На сегодняшний день дети составляют более четверти населения России. Ответственность за жизнь детей лежит на взрослых. Они призваны создавать благоприятные условия для выживания и развития, охранять их интересы и защищать права детей.
В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей.
Потребность иметь семью, отца и мать — одна из сильнейших потребностей ребенка. В настоящее время в обыденной речи широко используются два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство) [9; С. 64].
В последние годы в связи с небывалым ростом числа детей-сирот, в Российской Федерации актуальность данной проблемы для нашей страны резко возросла. По состоянию на январь 2010 года, в России состояло на учете 698 тысячи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из которых 120 тысяч находится под опекой (попечительством), 180 тысяч детей усыновлены (удочерены), 230 тысяч детей живут в приемных семьях, 168 тысячи детей находятся в интернатных учреждениях России всех типов. Комиссия по делам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ отмечает, что за последние 5 лет число детей-сирот увеличилось на 70 % [21].
Актуальность сиротства как современная проблема общества очевидна: во-первых, духовный, социальный, политический, экономический кризис современного общества привел к увеличению числа семей с тем или иным уровнем социальной, психологической или структурной дезорганизации; во-вторых, проявлением духовного кризиса общества стал и кризис воспитания как серьезнейшая проблема современной педагогической науки; в-третьих, кризисные явления в обществе вызвали рост преступности, наркомании, алкоголизма, психических расстройств различной степени тяжести, расширив истоки детского неблагополучия, приводящих в конечном итоге к сиротству, в том числе и социальному.
Чтобы обеспечить положительные изменения в развитии личности необходимы не разовые и не односторонние меры, а комплексный, системный подход, предполагающий учет как внешних, так и внутренних факторов, воздействующих на личность, необходимо проводить реабилитацию как детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, так и обычных детей из семей.
Над данной проблемой работали такие исследователи как В.А. Никитина, М.А. Галагузова, Ю.В. Василькова, Ф.А Мустаева, А.В Гордеев, Р.В Овчарова и многие другие.
Объектом исследования в данной курсовой работе является сиротство как социально-педагогическая проблема.
Социально-педагогическая деятельность с детьми-сиротами и детьми, ...
... сиротство – это опасное социальное явление. В России до 95% детей-сирот относятся к категории социальные сироты. Так как к моменту получения статуса они имели живых родителей. 200 тысяч детей ... и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений ...
Предметом исследования является организация социально-педагогической реабилитации детей-сирот.
Целью исследования является изучить организацию социально-педагогической реабилитации детей-сирот.
В соответствии с обозначенной целью были определены следующие задачи:
- раскрыть понятие «сиротство», его масштабы, причины;
- выявить социально-психолого-педагогиче
ские особенности детей-сирот; - рассмотреть основные направления социально-педагогической реабилитации с детьми-сиротами;
- изучить формы и методы, используемые в реабилитационной работе с детьми-сиротами.
В ходе изучения данной темы были использованы такие методы как анализ, синтез, обобщение научной литературы.
Данная работа состоит из введения, основной части, заключения, библиографического списка.
1. СИРОТСТВО КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Сиротство: понятие, масштабы, причины
Существуют разные точки зрения к определению понятия «сиротство».
В.А. Никитина отмечает, что сиротство это — «социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а так же детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания в установленном порядке родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и так далее. Сюда так же относят детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о своих детях» [10; С. 190].
В.И. Филоненко определяет сиротство как «социальное понятие, отображающее положение детей-сирот» [17; С. 248].
Согласно Федеральному Закону «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты — это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель [1].
Дети, оставшиеся без попечения родителей – лица до 18 лет, которые остались без попечения единственного, или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничениями в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными, находящимися в лечебных учреждениях, объявленных умершими, отбывание или наказание в виде лишения свободы; уклонение родителей от воспитании [1].
Выделяют различные категории, такие как социальное сиротство, временное сиротство, скрытое сиротство.
Социальный сирота — это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем.[13; С. 193].
В настоящее время социальное сиротство широко распространено, однако только с середины XX века социальное сиротство стало приобретать угрожающие масштабы, причем рост «отказничества» наблюдается во многих странах мира, в том числе и в развитых (Франция, Италия и др.)
В Российской Федерации социальные сироты составляют абсолютное большинство детей, оставшихся без попечения родителей (95%), причем в 60% случаев они были рождены матерями в возрасте от 16 до 19 лет [20].
Дети-инвалиды, как объект социальной работы
... Объектом моего исследования являются дети с ограниченными физическими возможностями. Предметом исследования выступают основные направления социальной работы в отношении детей-инвалидов. Цель курсовой работы - проанализировать проблемы детей-инвалидов, рассмотреть основные направления социальной работы и определить проблемы социальной работы с детьми-инвалидами. ...
Но есть еще и такие сироты, как скрытые. Скрытые сироты – это дети, проживающие в полой семье, но при этом чувствующие себя обездоленными, одинокими, незащищенными. Эти дети зачастую лишены родительского тепла, заботы и доверительного отношения с самым близким для них человеком. Родители таких детей не разделяют их интересов и не принимают активного участия в их жизни. В последние годы в России все громче заявляет о себе «скрытое» социальное сиротство, которое распространяется под влиянием ухудшения условий жизни значительной части семей, падением нравственных устоев семьи, следствием чего становятся изменение отношения к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей, то есть такие дети заполняют количество беспризорных и безнадзорных детей. Сегодня много говорят о проблеме сиротства в целом и о путях ее решения на государственном уровне, между тем сирота – это обычный ребенок, которому более всего нужна помощь конкретных родителей.
