Курсовая работа на тему: Содействие занятости молодежи как социально уязвимой группе населения
Становление современной молодежи происходит в сложных условиях изменения старых ценностей, в период формирования новых социальных отношений.
Положение молодежи в обществе является одним из важных показателей уровня его развития, так как в облике молодежи просматриваются черты будущей социальной действительности.
На сегодняшний день, в условиях экономической и политической нестабильности, процесс социальной адаптации, вопросы трудовой занятости и профессиональной востребованности молодых людей является актуальной проблемой, так как разрушена целостная система работы с молодым поколением различных категорий. Молодежь является одной из самых уязвимых групп населения. В настоящее время социально значимые цели труда девальвированы, а моральные нормы, адекватные задачам развития общества, не сформировались. Это ведет к отчуждению юношей и девушек от труда и в перспективе содержит зародыш социальной нестабильности. Среди официально зарегистрированных безработных молодые люди составляют более 1/3. Каждый пятый молодой безработный ищет работу более 8 месяцев. Все это находится в противоречии с ожиданиями активного экономического участия молодежи в подъеме производства. Ведь именно молодежь представляет собой ту возрастную категорию, которая является наиболее перспективной в плане осуществления прогрессивной социальной роли.
Цель данной курсовой работы заключается в разработке программы содействия занятости молодежи как социально уязвимой группы населения.
Объектом курсовой работы выступает молодежь.
Предметом курсовой работы выделяется занятость среди молодежи.
Для достижения нашей цели были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические аспекты содействия занятости молодежи как социально уязвимой группы населения;
2) выявление факторов, влияющих на проблемы занятости молодежи;
3) изучить деятельность органов власти по реализации занятости молодежи;
4) провести общий анализ занятости молодежи в г.Саратове;
5) проанализировать существующие программы по трудоустройству молодежи в г.Саратове;
6) дать рекомендации по совершенствованию политики занятости в г. Саратове.
При разработке данной курсовой работы были использованы такие методы исследования как сравнение, анализ, обобщение, изучение трудов специалистов в области социальной работы, молодежной политики и политики занятости населения в г.Саратове.
Особенности работы социального педагога с семьями группы риска в микрорайоне
... непосредственно исследуется основная тема курсовой работы, раскрываются причины, по которым семья попадает в группу риска, особенности работы социального педагога с этими семьями в микрорайоне. В третьей главе разработан вариант работы с семьями из группы ...
С древнейших времен в человеческом сообществе встречались люди, которые испытывали затруднения в решении жизненных задач, так как обладали меньшим, чем другие, опытом, располагали недостаточными личностными ресурсами. Их называли уязвимыми, потому что самостоятельно они не могли существовать в трудных ситуациях, нуждались в помощи, поддержке, защите.
Человеческая уязвимость первоначально характеризовалась с позиции обусловленного фактора риска для человека, часто осложняющего существование индивида, его самореализацию и участие в профессиональной деятельности. Уязвимость в данном случае трактовалась как ограничение доступа к жизненно важным ресурсам со всеми вытекающими из этого последствиями для самой личности, ее окружения, сообщества [8].
Со временем как особую разновидность человеческой уязвимости стали рассматривать социальную, сущность которой состоит в недоступности для ряда категорий населения социальных услуг, необходимых для нормального социального становления личности, сохранения и достижения ею соответствующего социального статуса, жизненного самоопределения и продуктивного развития, что накладывает на общество дополнительные моральные и экономические обязательства, ставит в центр внимания идею защиты.
Однако при всем различии и многообразии подходов ученых к выделению групп уязвимых категорий населения все сходятся в одном: в современном мире наиболее зависимыми от государства слоями населения являются молодежь и пенсионеры, так как именно они наиболее чувствительны к любым изменениям, которые происходят в экономике и социальной политике.
Молодежь —
Нижняя возрастная граница определяется, что с 14 лет наступает физическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью (период выбора учиться или работать).
