Политическая утопия Платона

Сочинение

Точная дата рождения Платона неизвестна. Следуя античным источникам, большинство исследователей полагает, что Платон родился в 428—427 годах до н. э. в Афинах или Эгине в разгар Пелопоннесской войны между Афинами и Спартой. По античной традиции днём его рождения считается 7 таргелиона (21 мая), праздничный день, в который, по мифологическому преданию, на острове Делос родился бог Аполлон. Платон родился в семье, имевшей аристократическое происхождение.

Первым учителем Платона был Кратил. Около 408 года до н. э. Платон познакомился с Сократом и стал одним из его учеников. Характерно, что Сократ является неизменным участником практически всех сочинений Платона, написанных в форме диалогов между историческими и иногда вымышленными персонажами.

После смерти Сократа в 399 г. до н. э. уехал в Мегару. По преданию, посетил Кирену и Египет в течение 399—389 годов. В 389 году отправился в Южную Италию и Сицилию, где общался с пифагорейцами. В 387 году Платон возвращается в Афины, где основывает собственную школу — Платоновскую Академию. По древним преданиям, Платон умер в день своего рождения в 347 году.

Настоящее имя Платона — Аристокл (древне-греческий: Αριστοκλής; буквально, «наилучшая слава»).

Платон — прозвище, означающее «широкий, широкоплечий».

Всего 9 лет не дожил Платон до Херонейской битвы и до Панэллинского конгресса в Коринфе, означавших конец политической самостоятельности Греции.

Новой эпохой был эллинизм, период крупного рабовладения с его огромными военно-монархическими империями, поглотившими старый классический полис. Платон ничего не знал о наступающей огромной эпохе. Но, как и все принципиальные люди его времени, он судорожно искал выход из окружавших его социально-политических отношений. Выходом для него оказалась утопия.

Так увидел свет знаменитый диалог Платона «Государство». Он состоит в общем из трех частей. В первой части (до конца пятой) обсуждается вопрос о построении идеального государства; это самая ранняя из утопий.

Один из выводов, сделанный в этой части, состоит в том, что правители должны быть философами. Книги шестая и седьмая посвящены определению слова «философ». Это обсуждение составляет вторую часть.

Третья часть состоит из обсуждения различного рода существующих государственных устройств и их достоинств и недостатков.

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... аккуратно ведет себя за столом. В период от года до трех лет у малыша закладываются ос­новы культуры поведения. ... губами. Рассмотрим, как протекает освоение бытовых процессов на первом году жизни малыша (по данным Н.М.Аксариной, Н.М.Щелованова, К.Л.Пантюхиной). В ... как организо­ванность, опрятность, аккуратность. Именно на первом году жиз­ни малыш осваивает некоторые культурно-гигиенические навы­ки, ...

Формальная цель «Государства» заключается в том, чтобы определить значение слова «справедливость». Но уже на ранней стадии было определено, что поскольку легче увидеть любую вещь в большом, чем в малом, то будет лучше исследовать то, что составляет справедливое Государство, чем то, что составляет справедливого индивида. И поскольку справедливость должна быть одним из самых важных атрибутов воображаемого Государства, то сначала нужно обрисовать это государство, а потом решить какие из его преимуществ следует назвать «справедливостью».

Платон начинает с того, что разделяет граждан на три класса: простых людей, воинов и стражей. Политическая власть в государстве должна принадлежать только последним, также, их должно быть значительно меньше, чем людей, принадлежащих к остальным двум классам. В первый раз, по-видимому, стражи избираются законодателем, после чего их власть переходит по наследству; в исключительных случаях допускается социальная мобильность.

Платон в основном интерисуется лишь стражами, которые должны являться обособленным классом.

Образование делится на две части – музыку и гимнастику. Оба эти понятия у Платона имеют более широкий смысл, чем в настоящее время: «музыка» почти так же широка, как то, что мы называем культурой, а «гимнатстика» представляет собой всё, что связано с физической тренировкой.

Культура должна быть предназначена для формирования класса благородных, аристократии, которая в утопии управляет бесконтрольно. Воспитание предполагает развитие таких качеств, как серьёзность, соблюдение внешних приличий и мужество. Так же сюда входит строгая цезура над литературой и музыкой; драма из культуры исключается.

Тренировка тела должна быть очень суровой. Предполагается определённый рацион, исключение дурных удовольствий и порока.

Что касается экономики, Платон считает, что для стражей нужно ввести радикальный коммунизм – они должны жить скромно, но это не должно мешать им быть счастливыми.

Коммунизм также применяется и к семье: считается, что друзья должны иметь всё общее, включая женщин и детей. Брак будет радикально преобразован: правители будут устраивать так, чтобы лучшие производители имели больше всего детей, для сохранения постоянной численности населения. Все дети после рождения будут отбираться у родителей, и примутся серьёные меры к тому, чтобы они друг друга не знали. Основная мысль состоит в том, чтобы свести к минимуму частнособственнические чувства и таким образом устранить препятствия, стоящие на пути к установлению духа общественности.

