Современные проблемы в политической, экономической, социальной и культурной сферах жизни общества актуализируют необходимость возвращения к истокам философско-политической мысли в поисках идеальной формы организации государственной власти.
В истории политических учений утопия Платона является одной из самых знаменитых. Она одновременно представляет и отражение ряда реальных черт современных Платону государств, и критику ряда недостатков греческих полисов, и рекомендует взамен отвергнутых, идеальный тип государственного
Творчество Платона играет огромную роль не только для его современников, но и оказывалось современным и содержательно значимым для любой эпохи. Многие ученые и философы признают, что Платон был первооткрывателем в сфере философского освещения обширного комплекса политико-правовых вопросов, и разработка многих из них отмечена печатью его творческого гения. Многие положения о государстве и праве, высказанные Платоном в его учении, остаются актуальными и современными до наших дней. Учение Платона есть философский идеализм. И Платона по праву считают основателем этого направления в философии. Философский идеализм — это признание первенства идеального по отношению к материальному.
Идеальное государство — вот что стоит в центре всей философии Платона. Идеальным государством у Платона является государство, устроенное в соответствии с его идеей. А его идея — это идея Всеобщего Блага.
Объектом курсовой работы является непосредственно само учение Платона. Предмет исследования — наиболее концептуальные из платоновских идей — его понимание сущности идеального государства.
Цель работы заключается в изучении идеального государства Платона.
Задачи работы, в целом вытекают из указанной выше цели и заключаются в следующем:
- определить роль и место концепций «Идеального государства» в творчестве ученого;
- выявить сущность, цели и задачи платоновского государства;
- выявить различные типы государств Платона;
— В соответствии с целями и задачами формируется структура курсовой работы, которая состоит из введения, основной части, поделенной на шесть глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава I. Формирование политических взглядов Платона. Роль и место концепций «Идеального государства» в творчестве
Платон родился в Афинах в 428 или 427 до н.э. и умер там же, в возрасте 80 или 81 года. Настоящее имя Платона было Аристокл. Платон вырос в семье, члены которой традиционно готовились к государственной карьере, в обстановке, пропитанной идеалами греческой демократии. О важной роли в воспитании Платона традиций
Политические взгляды Платона и Аристотеля
... роли политических знаний не применимо. Один из величайших мыслителей не только античности, но и во всей истории философии, политических и правовых учений Платон (427—347 гг. до н. э.) трактует идеальное государство ...
Здесь целесообразно кратко
Под влиянием политической
Именно общение со своим учителем поспособствовало развитию политических взглядов Платона. Возможность фактически заняться политикой представилась Платону в конце долгой Пелопоннесской войны. В тот период в Афинах было создано правительство тиранической олигархии, в которое вошли два его родственника – Хармид и Критий.
Платон хотел понять, во что выльется новое революционное правление, и пришел в ужас при виде начавшихся эксцессов и
Политические надежды Платона ожили, когда восстановилась демократия, однако вскоре они были сокрушены осуждением и казнью Сократа. Опасаясь за свою собственную жизнь, Платон покинул Афины.
После возвращения в Афины, великий мыслитель отказался от
В своих ранних, т.н. сократических диалогах Платон попытался
Философия политического лидерства
... государствах и странах. А теперь от философских принципов перейдем к предмету политического лидерства и его анализу. Итак, вот как определяет теорию лидерства Ашин. Теория лидерства изучает вопрос ... случае определяется внешними факторами. Политическое лидерство институт он включает часть населения в решение проблем в масштабе государстве. Политическое лидерство создается правовой деятельностью ...
Таким образом, следует сделать вывод, что жизнь, деятельность и круг общения Платона способствовал развитию его нестандартных
Перейдем к наследию древнегреческого ученого, а точнее к роли и месту концепции «идеального государства».
Платоновское учение о государстве является первым существенным вкладом в политическую теорию. Это учение может быть рассмотрено как синтез сократовской этики и платоновской теории идей.4
Полное собрание сочинений Платона
В конце XIX в. была установлена
Ход изложения диалогов Платона
Вместе с тем, каждый из платоновских диалогов глубоко продуман и в своей совокупности они составляют нечто единое, связанное учением об идеях. В целом же, мышление Платона скорее филологическое, нежели философское или же научное.
