Знание психологии первичных человеческих групп является необходимой предпосылкой научной организации и руководства социальными процессами в коллективе, трудовой деятельности.
В коллективе определяющими являются непосредственные отношения и взаимодействия между ее членами, эмоциональный контакт, податливость или сопротивление групповому давлению, социально-психологическая совместимость и т.д. В коллективе определяющими выступают те взаимодействия и взаимоотношения людей, которые опосредованы целями, задачами и ценностями совместной деятельности, то есть ее реальным общественным и личностно значимым содержанием.
Любая организация имеет в своем составе самые различные группы. В группах собираются люди, каждый из которых обладает индивидуальностью, имеет свой характер и темперамент, определенный склад ума и интеллекта, мир своих ценностей и интересов. Решая общие задачи, общаясь, эти индивидуальности образуют систему межличностных отношений, которые строятся на восприятии и понимании людей друг другом. Современные научные исследования доказали, что характер межличностных отношений и взаимодействий оказывает существенное влияние на эффективность деятельности, как малой группы, так и организации в целом.
Среди комплекса проблем социальной психологии особую роль играет проблема социальной лености. Задачей этой области является повышение эффективности производства за счет всестороннего развития и разумного применения творческих сил человека, повышение уровня его квалификации, компетентности, ответственности, инициативы.
В современных условиях социального и экономического развития общества государство предъявляет более высокие требования к эффективности профессиональной деятельности личности. В связи с этим вопросы групповой динамики, в частности, социальной лености, позволяющие обеспечить сознательный и рациональный подход к профессиональной деятельности, приобретают большое теоретическое и практическое значение.
Актуальность темы исследования определяется выявленным противоречием, которое заключается в том, что, факторы формирования социальной лености в производственных отношениях, характеристики личности способствующие или препятствующие формированию социальной лености, элементы организационной культуры как детерминанты развития социальной лености еще недостаточно проработаны и находятся в поле зрения отечественных ученых.
Планирование социального развития коллектива в организации
... планирования исследуемого предприятия. Задачи данной курсовой работы: 1) изучить теоретические основы социального развития персонала; 2) проанализировать работу отдела социального развития ОАО "Молочный Мир"; 3) проанализировать систему планирования социального развития коллектива компании; 4) разработать рекомендации по совершенствованию социального планирования ...
Объектом исследования выступают динамические процессы в группах.
Предмет исследования – феномен социальной лености в производственных отношениях.
Цель – выявить особенности феномена социальной лености в производственных отношениях.
Одной из причин формирования социальной лености Ф. Зимбардо видит в направленности контроля деятельности социальных учреждений">личности и в локусе контроля (12).
Люди с экстернальным (внешним) локусом контроля полагают, что их успехи и неудачи регулируются внешними факторами, такими как судьба, удача, счастливый случай, влиятельные люди и непредсказуемые силы окружения. Напротив, люди с интернальным (внутренним) локусом контроля верят в то, что удачи и неудачи определяются их собственными действиями и способностями (внутренние, или личностные факторы).
Следовательно, личностные факторы, такие как локус контроля могут оказывать влияние на формирование социальной лености респондентов. социальные установки личности. Такая связь может быть обнаружена посредством изучения локуса контроля с помощью методики “Когнитивная ориентация (локус контроля)» Дж. Роттера и выявления особенностей направленности личности с помощью Ориентационной анкеты В. Смекайла и М. Кучера. Целесообразно в соответствии с темой исследования данные характеристики определить и испытуемых с разной эффективностью производственных отношений, т.к. социальная леность, по мнению Н.И. Семечкина оказывает влияние на успешность производственной деятельности (23).
Следовательно, гипотеза исследования состоит в утверждении, что локус контроля и направленность личности являются детерминантами формирования социальной лености в производственных отношениях.
Задачи исследования:
Исследовать теоретические основы изучения психологии социальных групп.
Изучить психологические динамических групповых процессов.
Проанализировать подходы к определению понятия социальной лености в социальной психологии.
Эмпирически (посредством методов тестирования, наблюдения и беседы) изучить феномен социальной лености в производственных отношениях.
Представить эмпирические данные в табличном и графическом виде.
Проанализировать результаты эмпирического исследования на предмет подтверждения гипотезы.