Верхняя граница определяется достижением экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности ( создание семьи, рождение детей).
В этот период человек проживает важный этап семейной и внесемейной социализации.
Социализация — это процесс становления личности, обучения, усвоения ценностей, норм, установок образцов поведения, принятых в данном обществе. У молодежи есть особые черты, которые характеризуют её как самостоятельную социально-демографическую группу[8].
Молодежь составляет 41% населения России в трудоспособном возрасте. В народном хозяйстве заняты 22,3 млн. молодых людей. Однако доля молодежи среди занятых в народном хозяйстве постоянно снижается, особенно среди рабочих промышленности, строительства и транспорта. В связи со структурными изменениями, происходящими в экономике, растет доля молодежи в непроизводственной сфере. А это требует внесения изменений в структуре ее трудовой подготовки и переподготовки. Численность молодежи на селе за 10 лет сократилась на 25% и составляет лишь около 9% сельского населения России.
Границы молодежного возраста подвижны. Они зависят от социально-экономического развития общества, достигнутого уровня благосостояния и культуры, условий жизни людей. Воздействие этих факторов реально проявляется в продолжительности жизни людей, расширении границ молодежного возраста от 14 до 30 лет [8].
1.3 Факторы, влияющие на проблемы трудоустройства молодежи
Уровень молодежной безработицы ежегодно сохраняет тенденцию к увеличению, что может говорить об отсутствие позитивных изменений на молодежном рынке труда и о влиянии негативных факторов, затрудняющих процесс трудоустройства молодежи.
Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи
... данные о влиянии факторов социальной среды на профессиональное самоопределение школьников, учащихся ПТУ, студенческой и трудящейся молодежи. В центре внимания социологов-представления молодежи о будущем, прежде ... Поставленная XXVII съездом КПСС задача "коренного улучшения подготовки молодежи к самостоятельной жизни и труду" требует дальнейшего развития социологических исследований в этой области [ ...
Первый фактор — это несоответствие спроса и предложения, порождаемое тем, что кадровые потребности работодателей диаметрально противоположны профессионально-половозрастному составу безработных [16].
Второй фактор — изменение социально-экономической ситуации в стране в конце 2008 г., вызванное общемировым экономическим кризисом. Вследствие постепенного сокращения объемов производства промышленных и потребительских товаров, остановки многих предприятий, перехода на сокращенный режим работы или практики предоставления работникам отпусков без сохранения содержания, миллионы работников лишились рабочих мест, а молодежь — возможности трудоустройства после окончания учебного заведения, и соответственно источника средств для жизнеобеспечения [12].
Третий фактор — упал престиж высокопрофессионального труда. Молодежь все больше ориентируется на труд, дающий возможность много заработать при минимальных умственных и физических затратах, на периферии общественного сознания оказались мотивы общественного долга, добросовестного труда, общественной пользы. В общественном производстве массовое распространение получила социальная и трудовая пассивность. Хотя, предполагаемая модернизация экономики и ситуация необходимости разработки мер по выходу из мирового социально-экономического кризиса возможно повысят престиж высокопрофессионального труда, что скажется некоторым образом позитивно на положении рынка труда. Так, например, Т.Шумилова утверждает, что интенсивные структурные сдвиги в пользу высокотехнологичного и информационного секторов экономики потребуют появления иной по качественным характеристикам рабочей силы, отвечающей задачам современного производства. Занятая рабочая сила будет постепенно перемещаться в более привлекательные сферы рынка труда, а также в те сферы деятельности, которые появятся вновь с высокоинтеллектуальными высокооплачиваемыми рабочими местами в области транспорта, авиации, энергетики, электроник, машиностроения и других приоритетных отраслей [1].
Возможно именно эти изменения повлекут за собой осознание молодежью необходимости получения не просто образования, а знаний и умений, являющихся факторами высокой производительности, совершенствования профессионального мастерства и залогом профессионального совершенства [22].
