Развитие социологии в России представляет собой весьма увлекательный и вместе с тем во многом драматичный процесс. Во второй половине Х1Х века, по мере становления социологии на западе, новая социальная наука стала проникать в Россию. Российское научное общество быстро обнаружило новаторский характер теорий Конта, Спенсера, Миля. Эти представления ранней классической социологической мысли превратились в самых читаемых авторов в среде просвещенной публики. Одновременно росло и влияние марксисткой теории, которая к концу Х1Х века приобрела не только академический вес, но и превратилась в политическое движение.
Социология – отрасль науки о человеческом поведении, ставящая своей целью раскрытие причинно-следственных связей, образующихся в процессе социальных отношений между людьми, в процессе взаимодействий и взаимосвязей между индивидами и группами.
Социология – одна из общественных наук, или поведенческих, как таковая она отличается от естественных наук (биологии, физики, химии) и от гуманитарных (литературы, музыки, искусства).
Все социальные науки – антропология, история, социология, психология, экономика и политическая наука имеют дело с человеческим поведением. Каждая из них имеет собственный взгляд на вещи и отличаются друг от друга.
На ранних этапах своего развития российская социология не выдвинула теоретиков мирового масштаба, однако, для ведущих российских социологов были характерны прекрасное знакомство с новейшими достижениями западноевропейской и американской социологии, высокая духовная культура, стремление найти и выделить специфические черты российской социологической мысли, отражающие историческое и социальное своеобразие России.
Тема работы является актуальной. Социологическая мысль в России развивается как часть общемировой социологической науки. Испытывая влияние со стороны различных течений западной социологии, она вместе с тем выдвигает оригинальные теории, в которых отражается своеобразие развития российского общества.
Цель работы изучить специфику становления отечественной социологии. Для реализации поставленной цели, были определены следующие задачи:
- Выявить предпосылки возникновения социологии.
-
Рассмотреть основные этапы становления и развития социологии в России.
- Изложить процесс возрождения социологии как самостоятельной науки.
- Рассмотреть основы современной социологии.
1. Возникновение и развитие отечественной социологии
По курсу социологии : Современные социологические направления
... ценностями. Современная социология рассматривает личности, различные общности и социальные системы не только как объекты, но и как субъекты деятельности. Здесь-то в системе социологических ... В другом источнике отмечается, что социология — это наука, в центре внимания которой находятся социальные общности, их генезис, взаимодействие и тенденция развития. Каждое из определений имеет рациональное ...
1.1. Предпосылки возникновения социологии
История любой науки, в том числе социологии, — это история становления ее объекта и предмета, формирования методов понятного аппарата, ее структурализации, институализации, соотношения различных школ и течений в этойнауке, а также ее взаимоотношений с другими научными дисциплинами1.
Каждая наука возникает не на пустом месте. Это касается и социологии. Уже в древности можно заметить появление определенных идей, связанных с проблематикой возникших значительно позднее самостоятельных научных дисциплин. Эти идеи получили то или иное развитие в Средние века, и особенно в Новое время, когда формировались предпосылки той или иной самостоятельной науки. Перечислим наиболее важные из них, способствовавшие становлению социологии.
Это, прежде всего социально-экономические предпосылки, сложившиеся к концу XVIII — началу XIX в. История свидетельствует, что развитие капитализма уже в первой трети XIX в. поставило проблемы дальнейшего общественного развития в центр социального знания. То есть возникла потребность в науке, которая могла бы дать ответ на вопрос, почему происходит смена одного общественно-политического строя другим, почему возникновение капитализма явилось естественным и закономерным процессом. К этой мысли подвигали происходящие в наиболее передовых странах буржуазные революции.
В ХVIII-ХIХ вв. шел процесс образования мирового рынка, усиления экономических связей между разными странами и даже континентами. Этот процесс складывания целостного мира на Земле (в отличие от предшествующихэтапов существования относительно автономных общественных образований) стимулировал появление особой науки о человеческом обществе в целом2.
Появление этой науки диктовалось также потребностями осознания социальных проблем, касающихся если не всех, то большинства стран и народов, т. е. тех проблем, которые в дальнейшем получили наименование глобальных.