Сформулировать выводы – обобщения по результатам теоретического анализа и сопоставить их с эмпирическими результатами.
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы феномена социальной лености в производственных отношениях
1.1. Социальная группа и психологические механизмы её саморегуляции
1.2. Динамические процессы в группах
1.3. Социальная леность как социально-психологический феномен
Глава 2. Экспериментальное изучение феномена социальной лености в производственных отношениях
2.1. Ход и процедура эксперимента
2.2. Обсуждение результатов и исследования
Маркетинговые исследования в гостиничном бизнесе
... бизнеса; — причины возникновения проблем и эффективные пути их решения; — рынок потенциальных потребителей услуг; — новые услуги, в которых испытывают потребность клиенты, и т. д. Кроме того, исследования ... фирмы, с которыми работает гостиничное предприятие. Среди них — ... в информации и разрабатывают маркетинговые информационные системы. Маркетинговая информационная система Хорошая маркетинговая система ...
Заключение
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/sotsialnaya-lenost/
Приложение 1. Бланк к методике “Когнитивная ориентация (локус контроля)» (Дж. Роттер)
Приложение 2. Бланк к методике «Ориентационная анкета» В. Смейкала и М. Кучера
Приложение 3. Примеры ответов респондентов
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/sotsialnaya-lenost/
1. Авермат Э. Социальное влияние в малых группах // Перспективы социальной психологии. – М., 2001. – С.504-547.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1988. – 432с.
3. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская П.А. Современная социальная психология на Западе. М., 1978. – 332с.
4. Андриенко Е.В. Социальная психология – М., 2001. – 246с.
5. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. – М., 1999. – 332с.
6. Большакова А.Н. Социальная психология для менеджеров. – Ростов-н/Д., 2004. – 352с.
7. Бэрон Р., Керр Н., Миллер Н., Социальная психология группы: процессы, решения, действия – СПб., 2003. – 272 с.
8. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: Руководство для высшего управленческого персонала. – М., 2004. – 246с.
9. Донцов А.И. О понятии «группа» в социальной психологии // Вестник московского университета. Сер.14.- Психология.-1997, №4. – С.167-185.
10. Коллектив и личность / Под ред. К.К. Платонова. – М.: Прогресс, 1975.
11. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СП-б., 2000. – 560с.
12. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. – СПб., 2000. – 422с.
13. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. – СП-б., 2000. – 512с.
14. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. – Минск,1977. – 228с.
15. Крысько В.Г. Социальная психология. – М., 2002. – 396с.
16. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. – М., 1976. – С.119-134.
17. Майерс Д. Социальная психология. – СПб: Питер, 2000.
18. Мокшанцев Р.И., Мокшанцева А.В. Социальная психология. – М., 2001. – 408с.
19.Немов Р.С. Психологические условия и критерии эффективности работы коллектива. – М., 1982. – 364с.
20. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. — СПб., 1999. – 442с.
21.Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. – М., 1978. – 176с.
22. Ромашов О.В., Ромашова Л.О. Социология и психология управления. – М., 2002. – 416с.
23. Семечкин Н.И. Социальная психология. – СПб., 2005. – 384с.
24. Смирнов Э.А. Основы теории организации. – М., 2000. – 375с.
25. Современная зарубежная социальная психология / Под ред. Г.М. Андреева. – М., 1984. – 256с.
26. Социальная психология / Под ред. Г.П. Предвечного. – М., 1975. – 319с.
27. Социальная психология: Учебное пособие для вузов / Отв. ред. А.Л. Журавлев. – М., 2002. – 384с.
28. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. – Ростов-н/Д., 1999. – 328с.
29. Сущенко С.А. Социальная психология. – Ростов-н/Д., 2005. – 345 с.
30. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 2001. – 648с.
Психология индивидуального стиля управления
... и попытке сформулировать эффективное использование стилей управления. В настоящее время остаются весьма актуальными проблемы индивидуального стиля управления и выработки управленческого решения. Формы, ... реально выполняемых функциях проявляется «рисунок» или стиль деятельности руководителя. 1.1 Ситуационный подход к теории руководства Личностные качества руководителя являются существенными ...
31. Ярошевский М.Г. История психологии от античнос¬ти до середины XX века. – М., 1996. – 339с.