Четвертый фактор — проблемы профессиональной подготовки молодых специалистов.
Сейчас молодыми специалистами принято считать трудоспособную молодежь в возрасте
Работа с трудными подростками в учреждениях дополнительного образования
... с трудными подростками в дополнительного учреждениях образования 1.1 Психолого-педагогические особенности подростков трудных Главное содержание подростковоговозраста составляетего детства от переход к взрослости. Этот переход подразделяется на возраст дваэтапаподростковый и юность (ранняя и ...
Следствием этого является нерегулируемость процесса воспроизводства трудовых ресурсов страны, резкое ухудшение положения молодежи различных возрастных групп и различной степени профессиональной подготовленности, потеря среди значительной ее части значимости труда как важнейшей жизненной ценности. Многие социально-производственные структуры не способствуют рациональному использованию трудовых ресурсов. А если учесть, что речь идет о молодых специалистах, то совершенно очевидно, что такие факторы, как квалифицированный и профессиональный потенциал молодежи, ее трудовая отдача, остаются невостребованными обществом. Однако в условиях, когда многие ведущие отрасли находятся в запущенном состоянии, исчезли не только база и условия для повышения профессионального мастерства молодежи, но и сократилась потребность в подготовке специалистов по многим профессиям, в частности по инженерным, в результате чего значительная часть молодежи осталась не востребованной государством. Стремление молодежи к получению экономического, юридического, педагогического и медицинского образования приводит к перепроизводству специалистов этих и некоторых других категорий. Например, по данным городской службы занятости в 2007 году безработных имеющих профессию «бухгалтер» в семь раз больше, чем спрос на них [17].
Рост числа специалистов с высшим образованием является предпосылкой повышения уровня образования работника. В то же время не следует забывать, что только в процессе трудовой деятельности полученные знания трансформируются в практический опыт и становятся достижением общества. В условиях уменьшения занятости из-за сокращения производства и закрытия целого ряда предприятий и организаций увеличение выпуска специалистов с высшим образованием превращается в серьезную государственную проблему. В условиях несоответствия спроса и предложения на рынке труда, актуальны проблемы профессиональной подготовки молодых специалистов.
Особенности молодежной безработицы в России (на примере Краснодарского края)
... проблемы, а также социальные ее последствия недостаточно охвачены научным сообществом. Цель работы - на основе анализа современного состояния молодежной безработицы в Краснодарском крае разработать мероприятия по улучшению положения молодежи на рынке труда ...
Л. Миляева отмечает, что узкоспециальная подготовка устаревает также быстро, как и исследовательское оборудование, и научные методики. Сейчас требуется широкообразованный специалист, умеющий общаться и принимать участие в выработке решений совместно с другими людьми, обладающий способностью заглянуть в будущее, умеющий разрешать этические вопросы в конфликтной ситуации. Для выполнения всех этих функций нужны обширные познания в области культуры, социологии, психологи [18].
Кроме того, необходимо отметить и то, что качественные характеристики образования не отвечают уровню современных требований. Это проявляется, во-первых, в ограниченных возможностях, предоставляемых различными типами образования для социального продвижения молодежи, и, во-вторых, в несоответствии уровня образования молодых людей характеру содержанию их труда, хотя на вербальном уровне для большинства молодежи (65%) знания остаются важнейшей терминальной ценностью, в обыденной жизни они часто не находят практического применения[9].
Подобное положение свидетельствует о серьезном кризисе социальных институтов системы образования, охватившем все его уровни. Ясно, что снятие этого противоречия неизбежно. Прежде всего, следует критически проанализировать опыт соединения общего и профессионального образования. По всей видимости, многолетняя попытка на практике реализовать эту идею оказалась малопродуктивной и назрела необходимость выбора другого, более конструктивного пути. По мнению Г.Г. Руденко он связан с демократизацией и гуманитаризацией общего образования на базе широкого использования новых меритократических критериев [20].