Временные сироты – сироты, проживающие в условиях, где трудное материальное положение в семье или родители часто находятся в командировке, вследствие чего их отправляют в социальные приюты [7; C.93]
И так называемая «проблема сиротства» — в реальности – проблема каждого из нас, проблема нашего будущего и будущего наших детей.
По состоянию на 01 января 2010 г. в Республике Коми общее количество детей данной категории составляет 5420 человек, в том числе:
- находятся в приемных семьях – 530 детей;
- находятся под опекой – 4890 детей. [16; С.18]
Растет число выявленных детей, оставшихся без попечения родителей. Большинство из них передаются под опеку (попечительство) и на усыновление, около 30% от их числа устраиваются в дома ребенка, детские дома, школы-интернаты и другие учебно-воспитательные учреждения. Несмотря на увеличение числа детей, переданных в семью, количество детей, помещенных в интернатные учреждения, не снижается. По данным специалистов, сегодня Россия переживает третью (после гражданской и великой Отечественной войн) волну социального сиротства. Статистика свидетельствует: по числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения (а по данным государственного комитета России по статистике сейчас в Российской Федерации проживает 40 миллионов детей), Россия занимает первое место в мире. В нашей стране 573 тыс. детей-сирот, 422 дома ребенка для 35 тыс. детей; 745 детских домов для 84 тыс. детей, 237 школ-интернатов для 71 тыс. детей. Ежегодно в России выявляются около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке [6, с.54].
Причинами социального сиротства являются природные катаклизмы (катастрофы, голод и тому подобное) и социальные потрясения-войны, межнациональные конфликты и другие явления.
Однако, основными причинами социального сиротства
Во-первых — добровольный отказ родителей (чаще матерей) от своего несовершеннолетнего ребенка, чаще всего это отказ от новорожденного в родильном доме. С юридической точки зрения отказ от ребенка — правовой акт, который официально подтверждается специальным юридическим документом. В течение 3-х месяцев родители (мать) могут изменить свое решение, и ребенок может быть возвращен в семью. Принудительное изъятие ребенка из семьи, когда в целях защиты прав, жизни и интересов ребенка родителей лишают родительских прав. В основном это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают алкоголизмом, наркоманией, ведут асоциальный образ жизни, недееспособны и так далее.
Правовые основы приемной семьи
... отличие приемной семьи от других существующих форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. 3. Рассказать о технологии принятия ребенка в приемную семью. 4. Охарактеризовать новые тенденции в развитии законодательства о приемных семьях на примере работы с приемными семьями в территориальном ...
Во-вторых — социально-экономические причины: безработица, невозможность получения жилья, снижение заработной платы, снижение общего материального уровня жизни, постоянный рост цен, обнищение семьи, недостаточная экономическая поддержка молодой семьи
В-третьих – кризис семьи: распад семьи, рост числа внебрачных детей, раннее материнство, рост семейного алкоголизма, наркомании, токсикомании среди родителей, рост правонарушений родителями.
В-четвертых – недостаточное развитие службы помощи детям, в том числе защиты их прав.
В-пятых – исчезновение системы воспитательной работы с детьми, подростками и родителями по месту жительства
А так же – педагогическая несостоятельность семьи: утрата традиций, отсутствие связи поколений, безнадзорность детей, снижение ценности семьи в обществе, снижение воспитательного потенциала системы образования, снижение ответственности родителей за воспитание детей, нарушение прав детей, жестокое отношение к ребенку. [2]
В связи с тем, что семья не может справиться с воспитанием ребенка, происходит принудительное изъятие ребенка из семьи, когда в целях защиты прав, жизни и интересов ребенка родителей лишают родительских прав. В основном это происходит с неблагополучными семьями, которых родители страдают алкоголизмом, наркоманией, ведут асоциальный образ жизни, недееспособны и так далее.
Эти причины можно перечислять долго, так как проблема социального сиротства является сегодня проблемой, характерной для многих развитых и развивающихся стран. Так, американские исследователи отмечают, что по всему миру больницы, родильные дома, специальные заведения заполнены брошенными младенцами. Ребенок- это новая жизнь, и продолжение нашего и вашего рода, неужели так можно поступить с ребенком, которого вынашивали столько месяцев. В отношении сирот возникает у многих людей чувство жалости, иногда – сострадания. Между тем далеко не каждый всерьез считает, что именно от него зависит решение этой проблемы, именно он может помочь ребенку сироте обрести семью и найти место в жизни.[19]
Таким образом, сиротство- это социальное явление, обусловленное наличием в обществе оставшихся без попечения родителей вследствие лишения родительских прав, признания в установленном порядке родителей нетрудоспособными, безвестно отсутствующими и так далее. [13; C.228].
По сообщениям пресс-службы ООН , что период с 1993 по 2009 годы знаменателен ростом количества родителей, лишенных законных прав в отношении своих детей. Это число выросло почти в 4 раза, чем было ранее. Еще в 1990 году в России на 1000 чад приходился один «сирота». Сегодня – уже четверо. По данным ООН, сегодня в России — 740 тысяч детей-сирот и тех, что остались без попечения родителей. 160 тысяч детей живут и учатся в интернатных учреждениях. [20].
Главная причина этого состоит в утрате общей цели, в ценностном вакууме, в том, что в стране сегодня нет хотя бы некоторого согласия относительного того, что мы строим, куда идем, по каким законам хотим жить.
Психологический портрет родителей особенных детей
... одну пятую часть от общего числа родителей детей с отклонениями в развитии. Приведем психологические портреты этих трех групп родителей. Психологические портреты родителей авторитарного типа мы относим две ... в семье аномального ребенка. У невротичных матерей часто наблюдаются истерики, подавленное настроение, затяжные депрессивные состояния, стремление уйти от принятия решения, снижение социального ...