В различных отраслях научного знания (в том числе консервативного и либерального направления) все большее внимание привлекала проблема понимания соотношения между обществом и человеком.
Большое влияние на становление целостной науки об обществе оказали идеи утопического социализма, формирование взглядов на проблему социального равенства и классовых различий, классовой борьбы, высказанных, в частности, французскими историками и английскими политэкономами. Следует также указать на взгляды великого немецкого философа Г. В. Ф. Гегеля (1770-1831) о гражданском обществе.
В качестве предпосылки возникновения социологии специалисты также справедливо указывают на взгляды мыслителей на прогресс в обществе
В становлении социологии как науки немаловажную роль сыграли эмпирические социальные исследования, связанные, прежде всего с социальной статистикой.
Наконец, важнейшей предпосылкой возникновения социологии как науки об обществе явилось развитие естествознания и наук об общественных явлениях (статистики, антропологии, языкознания, культуроведения и др.)
Проблема личности как отражение в современном обществе России
... Объектом изучения является личность с точки зрения социологии. Предмет исследования -- социологические и социально-психологические подходы к классификации личности. Цель работы -- изучить проблему личности как отражение в современном обществе России. Для достижения поставленной ...
Одним словом, к концу XVIII — началу XIX в. почва для возникновения социологии как науки достаточно созрела, обозначились ее контуры.
Активная разработка проблем новой науки теперь начинает осуществляться в различного рода школах, концепциях, направлениях.
1.2. Основные этапы становления и развития социологии в России
Социология в ее позитивистском варианте Россию пришла с Запада, но быстро стала принимать собственные оригинальные формы и развиваться в соответствии с отечественными социокультурными традициями и политическими условиями.
За период с конца 60-х г. XIX в. до середины 20-х г. XX в. (до того момента, с которого началось формирование марксистской социологии) российская социология достигла уровня теоретико-методологической оформленности и интеграции, а также высокого уровня эмпирических исследований и успешной институционализации (т.е. организации преподавания и научной работы)3.
Возникновение социологии в России определялось в первую очередь капиталистическим путем развития, на который Россия медленно, но неотвратимо вступала после реформы 1861 г. Этот хронологический рубеж и следует считать началом социологии в России.
Социологии теоретически отражала требования буржуазной модернизации существующих порядков в России. Пережитки крепостничества тормозили развитие капитализма, и позитивистская социология с первых ее шагов выступила в качестве идейного оружия кругов, заинтересованных в известном ограничении самодержавия, в разрушении дворянской монополии на высшее образование, государственное управление и т.п. Социология многим представлялась надежным помощником в деле критики всех социальных архаизмов. Не случайно большинство отечественных социологов выступали в оппозиции к царскому режиму. Таким образом, на формирование социологии в России сразу же наложили свое влияние традиции российского освободительного движения и публицистическо-
Первый этап, который в своем развитии прошла российская социология (конец 60-х – конец 80-х гг. ХIХ в.), характеризовался своеобразным исследовательским азартом и отсутствием окончательной разработанности, критериев научности знания. Широкое распространение получил натурализм, пытавшийся решать все социальные вопросы, опираясь на биолгию.
Общественный прогресс состоит в постоянном расширении сферы «солидарности» и «замирения». В истории социальная солидарность представляет собой универсальный процесс постепенного сближения социальных групп, классов, народов, государств. Революция при этом рассматривается как случайный патологический процесс эволюционного прогресса, понимаемого как прогресс социальной солидарности.
Второй этап (1890-е-1900-е гг.) можно назвать стадией «теоретико-методологической критики». В этот период шла интенсивная критика всех уже сложившихся теорий и оживленная полемика между социологическими школами, подвергался резкой критике натурализм, складывался антипозитивистский ценностный подход4.
Идеи неокантианства пришли на российскую почву из Германии, где немецкие философы и социологи, обратившись к идеям немецкого философа И. Канта, стали подчеркивать методологическое различие «наук о духе» и «наук о природе», т. е. подняли вопрос об особенностях методологии гуманитарных наук, имеющих дело с реальностью особого рода культурой, сферой ценностей. Их главной методологической процедурой объявлялось «понимание» субъективного, ценностного смысла социальных процессов.