Профессиональное же образование необходимо строго увязать с реальными потребностями каждого конкретного производства, и оно должно строиться на конкурентной основе, а, кроме того, забота о подготовке молодых кадров по достаточно широкому спектру профессий могла бы выражаться и в государственном законе через договоры службы занятости с учебными заведениями. Молодое поколение в массовом порядке утратило интерес, мотивацию на получение образования, поскольку оно не обеспечивает сегодня потребностей человека в нормальном образе жизни. Свертывание научной работы привело к сильному понижению уровня образования. Многие вузы, другие учебные заведения идут по пути коммерциализации, заметно снижая уровень подготовки кадров. Все эти и ряд других причин ставят проблему кризиса в системе образования. В современных условиях исчезли базы и условиях для тренировки и повышения мастерства молодежи. Таким образом, в образовательных учреждениях отсутствует активное ознакомление молодежи с практической стороной различного рода специальностей. После получения дипломов далеко не многим удается устроиться на постоянную работу, в силу отсутствия какого-либо практического опыта. Таким образом, мы можем наблюдать снижение уровня профессиональной и гуманитарной подготовки, снижение требований к образованию, падение престижа знаний, снижение профессионализма преподавателей, их нравственного и культурного уровня и интереса к образованию у студентов, ориентация вузов на «среднего» студента. Качество профессионального образования характеризует не только объем полученных знаний и состав навыков, а готовность к определенным видам деятельности и способность их хорошо выполнять. Не случайно особенно жесткие требования рыночная экономика предъявляет системе профессионального образования. Обновление знаний во всех областях профессиональной деятельности характеризуется постоянно возрастающими темпами.
История социальной политики
... центров социальных служб для молодежи (ЦССМ), которые, в отличие от традиционных центров социального обеспечения, действующих в системе Министерства труда и социальной политики, не ... получения молодежью образования, специальной профессиональной подготовки и переподготовки; обеспечение занятости молодежи, ее правовой защиты с учетом экономических интересов, профессиональных и социальных возможностей ...
Пятый фактор — отсутствие навыков самопрезентации и поведение молодых специалистов на рынке труда.
На сегодняшний день сама молодежь недостаточно серьезно подходит к выбору профессии. Выбор профессии зачастую осуществляется безответственно, или с опорой на личные желания, не всегда адекватные спросу на рынке труда. Это усугубляется и тем, что учебные заведения, предлагают и дублируют специальности, на которые ориентирована современная молодежь, не уделяя внимания реально необходимым в настоящее время обществу профессиям. Сегодняшний работодатель настороженно относится к молодым специалистам, поскольку они обладают рядом особенностей, в том числе особенностями как субъекта рынка труда: недостаточная сформированность мотивационной сферы, неумение распорядиться имеющимися личностными ресурсами, неадекватный уровень притязаний, незнание и негативность к требованиям рынка труда, отсутствия навыков поведения на нем. Как правило, молодые специалисты, выходя на рынок труда, имеют невысокую осведомленность об основных сторонах профессиональной деятельности [13].
Проблема занятости молодежи дифференцирована по регионам, что связано с региональными экономическими условиями — общей экономической ситуацией, состоянием рынка труда, отраслевой структурой экономики. Занятость молодежи зависит в первую очередь от общей ситуации на рынке труда в данном регионе, т.е. она тесно связана с общими показателями безработицы для всего населения.
2.1 Деятельность органов власти по реализации политики занятости молодежи
В 2012 году, объявленном в России годом молодежи, было принято решение о создании Департамента молодежной политики Саратовской области. Это стало новым этапом в реализации молодежной политики. Существующая нормативно-правовая база определяет следующие приоритетные направления молодежной политики Саратовской области:
- формирование условий для гражданского становления, патриотического, духовно-нравственного воспитания молодежи;
- поддержка молодой семьи, обеспечение жильем, создание условий, способствующих увеличению рождаемости;
- профилактика асоциального поведения в молодежной среде;
- создание условий для обеспечения продуктивной занятости молодежи;
- формирование культуры здорового образа жизни, охрана здоровья молодых граждан [7].
