерить взаимосвязь изучаемых переменных;
  • Опрос служит для уточнения, расширения и контроля данных, полученных как другими методами, так и путем той или иной формы опроса.

Выделяют два вида интервью: так называемые стандартизованные и нестандартизированные.

В стандартизированном интервью формулировки вопросов и их последовательность определены заранее, они одинаковы для всех опрашиваемых. Исследователю не разрешается переформулировать какие-либо вопросы или вводить новые, а также изменять их порядок. Методика нестандартизированного интервью, наоборот, характеризуется полной гибкостью и варьируется в широких пределах. Исследователь, который руководствуется лишь общим планом интервью, имеет право сам, в соответствии с конкретной ситуацией формулировать вопросы и изменять порядок пунктов плана.

Однако опросам как методам сбора первичной информации свойственна известная ограниченность. Их данные во многом основаны на самонаблюдении опрашиваемых и нередко свидетельствует, даже при условии полной искренности со стороны опрашиваемых, не столько об их подлинных мнениях и настроениях, сколько о том, какими они их изображают.[13, С. 97]

2.2. Анкета

респондентом

прямыми и косвенными

открытыми и закрытыми.

открытыми

Более точное измерение мнения осуществляется путем анкет с закрытыми вопросами. В этих анкетах даются несколько вариантов ответов. Полученный материал статистически обрабатывается. Респонденту разрешается записать свой ответ, если он не обнаружит подходящего. [14, С. 28]

Анкета может являться средством измерения объектов исследования путем изучения высказываний учеников. Многочисленные ответы на вопросы анкеты объединяются и статистически обрабатываются. В анкетировании измеряемая величина отражается косвенно, в виде частот различных ответов.

4 стр., 1833 слов

Экзистенциальная психология как теоретическая основа тренингов личностного роста

... основу. Объектом исследования является взаимосвязь  экзистенциальной  психологии  и  Тренинга. Предмет исследования: экзистенциальная  психология  как  теоретическая  основа  одного из направлений современной практической психологии - тренингов личностного роста. Методы исследования: метод изыскания  теоретических источников  по теме  исследования, метод анализа и ...

2.3. Анализ продуктов деятельности

Этот метод используется в основном, как дополнительный. При исследовании многих педагогических явлений большое значение имеет документации дошкольного учреждения, педучилища или колледжа; продуктов деятельности детей (рисунков, аппликации, конструирования, музыкального, литературного творчества) ис­пользуется в самых разнообразных целях.

Так, изучая развитие личности школьника, необходимо изучить данные его физического развития; исследуя уровень овладения учеником разными видами деятельности.

Например, многочисленные рисуночные методики (рисунки се­мьи, человека, друга, школы, дома, дерева, неизвестного животно­го) служат инструментом диагностики интеллектуальной сферы, эмоциональных и личностных особенностей и детей, и взрослых. Важно подчеркнуть, что иногда для правильной интерпретации ри­сунка необходимо наблюдение за процессом его создания. Кроме того, одни и те же внешние признаки — симптомы — в работах ис­пытуемых разных психологических возрастов могут быть расценены по-разному.

2.4. Сравнение, Близнецовый

Так, психология глухонемых детей — классическая область для изучения вклада речи и практической деятельности в развитие ин­теллекта.

Кросс-культурный метод, Социометрические методики

3.1. Лонгитюдный метод

К познанию особенностей и закономерностей психического развития можно подойти посредством двух основных типов исследования: так называемых поперечных срезов и продольных (лонгитюдных).

Оба типа характеризуются рядом преимуществ и недостатков. Современные лонгитюдные исследования имеют целью регистрировать соматическое и психическое развитие ребенка. [13, С. 88]

Метод срезов

лонгитюдинального

биографический метод.

Однако исследования в чисто поперечных срезах статичны и не дают возможности выводить заключение о динамике процесса развития, его непрерывности, а многие закономерности развития, полученные таким образом, являются весьма приблизительными. [13, С. 89]

Важен продуманный выбор плана и метода сбора данных в за­висимости от цели исследования. Современные работы по психоло­гии развития, как правило, проводятся с использованием целого комплекса исследовательских методов [12, С. 160]

4.1 Групповой тренинг

В самом широком смысле под групповым тренингом обычно понимают своеобразные формы обучения знаниям и отдельным умениям в сфере общения, а также формы соответствующей их коррекции. С точки зрения содержания круг задач, решаемых средствами группового тренинга, широк и разнообразен, и соответственно, разнообразны формы тренинга.