Платон постоянно подвергал все
Традиционно, философия Платона, разделяется на три составляющих — этику, теорию познания и теорию природы. Концепция «идеального государства», как правило, отражается в этической
Основными политическими произведениями
В наибольшей степени особо важный диалог Платона – «
По Платону существуют два мира: мир идей (эйдосов) и мир вещей.8 Абсолютно любая вещь – это отражение своей идеи, она может стремится к ней, но никогда не достигнет её. Что касается философа, то он должен изучать не сами вещи, а идеи. Это относится и к государству. Платон описывает круговорот государственных форм, но все они несовершенны, потому, что существуют в мире вещей, идеальная же форма полиса им противостоит.
Глава II. Сущность политических воззрений Платона
Первые элементы рационалистических представлений о природе политики возникают в I тыс. до н.э. в древних культурах Греции, Индии и Китая. Эти представления трансформируют мифы о божественном происхождении государства и царской власти и их месте в мироздании. Благодаря развитию культуры, экономики, городской цивилизации, товарно-денежных отношений, процессу социальной и имущественной дифференциации возникают новые типы религий, зарождаются философия и науки. Наивысшее развитие эта тенденция получила в Древней Греции. Которую считают родиной рационалистической политической теории политической науки. В VIII-VII вв. до н.э. греки создают уникальные политические организации – демократические полисы. Главное отличие полиса от предшествующих типов государств состоит в том, что коллектив, формирующий народное собрание, совещательные и судебные органы, побуждал свободных членов общества к активному участию в них. Древняя Греция представляла собой пестрый мир городов-государств с различным устройством, взаимодействующих друг с другом и с соседними «варварскими» народами.9
Философия Платона (4)
... этом государстве. Это оказало влияние на формирование научных и политических воззрений Платона. Дольше всего Платон пробыл в Гелиополе, центре египетской религии. В африканской Кирене философ общался ... физик, механик. Этот человек, успешно сочетающий политическую и научную деятельность, произвел глубокое впечатление на Платона. Последней остановкой Платона стала Сицилия и ее крупнейший город ...
Крупнейшими представителями консервативной политической теории в Древний Греции были Платон и Аристотель. Платон развил и усовершенствовал политические идеи своего учителя Сократа. Социально-политическим вопросам посвящены несколько произведений Платона: трактат «Государство», диалоги «Законы», «Политик». Все они написаны в жанре диалога между Сократом и другими греческими философами, например, Главконом, Адимантом, Кефалом.
В книге Платона «Филеб, Государство, Тимей, Критий» входят диалоги зрелого периода его творчества (в их числе — наиболее знаменитый диалог «Государство), в которых диалектическое учение об идеях наполняется психологическим, эстетическим и социально-политическим содержанием. Обширное «Государство» Платона, по-видимому, писалось много лет, поскольку на нём заметны отпечатки разных настроений Платона, свойственных ему в течение всей его жизни после смерти Сократа.10
В своих произведениях Платон говорит о модели «идеального», лучшего государства. Как единственно правильное, истинное государственное устройство Платон рассматривает аристократию, которая основана на четырех добродетелях – мудрости, мужестве, благоразумии и справедливости и реализуется при условии правления философов. Платона занимает не столько вопрос, возможно ли существование такого государства на Земле, сколько выявление идеальных принципов, на которых основывается государство и управление. Такой подход в политике с позиции должного в итоге приводит к созданию политической утопии.
Платона многое в уже существующих государствах не устраивало принципиально. В трактате «Государство» Платон пишет о том, что главная причина порчи обществ и государств (которые когда-то, во времена «золотого века» имели «совершенный» строй) заключена в «господстве корыстных интересов», обуславливающих поступки и поведение людей. В соответствии с этим основным недостатком Платон подразделяет все существующие государства на четыре разновидности в порядке увеличения, нарастания «корыстных интересов» в их строе.
Глава III. Четыре формы правления
Идеальному (аристократическому) государственному Платон противопоставляет четыре других. В трактате «Государство» Платон пишет о том, что главная причина порчи обществ и государств (которые когда-то, во времена «золотого века» имели «совершенный» строй) заключена в «господстве корыстных «интересов», обуславливающих поступки и поведение людей. В соответствии с этим основным недостатком Платон подразделяет все существующие государства на четыре разновидности в порядке ухудшения государственности, «извращения» совершенного типа, нарастания «корыстных интересов» в их строе.11
Древнегреческие философы Платон и Аристотель об экономике
... государство и общество, у Платона пока еще не различаются. Государство может существовать длительное время, в том случае, если оно основано на натуральном хозяйстве и если деньги имеют ограниченное хождение. Платон ... слабое развитие ремесла и торговли. Другой тип полиса можно условно определить как торгово-ремесленный, в структуре которого роль ремесленного производства и торговли была значительно ...