Также содействию занятости молодежи способствует Министерство труда и занятости Саратовской области
Министерство труда и занятости Саратовской области создано для достижения следующих целей: обеспечение на территории Саратовской области реализации государственных гарантий в области занятости населения и оказания в соответствии с законодательством о занятости населения государственных услуг в сфере содействия занятости и защиты от безработицы, трудовой миграции и является объектом социальной сферы [6].
Региональная молодежная политика (на примере Белгородской области)
... молодежной политики ученый считает создание «необходимых социальных условий для развития молодежи посредством государственной и общественной поддержки инновационной деятельности, социальной защиты молодежи, ... базой, Структура работы, РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ региональная молодежная политика государственный Определение «молодежной политики», на первый ...
Министерство труда и занятости Саратовской области осуществляет следующие функции:
Таким образом, Министерство труда и занятости Саратовской области является структурным элементом Государственной службы занятости населения Российской Федерации и играет важную роль в реализации государственной и региональной политики занятости, оказывает помощь населению в трудоустройстве и подборе подходящих кадров, регулирует развитие рынка труда Саратовской области.
2.2 Анализ занятости молодежи г. Саратова
549, 2 тыс.человек
145,3 тыс.
Рисунок 1.1- Численность молодежи г.Саратова (тыс.человек)
01.01.2010 г.
Рисунок 1.2- Распределение населения г.Саратова по возрасту в %
Анализируя социальные подгруппы самой молодежи следует отметить большую долю студентов и учащихся ПУ — более 35%. При сравнении этого показателя с числом старшеклассников (12%) особо очевиден статус Саратова как областного центра: около 2/3 студентов приехали в наш город из других населенных пунктов [4].
Активизация деятельности с работающей молодежью также аргументирована: каждый второй молодой человек находится в трудоспособном возрасте и только около 1% молодежи имеет официальный статус безработного, данные представлены на рисунке 1.3.
Рисунок 1.3 — Численность социальных групп молодежи г.Саратова
Муниципальная молодежная политика — это взаимосвязанная межведомственная деятельность организаций и учреждений различных сфер: образования, культуры, здравоохранения, физкультуры и спорта, социальной защиты, трудовой занятости, правоохранительных органов, коммунального хозяйства и др.
В 2010 году в системе молодежной политики города Саратова функционировало 1 учреждение подведомственное Управлению молодежной политики администрации города Саратова — Муниципальное учреждение дополнительного образования «Центр детей и молодежи им.В.А.Перовского», которое с 01 января 2011 года переведено в муниципальное автономное учреждение «Молодежной центр города Саратова» [4].
С 1 января 2010 года Управление молодежной политики администрации города Саратова приступило к реализации новой долгосрочной целевой программы реализации молодежной политики в городе Саратове «Молодой Саратов» на
1) трудоустройство и занятость молодежи города Саратова;
2) развитие гражданственности и патриотизма города Саратова;
3) информационная политика в молодежной сфере города Саратова;
4) пропаганда здорового образа жизни в молодежной среде и оказание социально-психологической помощи молодежи города Саратова;
5) поддержка и развитие общественных объединений и творчества молодежи города Саратова;
6) реализация молодежной политики в селах и поселках города Саратова [4].
Данные подпрограммы имеют разработанную систему оценки социальной и экономической эффективности, позволяющую оценить ход выполнения программных мероприятий и их актуальность для молодежи города Саратова.
2.3 Подпрограмма «Трудоустройство и занятость молодежи города Саратова»
Целью подпрограммы «Трудоустройство и занятость молодежи города Саратова» данной подпрограммы является создание условий для социальной адаптации молодого оренбуржца в трудовой сфере и формирования у него навыков эффективной и социально позитивной самоорганизации своего свободного времени.