История развития социальной работы в России. История развития ...
... в России ... в I четверти XVIII в. реформами Петра I в области общественного призрения было положено начало не только для развития последующих этапов благотворительности, но и формирование социальных технологий, таких как: социальные ... службе. Этим указом было положено начало профессиональному общественному призрению. § 5. Период общественного и частного призрения – с конца XIX в. до начала ХХ в. ...
Первым учебным заведением в России, в котором была создана кафедра социологии, стал частный Психоневрологический институт, провозгласивший своей целью комплексное изучение человека.
Неокантианская критика позитивистов привела к тому, что в первое десятилетие XX в. на третьем этапе развития отечественной социологии, сформировалось весьма сильное неопозитивистское течение со ставкой на эмпирические исследования и бихевиористскую методологию, которая строилась на отрицании научности ценностно-субъективистских подходов и утверждении главным предметом социологического исследования социального «поведения», определяемого стимулами среды.
Таким образом, в качестве характерных особенностей российской социологической мысли XIX – начала XX в. можно отметить следующие: тесная связь с гуманистическими идеалами российской интеллигенции, синтетический подход, сочетающий социологию с экономикой, правоведением, политологией, исторической перспективой и тревогой за Отечество.
Четвертый этап (20-е – первая половина 30-х гг.) В первые годы советской власти и в области социологической теоретической мысли и в сфере институционализации социологии происходили интенсивные позитивные изменения. Продолжали работу такие известные представители немарксистской социологии, как П. А. Сорокин, Н. К. Кареев и др5.
Одновременно с этим все сильнее становилось влияние новой, энергично развивающейся марксистской социологической парадигмы, которая была нацелена на утверждение только собственных теоретических представлений и разрыв с прежними достижениями отечественной социологической мысли. Важную роль в становлении нового социального мышления сыграли работы П.Л. Лаврова, Н.К. Михайловского, а также Г.В. Плеханова, которые с различных теоретических позиций сделали попытку связать социологию с социализмом, с революционным изменением российского общества.
В это же время сложилось и так называемое антисоциологическое направление среди философов, отрицавших не только право социологии на самостоятельное существование, но даже сам термин «социология». Исторический материализм они понимали только как «диалектику истории» (И. К. Луппол и др.).
В 20- 30-е годы проводились также научные социально-экономические и социально-этнографические исследования. Исследования социологов и социальных психологов выявили важную роль социального фактора в производственной деятельности человека6.
Пятый этап (середина 30-х – вторая половина 50-х гг.).
Формирование в стране авторитарного режима и административно-приказной системы управления всеми сферами жизни общества и связанное с этим ужесточение идеологического и политического контроля вело к постепенному подавлению и фактическому запрету любых немарксистских социологических направлений и разработок.
Роковую роль для развития социологии в России сыграло «вторжение» Сталина в философию. В разделе «О диалектическом и историческом материализме», написанном им для краткого курса «История всесоюзной коммунистической партии большевиков» (1938), целая область социального значения – исторический материализм – была «возвращена» в лоно философского знания. Это выдвинутое Сталиным теоретическое обоснование упразднения социологии как самостоятельной науки было канонизировано и с этих пор теория и понятийный аппарат социологии стали рассматриваться только на философском уровне. Социологические методы конкретного исследования общества были изъяты из обращения. На конкретное, свободное от апологетики социализма изучение явлений жизни был наложен строжайший запрет. Фактически были прекращены все фундаментальные и прикладные исследования, а сама социология объявлена буржуазной лженаукой. Из научного обихода было изъято даже само слова «социология».
Религия и ее социальная роль
... [1]. В марксистской социологии религии определение социальной роли религии связывается с ее воздействием на общественный прогресс. К.Маркс, говоря о социальной роли религии в обществе, писал: «Религия -- это вздох угнетенной ... истории. Речь идёт о роли и религиозной идеологии, и религиозных институтов. Первая далеко не всегда прямо воздействует на человеческое поведение, и тем самым - на ход ...