Должна быть «одна царская ложь», наиболее важной частью которой является догмат, что бог создал людей трех сортов; самые лучшие сделаны из золота, менее лучшие – из серебра, и простая толпа – из меди и железа. Понятно, деление это соответствует разделению общества на стражей, воинов и простых горожан. Платон считает верным заставить если не нынешнее, то последующие поколения, уверовать в этот миф. Он, по-видимому, не понимает, что принудительное принятие таких мифов несовместимо с философией и подразумевает такой род воспитания, который задерживает развитие ума.

Определение «справедливости», которое является формальной целью всего обсуждения, достигается в четвертой книге. Нам говорят, что справедливость состоит в том, что каждый выполняет свою собственную работу и не вмешивается в чужие дела: город справедлив, когда купец, наемник и страж – каждый выполняет свою собственную работу, не вмешиваясь в работу других классов. Это понимание справедливости, конечно, отлично от современного.

6 стр., 2655 слов

Философия Платона (2)

... которые начиная с дня своего рождения находятся в пещере. Итак, центральное место в философии Платона — это учение об ... система Платона — это логическое развитие основных принципов миропонимания как самого Сократа, так и ряда идей досократовской натурфилософии. Философия Платона ... используемым терминам. Почему Платона так увлекал мир идей? Потому что античный философский проект состоял в том, чтобы, ...

Определение Платона допускает возможность неравенства во власти и привелегиях без справедливости. Стражи должны обладать всей властью, потому что они являются самыми мудрыми членами общины; несправедливость, согласно Платону, имела бы место только в том случае, если бы люди, принадлежащие к другим классам, были мудрее, чем некоторые из стражей. Вот почему он предусматривает выдвижение и понижение граждан.

Следующее соображение состоит в том, что определение «справедливости» у Платона предполагает государство, организованное или согласно традиции, или согласно теории и осуществляющее в целом какой-то значительный идеал. Справедливость состоит в том, чтобы каждый выполнял свою работу, но в чём заключается эта работа? Это должно определяться или в зависимости от собственных вкусов человека, или на основании суждения государства о его способностях. Второй вариант для Платона, очевидно, более желателен. Поэтому важнейшей задачей правительства явлется определение того, в чем состоит работа человека.

Если мы спросим: чего достигнет государство Платона? – ответ будет довольно банальным. Оно достигнет успехов в войнах против государств, с относительно равным количеством населения и обеспечит средства к жизни некоторому небольшому количеству людей. Но в силу своей косности оно почти наверное не создаст ни исскуства, ни науки. Несмотря на все прекрасные слова, все, чего оно достигнет, — это умение воевать и достаточное количество еды. Платон пережил голод и военное поражение в Афинах; вероятно, он подсознательно считал, что самое лучшее, что может достичь исскуство уравление государством, — это избежать этих зол.

Государство Платона, в противоположность современным утопиям, было задумано для того, чтобы осуществить его на практике. Это было не так фантастично и невозможно, как могло бы, естественно, нам показаться. Многие из его предложений были фактически реализованы в Спарте.

В истории политических учений утопия Платона является одной из самых знаменитых. Она одновременно представляет и отражение ряда реальных черт современных Платону государств, например, Египта, и критику ряда недостатков греческих полисов, и рекомендует взамен отвергнутых идеальный тип общежития.

Маркс показал, что источником платоновского государства были его наблюдения над общим строем Египта. Он показал также, что идеальное государство Платона представляло собой лишь афинскую идеализацию египетского кастового строя.

По данному вопросу, у меня сложилось двоякое мнение. С одной стороны, воззрение Платона на государство и на роль в нем личности имеет все черты настоящей социальной утопии. Но кого могла спасти в те катастрофические времена такая утопия? Практически она имела нулевое значение даже при сочувствии к намерениям Платона со стороны некоторых государственных и общественных деятелей.

5 стр., 2185 слов

Теория познания Платона

... Познание универсальных сущностей -- «стольности», «чашности», «человечности» и т.д. -- тождественно припоминанию (греч. anamnesis). Согласно Платону, душа человека бессмертна и в состоянии после вхождения в ... подлинного знания Платон. Государство. «Олма ... Платон называет тело «гробницей души». Только любовь к мудрости (философия) ... проблемы, завещанные ему великими мыслителями прошлого. У Гераклита Платон ...

Но есть тут и положительные черты: с редким реализмом Платон понял характерную для античного полиса связь единичного с целым, зависимость личности от более широкого целого, обусловленность индивида государством. Поняв эту связь, Платон превратил ее в норму задуманного им проекта идеального общественно-политического устройства. Поначалу он верил в возможность установления идеального государства на земле, он верил, что такое же государство существует на небе. Но истино одно – такой идеал недостижим.