Государственная молодёжная политика
... молодежную политику, только другую, «удобную», используя молодежь только как средство для достижения своей политической выгоды. Интерес молодежи к политике представляет собой скорее всплески активности в наиболее ответственные моменты жизни страны, города, ...
В рамках данной подпрограммы реализовываются мероприятия по содействию в трудоустройстве молодежи, временной занятости несовершеннолетних, занятости молодежи на дворовых территориях города Саратова [5].
Данный вид муниципальных услуг оказывается непосредственно (т.е. лично) молодому жителю города Саратова на личном приеме, или в непосредственной беседе-консультации. Именно для этого были организованы пункты консультирования по вопросам занятости, а также крупные городские мероприятия с большой проходимостью посетителей: Ярмарка учебных мест для молодежи, Ярмарка рабочих мест для молодежи, цикл семинаров-тренингов в учебных заведениях «Кем быть», «Как найти работу», «Собеседование с работодателем», консультирование по вопросам профессиональной пригодности и склонности и т.д.
Анализируя итоговые данные, необходимо отметить, чтоб общий охват молодежи города Саратова профориентационной деятельностью за 9 месяцев 2012 года составил 6 052 человека.
На Молодежную биржу труда с октября 2011 года по сентябрь 2012 год обратилось более 1200 человек, из них трудоустроено — свыше 150 человек. В базе вакансий за данный период имелась информация с 369 предприятий о 786 свободных вакансиях[5].
От общего количества заполнивших анкету трудоустроено 12,5 %. Это можно объяснить тем, что на рынке труда наблюдается дисбаланс: переизбыток дипломированных специалистов «престижных» профессий, таких как бухгалтер, экономист, юрист, менеджер и острая нехватка рабочих кадров. Предприятиям, в основном, нужны рабочие руки и, прежде всего, в строительстве, сфере торговли. Так, например, имеется информация о более 80 вакансиях рабочих профессий, таких как строители, слесари, сварщики, повара, продавцы, швеи, крановщики, медсестры, санитарки, тогда как юрист — 1, бухгалтер — 1, экономистов — 0.
В сфере организации трудовой занятости подростков и молодежи в летний период Управление молодежной политики администрации города Саратова организовывает свою деятельность совместно с административными округами города Саратова, ГБУ «Центр занятости населения города Саратова», Молодежной биржей труда города Саратова и Штабами по трудоустройству несовершеннолетних [5].
Ежегодно в апреле Управление молодежной политики администрации города Саратова совместно с Южным и Северным округами и Молодежной биржей труда города Саратова организовывает работу Штабов по трудоустройству подростков и молодежи. С февраля формируются запросы на предприятия и организации города по формированию банка вакансий временных рабочих мест для несовершеннолетних. В мая начинается прием молодежи в округах.
В летний период 2012 года в городе Саратове через Штабы было трудоустроено 2 385 подростков на 121 предприятии и организации. Заработная плата колебалась от 1 000 рублей до 8 000 рублей, в зависимости от количества отработанного времени. При этом необходимо отметить, что из общего числа предприятий 2012 года, принимающих подростков, 25,8% — это предприятия ЖКХ, 14,4% — промышленность, 10,1% — организации торговли, 47,1% — организации социальной сферы (библиотеки, больницы, учреждения дополнительного образования), 1% — предприятия сельского хозяйства, 1,5% — строительство[5].
Основные направления государственной социальной политики в РФ
... труда как одного из направлений социальной политик РФ; охарактеризовать основные социальные гарантии, предоставляемые гражданам при осуществлении социальной политики на рынке труда РФ; провести анкетирование безработных с целью определения качества услуг, предоставляемых государственной службой занятости. Структура ...