Что касается методов социально-психологического тренинга, то здесь существует множество классификаций, но, по сути, все они более или менее явно выделяют две большие частично пересекающиеся области – групповые дискуссии и игры. Метод групповой дискуссии используется в основном в форме анализа конкретных ситуаций и в форме группового самоанализа. Среди методов тренинга наиболее широкое распространение получил метод ролевых игр. Упомянутые методы могут использоваться каждый в отдельности, однако чаще всего они входят составной частью в комплексные программы, включающие набор различных методов – в зависимости от поставленных задач и материальных возможностей. Во-первых, все методы группового тренинга характеризуется ориентацией на широкое использование обучающего эффекта группового воздействия. Во-вторых, эти методы реализуют принцип активности обучающегося через включение в обучение элементов исследования. Если традиционные методы ориентированы в основном на то, чтобы донести готовые знания, то здесь участники-исследователи сами должны прийти к ним. При всем разнообразии методов группового тренинга в целом методы групповой дискуссии являются базовыми, так как в той или иной модификации практически всегда входят во все другие. Кроме того, занятия могут записываться на магнитофонную ленту или делается их видеозапись. Последняя форма тренинга получила название «видеотренинг».

2 стр., 693 слов

Психологический тренинг

... природы, и его жизнедеятельность подчиняется ее общим законам. Поэтому все применяемые педагогические средства должны быть природосообразными, следовать естественному процессу развития человека. Тренинг позволяет не наступать на одни и те ...

Это звуко и видеозапись используется руководителем тренинга для просмотра участниками группы и последующего проведения соответствующей групповой дискуссии

Процесс психического развития личности школьника на основных возрастных этапах (младший школьник, подросток, старшеклассник) сопровождается не только накоплением определенных количественных изменений, но и появлением качественно новых особенностей, учет и соотнесение которых с выбором конкретных форм и методов воспитания, видов познавательной и трудовой деятельности учащихся позволяет найти оптимальные варианты комплексного решения воспитательных задач, определить для каждого возрастного этапа развития личности школьника его «внутренний» интеллектуальный и нравственно-психологический потенциал.

Методы изучения личности позволяют учителю поле подробно изучить внутренний мир каждого ребенка.

Это помогает учителю планировать и осуществлять коррекционную работу с классом в целом и с отдельными учениками. Изучая личность ученика на определенном этапе времени, учитель планирует свою дальнейшую воспитательную работу.

Применение методов изучения личности в обучении является полезным для диагностики развития учащихся.

Исходя из моей курсовой работы, можно сделать вывод, что каждый из рассмотренных мною методов изучения личности является особенным и требует место быть в воспитательной работе учителя. Например, формы контроля знаний и умений оказывают влияние на умственную деятельность учащихся, побуждая их к приобретению знаний или подавляя их умственную деятельность.

Итак, каждый преподаватель должен выделить для себя систему методов и использовать ее в учебной деятельности для правильной работы с учениками и для правильной организации воспитательного процесс

Список литературы , Лазурский А.Ф.

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/tema-metodyi-izucheniya-lichnosti-vospitannika/

2. Крайг Г. Психология развития

Обухова Л.Ф., Харламов И.Ф, Лихачев Б.Т.

Басов М.Я.

Аснин В.И.

8. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Головей Л.А., Ры­балко Е.Ф. — СПб., 2001.

9. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.

Логинова Н.А.

11. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Головей Л.А., Ры­балко Е.Ф., — СПб., 2001; Психологическая диагностика детей и подростков: Учебное посо­бие / Под ред. Гуревича К.М., Борисовой Е.М., — М., 1995;

2 стр., 929 слов

Метод наблюдения в психологии

... изучении личности - систематичным. Важно, чтобы оно было преемственным, то есть повторные наблюдения учитывали сведения, полученные при предыдущих наблюдениях. Этапы исследования методом наблюдения 1. Определение предмета наблюдения, ... материальных). [2] Виды наблюдения Наблюдение, как метод исследования в психологии, может быть разным. Оно бывает: Полевым (в повседневной жизни) и лабораторным, ...

Пидкасистый П.И.

Рогов Е.И.

14. Методы педагогического исследования / под ред. В.И.Журавлева В.И. – М.: Просвещение, 1972.

15. http://www.psylist.net

Подласый И.П., Шаймарданов Р.Х., Леонтъев А.Н., Божович Л.И., Столин В.В., Ананьев Б. Г.