Всего на летний период было заявлено 3 875 вакансий, но в связи с нехваткой финансирования 1 490 вакансий предприятиями были отозваны.
Сохранилась тенденция по распределению обращаемости несовершеннолетних в летний период в Штабы: пик обращений пришелся на июнь и большой спад в июле: июнь — 919, июль — 783, август — 683 [5].
Хотелось бы отметить также, что были усилены меры контроля за процессом трудоустройства подростков предприятиями и организациями города Саратова.
Основные виды работ, на которых временно трудоустраиваются подростки: уборка, благоустройство и озеленение территории, работы в качестве младшего обслуживающего персонала, рекламная деятельность, подсобные работы на производственных предприятиях, работа с библиотечным фондом и т.д.
3 Совершенствование политики в области занятости в г.Саратове
Выделяют следующие основные направления совершенствования политики в области занятости молодежи в г.Саратове.
1. Обеспечение функционирования рынка труда и содействие трудоустройству молодежи:
- обеспечение гармонизации интересов работников, работодателей и государства при соблюдении основных трудовых и социальных прав работников;
- совершенствование мониторинга трудовой сферы и сбора информации о состоянии рынка труда, организация проведения научных исследований по проблемам занятости молодежи;
- повышение сбалансированности спроса и предложения на рынке труда, снижение неконтролируемого роста безработицы;
- внедрение эффективных механизмов профилирования безработных граждан и разработка соответствующих мероприятий по их трудоустройству;
2. Специальные мероприятия содействия занятости населения:
- временное трудоустройство безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите, путем частичной компенсации расходов работодателям на организацию их труда (организация занятости выпускников образовательных учреждения);
- совершенствование организации общественных и временных работ на основе повышения их социального статуса с учетом ситуации на рынке труда, запросов граждан и потребностей работодателей;
— — содействие предпринимательству посредством финансовой и организационно-методической поддержки безработных граждан, решивших создать собственное дело, участие в разработке целевых программ содействия развитию предпринимательской инициативы населения города и поддержки малого предпринимательства.
3. Повышение качества рабочей силы:
- совершенствование системы профессионального обучения и профессиональной ориентации населения, в том числе безработных граждан и незанятого населения, с целью повышения их конкурентоспособности на рынке труда;
- повышение мотивации незанятых граждан к трудовой деятельности и формирование их активной позиции, ориентированной на самостоятельный поиск работы;
- усиление влияния на сохранение и укрепление кадрового потенциала организаций города в условиях их реформирования и реструктуризации; применение как традиционных, так и новых форм работы, повышающих статус профессионального обучения как одного из основных направлений активной политики занятости.
4. Социальная поддержка граждан при безработице:
- своевременное начисление пособий по безработице;
- оказание материальной и иной помощи безработным и членам их семей;
- обеспечение выплаты стипендий гражданам, обучающимся по направлению службы занятости.
5. Обеспечение функционирования службы занятости:
- совершенствование структуры службы занятости, методов управления, повышение профессионального уровня ее персонала;
- обеспечение функционирования программно-технических средств, каналов обмена информацией, локальных вычислительных сетей.
В ближайшем будущем нужно более активно работать в таких направлениях как: освещение в средствах массовой информации проблемы трудовой занятости населения, целесообразно вести специальную рубрику в изданиях, посвященную безработице и проблемам, связанным с ней; увеличения количества методической литературы, по вопросам организации трудоустройства населения, в том числе юридической литературы;
— Также существует потребность в полноценной и объективно предоставляемой информации, которая диктует необходимость в упорядочивании информационных потоков и создании систематизированных баз данных. Существует необходимость в выстраивании высокоэффективной схемы взаимодействия между всеми ведомствами, заинтересованными в проведении правильной и целенаправленной политики занятости.
Политика занятости является областью экономического и социального регулирования, цели которого выходят далеко за рамки простого смягчения последствий безработицы — трудоустройства безработных, их профессиональной ориентации, переобучения, выплаты, им пособий. Ведущую, системообразующую роль достижения целей политики занятости играет государство. Проведение государственной политики занятости требует координации деятельности целого ряда органов государственного управления — службы занятости, органов управления профессиональным образованием, общественных организаций, включая профсоюзы, государственных и коммерческих предприятий, учреждений, фирм
Заключен
Молодежь — социально-демографическая группа, ограниченная возрастными границами (от 14 до 30 лет), со своим специфическим образом жизни, стилем поведения, культурными нормами и ценностями, находящаяся в состоянии перехода от преимущественного свойства быть объектом общественного воздействия к преимущественному свойству быть субъектом социально-преобразующей деятельности.
Проблема безработицы является самой важной проблемой молодежи, одной из фундаментальных в развитии и функционировании человеческого общества.
Безработицу предопределяют различные факторы: научно-технический прогресс, структурные изменения в экономике, повышение производительности труда, сокращение живого труда.
Выделяют различные виды безработицы: естественная, фрикционная, институциональная, добровольная, вынужденная, технологическая, структурная, региональная, циклическая, массовая, хроническая.
В то же время решающее значение имеет поведение самих молодых людей, в зависимости от оценки молодежи ролью работы в своей жизни.
По сформированности данных типов поведения определяется готовность молодежи к участию в новых социально-экономических отношениях.
В нынешних условиях молодежь сильно ориентирована на материальные ценности.
С ростом малого и среднего предпринимательства, что создает благоприятные возможности для привлечения трудоспособных, наблюдаются и негативные тенденции — теневая экономика, преступный мир, «легкие» деньги.
Наименьшее количество молодых безработных с высшим профессиональным образованием. Конкурентоспособность и востребованность на рынке труда неразрывно связаны с качеством полученного первичного профессионального образования, а также соответствием профиля профессиональной подготовки структуре спроса на рабочую силу.
Безработица имеет исключительно негативные социальные последствия: жизненная неустроенность, ухудшение отношений в семье, разводы, всплеск нервно-психических заболеваний, социальный пессимизм, преждевременная смертность и другие.
Решение острой проблемы профилактики безработицы возможно лишь при реализации последовательной государственной молодежной политики.
Социальная работа с молодежью является частью государственной молодежной политики, которая представлена основными направлениями: содействие в трудоустройстве, оказание помощи в профессиональной подготовке, а также стимулирование образования гибкого рынка труда. Разработаны и действуют федеральные, республиканские, городские программы, являющиеся механизмом реализации государственной молодежной политики. В данных программах разработаны мероприятия по трудоустройству, временной и вторичной занятости в летний период. С учетом этих целей открыты службы занятости, молодежные биржи.
У большинства молодежи постепенно происходит смена модели социально-экономического поведения от пассивно-выжидательной на активно-деятельностную. Молодежь должна рассматривать себя как объект и как субъект социальной работы.
Экономические меры и меры, предусматривающие совершенствования работы службы занятости населения, молодежной биржи труда, реорганизацию системы образования, направленные на профилактику безработицы должны затрагивать широкий комплекс проблем экономического и социального характера и быть ориентированы на совместные действия органов законодательной и исполнительной власти федерального и регионального уровней.
Изучив опыт работы по профилактике безработицы среди молодежи в г.Саратове, можно взять на вооружение различные приемы реализации этого направления. Выяснилось, что у государственной молодежной политики есть свои недостатки, которые мешают создавать благоприятные условия для реализации трудовых инициатив молодежи, обеспечивать ее занятость.
Для решения конкретных проблем в сфере содействия занятости молодежи, разработан проект подпрограммы «Трудоустройство и занятость молодежи города Саратова», который поможет созданию условий для социальной адаптации молодого оренбуржца в трудовой сфере и формирования у него навыков эффективной и социально позитивной самоорганизации своего свободного времени.
Презентация к курсовой работе:
Скачать: